7


  • Учителю
  • Подвижные игры детей 1 классов

Подвижные игры детей 1 классов

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

МБОУ СОШ №83

Подвижные игры детей





выполнила:

учитель физической культуры

Преснякова Елена Петровна

ульяновск - 2013

содержание



Глава I. Подвижные игры детей.

  1. введение

  2. роль и место данного курса.

глава II. Учебно-тематическое планирование.

2.1. календарно-тематическое планирование учебного материала.

глава III. содержание программы.

3.1. разминочные игры.

3.2. игры на общение и взаимопонимание.

3.3. игры в круге.

3.4. поисковые игры.

3.5. игры-догонялки.

3.6. спокойные игры.

3.7. игры зимой на воздухе.

3.8. игры на ловкость, выносливость.

глава IV. методическое обеспечение программы.

4.1. описание игр.

глава V. использоваине подвижных игр в развитии двигательных умений и навыков детей.

заключение.

список литературы.



Пояснительная записка

Данная программа составлена на основе программы по внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для младшего школьного возраста. Программа рассчитана на 33 часа (1 час в неделю) в 1 классах, 34 часа- во 2,3 классах. Программа составлена учителями физической культуры МБОУ СОШ №22 Бородиной И.И., Феклистовой С.Н., утвержденная заведующим кафедрой ФК ОБГУО ДПО УИПКПРО к.п.н.. профессор Гордеев Ю.А. в 2011 году.

Подвижная игра - естественный спутник жизни ребёнка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой.

Подвижные игры являются одним из традиционных средств педагогики. Испокон веков в играх ярко отражается образ жизни людей, их быт, труд, представление о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений. Проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю, стремление к победе.

Подвижные игры являются частью патриотического, эстетического и физического воспитания детей. У них формируются устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создаются эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств: любви к Родине, её культуре и наследию. Это один из главных и основополагающих факторов детского физического развития. Они нравятся практически всем школьникам без исключения, так как способствуют совершенствованию двигательной координации, мышечной активности, физического равновесия, а также развитию силы, подвижности, ловкости, активности и быстроты реакций. Более того, все подвижные игры имеют занимательный характер, тем самым настраивая ребёнка на позитивное восприятие мира, на получение положительных эмоций. По содержанию все подвижные игры классически лаконичны, выразительны и доступны детям.

Новизна программы состоит в том, что она не только объединила в себе теоретические сведения об игровых традициях русского народа, но и учитывает потребность детей младшего школьного возраста в двигательной активности. Позволяет формировать осознанный выбор здорового образа жизни, создает эмоционально положительную основу для развития патриотических чувств любви и преданности Родине.

Практическая значимость данной программы заключается в том, что она создает условия возрождения русских народных игр и помогает делать досуг детей содержательным и полезным.

Подвижные игры оказывают благотворное влияние на рост, развитие и укрепление костно-связочного аппарата, мышечной системы. На формирование правильной осанки детей. Благодаря этому большое значение приобретают подвижные игры, вовлекающие в разнообразную, преимущественно динамическую, работу различные крупные и мелкие мышцы тела.

Русские народные игры являются частью интернационального, художественного и физического воспитания школьников. У них формируется устойчивое, заинтересованное и уважительное отношение к родной стране.

Представленная программа «Русские народные подвижные игры» построена с учетом требований программы «Физическая культура» Лисицкая Т.С., Новикова Л.А. Она предусматривает закрепление в игровых заданиях двигательных навыков полученных на уроке физической культуры.

Алгоритм работы с играми.

  1. Знакомство с содержанием игры.

  2. Объяснение содержания игры.

  3. Объяснение правил игры.



  1. Разучивание игр.

  2. Проведение игр.

Цель программы: создание условий для физического развития детей, формирование личности ребёнка средствами подвижных игр через включение их в совместную деятельность.

Задачи, решаемые в рамках данной программы:

  • активизировать двигательную активность младших школьников во внеурочное время;

  • познакомить детей с разнообразием подвижных игр и возможностью использовать их при организации досуга;

  • формировать умение самостоятельно выбирать, организовывать и проводить подходящую игру с учётом особенностей участников, условий и обстоятельств;

  • создавать условия для проявления чувства коллективизма;

  • развивать: сообразительность, речь, воображение, коммуникативные умения, внимание, ловкость, инициативу, быстроту реакции, и так же эмоционально-чувственную сферу;

  • развивать умения ориентироваться в пространстве;

  • обучение жизненно важным двигательным навыкам и умениям применению их в различных по сложности условиях;

  • воспитывать культуру игрового общения, ценностного отношения к подвижным играм как наследию и к проявлению здорового образа жизни.



Роль и место данного курса.

Русские народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков, в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе.

Передовые представители культуры: К.Д. Ушинский, Е.А. Покровский, Д.А. Виноградов и др., заботясь о просвещении, образовании и воспитании детей, призывали повсеместно собирать и описывать русские народные игры, чтобы донести до потомков народный колорит обычаев, оригинальность самовыражения того или иного народа, своеобразие языка.

Народные игры являются неотъемлемой частью интернационального, художественного и физического воспитания школьников. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей.

У них формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создается эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств.

Содержание программы определено с учётом:

  • возрастных, психофизиологических и индивидуальных особенностей учащихся, интересов и потребностей учащихся.

  • тенденции развития воспитания и образования.

В результате освоения программного материала по внеурочной деятельности обучающиеся должны:

иметь представление:

  • о связи занятий физическими упражнениями с укреплением здоровья и повышением физической подготовленности;

  • о режиме дня и личной гигиене;

  • о способах изменения направления и скорости движения;

  • о народной игре как средстве подвижной игры;

  • об играх разных народов;

  • о соблюдении правил игры

уметь:

  • выполнять комплексы упражнений, направленные на формирование правильной осанки;

  • выполнять комплексы упражнений утренней зарядки и физкультминуток;

  • играть в подвижные игры;

  • выполнять передвижения в ходьбе, беге, прыжках разными способами;

  • выполнять строевые упражнения;

  • соблюдать правила игры

ожидаемый результат

  • Укрепление здоровья детей, формирование у них навыков здорового образа жизни.

  • Обобщение и углубление знаний об истории, культуре народных игр.

  • Развитие умений работать в коллективе.

  • Формирование у детей уверенности в своих силах.

  • Умение применять игры самостоятельно.

Задачи:

обучающие

  • познакомить детей с многообразием русских народных игр

  • приобщить к национальной культуре России

  • научить детей самостоятельно и с удовольствием играть

воспитательные

  • воспитание дисциплинированности, доброжелательного отношения к товарищам, навыков здорового образа жизни

развивающие

  • развитие навыков совместной деятельности, умения сотрудничать со сверстниками, с других детей, навыков толерантного поведения согласовывать собственное поведение с поведением.

Отличительной особенностью данной программы является то, что она дает возможность закрепить навыки, полученные на уроках физической культуры; увеличить двигательную активность детей с разными физическими возможностями, позволяя им реализовать потребность в движении и общении со сверстниками; увеличить пребывание на свежем воздухе; дать представление о русских народных играх, составляющую основу национальной культуры России; познакомить с играми других народов, сформировать навыки толерантного поведения детей.

Содержание и организационные формы реализации, предложенные в программе разработаны на основе следующих принципов здоровье сберегающей педагогики:

- принцип оздоровительной направленности;

- принцип «Не навреди!»;

- принцип активности;

- принцип доступности и индивидуализации;

- принцип успешности.

Программа рассчитана на детей 7-9 лет. Психологической особенностью младшего школьного возраста является сензитивность для:

  1. Раскрытия индивидуальных особенностей и способностей.

  2. Развития навыков самоконтроля, самоорганизации и саморегуляции.

  3. Становление адекватной самооценки, развития критичности по отношению к себе и окружающим.

  4. Усвоение социальных норм нравственного развития.

  5. Развитие навыков общения со сверстниками, установления прочных дружеских контактов.

Занятия проводятся 1 раз в неделю по одному часу во внеурочное время. Общее количество занятий 33 часа в 1 классе, 34 часа в 2,3 классах. Групповые занятия проходят в форме игры, беседы, экскурсии. Подразумевается, что по окончании занятий учащиеся будут обладать определенной суммой знаний по культурно-историческому наследию русского народа и других народов, а также приобретут навыки самостоятельной организации и проведения народных подвижных игр в свободное время.

К концу занятий учащиеся должны:

- научиться активно и самостоятельно играть во внеурочное время;

- знать русские народные игры и уметь играть в них.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

1 класс

№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

дата

По плану

фактически


Введение. Основы знаний о народной подвижной игре.

2



1

Что такое народная игра? Познакомить с историей народной подвижной игры. Понятие правил игры. Пятнашки. Фанты.

1

2

Горелки. Блуждающий мяч.

1


Игры на свежем воздухе.

3

3

Русские народные игры. «Ловушка».

1

4

Групповые игры. «Охотник и сторож»

1

5

Групповые игры. «Карусель», «Совушка»

1


Что нужно знать и уметь, чтобы никогда не болеть!

1

6

Двигательная активность и гиподинамия. Я люблю поиграть. Разучивание и организация совместных народных подвижных игр для мальчиков и девочек

1


Игры-эстафеты.

4

7

Эстафеты с мячами. Правила игры. «Бег по кочкам».

1

8

Большая игра с малым мячом. «Не упусти мяч», «Чемпионы малого мяча».

1

9

Эстафеты с бегом и прыжками.

1

10

Эстафеты с преодолением препятствий.

1


Зимние забавы

5

11

Зимой на воздухе. «Городки».

1

12

Зимой на воздухе. Скатывание шаров. «Гонки снежных комов»

1

13

Строительные игры из снега. «Клуб ледяных инженеров»

1

14

Эстафета на санках

1

15

Лыжные гонки

1


Общеразвивающие физические упражнения на развитие основных физических качеств.

4

16

Большая игра с малым мячом. «Не упусти мяч», «Чемпионы малого мяча»

1

17

Упражнения со скакалками

1

18

Бег с высоким подниманием бедра, прыжками и ускорением, с изменяющимся направлением движения ("змейкой", "по кругу", "спиной вперед"), из разных исходных положений и с разным положением рук; высокий старт с последующим стартовым ускорением.

1

19

Упражнения со скалками

1


Подвижные игры, основанные на элементах гимнастики с основами акробатики, легкой атлетики, лыжной подготовки, спортивной игры.

4

20

Подвижные игры с элементами лыжной подготовки: «Охотники и олени», «Встречная эстафета», «День и ночь», «Попади в ворота»

1

21

Подвижные игры с элементами гимнастики с основами акробатики: «У медведя во бору»,

«Совушка»

1

22

Подвижные игры с элементами легкой атлетики: «Не оступись», «Пятнашки», «Волк во рву»

1

23

Подвижные игры с элементами спортивной игры: «Брось - поймай», «Выстрел в небо», «Охотники и утки»

1


Подвижные игры разных народов.

9

24

Игры русского народа. «Гуси-лебеди»,

«».


25

Игры мордовского народа. «Котел» «Салки».

1

26

Игры белорусского народа. «Михасик»

1

27

Игры татарского народа. «Серый волк», « Скок-перескок»

1

28

Игры народов Востока. «Скачки», «Собери яблоки»

1

29

Игры украинского народа. « Высокий дуб» , «Колдун»

1

30

Игры азербайджанского народа «Белый мяч и черный мяч», «Отдай платочек»

1

31

Игры чувашского народа. «Хищник в море», «Рыбки».

1

32

Игры калмыцкого народа. «Альчики», «Забрасывание белого мяча»

1


Итоговое занятие

1

33

Праздник здоровья и подвижной народной игры.

1


ИТОГО:

33


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

2 класс

№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

дата

По плану

фактически

1

Подвижные игры: «Кузнечики», «Лошадки».

1



2

Подвижные игры: «Ловишки», «Круговая лапта».

1

3

Подвижные игры: «Лиса в курятнике», «Чехарда».

1

4

Эстафеты с бегом и прыжками.

1

5

Разучивание игр «Мышеловка», «У медведя во бору».

1

6

Разучивание игр «Волк во рву», «Горелки».

1

7

Подвижные игры: «Наперегонки парами», «Ловишки-перебежки».

1

8

Эстафеты с бегом и прыжками.

1

9

Разучивание игры «Кенгурбол», «Аисты».

1

10

Разучивание игр «Перетягивание каната»

«Не намочи ног».

1

11

Разучивание игры «Береги предмет»

«Кто первый через обруч к флажку?»

1

12

Эстафеты с преодолением препятствий.

1

13

«Пятнашки», «С кочки на кочку», «Кот и мыши».

1

14

«Кто дольше не собьётся», «Удочка».

1

15

Разучивание игр «Покати-догони», «Прыгай выше и дружнее»

1

16

Эстафеты с бегом и прыжками.

1

17

Подвижные игры: «Трамвай», «Найди себе пару».

1

18

Подвижные игры: «Гонки санок», «Попади в цель».

1

19

Подвижные игры: «Быстрые упряжки»

1

20

Эстафеты с преодолением препятствий.

1

21

Разучивание игр «Идите за мной», «Сороконожки»

1

22

Разучивание игр «Пройди и не задень», «Зима и лето»

1

23

Игры по выбору.

1

24

Эстафеты с бегом и прыжками.

1

25

Разучивание игр «Гонки парами», «Будь внимателен»

1

26

«Метко в цель», «Конники спортсмены». Эстафета прыжками.

1

27

Эстафеты с преодолением препятствий.


1

28

«Быстрые и меткие», «Зайцы в огороде». Эстафета по кругу.

1

29

Подвижные игры: « Успей поймать», «Космонавты». Соревнования на точность броска мяча в корзину.

1

30

Подвижные игры: «Попади в последнего», «Дальше и выше», «Беги и хватай».

1

31

Эстафеты с преодолением препятствий.

1

32

Игры: «День и ночь», «Волк во рву»..

1

33

Весёлые старты.

2


Итого часов

34




ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

3 класс

№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

дата

По плану

фактически

1

Разучивание игр «Два мороза», «Конники-спортсмены».

2



2

Разучивание игры «Лягушки-цапли», Быстрее по местам».

2

3

Разучивание игр «Пролезай-убегай», «Пчёлки».

2

4

Эстафеты с бегом и прыжками.

2

5

Разучивание игр «Упасть не давай», «Совушка»

2

6

Разучивание игр «Поменяй флажки», «Через препятствия»

2

7

Разучивание игр «Мяч соседу», «Гуси-лебеди».

2

8

Эстафеты с бегом и прыжками.

2

9

Разучивание игр «Фигуры», «Зайцы, сторож и Жучка»

2

10

Разучивание игр «через ручеёк».

2

11

Разучивание игр «Кто дальше», «Перетягивание прыжками», «Попрыгунчики»

2

12

Эстафеты с преодолением препятствий.

2

13

Разучивание игр «Воробушки и кот», «Болото».

2

14

Разучивание игр «Охотники и утки», «Сильный бросок»

2

15

Разучивание игр «Мячик кверху», «Свечки», «Лови мяч»

2

16

Эстафеты с бегом и прыжками.

2

17

Разучивание игр «Колодка», «Зевака».

2

18

Разучивание игр «Бабки», «Борющаяся цепь», «Серый волк»

2

19

Разучивание игр «Редька», «Бес соли соль»

2

20

Эстафеты с преодолением препятствий.

2

21

Разучивание игр «Платок», «Пирожок».

2

22

Разучивание игр «Во поле берёза», «Вытолкни за круг»

2

23

Игры по выбору.

2

24

Эстафеты с бегом и прыжками.

2

25

Разучивание игр «Ворота», «Встречный бой»,

2

26

Разучивание игр «Перетягивание каната», «Камешек».

2

27

Эстафеты с преодолением препятствий.


2

28

Разучивание игр «Казаки и разбойники»

2

29

Разучивание игр «Два Мороза», «Гуси-Лебеди»

2

30

Разучивание игр «Волк во рву», «У медведя во бору»

2

31

Эстафеты с преодолением препятствий.

2

32

Разучивание игр «Зайцы в огороде», «Кошки-мышки»

2

33

Весёлые старты.

4


Итого часов

68



ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ



№ п/п

№ урока в теме

Название темы, кол-во часов

Форма проведения урока

Виды контроля

Дата


1

1

Разучивание игр «Два мороза», «Конники-спортсмены».


Урок-игра

Текущий



2

2

Разучивание игры «Лягушки-цапли», Быстрее по местам».


Урок-игра

Текущий



3

3

Разучивание игр «Пролезай-убегай», «Пчёлки».


Урок-игра

Текущий



4

4

Разучивание игр «Упасть не давай», «Совушка»


Урок-игра

Текущий



5

5

«Поменяй флажки», «Через препятствия»


Урок-игра

Текущий



6

6

«Мяч соседу», «Гуси-лебеди».

Урок-игра

Текущий



7

7

«Фигуры», «Зайцы, сторож и Жучка» «через ручеёк».

Урок-соревнование

Текущий



8

8


Урок-соревнование

Текущий



9

9


Урок-соревнование

Текущий



10

10


Урок-соревнование

Текущий



11

11


Урок-игра

Текущий



12

12


Урок-соревнование

Текущий



13

13


Урок-игра

Текущий



14

14


Урок-соревнование

Текущий



15

15


Урок-соревнование

Текущий



16

16


Урок-игра

Текущий



17

17


Урок-игра

Текущий



18

18


Урок-игра

Текущий



19

19

Упражнения со скалками


Урок-игра

Текущий



20

20

Подвижные игры с элементами лыжной подготовки: «Охотники и олени», «Встречная эстафета»


Урок-игра

Текущий



21

21

Подвижные игры с элементами гимнастики с основами акробатики: «У медведя во бору»


Урок-игра

Текущий



22

22

Подвижные игры с элементами легкой атлетики: «Не оступись», «Пятнашки»


Урок-игра

Текущий



23

23

Подвижные игры с элементами спортивной игры: «Брось - поймай», «Выстрел в небо», «Охотники и утки»


Урок-игра

Текущий



24

24

Игры русского народа. «Гуси-лебеди»,

«Обыкновенные жмурки»


Урок-игра

Текущий



25

25

Игры мордовского народа. «Котел» «Салки».

Урок-игра

Текущий



26

26

Игры белорусского народа. « Михасик», «Прела-горела»


Урок-игра

Текущий



27

27

Игры татарского народа. « Серый волк» «Скок-перескок»

Урок-игра

Текущий



28

28

Игры народов Востока. «Скачки», «Собери яблоки».


Урок-игра

Текущий



29

29

Игры украинского народа. « Высокий дуб» «Колдун».


Урок-игра

Текущий



30

30

Игры азербайджанского народа «Белый мяч и черный мяч», «Отдай платочек».


Урок-игра

Текущий



31

31

Игры чувашского народа. «Хищник в море», «Рыбки».

Урок-игра

Текущий



32

32

Игры калмыцкого народа. «Альчики», «Забрасывание белого мяча»

Урок-игра

Текущий



33

33

Праздник здоровья и подвижной народной игры.


Урок-соревнование

Текущий



Содержание программы.

Разминочные игры.

Используют, как подготовку к предстоящей игре. Считалки : «Камень, ножницы, бумага», «Равновесие», «Змея», «Координация»

Игры на общение и взаимопонимание.

Эти игры направлены на преодоление замкнутости, пассивности, скованности детей, на развитие языковых жестов, мимики, внимания ребенка к самому себе, своим чувствам, переживаниям.

«Путаница», «Паровозик», «Зоопарк»

Игры в круге.

Эти игры для того, чтобы играть одной большой командой. Здесь все вместе и каждый за себя. Умение быть в коллективе и вместе с тем постоять за себя очень ценное качество.

«Мяч по кругу», «Земля воздух», «Прорыв цепи», «Картошка», «Большой мяч», «Охотники и утки», «Подними платок», «Совушка», «Вышибалы»

Поисковые игры.

Эти игры интригующие - здесь есть место и тайне и загадке.

«Палочка выручалочка», «Прятки», «Жмурки», «Двенадцать записок».

Игры-догонялки.

«Гуси-лебеди», «У медведя во бору», «Филин и пташки», «Горелки», «Кот и мыши», «Пятнашки», «Ляпка», «Вороны-воробьи», «Чай-чай выручай», «Рыбак и рыбки».



Спокойные игры.

«Краски», «Почта», «Садовник», «Чепуха», «Глухой телефон», «Море волнуется», «Фанты», «Ворота».

Игры зимой на воздухе.

Зимой с детьми организуется катание на санках, игры в снежки, сооружение построек.

«Не ходи на гору», «Скатывание шаров», «Гонки снежных комов», «Салки со снежками»

Игры на развитие ловкости, выносливости.

«Попади в мишень», «Зевака», «Квач», «Падающая палка».

«Пустое место»


В «Пустое место» играют дети всех возрастов (самостоятельно), от 6 до 40 человек.


Описание.

Играющие, кроме водящего, становятся в круг, водящий - за кругом. Все кладут руки за спину или просто опускают их вниз. Водящий ходит за кругом и дотрагивается до кого-либо, касаясь спины или рук. Это означает, что он вызывает данного игрока на соревнование. Дотронувшись, водящий бежит в любую сторону за кругом, а вызванный - в обратную сторону по кругу. Встретившись, они или просто обходят яруг друга или здороваются (приседая, кланяясь и т. п.) и продолжают быстрее бежать по кругу, чтобы занять освободившееся место. Кто займет, тот там и остается, а оставшийся без места становится водящим.


Правила.


Водящий не имеет права ударять вызываемого. Он может только коснуться его.

Водящий может 1С сразу броситься бежать в ту или другую сторону. Вызванный следит за ним и, как только увидит, в каком управлении он бежит, устремляется в обратную сторону по кругу.

При встрече выполняют разные задания (по договоренности). Кто не выполнит, тот становится водящим.

«Третий лишний»


Количество участников - от 8 до 40 человек.


Описание.

Играющие становятся по кругу парами, лицом к его центру так, что один из пары находится впереди, а другой - сзади него. Расстояние между парами - 1-2 м. Двое водящих занимают место за кругом. Один из них убегает, а другой его ловит. Спасаясь от погони, убегающий может встать впереди любой пары. Тогда стоящий сзади оказывается «третьим лишним». Он должен убегать от второго водящего. Если догоняющий поймает (коснется, осалит) убегающего, то они меняются ролями. Таким образом, водящие все время меняются.


Эта общеизвестная и любимая молодежью игра становится еще более интересной, если ее дополнить следующим: когда убегающий станет впереди какой-либо пары, то «третий лишний», находящийся позади, не спасается бегством от догоняющего, а сам начинает преследовать его.


Разновидности игры:


- играющие становятся в парах, лицом друг к другу и берутся за руки. Убегающий, спасаясь, становится под руки к кому-нибудь спиной. К кому станет спиной, тот «третий лишний», который должен убегать;


- игра проводится под музыку. Играющие прогуливаются парами, держась под руку, а свободные руки кладут на пояс. Убегающий, спасаясь от преследования, может в любой момент взять кого-нибудь из гуляющих под руку. Тогда стоящий с другой стороны пары становятся убегающим.


Правило. Убегающему от преследования нельзя мешать.


«Золотые ворота»


В бесчисленных разновидностях и вариантах эта игра существует едва ли не у всех народов. У русских наиболее распространены приведенные ниже разновидности.


Играют 6-20 человек, чаще до­школьники, младшие школьники, а иногда и подростки, юноши, молодежь.

Описание.

Выбирают двух игроков посильнее. Те отходят немного в сторону и договариваются, кто из них будет «солнцем», а кто «луной» («месяцем»). Выбравшие себе роли луны и солнца становятся лицом друг к другу, берутся за руки и поднимают их, как бы образуя ворота. Остальные играющие берутся за Руки и вереницей идут через «ворота». Часто при этом поют любимые участниками песни. Когда через «ворота» проходит последний из идущих, они «закрываются»: опускаются поднятые руки, и Последний оказывается между ними. Задержанного спрашивают тихонько, на чью сторону он хотел бы стать: позади «луны» или «солнца». Он выбирает и встает позади соответствующего игрока. Остальные снова идут через «ворота», и снова последний попадает в группу «луны» или «солнца». Когда все распре­делены, группы устраивают перетягива­ние, взявшись за руки или с помощью веревки, палки и т. д.

Разновидность этой игры (ставшая в последние десятилетия более распространенной, чем описанная выше) заключается в том, что идущие через «ворота» не поют, зато игроки, изображающие «ворота», говорят речитативом:

Золотые ворота пропускают не всегда: Первый раз прощается, Второй - запрещается, А на третий раз: Не пропустим вас!

«Ворота» закрываются при последнем слове и «ловят» того, кто оказался в них. Чтобы не быть пойманными, идущие невольно ускоряют шаг, иногда переходят на бег, а ловящие, в свою очередь, меняют скорость речитатива. Игра становится более подвижной и веселой. Заканчивается также перетягиванием.

Другая разновидность состоит в том, что «ворот» - двое. Игроки, изображающие их, произносят стишок одновременно (в лад). Пойманные не выбирают, куда встать, а сразу включаются в команду поймавших их «ворот». Изображающие ворота соревнуются в том, кто больше поймает игроков. Соревнование завершается перетягиванием.

Правила.


Игроку, который должен пройти через «ворота», нельзя останавливаться перед ними (из-за боязни, что они закроются). Остановившегося считают пойманным.

Идущим или бегущим нельзя расцеплять руки, надо держаться за руку хотя бы с одним игроком. Кто бежит, ни с кем не держась за руки, считается пойманным.

Опускать руки («закрывать ворота») можно только на последнее слово речитатива. «Бегите ко мне!»


Игровой материал: флажки четырёх цветов.

Дети берут флажок понравившегося цвета. У педагога флажки всех цветов. Учитель показывает 1 флажок и говорит: «Бегите ко мне!»

«Зайцы и волк».


Дети изображают зайцев со словами:


Скачут зайцы скок-скок-скок

На зелёный, на лужок.

Травку щиплют, слушают

Не идёт ли волк.


По окончании слов «волк» старается поймать зайцев, а те убегают в «норки».


«Мыши и кот».

Дети водят хоровод, в середине «спит» кот.

Мыши водят хоровод

На лежанке дремлет кот.

Тише, мыши, не шумите,

Кота Ваську не будите.

Как проснётся Васька кот

Разобьёт наш хоровод.

Кот просыпается, ловит мышей. Мыши убегают в домики.


«Петух».


Трух- тух- тух! Трух- тух-тух!

Ходит по двору петух.

Сам со шпорами, хвост с узорами.

Под окном стоит. На весь двор кричит.

Кто услышит. Тот бежит!


«Птички-невелички».


Мы птички-невелички

Любим по небу летать

Ты попробуй

Нас поймать!


«Мишка-лежебока».


Мишка, мишка-лежебока

Хватит спать, хватит спать.

Мы хотим с тобою мишка поиграть, поиграть.

Ты весёлых ребятишек догоняй, догоняй!


«Мышки».


Вот как мыши надоели

Всё погрызли, всё поели.

Берегитесь же, плутовки,

Доберёмся мы до вас.

Как поставим мышеловки

Переловим в тот же час!


«На одной ножке по дорожке»


Дети встают на краю площадки. Им предлагается допрыгать до средины площадки на правой ноге (3-4 м). Обратно дети бегут. Затем прыгают на левой ноге.

«Ловишки на одной ноге»


Выбирают ловишку. По сигналу воспитателя: «раз, два, три! Лови!» дети разбегаются по площадке. Ловишки их ловят, дотрагиваясь рукой. Пойманные отходят в сторону. Игра повторяется 3-4 раза. Нельзя ловить того, кто успел вовремя встать на одну ногу и обхватить руками колено. Когда будет поймано 3-4 ребёнка, выбирается новый ловишка.

«Салки на одной ноге»


Дети расходятся по площадке, закрывают глаза, руки у всех за спиной. Ведущий обходит их всех и незаметно одному в руки кладёт платочек. На счёт «Раз, два. Три! Смотри!» дети открывают глаза. Стоя на месте, они внимательно смотрят друг на друга: «Кто же салка?» Ребёнок с платком неожиданно поднимает его верх и говорит: «Я салка!» Участники игры, прыгая на одной ноге, стараются уйти от салки. Того, кого он коснулся рукой, идёт водить. Он берёт платочек, поднимает его вверх, быстро говорит слова «Я салка!» Игра повторяется.

Правила: можно прыгать поочерёдно на правой, левой ноге; Когда меняются салки, играющим разрешается вставать на обе ноги; салка тоже должен прыгать, как все играющие, на одной ноге.

«Два Мороза»

На противоположных сторонах площадки отмечаются два города. Играющие, разделившись на две группы, располагаются в них. В середине площадки помещаются братья Морозы: Мороз Красный Нос и Мороз Синий Нос. Они обращаются к играющим со словами:


Мы два брата молодые,

Два Мороза удалые:

Я - Мороз Красный Нос,

Я - Мороз Синий Нос.

Кто из вас решится

В путь-дороженьку пуститься?


Ребята хором отвечают:

Не боимся мы угроз,

И не страшен нам мороз.


И начинают перебегать из одного «города» в другой. Морозы их ловят. Тот, кого им удаётся поймать, считается замороженным. Он остаётся на том месте, где был пойман, и должен, раскинув руки, преграждать путь играющим при следующих перебежках. Когда замороженным окажется так много, что пробегать станет трудно, игра прекращается. Победителями считаются те, кого ни разу не заморозили.

Вдвоём одну верёвку (весёлое состязание)


Двое играющих садятся на стулья спиной друг к другу, на расстоянии 2-3 м. Под стульями протянута верёвка. По сигналу надо вскочить, обежать оба стула, сделав вокруг них два полных круга, затем сесть на свой стул, наклониться и вытянуть верёвку. Кто схватит верёвку быстрее, тот и выиграет. Бежать следует каждому в правую сторону. Во время бега до стульев дотрагиваться нельзя.

Сначала надо провести репетицию. Для того чтобы играющие не ошиблись и не схватили верёвку раньше времени, воспитатель вслух считает обороты: «Раз, два!». После счёта «Два» можно сесть на стул и попытаться вытянуть верёвку.



«Светофор»


Изготовляются кружки (диаметр 10 см) красного, зелёного и жёлтого цвета, которые прикрепляются к палочкам. Дети стоят в шеренге и выполняют упражнения согласно сигналам ведущего: на красный сигнал приседают, на жёлтый - встают, на зелёный - маршируют на месте.

Во время движения в колонне по одному в обход площадки упражнения изменяются: красный - все стоят на месте, жёлтый - продвигаются в присяде, зелёный - прыгают на носках.

За каждую ошибку играющим начисляются штрафные очки. Выигрывает тот, кто наберёт меньше штрафных очков.

«Пять имён» (игра малой подвижности)


Двое играющих, мальчик и девочка (представители двух команд), становятся перед двумя линиями. По сигналу они должны пройти вперёд (сначала один, потом другой), сделав пять шагов, и на каждый шаг без малейшей ошибки, запинки (не нарушая ритма) произнести какое-нибудь имя (мальчики - имена девочек, девочки - имена мальчиков). Это на первый взгляд простое задание, на самом деле выполнить не так-то просто. Побеждает тот, кто справится с этой задачей или сумеет назвать больше имён.

Можно назвать пять других слов (по темам: животные, растения, предметы домашнего обихода и т.п.). Таких слов множество, а подобрать 5 слов и произнести их одно за другим без промедления в ритме шага сумеет не каждый.








Игры других народов мира


«Заяц - месяц»(Беларусия)


Играют 10 и более человек. Играющие стоят по кругу. Ведущий и дети начинают перекличку:


- Заяц-месяц, где был?


- В лесу.


- Что делал?


- Сено косил.


- Куда клал?


- Под колоду.


- Кто украл?


- Чур.


На кого падает слово чур, тот догоняет детей, а они разбегаются врассыпную.


Правила игры. Бежать можно только после слова чур. Пойманным считается тот, кого коснулся ловишка.




«Стрелок» (Башкирия)


Проводятся две параллельные линии на расстоянии 10 - 15 м одна от другой. В середине между ними чертится круг диаметром 2 м. Один Игрок - стрелок. Он с мячом в руках стоит в кругу. Остальные игроки начинают перебежку от одной линии к другой. Стрелок старается попасть в них мячом. Тот, в кого попал, становится стрелком.

Правила игры. В начале игры стрелком становится тот, кто после внезапной команды «Сесть!» присел последним. Момент броска мяча определяется самим стрелком. Мяч, брошенный мимо, игроки перебрасывают стрелку. Если игрок поймал мяч, брошенный в него, то это не считается попаданием.


«Волк и ягнята» (Бурятия)


Один игрок - волк, другой - овца, остальные - ягнята. Волк сидит на дороге, по которой движется овца с ягнятами. Овца впереди, за нею друг за другом гуськом идут ягнята. Подходят к волку. Овца спрашивает:

- Что ты здесь делаешь?


- Вас жду.


- А зачем нас ждешь?


- Чтобы всех вас съесть!


С этими словами он бросается на ягнят, а овца загораживает их.


Правила игры. Ягнята держатся друг за друга и за овцу. Волк может ловить только последнего ягненка. Ягнята должны ловко делать Повороты в сторону, следуя за движениями овцы. Волку нельзя отталкивать овцу.

«Слепой медведь» (Дагестан)


Играющие свободно размещаются на ограниченной площадке. У каждого игрока две палочки: одна гладкая, другая с зубцами. Игроки выбирают водящего - медведя, которому завязывают глаза. Они водят гладкой палочкой по палочке с зубцами, возникает звук. Медведь идет на звук, стараясь запятнать кого-нибудь из играющих. Тот, кого медведь запятнает, становится водящим.


Правила игры. Водящий не должен подглядывать. Убегать за линию площадки игрокам не разрешается. Если медведь долго не может никого запятнать, надо поменять водящего.


«Пчёлки и ласточка!» (Россия)


Играющие - пчелы - летают по поляне и напевают:


- Пчелки летают,


Медок собирают!


Зум, зум, зум!


Зум, зум, зум!


Ласточка сидит в своем гнезде и слушает их песенку. По окончании песни ласточка говорит:


- Ласточка встанет, пчелку поймает.


С последним словом она вылетает из гнезда и ловит пчел. Пойманный играющий становится ласточкой, игра повторяется.


Правила игры. Пчелам следует летать по всей площадке. Гнездо ласточки должно быть на возвышении.

«Колдун» (Украина)


Перед началом игры выбирают колдуна. Для этого один из игроков вытягивает перед собой правую руку ладонью вниз, остальные подставляют под нее по одному указательному пальцу. По команде «Раз, два, три!» или по окончании считалки все отдергивают пальцы, а игроку с вытянутой рукой необходимо захватить чей-нибудь палец. Тот, чей палец, таким образом будет захвачен трижды, становится колдуном. Все разбегаются, а колдун пытается догнать кого-нибудь и дотронуться рукой. Пойманный замирает, разведя руки в стороны. Расколдовать его могут другие игроки, дотронувшись до него рукой. Однако колдун следит за своей жертвой, и только кто-либо снимает чары, то он старается повторным ударом снова напустить их. Кроме того, он пытается заколдовать и тех, кто отваживается выручить товарища.


Правила игры. Заколдованный игрок остается на месте. Заколдованный трижды сам становится колдуном, а его предшественник присоединяется к убегающим.


«Сторож» (Эстония)

Играющие присаживаются на корточки и делают вид, что спят. Сторож бегает между сидящими, касается всех подряд палочкой и говорит: «Становитесь за мной!». Те дети, до которых дотронулась палочка, выполняют команду. Когда все встали, сторож неожиданно кричит: «Ночь!». Все играющие должны как можно скорее присесть, а сторож следит за ними.

Правила игры. Команду следует выполнять быстро и безоговорочно. Тот, кто присел последним, становится сторожем.



ИНФОРМАЦИОННО- МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ПРОГРАММЫ.

Программа реализуется через проведение практических и теоретических занятий.

Занятия проводятся в игровой форме:

Каждое занятие включает в себя следующие этапы:

  1. Организационный момент и сообщение целей занятия, инструктаж.

  2. Игры малой подвижности (повторение изученных игр, разучивание новой игры).

  3. Подвижные игры (повторение изученных игр ).

  4. Игры малой подвижности.

  5. Итог занятия.

Независимо от способов организации занятия сохраняются требования к оптимальной двигательной нагрузке учащихся в зависимости от их подготовленности и с учетом техники безопасности для предупреждения травм на занятиях.

Занятия проходят в игровой форме. В занятие включаются игры из разделов. При объяснении игры, подразумевает знакомство детей с историей ее возникновения.

Игра должна приносить радость. Не заставляем ребенка играть, а создаем условия для возникновения интереса. Создаем в игре непринужденную обстановку. Не сдерживаем двигательную активность детей. Не навязываем детям игровой материал. Хвалим ребенка за успехи. Строим свое взаимоотношения с детьми на взаимном доверии, искренне разделяем с ним радость. Игры проводятся в проветренном помещении или на свежем воздухе. Некоторые игры планируются на осенний период, другие - на зимний, весенний.

Объяснение правил игры должно быть кратким, четким, но понятным, ярким и образным. Сопровождается показом, демонстрацией отдельных этапов игры.

В конце каждой четверти , во время каникул, проводится «День любимых игр» это занятие - праздник, который является своеобразным итогом работы. Ребята играют в понравившиеся игры, рассказывают об истории возникновении игр.

Для реализации программы необходимо помещение спортивного зала, спортивная площадка. Для многих игр нужны: мячи, скакалки, мел.

Список литературы

  1. ФГОС Примерные программы начального образования. - «Просвещение», М.:- 2009.

  2. ФГОС Планируемые результаты начального общего образования. - «Просвещение», М.:- 2010.

  3. Детские русские народные подвижные игры. Кенеман А.В. - М.: Просвещение, 2009г.

  4. «Воспитательная работа в начальной школе» - С.В. Кульневич, Т.П. Лакоценина, ТЦ «Учитель», Воронеж. 2006.

  5. «Как себя вести» - В.Волина . «Дидактика плюс», Санкт-Петербург 2004.

  6. «Сценарии праздников для детей и взрослых. Подвижные игры»- Мир Книги, Москва. 2003.

  7. «Я иду на урок» - Хрестоматия игровых приёмов обучения.2000.

  8. Былеев Л.В., Сборник подвижных игр. - М., 2006г.

  9. Васильков Г.А., От игр к спорту. - М., 198.

  10. Эльконин Д.Б. Психология игры. - М.: Педагогика, 2005г.

  11. Глязер С., Зимние игры и развлечения. - М., 1993.

  12. Жуков М.Н., Подвижные игры. - М., 2000

  13. Железняк М.Н., Спортивные игры. - М., 2001

  14. Коротков И.П., Подвижные игры в занятиях спортом. - М.,1991

  15. Литвинов М.Ф., Русские народные подвижные игры. - М., 1986.

  16. Осокина Т.И., Детские подвижные игры. - М., 1989.

  17. Портных Ю.И., Спортивные и подвижные игры. - М., 1984.

  18. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов. Лях В.И., Зданевич Л.А. - М.: Просвещение. - 2009г.

4.1. ОПИСАНИЕ ИГР.

«Пустое место»


В «Пустое место» играют дети всех возрастов (самостоятельно), от 6 до 40 человек.


Описание.

Играющие, кроме водящего, становятся в круг, водящий - за кругом. Все кладут руки за спину или просто опускают их вниз. Водящий ходит за кругом и дотрагивается до кого-либо, касаясь спины или рук. Это означает, что он вызывает данного игрока на соревнование. Дотронувшись, водящий бежит в любую сторону за кругом, а вызванный - в обратную сторону по кругу. Встретившись, они или просто обходят яруг друга или здороваются (приседая, кланяясь и т. п.) и продолжают быстрее бежать по кругу, чтобы занять освободившееся место. Кто займет, тот там и остается, а оставшийся без места становится водящим.


Правила.


Водящий не имеет права ударять вызываемого. Он может только коснуться его.

Водящий может 1С сразу броситься бежать в ту или другую сторону. Вызванный следит за ним и, как только увидит, в каком управлении он бежит, устремляется в обратную сторону по кругу.

При встрече выполняют разные задания (по договоренности). Кто не выполнит, тот становится водящим.

Третий лишний»


Количество участников - от 8 до 40 человек.


Описание.

Играющие становятся по кругу парами, лицом к его центру так, что один из пары находится впереди, а другой - сзади него. Расстояние между парами - 1-2 м. Двое водящих занимают место за кругом. Один из них убегает, а другой его ловит. Спасаясь от погони, убегающий может встать впереди любой пары. Тогда стоящий сзади оказывается «третьим лишним». Он должен убегать от второго водящего. Если догоняющий поймает (коснется, осалит) убегающего, то они меняются ролями. Таким образом, водящие все время меняются.


Эта общеизвестная и любимая молодежью игра становится еще более интересной, если ее дополнить следующим: когда убегающий станет впереди какой-либо пары, то «третий лишний», находящийся позади, не спасается бегством от догоняющего, а сам начинает преследовать его.


Разновидности игры:


- играющие становятся в парах, лицом друг к другу и берутся за руки. Убегающий, спасаясь, становится под руки к кому-нибудь спиной. К кому станет спиной, тот «третий лишний», который должен убегать;


- игра проводится под музыку. Играющие прогуливаются парами, держась под руку, а свободные руки кладут на пояс. Убегающий, спасаясь от преследования, может в любой момент взять кого-нибудь из гуляющих под руку. Тогда стоящий с другой стороны пары становятся убегающим.


Правило. Убегающему от преследования нельзя мешать.




«Золотые ворота»


В бесчисленных разновидностях и вариантах эта игра существует едва ли не у всех народов. У русских наиболее распространены приведенные ниже разновидности.


Играют 6-20 человек, чаще до­школьники, младшие школьники, а иногда и подростки, юноши, молодежь.

Описание.

Выбирают двух игроков посильнее. Те отходят немного в сторону и договариваются, кто из них будет «солнцем», а кто «луной» («месяцем»). Выбравшие себе роли луны и солнца становятся лицом друг к другу, берутся за руки и поднимают их, как бы образуя ворота. Остальные играющие берутся за Руки и вереницей идут через «ворота». Часто при этом поют любимые участниками песни. Когда через «ворота» проходит последний из идущих, они «закрываются»: опускаются поднятые руки, и Последний оказывается между ними. Задержанного спрашивают тихонько, на чью сторону он хотел бы стать: позади «луны» или «солнца». Он выбирает и встает позади соответствующего игрока. Остальные снова идут через «ворота», и снова последний попадает в группу «луны» или «солнца». Когда все распре­делены, группы устраивают перетягива­ние, взявшись за руки или с помощью веревки, палки и т. д.

Разновидность этой игры (ставшая в последние десятилетия более распространенной, чем описанная выше) заключается в том, что идущие через «ворота» не поют, зато игроки, изображающие «ворота», говорят речитативом:

Золотые ворота пропускают не всегда: Первый раз прощается, Второй - запрещается, А на третий раз: Не пропустим вас!

«Ворота» закрываются при последнем слове и «ловят» того, кто оказался в них. Чтобы не быть пойманными, идущие невольно ускоряют шаг, иногда переходят на бег, а ловящие, в свою очередь, меняют скорость речитатива. Игра становится более подвижной и веселой. Заканчивается также перетягиванием.

Другая разновидность состоит в том, что «ворот» - двое. Игроки, изображающие их, произносят стишок одновременно (в лад). Пойманные не выбирают, куда встать, а сразу включаются в команду поймавших их «ворот». Изображающие ворота соревнуются в том, кто больше поймает игроков. Соревнование завершается перетягиванием.

Правила.


Игроку, который должен пройти через «ворота», нельзя останавливаться перед ними (из-за боязни, что они закроются). Остановившегося считают пойманным.

Идущим или бегущим нельзя расцеплять руки, надо держаться за руку хотя бы с одним игроком. Кто бежит, ни с кем не держась за руки, считается пойманным.

Опускать руки («закрывать ворота») можно только на последнее слово речитатива. «Бегите ко мне!»


Игровой материал: флажки четырёх цветов.

Дети берут флажок понравившегося цвета. У педагога флажки всех цветов. Учитель показывает 1 флажок и говорит: «Бегите ко мне!»

«Зайцы и волк».


Дети изображают зайцев со словами:


Скачут зайцы скок-скок-скок

На зелёный, на лужок.

Травку щиплют, слушают

Не идёт ли волк.


По окончании слов «волк» старается поймать зайцев, а те убегают в «норки».


«Мыши и кот».


Дети водят хоровод, в середине «спит» кот.


Мыши водят хоровод

На лежанке дремлет кот.

Тише, мыши, не шумите,

Кота Ваську не будите.

Как проснётся Васька кот

Разобьёт наш хоровод.


Кот просыпается, ловит мышей. Мыши убегают в домики.




«Петух».


Трух- тух- тух! Трух- тух-тух!

Ходит по двору петух.

Сам со шпорами, хвост с узорами.

Под окном стоит. На весь двор кричит.

Кто услышит. Тот бежит!


«Птички-невелички».


Мы птички-невелички

Любим по небу летать

Ты попробуй

Нас поймать!


«Мишка-лежебока».


Мишка, мишка-лежебока

Хватит спать, хватит спать.

Мы хотим с тобою мишка поиграть, поиграть.

Ты весёлых ребятишек догоняй, догоняй!


«Мышки».


Вот как мыши надоели

Всё погрызли, всё поели.

Берегитесь же, плутовки,

Доберёмся мы до вас.

Как поставим мышеловки

Переловим в тот же час!



«На одной ножке по дорожке»


Дети встают на краю площадки. Им предлагается допрыгать до средины площадки на правой ноге (3-4 м). Обратно дети бегут. Затем прыгают на левой ноге.



«Ловишки на одной ноге»


Выбирают ловишку. По сигналу воспитателя: «раз, два, три! Лови!» дети разбегаются по площадке. Ловишки их ловят, дотрагиваясь рукой. Пойманные отходят в сторону. Игра повторяется 3-4 раза. Нельзя ловить того, кто успел вовремя встать на одну ногу и обхватить руками колено. Когда будет поймано 3-4 ребёнка, выбирается новый ловишка.


«Салки на одной ноге»


Дети расходятся по площадке, закрывают глаза, руки у всех за спиной. Ведущий обходит их всех и незаметно одному в руки кладёт платочек. На счёт «Раз, два. Три! Смотри!» дети открывают глаза. Стоя на месте, они внимательно смотрят друг на друга: «Кто же салка?» Ребёнок с платком неожиданно поднимает его верх и говорит: «Я салка!» Участники игры, прыгая на одной ноге, стараются уйти от салки. Того, кого он коснулся рукой, идёт водить. Он берёт платочек, поднимает его вверх, быстро говорит слова «Я салка!» Игра повторяется.

Правила: можно прыгать поочерёдно на правой, левой ноге; Когда меняются салки, играющим разрешается вставать на обе ноги; салка тоже должен прыгать, как все играющие, на одной ноге.


«Два Мороза»


На противоположных сторонах площадки отмечаются два города. Играющие, разделившись на две группы, располагаются в них. В середине площадки помещаются братья Морозы: Мороз Красный Нос и Мороз Синий Нос. Они обращаются к играющим со словами:


Мы два брата молодые,

Два Мороза удалые:

Я - Мороз Красный Нос,

Я - Мороз Синий Нос.

Кто из вас решится

В путь-дороженьку пуститься?


Ребята хором отвечают:

Не боимся мы угроз,

И не страшен нам мороз.


И начинают перебегать из одного «города» в другой. Морозы их ловят. Тот, кого им удаётся поймать, считается замороженным. Он остаётся на том месте, где был пойман, и должен, раскинув руки, преграждать путь играющим при следующих перебежках. Когда замороженным окажется так много, что пробегать станет трудно, игра прекращается. Победителями считаются те, кого ни разу не заморозили.


Вдвоём одну верёвку (весёлое состязание)


Двое играющих садятся на стулья спиной друг к другу, на расстоянии 2-3 м. Под стульями протянута верёвка. По сигналу надо вскочить, обежать оба стула, сделав вокруг них два полных круга, затем сесть на свой стул, наклониться и вытянуть верёвку. Кто схватит верёвку быстрее, тот и выиграет. Бежать следует каждому в правую сторону. Во время бега до стульев дотрагиваться нельзя.

Сначала надо провести репетицию. Для того чтобы играющие не ошиблись и не схватили верёвку раньше времени, воспитатель вслух считает обороты: «Раз, два!». После счёта «Два» можно сесть на стул и попытаться вытянуть верёвку.



«Светофор»


Изготовляются кружки (диаметр 10 см) красного, зелёного и жёлтого цвета, которые прикрепляются к палочкам. Дети стоят в шеренге и выполняют упражнения согласно сигналам ведущего: на красный сигнал приседают, на жёлтый - встают, на зелёный - маршируют на месте.

Во время движения в колонне по одному в обход площадки упражнения изменяются: красный - все стоят на месте, жёлтый - продвигаются в присяде, зелёный - прыгают на носках.

За каждую ошибку играющим начисляются штрафные очки. Выигрывает тот, кто наберёт меньше штрафных очков.


«Пять имён» (игра малой подвижности)


Двое играющих, мальчик и девочка (представители двух команд), становятся перед двумя линиями. По сигналу они должны пройти вперёд (сначала один, потом другой), сделав пять шагов, и на каждый шаг без малейшей ошибки, запинки (не нарушая ритма) произнести какое-нибудь имя (мальчики - имена девочек, девочки - имена мальчиков). Это на первый взгляд простое задание, на самом деле выполнить не так-то просто. Побеждает тот, кто справится с этой задачей или сумеет назвать больше имён.

Можно назвать пять других слов (по темам: животные, растения, предметы домашнего обихода и т.п.). Таких слов множество, а подобрать 5 слов и произнести их одно за другим без промедления в ритме шага сумеет не каждый.








Игры других народов мира


«Заяц - месяц»(Беларусия)


Играют 10 и более человек. Играющие стоят по кругу. Ведущий и дети начинают перекличку:


- Заяц-месяц, где был?


- В лесу.


- Что делал?


- Сено косил.


- Куда клал?


- Под колоду.


- Кто украл?


- Чур.


На кого падает слово чур, тот догоняет детей, а они разбегаются врассыпную.


Правила игры. Бежать можно только после слова чур. Пойманным считается тот, кого коснулся ловишка.




«Стрелок» (Башкирия)


Проводятся две параллельные линии на расстоянии 10 - 15 м одна от другой. В середине между ними чертится круг диаметром 2 м. Один Игрок - стрелок. Он с мячом в руках стоит в кругу. Остальные игроки начинают перебежку от одной линии к другой. Стрелок старается попасть в них мячом. Тот, в кого попал, становится стрелком.

Правила игры. В начале игры стрелком становится тот, кто после внезапной команды «Сесть!» присел последним. Момент броска мяча определяется самим стрелком. Мяч, брошенный мимо, игроки перебрасывают стрелку. Если игрок поймал мяч, брошенный в него, то это не считается попаданием.


«Волк и ягнята» (Бурятия)


Один игрок - волк, другой - овца, остальные - ягнята. Волк сидит на дороге, по которой движется овца с ягнятами. Овца впереди, за нею друг за другом гуськом идут ягнята. Подходят к волку. Овца спрашивает:

- Что ты здесь делаешь?


- Вас жду.


- А зачем нас ждешь?


- Чтобы всех вас съесть!


С этими словами он бросается на ягнят, а овца загораживает их.


Правила игры. Ягнята держатся друг за друга и за овцу. Волк может ловить только последнего ягненка. Ягнята должны ловко делать Повороты в сторону, следуя за движениями овцы. Волку нельзя отталкивать овцу.

«Слепой медведь» (Дагестан)


Играющие свободно размещаются на ограниченной площадке. У каждого игрока две палочки: одна гладкая, другая с зубцами. Игроки выбирают водящего - медведя, которому завязывают глаза. Они водят гладкой палочкой по палочке с зубцами, возникает звук. Медведь идет на звук, стараясь запятнать кого-нибудь из играющих. Тот, кого медведь запятнает, становится водящим.


Правила игры. Водящий не должен подглядывать. Убегать за линию площадки игрокам не разрешается. Если медведь долго не может никого запятнать, надо поменять водящего.


«Пчёлки и ласточка!» (Россия)


Играющие - пчелы - летают по поляне и напевают:


- Пчелки летают,


Медок собирают!


Зум, зум, зум!


Зум, зум, зум!


Ласточка сидит в своем гнезде и слушает их песенку. По окончании песни ласточка говорит:


- Ласточка встанет, пчелку поймает.


С последним словом она вылетает из гнезда и ловит пчел. Пойманный играющий становится ласточкой, игра повторяется.


Правила игры. Пчелам следует летать по всей площадке. Гнездо ласточки должно быть на возвышении.

«Колдун» (Украина)


Перед началом игры выбирают колдуна. Для этого один из игроков вытягивает перед собой правую руку ладонью вниз, остальные подставляют под нее по одному указательному пальцу. По команде «Раз, два, три!» или по окончании считалки все отдергивают пальцы, а игроку с вытянутой рукой необходимо захватить чей-нибудь палец. Тот, чей палец, таким образом будет захвачен трижды, становится колдуном. Все разбегаются, а колдун пытается догнать кого-нибудь и дотронуться рукой. Пойманный замирает, разведя руки в стороны. Расколдовать его могут другие игроки, дотронувшись до него рукой. Однако колдун следит за своей жертвой, и только кто-либо снимает чары, то он старается повторным ударом снова напустить их. Кроме того, он пытается заколдовать и тех, кто отваживается выручить товарища.


Правила игры. Заколдованный игрок остается на месте. Заколдованный трижды сам становится колдуном, а его предшественник присоединяется к убегающим.


«Сторож» (Эстония)

Играющие присаживаются на корточки и делают вид, что спят. Сторож бегает между сидящими, касается всех подряд палочкой и говорит: «Становитесь за мной!». Те дети, до которых дотронулась палочка, выполняют команду. Когда все встали, сторож неожиданно кричит: «Ночь!». Все играющие должны как можно скорее присесть, а сторож следит за ними.

Правила игры. Команду следует выполнять быстро и безоговорочно. Тот, кто присел последним, становится сторожем.

ГЛАВА V. Использование подвижных игр в развитии двигательных умений и навыков детей.


Здоровье детей - будущее страны! В период дошкольного детства у ребенка закладываются основы здоровья, всесторонней двигательной подготовленности и гармонического физического развития. Необходимо обеспечить воспитаннику возможность сохранения здоровья за период нахождения в детском саду, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить их использовать в повседневной жизни. Эти основные задачи мы решаем в процессе игровой деятельности детей.

Русская народная подвижная игра несет одну из важнейших функций - это оздоровление ребенка, развитие физических качеств, воспитывает смелость, мужественность, ловкость, выносливость, выдержку, стремление к победе. Развивает смекалку, находчивость, творческую выдумку. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. У них формируется уважительное отношение к культуре родной страны. Поиск новых инновационных подходов к содержанию и организации различных форм физкультурно-оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста обусловил появление разнообразных форм их проведения. Одной из таких форм стало использование русских народных подвижных игр в развитии двигательных умений и навыков детей.

Я считаю, что русские народные подвижные игры можно отнести к разряду оздоровительных, так как они укрепляют различные группы мышц, тренирует вестибулярный аппарат, улучшают осанку, способствуют оздоровлению ослабленных детей, создают у ребенка состояние особого психологического комфорта и эмоциональный подъем.

Таким образом, русские народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе физическое и духовное здоровье.



Заключение



Подвижные игры играют большую роль в умственном и физическом развитии ребенка. Различные подвижные игры помогают развивать различные группы мышц тела, координацию движений, способствуют развитию речи и мышления.

Но для того, чтобы эффект от игры был положительный, необходимо при ее выборе учитывать физиологические особенности детей различных возрастов; во многом успех игры зависит от выбора места ее проведения и подготовки этого места к игре, объяснения правил, разделения на команды и выбора водящих.

Что касается дозировки в процессе игры, то не рекомендуются чрезмерные мышечные напряжения. Надо обеспечить оптимальные нагрузки. Интенсивные нагрузки следует чередовать с отдыхом.





Список литературы

  1. ФГОС Примерные программы начального образования. - «Просвещение», М.:- 2009.

ФГОС Планируемые результаты начального общего образования. - «Просвещение», М.:- 2010.

  1. Детские русские народные подвижные игры. Кенеман А.В. - М.: Просвещение, 2009г.

  2. «Воспитательная работа в начальной школе» - С.В. Кульневич, Т.П. Лакоценина, ТЦ «Учитель», Воронеж. 2006.


  1. «Сценарии праздников для детей и взрослых. Подвижные игры»- Мир Книги, Москва. 2003.

  2. «Я иду на урок» - Хрестоматия игровых приёмов обучения.2000.

Былеев Л.В., Сборник подвижных игр. - М., 2006г.

  1. Коротков И.П., Подвижные игры в занятиях спортом. - М.,1991

  2. Литвинов М.Ф., Русские народные подвижные игры. - М., 1986.

  3. Осокина Т.И., Детские подвижные игры. - М., 1989.

  4. Портных Ю.И., Спортивные и подвижные игры. - М., 1984.

  5. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов. Лях В.И., Зданевич Л.А. - М.: Просвещение. - 2009г.



Учебно-тематический план кружка «Подвижные игры»

Кол-во часов

Тема занятия

Требования к уровню подготовки

Сроки

1

1

Вводное занятие. «Знакомство друг с другом». «Зеркало», «Привет, дружок»

2-3

2

Считалки. Игры «Ниточка, иголочка, узелок», «Третий лишний».

4-5

2

Игры «Два Мороза», «Пятнашки». Спортивный марафон.

6-7

2

«Палочка-выручалочка», «Прыгающие воробушки»

8-9

2

Игры «Выбей мяч», «Кто дальше бросит», «Метко в цель». Первенство бегунов.

10

11

12

3

Игры «Сторож », «Мяч в корзину», «Летучий мяч».

Спортивные состязания.

Уметь организовать игру с учащимися; уметь правильно выполнять условия игры; знать правила игры


13-14

2

Игры «Не Зевай», «Гонка за лисицами», «Волк во рву». соревнования «Лучший прыгун»

15-16

2

Игры «Стой», «Тары-бары». Соревнования - самый быстрый.

17-18

2

Игры «Круговая лапта», «Пятнашки», «Гонка за лисицами»

19-20

2

Игры «Чижик», «Уголки».

Веселые старты.

21-22

2

Игры «Петушиный бой», «Круговая лапта».

Викторина по спорту.

23-24

2

Игры «Палочка-выручалочка», Спортсмены нашей школы.

25

26

27

1

Игры «Летучий мяч», «Мяч в корзину», «Попади в обруч». Игра - пионербол.

28-29

2

Спортивный праздник. Игра «Котел».

Многоборье.

30-31

2

Игры «Гонка за лисицами», «Юла».

Праздник «Береги здоровье»

32

1

Игры на снегу «Снежный патруль», «Мельница», «Защита городков»

Уметь организовать игру с учащимися; уметь правильно выполнять условия игры; знать правила игры


33

1

Заключительное занятие

«Парад подвижных игр»

Спортивные соревнования



ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.


Учащиеся должны

иметь представление:

  • о связи занятий физическими упражнениями с укреплением здоровья и повышением физической подготовленности;

  • о режиме дня и личной гигиене;

  • о способах изменения направления и скорости движения;

  • о народной игре как средстве подвижной игры;

  • об играх разных народов;

  • о соблюдении правил игры

уметь:

  • выполнять комплексы упражнений, направленные на формирование правильной осанки;

  • выполнять комплексы упражнений утренней зарядки и физкультминуток;

  • играть в подвижные игры;

  • выполнять передвижения в ходьбе, беге, прыжках разными способами;

  • выполнять строевые упражнения;

  • соблюдать правила игры

Ожидаемый результат:

  • Укрепление здоровья детей, формирование у них навыков здорового образа жизни.

  • Обобщение и углубление знаний об истории, культуре народных игр.

  • Развитие умений работать в коллективе.

  • Формирование у детей уверенности в своих силах.

  • Изменение у всех субъектов образовательного процесса отношения к своему здоровью: выработка способности противостоять вредным привычкам и отрицательного воздействия окружающей среды, желание и умение вести здоровый образ жизни.

  • Включение в образовательный процесс здоровьесберегающих технологий.

  • Снижение заболеваемости школьников.

  • Снижение психоэмоциональных расстройств.

  • Повышение уровня физической подготовки школьников.

  • Повышение уровня качества знаний по вопросам здоровья и его сохранения.

  • Снижение последствий умственной нагрузки.

  • Повышение социально-психологической комфортности в детском коллективе.




 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал