- Учителю
- Программа внеурочной деятельности 'Театр' (2-4 класс)
Программа внеурочной деятельности 'Театр' (2-4 класс)
Паспорт программы
Автор-составитель:
Рецензент:
Где и кем утверждена программа:
Цель курса «Театр» - воспитание и развитие понимающего, умного, воспитанного театрального зрителя, обладающего художественным вкусом, необходимыми знаниями, собственным мнением.
Задачи:
1) опираясь на синтетическую природу театрального искусства, способствовать раскрытию и развитию творческого потенциала каждого ребенка,
2) помочь овладеть навыками коллективного взаимодействия и общения,
3) через театр привить интерес к мировой художественной культуре и дать первичные сведения о ней,
4) научить творчески, с воображением и фантазией, относиться к любой работе.
Категория слушателей: дети в возрасте 8-10 лет
Объём программы: 105 часов
Режим занятий:
1
Пояснительная записка
«Театр» в начальной школе, являясь программой внеурочной деятельности, преследует те же цели, что и многие дисциплины художественного цикла в рамках Образовательной системы «Школа 2100»
Специфическая цель курса «Театр» - воспитание и развитие понимающего, умного, воспитанного театрального зрителя, обладающего художественным вкусом, необходимыми знаниями, собственным мнением.
Задачи:
1) опираясь на синтетическую природу театрального искусства, способствовать раскрытию и развитию творческого потенциала каждого ребенка,
2) помочь овладеть навыками коллективного взаимодействия и общения,
3) через театр привить интерес к мировой художественной культуре и дать первичные сведения о ней,
4) научить творчески, с воображением и фантазией, относиться к любой работе.
Очевидно, что театр своей многомерностью, своей многоликостью и синтетической природой способен помочь ребенку раздвинуть рамки постижения мира, увлечь его добром, желанием делиться своими мыслями, умением слышать других, развиваться, творя (разумеется, на первых порах с педагогом) и играя. Ведь именно игра есть непременный атрибут театрального искусства, и вместе с тем при наличии игры дети, педагоги и вообще учебный процесс не превращаются во «вражеский треугольник», а взаимодействуют, получая максимально положительный результат. Игра, игровые упражнения, особенно в первом классе, выступают как способ адаптации ребенка к школьной среде. Многое здесь зависит от педагога, от его умения создавать доброжелательную атмосферу.
Помочь ребенку раскрыться и проявить себя в общении, а затем и в творчестве - это также цель курса «Театр».
Курс рассчитан на три года обучения в начальной школе при одном занятии в неделю. В конце каждого полугодия педагог дает качественную характеристику каждому ученику: каким был, что изменилось, что сделал, где проявил себя, каким стал.
Наряду с занятиями в школе обязательным является посещение театров (один раз в месяц) и анализ увиденного в группе. Это не традиционные «походы» с учителем в театр, а семейный просмотр спектакля с одним из своих родителей. Для каждой возрастной группы составляется примерный план просмотра спектаклей на учебный год, который может корректироваться и включать в себя премьеры, гастрольные и фестивальные спектакли.
На занятиях используются как классические для педагогики формы и методы работы, так и посещение театров, музеев, выставок; тематические экскурсии; просмотр видеофильмов, слайдов, прослушивание музыки; игры и упражнения из театральной педагогики, сюжетно-ролевые игры, конкурсы и викторины, работа с подручным материалом и изготовление бутафории, пальчиковых, перчаточных кукол и марионеток.
Занятия лучше всего проводить не в классе за партами, а в специальном театральном зале, где было бы достаточно свободного места и для игр, и для просмотра спектакля. Доверительную атмосферу можно создать, поставив стулья в круг, в котором педагог становится одним из участников театральной игры.
Урок театра отличает гибкость, возможность отталкиваться от интересов и потребностей самих учеников, учитывать особенности того или иного школьного коллектива.
Одной из идей программы по курсу «Театр» является постепенное усложнение материала от игр через импровизации к сценическим историям, основанным как на литературном материале, так и на выдуманных детских историях.
Одни задания, представленные в программе, являются модификацией уже известных в театральной педагогике актерских упражнений, другие основаны на экспериментальных психологических методах, на собственном опыте педагога, работающего в общеобразовательной школе.
Большая роль в формировании художественных способностей школьников отводится регулярному тренингу, который проводится на каждом этапе обучения с учетом возрастных особенностей учащихся. Задача тренинга - пробудить творческую фантазию и непроизвольность приспособления к сценической условности. Тренинг способствует развитию пластических качеств психики и отзывчивости нервной системы на любой условный раздражитель. Ребенок максимально приближается к своему неповторимому Я, к условиям подлинного выражения себя как творческой индивидуальности.
Актерский тренинг предполагает широкое использование элемента игры. Подлинная заинтересованность ученика, доходящая до азарта, - обязательное условие успеха выполнения задания. Именно игра приносит с собой чувство свободы, непосредственность, смелость.
Работа по учебным тетрадям на занятии не должна превышать 20 минут, причем обращаться к ним можно несколько раз в ходе занятия на разных его этапах. Это определяется спецификой предмета и возрастными особенностями учеников начальных классов, которым необходима смена видов деятельности для удержания внимания.
Остальное время отводится на тренинги, этюды, импровизации и другие нетрадиционные методы работы. В тетрадях предложено много видов деятельности: раскрашивание, рисование, вырезание, составление композиций, мозаики, склеивание, изготовление бутафории, игрушек, масок, декорации и т.д. Часто представленные задания вариативны, одно и то же задание можно выполнять по-разному и при этом получать правильный результат.
На занятиях дети как бы включаются в работу существующих в театре технических мастерских: музыкального цеха, цеха по изготовлению декорации и реквизита, костюмерного цеха и т.д., где они не просто смотрят или слушают, но сами, собственными руками лепят, красят, режут, клеят и т.д.
Особенностью работы учителя с тетрадями и методическим пособием является то, что педагог ориентируется и на собственный вкус, личные пристрастия и, отталкиваясь от конкретного содержания урока, сам творит каждое занятие. Методическое пособие, в котором есть поурочное планирование, должно рассматриваться только как рекомендации. Программа играет роль общего ориентира, где очерчивается круг рассматриваемых проблем, но учитель сам конструирует свой урок, исходя из индивидуальных возможностей и особенностей учеников.
Литературные тексты в учебных тетрадях можно дополнить, используя учебники по литературному чтению для 1-4-х классов («Капельки солнца», «Маленькая дверь в большой мир», «В одном счастливом детстве», «В океане света») авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой. Чтение вслух, чтение пьес по ролям, заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов - задача не только программы «Чтение и начальное литературное образование», но и курса «Театр» в начальной школе.
1-й год обучения: знакомство с работой актера и режиссера в театре.
l-е полугодие - «Мастерская тела»;
2-е полугодие - «Мастерская чувств».
2-й год обучения: театральные мастерские.
l-е полугодие - «Волшебные краски чудесной страны», или в мастер-ской художника;
2-е полугодие - «На берегу прекрасных звуков в стране скрипичного ключа», или музыка в театре.
3-й год обучения: театральный спектакль.
l-е полугодие - «Магия слов», или литературная часть в театре;
2-е полугодие - «Дом для чудесных представлений», или спектакль как объединение работы всех театральных мастерских.
На каждом занятии в той или иной форме присутствуют компоненты всех тематических разделов, но полное объединение всех театральных цехов произойдет в последнем полугодии курса, в работе над сценической историей или спектаклем.
Театр нами рассматривается в контексте других видов искусства, и в начальной школе даются общие представления о его специфике.
А сам ребенок во всех мастерских выступает в роли то актера, то музыканта, то художника, на практике узнает о том, что актер - это одновременно и творец, и материал, и инструмент.
После каждой темы педагог может провести уроки-показы, где по-своему разовьет предложенную тему, используя творчество и фантазию детей.
Есть в программе темы, которые повторяются в разные годы обучения, но даются на различном уровне сложности, с разным объемом информации и подбором творческих заданий. Например, тема «Создатели спектакля» есть на каждом этапе обучения, в ней рассматриваются различные театральные профессии, деятельность театральных мастерских.
В программе и учебном пособии автор предлагает оригинальную методику проведения театральных занятий с детьми младшего школьного возраста. Живая и увлекательная форма занятий, основанных на театральных тренингах, пластических импровизациях и играх, помогает ребенку раскрыться и проявить себя в общении, а затем и в творчестве.
Младшим школьникам, знакомым с курсом «Синтез искусств», учебниками «По дороге к Азбуке», «Ты - словечко, я словечко…», «Детская риторика в рассказах и рисунках», особенно интересно будет заниматься «Театром» в школе.
Программа модифицированная. Имеет художественно-эстетическую направленность. Ориентирована на детей 8-10 лет. Срок реализации программы - 3 года. Программа рассчитана на 105 учебных часов. Занятия проводятся в кабинете начальных классов и в рекреации школы.
Режим занятий: пятница, шестой урок.
Форма подведения итогов: участие во внеклассных мероприятиях, чтение стихотворений, показ отрывков из спектаклей; организуется выставка работ: афиш, программок, билетов, эскизов декораций и костюмов и т.д.
4
Учебно-тематический план
Первый год обучения
№ раздела
Название раздела и тем
Формы занятия
Всего
Тео
рия
Прак
тика
1
Знакомство
Игровой тренинг.
Мозговой штурм. Упражнения на развитие внимания, памяти и воображения.
2
1
1
2
Дорога в театр
Игры:: «Перепутанные картинки», «лабиринт», «Чемодан», «Дорога из чисел» и т.д.;
Обсуждение просмотренного фрагмента спектакля
4
2
2
3
В театре
Работа по пособию.
Игровой тренинг.
Работа с театральным словариком.
4
2
2
4
Как создаётся спектакль..
Работа по пособию.
Игровой тренинг.
Обсуждение просмотренного спектакля.
Составление альбома актёров.
4
2
2
5
Гномы играют в театр
Сочинение сказки «Про Дракона».
Обсуждение полученных результатов.
Игровой тренинг.
2
-
2
6
Наш театр. Учимся актёрскому мастерству.
Работа по пособию.
Инсценирование фрагмента сказки.
Обсуждение просмотренных фрагментов.
Игровой тренинг.
6
3
3
7
Делаем декорации
Изготовление декораций.
Обсуждение работ.
Игровой тренинг.
2
-
2
8
Придумываем и делаем костюмы.
Составление эскиза костюмов.
Изготовление масок.
Репетиция спектакля.
Игровой тренинг.
4
1
3
9
В мастерской бутафора
Работа по пособию.
Беседа «Для чего нужна бутафория и из чего её изготавливают».
Изготовление пальчиковых кукол.
4
2
2
10
Делаем афишу и программку.
Работа по пособию.
Работа с театральным словариком.
Изготовление афиши.
Заполнение программки.
2
1
1
11
Праздничный концерт.
Показ импровизаций, сценических историй с пальчиковыми куклами, отдельных номеров.
1
-
1
Второй год обучения.
№ раздела
Название раздела и тем
Формы занятия
Всего
Теория
Практика
1
Создание спектакля
Повторение изученных тем.
Распределение ролей.
Репетиция по выбору драматического или кукольного спектакля.
Составление афиши.
Обсуждение просмотренных фрагментов.
6
1
5
2
Театральные профессии.
Повторение игровых тренингов.
Работа по пособию.
Тренги на развитие воображения и фантазии.
4
2
2
3
Как самому сделать макет декорации.
Рисование эскиза декораций.
Составление композиций.
Игровой тренинг.
2
1
1
4
Пластилиновый мир.
Этюды «Скульптор», «Сад».
Разыгрывание «Пластилиновой сказки».
Обсуждение спектакля.
2
1
1
5
Истории про театр.
Подбор иллюстраций.
Сообщения «О профессии»
Мини-сочинения «Мой любимый актёр».
Рисунок «Театр моей мечты»
Игровой тренинг.
10
3
7
6
Музыкальный театр.
Слушание музыки..
Работа по пособию и с театральным словариком.
Просмотр видеоматериала.
Игровой тренинг.
4
2
2
7
Цирк-зрелищный вид искусства.
Мини-сочинение «Цирк - это…»
Рекламная кампания в поддержку цирка.
Просматривание циркового представления.
Игровой тренинг.
2
1
1
8
Театральное мастерство. Этюд.
Работа по пособию и с театральным словариком.
Импровизации на развитие воображения.
1
-
1
9
Музыкальное сопровождение
Упражнения на развитие музыкального слуха, чувства ритма.
1
-
1
10
Звуки и шумы.
Чтение стихотворений в предлагаемых ситуациях.
Обсуждение спектакля.
Игровой тренинг.
1
-
1
11
Зритель в театре
Игровой тренинг.
Этюд «Как не надо вести себя в театре»
1
-
1
12
Концерт.
Показ лучших сценических историй, этюдов, игровых упражнений.
1
-
1
Третий год обучения.
№ раздела
Название раздела и тем
Формы занятия
Всего
Теория
Практика
1
Повторение.
Импровизации.
Изготовление ширмы.
Репетиция и показ спектакля.
Обсуждение спектакля
5
1
4
2
Язык жестов, или Как стать воспитанным
Работа по пособию.
Разыгрывание этюдов
Сравнение.
2
-
2
3
Учимся говорить красиво, или Как избавиться от каши во рту.
Артикуляционная гимнастика.
Работа с театральным словариком.
Обсуждение спектакля.
3
1
2
4
Интонация, или «Спрашивайте - отвечаем»
Чтение стихотворение с различной интонацией.
Игровой тренинг.
Самомассаж.
1
-
1
5
Темп речи: торопимся или медлим.
Чтение стихотворений в разных темпах.
Тренинг гласных и согласных звуков.
1
-
1
6
Создатели спектакля. Писатель. Поэт. Драматург.
Речеголосовой тренинг.
Работа по пособию
Чтение сказки.
Игровой тренинг.
3
1
2
7
Театральные жанры, или Грустное и смешное рядом
Работа с детскими энциклопедиями.
Театральный словарик.
Игровой тренинг.
1
-
1
8
Рифма, или Похожие хвосты
Чтение стихотворений.
Сочинение стихотворений.
Игровой тренинг.
2
1
1
9
Ритм.
Чтение стихотворений с различным ритмом.
Игровой тренинг.
1
-
1
10
Детские считалки, или Эникибэники
Разучивание считалок и сочинении.
Игровой тренинг.
1
-
1
11
Искусство декламации, или «Штранная иштория».
Чтение стихотворений в различных жанрах.
Игровой тренинг.
1
-
1
12
Скороговорка, или «Шла Саша по шоссе….»
Сочинение истории из скороговорок.
Сказочка «Про сову».
Обсуждение спектакля.
2
1
1
13
Играем в слова, или Моя вообразилия
Сочинение собственной сказки на тарабарском языке.
Этюд «Я - животное».
Тренинг.
2
1
1
14
Импровизация, или Театр-экспромт.
Работа с театральным словариком.
Разыгрывание «Сказки без названия» без репетиции.
Обсуждение итогов игры.
3
1
2
15
Диалог, монолог, или Театр одного актёра
Работа с театральным словариком.
Чтение стихотворений в предлагаемых обстоятельствах.
Репетиция и показ отрывка из пьесы.
4
1
3
16
Театр кукол, или Как самому сделать перчаточную куклу
Придумывание историй про кукол.
Изготовление кукол.
Разыгрывание этюдов.
2
1
1
17
Праздничный концерт
Показ лучших номеров
2
-
2
Содержание программы
Первый год обучения
№ раздела, название раздела
№ темы, название темы
Теория (основные теоретические понятия)
Практика (примерное содержание практической деятельности на занятиях)
1. Знакомство.
1. Знакомство друг с другом.
2. Знакомство с пособием.
Что такое театр.
Театр как вид искусства. Сравнительная характеристика «школа-театр»
Упражнения на развитие внимания и воображения.
2. Дорога в театр.
3-4. Премьера спектакля «Приключения Буратино»
5-6.Собираемся в театр.
Знакомство с понятием: премьера. Что нужно и чего нельзя брать с собой в театр. Внешний вид.
Упражнения на развитие внимания и памяти.
3.В театре.
7. Зрительный зал и сцена.
8. Правила поведения в театре.
9. «Театр начинается с вешалки…»
10. Повторение пройденного.
Знакомство с понятиями: антракт, авансцена, оркестровая яма, инсценировка, аплодисменты, бис.
Игровой тренинг «Летит, летит по небу шар», «Расскажи стихи руками» и т.д.
4.Как создаётся спектакль.
11. Путешествие по театральным мастерским.
12. Бутафорская и гримёрная.
13. В мастерской художника и костюмера.
14. Актёр и режиссёр.
Знакомство с историей театра, основными театральными профессиями.
Упражнения на развитие воображения и игровые тренинги.
5. Гномы играют в театр
15-16.Сказка «Про Дракона»
Описание героев. Актёр на сцене и в жизни.
Игровой тренинг. Упражнения на развитие внимания и воображения.
6. Наш театр.
17. Мимика и жесты.
18. Пантомима и балет.
19. Пластика и походка.
20 Возможности человеческого тела.
21. Роль воображения в театральном искусстве.
22. «Игрушка на сцене. Значение игрушки в жизни человека»
Выражение настроения, характера через мимику, жесты, пластику и т.д. Знакомство с возможностями человеческого тела.
Игровой тренинг. Упражнения на развитие воображения и умения действовать в предлагаемых обстоятельствах. «Расскажи стихи руками»
7. Делаем декорации.
23-24. Декорации.
Знакомство со способами изготовления декораций.
Упражнения на развитие зрительной внимательности.
8. Придумываем и делаем костюмы.
25-26.Театральная маска.
27-28. Театральный костюм.
Назначение театральных масок и костюмов. Способы изготовления.
Упражнения на развитие внимания, изготовление масок и костюмов.
9. В мастерской бутафора.
29-30. Бутафория.
31-32. Изготовление пальчиковых кукол.
Беседа «Для чего нужна бутафория и из чего её изготавливают»
Игровой тренинг. Пальчиковая гимнастика.
10. Делаем афишу и программку.
33. Афиша.
34. программка.
Правила составления афиши и программок.
Упражнения на развитие чувства ритма.
11. Праздничный концерт.
35. Праздничный концерт
Показ удачных этюдов, игровых моментов.
Второй год обучения
№ раздела, название раздела
№ темы, название темы
Теория (основные теоретические понятия)
Практика (примерное содержание практической деятельности на занятиях)
1. Создание спектакля
1. Работа драматурга.
2. Работа режиссёра.
3-4. Мастерские художника, декоратора, костюмера, сценографа.
5-6. Живопись и декорация: назначение, сходство и различие.
Проследить путь литературного текста через все театральные цеха до спектакля на сцене.
Распределение ролей. Рисование афиши. Игровой тренинг.
2. Театральные профессии.
7. Бутафор
8. Изготовление и назначение бутафории в спектакле.
9. Реквизитор.
10. Театральный художник.
Познакомить детей с театральными профессиями.
Игровой тренинг на развитие внимания и воображения.
3. Как самому сделать макет декорации.
11-12. Эскиз декорации. Составление макета.
Познакомить детей с изготовлением и назначением декораций и реквизита.
Изготовление декораций и реквизита к спектаклю. Игровой тренинг.
4. Пластилиновый мир.
13-14. Художник-скульптор и используемый им материал.
Тело - материал для актёра.
Лепка выдуманного существа и придумывание истории с ним.
Разыгрывание «Пластилиновой сказки»
5. Истории про театр.
15. Из истории театра.
16. Театр «Глобус».
17. Театр под крышей.
18. Современный театр.
19. Устройство зрительного зала.
20-21. Театральный билет.
22-24. Театр кукол.
Знакомство с происхождением театра.
Современные театры. Назначение билета и его изготовление. История появления кукол. Кукольные театры.
Рисование театра мечты.
Сообщения «О профессии режиссёра и актёра».
Мини-сочинения «Мой любимый актёр». Изготовление куклы.
6. Музыкальный театр
25. Виды театрального искусства.
26. Опера.
27. Балет.
28. Оперетта и мюзикл.
История появления оперы, балета. Музыкальные театры. Музыкальные инструменты.
Просмотр видеоматериала.
Прослушивание известных мюзиклов. Игровой тренинг.
7. Цирк-зрелищный вид искусства.
29. Зрелищные виды искусства: кино, театр, эстрада, мультипликация, цирк.
30. Цирк. Цирковые профессии.
История появления цирка в нашей стране и за рубежом.. Сходство и различия циркового представления и спектакля, здания цирка и театра.
Игра «Что? Где? Когда?» по теме цирка. Просмотр циркового выступления и обсуждение.
8. Театральное мастерство. Этюд.
31. Этюд в разных видах искусства.
Знакомство с театральным этюдом.
Импровизации на развитие воображения. Этюды «Оживи слова», «В театре» и т.д.
9. Музыкальное сопровождение
32. Роль музыки в спектакле. Оркестр.
Фонограмма и «живая « музыка. Виды оркестров.
Упражнения на развитие музыкального слуха, чувства ритма.
10. Звуки и шумы.
33. Звуки и шумы в жизни и на сцене.
Атмосфера леса, болота, моря, перемены. Звуковая машинка.
Озвучивание места действия. Упражнения на развитие чувства ритма, внимания.
11. Зритель в театре
34. Зритель- обязательная составная часть театра.
Правила поведения в театре
Этюд «Как не надо вести себя в театре».
Репетиция.
12. Концерт.
35. Концерт.
Подготовка выставки лучших детских работ. Показ сценических историй.
Третий год обучения.
№ раздела, название раздела
№ темы, название темы
Теория (основные теоретические понятия)
Практика (примерное содержание практической деятельности на занятиях)
1. Повторение.
1-5. Изготовление перчаточных кукол, ширмы для кукольного театра, репетиция спектакля.
Повторение основных знаний, полученных за два года обучения.
Репетиция и показ спектакля «Петрушка и подушка»
2. Язык жестов, или Как стать воспитанным
6-7. Этюды.
Язык жестов. Значение слова и жеста в общении между людьми, и в профессии актёра.
Разыгрывание этюдов.
Пантомимы.
3. Учимся говорить красиво, или Как избавиться от каши во рту.
8-10. Дикция.
Осанка. Самомассаж.
Работа над дикцией.
Гимнастика для губ, тренинг гласных и согласных звуков
4. Интонация, или «Спрашивайте - отвечаем»
11. Интонация.
Понятие интонации ( повествовательная, вопросительная, восклицательная)
Чтение стихотворений с различной интонацией. Игровой тренинг.
5. Темп речи: торопимся или медлим.
12. Темп речи.
Понятие темпа. Медленный и быстрый темп речи.
Самомассаж. Артикуляционная гимнастика. Тренинг гласных и согласных звуков.
6. Создатели спектакля. Писатель. Поэт. Драматург.
13. Литературная часть в театре.
14-15. драматург и пьеса.
Кто такие писатель, поэт, драматург и чем они различаются.
Речеголосовой тренинг. Чтение сказки Г. Юдина «Поэты»
7. Театральные жанры, или Грустное и смешное рядом
16. Жанры в драматургии.
Комедии, трагедии, драма и мелодрама.
Просмотр и обсуждение спектаклей. Игровой тренинг.
8. Рифма, или Похожие хвосты
17. Рифма.
18.Сочинение стихотворений.
Понятие рифмы. Рифма в творчестве поэтов.
Чтение отрывков из сказки Носова. Сочинение собственных стихотворений. Игровой тренинг.
9. Ритм.
19. Ритм.
Понятие ритма в природе, в различных видах искусства.
Чтение стихотворений с различным ритмом.
Тренинги. Повторение.
10. Детские считалки, или Эникибэники
20. Считалки.
Беседа о том, зачем нужны стихи считалки.
Сочинение считалок. Игровой тренинг.
11. Искусство декламации, или «Штранная иштория».
21. Ораторское искусство. Риторика.
История возникновения ораторского искусства. Значение тренинга в преодолении дефектов речи.
Чтение стихотворений в различных жанрах. Игровой тренинг на преодоление дефектов речи.
12. Скороговорка, или «Шла Саша по шоссе….»
22. Скороговорка.
23. Развитие интонационной выразительности.
Значение скороговорок в речеголосовом тренинге.
Сочинение историй из скороговорок.
Тренинги.
13. Играем в слова, или Моя вообразилия
24-25. Роль воображения в профессиях актёра и режиссёра, поэта и писателя , в жизни человека.
Развитие образного и слухового восприятия литературного текста.
Сочинение собственной сказки на тарабарском языке. Этюд «Я- животное». Игровой тренинг.
14. Импровизация, или Театр-экспромт.
26-28. Импровизация, экспромт.
Знакомство с импровизацией, экспромтом
Разыгрывание сказки «Без названия». Игровой тренинг.
15. Диалог, монолог, или Театр одного актёра
29. Диалог, монолог.
30-31. Театр одного актёра.
32. Пьеса и сказка.
Отличие монолога и диалога, монолога от внутреннего монолога и их значение в актёрской игре.
«Театр-экспромт». Репетиция и показ.
16. Театр кукол, или Как самому сделать перчаточную куклу
33-34. Истории про кукольный театр.
Изготовление куклы из подручных материалов. Разыгрывание этюдов и сценических историй.
17. Праздничный концерт
35-36. Показ сценических выступлений.
Повторение упражнений из игрового и речеголосового тренинга.
Ожидаемые результаты
1. Знание истории возникновения театрального искусства, театральных профессий и правила создания театральных постановок.
2. Умение взаимодействовать и общаться в коллективе, умение создавать декорации, костюмы и маски, бутафорию.
3. Навык самооценивания себя в различных ситуациях; культуры поведения в театре.
15
Методическое обеспечение
-
Методы: словесные, наглядные, практические, репродуктивные, объяснительно-иллюстративные, проблемно-поисковые, исследовательские.
-
Формы работы: индивидуальная, групповая, коллективная, работа в парах;
посещение театров, музеев, выставок; тематические экскурсии; просмотр видеофильмов, слайдов, прослушивание музыки; сообщения, мини-сочинения, рисование.
3. Приёмы: игры и упражнения из театральной педагогики, сюжетно-ролевые игры, конкурсы и викторины, работа с подручным материалом и изготовление бутафории, пальчиковых, перчаточных кукол и марионеток, инсценирование, пантомима и т.д.
16
Список использованных источников
Перечень источников, используемых педагогом в своей работе:
-
Альтшуллер А.Я. «Театр прославленных мастеров: Очерки истории Александрийской сцены.- Л., 1968
-
Аникеева Н.П. «Воспитание игрой: Книга для учителя».- М., 1987.
-
ГенераловаИ.А. «Театр. Методические рекомендации для учителя» -М., 2005
-
Журналы «Начальная школа»
-
Захава Б.Л. «Мастерство актёра и режиссёра»- М., 1987
-
Новицкая Л.П. «»Тренинг и муштра»- М., 1968
-
Товстоногова Г.А. «Зеркало сцены»- Л., 1980
-
Чистякова М.И. «Психогимнастика»-М., 1979
Перечень источников, рекомендованных для воспитанников:
1. Детские журналы
-
Художественные произведения известных писателей ( Носова, Заходера, Хармса и т.д)
-
Я познаю мир: Детская энциклопедия: Театр - М., 2000
-
Сборники скороговорок, считалок.
17