7


  • Учителю
  • Конспект занятия внеурочной деятельности 'Словесные забавы' по теме 'Изба жильём пахнет' (4 класс)

Конспект занятия внеурочной деятельности 'Словесные забавы' по теме 'Изба жильём пахнет' (4 класс)

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Изба жильём пахнет

Слава нашей стороне!

Слава русской старине!

Колесо истории мы повернем

И рассказывать о ней начнем,

Чтобы люди знать могли

О делах родной земли!

Умный, сильный наш народ

Свою землю бережет,

А преданья станины

Забывать мы не должны

Слава русской старине!

Слава русской стороне!


Чем дальше в будущее смотрим,

Тем больше прошлым дорожим,

И в старом красоту находим,

Хоть новому принадлежим.


Россия - мать! Тебе хвала!

В веках ты видела немало,

Когда б ты говорить могла,

То многое бы рассказала.


Сегодня мы начнём увлекательное путешествие в далёкие времена, когда наши предки славяне ЖИЛИ

Изба - это одно из тех явлений, которое с первого взгляда не привлекает особого внимания. Мимо нее обычно проходят, просто не замечая. Но при ближайшем рассмотрении она оказывается чудом вроде цветка, которым можно без конца любоваться, восторгаться, удивляться, словно это дело не рук человеческих. Есть такие цветы: вроде бы и невзрачные, а присмотришься - верх совершенства. Так же, как цветок, многогранна наша изба: с одной стороны - проста, рациональна, ничего лишнего, с другой - все что в ней есть - необходимо, красиво, гармонично.


Изба - колыбель наших Предков: Отцов, Дедов, Пращуров. В ней сочетается максимум уюта, тепла, удобств при минимуме затрат - времени, материалов, энергии

Охраняя от суровых проявлений природы, изба оберегает духовный мир хозяина: свободу, интимность, самобытность. Хозяин ее строил, украшал, совершенствовал, обставлял по-своему. В соответствии с традицией и собственным замыслом. Изба - это одно из тех явлений, которое с первого взгляда не привлекает особого внимания, мнится обыденным. Мимо нее обычно проходят, просто не замечая. Но при ближайшем рассмотрении она оказывается чудом вроде цветка, которым можно без конца любоваться, восторгаться, удивляться, словно это дело не рук человеческих. Есть такие цветы: вроде бы и невзрачные, а присмотришься - верх совершенства. Так же, как цветок, многогранна наша изба: с одной стороны - проста, рациональна, ничего лишнего, с другой - все что в ней есть - необходимо, красиво, гармонично.


Изба - колыбель наших Предков: Отцов, Дедов, Пращуров. В ней сочетается максимум уюта, тепла, удобств (но не развращающего комфорта!), при минимуме затрат - времени, материалов, энергии… Идеально использованные объемы - почти без потерь на проходы, закоулки.


Охраняя от суровых проявлений природы, изба оберегает духовный мир хозяина: свободу, интимность, самобытность. Хозяин ее строил, украшал, совершенствовал, обставлял по-своему. В соответствии с традицией и собственным замыслом.

А спутниками и помощниками нашего путешествия по русской избе будут пословицы, поговорки, сказки, потешки, прибаутки и другие жанры русского фольклора. А что же такое фольклор?

Фольклор, в переводе с английского языка, означает «народная мудрость, народное знание». Это слово означает творчество любого народа, которое передается из поколения в поколение. Определение «фольклор» ввел английский ученый Уильям Томс в 1846 году. Фольклор - это пословицы, песни, сказки, частушки, загадки. Современная литература уходит своими корнями в фольклор, многие произведения которого похожи даже в совершенно разных культурах.

Главная особенность фольклора - это отсутствие известного автора, потому что любое фольклорное произведение существует очень давно и множество раз было преобразовано новыми и новыми рассказчиками. Со временем литераторы заимствовали многие сюжеты из фольклорных произведений и подписывали эти произведения своим именем. Вот почему во многих литературах мира встречаются похожие сюжеты, персонажи и произведения. При этом фольклор постоянно развивается и меняется вместе с жизнью людей.

Фольклор каждого народа неповторим, так же, как его история, обычаи, культура, он отражает индивидуальные особенности народа, его отличия от других. Благодаря народным песням, сказкам и другому фольклору мы можем узнать узнать, как жили наши предки, какие проблемы их волновали, что их радовало, как они проводили время.

Итак, начнём.

Жилище для человека во все времена было основной и неотъемлемой частью его жизни. Издревле оно спасало людей от непогоды, диких зверей, являлось крепостью и защищало от набегов кочевников.

Свой уголок - свой простор. Своя хатка - родная матка.

Приведи бог и собачке свою конуру!

Подберите синоним к слову «ДОМ» Дом, по В. И. Далю, - это хата, изба, халупа, хатина, хоромина.

В древности это была землянка, создаваемая для тепла. Практически - это нечто большее, ведь недаром В. И. Даль записал меткое народное выражение «своя хатка - родная матка», «Свой уголок - свой простор»

Деревянная изба издавна была самым распространенным жилищем русского крестьянина.

Слово "изба" (а также его синонимы "ызба","истьба", "изъба", "истобка", "истопка") употребляется в русских летописях, начиная с самых древнейших времен. Очевидна связь этого термина с глаголами "топить", "истопить". В самом деле, он всегда обозначает отапливаемое строение (в отличие, например, от клети).

Строительство дома для крестьянина было знаменательным событием. При этом для него было важно не только решить чисто практическую задачу - обеспечить крышу над головой для себя и своей семьи, но и так организовать жилое пространство, чтобы оно было наполнено жизненными благами, теплом, любовью покоем. Такое жилище можно соорудить, по мнению крестьян, лишь следуя традициям предков, отступления от заветов отцов могли быть минимальными.

Без Троицы ДОМ не строиться.

При строительстве нового дома большое значение придавалось выбору места. Место они выбирали поближе к воде и лесу, чтобы удобно было для земледелия, охоты и рыбной ловли. Оно должно быть высоким, светлым, сухим. Чтобы проверить сухое ли место, клали пряжу, накрывали её сковородкой, потом проверяли, если пряжа не мокрая, то место сухое. Также место должно быть счастливым. Счастливым считалось место обжитое, то есть прошедшее проверку временем, место, где жизнь людей проходила в полном благополучии. Неудачными для строительства было место, где прежде захоранивали людей и где раньше проходила дорога или стояла баня.

Не взявшись за топор, избы не срубишь.

Деревья рубили топором, так как считали, что он закрывает края дерева, и оно не гниёт.
Особые требования предъявлялись и к строительному материалу. Русские предпочитали рубить избы из сосны, ели, лиственницы. Так, для сруба нельзя было брать "священные" деревья - они могут принести в дом смерть. Запрет распространялся на все старые деревья. По поверью, они должны умереть в лесу своей смертью. Нельзя было использовать сухие деревья, считавшиеся мертвыми, - от них у домашних будет "сухотка". Большое несчастье случится, если в сруб попадет "буйное" дерево, то есть дерево, выросшее на перекрестке дорог или на месте бывший лесных дорог. Такое дерево может разрушить сруб и задавить хозяев дома.

Возведение дома сопровождалось множеством обрядов.

Чтобы брёвна смогли из беспорядочного хаоса сложиться в цельное, нужно было принести жертву. Этой жертвой мог стать бык или конь. Другим излюбленным жертвенным животным при закладке дома был петух (курица). Ямка, в которую складывали череп, располагалась под святым (красным) углом - как раз под иконами! - либо под порогом, чтобы зло не сумело проникнуть в дом. Так что "коньки" и «петушки» на крышах русских изб отнюдь не "для красоты". В старину к задней части конька прикрепляли еще и хвост из мочала, после чего изба уже совершенно уподоблялась коню. Собственно дом представлялся "телом", четыре угла - четырьмя "ногами".

Древняя вера, что дом строится "на чью-нибудь голову", бытовала неискоренимо. По этой причине старались оставить хоть что-нибудь, хоть краешек крыши, незавершенным, обманывая судьбу. Под бревна первого венца, окна, матицу укладывали деньги, шерсть, зерно - символы богатства и семейного тепла, ладан - символ святости дома.

Дом строили, когда кончались все сельскохозяйственные работы. Строили быстро, за неделю, помогала вся деревня. За работу не платили, но кормили, нельзя было, потом отказывать в помощи, когда строился кто-то другой.

Новоселье День Симеона-летопроводца (календарный обряд новоселья). По обычаю, 14 сентября переезжали в новые дома и справляли новоселье, обязательно соблюдая при этом обряд «переноса» домового в новую избу. Только после того, как горшок с углями (в который и переселялся домовой) из печи в старом доме будет принесен в новый, можно было садиться за праздничный стол, не опасаясь, что домовой прогневается и будет мстить забывчивым хозяевам.

Внутреннее пространство избы

В обстановке избы нет ни одного лишнего случайного предмета, каждая вещь имеет свое строго определенное назначение и освещенное традицией место, что является характерной чертой народного жилища.

Внутреннее пространство крестьянского дома строилось на единых принципах вселенского порядка: Потолок был верхней границей избы, он связывался в народных представлениях с небом. Основу потолка составляла матица - толстый четырехгранный брус, на который укладывались потолочины, она олицетворяла собой Млечный Путь на небе;

пол - земля, это граница, отделяющая людей от "нелюдей": домовых, нечистой силы, умерших.; домотканые половики - дорожки, постланные в направлении от двери к передним ,- были образным выражением идеи пути-дороги;

подпол символизировал нижний, подземный мир;

окно-око - связь с большим миром, белым светом; Барыня на дворе, рукава - в избе (солнце)

красный угол был олицетворением зари.

В древних культурах все расположено рядом, ничего не главнее. Нет иерархии духов, они равны.

И жизнь свою человек выстраивал так, а не иначе. Потому все мыслимые дома - царский терем и крестьянская изба, собачья конура и скворечник создаются по единому образцу. Главным здесь было создание внутреннего, жилого, "своего" пространства.

Типичный русский дом состоял из теплого, отапливаемого помещения и сеней. Сени, прежде всего, отделяли тепло от холода. Дверь из теплой избы открывалась не сразу на улицу, а в сени.

В саму избу вела низкая одностворчатая дверь. Порог в быту осознавался не только как препятствие для проникновения в избу холодного воздуха, но и как граница между мирами. И как со всякой границей, с порогом связано множество примет. При входе в чужой дом полагалось остановиться у порога и прочесть краткую молитву - укрепиться для перехода на чужую территорию. Отправляясь в дальнюю дорогу, следовало немного молча посидеть на лавке у порога - проститься с домом. Повсеместен запрет здороваться и прощаться, разговаривать друг с другом через порог.

С целью защиты от злых духов и дурного глаза на дверной косяк или на порог прибивали случайно найденные подкову, нож, обломок косы. В день Богоявления (Крещения), например, повсеместно окропляли двери крещенской освященной водой, рисовали на них углем кресты.

Загадка: "Чего из избы не вытащишь?"

Летом спит, зимой горит,
Пасть открывает.

Что дают, глотает.

Добрая то речь, что в избе есть печь.

Основное пространство избы занимала печь. Чем массивнее была печь, тем больше тепла она накапливала, поэтому порой занимала почти четверть избы - Появившись очень рано (уже в IX веке повсюду распространены и глинобитные печи и печи каменные), русская печь сохраняла свою неизменную форму более тысячелетий. Ее использовали для отопления, приготовления пищи людям и животным, для вентиляции помещения. На печи спали, хранили вещи, сушили зерно, лук, чеснок. Зимой под опечком держали птицу и молодых животных. В печах парились. Причем считалось, что пар и воздух печи более здоров и целебен, чем воздух бани.

Для обитателей избы печь играла наиважнейшую роль. В печке сжигали сор - по поверьям, его нельзя было выносить из избы. С печкой связано много примет и поверий. Кто сидел на печи в доме, тот считался уже не гостем, не чужим, а своим человеком. О счастливчиках говорили, что они родились в печи. Если пропадали домашние животные или кто-то из домашних не возвращался вовремя домой, их имена выкликивали в печную трубу. Новорожденных мыли со словами: " Расти с брус вышины да с печь толщины".

В большинстве изб печь располагали сразу справа у входа устьем к передней стене, к свету (окнам). От её расположения зависела внутренняя планировка избы. Поэтому и возникла поговорка : "Плясать от печки".

Красный угол

В русской избе всегда по диагонали от печи располагался красный угол, где мы можем увидеть иконы, Библию, молитвенные книги, изображения предков - те объекты, которым придавалась высшая культурная ценность. Здесь же хранилась святая вода, освященные верба и пасхальное яйцо. Красный угол - священное место в доме, что подчеркивается его названием: красный - красивый, торжественный, праздничный. Это духовный центр дома. Здесь трапезничали, молились, благословляли, именно к красному углу были обращены изголовья постелей. Здесь совершалось большинство обрядов, связанных с рождением, свадьбой, похоронами.

Здесь кроме божницы у сходящихся лавок (долгой и короткой) всегда стоял предмет мебели. Какой? Отгадайте загадку:

Под крышей четыре ножки,

На крыше суп да ложки.

Это стол. Он являлся неотъемлемою частью красного угла. Уставленный яствами стол - символ изобилия, процветания, полноты, устойчивости. Здесь сконцентрирована и будничная, и праздничная жизнь человека, сюда сажают гостя, сюда кладут хлеб, святую воду. Стол уподобляется святыне, алтарю, что накладывает отпечаток на поведение человека за столом и вообще в красном углу. Стол, располагавшийся в почетном красном углу, был местом единения семьи, ежедневного удостоверения единства. Не случайно человек, которого приглашали отобедать за хозяйским столом, воспринимался как "свой". Перед отправлением к венцу в доме невесты происходил ритуальный обход женихом и невестой стола и благословение их.

«Божья ладонь» называли его, а потому по нему нельзя было бить, влезать на него детям, садиться. («Хлеб на стол, так стол престол, а хлеба ни куска - так и стол доска»).

В красном углу происходили все значимые семейные события. Здесь выкупали невесту, отсюда ее увозили на венчание в церковь, в доме жениха ее сразу вели тоже в красный угол. Во время уборки урожая первый и последний сноп торжественно устанавливали в красном углу. Человек, пришедший в гости, мог пройти в красный угол только по особому приглашению.

Вдоль стен (передней и боковой) красного угла шли лавки. Лавка в крестьянском доме - это особое место, на которое позволено сесть не каждому.

Чужой, входя в избу, должен был стать у порога, пока хозяева не пригласят войти и сесть. Вообще лавки устраивали вдоль всех стен избы. На них сидели, спали, хранили вещи.

Каждая имела своё название:

Влево от двери шла лавка задняя, или пороговая. Ее-то и называли коником. Коник имел форму ящика с откидной плоской крышкой. От двери (чтобы не дуло ночью) коник отделялся вертикальной доской-спинкой, которой часто придавали форму конской головы. Это было рабочее место мужчины. Здесь плели лапти, корзины, ремонтировали упряжь, вязали сети и т.д. Под коником или в самом ящике хранили инструменты.

За ней, вдоль левой длинной стены избы, от коника к красному углу шла лавка долгая, отличавшаяся от других своей длиной. Подобно печному углу, эта лавка традиционно считалась женским местом. Здесь шили, пряли, вязали, вышивали. Поэтому эту лавку называли еще бабьей. Печной угол - царство женщины. В печном углу женщины готовили пищу, отдыхали. На стене висели наблюдники - полки для посуды.

Лавки соединяли «центры» (печной угол, красный угол) и «периферию» дома. Под лавками хранили различные предметы, которые в случае необходимости легко было достать - топоры, инструменты, обувь и проч

В том или ином обряде они олицетворяли путь, дорогу. Когда девочке, ранее считавшейся ребенком и носившей одну нижнюю рубаху, исполнялось 12 лет, родители заставляли ее пройти по лавке взад и вперед, после чего, перекрестившись, девушка должна была спрыгнуть с лавки в новый сарафан, сшитый специально для такого случая. С этого момента начинался девический возраст, и девушке разрешалось ходить на хороводы и считаться невестой.

Будущая невеста во время всего сватовства должна была слушать разговор из печного угла. Оттуда она выходила и во время смотрин. Там ожидала приезда жениха в день свадьбы. И выход оттуда в красный угол воспринимался как уход из дома, прощание с ним.

Орнаменты дома
В доме, как и в одежде, богато орнаментировались все проемы (двери, окна, дымники, ворота, калитки). Многочисленные узоры должны были не столько украсить, сколько дать защиту. Сакральные изображения были необычайно устойчивыми. Это солнце в различных вариантах, громовые знаки (стрелы), знаки плодородия (поле с точками), конские головы, подковы, хляби небесные (разнообразные волнистые линии), плетения и узлы. Орнамент мог покрывать и весь интерьер дома, но особенно им усиливались печь, матица и красный угол. Обязательно орнаментировались разнообразные вместилища: сундуки, сусеки, укладки, скрыни, емкости для продуктов. А вот емкости для воды всегда оставляли без орнамента, почитая саму воду за сильнейшую защиту. Никогда не украшали и столешницу - ее защищала скатерть. Так на стыке констру

Каждый, кто хоть раз побывал в настоящей русской избе, никогда не забудет её чарующий благостный дух: тонкие нотки древесной смолы, аромат свежеиспеченного хлеба из русской печи, пряность лечебных травок и как из смысла рождалась красота.

Не забывайте, какая земля вскормила вас. Красиво и свободно жили в деревне наши отцы и деды, помните, какие обычаи и традиции чтили. Как честно и доблестно защищали свою любимую и цветущую землю.

Помните, что русскому роду нет переводу.


Дай бог тому, Кто в этом дому,

Рожь густу, Рожь ужимисту.

Чтобы с колосу - осьмина,

Из зерна - коврига,

Из полузерна - пирог'

Наделил бы вас господь

И житьем, и бытьем,

И богатством!


А вам всем поклоны наши глубокие!

Да пожелания добрые!

«Своей хате и углы помогают». Почему?

Красный угол избы освещался лучиной, лампадой, в нем помещали иконы, каялись в грехах. Огонь разрушает негативные голограммы, да к тому же человек перед своим Богом старался быть честным, он шептал то, что думал (как известно, ложь работает на саморазрушение потому, что у человека мысли и слова расходятся; это создает противоток или затор прохождения энергии, то есть предрасполагает к заболеваниям). Кроме того, человек населял дом духами Домового (награждая его шаловливым или суровым характером), вредной Кикиморы и т.п., что также ограждало пространство избы от негативных мыслей, хотя бы из страха прогневить домашних духов.


Семейная медитация очищала дух, душу, тело. Стены и углы дома помогали выжить, адаптироваться.

Вот почему такое уважение к хате: «В передний угол посоха не ставят», «Принимают, за обе руки берут да в красный угол сажают», «Красна изба углами, а обед пирогами», «В своих углах не староста указчик».


А вот выражение «выносить сор из избы» предполагает лишь переносное значение - сор ментального плана. Вынесенный из избы сор (отрицательные эмоции) увеличивает зло в мире, резонируя, вызывая увеличение его мощности, как выплески ярости на стадионе или дискотеке, трамвайную склоку, разборки «новых русских» или скандалы в коммуналке. Тот же эмоциональный резонанс вызывает ликование на концертах любимых артистов.


ПОСЛОВИЦЫ О ДОМЕ (ИЗ СБОРНИКА В. ДАЛЯ):

Держись друга старого, а дома нового!

Тепло (в избе), как сам бог живет.

Хоть худ дом, да крыша крепка.

Дымно, да сытно (да тепло).

Наживи хлевину, а там и скотину!

Двор, что город, изба, что терем.

Добрая то речь, что в избе есть печь.

На дворе капель, так и у нас тепель.

Не красна изба углами, красна пирогами.

Изба ильинским тесом крыта (т. е. соломой}.

Купил дом и с домовыми. Дом домом, а домовой даром.

Что воскресенье, то новоселье (т. е. шатается).

Под капель избы не ставят (поверье, на какое место капало с кровли).

Свой уголок - свой простор. Своя хатка - родная матка.

Приведи бог и собачке свою конуру!

В добру пору воробью ненастье, коли стреха под боком.

В гостях хорошо, а дома лучше.

Печь нам мать родная. На печи все красное лето.

Наша горница с богом не спорница: на дворе тепло, и у нас тепло.

Дом, как полная чаша. Дом - чаша чашей.

Хозяйка в дому - что оладьи (оладышек) в меду.

Горе тому, кто непорядком живет в дому.

Уйдем всем двором, опричь хором, а дом подопрем колом.

Сведем домок в один уголок.

Сведем так домок, что не нужен и замок.

У него в доме нечем собаки заманить.

В большом дому чего не хватишься, того (всего) нет.

Дом - яма: никогда не наполнишь. Дом - яма: стой прямо!

Дом невелик, да стоять (лежать) не велит.

Что в поле ни родится, все в доме пригодится.

Не хозяин, кто своего хозяйства не знает.

Не местом ведется (порядок, достаток), а хозяином.

Домом не управил, так и волостью (городом) не управить.

Отрывок из сказки «Счастливая семья»

Гляжу я на тебя и диву даюсь,- заговорил боярин.- Почитаешь ты себя счастливым человеком, а зипунишко от ветхости чуть только на плечах держится. И живешь ты, как обсказывали мои слуги, в большой бедности: избенка покосилась, харчишься редькой с квасом - вот и все твои разносолы, рубахи на смену нету. Ну, какое уж тут счастье?!


Поглядел мужик на именитого богача боярина, помолчал и сказал:

- Оно все так. Избенка у меня старая и зипун старый. Да разве счастье в хоромах живет да в одежде?

У иного всего вдоволь: кладовые да закрома от всякого добра ломятся, а ему все мало. Жену на работе иссушил, себя изнурил, покоя не знает. Жадность одолела, и не видит он счастья.

Другой тоже на богатство позарился, на уродливой нелюбимой женился. Либо бедный человек дочь молоденькую, красивую за богатого вдовца просватал - опять худо: живут как чужие. Ни любви у них, ни согласия.

- А я и правда счастливый человек! Посуди сам, женились мы по любви, и живем мы с женой в любви и согласии. Промеж нас никогда не то что разговору, худого слова не сказано. Никогда никому мы не завидовали и не завидуем, потому что ведь лучше того, как мы живем, никому не живется. Чем можем, всегда рады людям помочь. А ежели и нам чего понадобится, соседи с радостью бегут помочь. А рубаха что? Напрядет жена пряжи, наткет холста и сошьет мне новую рубаху лучше прежней. И про избу, что ты молвил, тоже дело поправимое. Поуправимся осенью в поле, скличу помочь, и соседи с дорогой душой помогут. Глядишь, в день либо в два управимся - артельное дело. И живи не тужи! Было бы только здоровье да в семье любовь и согласие. Тогда и редька с квасом лучше всяких разносолов!


Хочешь, есть калачи - не лежи на печи.

Мать пузата, сын горяч, а внук кучеряв.

Что это такое?

Мать пузата - это печка, о которой мы сегодня разговор ведем. Она со всех сторон широ¬кая. Сын горяч - это огонь в печке, который еду варит да тепло дает. А внук кучеряв - дым, который клубами валит из печной трубы.

"Что есть в печи - все на стол мечи" - говорит русская пословица. А что же в ней такое есть. Что можно "метать" на стол?

На этом этапе можно предложить младшим школьникам вспомнить: - В каких русских народных сказках печь является одной из главных героинь? Вспоминаем сказку «Гуси-лебеди», в которой девочка просила помощи у печи - укрыть её, за что должна была съесть испечённые печью пирожки.


В другой сказке описывается изба, углы которой затрещали, и крыша также зашаталась. А стена даже вылетела под натиском печи, что пошла самостоятельно по дороге к царю. Конечно же, ребята вспомнят сказку «По щучьему велению» про Емелю и щуку.


Кроме того, в сопровождении слайдов презентации, вспоминаем ещё одну сказку о печи - «Жихарка». В ней хитрая лиса сама попала в печь, уступив маленькому мальчику в хитрости, сев на лопату.

Илья Муромец», «Иванушка - дурачок», «Каша из топора», «Колобок», «Маша и медведь», сказки про Бабу -Ягу).




 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал