7


  • Учителю
  • Статья 'УРОКИ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ КАК СРЕДСТВО НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ'

Статья 'УРОКИ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ КАК СРЕДСТВО НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ'

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание: В статье говориться о роли воспитания нравственно здорового поколения. И о большой роли педагога в воспитании духовных ценностей и моральных принципов. В реальной жизни дети в основном черпают информацию из источников СМИ (телевизор, компьютер), при этом нет желания чит
предварительный просмотр материала

УРОКИ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ КАК СРЕДСТВО НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.

Балашова В.В.

МБОУ СОШ № 2, с. Александров - Гай


«Творческое мышление, возможно, означает всего-навсего понимание, что нет никакой особой добродетели в том, чтобы вести дела так, как их всегда вели до нас».

Рудольф Флеш.

Педагог понимает, сколь велика его роль в воспитании нравственно здорового поколения, осознавая и то, как трудно решать воспитательные задачи в нравственно больном обществе, в котором моральные принципы и духовные ценности попираются властью денег. В реальной жизни дети сталкиваются с жестокостью, развратом, насилием, то же они видят на экранах телевизоров, находят в низкопробной печатной продукции.

Учитель начальных классов, являющийся для своих учеников в силу их возрастных особенностей большим авторитетом, обязан искать выход.

Убеждена, что отечественная и мировая классическая литература-это неиссякаемый источник добра, чистоты, нравственности, живительная влага которого даст силу нашим детям, чтобы противостоять злу, чтобы взрастить в своих сердцах любовь к миру и человеку. Хочется, чтобы книга стала для детей отправной точкой в приобщении не только к миру художественного слова, но и к изобразительному искусству, музыке, театру научила детей любить и беречь родную землю, природу, увидеть красоту и богатство родного языка.

Чтобы дети полюбили сам процесс чтения, они должны читать с увлечением и достаточно много.

Большое внимание уделяется народной сказке. При анализе её жанровых особенностей главное значение придаётся человеческим качествам, которые особенно ценились народом и которые являются чертами русского национального характера. Происходит знакомство с творчеством В.М. Васнецова, а также художников-иллюстраторов русских народных сказок, среди которых И. Я. Билибин, Т. Д. Маврина, В. Н. Коношевич. Дети анализируют связь народной и литературной сказки: «Морозко» - В.Ф.Одоевский «Мороз Иванович». Вызывает интерес и фильм в постановке А.А.Роу. Аналогично изучаются и другие произведения, например: русские народные сказки «Сивка-бурка» и «Иван-царевич и серый волк» - полотно В.М.Васнецова «Иван-царевич на сером волке» - литературная сказка П.П. Ершова «Конёк-горбунок»- худ. Фильм. Посещение детьми театра становится более осознанным и значимым, если оно связано с рассматриваемым на уроке материалом, идёт приобщение к миру театра. Рассматриваются и объёмные произведения. Аналитическое чтение всей сказки Сент-Экзюпери «Маленький принц» учит детей глубже проникать в замысел автора, делать нравственно-филосовские обобщения. Результатом прочтения сказки является сборник цитат-интересных мыслей автора. У каждого ребёнка он свой, но в каждом есть слова: «Зорко одно лишь сердце, самого главного глазами не увидишь… «У ребят возникает потребность самовыражения, и они охотно берутся за перо. Характер детских творческих работ по литературным произведениям разнообразен. Слова Лиса: «Ты всегда в ответе за тех, кого приручил» становятся своеобразным эпиграфом при изучении произведений о взаимоотношениях человека и животных (Куприн А.И. «Белый пудель», Дж. Лондон «Белый клык»).

Велик воспитательный потенциал литературных сказок русских писателей ХХ века, среди них «Цветик-семицветик» В. П. Катаева, «Тёплый хлеб» и «Растрёпанный воробей» К.Г.Паустовского, «Два брата» Е.Л.Шварца, «Отшельник и роза» Б. В. Заходера.

Ведущее место занимает работа над рассказами и повестями о детях, о взаимоотношениях между людьми, об общении человека с природой. Убеждена, что рассказы Носова Н.Н., Драгунского В. Ю., Осеевой В.А. обязательно должны стать достоянием юных читателей, потому что они помогают детям в общении со сверстниками, заставляют задумываться над своими и чужими поступками, оценить эти поступки с позиций добра и зла. Считаю, что в условиях любого общества мальчишкам и девчонкам следует знать, кто такие Чук и Гек, и стремиться помогать людям, как это делали Тимур и его команда.

Сегодня, в условиях ФГОС, много говориться о необходимости семейного воспитания. Сложные вопросы семейных отношений волнуют рано взрослеющих детей. Жизнь которых дома часто далеко не безоблачна. На эти вопросы им поможет ответить умная книга и учитель. «Голубая чаша» А.П.Гайдара, «Детство Никиты» А.Н.Толстого, «Детство Тёмы» Н. Г. Гарина-Михайловского дают возможность задуматься над тем, как должны строиться отношения между членами семьи, чтобы детство было счастливым и радостным.

Ребята должны понять, что основа семьи - любовь и дружба. Взаимопомощь и взаимная ответственность, искренность, доверие, забота друг о друге, что велика и их роль в создании в доме атмосферы уюта и душевного тепла. Ребёнок должен благоговеть перед истинной материнской любовью, величие и красоту которой помогают понять «Емеля-охотник» Д.Н.Мамина-Сибиряка, «Воробей» И.С.Тургенева и др. Жертвенность и всепрощение - вот

Истинные критерии материнской любви. Задача учителя - помочь детям осознать это.

Взрослые и дети несут ответственность перед стареющими родителями. Основой темой об этом становиться рассказ В.А. Осеевой «Бабка»

Мне могут возразить, сказав, что столь серьёзный разговор преждевременный, что он может травмировать психику детей, что он просто недоступен их пониманию.

Многолетняя работа показывает, что доступен, что интересен, что дети, тактично направленные учителем, делают правильные выводы и глубокие обобщения. Я не боюсь грустных лиц и слёз на уроке во время чтения произведения или просмотра фильма. Эти слёзы говорят о том, что душа ребёнка ещё не очерствела, она способна к сочувствию и состраданию. Мы хотим видеть детей добрыми и чуткими, забывая при этом, что, чтобы выработать у ребёнка эти качества, мы должны заставить их души упражняться и в чуткости, и в доброте, что «душа обязана трудиться…»

На своих уроках особое место я отвожу рассказам К.Г.Паустовского. Их проникновенность и лиризм дарят детям светлую радость оттого, что они вдруг открывают для себя удивительное и необыкновенное там, где всё кажется обычным и повседневным. Скромная неброская красота родного для нас мещерского края становится ближе и дороже благодаря художественному мастерству писателя. Дети с радостью и волнением встречаются с местами, упомянутыми в рассказах: любуются заливными лугами и старицей Оки, стоят на берегу речки, где герои рассказа испытывали резиновую лодку, купаются в Урженском озере, которое спасло от лесного пожара старика и зайца.

Наряду с рассказом «Корзина с еловыми шишками», чтение которого сопровождается музыкой Э.Грига, ребята знакомятся с рассказами «Старый повар» и «Стекольный мастер». Только человек, красивый красотой внутренней, способен создать прекрасное, которое станет достоянием других людей, только такой человек сделает мир вокруг себя светлее и чище - вот что должны осознать и прочувствовать ребята.

На уроках литературного чтения я стараюсь ввести младших школьников в мир русской классической поэзии. ХIХ-ХХ веков. Трудно переоценить её роль в нравственно-эстетическом воспитании детей. Ребята начинают чувствовать красоту, богатство, выразительность русского языка, испытывать гордость за отечественную литературу. Увеличивается их словарный запас, появляется первый опыт стихотворчества, расширяется читательский кругозор. Подбор произведений обусловлен их нравственной и художественной ценностью, интересными поэтическими образами, а иногда и философской направленностью.

Стихи А., С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова, Ф.И.Тютчева и А.А.Фета, И.С.Никитина и А.Н.Плещеева, К.Д.Бальмонта и И.А.Бунина, С.А. Есенина и Н.М.Рубцова изучаются вместе со стихами А.А.Блока и Н.С.Гумилева, М.И.Цветаевой и А.А.Ахматовой, Б.Л.Пастернака и Н.А.Заболоцкого, Н.И.Рыленкова и А.Я.Яшина. Они найдут при помощи учителя место в детских сердцах и останутся в них надолго.

Уверена, что учитель многое может сделать в деле нравственного воспитания младших школьников, но работа его принесёт больше плодов, если ему будет помогать общество.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Дубровина И.В. Возрастная и педагогическая психология. - М.: Академия, 2005.

  2. Зубарева Е.Е. Детская литература. - М.: Просвещение, 2001.

  3. Каирова И.А. Азбука нравственного воспитания. - М.: Просвещение, 2000.

  4. Косачева И.П. Нравственное воспитание младшего школьника в процессе обучения и воспитания. - М.: АРКТИ, 2005.

  5. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. - М.: Российская академия наук, 1999.

  6. Тришина Е.С. Начальная школа №2 // Плюс до и после. - М.: Российская академия наук, 2004.




 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал