7


Программа «Шахматы»-1 класс

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание: 1.Пояснительная записка Рабочаяпрограмма внеурочнойдеятельности по общеинтеллектуальному направлению «Шахматы» разработанана основе образовательной программы МБОУ СОШ №11, требований федеральногогосударственного образовательного стандарта общего образования, у
предварительный просмотр материала


1.Пояснительная записка


Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Шахматы» разработана на основе образовательной программы МБОУ СОШ №11, требований федерального государственного образовательного стандарта общего образования, учебного плана образовательного учреждения, примерной образовательной программы по внеурочной деятельности, авторской программы «Шахматы школе» автор

И.Г.Сухин.

Программа разработана для детей первых классов, но она может быть использована на начальном этапе обучения во вторых классах. Это обеспечивается применением на занятиях доступных заданий по каждой теме для каждой возрастной группы детей. К примеру, при изучении игровых возможностей ладьи шестилетним детям предлагаются более легкие дидактические задания, чем детям восьми лет, при этом последовательность изложения материала остается прежней.

Программа для обучающихся 1 класса. Продолжительность одного занятия 30 минут , 1 раз в неделю.


Цели программы

  1. Обучить правилам игры в шахматы.

  2. Сформировать умения играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса.

  3. Воспитать уважительное отношение в игре к противнику.


Задачи программы

  1. Познакомить с шахматными терминами, шахматными фигурами и шахматным кодексом.

  2. Научить ориентироваться на шахматной доске.

  3. Научить правильно помещать шахматную доску между партнерами; правильно расставлять фигуры перед игрой; различать горизонталь, вертикаль, диагональ.

  4. Научить играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами.

  5. Сформировать умение рокировать; объявлять шах; ставить мат.

  6. Сформировать умение решать элементарные задачи на мат в один ход.

  7. Познакомить с обозначением горизонталей, вертикалей, полей, шахматных фигур.

  8. Познакомить с ценностью шахматных фигур, сравнительной силой фигур.

  9. Сформировать умение записывать шахматную партию.

  10. Сформировать умение проводить элементарные комбинации.

  11. Развивать восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением.

Объем программы (в год и количество часов в неделю)

Рабочая программа «Шахматы школе» рассчитана в соответствии с календарным планом - графиком . Программа составлена с учетом праздничных дней.:

1а-41час

1б-39часов

1в-39часов

1г-40часов


Актуальность и назначение программы


Актуальность программы обусловлена тем, что в начальной школе происходят радикальные изменения: на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в значительной степени способствующая становлению личности младших школьников и наиболее полному раскрытию их творческих способностей.

Введение «Шахмат» позволяет реализовать многие позитивные идеи отечественных теоретиков и практиков - сделать обучение радостным, поддерживать устойчивый интерес к знаниям.

Шахматы в начальной школе положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением.

Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает многим детям не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность.

Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен младшим школьникам. Стержневым моментом занятий становится деятельность самих учащихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. При этом предусматривается широкое использование занимательного материала, включение в уроки игровых ситуаций, чтение дидактических сказок и т. д. Важное значение при изучении шахматного курса имеет специально организованная игровая деятельность на занятиях, использование приема обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций.

2.Основные содержательные линии курса.


Учебный курс включает в себя шесть тем. Ha каждом из занятий прорабатывается элементарный шахматный материал с углубленной проработкой отдельных тем. Основной упор на занятиях делается на детальном изучении силы и слабости каждой шахматной фигуры, ее игровых возможностей. В программе предусмотрено, чтобы уже на первом этапе обучения дети могли сами оценивать сравнительную силу шахматных фигур, делать выводы о том, что ладья, к примеру, сильнее коня, а ферзь сильнее ладьи.


п\п

Название темы

Количество часов

1.

Шахматная доска

2ч.

2.

Шахматные фигуры

2ч.

3.

Начальная расстановка фигур

1ч.

4.

Ходы и взятие фигур

16ч.

5.

Цель шахматной партии

13ч.

6.

Играем всеми фигурами из начального положения.

7ч.


Всего

41ч.

Личностные результаты освоения программы курса.

Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

Метапредметные результаты освоения программы курса.

Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.

Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.

Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений.

Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения и оценку событий.

Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметные результаты освоения программы курса.

Знать шахматные термины: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. Правильно определять и называть белые, чёрные шахматные фигуры; Правильно расставлять фигуры перед игрой; Сравнивать, находить общее и различие. Уметь ориентироваться на шахматной доске. Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем.Знать названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка. Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и её правила.

Правила хода и взятия каждой из фигур, «игра на уничтожение», лёгкие и тяжёлые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе, превращение пешки.принципы игры в дебюте;

Основные тактические приемы; что означают термины: дебют, миттельшпиль, эндшпиль, темп, оппозиция, ключевые поля.

Грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте; находить несложные тактические удары и проводить комбинации; точно разыгрывать простейшие окончания


3.Календарно-тематическое планирование курса «Шахматы школе» для 1 класса

п\п

Дата

Класс


Тема раздела программы, тема урока


К

ч

Диагностический

инструментарий

Использование

ММС

план

факт

I четверть (10 часов)




1. Шахматная доска(2часа)


1

03.09


Знакомство с шахматной доской

1

Фронтальная беседа

Презентация

http://viki.rdf.ru/

05.09.


06.09.


06.09.


2

10.09.


Шахматная доска

1

Игра

Презентация

su

12.09.


13.09.


13.09.



2. Шахматные фигуры.(2часа)


3

17.09.


Знакомство с шахматными фигурами

1

Круглый стол

Презентация

nsportal.ru

19.09.


20.09.


20.09.


4

24.09.


Знакомство с шахматными фигурами

1

Фронтальная беседа

Презентация

su

26.09.


27.09


27.09.




3. Начальная расстановка фигур.(1час)

5

01.10


Начальное положение

1

Игра


Интерактивная доска SMART Notebook


03.10.


04.10.


04.10.


4. Ходы и взятие фигур.(16часов)


6

08.10.


Знакомство с шахматной фигурой. Ладья.

.


1

Круглый стол


Интерактивная доска SMART Notebook


10.10.


11.10.


11.10.



7

15.10.


Ладья в игре.



1


Игра

Презентация

http://viki.rdf.ru/

17.10.


18.10.


18.10.


8

22.10.


Знакомство с шахматной фигурой. Слон

1


Игра


Интерактивная доска SMART Notebook


24.10.


25.10.


25.10.


9

29.10.


Слон в игре.

1


Игра

Презентация

su

31.10.


01.11.


01.11.


10

05.11.


Ладья против слона.


1


Игра


Интерактивная доска SMART Notebook


07.11.


08.11.


08.11.


2 четверть(7часов)

11

12.11.


Знакомство с шахматной фигурой. Ферзь.


1

Игра


14.11.


15.11.


15.11.


12

19.11.


Ферзь в игре.

1

Игра


21.11.


22.11.


22.11.



13

26.11


Ферзь против ладьи и слона.


1

Игра

Интерактивная доска SMART Notebook


28.11.


29.11.


29.11.



14

03.12.


Знакомство с шахматной фигурой. Конь

1

Игра

Интерактивная доска SMART Notebook


05.12.


06.12.


06.12.


15

10.12.


Конь в игре.


1

Игра


12.12.


13.12.


13.12.




16

17.12.


Конь против ферзя, ладьи слона

1

Игра

Интерактивная доска SMART Notebook


19.12.


20.12.


20.12.


17

24.12.


Знакомство с пешкой.




1

Игра


26.12.


27.12.


27.12.


3 четверть(12часов)

18

09.01.


Пешка в игре.


1

Игра

Интерактивная доска SMART Notebook


10.01.


10.01.


10.01.


19

14.01.


Пешка против ферзя, ладьи, коня, слона.

1

Игра


16.01.


17.01.


17.01.


20

21.01.


Знакомство с шахматной фигурой. Король.

1

Игра

Интерактивная доска SMART Notebook


23.01.


24.01.


24.01.


21

28.01.


Король против других фигур.

1

Игра

Интерактивная доска SMART Notebook


30.01.


31.01


31.01.


5. Цель шахматной партии.(13часов)


22

11.02.


Шах.

1

Игра

Презентация

http://viki.rdf.ru/

13.02.


14.02.


14.02.


23

18.02.


Шах.


1

Игра


20.02.


21.02.


21.02.


24

25.02.


Мат.

1

Игра

Интерактивная доска SMART Notebook


27.02.


28.02.


28.02.


25

4.03.


Мат.


1

Игра


6.03


7.03.


7.03.


26

11.03.


Мат.


1

Игра

Интерактивная доска SMART Notebook


13.03.


14.03.


14.03.


27

18.03.


Ставим мат.

1

Игра

Интерактивная доска SMART Notebook


20.03.


21.03.


21.03.


28

25.03.


Ставим мат


1

Игра


27.03


28.03.


28.03.


4четверть(12часов)

29

1.04.


Ставим мат

1

Игра

Интерактивная доска SMART Notebook


3.04.


4.04.


4.04.




30

8.04.


Ничья, пат.

1

Игра


10.04.


11.04.


11.04.


31

15.04.


Ничья, пат.

1

Игра

Интерактивная доска SMART Notebook


17.04.


18.04.


18.04.


32

22.04.


Рокировка.

1

Игра


24.04.


25.04.


25.04.


33

29.04.


Рокировка.


1

Игра

34

6.05.


Рокировка.

1

Игра

Интерактивная доска SMART Notebook


8.05.


6. Игра всеми фигурами из начального положения.(7часов)

35

13.05.


Шахматная партия. Рокировка.


1


Интерактивная доска SMART Notebook


15.05.


16.05


16.05.


36

20.05.


Шахматная партия.

1

22.05.


23.05.


23.05.


37

27.05.


Шахматная партия.

1


29.05.



30.05.



30.05.


38

3.06.


Шахматная партия.

1


5.06.



6.06.



6.06.


39

10.06.


Повторение программного материала

1


Интерактивная доска SMART Notebook

12.06.



13.06.



13.06




40



17.06.

Повторение программного материала

1


Интерактивная доска SMART Notebook


19.06.


20.06.


20.06.


41

24.06

Повторение программного материала

1

26.04


27.06


27.06



4.Информационно- методическое обеспечение.

Печатные пособия:

-Программа

-Книги о шахматах:

- Сухин И.Г. Волшебные фигуры, или Шахматы для детей 2 - 5 лет: Книга - сказка для совместного чтения родителей и детей. - М.: Новая школа, 1994.

- Сухин И. Приключения в шахматной стране. - М.: Педагогика, 1991.

- Книжка - раскраска «Шахматные герои».

Демонстрационные пособия

1.Таблицы:

Коробки с деревянными шахматами-10комплектов

Коробки с магнитными шахматами-1комплекта

2.Натуральные пособия:

Плакат-доска

32демонстрационные шахматные фигуры.

3.Изобразительные пособия:

Рисунки, схематические рисунки, схемы.

Технические средства:

Магнитная доска

Ксерокс, принтер

Экспозиционный экран

Персональный компьютер

Мультимедийный проектор

Интерактивная доска SMART Notebook

Учебно-практическое оборудование:

Стол учительский с тумбой.

Ученические столы двухместные с комплектом стульев.

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий.

Цифровые образовательные ресурсы:

-Электронные приложения (презентации).

-Видеофильмы, аудиозаписи.

Интернет-ресурсы:

- игры, презентации в начальной школе.

- учительский портал

5.Результативность.


К концу учебного года дети узнают:

шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья;

названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король; правила хода и взятия каждой фигуры.


К концу учебного года дети получат возможность научиться:

ориентироваться на шахматной доске;

играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса;

правильно помещать шахматную доску между партнерами;

правильно расставлять фигуры перед игрой;

различать горизонталь, вертикаль, диагональ;

рокировать;

объявлять шах;

ставить мат;

решать элементарные задачи на мат в один ход.

6




 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал