- Учителю
- Исследовательская работа «Становление и развитие кружевоплетения в Белёве» (4 класс)
Исследовательская работа «Становление и развитие кружевоплетения в Белёве» (4 класс)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №4 г. Белёва Тульской области»
Исследовательская работа
«Становление и развитие кружевоплетения в Белёве»
Выполнили: учащиеся начальных классов
Руководитель: Романовская О.В.
Белёв 2013 г.
Цель: Формирование творческого потенциала личности, приобщение детей к народному искусству и традициям.
Задачи:
Образовательные:
-
формировать знания детей по истории кружевоплетения;
-
формировать навыки исследовательской работы;
Развивающие:
-
развивать художественный вкус;
-
развивать образное мышление и наблюдательность;
-
развивать чувство причастности в деле сохранения культурного наследия в области искусства кружевоплетения на коклюшках;
-
развивать стремления к самообразованию;
-
развивать поэтическое восприятие окружающей природы через творчество
Воспитательные:
-
воспитывать трудолюбие, терпение, аккуратность;
-
прививать любовь к родной культуре;
-
формировать патриотическую позицию учеников
В российской глубинке, в сплетенье дорог,
На Окском крутом берегу,
Меж гордым Орлом и великой Москвой
Я детства ключи берегу.
Мне чудится свет золотых куполов
Вдали, согревая сердца,
Мой город родной, старинный Белев,
Да будет с тобою звезда.
Белевская земля представляет собой огромный заповедник народного искусства, уцелевшего в разнообразных его проявлениях до наших дней. Одним из них является кружевоплетение.
Кружево − особое явление народной культуры. Как в музыке из семи нот создаётся удивительный мир мелодии и звука, так и в кружеве из небольшого набора элементов создаются изделия, поражающие своей красотой, бесконечностью узоров и изяществом.
В далёкую старину уходят истоки этого ремесла, ставшего подлинным искусством.
Время появления кружева на Руси установить невозможно. Первое упоминание о нём встречается в Ипатьевской летописи под 1252 г. в описании одежды Даниила Галицкого. Правда, под понятием «кружево» понимались разные отделки, которыми обрамляли края одежды или какие-либо изделия. Только с течением времени слово «кружево» закрепилось за ажурными изделиями из ниток, выполненные техникой плетения и не имеющих тканевой основы.
Первыми в тульском крае изготовлением кружев начали заниматься монахини Белёвского Крестовоздвиженского монастыря, основанного около 1625 г. Мерное кружево из золотой и серебряной нитей плели они на коклюшках. Применялось оно исключительно для отделки платья высокопоставленной знати и праздничных одежд священнослужителей.
Процесс этот требует многих часов усидчивого уединения и адской терпеливости, постоянной тренировки руки, остроты глаз. И, конечно, полного напряжения зрительной памяти, воображения, обострения всех духовных и физических сил.
Укрывшись за глухими стенами, кружевницы−насельницы плели свои кружева, темы для которых черпали из легенд и верований своего времени.
Старая улочка Белева смотрит на меня окнами в обрамлении тонких деревянных кружев. Чуть позже вижу я эту затейливую резьбу, перевоплощенную в легкий рисунок кружевного изделия.
Есть абсолютная уверенность, что орнамент кружева − это путеводная нить от прошлого к нашим дням. Как и сам наш старинный Белев представляет собой живое и непосредственное припоминание былого. Предки завещали нам в наследие глубокие и чистые, никогда не иссякающие родники, к которым нельзя не приобщиться с величайшей охотой, удовольствием и радостью.
О бурном развитии кружевного промысла в Белёве наглядно говорят такие цифры. Если в середине XIX века в городе насчитывалось несколько десятков мастериц, то в 1873 году их стало уже 350, а в 1880 году - 2000.
Изготовление кружев не требовало особых приспособлений. Орудия и инструменты для плетения были следующие: подушка, лукошко или коробка из лубка, коклюшки, булавки и бумага для сколок. Подушку шили и набивали сеном собственноручно. Остальное покупали на базаре.
Материалы для плетения употреблялись следующие: бумага разных размеров, чёрный и бело-желтоватый шёлк, нитки белые, суровые серые и суровые желтоватые, называемые мастерицами «кремовые». Весь этот материал привозился в местные лавки. Например, в Белёве ниток, шёлка и бумаги в год привозилось на сумму до 4000 рублей. Кроме того, этот материал доставляли торговки кружевами из Москвы и Нижнего Новгорода.
Техника изготовления кружева в г. Белёве требовала не свыше 7-8 пар коклюшек. Поэтому и узоры белёвских кружевниц не богаты основными элементами, «плетешок, агромант, полотнянка, насновки и вилюшка − вот всё, чем они могут похвастаться».
Следует отметить, что мастерицы не всегда лично участвовали в подготовительной работе, то есть в составлении сколков. Чаще всего торговки давали им готовый сколок (рисунок кружева), а им оставалось только наколоть его на середину подушки и начать плетение. Зазвенят, защебечут коклюшки, и рождаются узоры замысловатые, кружева красоты необыкновенной.
Техника белёвского плетения кружев, требовавшаяся, чтобы при каждом повороте узора мастерица поворачивала бы и подушку, не допускала изготовления кружева неограниченной ширины. Вследствие такого условия большие вещи выплетались частями. Затем полосы искусно сшивались так, что неопытному глазу невозможно было найти шва.
Кружевной промысел носил исключительно семейный характер. Наёмная рабочая сила не применялась. Работали кружевницы у себя дома.
Трудились мастерицы совершенно свободно, уделяя рукоделию столько часов в сутки, сколько того требовала нужда в заработке или условия принятого заказа. Обычно они садились за свои подушки в 5 часов утра и работали зимой до 12, а иногда и до часу ночи. На еду и отдых полагалось лишь крайне необходимое время. Зато летом мастерицы вставали позже и плетение начинали не раньше 6 часов утра.
Обучение плетению кружев начиналось с 7-8 − летнего возраста, когда постепенно их вели от самого простого образца к более сложному. В течение двух - трёх месяцев каждая маленькая плетельщица успевала настолько, что узенькие кружева её работы уже давали известный доход. К десяти годам девочки становились настоящими помощницами в своих семьях.
Все промыслы семьи, как правило, были направлены на заработок. Поэтому девочек старались загрузить работой и для самого элементарного образования не оставалось времени. Даже в Белёве, где в 80-е годы XIX в. насчитывалось с десяток учебных заведений, из 656 учеников обучалось лишь 132 девочки, почти все они были из зажиточных слоёв населения города. Семья не в состоянии была посадить девочку за букварь, потому что постоянно чувствовался недостаток в средствах к существованию.
Выход из такого положения нашли помещик Соковнин и игуменья Крестовоздвиженского женского монастыря, которые организовали школы. В них девочки не только проходили курс начального образования, но и под руководством опытных мастериц осваивали мастерство плетения кружев.
Заработок плетельщиц? Он зависел от двух условий: во-первых, от фасона вещи и, во-вторых, от материала, из которого она изготовлялась. В 1863 году заработок белёвских кружевниц колебался от 9 до 15 копеек. По 80-м годам есть более подробные сведения. Так, косынка, на плетение которой уходило 4 дня, стоила 1 руб. 50 коп., сухарница плелась 1 день и продавалась за 25 коп., в то время как на шарф шло 3 дня работы, а стоил он 1 руб. 50 коп.
Сбытом изделий кружевниц, как правило, занимались торговки. Никаких книг или записей у торговок не было. Всё было основано на памяти. С кружевницами предприниматели рассчитывались всегда тотчас по получению товара.
После отмены крепостного права сбыт товара постепенно монополизировала торговка Е. А. Качерская. Она хорошо знала время и срок, в какой момент может быть изготовлен заказ и обычно приезжала за ним лично. К этому времени мастерицы накапливали большую партию товара.
В начале XX века в Белёве кружевоплетение сохраняется.
В это время произошло расширение рынка сбыта кружев. Если раньше они шли преимущественно в Москву, Петербург и Нижний Новгород, то теперь их поставляли на курорты Крыма и Кавказа, в Польшу, Турцию и некоторые европейские страны. В 1897 и 1913 годах на выставках в Петербурге белёвские кружева получили Похвальные листы.
В 1913 году плетельщицы были объединены в артель «Красный производственник», их в ней работало немногих более 20 человек. В 1947 году число кружевниц увеличилось до 40, они составляли один из цехов артели. Начальницей цеха была Мария Григорьевна Ткачева.
Лучшей плетельщицей белёвского кружева считалась Татьяна Ивановна Маношина. Она умела не только передать тот или иной замысловатый рисунок, но и внести в его композицию свой замысел. В 1967 году Татьяна Ивановна стала лауреатом Всесоюзного фестиваля самодеятельного искусства. В 1969 году она выступила по телевидению. Миллионы людей любовались её искусно выполненной работой, в которой были скрыты десятки лет кропотливого труда и поисков.
Большой известностью пользовались кружевные изделия Екатерины Васильевны Мироновой.
Екатерина Васильевна изготавливала заказы художественного фонда СССР по образцам, утверждённым Комиссией по декоративно-прикладному искусству Союза художников СССР. Ей было присвоено почётное звание «народный мастер».
Славились своими работами мастерицы Т. В. Уколицкая, М. П. Бочарова, Е. А. Помохаева, К. П. Целовальникова, М. В. Кирюхина.
В 50-х годах артель была закрыта, кружевницы продолжали работать в одиночку, на дому. В середине 70-х годов в Белёве кружево плели 5-6 мастериц, ассортимент их изделий был невелик. Особым спросом пользовались кружева Т. И. Маношиной и Е. В. Мироновой.
В этот период были предприняты усилия по возрождению старинного промысла. В 1975 году в Белёве побывала съёмочная группа Центрального телевидения, в задачу которой входила пропаганда старинного промысла. Старейшие и опытнейшие кружевницы организовали курсы обучения кружевоплетению при белёвской мебельной фабрике и в средней школе № 1. Е. В. Миронова обучала своему ремеслу учительницу Зетрину Нину Ивановну, которая создала кружок кружевоплетения во Дворце Культуры. В кружке выделялись своими способностями сёстры Тутелевы, Лариса Кириллова и Света Крюкова.
Белёвское кружево сильно отличается от других замкнутым орнаментом, состоящим из разнообразных тесёмок, квадратов, паучков, «змеек». Насновки в белёвском кружеве не прямоугольные, а овальные. Они выплетаются особым способом, отличным от других видов насновок. Эти кружева плетут из шёлка, тонких льняных и хлопчатобумажных ниток. Белёвское кружево, один раз увидев, сразу отличишь и от вологодского, и от елецкого, и от любого другого.
Известными мастерицами плетения кружев являются Римма Николаевна и Наталья Геннадьевна Мудровы.
Они плели кружевные узоры, вкладывая в них частицу своей души и совершенно бескорыстно дарили эту красоту всем нам. А чтобы секрет белёвских кружев не пропадал, и наше кружевоплетение развивалось дальше, семья кружевниц передавала своё умение другим.
Долгое время в Доме детского творчества Ежова Антонина Александровна обучала детей искусству кружевоплетения.
Антонина Александровна талантливый педагог и последовательница Риммы Николаевны Мудровой. По вечерам, после работы она передавала своё мастерство юным белевчанкам.
Девочки плели не только салфетки, но и то, могло бы украсить модную сегодня одежду - воротники и палантины, шарфы, жилетки, перчатки.
Изделия умелой кружевницы Антонины Александровны Ежовой в который раз разволновывают душу. Эту скромную женщину по праву можно назвать хранительницей лучших традиций белевских кружевниц. Благодаря ей и ее ученикам уникальное белёвское кружево живёт и совершенствуется.
В настоящее время в Доме детского творчества традиции русских кружевниц хранит и развивает Егорова Елена Петровна, которая является ученицей Данкиной Надежды Михайловны. Начала она плести кружево с 1991 года.
В 2005 году Елена Петровна участвовала в семинаре «Искусство кружевоплетения на коклюшках и мода» под руководством Вячеслава Зайцева. Он проходил в Москве, в Доме Моды. На этом семинаре преподаватели и художники по кружеву повысили свои знания по современному кружевоплетению и приёмам его изготовления. Участники семинара знакомились с тенденциями развития мировой моды, с коллекциями старинного кружева. В программу были включены мастер-классы, на которых рассматривались такие вопросы, как многопарная техника плетения кружева − русская и зарубежная школы; бисер в кружеве; особенности реставрации кружева; плетение кружева металлизированными нитями и изготовление бахромы.
Елена Петровна использует технику плетения кружева на коклюшках с бисером.
В наше время традиции кружевоплетения не забыты. Кружево по-прежнему пользуется большой популярностью, оно является изысканным украшением костюма и интерьера. Настоящее ручное кружево ценится всегда - и в XVII веке, и в XXI.