- Учителю
- Конспект занятия по курсу ОРКиСЭ
Конспект занятия по курсу ОРКиСЭ
Классный час «Важеозерский Спасо-Преображенский мужской монастырь».
( из цикла бесед «Святыни России» 4 класс)
Подготовила: Максимова Н.В.учитель начальных классов ГБОУ Гимназия № 295
Цель :
- расширение историко-культурологического образования и духовно-нравственное воспитание средствами религиозно-познавательного содержания;
- на примере жизни святых показать суть жизни, её ценности, моральные и духовные;
- учить быть добрыми, терпеливыми, выносливыми, мужественными;
- развивать мышление, речь, память;
- развивать у учащихся интерес к истории;
- развивать эстетический вкус учащихся;
- воспитывать положительные качества личности;
- воспитывать трудолюбие, терпение.
Задачи:
- воспитание уважения к внутреннему миру каждого человека;
- формирование культуры общения;
-духовно-нравственное воспитание через приобщение к традиционным ценностям отечественной культуры;
-приобщение к художественно-эстетическим отечественным традициям;
Планируемые результаты .
Личностные:
-определять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
- в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметные результаты.
Регулятивные УУД:
-определять и формулировать цель деятельности на занятиях с помощью учителя;
-проговаривать последовательность действий на занятии;
-учить высказывать своё предположение (версию), учить работать по предложенному учителем плану ;
-учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на занятиях.
Познавательные УУД:
-добывать новые знания: находить ответы на вопросы, свой жизненный опыт и информацию;
-перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
-преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Коммуникативные УУД:
-умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
-слушать и понимать речь других ,учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные результаты:
-формирование уважительного отношения к различным духовным и светским традициям;
-знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, и их понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России;
-укрепление средствами образования преемственности поколений на основе сохранения и развитие культурных и духовных ценностей.
Ход беседы:
- Сегодня мы с вами продолжаем путешествовать по нашей православной России.
Посмотрите , пожалуйста, на карту и вспомните, где мы с вами уже побывали .( слайд 1).
(Ответы детей).
- Да, мы познакомились с Александро- Свирским мужским монастырем. (слайд 2)
А чьё имя носит эта обитель?
(Ответы детей).
- Как вы уже знаете у преподобного Александра Свирского было много последователей и учеников. (слайд 3).
родился в семье небогатых поселян в Важенском погосте, лежащем близ реки Свири, в 70 верстах от Олонца. Подобно , Никифор еще в юношеском возрасте почувствовал призвание к монастырской жизни и ушел от мира в обитель Александра Свирского. Здесь под руководством святого и предался иноческим трудам. Не довольствуясь постом и бдением, Никифор изнурял себя тяжелыми веригами, которые носил на голом теле. Весили они более 20 килограммов.
Видя такие подвиги, братия прославляла Бога, но Никифор всячески избегал похвал и скоро попросил прп. Александра Свирского благословить его идти в Киев на поклонение святым Печерским угодникам. Преп. Александр отговорил своего ученика от дальнего паломничества и посоветовал прежде сходить в обитель Воскресения Христова к преп. Кириллу, игумену Новоезерскому, побеседовать с ним о монашеской жизни и поучиться монастырскому уставу.
Некоторое время он подвизался у прп. Александра в Свирском монастыре, но, не желая славы «и похвалы мира сего», ушел на озеро Важе, где уже в тесных землянках с немногими учениками молился Богу преп. Геннадий.
- Давайте вернемся к нашей карте (слайд 1). Рассмотрите её внимательно. С какой республикой граничит Ленинградская область? ( у учащихся на столах раздаточный материал для работы).
(Ответы детей).
- Прочитайте, пожалуйста, текст.
«На далеком севере, в пустынном Олонецком крае, на берегу небольшого озера Важи, среди векового, почти непроходимого леса, увлажненного местами болотным мхом, расположена небольшая иноческая обитель - Важеозерская, или Задне-Никифоровская. Более уединенного места для обители, для подвигов молитвенных трудно, кажется, и найти. На много верст вокруг нет никаких селений. Всюду пустынная тишина, все полно покоя, изредка нарушаемого голосами птиц, криком зверя да тихим звоном небольших колоколов монастырского храма. И паломников редко встретишь в обители, особенно зимою, когда вьюгами заметаются дороги, и самый след их изглаживается под сугробами снега...» - рассказывал в 42-м номере «Русского паломника» автор, побывавший там в 1900 г..
- Итак, кто догадался, куда мы сегодня отправимся в путешествие?
(Ответы детей).
- Сегодня познакомимся с Важеозерским Спасо - Преображенским мужским монастырём, который находится в Республике Карелия в Олонецком районе. Олонец - древний исторический город в Карелии, один из старейших городов северной России, одно из старейших поселений в Карелии, впервые упоминается в уставной грамоте князя Святослава Ольговича в 1137 г., в летописи - в 1228 г. (слайд 4,5)
- Основание обители положено около 1520 г. препп. - учениками великого русского святого, преп. Александра Свирского.
С приходом преп. Никифора на озеро Важе образовался небольшой пустыннический монастырь и около 1530 г. был воздвигнут деревянный Преображенский храм. (слайд 6)
Скончался преп. Никифор 9 (22) февраля 1557 г. Погребли его рядом с преп. Геннадием в основанной им пустыни, с которым, однако, по предложению, он никогда не встречался.
Государь Иоанн Васильевич в 1557 г. даровал монастырю грамоту на владение пахотной землей «на все четыре стороны по версте, оприч мхов и болот, и глыб», а 1588 г. монастырь получил от государя Федора Ивановича еще одну царскую жалованную грамоту - на угодья и рыбные ловли.
Почти незаметно для истории протекла жизнь Никифоровской обители, скрытой дремучим лесом. Но что скрыто от людей, то открыто Богу... Лишь в Смутное время бурные события не обошли стороной и обитель. Отряды литовцев, опустошая северные пределы России, напали и на беззащитную пустынь.
Долгое время древняя обитель не имела самостоятельности. Ее возрождение началось с 1800 г., когда она была приписана к Александро-Свирскому монастырю.
С 1830 г. здесь поселился строгий отшельник из Коневского монастыря с тремя учениками. (слайд 7)
Схимонах Игнатий родился в Новгородской губернии, в крестьянской семье, в 1780 году, при святом крещении имя ему нарекли Иван. В 18 лет он принял решение посвятить свою жизнь служению Господу. Обучившись чтению, он построил себе келью в родительском саду и проводил в ней много времени, предаваясь подвигам поста .
В постоянных трудах и молитве Иоанн приобрел много: теплую любовь к ближнему, чистую сосредоточенную молитву, смирение и покаянные слезы, которые потоком лились из его глаз, давая ему возвышенное утешение. Однажды к нему пришли разбойники требовали денег, один даже навел на Иоанна ружье, тогда по наитию, он назвал разбойника по имени, от неожиданности ружье выпало из рук грабителя. Оба они испросили у Иоанна прощения и быстро ушли.
Место уединения стало известно, народ стал приходить к пустынникам, Иоанн с братом ушли на Святую гору Афон. Там в 1818 году он был пострижен в монашество с именем Исайя. и молитвы.
Некоторое время, после возвращения в Россию о. Исайя подвизался в Коневецком монастыре, но по причине недоброжелательного отношения к нему монастырского игумена он покинул обитель и выбрал для пустынножительства уединенное место, затерянное в глухих лесах - Задне-Никифорову Преображенскую пустынь в Олонецкой губернии. Пустынь в то время находилась в состоянии запустения, после очередного пожара.
При настоятельстве о. Игнатия небольшая Важеозерская пустынь восстановилась и в конце сороковых годов получила статус самостоятельной. Был заложен каменный храм во имя Всех Святых ( слайд 8), освященный уже после кончины Старца в 1858 г., храм сохранился до наших дней.
У отца Исайи были ученики, которые после его блаженной кончины 20 апреля / 3 мая 1852 года продолжили его дело. Старец мирно отошел ко Господу в возрасте 72 лет. Перед кончиной он принял великую схиму с именем Игнатия и похоронен под строящимся тогда Всехсвятским храмом. Сразу после кончины старца Игнатия стали почитать не только в монастыре и Олонецкой епарахии, но и Санкт-Петербургской губернии как подвижника благочестия.
Страшный пожар в 1885 г. уничтожил почти все деревянные монастырские строения. Братия разошлась по другим обителям епархии. В 1887 г. за устройство монастыря энергично взялся иеромонах Геннадий. ( слайд 9) На восстановление обители дал свое благословение и был первым щедрым жертвователем кронштадтский батюшка Иоанн Сергиев. Вместе с иеромонахом Геннадием, своим постоянным спутником по время поездок по Северу, он немало положил трудов для возрождения древней иноческой пустыни.
Монастырь вновь был отстроен с духовной и материальной помощью «Всероссийского батюшки» - св. праведного Иоанна Кронштадского, который неоднократно приезжал и останавливался в обители. В 1892 г. он освятил новую деревянную Преображенскую церковь. Именно в это время были построены дошедшие до нас храмы, игуменский и гостиничный корпуса. Обе церкви увенчали пятью главами. Во Всехсвятской, теплой богослужения совершались зимой, а после праздника Всех Святых служба переносилась в Преображенскую. При монастыре действовали портняжная и сапожная мастерские.
После установления советской власти монастырская жизнь прервалась. В 1923 г. обитель закрыли и на ее территории совхоз им. Зиновьева.
В 1935 г. пустынь подверглась разорению. Все монастырские иконы, книги, архивы, погост, братский корпус, монастырская стена, скит были уничтожены. На ее территории началось строительство Интерпоселка. Преображенский храм стал спортзалом, а Святодуховский - клубом. (слайд 10)
После 1945 г. в стенах бывшей обители расположились колония для несовершеннолетних преступников и психбольница. Разумеется, все это привело к тому, что на момент передачи монастыря Русской Православной Церкви в 1993 г., практически все сохранившиеся постройки находились в аварийном состоянии.
Монашеская жизнь вернулась сюда лишь в 1991 году. Сейчас в обители совершается полный суточный круг богослужений, каждый день служится Литургия. Монастырь понемногу восстанавливается. Уже действуют три храма, хотя восстановительные работы в них продолжаются: еще необходимо написать иконостасы для летнего Преображенского и зимнего Всехсвятского храма.( слайд 11,12)
Святыни монастыря: мощи . (слайд 13) основателей монастыря, хранятся под спудом в храме Всех Святых; святой источник - колодец, выкопанный еще в начале 15 века прп. Геннадием (слайд 14); частицы святых мощей прп. Серафима Саровского, св. блгв. кн. Александра Невского, прп. Антония Дымского.
Игумен - архимандрит Иларион (Кильганов)(слайд 15)
Рефлексия.
Наше путешествие заканчивается. Я предлагаю вам написать письмо учащимся, которые в следующем учебном году будут путешествовать по православной России.
Желает ли кто-нибудь из вас сказать своё послание будущему поколению?
(Высказывания детей).
Я, надеюсь, что вам понравилось наше виртуальное путешествие, и придя домой вы расскажете много нового своим родственникам.
Поблагодарим друг друга за работу. До встречи.
Литература
Барсов Е. В. Исторический очерк Важеозерской пустыни // Памятная книжка Олонецкой губернии за 1868-1869 гг. Петрозаводск. 1869.
Олонецкая епархия. Страницы истории. 2000.
Сойкин П. П. // Православные русские обители =: Полное иллюстрированное описание православных русских монастырей вРоссийской Империи и на Афоне., Книгоизд-во П. П. Сойкина, 1910. - СПб.: Воскресение, 1994. - С. 156. -712 с. - 20 000 экз. -
Галкин А. К. Из истории Задне-Никифоровской пустыни в XIX - начале XX в. // Православие в Карелии: Мат-лы научн. конф. (24-25 октября 2000 г.). Петрозаводск, 2000. С. 47-52.
Храмы на Карельской земле. Петрозаводск. 2007.
Ссылки