- Учителю
- Рабочие программы 1 класс Начальная школа 21 века
Рабочие программы 1 класс Начальная школа 21 века
Пояснительная записка
Рабочая программа по изобразительному искусству создана на основе авторской программы «Изобразительное искусство» Л.Г. Савенкова, Е.А.Ермолинская,
Ю.Н. Протопопов (интегрированная программа: 1-4 классы - 2- е изд. дораб. - М: Вентана - Граф, 2010). Программа соответствует Федеральным государственным образовательным стандартам начального общего образования по образовательной области «Искусство».
Каждый день на ребёнка обрушивается огромное количество информации, в которой он должен уметь разбираться - оставлять важное для себя и отбрасывать ненужное. Всё ускоряющийся ритм жизни требует от школьника быстрого переключения внимания с одного вида деятельности на другой, умений анализировать ситуацию, устанавливать взаимозависимость явлений.
Художественное образование школьников не может строиться без учёта процессов, происходящих в обществе, и новейших тенденций в искусстве: всё, что дети видят и слышат, должно находить отражение на уроках. Важно воспитывать в учащихся критическое отношение к произведениям искусства, научиться отличать шедевр от безвкусной подделки, находить связующую нить между произведениями прошлого и настоящего, между формой и содержанием предмета, раскрывать связь с окружающей действительностью. Поэтому главным условием организации занятий по изобразительному искусству является разностороннее развитие и полихудожественное воспитание детей.
Полихудожественное воспитание* опирается на положение о том, что каждый ребёнок изначально предрасположен к восприятию и деятельности в разных видах искусства: он видит, слышит, чувствует, осязает и обоняет одновременно. Задача учителя искусства - по возможности гармонично развивать у детей данные им природой задатки и формировать их способность воспринимать мир в художественных образах.
Данная программа характеризуется комплексным подходом к освоению изобразительного искусства; её цель - художественно-творческое развитие школьника, подготовка его к самостоятельной творческой деятельности.
Программа учитывает современные направления, формы и технологии обучения, разрабатываемые в Институте художественного образования Российской академии образования, передовой опыт педагогов-исследователей, внедряющих в практику инновационные интегрированные направления работы, а также изменение культурного пространства России, появление новых произведений, имён, тенденций в искусстве.
Интегрированный подход предполагает привлечение на занятиях по изобразительному искусству сведений из разных школьных дисциплин, которые помогут раскрыть рассматриваемое явление таким образом, чтобы у детей сложилось наиболее полное знание и представление о нём. Предлагаемая учащимся информация должна опираться на их психические особенности, интересы, память, ранее полученные знания из различных источников. Это, с одной стороны, помогает детям создавать свои художественные образы на основе ассоциаций с разными видами искусства, ближайшим окружением, природой и миром вообще. С другой стороны, такой подход направлен на формирование общих представлений о гармонии мира и жизни как взаимосвязанном и закономерном процессе развития, в котором человек не противопоставлен этому миру, а является органичной его частью.
Цель интегрированного обучения - научить детей рассматривать, сопоставлять, анализировать одни и те же факты, явления; составлять свою целостную картину мира.
Педагогические условия интегрированного преподавания изобразительного искусства:
-
выход за рамки одного искусства;
-
учёт возрастных и психических особенностей детей, их художественных представлений и предпочтений;
-
активное внедрение в традиционные формы обучения современных развивающих и игровых методов работы;
-
включение детей в разные виды творческой деятельности;
-
перенос педагогического акцента с изучения «памятников искусства» на творческую активность самих детей;
-
предметно-пространственная основа изучения изобразительного искусства;
• опора в обучении на региональную (близкую) художественную культуру, искусство и родной язык в тесной связи с мировым художественным процессом.
Интеграция позволяет перестраивать, расширять и углублять содержание художественного образования, способствует конструктивным изменениям в методике работы учителя, создаёт новые обучающие технологии, предполагает тесную связь с дополнительным образованием, обеспечивает творческий климат на занятии.
Например, на уроке изобразительного искусства при анализе произведений какого-либо художника может быть востребован материал по истории того периода, когда этот художник творил, и той страны, в которой он жил. Важно дать ученикам представление об идеалах того времени, духовных ценностях и мировоззрении людей, познакомить с документальными данными, которые помогут детям понять художественный образ и язык произведения. При знакомстве с архитектурой следует установить связь характера и особенностей архитектурных сооружений с ландшафтом, климатом региона, т. е. привлекать материал из географии.
Информация должна адаптироваться и быть ориентирована на осмысление происходящего, исследовательскую деятельность детей. Такой подход развивает самостоятельность мышления и стремление к самопознанию у школьника, а учителю предоставляет свободу творческого поиска, творческой инициативы и самостоятельности в раскрытии темы, постановке задач, выстраивании учебного материала, выборе художественных средств и форм работы с детьми.
Таким образом, новизна данной программы заключается в том, что она не сковывает инициативу педагога, позволяет ему самостоятельно включать в учебный процесс дополнительные темы и задания для учащихся и тем самым создаёт оптимальные условия для развития педагогического и творческого потенциала учителя.
Программа основывается на предметно-пространственном изучении изобразительного искусства. Пространство и предметное окружение человека - это природа, произведения искусства, предметы быта, вещи, архитектура. Приобщение школьников к самостоятельной, осознанной деятельности, направленной на создание художественно организованного пространства, рассматривается как процесс, объединяющий законы изобразительного искусства, скульптуры, архитектуры, дизайна, декоративно-прикладного и народного искусства. Создание художественно организованного пространства поможет детям научиться преобразовывать внутреннее пространство помещения и внешнее окружение человека, исходя из его индивидуальных потребностей и интересов, т. е. создавать предметы, интерьер, соответствующие конкретному человеку и определённой среде, подготовят школьников к самостоятельному созданию собственного окружения в полной гармонии со своим характером и интересами.
Определяющий фактор в работе педагога - развитие учащихся. Изобразительное искусство в программе является условием и механизмом познания мира, развития воображения и фантазии детей, их творческого проявления в различных областях деятельности.
Программа полихудожественного развития школьников опирается на следующие принципы (по Б.П. Юсову).
-
Духовное совершенствование ученика. Важно развивать в ребёнке возвышенные чувства, возникающие при восприятии произведений искусства, творческих достижений художественной культуры и красоты окружающего мира; воспитывать умение любить и ценить культурное наследие родной страны и других народов.
-
Живое общение с искусством. Запись на пластинке, репродукция произведения изобразительного искусства представляются «вторичным» художественным продуктом - копией. Нужно активно внедрять в учебный процесс общение ребёнка с живым словом, живыми красками, формами, ритмом, движением. Творческий продукт по возможности должен рождаться на глазах у школьников, их собственными силами, их руками, словами.
-
Освоение разнообразных сторон окружающего мира. В ходе занятий важно показать учащимся разные аспекты жизни. Явления и предметы должны быть показаны во взаимосвязи.
-
Опора в обучении на региональный компонент. Региональный компонент определяется как совокупность географических, климатических, национальных, культурно-исторических особенностей той местности, где находится учебное заведение (село, город, район, страна). Педагогу необходимо
учитывать эти факторы при выстраивании учебно-информативного материала урока и планировании учебных творческих заданий. Таким образом в педагогический процесс включается живая художественная культура региона.
-
Взаимодействие разных видов художественной деятельности. Полихудожественный подход и интегрированные формы организации занятий по изобразительному искусству позволяют педагогу сознательно планировать общение детей с разными видами искусства. Общая художественная природа последних (цельность образов, общие законы восприятия, переживания и художественного выражения) помогает учащимся увидеть художественное явление в разных формах его воплощения, например представить музыкальный образ в сочетаниях цветов, движениях, слове, а также свести совокупность видов искусств к их знаковому выражению.
Описанный подход к художественному развитию школьника обладает большим педагогическим и воспитательным эффектом и прививает интерес к искусству, учит обобщать, связывать и анализировать увиденное, услышанное, прочитанное; позволяет разносторонне развивать эмоционально-чувственную сферу ребёнка, его способность к сопереживанию, общению с искусством. Рассматривая произведения разных видов искусства, можно получить наиболее полное представление об общих для них выразительных средствах (ритме, композиции, форме и др.).
-
Сенсорное насыщение представлений и действий ученика. Детские представления нередко односторонни и разрозненны, базируются на механическом запоминании, страдают словесно-логическим формализмом. Ребёнок может сказать и назвать, но не всегда умеет сделать. Следует учить глаз видеть, ухо - слышать, а тело - двигаться. Структура занятия, учебный материал, практическая творческая деятельность ученика должны давать ему возможность обогащать свои впечатления, раскрывать чувства.
-
Раскрытие разных сторон искусства. В реальной художественной практике существуют две стороны: 1) исполнительская (техническая, механическая сторона искусства), основанная на многократном повторении, тренинге, научении; 2) творческая (образная, спонтанная), требующая выразительности, индивидуальности, одухотворения, фантазии, изобретательности, живого внимания и тонкой наблюдательности. Педагогический процесс по возможности должен органично сочетать обе стороны художественного творчества.
8. Активное творчество самого ученика. Содержание программы требует переноса педагогического акцента с обучения технике на творческую активность каждого ребёнка. Увлечение школьника работой, чувство радости от собственной художественной деятельности, желание участвовать в коллективном творческом проекте выступают непременным условием художественного образования, которое направлено на развитие творческих способностей школьников и осуществляется при включении их в творческую деятельность. Сказанное может быть достигнуто только при условии сотворчества учителя и детей, самих детей.
Таким образом, программа реализует системный подход в обучении; обеспечивает последовательное развитие у школьников способности восприятия и порождения художественного образа и его отражения в собственных работах; опирается на художественную специфику искусства.
Освоение изобразительного искусства в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
-
развитие у детей эмоционально-ценностного отношения к произведениям художественной культуры, окружающей действительности, природе;
-
получение учащимися первичных знаний о мире искусств (изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне), их формах бытования в повседневном окружении ребёнка;
-
развитие у детей зрительского восприятия, чувства цвета, композиционной культуры, пространственного мышления, фантазии, творческого воображения и комбинаторики; умения выражать в отчётливых образах реальный мир и мир воображаемый;
-
систематическое и целенаправленное формирование у школьников элементарных умений, навыков, способов работы с художественными материалами в соответствии с возрастом и психическими особенностями младшего школьного возраста;
-
воспитание у детей эмоциональной отзывчивости, эстетических чувств, любви к своему народу, родной природе, народной многонациональной культуре, общечеловеческим культурным ценностям.
Фактор развития осуществляется в программе в единых для всех лет обучения трёх направлениях работы.
-
Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в окружающем мире в художественную форму:
-
освоение детьми выразительных возможностей художественного языка (композиции, цвета, формы, пространства) и средств художественной выразительности в изобразительном искусстве (ритма, симметрии, асимметрии, динамики, статики, силуэта, колорита, объёма, света, линии, пятна и др.);
-
развитие представлений о роли и значении изобразительного искусства в жизни людей (общечеловеческие, национальные, региональные, родовые, семейные художественные традиции);
-
знакомство с историей возникновения и развития изобразительного искусства;
-
показ роли изобразительного искусства в истории (искусство как выразитель истории человечества в художественных образах);
-
изучение видов и жанров изобразительного искусства, их развития, появления новых видов и форм художественно-творческой деятельности человека, особенностей профессии художника-творца;
-
отображение окружающего мира (природы, быта.человека) в творчестве детей (в живописи, графике, декоративно-прикладном искусстве, скульптуре, архитектуре);
-
развитие у детей желания творить, формирование индивидуального чувства цвета, формы, организации пространства и композиции.
-
Развитие фантазии и воображения: воспитание творческой инициативы учащихся, потребности выражать себя в каком-либо виде изобразительной деятельности. Это направление работы с детьми рассматривается в программе как одно из самых важных. Оно формирует у детей способность самостоятельно решать поставленную творческую задачу и развивает художественно-образное мышление. Одним из важнейших условий развития фантазии и воображения является включение детей в разные виды изобразительной деятельности, использование в обучении произведений разных видов искусства. Это обосновано в первую очередь тем, что каждый ребёнок, в силу
своих индивидуальных психофизических возможностей, по-разному воспринимает и усваивает информацию (один через зрение, другой на слух, третий через действия и т. д.). Во-вторых, это связано с тем, что все искусства опираются на художественно-выразительные средства, в основе которых лежат общие закономерности. В-третьих, полихудожественный подход позволяет развивать художественное и ассоциативное мышление, формировать способность анализировать и сопоставлять художественные произведения, приобретать опыт обобщения и переноса образов художественной формы с одного искусства на другое, развивает фантазию, художественно-образное мышление, творческие способности и индивидуальность каждого ребёнка.
3. Художественно-образное восприятие произведений изобразительного искусства (музейная педагогика): систематическое развитие у детей сознательного подхода к восприятию, пониманию и оценке эстетического в окружающей действительности и искусстве, а также к собственной творческой деятельности; формирование способности воспринимать, понимать, сопереживать, ценить произведения искусства. Школьники получают представление о видах искусства, их специфике, учатся выявлять содержательные моменты художественной формы, выразительные особенности языка произведений искусства, накапливают знания и представления об искусстве и его истории.
Специфика этого направления в начальной школе определяется развитием у учеников навыков восприятия искусства. Восприятие необходимо сочетать с изобразительной деятельностью: количество рассматриваемых произведений не должно превышать более 5-8 на одном занятии; желательно планировать различные виды деятельности (работа карандашом, кистью, красками, тушью и другими материалами), позволяющие фиксировать и закреплять изученный материал.
Материал программы рассчитан на 135 учебных часов (1 час в неделю). Однако структура, образовательные задачи, принципы организации обучения, предлагаемые темы и задания выстроены с учётом того, что учебный материал может быть использован при большем количестве часов в неделю (если есть возможность их увеличить). Занятия разных направлений чередуются.
Общее содержание работы на каждый учебный год представлено следующим образом.
-
1 класс. Знакомство с изобразительным искусством, его видами, художественными материалами, которыми пользуется художник, а также ролью изобразительного искусства в жизни человека.
-
2 класс. Освоение предметного мира и открытого пространства средствами изобразительного искусства. Формирование навыков изобразительной деятельности.
-
3 класс. Художник и мир природы: природа как необходимое условие жизни человека и влияние природного окружения на его художественное творчество.
-
4 класс. Взаимосвязь народного искусства с традициями народа, своеобразием окружающей природы и особенностями освоения им ближайшего природного ландшафта.
Эти направления работы реализуются в конкретных видах художественной деятельности: работа на плоскости и в объёме, наблюдение и изучение окружающей действительности. Предусмотрена работа по памяти, с натуры и по воображению: изображение различных сюжетов, основой которых служат живые наблюдения, натурные постановки, иллюстрации, документальные материалы, литературные мотивы и др. Предполагается знакомство с разнообразными материалами, инструментами и техникой их применения. Однако степень приоритетности перечисленных видов художественной деятельности на каждом занятии на разных возрастных ступенях развития школьника различна.
При работе на плоскости используются разные материалы: гуашевые и акварельные краски, цветные мелки, пастель, цветные карандаши, тушь.
Работа в объёме и пространстве включает лепку (скульптура) из глины или пластилина; художественное конструирование (дизайн) - создание несложных геометрических форм из бумаги, использование в работе готовых объёмных форм (коробок разной величины, пузырьков, пластмассовых форм, упаковок), природного материала (веток, листьев, почек, камней, ракушек и др.).
Декоративно-прикладные виды деятельности основаны на стилизации и обобщении природных форм (цветов, деревьев, животных, рыб, птищ насекомых и др.) и декорировании(создание орнамента, элементов украшения, декоративных композиций и др.) с применением разнообразных художественных материалов (красок, фломастеров, карандашей, цветной бумаги, ткани) и техник (аппликации, росписи, коллажа).
Восприятие произведений искусства, окружающей природы и действительности включает беседы, обсуждения, экскурсии.
На каждом году обучения ставятся четыре образовательные проблемы и детализируются направления работы.
Общая цель первого года обучения - развитие эмоционально-образной сферы ребёнка, его интереса к разнообразию цвета, света, форм, звуков, предметов, жестов, движений, запахов, интонаций и настроений в природе, жизни и искусстве, формирование умения изучать предметный мир и природу, видеть, слышать, чувствовать.
Окружающий нас мир многообразен и многолик. Начало освоения изобразительного искусства связано с необходимостью научить детей наблюдать за предметами (людьми, животными и насекомыми), с развитием способности замечать единичное вокруг нас. Другая важная особенность работы состоит в развитии у первоклассников чувства пространства и осознании себя в окружающем мире (я - часть мира). Практическая изобразительная задача направлена на формирование умения перерабатывать, фиксировать наблюдения в творческих работах.
-
Развитие пространственного мышления и представлений о пространстве в искусстве. Развитие ощущения пространства: предметы, люди в пространстве. Рассмотрение конкретного, единичного в окружающем мире.
-
Развитие представлений о форме в искусстве и окружающей действительности. Развитие интереса к окружающим предметам. Знакомство с разнообразием форм в природе и жизни. Формирование индивидуального чувства формы.
-
Развитие представлений о цвете в искусстве и окружающей действительности. Цвет в природе (вода, воздух, радуга, солнце, огонь, растения, животные). Цвет и форма, цвет и настроение в окружающей действительности и искусстве. Формирование индивидуального чувства цвета.
-
Освоение композиционных задач в искусстве. Развитие основ проектного мышления путём освоения поверхности листа, художественных и композиционных задач в искусстве. Формирование представления о зависимости композиции от настроения, переданного автором в произведении изобразительного искусства.
На втором году обучения главное место занимает развитие спектра чувств и ощущений детей, их фантазии и воображения на основе волшебных превращений, происходящих в сказках, былинах, сказаниях (изменение образов, цвета, света, формы, пространства, звука, настроения), и создания (порождения, сочинения) своих сказочных фантастических пространств; формирование у школьников интереса к различным видам искусства через наблюдение единичного и общего (предмета в среде, слова в произведении, звуков в музыке) и желание проявить себя в каком-либо виде творчества.
Дети осваивают ближнее и дальнее окружение (пространство), получают представление о населении окружающего мира людьми, их перемещении на Земле и освоении человеком окружающего его природного пространства.
-
Развитие пространственного мышления и представлений о пространстве в искусстве и окружающей действительности. Освоение человеком пространства Земли. Разнообразие пространств: в природе в разное время года, предметной среде, архитектуре.
-
Развитие представлений о форме в искусстве и окружающей действительности. Изучение разнообразия форм в природе (формообразование в природе) и форм, созданных руками художника, мастера (скульптурными, архитектурными и фантастическими).
-
Развитие представлений о цвете в искусстве и окружающей действительности. Наблюдение за цветом в окружающей действительности, природе и произведениях искусства. Возможность выражения в цвете настроения, звука, слова.
-
Освоение композиционных задач в искусстве. Формирование представлений об особенностях композиционного изображения единичных предметов, подчинения элементов композиции главному объекту.
На третьем году обучения учащиеся осваивают общие для различных искусств художественно-выразительные особенности образного языка: ритм и настроение, движение, композицию, пространство; раскрывают взаимосвязь элементов композиции (музыкальной, изобразительной, архитектурной, декоративной и др.), получают представление о композиционном центре.
Дети изучают природные пространства как объекты художественного творчества (воздух, вода, земная поверхность, подземный мир), продолжают наблюдать за миром природы и передавать свои впечатления в самостоятельных творческих работах (в том числе исследовательских, с использованием художественной и справочной литературы).
-
Развитие пространственного мышления и представлений о пространстве в искусстве и окружающей действительности. Изучение исторического и национального аспектов освоения пространства Земли человеком (на основе истории развития искусства разных народов). Рассмотрение движения, ритма в природе и жизни человека (цикличность жизни в природе).
-
Развитие представлений о форме в искусстве и окружающей действительности. Развитие представлений о форме в декоративно-прикладном искусстве. Знак и его значение в истории разных народов. Красота и целесообразность внешней и внутренней формы в природе.
-
Развитие представлений о цвете в искусстве и окружающей действительности. Цвет в декоративно-прикладном искусстве. Наблюдения за природой: цветовое разнообразие природных ландшафтов, населённых разными народами. Разнообразие видов народного творчества.
-
Освоение композиционных задач в искусстве. Смысловая взаимосвязь элементов в декоративной композиции: ритм пятен, линий. Знакомство с орнаментом: особенности национального колорита, природа его происхождения, специфика. Орнамент в жизни человека: оформление костюма, жилища, домашней утвари; изделия декоративно-прикладного искусства.
На четвёртом году обучения дети учатся понимать и осознавать художественную ценность народного творчества (устного, песенного, изобразительного, театрального); роль пространства, среды, этнических особенностей в народном творчестве; роль своего народа в создании культурного наследия мира.
В 4 классе расширяются и обогащаются знания учащихся о пространстве. Школьники получают представление об освоении народом своего природного ландшафта (национальный образ мира, человек в среде); у них формируются представления о национальной культуре, закрепляются понятия о географических и социально-культурных особенностях своей страны: природе, климате, обычаях, народном искусстве, характере труда, своеобразии жилища (народной архитектуре), специфике национального дизайна, эстетике мира вещей.
-
Развитие пространственного мышления и представлений о пространстве в искусстве и окружающей действительности. Развитие пространственного ощущения мира (многомерность историческая, культурная, национальная, географическая): архитектура, быт, праздники, одежда. Природа, пространство и среда искусства. Установление зависимости искусства от национальных традиций, климата, ландшафта. Рассмотрение единичного и общего в культуре разных народов.
-
Развитие представлений о форме в искусстве и окружающей действительности. Освоение разнообразных форм народного искусства и их связи с традициями, обычаями, природой и др. Установление взаимосвязи цвета, пластики, символики и формы в народной игрушке, одежде, архитектуре, музыке, литературе (стихи), фольклоре.
-
Развитие представлений о цвете в искусстве и окружающей действительности. Развитие представлений о роли цвета в народном искусстве (игрушки, утварь, художественное убранство жилища, одежда).
-
Освоение композиционных задач в искусстве. Формирование понятия о своеобразии композиции в народном искусстве: декоративно-прикладном, в песнях, былинах, преданиях, устном народном творчестве, обрядах и обычаях.
Программа выстроена в соответствии с Государственными образовательными стандартами по изобразительному искусству.
По окончании начальной школы к уровню подготовки учащихся предъявляются следующие требования.
Ученик должен:
-
знать и понимать:
-
основные жанры и виды произведений изобразительного искусства;
-
известные центры народных художественных ремёсел России;
-
ведущие художественные музеи России;
-
уметь:
-
различать основные и составные тёплые и холодные цвета;
-
узнавать отдельные выдающиеся отечественные и зарубежные произведения искусства и называть их авторов;
сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства);
-
использовать художественные материалы (гуашь, цветные карандаши, акварель, бумагу и др.);
-
применять средства художественной выразительности (линию, цвет, тон, объём, композицию) в изобразительной деятельности: в рисунке и живописи (с натуры, по памяти и воображению); декоративных и конструктивных работах; иллюстрациях к произведениям литературы и музыки;
3) использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
-
для самостоятельной творческой деятельности;
-
обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства;
-
оценки произведений искусства (выражения собственного внимания) при посещении выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.
Календарно - тематическое планирование 1 класс
Вид деятельности
№ занятия
Тема занятия
Содержание программы
1
2
3
4
Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму (16ч)
Работа на плоскости (9)
1
«Осенние листочки»
Изучение окружающего предметного мира и мира природы (связь изобразительного искусства с природой).
Выполнение цветовых композиций (по выбору учителя) на передачу светоносных явлений в природе (грозы, пожара, огня, солнца, дождя, северного сияния, радуги, цветущей земли, воздуха и облаков в небе).
Материал: тонированная бумага, белила, гуашь.
2
«Кто рисует на скалах?»
Происхождение искусства. Изображение на тонированной бумаге - подражание неизвестному художнику. Материал: гуашь. Знакомство с наскальными произведениями древних художников.
3
«Листопад»,
Развитие способности замечать разнообразие цвета в природе. Передача в цвете своего впечатления от виденного в природе и в окружающем предметном мире.
4
«Поваленное дерево»,
«Ветер запутался в ветках»,
«На дороге» (по выбору)
Освоение всей поверхности листа - ее гармоничное заполнение (техника и материал по выбору учителя).
Знакомство с пейзажами А.А. Куинджи, А.А. Рылова, Н.К. Рериха.
5
Рисование с натуры предметов разной формы в сравнении с другими предметами, например: лист сирени и лист дуба; морковь и свекла
Развитие представлений об основных направлениях: вертикально, горизонтально, наклонно. Размещение предметов на рисунке в различных положениях.
Материал: гуашь.
Рисование по наблюдению, упражнения на проведение различных линий гуашью. Знакомство с произведениями живописи: К.А. Коровин «Натюрморт»
6
Зарисовки, этюды на передачу настроения в цвете (как мы догадались, что у природы такое настроение) (1-4)
Наблюдение за окружающими предметами, деревьями, явлениями природы, настроением в природе и настроением человека.
7
«Кто дождя не боится?»
Формирование понятия зрительной глубины и ее передача в рисунке: «первый план», «второй план».
Материал: гуашь.
8
«Мышка и лисица в осеннем лесу»
Составление разнообразных оттенков цвета. Получение нового цвета путем смешения двух красок, выполнение плавных переходов от одного цвета к другому.
9
«Аквариум»
Наблюдение за красотой и выразительностью движений животных, птиц, рыб. Этюды по памяти.
Работа в объеме и пространстве (3)
10-12
«Петушок»,
«Утенок»,
«Птичка»
Лепка игрушек (по выбор) по мотивам народных художественных промыслов: Дымково, Филимоново, Городец, Каргополь.
Материал: глина, пластилин.
Декоративно - прикладная деятельность (4)
13-14
«Как муравей домой спешил», «Подводное царство» (по выбору)
Аппликация на основе неожиданных цветовых отношений (коллективная работа)
15
«Ветер по небу гуляет..»
Развитие умения наблюдать за изменениями в природе и окружающей жизни. Создание несложного орнамента из элементов, подсмотренных в природе (цветы, листья, трава, насекомые, жуки и др.)
Материал: фломастер, цветной карандаш.
16
«Волнующее море», «Ажурные листья с четкими прожилками, «Камни с прожилками» (по выбору)
Линия, пятно, штрих. Изображение по представлению с помощью разнообразных линий, пятен.
Материал: тушь и палочка, шариковая ручка с черной пастой.
Развитие фантазии и воображения (11ч)
Работа на плоскости (9)
17-18
«Дворец царя Нептуна»: иллюстрация к сказке Х.-К.Андерсена «Оле Лукое»
Работа с кистями (разных размеров) и палочкой (работа тупым и острым концом; проведение вертикальных, горизонтальных, округлых, изогнутых линий разной толщины). Создание панно (коллективная работа). Материал: бумага, гуашь.
19
«Дворец Снежной королевы»
Развитие представлений о контрастных и нюансных (сближенных) цветовых отношениях. Сравнение с контрастом и нюансом в музыке и танце. Материал: бумага, гуашь.
20
«Хрустальный звон»,
«Колокольный звон»
Развитие ассоциативных форм мышления. Передача настроения, впечатления в цветомузыкальных композициях (без конкретного изображения)
21
Композиции по впечатлению на передачу динамики, движении
(1-4)
Изображение бегущего животного или летящей птицы, ветра в траве или среди деревьев под предложенную музыку или рассказ учителя. Материал: гуашь, акварель, пастель. Знакомство с произведениями живописи Ф.М. Малявин «Вихрь»; музыки П.И. Чайковского «Камаринская»
22
Импровизация.
Передача в цвете настроения, полученного от восприятия картины, сказки, музыки (1-4)
Воспитание эмоциональной отзывчивости, внимания к цвету в живописи, звукам в музыке, словам в стихах (желательно подобрать произведения с ярко выраженным настроением в живописи, музыке, литературе. Материал: гуашь, бумага. Знакомство с произведениями живописи: А.И. Куинджи «Закат», Н.П. Крымов «Радуга». Б.М. Кустодиев «Волга. Радуга», И.И. Левитан «Вечерний звон»; музыки: С.В.Рахманинов «Этюды-картины», колыбельные П.И. Чайковского
23
Выполнение быстрых графических работ по впечатлению, памяти:
«Как звучит мой дом, улица, город?»
«Что еще имеет голос?» (1-4)
Прогулка в лес, парк, по городу, зоопарку (запоминаем звуки и шумы)
Установление связи между звуками в музыкальном произведении, словами в стихотворении и прозе. Различие звуков природы (пения птиц, шума ветра и деревьев, дождя, падающей воды, жужжания насекомых и др.) и окружающего мира (шума на улице, звуков машин, голосов людей в доме, школе, лесу). Материал: акварель, пастель. Знакомство с произведениями музыки: Э. Григ «Утро», К. Дебюсси «Ветер на равнине». С.В. Рахманинов «Сирень», «Островок»
24-25
«Дом» для себя или любимой куклы
Работа с крупными формами. Конструирование замкнутого пространства, использование больших готовых форм (коробок, упаковок, любых геометрических форм), работа в группах по3-4 человека. Украшение своего жилища аппликацией или росписью гуашью
Декоративно-прикладная деятельность (2)
26
Украшение окружающей среды:
«День рождения»
Оформления помещения (класса, рекреации) к празднику, для торжественных случаев, событий в классе (сцены в школе и др.)
27
«День и ночь»
Создание небольших композиций на передачу контрастных цветовых отношений в технике отрывной аппликации, гуашью или акварелью на предложенные темы
Художественно - образное восприятие изобразительного искусства (музейная педагогика) (6ч)
28
«Что изображает художник?» 1
Развитие первичных представлений об изобразительном искусстве. Просмотр видеоматериалов
29
Экскурсия в мастерскую художника (очная или по видео материалам) 1
Формирование понятия о художественных материалах, изобразительных средствах, которыми пользуется художник. Отличие картины от фотографии
30
Экскурсия или заочное путешествие в музей 2
Формирование представлений о видах изобразительного искусства. Знакомство с произведениями живописи и графики: пейзажи И.И. Шишкин «Лесные дали», В.А. Серов «Девочка с персиками»; иллюстрации Ю.А. Васнецова к русским народным сказкам, Е.И. Чарушин - к литературным произведениям о животных, В.А. Серова - к басням И.А. Крылова
31
Жанры изобразительного искусства.
Пейзаж.
Экскурсия в музей изобразительного искусства, на выставку (очная или по видеоматериалам) 2
Развитие представлений о жанрах изобразительного искусства. Пейзаж: особенности жанра, роль цвета в передаче настроения в картине. Знакомство с произведениями живописи: И.И. Левитан «Летний вечер» В.Д. Поленов «Осень в Абрамцеве»
32
Скульптура.
Экскурсия в музей изобразительного искусства, на выставку (очная или по видеоматериалам) 3
Развитие представлений об особенностях объемного изображения. Художественный материал в культуре. Знакомство со скульптурой В.И. Мухиной, Ф.Ф. Каменского
33
Крупные музеи России. Экскурсия в Музей изобразительного искусства им. А.С. Пушкина
Развитие первичных представлений об изобразительном искусстве, освоение культурного наследия своей страны. Своего края, своего народа