7


  • Учителю
  • Доклад по теме самообразования Игра в начальной школе

Доклад по теме самообразования Игра в начальной школе

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Выступление на ШМО классных руководителей.

Дата «______»____________2012 г.

Тема: Игровые технологии на уроках в начальной школе.

«Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».

(В.А.Сухомлинский)

Игровые технологии являются составной частью педагогических технологий, одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать уроки интересными и увлекательными. Другой позитивной стороной игры является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации, т.е. усваиваемый учащимися материал проходит через своеобразную практику. Применение игровых технологий на уроках в начальной школе необходимо, так как ценность игры в психолого-педагогическом контексте очевидна. При условии разумного использования ее мощного психолого-педагогического потенциала, игра способна стать тем оптимальным инструментом, который обеспечивает:

  • успешность адаптации ребенка в новой ситуации;

  • развитие младшего школьника как субъекта собственной деятельности;

  • сохранение и укрепление его нравственного, психического и физического здоровья.

В жизни детей игра выполняет такие важнейшие функции, как:

  • развлекательную (доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);

  • коммуникативную: освоение диалектики общения;

  • самореализации (от теории к практике);

  • терапевтическую: преодоление трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;

  • диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;

  • коррекционную: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;

  • межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социокультурных ценностей;

  • социализации: включение в систему общественных отношений.

Значение игры в обучении.



В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется:

  • в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;

  • как элемент более обширной технологии;

  • в качестве урока (занятия) и его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);

  • как технология внеклассной работы.

Проведение уроков в начальной школе диктует целесообразность использования игровых технологий, если:

  • игры: отбираются и конструируются в соответствии с содержанием изучаемой темы, с целями и задачами уроков; используются в сочетании с другими формами, методами и приемами, эффективными при изучении нового материала; четко организуются; соответствуют интересам и познавательным возможностям учащихся;

  • уровень познавательной деятельности учащихся достигает преобразующего (для игр с правилами) и творческо-поискового (для ролевых и комплексных игр).

Под "игровыми технологиями" в педагогике понимается обширная группа методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Существенными признаками "педагогической игры" являются: четко поставленная цель и соответствующий педагогический результат. Поэтому, игра на уроке всегда отличается учебно-познавательной направленностью.

Ситуация классно-урочной системы обучения не дает возможности проявиться игре, в так называемом "чистом виде", преподаватель должен организовать и координировать игровую деятельность детей. Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые должны побуждать и стимулировать учащихся к учебной деятельности.

Для успешного применения игровых форм работы на уроке, необходимо соблюдение следующих условий:

1) соответствие игры учебно-воспитательным целям урока;

2) доступность для учащихся данного возраста;

3) умеренность в использовании игр на уроках.

Игровые приемы обычно воспринимаются детьми с радостью в силу того, что отвечают возрастному стремлению к игре. Использование столь свойственных им элементов тайны, интриги и разгадки, поиска и находки, ожидания и неожиданности, игрового передвижения, соревнования стимулирует умственную активность и волевую деятельность детей, развивает самостоятельность.

Игровой прием должен не отвлекать детей от учебного содержания, а наоборот, привлекать к нему еще больше внимания.

Игровым результатом выступает успешное выполнение дидактического задания.



Механизмы, обуславливающие привлекательность игры.



К.Д. Ушинский писал: «Для дитяти игра - действительность, и действительность гораздо более интересная, чем та, которая его окружает. Интереснее она для ребенка именно потому, что отчасти есть его собственное создание. В игре дитя живет, и следы этой жизни глубже остаются в нем, чем следы действительной жизни, в которую он не может еще войти по сложности её явлений и интересов. В действительной жизни дитя не более чем дитя, существо, не имеющее еще никакой самостоятельности, слепо и беззаботно увлекаемое течением жизни, в игре же ребенок, уже зреющий человек, пробует свои силы и самостоятельно распоряжается своими же созданиями».

Ю.В.Геронимус выделил следующие факторы, способствующие возникновению игрового интереса:

  • удовольствие от контактов с партнерами по игре;

  • удовольствие от демонстрации партнерам своих возможностей как игрока;

  • азарт, от ожидания непредвиденных игровых ситуаций и последовательных их разрешений в ходе игры;

  • необходимость принимать решения в сложных и часто неопределенных условиях;

  • удовлетворение от успеха - промежуточного и окончательного;

  • удовольствие от процесса - перевоплощение в роль, если игра ролевая.

В играх могут быть реализованы следующие потребности:

  • наличие собственной деятельности;

  • творчество;

  • общение;

  • власть;

  • самоопределение через ролевое экспериментирование;

Требования к играм в образовании, обеспечивающие привлекательность игр:

  • Игровая оболочка: должен быть задан игровой сюжет, мотивирующий всех учеников на достижение игровых целей.

  • Включенность каждого: команды в целом и каждого игрока лично.

  • Возможность действия для каждого ученика.

  • Результат игры должен быть различен в зависимости от усилий играющих; должен быть риск неудачи.

  • Игровые задания должны быть подобраны так, чтобы их выполнение было связано с определенными сложностями. С другой стороны, задания должны быть доступны каждому.

  • Вариативность - в игре не должно быть единственно возможного пути достижения цели.



Ограничения и недостатки использования игр в образовании.



Из перечисленных требований к игре, очевидно, что игра - очень время затратная и трудоемкая форма. Подготовка игры требует обыкновенно на порядок большего количества времени, нежели её проведение. Игра не является педагогической панацеей. Зачастую педагоги называют игрой все то, что не имеет стандартной формы «фронтальный опрос - новый материал - закрепление - домашнее задание».

Игра - живое явление, более широкое, чем вкладываемое в неё дидактическое наполнение. Поэтому дети могут легко перейти «от цели к мотиву», то есть увлечься игровой оболочкой и потерять образовательное содержание.

Существует также опасность возникновения зависимости от игры. Игра настолько привлекательна для школьников, что зачастую даже могут отказывать себе в таких потребностях, как еда, питье и т.п.



Большинство игр отличает следующие черты:

  • свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата (процедурное удовольствие);

  • творческий, в значительной мере импровизационный, активный характер этой деятельности («поле творчества»);

  • эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция («эмоциональное напряжение»);

  • наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития.

Педагогические игры достаточно разнообразны.

По характеру педагогического процесса бывают:

  • обучающие, тренировочные, контролирующие, обобщающие;

  • познавательные, воспитательные, развивающие;

  • репродуктивные, продуктивные, творческие;

  • коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и другие.

По характеру игровой методики делятся на предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные, игры - драматизации.

По предметной области выделяют игры по всем школьным циклам.

По игровой среде, которая в значительной степени определяет специфику игровой технологии различают:

  • игры с предметами и без них;

  • настольные;

  • комнатные;

  • уличные;

  • на местности;

  • компьютерные и с ТСО;

  • с различными средствами передвижения.



Примерные варианты игр, используемых в процессе обучения

в 1 классе.



В начальной школе игры целесообразно применять в ходе изучения каждого учебного предмета.

  • На уроках русского языка («где спрятался звук в слове?», «составь как можно больше слов из данного слова»).

  • На уроках литературного чтения (инсценировка сказок).

  • На уроках математики (игры с мячом в целях повторения устного счета, различные ребусы, викторины).

  • На уроках окружающего мира (разгадывание кроссвордов, командные соревнования).

Правильно подобранную и умело проведенную игру следует считать таким же важным и необходимым элементом образовательной работы, как и урок.

Классный руководитель Минченко А.С.

5



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал