7


  • Учителю
  • Статья на тему Интеграция искусств на уроках литературного чтения как средство развития творческого развития младших школьников в коррекционной школе 8 вида

Статья на тему Интеграция искусств на уроках литературного чтения как средство развития творческого развития младших школьников в коррекционной школе 8 вида

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Интеграция искусств на уроках литературного чтения как средство развития творческого воображения младших школьников в коррекционной школе VIII вида

Малыхина Н.Г.

Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. В связи с этим перед школой встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения, что в свою очередь требует совершенствования учебного процесса с учетом психологических закономерностей всей системы познавательных процессов, в том числе воображения.

Проблема развития воображения у детей актуальна тем, что этот психический процесс влияет на познавательную деятельность школьников. По причине особенностей развития умственно отсталого ребенка его познавательная деятельность находится на низком уровне.

Развитие творческого воображения, как способности создавать чувственные мыслеобразы, интенсивнее происходит на уроках искусства (литературы, музыки, изобразительного искусства). Более продуктивно процесс развития творческого воображения, осуществляется в интегрированном преподавании предметов искусства, что недостаточно используется в современной практике преподавания уроков литературного чтения в начальной школе.

Этот факт, а так же малоизученность проблемы развития воображения умственно отсталых детей младшего школьного возраста обусловило выбор темы нашего исследования.

Внимание к проблемам умственной отсталости в наше время вызвано тем, что количество детей с этим видом аномалий не уменьшается, а неуклонно растет. Кроме роста числа почти всех категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, отмечается и тенденция качественного изменения структуры дефекта, комплексного характера нарушений у каждого отдельного ребёнка.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации и Законом «Об образовании» дети с ограниченными возможностями имеют равное со всеми право на образование. Для них предусматривается создание специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные возможности для получения образования, лечения и оздоровления, коррекцию нарушения развития и реабилитацию, социальную адаптацию.

Анализ изученной литературы по особенностям развития умственно-отсталых детей позволяет сделать следующие выводы:

В работе с детьми начальных коррекционных классов VIII вида учитель должен учитывать следующие особенности. Умственная отсталость - это специфическое состояние, когда интеллектуальное развитие ребёнка ограничено определённым уровнем функционирования центральной нервной системы, при котором страдает не только интеллект, но и эмоции, воля, поведение, физическое развитие, способность к адаптации.

Педагогический процесс обучения и воспитания таких детей должен опираться на систему научно разработанных принципов и методов.

Деятельность творческого воображения оказывается очень сложной и зависящей от целого ряда самых различных факторов. Эта деятельность не может быть одинакова у ребенка и у взрослого. Творческое воображение начинает развиваться довольно рано, но у учащихся начальных классов оно слабее, чем у взрослого человека, хотя и занимает больше места в жизни ребёнка. Творческое воображение зависит от жизненного опыта, а опыт ребёнка младшего школьного возраста складывается и растет постепенно, он отличается глубоким своеобразием по сравнению с опытом взрослого.

К особенностям воображения умственно отсталых младших школьников относятся следующие: существенное недоразвитие всех компонентов воображения; наличие трудностей при воссоздании словесных и наглядных образов; отсутствие творчества и ряд специфических особенностей, связанных с нарушением регуляторных механизмов в структуре умственной отсталости. Следовательно, в коррекционных классах имеет место специально организованное коррекционно-развивающее обучение с применением определённых средств развития воображения детей.

Существуют различные средства для развития творческого воображения у учащихся начальных классов, в том числе коррекционных классов. Одним из таких средств является дидактическая игра.

Многие ученые отмечают, что для развития творческого воображения учащихся необходимо развивать у них умения решать творческие задания. У умственно отсталых детей отмечается пассивность в ходе работы. Необходимо стимулировать их деятельность и следить за ходом выполнения задания. Направление внимания, постоянное побуждение, контроль - обязательные условия, обеспечивающие работу такого ребенка.

Все дети, особенно школьники младшего возраста, любят заниматься искусством. Творчество делает жизнь ребенка богаче, полнее, радостнее.

Одним из средств, способствующим развитию творческого воображения у учащихся начальных классов, является слушание музыкальных произведений. Музыкальные произведения благоприятно влияют на развитие творческого воображения, особенно если привлекаются на уроки литературного чтения. По мнению А.Л. Готсдинера, музыка глубоко и многообразно воздействует на чувства, мысли и волю людей, благотворно сказывается на их созидательном труде и опыте, участвует в формировании личности [3].

Живопись - это вид изобразительного искусства, произведения которого создаются с помощью красок. Идейный замысел произведения живописи конкретизируется в теме и сюжете и воплощается с помощь композиции, рисунка и цвета (колорита), констатируется в словаре Ожегова [6].

Литература - произведения письменности, имеющие общественное значение. Чаще под литературой понимают художественную продукцию. В этом значении литература - явление искусства [6].

Таким образом, творческое воображение умственно отсталых младших школьников можно развивать множеством различных средств.

Младший школьник по своей природе «полихудожественен» (термин Б.П. Юсова), то есть, способен одновременно проявлять себя в сочинительстве, танце, пении, изобразительной деятельности. Он «полиязычен» (чуток к пониманию и воспроизведению содержания различных видов искусства в их взаимодействии). Этот возраст актуален для использования произведений различных искусств в их взаимодействии на уроках с умственно отсталыми детьми.

Концепцию полихудожественного образования и воспитания детей на интегрированной основе впервые обосновал Б.П.Юсов в 80-е годы XX века[8].

Ведущим принципом в преподавании литературного чтения в концепции Б.П. Юсова является сенсорное насыщение слова. Здесь закладывается методика и стратегия полихудожественного подхода. Доминирование в художественных текстах цвета, звука, свободного или замкнутого пространства рождает многовариантность педагогических решений в организации восприятия и полихудожественной деятельности самих учащихся. Полихудожественный подход предполагает использование различных форм приобщения школьников к литературе. В основе всех этих форм лежит представление о необходимости эмоционального, активного восприятия литературы, живого впечатления. Восприятие литературы нельзя сводить к одному из видов деятельности учащихся, активная самостоятельная творческая деятельность - основа полихудожественного интегрированного подхода к преподаванию литературы.

Целью уроков, построенных на интеграции содержания, должно быть разностороннее изучение определённого объекта, явления, осмысленное восприятие окружающего, приведение знаний в определённую систему, побуждение познавательного интереса, создание позитивно-эмоционального настроения. Привлечение интересного материала на урок даёт возможность с разных сторон познать явление, понятие, добиться целостности знаний.

На основе теоретического анализа научной литературы по данной проблеме была проведена практическая работа по развитию творческого воображения младших умственно отсталых школьников средствами интеграции искусств.

Как полагается, мы определили исходный уровень развития творческого воображения у учащихся коррекционного класса VIII вида.

На основе теоретического анализа литературы выявлены критерии оценивания уровня развития творческого воображения:

- способность учащихся к образным представлениям;

- широта ассоциативного поля.

Исследования уровня развития творческого воображения у учащихся осуществлялось с помощью:

1. Теста Э.П.Торренса «Неполные фигуры».

2. Методики «Вербальная фантазия» (предложенная в учебнике Психология, автор Р.С. Немов).

3. Методика «Что это?» (пятно Роршаха)

Эти методы педагогического исследования диагностируют различные уровни проявления творческого воображения, что обеспечивает возможность комплексного подхода к изучаемой проблеме.

На формирующем этапе исследования нами проведена серия уроков по литературному чтению с использованием интеграции искусств, включающей в себя музыку и живопись. Темы уроков были выбраны из календарно-тематического планирования.

Каждому тексту соответствовало специально подобранное музыкальное произведение и зрительный ряд, отвечающий теме урока и выдвинутой гипотезе. Детям предлагались задания на сопоставление характера и настроения литературного произведения с музыкальным произведением, придумать свой вариант рассказа, слушая музыкальное произведение, нарисовать рисунок, сопоставляя характеры музыкального произведения и прочитанного литературного произведения и т.п.

В конце года, снова был проверен уровень развития творческого воображения у учащихся коррекционного класса VIII вида.

Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного этапов показал, что уровень развития творческого воображения у учащихся коррекционного класса VIII вида повысился. Показатель высокого уровня выявлен не был, показатель среднего уровня увеличился на 40%, а показатель низкого уровня, наоборот, уменьшился так же на 40%.


Рисунок 1 - Изменения показателей уровня развития творческого воображения на констатирующем и контрольном этапах


На основе полученных результатов мы можем сказать, что применение интеграции искусств на уроках литературного чтения способствует развитию творческого воображения учащихся начальных коррекционных классов VIII вида.

Таким образом, полученные данные говорят о подтверждении того, что развитие творческого воображения младших школьников в коррекционной школе VIII вида на уроках литературного чтения будет развиваться более продуктивно, если:

  • содержание литературных произведений будет раскрываться с опорой на интегрированное взаимодействие с произведениями музыки и живописи;

  • для уроков литературного чтения будут разработаны творческие задания интегративного содержания, направленные на выявление взаимосвязей слова и музыки, слова и цвета; на создание графических и пластических образов литературных персонажей.

Список литературы:

  1. Воронкова, В.В. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида [Текст]/В.В. Воронкова. - М.: Просвещение, 2008. - 193с.

  2. Воронкова, В.В. Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе: Пособие для учителей и студентов дефектолог. ф-тов пед. ин-тов [Текст]/В.В. Воронкова. - М.: Школа-Пресс, 1994. - 416 с.

  3. Готсдинер, А.Л. Музыкальная психология [Текст]/А.Л. Готсдинер. - М.: Просвещение, 1993. - 243с.

  4. Дьяченко, О. М. Развитие воображения дошкольников [Текст]/О. М. Дьяченко. - М.: 1996. с. - 197с.

  5. Интеграция искусства в систему непрерывного образования: воспитание искусством детей и молодежи как фактор социализации личности в меняющемся мире [Текст]: Сб. науч. Статей / Ред.-сост. Е.П. Олесина / Под общей ред. Л.Г. Савенковой. - М.: ИХО РАО, 2008. - 300с.

  6. Ожегов, С.И., Шведова, Н.Ю. Толковый словарь русского языка:72500 слов и 7500 фразеологических выражений / Российская Академия Наук. Институт Русского языка; Российский фонд культуры[Текст]/С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. - М.: АЗЪ, 1993. - 960с.

  7. Шишлянникова, Н.П., Колодкина, О.А Взаимодействие различных видов искусства на уроках литературы в начальной школе a формировании живого мировосприятия учащихся» [Текст] /Н.П. Шишлянникова, О.А. Колодкина. - Абакан: Издательство «Роса» ХРИПК и ПРО, 2004г.- 64 с.

  8. Юсов, Б.П. Интеграция искусств в полихудожественном развитии школьников// Педагогика искусства: В творческом поиске. Материалы Всерос. Совещания-семинара. [Текст] / Б.П. Юсов. - Самара, 3-6 дек. 1996 г. М,- Самара: ИЦЭВ РАО, Самар. ИПРО, 195с.




 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал