7


  • Учителю
  • Рабочая программа по информатике и ИКТ

Рабочая программа по информатике и ИКТ

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала
  1. Пояснительная записка.

Рабочая программа развивающего курса «Информатика и ИКТ» разработана в соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, Основной образовательной программы начального общего образования школы, Примерной программы по информатике и авторской программы А.Л. Семенова, Т.А. Рудченко «Информатика».

При разработке программы учитывались разброс в темпах и направлениях развития детей, индивидуальные различия в их познавательной деятельности, восприятии, внимании, памяти, мышлении, моторике и т. п.

Образование в начальной школе является базой, фундаментом последующего образования, поэтому важнейшая цель начального образования - сформировать у учащихся комплекс универсальных учебных действий, обеспечивающих способность к самостоятельной учебной деятельности, т. е. умение учиться. В соответствии со Стандартом целью реализации ООП является обеспечение планируемых образовательных результатов трёх групп: личностных, метапредметных и предметных. Программа по информатике нацелена на достижение результатов всех этих трёх групп. При этом в силу специфики учебного предмета особое место в программе занимает достижение результатов, касающихся работы с информацией. Важнейшей целью-ориентиром изучения информатики в школе является воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, в частности приобретение учащимися инфор­мационной и коммуникационной компетентности (далее - ИКТ-компетентности). Многие составляющие ИКТ-компетентности входят и в структуру комплекса универсальных учебных действий. Таким образом, часть предметных результатов образования в курсе информатики входят в структуру метапредметных, т. е. становятся непосредственной целью обучения и отражаются в содержании изучаемого материала. При этом в содержании курса информатики для начальной школы значительный объём предметной части имеет пропедевтический характер. В результате удельный вес метапредметной части содержания курса начальной школы оказывается довольно большим (гораздо больше, чем у любого другого курса в начальной школе). Поэтому курс информатики в начальной школе имеет интегративный, межпредметный характер. Он призван стать стержнем всего начального образования в части формирования ИКТ-компетентности и универсальных учебных действий.

Цель: формирование у обучающихся основ ИКТ - компетентности.

  1. Общая характеристика курса

Содержательные линии курса:

  • основные информационные объекты и структуры (цепочка, мешок, дерево, таблица);

  • основные информационные действия (в том числе логические) и процессы (поиск объекта по описанию, построение объекта по описанию, группировка и упорядочение объектов, выполнение инструкции, в том числе программы или алгоритма и пр.);

  • основные информационные методы (метод перебора полного или систематического, метод проб и ошибок, метод разбиения задачи на подзадачи и пр.).

В соответствии с ООП в основе программы курса информатики лежит системно-деятельностный подход, который заключается в вовлечении обучающегося в учебную деятельность, формировании компетентности учащегося в рамках курса. Он реализуется не только за счёт подбора содержания образования, но и за счёт определения наиболее оптимальных видов деятельности учащихся. Ориентация курса на системно-деятельностный подход позволяет учесть индивидуальные особенности учащихся, построить индивидуальные образовательные траектории для каждого обучающегося.

  1. Описание места курса в плане внеурочной деятельности

В соответствии с планом внеурочной деятельности рабочая программа развивающего курса «Информатика и ИКТ» для четвертого класса рассчитана на 1 час в неделю, общий объём - 34 часа в год. Развивающий курс информатики изучается за счет части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений.

  1. Описание ценностных ориентиров содержания курса

Как говорилось выше, основной целью изучения информатики в начальной школе является формирование у учащихся основ ИКТ-компетентности, многие компоненты которой входят в структуру УУД. Это и задаёт основные ценностные ориентиры содержания данного курса. С точки зрения достижения метапредметных результатов обучения, а также продолжения образования на более высоких ступенях (в том числе обучения информатике в среднем и старшем звене) наиболее ценными являются следующие компетенции, отражённые в содержании курса:

  • основы логической и алгоритмической компетентности, в частности овладение основами логического и алгоритмического мышления, умением действовать в соответствии с алгоритмом и строить простейшие алгоритмы;

  • основы информационной грамотности, в частности овладение способами и приёмами поиска, получения, представления информации, в том числе информации, данной в различных видах: текст, таблица, диаграмма, цепочка, совокупность;

  • основы ИКТ-квалификации, в частности овладение основами применения компьютеров (и других средств ИКТ) для решения информационных задач;

  • основы коммуникационной компетентности. В рамках данного учебного предмета

  • наиболее активно формируются стороны коммуникационной компетентности, связанные с приёмом и передачей информации. Сюда же относятся аспекты языковой компетентности, которые связаны с овладением системой информационных понятий, использованием языка для приёма и передачи информации.

  1. Требования к результатам освоения содержания курса

В результате работы по программе учащимися должны быть достигнуты следующие результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования:

личностные:

1) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

2) развитие мотивов учебной деятельности;

3) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

4) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

метапредметные:

1) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

2) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

3) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

4) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;

5) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета;

6) осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме;

7) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

8) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

9) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества;

10) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях информационных объектов, процессов и явлений действительности;

11) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

предметные:

1) владение базовым понятийным аппаратом:

  • цепочка (конечная последовательность);

  • мешок (неупорядоченная совокупность);

  • одномерная и двумерная таблицы;

  • утверждения, логические значения утверждений;

2) владение практически значимыми информационными умениями и навыками, их применением к решению информатических и не информатических задач:

  • выделение, построение и достраивание по системе условий: цепочки, мешка;

  • проведение полного перебора объектов;

  • определение значения истинности утверждений для данного объекта; понимание описания объекта с помощью истинных и ложных утверждений, в том числе включающих понятия: все/каждый, есть/нет, всего, не;

  • использование имён для указания нужных объектов;

  • использование справочного материала для поиска нужной информации, в том числе словарей (учебных, толковых и др.) и энциклопедий;

  • сортировка и упорядочивание объектов по некоторому признаку, в том числе расположение слов в словарном порядке;

  • выполнение инструкций и алгоритмов для решения некоторой практической или учебной задачи;

  • построение и использование одномерных и двумерных таблиц, в том числе для представления информации;

  • использование метода разбиения задачи на подзадачи в задачах большого объёма;

*ИКТ-квалификация (при использовании компьютерного варианта)

  • сканирование изображения;

  • подготовка и проведение презентации перед небольшой аудиторией;

  • создание текстового сообщения с использованием средств ИКТ;

  1. Основное содержание развивающего курса

Цепочка

Представление процесса партии реальной игры в виде цепочки. Цепочка выполнения программы.

Основы логики высказываний

Понятия все/каждый для элементов цепочки и мешка. Полный перебор элементов при поиске всех объектов, удовлетворяющих условию. Понятия есть/нет для элементов цепочки и мешка. Понятие все разные. Истинные и ложные утверждения. Утверждения, истинность которых невозможно определить для данного объекта. Утверждения, которые для данного объекта не имеют смысла.

Основы теории алгоритмов

Построение знаково-сим­волических моделей языковых информационных процессов: представление шифровки и расшифровки как процесса замены одной цепочки символов другой по некоторому алгоритму, представление всех возможных вариантов расшифровки неполных шифровок в виде дерева.

Дерево

Понятие дерева как конечного направленного графа. Мешок всех путей дерева. Дерево потомков. Дерево всех вариантов (де­рево перебора). Дерево вычисления арифметического выра­жения.

*Использование инструмента «дерево» для построения де­ревьев в компьютерных задачах.

Игры с полной информацией

Игры с полной информацией. Понятия: прави­ла игры, ход и позиция игры. Цепочка позиций игры. Примеры игр с полной информацией: «Крестики-нолики», «Камешки», «Ползунок», «Сим». Выигрышные и проигрышные позиции в игре. Существование, построение и использование выигрышных стратегий в реальной игре. Дерево игры, ветка из дерева игры.

Математическое представление информации

Построение знаково-символических моделей информационных процессов: представление процесса партии реальной игры в виде цепочки - построение партии игры и цепочки позиций партии игры с полной информацией, представление процесса проведения турнира в виде таблицы и дерева, заполнение турнирной табли­цы, подсчёт очков, распределение мест.

Решение практических задач

Представление процесса проведения турнира в виде дерева и таблицы, заполнение турнирной таблицы, подсчёт очков и распределение мест (проект «Турниры и соревнования», 2-я часть).

*Решение практических задач. ИКТ-квалификация (при использовании компьютерного варианта)

Поиск информации в Интернете и энциклопедиях (электронных и бумажных) на заданную тему. Составление текста в письменной форме. Набор текста с клавиатуры. Работа в стандартном графическом редакторе, использование его возможностей для структурирова­ния и оформления доклада (Проект «Мой реферат»).

Построение объекта с учётом готовых эле­ментов. Изготовление компьютерного изображения, включающее движение нескольких персонажей: рисование фона для картины, программирование слож­ного движения объекта с помощью команд исполнителя. Записывать звуковые файлы для озвучения реплик персонажей сказки (проект «Наша сказка»).

Наблюдение и регистрация различных парамет­ров погоды в течение суток, в том числе в цифровой форме. Представление информации в виде таблиц и диаграмм: чтение, анализ и построение таблицы, круговой и столбчатой диаграммы для различных параметров по­годы за месяц. Работа в компьютерной среде: оформление результатов наблюдений в ви­де итогового отчёта, в том числе в цифровой форме: составление текста в письменной форме, печать текста с клавиатуры, создание презентации по итогам проекта, выступление с устным сообщением по итогам своей деятель­ности, в том числе с графическим сопровождением (проект «Дневник наблюдения за погодой»).


  1. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности.

урока

Название темы

Кол-во часов

Дата

Характеристика деятельности учащихся

1

Круговой турнир. «Крестики-нолики».

1


Работать в группе: сотрудничать в ходе решения задач со сверстниками, использовать групповое разделение труда, использовать речевые средства для решения задачи, вести диалог и др. Давать формальное описание пра­вил игры с полной информацией на примере игр: «Крестики-нолики», «Ка­мешки», «Ползунок», «Сим». Играть в игры с полной информацией. Строить знаково-символические модели информационных процессов: представлять процесс партии реальной игры в виде цепочки - строить партию игры и цепочку позиций партии игры с полной информацией, представлять процесс проведения турнира в виде таблицы и дерева, заполнять турнирную табли­цу, подсчитывать очки, распределять места.

2

Игры двух игроков. «Цепочка позиций игры. Крестики-нолики».

1


3


Игра Ползунок. Работа с клавиатурным тренажером.

1


4

Проект «Мой Интернет»

1


5

Игра «Камешки».

1


6

Игры в Слова и в Города

1


7

Проект «Угадай задуманную букву».

1


Работать в компьютерной среде: искать в Интернете и энциклопедиях (электронных и бумажных) информацию на заданную тему. Составлять текст в письменной форме. Набирать текст с клавиатуры. Работать в стандартном графическом редакторе, использовать его возможности для структурирова­ния и оформления доклада.

8

Контрольная работа.

1



9

Работа над ошибками. Выравнивание, решение дополнительных и трудных задач.

1


Строить знаково-символические модели информационных процессов: представлять процесс игры в виде дерева. Понимать причины успеха/неус­пеха учебной деятельности, осуществлять познавательную и личностную рефлексию деятельности. Исследовать позиции игры как выигрышные или проигрышные; строить выигрышную стратегию на примере игры «Камешки»; анализировать различные партии игры. Строить дерево игры и ветку из де­рева игры. Исследовать позиции на дереве. Строить выигрышную страте­гию по дереву игры.

Работать в группе: сотрудничать в ходе решения задач со сверстниками, использовать групповое разделение труда, использовать речевые средства - для решения задачи, вести диалог и др.

10


Проект «Птицы вокруг нас» (работа с компьютерным ресурсом).

1


11

Дерево выполнения программ.

1


12

Робот. Цепочка выполнения программы.

1


13

Игра Сим.

1


14

Дерево вычисления.

1


15

Проект «Инструкции к бытовой технике».

1


16

Контрольная работа 2 по теме «Деревья».

1


17

Работа над ошибками. Решение задач. Выравнивание, решение дополнительных и трудных задач.

1


18

Выравнивание, решение необязательных и трудных задач.

1


19

Проект «Наш мультфильм».

1


Работать в компьютерной адаптированной среде: осваивать способы реше­ния задач творческого характера (построение объекта с учётом готовых эле­ментов). Изготавливать компьютерное изображение, включающее движение нескольких персонажей: рисовать фон для картины, программировать слож­ное движение объекта с помощью команд исполнителя. Записывать звуковые файлы для озвучения реплик персонажей сказки.

20


Дерево игры. Ветка из дерева игры

1


Строить знаково-символические модели информационных процессов: представлять процесс вычисления примера в виде дерева - строить дере­во вычисления значения выражения, строить выражение по дереву вычис­ления; представлять процесс выполнения программы в виде цепочки - строить цепочку выполнения программы и программу по цепочке её выпол­нения; представлять все варианты в виде дерева, в частности все вариан­ты программ, которые можно выполнить из данной начальной позиции.

21

Проект «Угадай задуманную букву»

1


22

Выигрышные и проигрышные позиции.

1


23

Выигрышные стратегии в игре. Камешки.

1


24

Выигрышные стратегии и большие числа.

1


Анализировать информацию о знаковом составе текста, относить текст к не­которому языку на основании его знакового состава. Строить знаково-сим­волические модели языковых информационных процессов: представлять шифрование и расшифровку как процесс замены одной цепочки символов другой по некоторому алгоритму, представлять все возможные варианты расшифровки неполных шифровок в виде дерева. Шифровать и расшифро­вывать сообщения.

25

Стратегии в играх на шахматной доске.

1


26

Проект «Птицы вокруг нас» Групповая работа.

1


27

Контрольная работа №3

1


28

Работа над ошибками. Выравнивание, решение дополнительных и трудных задач.

1


29

Проект «Мой реферат».

1


Наблюдать и фиксировать величины - регистрировать различные парамет­ры погоды в течение суток, в том числе в цифровой форме. Представлять информацию в виде таблиц и диаграмм: читать, анализировать и строить таблицы, круговые и столбчатые диаграммы для различных параметров по­годы за месяц. Работать в компьютерной среде: оформлять результаты наблюдений в ви­де итогового отчёта, в том числе в цифровой форме: составлять текст в письменной форме, печатать текст с клавиатуры, готовить презентацию по итогам проекта, выступать с устным сообщением по итогам своей деятель­ности, в том числе с графическим сопровождением.

30

Дерево всех слов данной длины.

1


31

Проект «Стратегия победы»

1


32

Контрольная работа № 4

1


33

Работа над ошибками. Проект «Птицы вокруг нас»

1


34

Проект «Моя игра»

1


8. Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности.

1. Учебник. Информатика 4 класс. А. Л. Семёнов, Т.А. Рудченко. - М.: Просвещение: Институт новых технологий, 2014.

2. Рабочая тетрадь. Информатика 4 класс. А. Л. Семёнов, Т.А. Рудченко. - М.: Просвещение: Институт новых технологий, 2014.

8



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал