- Учителю
- Исследовательская работа на тему: 'История происхождения кукол'
Исследовательская работа на тему: 'История происхождения кукол'
VIII конкурс исследовательских работ и проектов младших школьников «Я познаю мир»
(в рамках Российской программы «Я - исследователь»)
Направление: культурология
Название работы: История происхождения кукол
Автор работы: Бесолова Амина
Место выполнения: сош № 22, 2 класс, Владикавказ.
Научный руководитель: Капустян Марина Викторовна,
учитель начальных классов
Владикавказ. 2014.
Оглавление
Введение……………………………………………………………………3
Глава I. Происхождение слова «кукла»………………………………….4
Самые древние куклы……………………………………………4
Самые популярные куклы в мире……………………………….5
Современные куклы……………………………………………...6
Кукла в осетинском костюме……………………………………7
Глава II. Практическая часть…………………………………………….7
Увидеть своими глазами процесс изготовления
осетинских кукол………………………………………………..8
Рассказать одноклассникам об этом процессе………………..8
Заключение………………………………………………………………9
Библиографический список……………………………………………10
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проекта.
Древние общества Египта, Греции и Рима, России оставили нам в наследие бесценные сокровища материальной и духовной культуры. Среди них своеобразной иллюстрацией эпохи выступают игрушки. Игрушка во все исторические эпохи была связана с игрой, в которой мы формируемся как личности: формируется наш ум, физические и нравственные качества.
О необходимости изучения народной игрушки, ее истории писал известный художник-кукольник Н.Д. Бартрам: «Надо торопиться собрать старые народные игрушки, пока еще не все уничтожено и не все разошлось в виде сувениров и не затерялось в мусоре городов». Актуальность обращения к теме обусловлена тем, что без прошлого нет будущего. Наше сегодняшнее желание знать, какой была народная игрушка, что она значила и как ею играли,- это естественное стремление знать и помнить прошлое своего и других народов.
Обоснование выбора.
Среди игрушек во все времена во всех государствах всегда выделялась кукла. Вот и у меня дома много кукол. И я как-то задумалась: если кукла всего лишь игрушка, то почему мои куклы такие разные?
Цель работы: узнать как можно больше вообще о куклах, историю появления разных кукол, в том числе о кукле в осетинском наряде.
Задачи: собрать материал о происхождении куклы вообще и куклы в национальном костюме; проанализировать собранную информацию; оформить материал в презентацию; рассказать о результатах исследовательской работы по теме «История появления куклы» на классном часе.
В ходе работы над проектом я изучила книги по теме: «История появления куклы», воспользовалась Интернетом для поиска картинок и тематического материала в поисковых системах Google, Yandex, а также консультировалась с классным руководителем по собранному материалу.
-
Происхождение слова «кукла».
Слово «кукла» в русский язык пришло либо из латинского "cuculla", либо произошло от древнеславянского корня "кука", что может означать и кулак, и клубок ниток, что похоже на правду, потому что в древности куклы часто на Руси делали из ниток.
В словаре русского языка С.И.Ожегова кукла - это детская игрушка в форме фигурки человека.
-
Самые древние куклы.
В глубокой древности возник такой известный нам вид игрушки, как кукла. Кукла - один из самых первых спутников человека. Где же появились первые куклы? Ответ на этот вопрос очень прост: везде. Ее можно обнаружить как у первобытных, так и у цивилизованных народов. Самым древним египетским куклам около 4 тысяч лет. Вырезались они из тонких дощечек и раскрашивались геометрическим узором, символизирующим одежду. Головы кукол украшались париками из деревянных и нитяных бус. Но служили эти куклы не детям, а взрослым, которые верили, что человеческие изображения могут оживать и влиять на судьбы людей.
Древнейшие египетские куклы клали рядом с мертвыми людьми, чтобы в царстве мертвых им не было одиноко. (см.фото 1)
Античная Греция и Рим оставили нам большое количество кукол. Детская игрушка была в них важной частью древних обрядов. Считалось, что куклы, сделанные своими руками из подручных материалов, обладают магическими свойствами. Древние люди верили, что куклы способны отгонять злых духов и приносить счастье в дом. Наверное, поэтому их часто носили как талисманы.
Девушки бережно хранили свои куклы до замужества и в канун свадьбы приносили их в дар богиням любви Артемиде, Венере. Но были и куклы, которыми играли. Делались они из глины, дерева. Руки и ноги прикреплялись к телу с помощью ниток и палок и часто были подвижны.
Более тщательно, из дорогих материалов, выполнялись куклы для детей богачей.
Среди американских индейцев детская кукла также была образом божества, идола. Она делалась из дерева и являлась частью религиозного воспитания детей. (см.фото 2)
В Японии простая детская кукла изготовлялась, например, из оструганной ивовой ветки, на которую надевалась бумажная одежда. Имелась также кукла, которую мы назвали бы «козлом отпущения». Ее «кормили», одевали, обращались с ней, как с живой, и давали матерям, чтобы отвратить дьявола от их детей. Но, кроме таких «магических» кукол, у японских девочек были и обыкновенные, для игры.
В мусульманских странах запрещается делать человеческие изображения, и матери обычно неохотно дают кукол своим маленьким дочерям, так как боятся, что дух дьявола, находящийся в кукле, может причинить вред ребенку. (см.фото 3) Но девушке, выходящей замуж, нередко дарят красиво наряженную куклу, так как невеста часто бывает совсем юной.
В Европе также в ранние времена куклы часто связывались с религиозными обрядами, образами святых, а некоторые - с праздником Рождества.
С давних времен тряпичная кукла была не только традиционной игрушкой русского народа, а символом продолжения рода, залогом семейного счастья. Часто куклу делали безликой. По старинным поверьям, в кукле без лица (т.е. без души) не может поселиться нечистая сила. Напротив, в игрушки, которые создавали для своих детей отцы и матери, бабушки и дедушки, они вкладывали свою любовь и мудрость. Считалось, что такая кукла охраняет детский сон и оберегает ребёнка от злых сил. Дети чувствовали это и относились к своим куклам и игрушкам бережно. Игра в куклы поощрялась взрослыми, т.к. играя в них, ребенок учился вести хозяйство, обретал образ семьи. Кукла сопровождала человека с рождения до смерти и была непременным атрибутом любых праздников.
Самые первые куклы делались из золы. Из очага бралась зола, смешивалась с водой. Потом скатывался шарик, и к нему прикреплялась
юбка. Такая кукла называлась «Баба». "Баба" передавалась по женской линии от бабушки к внучке, причем дарилась в день свадьбы. Она была для девушки талисманом, защищающим ее дом, очаг. При переезде на новое место эту куклу из золы домашнего очага обязательно брали с собой, видимо, для того чтобы на новом месте был уют, очаг, тепло родительского дома. (см.фото 4)
Наши предки жили довольно весело - круг жизни, который свершается в течение года, сопровождался праздниками (некоторые из них сохранились по сей день - масленица), и в них всегда одна из ведущих ролей отводилась кукле.
Фея кукол создавала, Мастерила, колдовала.
Все, чего она касалась, Оживало, просыпалось.
И в ее руках послушно Обретали куклы души.
Ведь у кукол судьбы тоже, С человеческими схожи.
А потом свои трофеи Раздавала людям фея,
Потому что это средство, Чтобы вечно помнить детство…
-
Самые популярные куклы в мире
-
Япония - Дарума (неваляшка) (см.фото 5)
Считается, что родина неваляшки - Япония, где ее называют дарума. У неваляшки нет ног и рук, она качается, но никогда не падает, что напоминает людям о стойкости и упорстве монаха Бодхидхармы, в честь которого игрушка создана. По легенде, монах Бодхидхарма много лет медитировал (молился), глядя в стену, поэтому у него отказали руки и ноги.
-
Россия - Матрёшка (см.фото 6)
В XIX веке художник Сергей Малютин и токарь Василий Звёздочкин создали игрушку, символизирующую семью, - матрёшку (от имени «Матрёна»), внутри которой располагаются похожие друг на друга куклы, отличающиеся только размерами.
-
Америка - Кукла Барби (см.фото 7)
Знаете ли вы, что:
- полное имя Барби - Барбара Миллисент Робертс;
- в 1959 году американка Рут Хандлер из Нью-Йорка придумала куклу Барби. Она дала ей имя своей дочери Барбары;
- первая Барби стоила 3 доллара, а сейчас любая кукла, изготовленная в далеком 1959 году, у коллекционеров оценивается в 10 тысяч долларов;
- через два года, в 1961 году, Барби появилась в Европе и обрела игрушечного друга Кена, которого Рут назвала в честь своего сына;
- Барби бывают разные: медсёстры, певицы, космонавты и даже кандидатки в президенты;
- сейчас кукла Барби продаётся в 150 странах мира;
- каждую секунду на планете покупается 2 куклы Барби.
4. Италия - Марионетка (см.фото 8)
Первые марионетки появились в Египте. Это были деревянные куклы, управляемые кукловодом при помощи нитей, поэтому в народе их называли «деревянные Марии» или «Марион», откуда и пошло название - марионетки.
Но сегодня родиной марионеток считают Италию, потому что именно оттуда, из Венеции, где в дни церковных праздников продавались кукольные изображения Марии, они распространились по всей Европе.
-
Франция - Бумажная кукла (см.фото 9)
Первую бумажную куклу - картонный силуэт девушки - придумали во Франции в конце XVIII века. Издатели журналов мод печатали бумажных девушек, одежду и обувь для них, чтобы читательницы смогли подобрать себе наряды, посмотрев сначала, как они выглядят на кукле. Вскоре такие игрушки стали очень популярными, причём сначала у взрослых, а потом и у детей.
-
Современные куклы.
1. Мокси (Moxie) - пример (см.фото 10)
Это четыре куклы-подружки Софина, Эйвери, Саша и Лекса, которые вместе ходят в школу и интересно проводят свободное время.
2. Baby Born (в переводе на русский язык "новорожденный") - кукла-пупс размером с настоящего малыша, и она, как живая, может кушать, пить, ходить на горшок и т.д. (см.фото 11)
Подарили куклу Мне на день рожденья.
Это просто чудо, Радость и везенье.
Бросила игрушки, Только с ней играю,
Обо всём на свете С Пупсом забываю.
Я кормлю и мою Милую подружку,
Спать кладу в кроватку Пупса на подушку.
Пупса берегу я, Я его лелею.
С Пупсом стала лучше, Стала я добрее...
3. Winx (Винкс) - куклы, похожие на персонажей итальянского мультсериала . Куклы Winx такие же яркие, как и герои мультиков. К ним в комплекте есть разные наряды. (см.фото 12)
4. Братц (Bratz) - кукла для девочек постарше (от 8 до 13 лет), которые любят всевозможные вечеринки и увлекаются . (см.фото 13)
5. Испанские куклы Antonio Juan (Антонио Хуан) и Carmen Gonzalez с ярко выраженными национальными чертами выпускаются с 50-х гг. XX века. (см.фото 14)
Следует отметить, что Испания сегодня является одним из главных поставщиков кукол в мире, причем как игровых, так и коллекционных.
6. Pullip - это кукла на шарнирах, с очень большой головой и глазами, производится в Корее. У куклы Pullip есть целая история жизни, как и у всей ее семьи. (см.фото 15)
7. Кукла Дженни (Jenny) - популярная японская кукла, хотя на японку она не очень похожа. (см.фото 16)
8. Фулла (Fulla) - самая популярная арабская кукла. Лицом Фулла похожа на американскую , а вот по характеру - совсем не такая. У Фуллы есть крошечный . Она носит платок и не выставляет ноги напоказ, как это делает Барби. (см.фото 17)
-
Кукла в осетинском костюме.
Сейчас только на артистах можно увидеть такой костюм: распашное красное платье с золотым узором, под ним белое атласное платье, расшитое на груди узором в виде золотых застежек - это наряд моей современной куклы в осетинском платье. (см.фото 18)
Белый, красный, желтый - это любимые цвета осетин. Они повторяются и в нашем флаге: белый - чистота, красный - доблесть, желтый - изобилие.
Куколку можно разглядывать долго-долго: она милая, личико белое, глазки черные, с разрезом, как у оленя, и длинные две косы; на голове невысокий традиционный красиво вышитый головной убор, а сверху газовый платок с кружевным золотым шитьем по краям. Руки прячутся под навесными рукавами, расшитыми золотыми нитями. На ногах нарисованные сапожки. (см.фото 19)
Моя куколка - фарфоровая, но раньше самой распространенной игрушкой у осетин была тряпичная кукла, имеющая в осетинском языке несколько названий «хъазæн чындз», «чындз», «гыкъына». Тряпичные куклы имелись в каждой семье, где были дети. (см.фото 20) В куклы играли девочки и маленькие мальчики. Обычно изготавливали кукол старшие члены семьи.
Тряпичные куклы по технике изготовления можно условно разбить на два вида. Куклы первого вида, на деревянном каркасе, именовались «къæцæлын чындз». Для их изготовления брались два небольших обрезка палки разного размера и крестообразно накладывались один на другой. Это положение накрепко закреплялось ниткой. На полученную крестообразную основу, отдаленно напоминающую человеческую фигуру, надевался кукольный наряд - разнообразные матерчатые лоскутки, в которые пеленали кукольную заготовку.
Плоский овальный камешек, а потом - пуговица или старая монета, обшитые белой тканью, символизировали лицо куклы. Вокруг талии лоскутки перехватывались игрушечным поясом, чем достигался образ кукольной фигурки, приближенный к человеческой фигуре. Одежда такой простейшей куклы составляла неотъемлемую ее часть и не снималась. Добротно сшитые из кусочков отработанных тканей, украшенные орнаментальными мотивами вышивок, куклы эти занимали определенное место в эстетике традиционного быта.
Еще большей популярностью среди детей пользовались куклы второго вида, это - войлочные куклы (нымæтын чындз). Изготавливали их из остатков войлока и шерсти, которые снаружи обшивались разноцветными лоскутками. В детских играх эти куклы пользовались большим успехом, так как отсутствие жесткой основы из дерева позволяло кукле по желанию играющего садиться, двигать руками и ногами, нагибаться. Они также тщательно, с большой любовью отделывались декоративными средствами.
Намного реже изготовлялись детские куклы-мужчины, именовавшиеся осетинами «лæппу» (осет. - парень). Они были игрушками и для маленьких мальчиков и девочек.
Детские игры с куклами были самые разнообразные, но чаще всего эти игры воспроизводили повседневную реальную жизнь. Обычно разыгрывали семейные сценки, импровизировали распространенные в селе или ущелье календарные праздники. Для кукольных игр осетинские дети выбирали укромные, уединенные места: за селом, у ручья, на плоской земляной крыше дома (уæлхæдзар). Часто соседские дети объединялись со своими куклами для совместной игры. (см.фото 21)Начисто убрав все вокруг, они раскладывали своих кукол и их кукольное хозяйство. Иногда из глины лепили домашних животных, посуду и другую хозяйственную утварь. Куклы-мужчины занимались мужскими хозяйственными делами: возили дрова, пасли скот, строили, пахали землю, а куклы-женщины нянчили детей, стряпали, шили и вышивали.
По словам известного осетинского художника М.С. Туганова, «еще во времена царизма вовсе были забыты игрушки осетинских детей». Но сегодня осетинская кукла живет, благодаря фирме "Асик". Здесь работают люди, которые создают уникальную куклу в осетинском национальном наряде, вкладывая в каждое свое творение частичку души, раскрашивая серую жизнь яркими красками нашей истории и культуры. Костюмы кукол - произведения искусства: они в точности копируют свой оригинал, украшены ручным шитьем.
(см.фото 22) Коллекционные и сувенирные куклы в национальных костюмах представляют собой уникальные произведения народного творчества. Воссоздание истинной, в чем-то архаичной красоты, ее таинственного магнетизма невозможно без умелых рук талантливых художников и без подлинной любви к своей культуре. Поэтому моя самая любимая кукла - в осетинском костюме.
5. Практическая часть
По словам известного осетинского художника М.С. Туганова, «еще во времена царизма вовсе были забыты игрушки осетинских детей». Но сегодня осетинская кукла живет, благодаря фирме "Асик", мою куклу тоже изготовили здесь. Я побывала на фирме, в цехе, где рождаются уникальные осетинские игрушки. Поговорив с мастерами и проследив за процессом создания куклы, я поняла главное: в «Асике» работают люди, которые глубоко любят свою культуру и свой народ. Они делают уникальные куклы в осетинском национальном наряде, вкладывая в каждое свое творение частичку души, раскрашивая жизнь яркими красками нашей истории и культуры. Процесс изготовления куклы - очень непростой. Он распределен между мастерами: кто-то делает саму фигурку, кто-то - голову с настоящими волосами, кто-то раскрашивает лицо и ноги в расписных сапожках, кто-то шьет костюм. Но больше всего меня поразила работа вышивальщицы. Ведь костюмы кукол - произведения искусства: они в точности копируют оригинал, украшены ручным шитьем. И шитье непростое - это вышивание золотой нитью, которое требует особого мастерства. Вот куклы готовы - осталось у девушки на шапочке закрепить невесомую фату с вышитыми золотом краями, а на парня накинуть башлык с золотыми кистями.
Еще раз убеждаюсь: воссоздание истинной, в чем-то архаичной красоты, ее таинственного магнетизма невозможно без умелых рук талантливых художников и мастеров-кукольников, а главное - без подлинной любви к своей культуре. И вот он - ответ на мой вопрос: почему мои куклы такие разные. Да, потому что сделаны они в разных государствах, людьми разных культур и разных традиций. Коллекционные и сувенирные куклы в национальных костюмах представляют собой уникальные произведения народного творчества разных стран. Мастера старались в куклах передать свою любовь к родной земле, ее обычаям и культуре. Эта любовь передается и нам, детям. Наверное, поэтому моя самая любимая кукла - в осетинском костюме.
Заключение
Сначала кукла была создана как маленькое изображение божества, чтобы оберегать ребенка, и только потом появилась кукла-игрушка.
В настоящее время гламурная кукла Мокси, кукла-пупс, Винкс, Братц, Хуан, Дженни, Фулла - одни из современных кукол. Кукол для игр очень много. В разных странах самые разные куклы популярны: матрешка, неваляшка, Барби, марионетки, бумажные куклы.
В разных государствах, людьми разных культур и разных традиций создаются разные куклы как уникальные произведения народного творчества разных стран.
Осетинская кукла - одна из самых красивых и любимых моих кукол, потому что вместе с ней я узнала больше об обычаях своего народа и о его культуре.
Я думаю, что кукла с течением времени не исчезнет. Может быть, она станет другой, более современной, но она обязательно будет:
Все вы разные, куклы, и разные мы,
Но с истоков пути, век от века,
Проносили мы в радости, в горести тьмы
Кукол - символ души Человека!
Библиографический список:
-
Голдовский Б.П. / Ред. Журавлёв А.Ю. - Большая иллюстрированная энциклопедия «Художественные куклы». - М.: Дизайн Хаус, 2009.
-
Интернет-сайты :
-
Йорик. История марионеток/ Библиотека театра и искусства. - 1913. - кн. 2.
-
Котова И.Н. Русские обряды и традиция. Народная кукла / И.Н. Котова, А.С. Котова. - СПб: Паритет, 2003.
-
Кукла Барби: за и против [Электронный документ] (). - Проверено 23.04.10.
-
Некрылова А.Ф. Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища/ А.Ф. Некрылова. - Л.: Искусство, 1984.
-
Смирнова Н.И. Искусство играющих кукол/ Н.И. Смирнова. - М.: Искусство, 1983.
Приложение 1.
-
Древняя египетская кукла
-
Кукла американских индейцев
-
Древняя кукла в мусульманских странах
-
Древняя игрушка русского народа
Самые популярные куклы в мире
-
Японская Дарума (неваляшка)
-
Российкая Матрёшка
-
Американская кукла Барби
-
Итальянская марионетка
-
Французская бумажная кукла
Современные куклы
-
Гламурная кукла Мокси (Moxie)
-
Кукла-пупс (Baby Born)
-
Winx (Винкс)
-
Братц (Bratz)
-
Испанские куклы Antonio Juan (Антонио Хуан) и Carmen Gonzalez
-
Корейская кукла на шарнирах (Pullip)
-
Японская кукла Дженни (Jenny)
-
Арабская кукла Фулла (Fulla)
Кукла в осетинском костюме
-
Современная кукла в осетинском платье
-
Фарфоровая куколка
-
Тряпичная кукла
-
Семейная пара
-
Сувенирная пара
Приложение 2
1. На фабрике «Асик».
2. Наслаждаюсь красотой
3.В процессе работы