- Учителю
- Рабочая программа 'Информатика в играх и задачах' 2 класс
Рабочая программа 'Информатика в играх и задачах' 2 класс
Информатика в играх и задачах.
Автор А.В.Горячев.
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования программы Информатика в играх и задачах. Автор А.В.Горячев.
Современное состояние курса информатики в школе характеризуется устойчивым ростом социального заказа на обучение информатике, обусловленным насущной потребностью овладения современными информационными технологиями, и изменением содержания курса, обусловленным очередной сменой парадигм.
Основная реализуемая в данной программе идея состоит не только в изучении фундаментальных понятий информатики, но и в освоении независимых от компьютера популярных видов деятельности, для которых компьютер выступает, как правило, в качестве инструмента. Предварительное изучение таких видов деятельности сделает освоение широко распространенных приложений более осмысленным.
Основные направления (линии) развития учащихся средствами предмета «Информатика»
• Формирование информационной стороны целостной картины мира, включающей представление об информации и информационных процессах, способах представления и особенностях восприятия информации, современном развитии новых информационных технологий и социальных аспектах этого развития.
• Освоение терминологии и основных понятий информатики и информационных технологий.
• Формирование умений проектирования объектов и процессов, включающего как стадию анализа, приводящую к созданию различных схем, описывающих реальные и конструируемые объекты и процессы, так и стадию проектирования, предполагающую ту или иную реализацию созданных на предыдущем этапе схем доступными инструментальными средствами.
• Овладение информационной грамотностью, предполагающей умение распознавать потребность в дополнительной информации, определять возможные источники информации и стратегию ее поиска, получать, оценивать и использовать недостающую информацию.
• Формирование представлений о потенциальных возможностях и принципиальных ограничениях компьютерных технологий.
• Овладение умениями адекватного применения новых информационных технологий для целей коммуникации, проектирования объектов и процессов, а также в процессе овладения информационной грамотностью.
Все разделы минимума содержания информатики реализуются в рамках перечисленных направлений развития учащихся. Например, в ходе формирования умений проектирования объектов и процессов будут раскрыты такие разделы минимума, как «Формализация и моделирование» и «Алгоритмы и исполнители».
Известной проблемой информатики является необходимость изучения большого объема материала, в том числе логически сложного, в традиционно малое число занятий, отводимых на информатику. В данной программе предлагается частичное снятие этой напряженности следующими способами:
• Освоение некоторых линий информатики не в виде содержания или не только в виде содержания, а в виде методики обучения. Например, умение распознавания недостающей информации, определение стратегии ее поиска, получение, оценивание и использование недостающей информации могут осваиваться в процессе обучения другим разделам информатики за счет специальным образом составленных заданий.
• Акцентирование внимания при определении содержания пропедевтического курса информатики (1-6-й классы) на пропедевтику логически сложных тем основного курса - в первую очередь это темы направления «Проектирование объектов и процессов» такие, как алгоритмы и объекты, формальная логика, формализация и моделирование. При раннем изучении этих тем в занимательной форме освоение их в основном курсе проходит намного проще и быстрее.
Особо следует подчеркнуть актуальность своевременного изучения логически сложных тем на доступном уровне в пропедевтическом курсе информатики. Психологи утверждают, что основные логические структуры мышления формируются в возрасте 5-11 лет и что запоздалое формирование этих структур протекает с большими трудностями и часто остается незавершенным. Следовательно, обучать детей в этом направлении целесообразно с начальной школы. В материале пропедевтического курса выделяются следующие элементы: статическая схема объекта - наборы признаков и их значения, состав объектов, классы объектов; динамическая схема объекта - описание поведения объекта, алгоритмы, состояния; причинно-следственная логика объекта - логика высказываний, схемы логического вывода. Изучение информатики в начальной школе предполагается в основном без использования компьютеров. Компьютерная поддержка допустима, но не обязательна. Более того, учебный материал для начальной школы позволяет вести занятия учителям начальной школы. На этом этапе обучения знание возрастной специфики и особенностей развития каждого ребенка более важно, чем тонкости науки информатики. Такой подход оправдывает себя на практике уже в течение 8 лет обучения информатике в начальной школе. При этом, что очень важно, сам факт преподавания информатики учителями начальных классов можно рассматривать в качестве механизма переноса навыков анализа и создания схем из информатики на другие предметы. В результате изучение информатики в начальной школе оказывает заметное положительное влияние на обучение учеников базовым учебным предметам. С точки зрения подготовки преподавателей данный подход ориентирует на введение соответствующих разделов в программу обучения учителей начальной школы.
Цели и задачи курса
Цели пропедевтического курса информатики (с точки зрения непрерывного изучения курса) должны быть направлены на создание максимально благоприятных условий к началу базового курса для обеспечения возможности достижения целей. В первую очередь к таким условиям относится развитие мышления учеников.
Набор целей обучения пропедевтическому курсу информатики:
1. Формирование навыков решения задач с применением таких подходов к решению, которые наиболее типичны и распространены в информатике:
• применение формальной логики при решении задач: построение выводов путем применения к известным утверждениям логических операций («если - то», «и», «или», «не» и их комбинаций - «если ... и ..., то...»);
• алгоритмический подход к решению задач - умение планирования последовательности действий для достижения какой-либо цели, а также решения широкого класса задач, для которых ответом является не число или утверждение, а описание последовательности действий;
• системный подход - рассмотрение сложных объектов и явлений в виде набора более простых составных частей, каждая из которых выполняет свою роль для функционирования объекта в целом; рассмотрение влияния изменения в одной составной части на поведение всей системы;
• объектно-ориентированный подход: самое важное - объекты, а не действия, умение объединять отдельные предметы в группу с общим названием, выделять общие признаки предметов этой группы и действия, выполняемые над этими предметами; умение описывать предмет по принципу «из чего состоит и что делает (можно с ним делать)».
2. Создание кругозора в областях знаний, тесно связанных с информатикой: знакомство с графами, комбинаторными задачами, логическими играми с выигрышной стратегией («начинают и выигрывают») и некоторыми другими.
3. Формирование навыков решения логических задач и ознакомление с общими приемами решения задач - «как решать задачу, которую раньше не решали» (поиск закономерностей, рассуждения по аналогии, по индукции, правдоподобные догадки, развитие творческого воображения и др.).
Требования к уровню подготовки по данному предмету
В результате обучения учащиеся будут уметь:
• находить общее в составных частях и действиях у всех предметов из одного класса (группы однородных предметов);
• называть общие признаки предметов из одного класса (группы однородных предметов) и значения признаков у разных предметов из этого класса;
• понимать построчную запись алгоритмов и запись с помощью блок-схем;
• выполнять простые алгоритмы и составлять свои по аналогии;
• изображать графы;
• выбирать граф, правильно изображающий предложенную ситуацию;
• находить на схеме область пересечения двух множеств и называть элементы из этой области.
Календарно-тематическое планирование
Информатика в играх и задачах , 2 класс , 34 часа.
Номер урока
Содержание
( разделы, темы)
Количество
часов
Характеристика деятельности учащихся
Информационно-методическое обеспечение
Вид тематического контроля
(измерители)
Дата проведения
План
(учебная неделя)
Факт
(дата)
1
2
3
4
5
6
7
8
1
Признаки предметов
1
Изучить признаки и классифицировать их по общему признаку.
Мяч, набор простейших предметов, разнородных по материалу, картинки( предметы с общим названием)
Текущий.
1
2
Описание предметов
1
Уметь описывать, определять, сравнивать предметы
Предметы для сравнения по парам.
Текущий.
2
3
Состав предметов
1
Знать составные части предметов
Текущий.
3
4
Действия предметов
1
Уметь описывать и определять предметы по их действиям
Текущий.
4
5
Симметрия
1
Усвоить понятие симметричные фигуры
Вырезанные из тонкой цветной бумаги различные фигуры, имеющие или не имеющие оси симметрии.
Текущий.
5
6
Координатная сетка
1
Находить предметы на координатной сетке
Шахматная доска с шахматными фигурами и шашки.
Текущий.
6
7
Повторение по теме «План действий». Контрольная работа (20 минут)
1
Итоговый контроль.
7
8
Анализ контрольной работы. Работа над ошибками
1
Анализировать работу и выполнять работу над ошибками.
8
9
Повторение пройденного материала
1
9
10
Действия предметов
1
Уметь определять результат действия
Текущий.
10
11
Обратные действия
1
Уметь определять действия, обратные данному
Текущий.
11
12
Последовательность событий
1
Уметь определять последовательность событий
Текущий.
12
13
Алгоритм
1
Усвоить составление и выполнение алгоритма
По 1 листочку в клеточку, мяч, 2 конфеты в бумажной обёртке.
Текущий.
13
14
Ветвление
1
Уметь составлять алгоритм с условием (ветвление)
3-4 игрушки разного роста, 3-4 карточки с любыми числами, 3-4 карточки с любыми буквами, карточки с именами: ИРА, ЗОЯ, ВЕРА, ЗИНА.
Текущий.
14
15
Повторение. Контрольная работа по теме «Отличительные признаки предметов» (20минут)
1
Итоговый контроль.
15
16
Повторение. Анализ контрольной работы. Работа над ошибками
1
Анализировать работу и выполнять работу над ошибками.
16
17
Множество. Элементы множества
1
Уметь определять множество по его элементам
Мяч, картинки с общим названием.
Текущий.
17
18
Способы задания множеств
1
Уметь задавать множества в пересечении. Находить ошибки
Текущий.
18
19
Сравнение множеств
1
Уметь соотносить количество элементов одного множества с другим
Текущий.
19
20
Отображение множеств
1
Уметь соотносить количество элементов одного множества с элементами другого
Текущий.
20
21
Кодирование
1
Уметь зашифровывать и расшифровывать слова
Карточки с алфавитом, картинки различных предметов, два круга: красный и зелёный.
Текущий.
21
22
Вложенность множеств
1
Уметь различать вложенные множества
Текущий.
22
23
Пересечение множеств
1
Уметь изображать графами пересекающиеся и непересекающиеся множества
Текущий.
23
24
Объединение множеств
1
Уметь выявлять признаки объединения множеств
Текущий.
24
25
Повторение. Контрольная работа по теме «Множества» (20 минут)
1
Итоговый контроль.
25
26
Анализ контрольной работы. Работа над ошибками
1
Анализировать работу и выполнять работу над ошибками.
26
27
Повторение по теме «Множества»
1
Текущий.
27
28
Высказывание. Понятие Истина и Ложь
1
Уметь оценивать высказывания с точки зрения истинности и ложности
Картинки с изображением различных предметов
( набор геометрических фигур)
Текущий.
28
29
Отрицание
1
Уметь отрицать некоторые свойства с помощью частицы не
Текущий.
29
30
Высказывания со связками и, или
1
Уметь различать множества, содержащие операции и, или
Текущий.
30
31
Графы. Деревья.
1
Уметь решать задачи с помощью графов
Текущий.
31
32
Комбинаторика. Повторение
1
Уметь решать задачи с помощью графов
10 фишек(монеты, пуговицы)
Текущий.
32
33
Контрольная работа
1
Итоговый контроль.
33
34
Анализ контрольной работы. Повторение пройденного материала
1
Анализировать работу и выполнять работу над ошибками.
34