7


  • Учителю
  • «Урок правильного общения» для учащихся 1 – 4 классов

«Урок правильного общения» для учащихся 1 – 4 классов

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала


«Урок правильного общения» для учащихся 1 - 4 классов

Цель занятия: формировать у детей навыки общения.

Оборудование:

  • Карточки с названием профессий

  • 1 листок бумаги на каждую группу

  • Листочки для каждого участника

  • Ручка для каждого участника

  • Пластиковая бутылка

  • Карточки с названием героев для сказки

  • Карточки с цифрами от 1 до 8

  • Цветные кружочки желтого, красного и синего цвета для каждого участника

Форма занятия: игра - тренинг

Ход занятия:

Общение определяется как взаимодействие между людьми, а формы взаимодействия бывают разные:

Взаимное сближение - контакт

Взаимное дополнение - диалог,

Взаимное расхождение - конфликт.

Как действовать в разных жизненных ситуациях и усвоить правила общения - задача нашего занятия. Сегодня мы поиграем в игры и выполним ряд упражнений, которые помогут вам приобрести умения правильно общаться с вашими сверстниками и друзьями, родными и близкими.

Приглашаем всех встать в круг.

  1. «Добрый день»

- Прошу вас внимательно следить за моей рукой. Когда взмахну правой рукой, те, кто стоит по правую руку от меня говорит: «Добрый», а левой рукой: «День».

  1. «Пейджеры»

Каждая строчка сопровождается движением

Раз - мобила. Два - мобила.(левой рукой изображают телефонную трубку, подносят к уху, затем то же самое правой рукой)

Пейджеры, пейджеры (поочередно перекрестно кладут руки на бедра)

За рулем автомобиля (изображают вождение автомобиля)

Женщины, женщины (поправляют прическу)

Все отлично, все нормально! (повазывают большой палец одной руки, затем второй)

Пальчики, пальчики(показывают большой палец и мизинец на каждой руке)

Ну-ка дружно! Ну-ка вместе!

Девочки! (кричат только девочки)

Мальчики! (кричат только мальчики)

Речь пошла о водителях. Назовите профессии, которые не требуют умения общаться. (Таких профессий НЕТ)

Каждый из вас сейчас молча выберет себе карточку с названием профессии (карточки должны быть парными). С помощью жестов и мимики, не разговаривая между собой, найдите себе пару.

Трудно общаться не разговаривая?

  1. «Смешное приветствие»

- Как вы приветствуете своих друзей? А сейчас придумайте смешное приветствие для людей той профессии, что указана в ваших карточках. Продемонстрируйте так, чтобы другие отгадали, о ком идёт речь.

Сравните, какое настроение у вас было до занятия, а какое стало после этого упражнения?

  1. «Путешественники»

- Приглашаем занять места за столами:

1 стол - профессии, которые связаны с творчеством (художник, поэт, скрипач, стилист, дизайнер, …)

2 стол - работа с людьми (учитель, врач, клоун, парикмахер, продавец,…)

3 стол - механизм, техника (оператор ЭВМ, машинист, часовщик, связист, шофер, …)

Каждому человеку, любой профессии необходим отпуск. Поиграем в следующую игру «Путешественники». За считанные минуты вам необходимо познакомиться с коллегами и собраться в путешествие. Отвечая на вопросы всей группой, придите к единому мнению и запишите ответ на листочке:

- Куда вы поедите со своими друзьями?

- На какой срок?

- С какой целью?

- Распределите обязанности между собой.

- Каждому можно взять с собой по 1 необходимому предмету. Обсудите с группой ваш выбор и запишите его.

Каждая группа зачитывает своё решение и обосновывает его.

Оцените свою работу в группе? Какие трудности возникли при обсуждении?

  1. «Данетки»

Каждому участнику задается конкретный вопрос. Правило игры: «Да» или «Нет» не говорить.

- Тебе понравилось работать в группе?

- Легко ли тебе было договориться с друзьями?

- В вашей группе работает 7 человек?

- На листочке записано 5 слов?

и др. …

Какое желание у вас возникало при ответе на вопрос?)

  1. «Катастрофа»

Отправились вы в путешествие, но во время пути попали в катастрофу и оказались на необитаемом острове.

Напишите на листочках записки о помощи, не называя себя, опустите их в бутылку и отправьте в море. (В пластиковую бутылку опускаются листочки с посланием). Бутылка попала в руки мореплавателям. Они приплыли к вам на помощь и ищут хозяина записки. Помогите им! Каждый ребенок выходит к доске, достает записку из бутылки, зачитывает вслух и отгадывает, кому она принадлежит.

Удалось ли вам с первого раза отгадать о ком идет речь? Почему?

  1. «Теремок»

Сказка «Теремок»

Перед проведением этого упражнения необходимо приготовить два комплекта по 8 карточек.

На каждой карточке из первого комплекта написана сказочная роль и дана краткая инструкция, где описаны характерные особенности роли и общая стратегия поведения в теремке: кто является для каждого зверя предпочтительным соседом.

Мышка - очень подвижна и пуглива, своего мнения почти не высказывает. Против заселения в теремок лисы и медведя. Хотела бы, чтобы в теремке жила лягушка.

Лягушка - нетороплива, взвешенно принимает решения и старается убедить их в правильности других. Против заселения зайца и медведя. Готова принять в теремок муху.

Заяц - робок, застенчив, готов согласится с любым мнением. Против соседства с комаром и медведем. Согласен с заселением волка.

Лиса - хитра. Дипломатична, находчива, ведёт себя гибко. Умеет добиваться своего. Против заселения мухи и медведя. А вообще - то хотела жить в теремке одна.

Волк - спокоен. Сдержан, мнение веско и убедительно. Против соседства с мышкой и медведя. Согласен с заселением зайца.

Медведь - вынужден скрывать, кто он на самом деле. Может выдать себя за комара, мышку, лягушку, зайца, лису, муху или волка.

Комар - ведёт себя упрямо и агрессивно. настаивает на своём, не слушая других. категорически против заселения в дом лягушки и медведя. Готов принять мышку.

Муха - постоянно что-то говорит, надоедлива, но не настойчива в своих взглядах. Не заинтересована в заселении волка и медведя. Симпатизирует комару.

Второй комплект - карточки с номерами, которые задают порядок заселения в теремок.

Все вы хорошо с детства знаете сказку «Теремок». Помните, как там разворачивались события? Сначала комар находил в поле теремок и, выяснив, что в нём никто не живёт, занимает свободную жилплощадь. Затем по очереди приходили новые герои, которые поселялись в теремке, однако конец счастливого существования жильцов теремка положил медведь, который то ли в силу своей агрессивности, то ли просто по глупости, не соотнеся размеры своего тела, разрушил хрупкое здание. Но причины такого поведения нас интересовать не будут. Важно, что жители теремка должны обезопасить себя от чреватого трагедией вторжения медведя. Лучше его вообще не пускать в теремок.

Ведущий раздаёт игрокам карточки из обоих комплектов «рубашкой» вверх (карточки заранее приготовлены). Переворачивать карточки можно только по команде ведущего, при этом другие игроки не должны знать, какая роль кому досталась. Участники после знакомства с содержанием карточек из первого комплекта прячут их в карман.

Каждая роль имеет свои особенности, задающие правила поведения. На карточках написано, кого вам нежелательно впускать в теремок, а кого - напротив - очень рекомендуется. При этом нужно позаботиться, чтобы в теремок не попал медведь. Когда придёт ваша очередь просится в теремок, вы объявите, кем вы являетесь. Единственное исключение - игрок, которому досталась роль медведя. Он ни в коем случае не должен раскрываться до конца игры. Зато он может выдать себя за другого зверя. И тут самим жителям теремка нужно будет догадаться, кто из двух зверей является настоящим. Итак, у кого цифра «один»? Вот у нас и первый житель теремка.

Теремок можно соорудить из парт и стульев, ограничить пространство. Первый житель занимает пространство и объявляет о том, что он за герой. Если первым номером выпал медведь, то игра начинается заново. Во всех других случаях второй подходит к теремку и спрашивает: «Кто в теремочке живёт? Кто в невысоком живёт?» Разворачивается диалог, в процессе которого гость называет себя. В зависимости от инструкций, игрок, уже находящийся в теремке либо пускает гостя, либо нет. На его решение также влияет наличие или отсутствие подозрения, что новоприбывший является замаскированным медведем.

Если гостя не пускают в теремок, он отходит в сторону, уступая место следующему игроку. У него есть шанс пробиться в теремок, когда появятся новые жильцы, часть из которых будет заинтересована в его заселении.

Гостям придётся приложить немало усилий, для того чтобы попасть в теремок. Да и самим жильцам придётся поспорить друг с другом: ведь у них разные интересы! Кто-то желает, например, чтобы мышка оказалась в теремке, а кто-то- категорически против этого. Да и какой выбор сделать, если, например, в теремок придет сразу две лисы. Понятно, что одна из них - медведь!

Игра заканчивается, когда после споров и препирательств звери наконец определяют «главного подозреваемого»- медведя и объявляют, что именно этого героя они решили не пускать в теремок. Тогда ведущий может объявить о последнем этапе игры - раскрытие ролей. В этот момент становиться ясно, удалось ли участникам добиться главной цели - уберечь себя от вторжения медведя.

- Для кого исполняемая роль оказалась трудной? Для кого лёгкой?

- Было ли для участников естественным следовать указаниям инструкции при исполнении роли?

- Совпадало ли описание роли с обычным вашим поведением?

- Какие способы убеждения своих партнёров вы использовали?

- Почему вы сразу поверили одним, а не поверили другим?

- Что в поведении зверей вызывало доверие?

- Какое поведение вам казалось подозрительным?

8. Рефлексия

Вот и подошло наше занятие к концу. Вспомните, какие правила общения мы усвоили:

  1. Работая в группах необходимо выслушать всех внимательно. Принимать правильно решение, обосновывая свой выбор.

  2. При общении с друзьями надо не перебивать их, внимательно слушать, а затем высказывать свое мнение

  3. Ответы на вопросы должны быть развернутыми.

  4. Не грубить! Не спорить с собеседником! Разговаривать спокойным голосом.

  5. Информация лучше принимается от человека с хорошим настроением.

И т.д. (Дайте детям возможность самим сделать выводы!)

- У каждого в руках кружочки, вручите их:

красный - самому общительному;

синий - самому вежливому;

желтый - самому скромному.


Библиография


  1. Игротека вожатого. - Н.Новгород: Изд-во ООО «педагогичские технологии», 2008. - 100 с.

  2. Классный руководитель №5,2006г. «Игровой тренинг общения в школьном классе»

  3. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие/ Пер. с нем.; в ;-х томах. 2-е изд., стер. - М. генезис, 2001.




 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал