7


  • Учителю
  • Рабочая программа по ОРКСЭ 4 класс

Рабочая программа по ОРКСЭ 4 класс

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

КУМЫЛЖЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ШКОЛА № 1 ИМЕНИ ЗНАМЕНСКОГО А.Д.

КУМЫЛЖЕНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

Рассмотрена на заседании МО

учителей начальных классов

протокол № 8 от « 25» мая 2015г.

__________ (Левина Т.В.)


Утверждена на педагогическом совете

протокол № от « » ___________2015г.


Согласована:

зам. директора по УВР

__________ (Ляховая М.В.)

«____» ____________ 2015г.

Введена в действие приказом директора

№ от « » ____________ 2015г.

__________ (Савченко Н.В.)

Рабочая программа по

основам религиозных культур и светской этике

модуль «Светская этика»

для 4 класса

на 2015-2016 учебный год

Учитель: Кузьмина Ольга Васильевна



ст. Кумылженская

2015 год

Пояснительная записка к развёрнутому тематическому планированию по курсу « Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Светская этика»).

  1. Рабочая программа по основам религиозных культур и светской этики для учащихся 4 класса разработана на основе

- Федерального закона от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (редакция от 29.07.2013).

- Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования\ Приказ Министерства образова-ния и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. №373 (Зарегистрирован Минюстом России 22.12.2009г. №17785).

-Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредита-цию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования\ приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 г.№ 253

-Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам, обра-зовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования\Приказ Министерства образования и науки Рос-сийской Федерации от 30.08.2013 г. №1015 (Зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013 г. №30550)

-Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательных учреждениях\Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 302-600 (зарегистрирован Минюстом России 03.03.2011 №23290);

- Развернутое тематическое планирование составлено на основе: авторской учебной программы Виноградовой Н.Ф. «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики» М.: Вентана-Граф, 2012.

1.2. Предлагаемый курс является интегрированным вариантом для изучения предметных областей начального общего образования: «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (содержание ФГОС, 2009) и «Основ религиозных культур и светской

этики» (содержание федерального компонента государственных образовательных стандартов 2004 по внесенным изменениям в 2011г.).

Идея интегрированного подхода к изучению указанных предметных областей базируется, прежде всего, на идеологии нашего государства. Российское государство - союз многих народов, каждый из которых имеет свою многовековую историю, культуру, традиции и обычаи. Конституция РФ признает национальное и конфессиональное многообразие российского общества, гарантирует уважение к людям любого вероисповедания. 14 статья Конституции провозглашает, что никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. 19 статья Конституции гарантирует свободу совести и вероисповедания, равноправие граждан независимо от их отношения к религии и религиозных взглядов. Существование государства, общества, системы образования невозможно без учета всех перечисленных особенностей современного общества. Поэтому школьники должны приобретать устойчивые нравственные ориентиры, усваивать правила общественной жизни, нормы морали. Уже в начальной школе могут формироваться представления о том, что среди источников возникновения и развития общечеловеческих ценностей существенное место занимают традиции разных народов, а также нравственные заповеди, представленные в разных религиозных культурах. Полноценный член общества не может не исполнять основополагающие религиозные заповеди: «не убий», «не укради», вне зависимости от того, верующий он человек или атеист. Возможность интеграции определяется также педагогическими составляющими - нравственными, этическими, эстетическими, художественными ценностями, которые представлены в содержании данных предметных областей. Таким образом, основная цель интегрированного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики»:

- подведение младших школьников к пониманию сущности российской культуры, развивающейся как сплав национальных традиций и религиозных верований, к осознанию понятия «общечеловеческие ценности», которые объединяют (а не разъединяют)

светскость и религиозность.


Задачами реализации указанной предметной области средствами учебника «Духовно-нравственная культура народов России. Основы религиозных культур и светской этики» являются следующие:

- воспитание способности к восприятию накопленной разными народами духовно-нравственной культуры. Осознание того, что человеческое общество и конкретный индивид может благополучно существовать и развиваться, если стремится к нравственному самосовершенствованию, проявляет готовность к духовному.

- формирование представлений о том, что общечеловеческие ценности зародились, сохраняются и передаются от поколения к поколению через этнические, культурные, семейные традиции, религиозные верования, а также в процессе общенациональных и межнациональных отношений;

- осознание того, что современная духовно-нравственная культура является наследием деятельности многих поколений наших предков и имеет свои истоки в эпосе, фольклоре, общенародных праздниках и религиозных обрядах;

- формирование убеждения в том, что отношение к члену общества определяется не его принадлежностью к определенному этносу или религиозными убеждениями, а нравственным характером его поведения и деятельности, чувством любви к своей родине, уважением к народам, населяющим ее, их культуре и традициям.


2.1 Общая характеристика учебного предмета.


Предлагаемый авторский курс соответствует предметным областям, введенным в стандарт первого поколения (2004) и стандарт второго поколения (2009). Изучение нового для начальной школы предмета направлено на образование, воспитание и развитие младшего школьника при особом внимании к его эмоциональному развитию.

Содержание программы представлено следующими основными содержательными линиями:

1. История складывания многонационального российского государства, становление взаимоотношений между народами и рождение российской идентичности - раздел программы «Россия - страна, объединившая народы».

2. Характеристика своеобразия и самоценности каждой национальной культуры, существующей как в материальном, так и духовном выражении (жилище, одежда, декоративно-прикладное искусство, фольклор и др.) - раздел программы «Многообразие культур народов России».

3. Истоки общечеловеческих ценностей, раскрытие (в доступной младшему школьнику форме) вклада различных религий в формирование нравственных законов и правил жизни общества - раздел программы «Что объединяет разные народы».

4. Особенности каждой из традиционных религий: нравственные ценности, отношение к людям, семье, детям, символы, культовые сооружения и др.

Новый для начальной школы предмет является частью всего учебно- воспитательного процесса и тесно связан с содержанием других предметных областей, прежде всего, «Окружающего мира», «Литературного чтения», «Изобразительного

искусства». Возможные межпредметные связи указаны в содержании программы.


Принципы отбора содержания организации обучения.

1. Принцип природосообразности. Младшие школьники открыты для диалога на самые различные темы, в том числе о человеческих добродетелях и пороках. Вместе с тем, важно учитывать психологические возможности и малый жизненный опыт детей этого возраста: особенности восприятия ими философских идей, тягу к эмоциональным впечатлениям, глубокую веру во «взрослого», податливость влияниям и авторитету педагога. При обучении данному предмету особенно опасно непродуманно увеличивать число объектов для изучения, что может привести к формальному заполнению памяти младшего школьника. Материал, который предоставляется для восприятия четвероклассникам, должен, прежде всего, вызывать у них эмоциональную реакцию, а

память фиксировать художественные образы.

2. Принцип диалогичности. Поскольку сама российская культура есть диалог различных культур, то и ознакомление с ними предполагает откровенный и задушевный разговор о ценностях, представленных как в традиционной народной культуре, так и в религиозной культуре. Диалогичность реализуется разными дидактическими способами: организацией текстов в учебнике; проведением учебных диалогов, обсуждением проблемных ситуаций, организацией обучения в парах, группах.

3. Принцип краеведения. Социализация ребенка проходит в естественной среде, частью которой являются быт, традиции, этические нормы и нравственные правила, традиционная религия его народа и др. Социализация ребенка проходит в естественной среде, частью которой являются быт, традиции, этические нормы и нравственные правила, религиозная вера народов и др. Ознакомление с конкретным выражением этих пластов в данном крае, городе, деревне может стать основой формирования системы ценностей, нравственных качеств личности, позволяющих ей адаптироваться в различной этнической среде.

4. Принцип поступательности обеспечивает постепенность, последовательность и перспективность обучения: при сохранении общей идеи курса содержание обучения постепенно углубляется и расширяется, школьники начинают решать более серьезные проблемные задачи.

Содержание выстроено на основе линейно-концентрического принципа: учебный материал располагается по темам, основные идеи которого повторяются на новом более высоком уровне с определенным углублением и расширением. Такое расположение содержания дает возможность постепенно наполнять характеристика понятий и терминов, в результате чего дети подходят к осознанному их принятию.


Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики» не решает задачи подробного знакомства с разными религиями. Главное назначение предмета - развивать общую культуру младшего школьника, формировать гражданскую идентичность, осознание своей принадлежности к народу, национальности, российской общности; воспитывать уважение к представителям разных народов и вероисповеданий.

Исходя из этого, главной особенностью рассматриваемого в аспекте духовно-нравственного воспитания, является его культурообразующее содержание. Именно культурообразующее «ядро» объединяет в себе все составляющие общекультурного, этического, религиозного содержания, ориентированного на потребности как религиозной, так и нерелигиозной части общества. То есть разговор идет о

формировании у школьников представлений о вкладе разных религий в культуру общества, о роли различных конфессий в воспитании у подрастающего поколения нравственных ценностей. Содержание предмета позволяет раскрыть различные грани многонациональной российской культуры как сплава традиций, нравственных ценностей, норм светской и религиозной морали. Индивидуальная культура человека связывается не только с принадлежностью к определенному этносу и конфессии, но и с пониманием величия накопленного человечеством культурного наследия, гордостью перед умом, честностью, порядочностью предшествующих поколений, принятием ценностей, сформировавшихся на протяжении истории разных народов.


2.2.Требования к уровню подготовки учащихся.

К концу обучения учащиеся научатся:

- Воспроизводить полученную информацию, приводить примеры из прочитанных текстов.

- Анализировать общность тем и главных мыслей в произведениях фольклора, реалистических и религиозных текстах.

- Сравнивать главную мысль литературных, фольклорных и религиозных текстов. Проводить аналогии между героями, сопоставлять их поведение с общечеловеческими духовно-нравственными ценностями.

- Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства.

- Описывать впечатления, возникающие от восприятия художественного текста, произведения живописи, иконописи.

- Оценивать поступки реальных лиц, героев произведений, высказывания известных личностей.

- Работать с исторической картой: находить объекты в соответствии с учебной задачей.

К концу обучения учащиеся смогут научиться:

- Соотносить тему и главную мысль текста с содержанием произведения живописи.

- Высказывать предположения о последствиях неправильного (безнравственного) поведения человека.

- Оценивать свои поступки, соотнося их с правилами нравственности и этики; намечать способы саморазвития.

- Создавать по изображениям (художественные полотна, иконы) словесный

портрет его героя.

- Использовать информацию, полученную из разных источников, для решения учебных и практических задач.


3. Описание места учебного предмета в учебном плане.

3.1. Наша школа на основе определения образовательных, культурных и религиозных потребностей обучающихся и их родителей (законных представителей), а также собственных возможностей организации образовательного процесса, определило для изучения модуль ОРКСЭ «Основы светской этики».

3.2.Рабочая программа рассчитана на 34 часа в год,

3.4. 1 час в неделю.

Количество часов в 1 четверти - 9 ч

Количество часов в 2 четверти - 7 ч

Количество часов в 3 четверти - 10 ч

Количество часов в 4 четверти - 8 ч


4.Результаты изучения учебного предмета.

Личностные цели представлены двумя группами. Первая группа отражает

изменения, которые должны произойти в личности субъекта обучения. Это:

· готовность к нравственному саморазвитию; способность оценивать свои поступки;

· высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;

· личностные качества, позволяющие успешно осуществлять различную деятельность и взаимодействие с ее участниками.

Другая группа целей передает социальную позицию школьника, сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир:

· формирование основ российской гражданской идентичности, понимания особой роли многонациональной России в современном мире; воспитание чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;

воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания;

· принятие норм нравственного поведения в природе, обществе, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;

· формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.


Метапредметные результаты определяют круг универсальных учебных действий, успешно формирующихся средствами данного предмета:

· владение коммуникативной деятельностью, активное и адекватное использование речевых средств для решения задач общения с учетом особенностей собеседников и ситуации общения;

· овладение навыками чтения и осмысления текстов различных стилей и жанров, в том числе религиозного характера;

· освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

· овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения, построение рассуждений;

· готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения, оценивать события, изложенные в текстах разных видов и жанров;

· умение строить совместную деятельность в соответствии с учебной задачей.


Предметные результаты обучения нацелены на решение, прежде всего, образовательных задач:

· осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о российской многонациональной культуре, отдельных особенностях традиционных религий России;

· использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности; способность к работе с информацией, представленной разными средствами;

· расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.


5. Учебно - методическое и материально - техническое обеспечение предмета.

1. Учебник «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики», 4 кл. М.: Вентана-Граф, 2011.

2. Пособия для учащихся (учебники-тетради): «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», « Основы мировых культур» , «Основы светской этики».

3. Программа курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики», с тематическим и поурочно - тематическим планированием и методическими рекомендациями. М.: Вентана-Граф, 2012. 4. Электронное приложение к курсу «Основы религиозных культур и светской этики» М. Просвещение, 2014 г. 5. Компьютер, проектор. 6.Справочники, энциклопедии, художественная литература. 7.Интернет-сайты: - www.megabook.ru (Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия); - dic.academic.ru (Большой энциклопедический словарь); - school.yandex.ru (Школьный Яндекс); - 2012edukids.ru (Электронная энциклопедия для школьников) и др. 8. Наглядные пособия: - настенные карты: «Физическая карта полушарий», «Физическая карта России», «Административно-территориальное деление Российской Федерации», - рисунки, слайды, диски.

6. Система оценки достижения планируемых результатов освоения предмета. Критерии оценивания.

Система оценки планируемых результатов - уроки по курсу ОРКСЭ (модуль «Основы светской этики») безотметочные, объектом оценивания является нравственная и культурологическая компетентность ученика (понимание значения нравственных норм, правил морали, веры и религии в жизни человека, семьи, общества, потребность в духовном развитии). По окончанию четверти используется бинарное оценивание (зачет/незачет). Предусматривается выполнение творческих и проектных работ по окончанию изучения разделов, написание эссе, составление кроссвордов и презентаций, участие в деловой игре, составление портфолио.

Педагогическое наблюдение. Это метод, с помощью которого осуществляется целенаправленное восприятие какого-либо педагогического явления для получения конкретных данных. Учитель наблюдает за учеником в естественной обстановке - на уроке. Проявление познавательных способностей наблюдаются в процессе овладения учебным содержанием, с которым школьник работает на каждом уроке.

Каждое наблюдение имеет конкретную цель и проводится по определенной схеме.

Данные наблюдений фиксируются в описательной форме (на основе схемы) и носят характер конкретного факта, а не объяснения или оценки. Наблюдения проводятся регулярно в течение всего учебного года, а не от случая к случаю. Анализ наблюдаемых проявлений ученика производится не изолированно, а в контексте всей учебной ситуации.


Самооценка учащихся по результатам урока (или внеурочного мероприятия). В данном случае, используются листы самооценки учащихся, которые раздаются в начале изучения новой темы или групповой работы.

Я хорошо выполнил свою работу на уроке;

Я мог выполнить работу значительно лучше;

Я плохо работал на уроке.

Листы самооценки могут использоваться, например, для определения уровня вовлеченности и участия в групповой работе:


Таблица 1. Лист самооценки урока или группового мероприятия. В ходе проекта я...

Всегда

Иногда

Никогда

1. Предлагал новые идеи и направления


2.Определял цели, ставил задачи


3.Ждал помощи от участников группы


4.Принимал участие в совместной работе


5.Задавал вопросы, искал факты, спрашивал разъяснения


6.Помогал группе в выборе правильных решений


7.Анализировал, обобщал точки зрения, делал выводы


8.Находил и исправлял ошибки


9.Оказывал помощь, откликался на работу других


10.Преодолевал трудности, добивался достижения результата


11.Осознавал ответственность за общее дело


12.Стимулировал дискуссию, предлагая различные точки зрения



КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


№ урока

Дата проведения

Тема урока,

тип урока

Основное содержание темы

Основные

методы и приемы


план

факт

1

02.09

02.09

«Россия - многонациональное государство»


Урок введения новых знаний

Россия - наша Родина, многонациональное и

многоконфессиональное государство. Основной Закон РФ Конституция России -

совокупность правовых норм, по которым должен жить гражданин России. Часть из них

касается прав и обязанностей граждан.


1. Слушание гимна России. Учебный диалог: «Зачем пишется государственный гимн?

Какие еще символы государства нам известны?» Объясним непонятные слова и

выражения.

2.Рассказ учителя о Конституции России. Рассматривание иллюстраций (просмотр видеоматериалов), рассказывающих о правах и обязанностях граждан России.

2

09.09


«Как все начиналось. Народы Севера. Народы Поволжья».


Комбинированный

На Севере издавна жили народы, которые

постепенно стали присоединяться к Древнерусскому государству. На Кольском

полуострове жили саамы, на территории современной Вологодской области - вепсы, в

Карелии - карелы. Особенности их труда и быта, национальной культуры были связаны с

географическими и природными условиями их жизни. Народы Поволжья - особенности

их жизни, труда, быта. Отдельные факты из истории присоединения этих народов к

России.


1. Работа со словарем: объяснение слова «самобытность».

19

2. Работа в парах: «Проанализировать смысл пословиц и подготовить совместно

ответ на вопрос: «О каких человеческих ценностях они рассказывают»». Инструкция

учителя: «Как нужно организовать работу в парах, чтобы она была успешной».

3. Рассматривание иллюстраций, слайдов и пр. об особенностях жизни и

истории народов Северо-Западных районов России, народов Поволжья.

4. Работа с картой: указать на карте районы проживания карелов, саамов,

вепсов, мордвы, удмуртов, татар.

5. Рассказ учителя «Как присоединились к Московскому царству калмыки».

3

16.09


«Как все начиналось. Народы Северного Кавказа. Народы Сибири».


Комбинированный

Северный Кавказ - родина чеченцев, ингушей,

осетин, черкесов и других народов. Каждый из этих народов имеет свои традиции и

обычаи. Народы Сибири, места их проживания. Особенности труда, обычаи, традиции,

культура народов Сибири. Страницы истории взаимоотношений народов Сибири и

русского народа.


1. Рассказы детей по имеющемуся опыту «Что ты знаешь о Кавказе?»

2. Работа с картой: «Республики Северного Кавказа; места проживания народов

Сибири.

3. Обсуждение проблемных вопросов: «Как мы понимаем чеченскую поговорку

«Гость в доме - три дня гость, а на четвертый - младший брат». «Как мы

понимаем выражение «Лета (годы) ставятся у горцев в общежитии выше

звания»?

4. «Рассказ о моей Родине» - рассказы детей (чеченца, осетина, аварца,

представителей народов Сибири) - учащихся данного класса и их родителей

(в зависимости от условий школы).

5. Работа с текстами и иллюстрациями учебника (с.25-26).

6. Дифференцированная работа: пересказ текста рубрики учебника

«Путешествие вглубь веков» (с. 26).


4

23.09


«Путешествие в Биробиджан»


Урок изучения нового

материала

Появление еврейских общин на территории Российского государства.

Образование Еврейской автономной области. Биробиджан - столица Еврейской

автономной области, город на берегу реки Биры.


1. Работа с картой: Еврейская автономная область и Биробиджан на карте

России.

2. Рассказ учителя об истории евреев в России и о Еврейской автономной

области.

3. Работа с текстом и иллюстрациями учебника (с. 34-35).

4. Работа в парах: обсуждение предположений «Почему на гербе Еврейской

автономной области изображен тигр?»

5. Описательный рассказ по картине (В. Верещагин «Два еврея»): особенности

национального еврейского мужского костюма.


5

Тема: «Когда люди объединяются»

Урок изучения нового

материала

Защита Отечества - долг каждого гражданина, его почетная обязанность.

Тяжелые времена, которые наступают в жизни народов, сплачивают их: если народ един,

он непобедим. Примеры героических подвигов представителей разных народов России.


1. Учебный диалог: обсуждение пункта первого 59 статьи Конституции РФ:

«Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации».

2. Обсуждение значения пословиц «Если народ един, он непобедим», «Кому

дружба народов дорога, тот вместе бьет врага».

3. Работа с текстами учебника (учебник, с. 44-47). Беседа по вопросам: «Воины

каких национальностей участвовали в Великой Отечественной войне и совершали

подвиги?», «Во имя чего они отдавали свои жизни?», «Какие качества они

продемонстрировали на войне?».

6

30.09


«Что нам стоит дом построить»


Урок изучения нового

материала

Особенности строительства жилищ у разных народов. Зависимость внешнего

вида и внутреннего убранства жилища от климатических и географических особенностей

жизни народа. Жилища народов Севера, центральной части и юга России.


1. Учебный диалог: высказывание предположения «Можно ли понять

особенности жизни народа, его верования и обряды, если узнать, как человек строил дом,

одевался, какие носил украшения, что ел?».

2. Чтение и обсуждение текста «Что нам стоит дом построить…» (учебник, с 51).

Рассматривание иллюстраций учебника (с. 52-53).

3. Работа с рубрикой Картинная галерея: картина И.Левитана «Сакля в Алупке».

Беседа: «О чем может рассказать картина художника».

4. Учебный диалог: обсуждение вопросов: «Чем отличается сакля от построек

Средней полосы России? Какова причина того, что на Юге России строились такие

жилища?

7

07.10


«Заглянем в бабушкин сундук. Накроем праздничный стол».


Урок изучения нового

материала

Особенности национальных костюмов. Отражение в костюме народных и

религиозных традиций. Особенности кухни разных народов. Кулинарные традиции

народов России. Влияние религиозных заповедей на питание

1. Учебный диалог «Почему национальные костюмы такие разные? О чем

может рассказать одежда человека? С чем связаны особенности костюма народов

Севера?» (учебник, с. 58). Почему в женских костюмах многих народов есть платки и

фартуки?».

2. Рассматривание иллюстраций (в учебнике, в справочной литературе, с

использованием Интернета).

3. Дифференцированная работа: 1) чтение и краткий пересказ текста рубрики

«Путешествие вглубь веков» (учебник, с. 61), 2) работа в парах: «перевод» на

современных язык свадебного меню царя Алексея Михайловича (учебник, с. 63); 3)

рассматривание репродукции картины В. Стожарова «Натюрморт с хлебом», ответ на

вопрос (учебник, с. 64).

25

4. Беседа по тексту В. Белого (учебник, с. 64-65), обсуждение вопроса «Каковы традиции русской крестьянской кухни?».

8

14.10


«Что такое вера?»


Урок изучения нового

материала

Сближению народов помогает религиозная культура. В России четыре

традиционные религии: православие, ислам, иудаизм и буддизм: их последователи

испокон веков живут на территории Российского государства. Сторонников

традиционных религий объединяет уважительное отношение к истории России,

взаимоуважение и терпимость. Основу морали любой религии составляет учение о

доброте, милосердии, щедрости.


1. Учебный диалог: выскажем свое мнение о том, что такое вера.

2. Рассказ учителя «Традиционные религии России».

3. Работа с картой России: находим места проживания представителей разных

религий.


9

21.10


«Войдем в православный храм»

Урок изучения нового

материала

Православный храм - место богослужения и моления. Таинства, происходящие в

храме. Многообразие храмовой архитектуры. Внешний вид и внутреннее убранство

храма. Православные иконы.


Экскурсия к храму (в храм).4

Урок в классе:

Интернет-экскурсия «Храмы Руси и России».

Рассказ учителя «Символика некоторых архитектурных элементов

православного храма».

Чтение и обсуждение текста учебника «Войдем в православный храм» (учебник,

с.68).

Рассматривание иллюстраций «Внутреннее убранство православного храма».

10

28.10


«Войдем в буддийский храм. Войдем в синагогу».

Урок изучения нового

материала

Буддийский храм - место ритуальных обрядов и молений. Внешний и

внутренний вид буддийского храма. Жизнь Сиддхартхи Гаутамы (Будды).

Синагога - место молитвенных собраний евреев. Внешний и внутренний вид

синагоги. Все главные события в жизни евреев связаны с синагогой: рождение, обучение,

свадьба и др. Тора - священная книга евреев. Главное лицо в синагоге - раввин.

Иерусалим - город, с которым неразрывно связана история еврейского народа.


1. Интернет - экскурсия в буддийский храм, в синагогу.

2. Чтение и обсуждение текста, рассматривание иллюстраций учебника (учебник, с. 78-79, с. 82).


11

«Войдем в буддийский храм. Войдем в синагогу». Комбинированный


Буддийский храм - место ритуальных обрядов и молений. Внешний и

внутренний вид буддийского храма. Жизнь Сиддхартхи Гаутамы (Будды).

Синагога - место молитвенных собраний евреев. Внешний и внутренний вид

синагоги. Все главные события в жизни евреев связаны с синагогой: рождение, обучение,

свадьба и др. Тора - священная книга евреев. Главное лицо в синагоге - раввин.

Иерусалим - город, с которым неразрывно связана история еврейского народа.

1. Интернет - экскурсия в буддийский храм, в синагогу.

2. Чтение и обсуждение текста, рассматривание иллюстраций учебника (учебник, с. 78-79, с. 82).


12

«Войдем в мечеть»

Урок изучения нового

материала


Исповедующие ислам приходят в мечеть для молитвы

и поклонения Всевышнему. Внешний вид и внутреннее убранство мечети.

1. Интернет - экскурсия в мечеть.

2. Работа с текстами и иллюстрациями учебника (учебник, с. 82).

13

«Народные и религиозные праздники»

Урок изучения нового

материала

Народные и религиозные праздники - часть духовной культуры. Традиционные

праздники имеет каждый народ, каждая религия. Примеры народных и религиозных

праздников. Цаган Сар - калмыцкий праздник весны; Навруз - день встречи Нового года и

праздник весны. Рождество - праздник рождения Иисуса Христа. Пасха - день Святого

Воскресения. Курбан-Байрам - один из наиболее почитаемых праздников мусульман.

Пурим - еврейский праздник радости и ликования. Весак - день рождения, просветления

и ухода из человеческой жизни Будды.

Работа в группах. Группа выбирает любой текст из учебника (с.88-103) и,

используя справочную литературу, составляет небольшой пересказ о каком-то празднике,

народном или религиозном.

Рассказы учителя и детей «Мой любимый праздник».


14

«Народные и религиозные праздники»

Комбинированный


Народные и религиозные праздники - часть духовной культуры. Традиционные

праздники имеет каждый народ, каждая религия. Примеры народных и религиозных

праздников. Цаган Сар - калмыцкий праздник весны; Навруз - день встречи Нового года и

праздник весны. Рождество - праздник рождения Иисуса Христа. Пасха - день Святого

Воскресения. Курбан-Байрам - один из наиболее почитаемых праздников мусульман.

Пурим - еврейский праздник радости и ликования. Весак - день рождения, просветления

и ухода из человеческой жизни Будды.


Работа в группах. Группа выбирает любой текст из учебника (с.88-103) и, используя справочную литературу, составляет небольшой пересказ о каком-то празднике, народном или религиозном.

Рассказы учителя и детей «Мой любимый праздник».


15

«Какие ценности есть у человечества?»

Урок изучения нового

материала

Что такое правило, зачем люди придумали правила,

как они возникли. Какие из жизненных правил стали общечеловеческими ценностями.

Почитание родителей - общечеловеческая ценность, одно из нравственных качеств

человека. Примеры разнообразных отношений между детьми и родителями. Щедрость -

общечеловеческая ценность. Традиции религиозной культуры и народные обычаи о

почитании родителей, милосердии и щедрости.


Беседа (по имеющемуся опыту) «Когда в человеческом обществе возникли

правила и почему?». Обмен мнениями, формулирование вывода: что такое правило и

почему его нужно выполнять?

2. Заполнение схемы «Солнышко»: общечеловеческие ценности (на основе

схемы учебника, с. 107). Задание: дополним схему, ответим на вопрос «Какие еще

общечеловеческие ценности вы знаете?».

3. Чтение и обсуждение текстов учебника (работа в группах). Группа выбирает

текст, готовит его краткий пересказ, выделяет главную мысль (учебник, с.120-128).

4. Учебный диалог: обсуждение сюжета и главной мысли фрески Дионисия

«Лепта вдовы».


16

«Какие ценности есть у человечества?»

Комбинированный


Что такое правило, зачем люди придумали правила,

как они возникли. Какие из жизненных правил стали общечеловеческими ценностями.

Почитание родителей - общечеловеческая ценность, одно из нравственных качеств

человека. Примеры разнообразных отношений между детьми и родителями. Щедрость -

общечеловеческая ценность. Традиции религиозной культуры и народные обычаи о

почитании родителей, милосердии и щедрости.


1.Беседа (по имеющемуся опыту) «Когда в человеческом обществе возникли

правила и почему?». Обмен мнениями, формулирование вывода: что такое правило и

почему его нужно выполнять?

2. Заполнение схемы «Солнышко»: общечеловеческие ценности (на основе

схемы учебника, с. 107). Задание: дополним схему, ответим на вопрос «Какие еще

общечеловеческие ценности вы знаете?».

3. Чтение и обсуждение текстов учебника (работа в группах). Группа выбирает

текст, готовит его краткий пересказ, выделяет главную мысль (учебник, с.120-128).

4. Учебный диалог: обсуждение сюжета и главной мысли фрески Дионисия

«Лепта вдовы».


17

«Какие ценности есть у человечества?»

Урок обобщения

Что такое правило, зачем люди придумали правила,

как они возникли. Какие из жизненных правил стали общечеловеческими ценностями.

Почитание родителей - общечеловеческая ценность, одно из нравственных качеств

человека. Примеры разнообразных отношений между детьми и

родителями. Щедрость -

общечеловеческая ценность. Традиции религиозной культуры и народные обычаи о

почитании родителей, милосердии и щедрости.


1.Беседа (по имеющемуся опыту) «Когда в человеческом обществе возникли

правила и почему?». Обмен мнениями, формулирование вывода: что такое правило и

почему его нужно выполнять?

2. Заполнение схемы «Солнышко»: общечеловеческие ценности (на основе

схемы учебника, с. 107). Задание: дополним схему, ответим на вопрос «Какие еще

общечеловеческие ценности вы знаете?».

3. Чтение и обсуждение текстов учебника (работа в группах). Группа выбирает

текст, готовит его краткий пересказ, выделяет главную мысль (учебник, с.120-128).

4. Учебный диалог: обсуждение сюжета и главной мысли фрески Дионисия

«Лепта вдовы».

18

2 полугодие

Чему учит этика. Об этике светской и религиозной.

(Уч. с. 3 -10)

Урок введения новых знаний

Что такое общество. Такие важные слова - этика, мораль, нравственность. Этика светская - мирская, гражданская. Чем светская этика отличается от религиозной? Должен ли каждый член общества выполнять предписанные им законы и правила светской жизни? Почему?

Нравственный человек знает и соблюдает правила поведения в обществе, гуманно относится к людям, умеет «слушать» себя и оценивать своё поведение.

1.Рубрика «Обсудим вместе»: При каких условиях может благополучно существовать общество? Важно ли знать при оценке поступка человека, кто он - мужчина или женщина, белый или чернокожий, исповедует религию или атеист?

2.Задание рассмотреть рисунки и восстановить текст (с. 4,)

3. Работа в парах:

А) Посоветоваться друг с другом и дописать предложения (с.7)

Б) Выбери правильный ответ (с.9)

4. Рубрика «Для любознательных» (с.7) . 5.Заполнение схемы «Чему учит светская этика».

19

Любовь к Родине - высшее нравственное чувство. Семья - первая любовь человека.

(Уч. с. 12- 19)

Урок изучения нового

материала

Что такое большая и малая Родина. Любовь к Родине начинается с любви к своей семье, родному краю. Нравственные чувства человека.

1.Беседа (по имеющемуся опыту) «Разделить названия эмоций на две группы: положительные и отрицательные». Обмен мнениями, формулирование вывода: есть ли среди них такие, которые можно поместить в обе группы? Объясните почему?

2. Чтение и обсуждение текстов учебника на с. 13 -14 (работа в группах).

Группа выбирает текст, готовит его краткий пересказ, выделяет главную мысль, записывает ответ на вопрос «С чего начинается Родина?» (учебник, с.14).

4. Подготовить выразительное чтение стихотворения Д. Тишаевой «Родина».

О каком чувстве говорит девочка в своем стихотворении?

5. Чтение и обсуждение текста, рассматривание иллюстраций учебника (учебник, с. 15-16).

6. Задание: Составить и записать текст поздравительной открытки ко дню рождения.

7*. Задание: Подготовить устно ответы на вопросы.

8.Рубрика «Для любознательных» (с.18 -19) . Выделить главную мысль текста.

20

Труд на благо Родины. Защита Родины - долг гражданина.

Групповой проект по темам: «Трудовые подвиги граждан России», «Великие граждане России - деятели культуры», « Отражение в фольклоре любви к Родине».

( Уч. с.19 -28)

Урок - проект

Любовь к Родине проявляется в труде на её благо, защите её от врагов. Понятие самоотверженности. Готовность к самопожертвованию - качество героя - патриота. Люди разных профессий трудятся не только для своего достатка, их труд вносит вклад в развитие культуры родной страны. В нашей повседневной жизни можно найти много примеров, когда люди проявляют самоотверженность в труде.

1.Беседа (по имеющемуся опыту) « Зачем человек трудится?» Обмен мнениями, формулирование вывода: Какие материальные и духовные ценности создаются трудом человека? (с.19 -20)

2.Чтение и обсуждение текстов учебника на с. 21-22

3. Групповой проект по темам: «Трудовые подвиги граждан России», «Великие граждане России - деятели культуры», « Отражение в фольклоре любви к Родине». Группа выбирает тему и готовит сообщение и презентацию.

4. Учебный диалог: обсуждение репродукции картин: Какое чувство объединяет всех героев этих картин, живших в разные эпохи? (с.23 -24)

5. Работа с документами. Оценить информацию, представленную в Софийской летописи (ХV). Какими качествами отличались воины Древней Руси? (с.25 -28)

6.Домашнее задание: Используя справочную литературу и Интернет, Узнать, кому из детей присвоено звание Герой Советского Союза. Подготовить рассказ об одном из них.

21

Любовь к природе - что это значит?

(Уч. с.)

Урок изучения нового

материала

Что связывает человека и природу. Природа - часть Родины. Гуманное отношение к природе. Почему человек не может жить без природы?

Как можно проявить гуманное отношение к природе? Как любовь к природе отражается в произведения искусства?

Человек неотделим от природы. Природа - среда обитания людей, от неё зависит их благополучие и жизнь. Гуманное отношение к природе позволяет не только сохранить, но и приумножить её богатства.

1.Беседа (по имеющемуся опыту) «Какую пользу извлекают люди из природы? Обмен мнениями, формулирование вывода: Как они должны относиться к природе?

2.Чтение и обсуждение текстов учебника на с30-32.

4. Учебный диалог: рассматривание фотографий. Выбрать любой пейзаж и составить рассказ -размышление «Картины природы нашей Родины»? (с.33).

5. Практическая работа: (с.34)

А ) Привести примеры гуманного и негуманного отношения к природе.

Б) Составить план мероприятий по охране и помощи окружающей среде.

В) Соединить начало и конец пословиц.

Г) Предложить разные конструкции кормушек для птиц.

Д) определить главную мысль текста Н Сладкова «Друг или враг»

6. Работа с документами. Оценить исторические факты, предоставленные в тексте. О чем они говорят? (с.35)

7.Домашнее задание: Продолжить рассказ Н. Сладкова или придумать свои рассказы о встречах с лесными животными, так, чтобы мы узнали из них о добрых делах человека.

22

Делать добро! Человек - член коллектива.

(Уч. с38-44.)

Урок изучения нового

материала

Почему человек должен делать добро? Добродетель - это желание делать добро. Оно совершается не ради похвалы или славы. Добро всегда бескорыстно. Добродетели проявляются и в больших делах и в мелочах. Любой свой поступок человек должен соизмерять с добродетелями, отвечать себе на вопрос: «Правильно ли я поступил?» Тогда в жизни уменьшится число людских пороков, а жизнь людей станет добрее и справедливее.

1.Беседа (по имеющемуся опыту) « Что значит быть терпимым»? Обмен мнениями, формулирование вывода: почему нужно анализировать свои поступки?

2.Чтение и обсуждение текста учебника на с.38-39.

4. Учебный диалог: обсуждение высказываний выдающихся людей (с.39)

5. Практическая работа: (с.39)

А) Анализ поступков в различных ситуациях.

Б) Анализ поступков героев в притче «Стакан молока»

6. Работа с документами: проанализировать отрывок их древнерусского сборника изречений «Пчела».

23

Трудолюбие - добродетель.

О сострадании и равнодушии.

(Уч. с.44 -49)

Урок изучения нового

материала

Какие добродетели особенно ценятся в людях? Понятия

«сострадание» и «равнодушие».

Трудолюбие - любовь к труду, усердие в работе. Трудолюбие во все времена считалось одной из важнейших человеческих добродетелей. Сострадание, сочувствие - эти слова обозначают совместное переживание каких - то чувств. Способность к состраданию, сочувствию отличает гуманного человека. Отзывчивый человек всегда придет на помощь тому, кто в ней нуждается. Равнодушие - это те, кто думает только о себе, они безучастны, безразличны к чужим страданиям и бедам. Равнодушие - это отрицательное качество.

1.Беседа (по имеющемуся опыту) «Стыдиться можно и должно не какой - либо работы, хотя бы и самой нечистой, а только одного: праздной жизни». Обмен мнениями, формулирование вывода: Общественно-полезный труд - это…

2. Практическая работа: (с.45)

А) Составить план субботника.

Б) Проанализировать содержание притчи «У кого руки чище?»

3.Чтение и обсуждение текста учебника на с.47

Какие качества человека вызывают уважение, а какие - осуждение?

4.Учебный диалог: обсуждение текста В. Осеевой «Плохо» (с.48). Оценка поведения мальчиков в рассказе.

5. Работа с репродукциями картин А.М. Шилова «Вдвоем» и А.М. Курзанова «Одиночество бабы Анюты» (Групповая работа)

24

Щедрость и милосердие.

Справедливость.

(Уч. с.50- 52)

Урок изучения нового

материала

Щедрость - это желание делиться с другими людьми тем, что сам имеешь (имуществом, идеями). Щедрые люди милосердны. Милосердие - это готовность помогать из-за сострадания несчастным и попавшим в беду людям, неимущим, больным, старым, сиротам.

Справедливость - достойное качество человека.

1.Беседа (по имеющемуся опыту) «Что такое благотворительность? » Обмен мнениями, формулирование вывода: Кто занимался благотворительностью?

2.Чтение и обсуждение текста учебника на с50.

Выделить главную мысль.

3.Домашнее задание: поговорить с родителями, загляните в Интернет и узнать , какие благотворительные организации есть в нашей станице ( городе Волгограде). Запишите их название.

25

О честности, правдивости и лживости. О жадности и зависти.

(Уч. с.53-60)

Урок - проект


Честность, правдивость - это положительные качества человека. Нравственный человек никогда не позволит себе врать, он не унижается до лжи, всегда правдив.

Жадность отрицательное качество человека, которое мешает ему нормально жить Жадный человек обычно не имеет друзей, думает только о том, как накопить богатство и сам не пользуется им.

1.Беседа (по имеющемуся опыту) «К чему может привести лживый поступок»? Обмен мнениями, формулирование вывода: Как вы понимаете выражение обмануть себя?

2.Чтение и обсуждение текстов учебника на с.54 -55

3. Учебный проект: Темы: «Ложь и нечестность - пороки», «Кого называют справедливым»?, «Легко ли быть честным»?, «Щедрость - порок или добродетель»?

4. Учебный диалог: обсуждение иллюстраций сказок Пушкина: какие качества осуждаются в сказках? (с.57)

5. Составить на основе рисунка небольшой рассказ с 58

6. Чтение и обсуждение притч на с. 59-60

7.Домашнее задание: с. 60 нарисовать пороки человека жадность и зависть.

26

Быть нетерпимым.

(Уч. с.61-63)

Урок - практикум,

Урок - проект


Нравственные понятия терпимость и деликатность, скромность, честь.

1.Беседа (по имеющемуся опыту) « Почему человек должен быть терпимым к другим» Обмен мнениями, формулирование вывода:

2.Практическая работа:

А) тест,

Б) Игра на наблюдательность «Пойми меня»,

В) Игра «Давай помиримся» ( работа в паре),

Г) Редактирование диалога

4. Учебный проект: Темы «Скромность красит человека», «Не мил свет, когда друга нет», «Человек без чести - человек с черной душой»

(сообщение или презентация)

27

Человек наедине с собой. Добродетели ума. (Уч. с.64-66)

Урок изучения нового

материала

Качества умственной деятельности человека, которые помогают ему познавать мир: наблюдательность, сообразительность, логика, речь. Свой ум можно тренировать, и тогда его добродетели будут развиваться, образованность человека обеспечивает ему интересную жизнь. Образованный человек приносит больше пользы обществу.

1.Беседа (по имеющемуся опыту) « Как вы понимаете слова «Добродетели ума»?» Обмен мнениями, формулирование вывода.

2.Практическая работа:

А) Проверь себя. Какими качествами ума ты обладаешь? Выполни для этого задания № 1 -4 с.64-65

4. Учебный диалог: обсуждение репродукции картины В. Маковского « В сельской школе»: Сравнить современную школу со школой, нарисованной на картине на с. 66.

28

Совесть - наших дел и свидетель и судья!

(Уч. с.67-71)



Урок изучения нового

материала

Совесть - способность различать добро и зло. Совесть побуждает разум делать правильный выбор в пользу добра.

1.Беседа (по имеющемуся опыту) «Совесть - наших дел и свидетель и судья!» Почему так говорят? Обмен мнениями, формулирование вывода.

2.Чтение и обсуждение текстов учебника на с.68- 69. Почему совесть называют внутренним голосом человека?

4. Учебный диалог: обсуждение фотографий на с. 67. О чем говорят жесты детей?

5. Практическая работа:

А) Оценить предложенные ситуации.

Б) Выделить главную мысль притчи «Чужой кошелёк».

В) Выбери верный ответ.

6.Домашнее задание: сочинить историю на тему: «Совесть заговорила»

29

Общение - потребность человека. (Уч. с.73-74)

Урок изучения нового

материала

Понятие об этикете. Виды этикета. Почему нужно соблюдать правила этикета? Как выглядит вежливость? Кода общение всем приятно.

1.Беседа (по имеющемуся опыту) «Когда возникли правила поведения и почему?» Обмен мнениями, формулирование вывода.

2.Чтение и обсуждение текстов учебника на с73.

30

Что такое этикет и когда он возник?

(Уч. с.74-79)

Урок изучения нового

материала




Этикет - нормы и правила поведения людей в обществе. С помощью правил этикета люди проявляют доброжелательность и внимание. Тактичный человек вовремя замечает состояние другого человека и старается проявить чуткость и деликатность по отношению к нему.

1.Беседа (по имеющемуся опыту) «Что такое этикет и когда он возник? » Обмен мнениями, формулирование вывода: Для чего нужен этикет?

2.Чтение и обсуждение текстов учебника на с.75-76, 77 -78

4. Учебный диалог: обсуждение рисунков на с. 74,76.

31

Школьный (деловой) этикет

(Уч. с.79-81)

Урок изучения нового

материала

Поведение в школе до начала занятий, на уроках, в перерыве. Уважительное отношение к учителям, забота о младших. Ответственность ученика и школы. Запретительное поведение в школе.

1.Беседа (по имеющемуся опыту) « Какие правила поведения нужно соблюдать в школе и почему? »Обмен мнениями, формулирование вывода.

2.Чтение и обсуждение текстов учебника на с.79

3. Работа с документами. Оценить информацию, какой этикет существовал в школах Древней Руси?

4. Учебный диалог: обсуждение репродукции картины А.П. Рябушкин «В школе»: Какая интересная информация о школе Д. Руси представлена на картине А. Рябушкина? С. 81

32

Гостевой этикет

(Уч. с.82-84)

Урок изучения нового

материала

Особый этикет приглашения в гости в старину и в наше время. Уважение к хозяину и хозяйке дома. Поведение в гостиной. Обязанности хозяев и гостей. Приглашение к ответному визиту.

Беседа (по имеющемуся опыту) « Как принято вести себя в гостях?». Обмен мнениями, формулирование вывода.

2.Практическая работа:

А) Оценим ситуации. Моделирование в ходе практических ситуаций применение правил поведения в гостях.

Б) Игра «Дом моделей»

В) Обсудим сценарий, который составим для встречи с гостями.

3. Учебный диалог: обсуждение информации представленной на рисунках? С. 82 4.Домашнее задание: Оценить предложенные ситуации на с. 84 и выскажите свое мнение: «Какой подарок будет самым приятным и дорогим для именинника?»

33

Столовый этикет

(Уч. с.85-89)

Урок изучения нового

материала

Сервировка стола. Значение скатерки при сервировке стола. Посуда и столовые приборы. Особенности сервировки чайного стола. Как подаются блюда. Правила рассаживания. Поведение за столом. Предназначение столовых приборов. Правила еды.

Беседа (по имеющемуся опыту) « Как принято вести себя за столом?». Обмен мнениями, формулирование вывода.

2.Практическая работа:

А) Оценим ситуации.

Б) Игра «Учимся вести себя правильно за столом» Моделирование в ходе практических ситуаций применение правил поведения за столом.

В) рассмотреть фотографии и обсудить, какие правила этикета нарушили дети.

3. Учебный диалог: обсуждение информации представленной в тесте «Юности честное зерцало». Назвать правила, которые не утратили своего значения и сейчас. С 87-88 написать свой комментарий на Юности честное зерцало»

4.Домашнее задание: Узнать и записать значение слова церемониал. Привести свои примеры. С.88

34

Праздничный этикет.

Подведем итоги.

(Уч. с.89-93)

Урок обобщения,

урок - проект.

Народные праздники имеют давнюю историю. Правила их проведения строго соблюдались из поколения в поколение. Традиции народных праздников донесли до наших дней многие элементы языческой (дохристианской ) культуры и древнего этикета.

1.Беседа (по имеющемуся опыту) «Какие народные праздники вы знаете? Чему они посвящались?». Обмен мнениями, формулирование вывода:

2.Практическая работа:

А) Составить сценарий праздника.

Б) Игры, забавы, хороводы, пляски.

В) рассмотреть фотографии и обсудить, какие правила этикета нарушили дети.

3. Учебный диалог: обсуждение картины А. Рябушкина «Втерся парень в хоровод…» описать одного из героев картины.

4. Проект. Темы «9 мая - День Победы», «День народного единства», «День семьи, любви и верности»

5. Подведем итоги. Ответы на вопросы. С.93






 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал