7


  • Учителю
  • «Сюжетно-ролевые игры как способ повышения мотивации младших школьников».

«Сюжетно-ролевые игры как способ повышения мотивации младших школьников».

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала









Статья:

«Сюжетно-ролевые игры как форма повышения мотивации младших школьников».

Автор: Собянина Анна Владиславовна.

Учитель начальных классов ГБОУ ЦО №173 г. Санкт-Петербурга



Фундаментом любой человеческой деятельности является мотивация. Если говорить об учебной деятельности, то обязательным этапом любого современного урока является осознание, проговаривание, постановка целей урока, поскольку мотивация является своеобразным двигателем деятельности ученика. Поэтому особо актуальной на сегодняшний день является проблема формирования мотивации школьников. Если говорить о старших школьника, то тут уже более высокий уровень осознанности, связанный с выбором будущей профессии. Иную форму имеет мотивация у младших школьников, в частности, у первоклассников. В этот период происходит переход от игровой деятельности к учебной, представление и осознание того, что знания, полученные на урок, необходимы в повседневной жизни, только формируются, но порой они далеки от реальности первоклассников. И в этот момент, безусловно, на помощь педагогу приходит игра. Только она может увлечь обучающих, заинтересовать.

Основываясь на своем личном опыте преподавания в 1 классе, столкнувшись с рядом проблем не только учебного характера, но и воспитательного, я разработала форму игровой мотивации. Изначально у меня было несколько задач:

- повышение активности учеников на уроке;

- дисциплина на уроках;

- концентрация внимания на уроке;

- творческий подход к процессу обучения, развитие фантазии и воображения;

- научить самостоятельно и своевременно готовиться к уроку;

- уважительно относиться к одноклассникам, взрослым, учителям;

- создание доброжелательной атмосферы в классе, взаимовыручка и взаимоподдержка;

- бережное отношение к имуществу, школы, поддержание чистоты и порядка в классе;

- воспитание уважения к труду других людей и к своему.





На основании этих критериев я разработала игровую систему мотивации.

Каждый из учеников создавал на листе ватмана свой город. Придумывал самостоятельно название своему городу на основе своего имени (Тасинбург, Аленоград, Сант-Алиса, Алекс - сити и др).

Дети придумывают, какой формы будут улицы, реки, озера и др. объекты, дают им названия. Лучше всего исходить из увлечений ребенка, качеств характера. Например, все улицы в виде скрипичного ключа, поскольку ребенок увлекается музыкой, улица Спортивная, поскольку очень люблю спорт, озеро Стихов и т.д. Таким образом , карта этого города служит своеобразным рассказом об ученике, захватывает разные стороны личности ребенка.

Также был разработан список наград, прописаны критерии того, за что эти награды выдаются. Сами награды представляют собой маленькие значки-картинки.

Строим свои города Знаний!(Дом) - награда, которая выдается тому, кто успешно выполняет все задания на уроке, делает все вовремя, очень аккуратно и старательно!

«Сюжетно-ролевые игры как способ повышения мотивации младших школьников».«Сюжетно-ролевые игры как способ повышения мотивации младших школьников».

(Школа, банк, магазин, театр, парк и др. общественные места) - награда, которая выдается тому, кто соблюдает правила поведения в столовой и на переменах, уважительно относится к имуществу школы.

«Сюжетно-ролевые игры как способ повышения мотивации младших школьников».

(Дерево) - эта награда достается тому, кто всегда вовремя готовится к уроку (то есть делает это на перемене перед уроком и ничего не забывает), не опаздывает.

«Сюжетно-ролевые игры как способ повышения мотивации младших школьников».

(Жители города) - эта награда достается самым дружелюбным, тем, кто ни с кем не ссорится, ведет себя вежливо по отношению к другим, не ябедничает, а помогает друзьям в трудных ситуациях!

«Сюжетно-ролевые игры как способ повышения мотивации младших школьников».

(Башня) - эта награда достается тем, кто выполняет ответственные поручения учителя и никогда не забывает о них!

«Сюжетно-ролевые игры как способ повышения мотивации младших школьников».«Сюжетно-ролевые игры как способ повышения мотивации младших школьников».«Сюжетно-ролевые игры как способ повышения мотивации младших школьников».

(мост, озеро, уточка) - награда для самых дисциплинированных, кто внимательно слушает на уроках, не отвлекается, выполняет все задания, не выкрикивает ответы, а поднимает предварительно руку и не перебивает учителя и своих одноклассников.

«Сюжетно-ролевые игры как способ повышения мотивации младших школьников».

(цветы) - награда для самых аккуратных, у кого на парте всегда прибрано, все вещи лежат на своих местах, во всем чистота и порядок!















Учебный и воспитательный процессы облачаются в игровую форму, которая избавляет педагога от назидательных запретов, строгих школьных правил. «Сюжетно-ролевые игры как способ повышения мотивации младших школьников».





«Сюжетно-ролевые игры как способ повышения мотивации младших школьников».«Сюжетно-ролевые игры как способ повышения мотивации младших школьников».

Во втором классе мы развили эту тему и уже строили свои государства. Сначала необходимо провести вводный классный час, на котором можно рассказать о разных формах государственного устройства, системах управления, сравнить формы правления в разных странах, включить в рассказ различные исторические сведения, чтобы дети могли выбрать форму правления своего государства, свой титул (вождь,король, царь, император, президент и т.д.). Следующий этап - придумываем название и свод законов, по которым могут жить жители государства. Здесь тоже необходимо обсудить этот момент с детьми, поскольку эти правила не должны противоречить правилам школы, этики и морали, какие законы нужны, чтобы государство процветало, а его жителям жилось в нем комфортно.

В третьем классе дети уже настолько увлекаются идей создания своих «городов знаний», что уже активно включают свою фантазию и начинают придумывать дальнейшие формы развития своих городов и государств. Мы продолжаем фантазировать на основе своих знаний о Вселенной, даем название планетам, придумываем, чем планета отличается от всех остальных, рисуем её. Например, создание своей планеты. Возможен такой вариант, что за определенное количество значков планета начинает увеличиваться в диаметре на несколько сантиметров, на планете появляется вода, живые существа и т.д.

Результаты долго не заставят ждать. Учеба таким образом превращается в увлекательное приключение, обязательно найдется то, за что ребенку можно дать награду, даже если он слаб в учебной деятельности, у него появляется уверенность в своих силах и желание, чтоб его город развивался, при это есть наглядная картинка работы ученика, важная для его самооценки и для того, чтобы родители могли оценить достижения ребенка в школе, особенно в 1 классе, когда еще не ставят отметки.



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал