7


  • Учителю
  • Программа внеурочной деятельности по курсу «Азбука театра»

Программа внеурочной деятельности по курсу «Азбука театра»

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Пояснительная записка.

Театр - это синтезированный вид искусства, вбирающий и музыку, и живопись, и архитектуру, и, конечно же, все, что связано непосредственно с игрой актера - живого человека, а так же литературу, ведь недаром драматические произведения считаются шедеврами мировой литературы.

«Известная истина о том, что искусство воспитывает, не так проста и однозначна. Только выявив своеобразие данного вида искусства, можно представить, как протекает тонкий и сложный процесс его идейно- нравственного и эстетического воздействия, его влияния на формирование взглядов, чувств, эстетических критериев ребят.

Театр как вид искусства предъявляет особые требования к воспитанию. В отличие от ряда других искусств, где человек принимает готовые результаты творчества, в театре он присутствует при самом творческом акте»

Крупнейший советский психолог Л. С. Выготский писал, что занятие творчеством, в большей или меньшей мере являясь уделом всех, оказывается нормальными и постоянными спутниками детского развития» Действенная форма изображения, по его мнению, отвечает двигательной природе детского воображения. Деятельность ребенка в области искусства дает новое и остающееся на всю жизнь направление его фантазии.

Эстетическое воспитание должно пронизывать всю работу. Каждым занятием мы должны воспитывать у ребят не только чувство прекрасного, но и иммунитет к пошлости, жестокости, грубости не только в отношениях людей, но и в художественных произведениях. Мы должны научить обучающихся чувствовать красоту, причем, в разных стилях и направлениях. Этому нужно учить на каждом занятии, в каждом упражнении, доказывая на примере, насколько простота и естественность красивее наигранности. Именно на это направлена данная программа.

Особенность программы - деятельный подход к воспитанию, образованию ребенка, т.е. ребенок вовлекается в творческую деятельность, где он выступает как исполнитель, как автор, сценарист, режиссер, по большому счету. Необходимость ощутить на себе роль художника творца требует от него осмысления действительности, выявления своего собственного отношения, позиции, а значит, внутренней свободы открытости в противовес замкнутости и зажиму, характерным для всех детей.

Все годы обучения идет совершенствования речевого аппарата, включая навык четкого произношения звуков, постановку дыхания, развития динамического диапазона голоса, развитие и совершенствование навыка работы над художественным текстом. Вместе с тем происходит освоение речи героя, поиск его внешнего облика, манеры поведения, вскрытие подтекста и создание внутренних монологов, общение с партнерами в сценическом пространстве, умение держать заданный темпо ритм.

В процессе творческой деятельности ребенок овладевает, по большому счету, навыками актерского мастерства, получает представление об образах литературных произведений, работая над разножанровой литературой, он постепенно осваивает элементы общечеловеческой культуры.

В связи с разновозранностью групп программа требует индивидуального подхода к каждому ребенку, необходимо работать по всем основным задачам курса.

Основные задачи курса.

  1. Научить детей говорить четко, правильно и выразительно.

  2. Знакомство с разными формами текста - проза, поэзия, драматургия, и приобретение навыков по работе с ними.

  3. Расширение кругозора через знакомство с новыми авторами и их произведениями, а также благодаря углубленному изучению уже известных произведений в ходе работы над ними.

  4. Работа над действенной структурой роли.

  5. Развитие дыхания, дикции, диапазона голоса.

  6. Работа актера над собой (умение владеть своей душой, вниманием и телом). Для этого актеру дается целый ряд упражнений, после которых в нем развивается чувство правды и умение находить правильное сценическое самочувствие вообще и в каждой роли в частности.

  7. Работа актера над ролью учит как разбираться в материале, развивает логическое мышление, учит найти логику в поступках персонажа, помогает понять поступки окружающих.

Краткое содержание программы.

Первый год обучения.

  1. Роль правильной четкой и выразительной речи во взаимоотношениях между людьми.

Устная речь, ее значение в общении людей.

  1. Дыхание.

Фазы дыхания; Дыхательный аппарат - легкие, грудная клетка, диафрагма. «Дышать грудью», « дышать животом».

Упражнения на работу по диапазону дыхания:

« убить комара»,

«воздушный шарик»,

«вот дом, который построил Джек».

Комплекс упражнений для восстановления дыхания,

дыхательная гимнастика.

  1. Работа над формированием правильного голоса.

Речевой аппарат его устройство. Знакомство с основными упражнениями голосового тренинга (зависимость силы звука от силы выдоха, упражнения от шепота до крика не срывая голос).

  1. Дикция.

Комплекс упражнений разогревающих и разрабатывающих речевой аппарат. Упражнения по отработке сложных звуков и звукосочетаний. Работа над скороговорками, типы скороговорок на сложные звукосочетания , на сложносочиненные слова, на сложные логические окончания, учим скороговорки работаем над четкостью произношения.

5.Театр синтетический вид искусства.

Искусство, театр и его особенности. Роль музыки, литературы , изобразительного искусства в создании спектакля. Роль театра в нравственном воспитании.

6. Развитие памяти.

Память- способность сохранять и воспроизводить в сознании прежние впечатления и опыт. Виды памяти. Необходимость развития памяти в жизни и для работы на сцене.

Упражнения для развития памяти.

- запомнить одежду и положение учащихся в творческом полукруге, в усложненном варианте позы учащихся по кабинету.

- Запомнить экспозицию из мелких предметов и уметь восстановить ее.

- Запомнить движения и повторить их (ритм, походка, набор жестов).

-Запомнить и повторить набор звуков, текст.

7. Развитие внимание.

Произвольное и непроизвольное внимание, каналы восприятия, круги внимания. Помощь, оказываемая вниманием в учебном процессе. Роль внимания в актерской работе.

Упражнения на развития внимания.

«Слушаем аудиторию»,

«Хлопок»,

«Найти вещь».

  1. Развития воображения.

Воображение- способность фантазировать, мысленное представление и его структура. Где и как мы используем наше воображение. Роль воображения в работе актера.

Упражнения на развитие воображения.

- оправдать звук,

- оправдать предмет,

- придумать сказку о любимой игрушке,

- сказка по кругу,

- игра в ассоциации.

  1. Предлагаемые обстоятельства.

Их роль в жизни и создании спектакля. Значения изменения предлагаемых обстоятельств.

Упражнение.

- определить предлагаемые обстоятельства в заданной ситуации,

- работа над сюжетными этюдами.

  1. Действие - выразительное средство театра.

Структура действия, природа театрального действия.

«оценка» « пристройка» « воздействие».

Бессловесное действие.

Действия без предмета.

Второй год обучения.

1. Дыхание.

Фазы дыхания; Дыхательный аппарат - легкие, грудная клетка, диафрагма. «Дышать грудью», « дышать животом».

Упражнения на работу по диапазону дыхания:

« убить комара»,

«воздушный шарик»,

«вот дом, который построил Джек».

Комплекс упражнений для восстановления дыхания,

дыхательная гимнастика.

2.Работа над формированием правильного голоса.

Речевой аппарат его устройство. Знакомство с основными упражнениями голосового тренинга (зависимость силы звука от силы выдоха, упражнения от шепота до крика не срывая голос).

3. Дикция.

Комплекс упражнений разогревающих и разрабатывающих речевой аппарат. Упражнения по отработке сложных звуков и звукосочетаний. Работа над скороговорками, типы скороговорок на сложные звукосочетания , на сложносочиненные слова, на сложные логические окончания, учим скороговорки работаем над четкостью произношения.

4.Театр синтетический вид искусства. Искусство, театр и его особенности. Роль музыки, литературы , изобразительного искусства в создании спектакля. Роль театра в нравственном воспитании.

5. Развитие памяти.

Память- способность сохранять и воспроизводить в сознании прежние впечатления и опыт. Виды памяти. Необходимость развития памяти в жизни и для работы на сцене.

Упражнения для развития памяти.

- запомнить одежду и положение учащихся в творческом полукруге, в усложненном варианте позы учащихся по кабинету.

- Запомнить экспозицию из мелких предметов и уметь восстановить ее.

- Запомнить движения и повторить их (ритм, походка, набор жестов).

-Запомнить и повторить набор звуков, текст.

6. Развитие внимание.

Произвольное и непроизвольное внимание, каналы восприятия, круги внимания. Помощь, оказываемая вниманием в учебном процессе. Роль внимания в актерской работе.

Упражнения на развития внимания.

«Слушаем аудиторию»,

«Хлопок»,

«Найти вещь».

7.Развития воображения.

Воображение- способность фантазировать, мысленное представление и его структура. Где и как мы используем наше воображение. Роль воображения в работе актера.

Упражнения на развитие воображения.

- оправдать звук, предмет,

- придумать сказку о любимой игрушке, сказка по кругу,

- игра в ассоциации.

8.Предлагаемые обстоятельства.

Их роль в жизни и создании спектакля. Значения изменения предлагаемых обстоятельств.

Упражнение.

- определить предлагаемые обстоятельства в заданной ситуации,

- работа над сюжетными этюдами.

9. Действие - выразительное средство театра.

Структура действия, природа театрального действия.

«оценка» « пристройка» « воздействие».

Бессловесное действие.

Действия без предмета.

Словесное действие.

- вопрос-ответ,

- работа с фразой, диалогом,

- работа в этюдах:

«Телефонный разговор», «Диалог по теме»

12.Мизансцена- расположение актера на плоскости сцены.

Упражнения на построения мизансцен.

Третий год обучения.

1. Дыхание.

Фазы дыхания; Дыхательный аппарат - легкие, грудная клетка, диафрагма. «Дышать грудью», « дышать животом».

Упражнения на работу по диапазону дыхания:

« убить комара»,

«воздушный шарик»,

«вот дом, который построил Джек».

Комплекс упражнений для восстановления дыхания,

дыхательная гимнастика.

2.Работа над формированием правильного голоса.

Речевой аппарат его устройство. Знакомство с основными упражнениями голосового тренинга (зависимость силы звука от силы выдоха, упражнения от шепота до крика не срывая голос).

3. Дикция.

Комплекс упражнений разогревающих и разрабатывающих речевой аппарат. Упражнения по отработке сложных звуков и звукосочетаний. Работа над скороговорками, типы скороговорок на сложные звукосочетания , на сложносочиненные слова, на сложные логические окончания, учим скороговорки работаем над четкостью произношения.

4. Интонация.

Взаимосвязь смысла текста и интонации произношения, система символов.

Упражнения по работе с интонацией.

- система вопросов и ответов,

- работа с системой символов.

5.Орфоэпия-наука о произношении.

Роль орфоэпии в современной жизни и современном театре. Правила произношения. Работа над текстом.

6. Развитие памяти.

Память- способность сохранять и воспроизводить в сознании прежние впечатления и опыт. Виды памяти. Необходимость развития памяти в жизни и для работы на сцене.

Упражнения для развития памяти.

- запомнить одежду и положение учащихся в творческом полукруге, в усложненном варианте позы учащихся по кабинету.

- Запомнить экспозицию из мелких предметов и уметь восстановить ее.

- Запомнить движения и повторить их (ритм, походка, набор жестов).

-Запомнить и повторить набор звуков, текст.

7. Развитие внимание.

Произвольное и непроизвольное внимание, каналы восприятия, круги внимания. Помощь, оказываемая вниманием в учебном процессе. Роль внимания в актерской работе.

Упражнения на развития внимания.

«Слушаем аудиторию»,

«Хлопок»,

«Найти вещь».

8.Развития воображения.

Воображение- способность фантазировать, мысленное представление и его структура. Где и как мы используем наше воображение. Роль воображения в работе актера.

Упражнения на развитие воображения.

- оправдать звук,

- оправдать предмет,

- придумать сказку о любимой игрушке,

- сказка по кругу,

- игра в ассоциации.

9.Предлагаемые обстоятельства.

Их роль в жизни и создании спектакля. Значения изменения предлагаемых обстоятельств.

Упражнения.

- определить предлагаемые обстоятельства в заданной ситуации,

- работа над сюжетными этюдами.

10. Действие - выразительное средство театра.

Структура действия, природа театрального действия.

«оценка» « пристройка» « воздействие».

Бессловесное действие.

Действия без предмета.

  1. Словесное действие.

Упражнения.

- вопрос-ответ,

- работа с фразой,

- работа с диалогом,

- работа в этюдах:

«Телефонный разговор»

«Диалог по теме»

12.Мизансцена- расположение актера на плоскости сцены.

Упражнения на построения мизансцен.

13. Алгоритм работы над ролью.

Знакомство с основными постулатами работы актера над ролью системы К. С. Станиславского. Алгоритм работы над ролью и его роль в создании образа на сцене.

Упражнения.

-читаем пьесу (что говорят о моем персонаже другие герои, как себя оценивает мой персонаж),

- вычитываю все, что известно о персонаже,

- какой характер персонажа,

- характерность персонажа (возраст и внешние данные, среда обитания, воспитание, круг занятий, профессия).

Четвертый год обучения

1. Дыхание.

Фазы дыхания; Дыхательный аппарат - легкие, грудная клетка, диафрагма. «Дышать грудью», « дышать животом».

Упражнения на работу по диапазону дыхания:

« убить комара»,

«воздушный шарик»,

«вот дом, который построил Джек».

Комплекс упражнений для восстановления дыхания,

дыхательная гимнастика.

2.Работа над формированием правильного голоса.

Речевой аппарат его устройство. Знакомство с основными упражнениями голосового тренинга (зависимость силы звука от силы выдоха, упражнения от шепота до крика не срывая голос).

3. Дикция.

Комплекс упражнений разогревающих и разрабатывающих речевой аппарат. Упражнения по отработке сложных звуков и звукосочетаний. Работа над скороговорками, типы скороговорок на сложные звукосочетания , на сложносочиненные слова, на сложные логические окончания, учим скороговорки работаем над четкостью произношения.

4. Интонация.

Взаимосвязь смысла текста и интонации произношения, система символов.

Упражнения по работе с интонацией.

- система вопросов и ответов, работа с системой символов.

5.Орфоэпия-наука о произношении.

Роль орфоэпии в современной жизни и современном театре. Правила произношения. Работа над текстом.

6. Речевая структура роли.

Мотивация в тексте, ее роль в создании верной интонации, разбор текста, подтексты, взаимосвязь подтекстов и мотивации.

Практическая работа над текстом.

7. Развитие памяти.

Память- способность сохранять и воспроизводить в сознании прежние впечатления и опыт. Виды памяти. Необходимость развития памяти в жизни и для работы на сцене.

Упражнения для развития памяти.

- запомнить одежду и положение учащихся в творческом полукруге, в усложненном варианте позы учащихся по кабинету.

- Запомнить экспозицию из мелких предметов и уметь восстановить ее.

- Запомнить движения и повторить их (ритм, походка, набор жестов).

-Запомнить и повторить набор звуков, текст.

8. Развитие внимание.

Произвольное и непроизвольное внимание, каналы восприятия, круги внимания. Помощь, оказываемая вниманием в учебном процессе. Роль внимания в актерской работе.

Упражнения на развития внимания.

«Слушаем аудиторию»,

«Хлопок»,

«Найти вещь».



9.Развития воображения.

Воображение- способность фантазировать, мысленное представление и его структура. Где и как мы используем наше воображение. Роль воображения в работе актера.

Упражнения на развитие воображения.

- оправдать звук,

- оправдать предмет,

- придумать сказку о любимой игрушке, сказка по кругу,

- игра в ассоциации.

10.Предлагаемые обстоятельства.

Их роль в жизни и создании спектакля. Значения изменения предлагаемых обстоятельств.

Упражнения.

- определить предлагаемые обстоятельства в заданной ситуации,

- работа над сюжетными этюдами.

11. Действие - выразительное средство театра.

Структура действия, природа театрального действия.

«оценка» « пристройка» « воздействие».

Бессловесное действие.

Действия без предмета.



  1. Словесное действие.

Упражнения.

- вопрос-ответ,

- работа с фразой,

- работа с диалогом,

- работа в этюдах:

«Телефонный разговор»

«Диалог по теме»

13.Мизансцена- расположение актера на плоскости сцены.

Упражнения на построения мизансцен.

14. Алгоритм работы над ролью.

Знакомство с основными постулатами работы актера над ролью системы К. С. Станиславского. Алгоритм работы над ролью и его роль в создании образа на сцене.

Упражнения.

-читаем пьесу (что говорят о моем персонаже другие герои, как себя оценивает мой персонаж),

- вычитываю все, что известно о персонаже,

- какой характер персонажа,

- характерность персонажа (возраст и внешние данные, среда обитания, воспитание, круг занятий, профессия).

15. Сверхзадача роли и пьесы.

Практические занятия на определение сверхзадачи действия и персонажа в спектакле.

16.Темпо-ритм роли.

Работа в этюдах на определения темпо - ритма персонажа.

Пятый год обучения.

1. Дыхание.

Фазы дыхания; Дыхательный аппарат - легкие, грудная клетка, диафрагма. «Дышать грудью», « дышать животом».

Упражнения на работу по диапазону дыхания:

« убить комара»,

«воздушный шарик»,

«вот дом, который построил Джек».

Комплекс упражнений для восстановления дыхания,

дыхательная гимнастика.

2.Работа над формированием правильного голоса.

Речевой аппарат его устройство. Знакомство с основными упражнениями голосового тренинга (зависимость силы звука от силы выдоха, упражнения от шепота до крика не срывая голос).

3. Дикция.

Комплекс упражнений разогревающих и разрабатывающих речевой аппарат. Упражнения по отработке сложных звуков и звукосочетаний. Работа над скороговорками, типы скороговорок на сложные звукосочетания , на сложносочиненные слова, на сложные логические окончания, учим скороговорки работаем над четкостью произношения.

4. Интонация.

Взаимосвязь смысла текста и интонации произношения, система символов.

Упражнения по работе с интонацией.

- система вопросов и ответов, работа с системой символов.

5.Орфоэпия-наука о произношении.

Роль орфоэпии в современной жизни и современном театре. Правила произношения. Работа над текстом.

6. Речевая структура роли.

Мотивация в тексте, ее роль в создании верной интонации, разбор текста, подтексты, взаимосвязь подтекстов и мотивации.

Практическая работа над текстом.

7. Конферанс, особенности работы в конферансье.

Практическая работа- составление текста конферанса для определенного концерта.

8. Развитие памяти.

Память- способность сохранять и воспроизводить в сознании прежние впечатления и опыт. Виды памяти. Необходимость развития памяти в жизни и для работы на сцене.

Упражнения для развития памяти.

- запомнить одежду и положение учащихся в творческом полукруге, в усложненном варианте позы учащихся по кабинету.

- Запомнить экспозицию из мелких предметов и уметь восстановить ее.

- Запомнить движения и повторить их (ритм, походка, набор жестов).

-Запомнить и повторить набор звуков, текст.

9. Развитие внимание.

Произвольное и непроизвольное внимание, каналы восприятия, круги внимания. Помощь, оказываемая вниманием в учебном процессе. Роль внимания в актерской работе.

Упражнения на развития внимания.

«Слушаем аудиторию»,

«Хлопок», «Найти вещь».

10.Развития воображения.

Воображение- способность фантазировать, мысленное представление и его структура. Где и как мы используем наше воображение. Роль воображения в работе актера.

Упражнения на развитие воображения.

- оправдать звук, предмет,

- придумать сказку о любимой игрушке, сказка по кругу,

- игра в ассоциации.

11.Предлагаемые обстоятельства.

Их роль в жизни и создании спектакля. Значения изменения предлагаемых обстоятельств.

Упражнения.

- определить предлагаемые обстоятельства в заданной ситуации,

- работа над сюжетными этюдами.

12. Действие - выразительное средство театра.

Структура действия, природа театрального действия.

«оценка» « пристройка» « воздействие».

Бессловесное действие.

Действия без предмета.

Словесное действие.

Упражнения.

- вопрос-ответ,

- работа с фразой,

- работа с диалогом,

- работа в этюдах:

«Телефонный разговор»

«Диалог по теме»

14.Мизансцена- расположение актера на плоскости сцены.

Упражнения на построения мизансцен.

15. Алгоритм работы над ролью.

Знакомство с основными постулатами работы актера над ролью системы К. С. Станиславского. Алгоритм работы над ролью и его роль в создании образа на сцене.

Упражнения.

-читаем пьесу (что говорят о моем персонаже другие герои, как себя оценивает мой персонаж),

- вычитываю все, что известно о персонаже,

- какой характер персонажа,

- характерность персонажа (возраст и внешние данные, среда обитания, воспитание, круг занятий, профессия).

16. Сверхзадача роли и пьесы.

Практические занятия на определение сверхзадачи действия и персонажа в спектакле.

17.Темпо-ритм роли.

Работа в этюдах на определения темпо - ритма персонажа.

Участие в спектакле.



Требование к знаниям, умениям и навыкам обучающихся по данной программе

Первый год обучения.

Знать:

-театр как вид искусства,

-как мы воспринимаем информацию,

-внимание, три круга внимания,

-предлагаемые обстоятельства,

-действие,

- роль дыхания в речи,

-работа на опоре,

- голос

из чего он формируется,

- дикция.

Уметь:

- запомнить и восстановить порядок предметов, действий, звуков,

- запомнить и воспроизвести походку другого человека,

- повадки заданных животных,

- определить 3 круга внимания

в своей работе,

- придумать сказку про игрушку,

- определить предлагаемые обстоятельства действия,

- выполнить действие без предмета (чистить картошку, собирать бусы),

- уметь выполнять разного рода гимнастики (самомассаж, вибрационную гимнастику, дыхательную, артикуляционную, произносить скороговорки на легкие звукосочетания).

Второй год обучения.

Знать:

-простые бессловесные действия,

-«оценка»,

«пристройка», «воздействие»,

-логика действия, мотив,

- событие,

- словесное действие,

- дыхание,

голос, дикция,

орфоэпия.


Уметь:

- выполнить простейшее заданное словесное действие,

- отыграть оценку и пристройку в заданном учителе действии,

- найти мотив и логику действия персонажа,

- найти событие в действии,

- уметь выполнять разного рода гимнастики (самомассаж, вибрационную гимнастику, дыхательную, артикуляционную, произносить скороговорки на легкие и сложные звукосочетания),

- применять законы орфоэпии на практике.

Третий год обучения.

Знать:

- алгоритм работы над ролью,

- шлейф,

- характер,

характерность,

- объемное слово,

- литературные жанры,

- дыхание,

голос, дикция,

орфоэпия, интонация.




Уметь:

- найти места в произведении, где говорится о заданном персонаже,

- уметь найти шлейф персонажа,

-определить характер и характерность персонажа,

- сыграть роль в этюде заданном учителем,

- уметь выполнять разного рода гимнастики: (самомассаж,

вибрационную гимнастику, дыхательную, артикуляционную, произносить скороговорки на легкие и сложные звукосочетания),

- грамотно работать над чтецким материалом,

- уметь разобрать текст, работа с текстом.


Четвертый год обучения.

Знать:

- взаимосвязь характера и характерности,

- сверхзадача роли,

- драматургия,

- речевая структура роли

- мотивация, подтекст.

- алгоритм работы над ролью,

- темпо - ритм роли.

- мизансцена.

- орфоэпия, интонация,

речевая структура роли.

Уметь:

- грамотно воплощать на сцене образ персонажа, сыграть роль в этюде заданном учителем,

- грамотно воспроизвести интонацию, подготовить текст в авторской манере исполнения,

- объяснить речевую структуру роли,

- объяснить мотивацию, подтекст,

- уметь определять сверхзадачу роли.


Пятый год обучения.

Знать:

- темпо - ритм

роли,

- алгоритм работы над ролью,

- драматургия, полный разбор пьесы.

- речевая структура роли,

- конферанс.

Уметь:

- сохранить простроенный учителем темпо - ритм роли,

- разобрать роль, используя алгоритм работы над ролью,

- создать на сцене образ на основе разбора по алгоритму,

- разобрать речевую структуру роли

- усложненный речевой и голосовой тренинг, участие в спектакле.





 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал