7


  • Учителю
  • Рабочая программа по литературному чтению 2 класс

Рабочая программа по литературному чтению 2 класс

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:   Рабочая программа литературному чтению  по УМК " Перспективная начальная школа"  разработана  на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ №373 от 6 октября 2009 года),  требований к результатам освоения осно
предварительный просмотр материала

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа литературному чтению разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ №373 от 6 октября 2009 года), требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования, примерной программы по литературному чтению и на основе авторской программы по русскому языку обучение грамоте Н.Г. Агарковой, Н.М. Лавровой , программе по литературному чтению, разработанной Н.А. Чураковой, О.В. Малаховской УМК «Перспективная начальная школа».


Изучение литературного чтения направлено на достижение следующих целей:

  • обладание осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников, формирование читательского кругозора и приобретения самостоятельной читательской деятельности, совершенствование всех видов речевой деятельности;

  • развитие художественно - творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений;

  • обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественного текста, формирование представлений о добре и зле;

  • приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование грамотного читателя, который с течением времени сможет самостоятельно выбирать книги и пользоваться библиотекой, и, ориентируясь на собственные предпочтения, и в зависимости от поставленной учебной задачи, а также сможет использовать свою читательскую деятельность как средство самообразования.

В силу особенностей, присущих данной предметной области, в её рамках решаются также весьма разноплановые предметные задачи:

  • духовно-нравственная - от развития умения понимать нравственный смысл целого до развития умения различать нравственные позиции на основе художественных произведений;

  • духовно-эстетическая - от формирования видеть красоту целого до воспитания чуткости к отдельной детали;

  • литературоведческая - от формирования умения различать разные способы построения картин мира в художественных произведениях.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»


«Литературное чтение» является базовым гуманитарным предметом в начальной школе, с помощью которого можно решать не только узко предметные задачи, но и общие для всех предметов задачи гуманитарного развития младшего школьника. Это, прежде всего, воспитание сознания, чутко и интеллигентно воспринимающего мир (не только произведения литературы и художественной культуры, но и весь окружающий мир - мир людей и природы). Только такое специально воспитанное сознание, способное обнаруживать смысл и красоту в окружающем мире, имеет возможность в процессе взросления не скучать и не растрачивать себя попусту. Такое сознание всегда ощущает себя укоренённым: в произведениях художественной культуры, в красоте природы, в ценности человеческих чувств и отношений.

Основная литературоведческая цель курса «Литературное чтение» в начальной школе - сформировать инструментарий, необходимый и достаточный для того, чтобы в основной школе уметь полноценно читать и воспринимать во взаимосвязях произведения фольклора и авторской литературы, а также получать эстетическое удовольствие от текстов, представляющих разные типы повествования: прозу и поэзию.

Основная цель выражается в главных идеях, а также в конкретных задачах, решение которых помогает осуществить главные идеи. Главных идей несколько, и без их решения невозможно реализовать основную цель обучения (сформировать инструментарий для анализа художественных произведений).

Идея первая.

Необходимо сформировать грамотные представления о взаимосвязях мифа, фольклорных жанров и произведений авторской литературы.

• Фольклор, во-первых, предшествует авторской литературе; во-вторых, существует параллельно с авторской литературой; в-третьих, живет в авторской литературе в скрытом и снятом виде (в виде композиционных структур, сюжетных схем, фигур и приемов). Авторская литература использует: а) жанровые структуры фольклора (жанр сказки, все малые жанры); б) сюжетно-композиционные особенности жанров фольклора; в) фигуры (повтор) и художественные приемы, большая часть которых имеет древнейшее происхождение.

• Миф - это способ жизни человечества в древности, в до письменный период истории, помогавший установить отношения человека с миром природы. Миф воспринимает мир как борьбу своей, присвоенной части мира, и чужой, не присвоенной его части. С мифом напрямую связаны как малые жанры фольклора, так и его «большие» жанры. Большая часть малых жанров фольклора носит обрядово-игровой характер. Загадка - это древний способ шифровать и запоминать важнейшие сведения о природе; закличка - способ уговаривать (заклинать) природу. Считалка - древний способ тайного счета и способ бросать жребий. Миф связан с такими жанрами фольклора, как сказка о животных и волшебная сказка. В сказке о животных находят выражение древнейшие представления о животных-тотемах. В волшебной сказке животное-тотем является одним из волшебных помощников героя. Волшебная сказка отражает древнейший обряд посвящения юного человека в мир взрослых, смысл которого - в прохождении посвящаемым ряда испытаний, в результате чего и происходит повзросление, переход человека в новое качество.

  • Мифологические сюжеты и фольклорные жанры сходны в разных культурах мира, имеют международный характер.

  • Использование авторской литературой фольклорных жанров, сюжетных линий и приемов не делает авторские произведения фольклорными. В авторской литературе другой мир ценностей: главными являются не групповые ценности людей, подчиняющихся природному ритму, - главным становится жизнь конкретного человека с его индивидуальными переживаниями. Авторские произведения - это уникальные истории человеческих переживаний. Фольклорные тексты - это повторяющиеся истории выживания в борьбе с волшебным миром (чужим, не присвоенным миром), заканчивающиеся победой над ним и восстановлением нарушенного порядка.

Идея вторая.

Необходимо постепенно формировать базовое понятие курса «Литературное чтение» - понятие художественного образа.

• Познакомить младших школьников с доступными их восприятию художественными приемами: олицетворением, сравнением и антитезой, которую мы называем приемом контраста.

Примечание. Конечно, проследить древнейшую природу основных художественных приемов в начальной школе не представляется возможным, но сам учитель должен чувствовать их мифологическую укорененность: в олицетворении хорошо видно его древнее происхождение, связанное с одушевлением предметов и явлений; в основе сравнения - древнейшее представление о взаимосвязи и взаимопревращаемости всех предметов и явлений; в основе контраста древнейший способ воспринимать мир в оппозициях

Любой художественный прием - в силу присущей его природе двуплановости - является первоклеткой художественного образа, поэтому воспитанная на уроках способность выделять в тексте и понимать художественные приемы - это первый шаг на пути к пониманию особенностей художественного образа.

  • На материале произведений живописи и графики показать школьникам особенности художественного образа в изобразительном искусстве. Сначала - на материале классических иллюстраций к конкретным фольклорным и литературным текстам: школьники смогут убедиться в том, что писатель (поэт) и художник могут поделиться сходным переживанием и что их оценка событий или героев может быть похожа, но выражена разным языком - языком литературы или языком живописи (графики); потом - на материале живописных произведений, не связанных с текстами тематически, но связанных сходством восприятия мира писателем (поэтом) и художником.

  • Создать условия (подбором текстов и системой вопросов) для интуитивного понимания отличия правды жизни от художественной правды. Художественная правда при этом понимается как правда чувств и отношений, которая может быть представлена в любых вымышленных обстоятельствах.

Идея третья.

Необходимо учить младших школьников различать сначала жанры фольклора, потом жанры литературы, поскольку сама структура любого жанра содержательна. Вместе с тем необходимо показывать условность жанровых границ. То же самое касается деления литературы на разные типы повествования.

  • Несмотря на существующее жанровое деление, границы между жанрами как фольклора, так и литературы не строги и размыты. Прибаутка может включать в себя небылицу и дразнилку; колыбельную песенку - закличку; рассказ - сказку и т. д. Если школьник с нашей помощью сумеет обнаруживать сложную природу текста, то его восприятие текста станет многомерным, он сумеет понять неоднозначность и авторского замысла, и мира фольклора, и литературы в целом.

  • Границы между разными типами повествования (прозой, поэзией, драмой) и определенны, и условны одновременно: их объединяет не только единство мира ценностей, но и единство приемов, которыми пользуется каждый тип (способность прозы и драмы быть лиричными; способность поэзии быть эпичной, а также обрастать чертами драматического искусства). Это очень важно в дальнейшем, когда в основной школе учащиеся познакомятся с разными родами литературы (эпосом, лирикой и драмой), потому что ЭПОС - далеко не всегда прозаическое произведение (это может быть и поэма), а ЛИРИКА - далеко не всегда стихотворное. Важно, чтобы у школьника не сформировался неверный стереотип.

Идея четвертая.

Необходимо помочь младшим школьникам полюбить поэзию, научить наслаждаться особенностями поэтической формы. Если этого не сделать в начальной школе, поэзия как область искусства может быть навсегда потеряна для многих школьников.

  • Не пользуясь специальной терминологией, создать условия для того, чтобы школьник почувствовал СОДЕРЖАТЕЛЬНОСТЬ тех особенностей поэзии, которые принято считать формальными: содержательность рифмы (парной, перекрестной, охватной); содержательность размера (последовательности ударных и безударных слогов в строчке + длины строчки); содержательность типа окончаний рифмы (мужское, женское, дактилическое) и т. д.

  • На материале разных переводов одного и того же короткого стихотворения учить различать нюансы смысла, порождаемые разной ФОРМОЙ; анализируя особенности поэтической формы, учить видеть АВТОРА переводов, постигать особенности его восприятия мира и его творческого почерка.

Литературное чтение является одним из базовых предметов начальной школы, общекультурное и метапредметное значение, которого выходит за рамки предметной области. Во-первых, эта предметная область, как никакая другая, способствует формированию позитивного и целостного мировосприятия младших школьников, а также отвечает за воспитание нравственного, ответственного сознания. Во-вторых, средствами этого предмета формируется функциональная грамотность школьника и достигается результативность в целом. Освоение умений чтения и понимания текста, формирование всех видов речевой деятельности, овладение элементами коммуникативной культуры и, наконец, приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности - вот круг тех метапредметных задач, которые целенаправленно и системно решаются в рамках данной предметной области. Именно чтение лежит в основе всех видов работы с информацией, начиная с ее поиска в рамках одного текста или в разных источниках, и заканчивая ее интерпретацией и преобразованием.

Особое место в рамках литературного чтения занимает накопление опыта самостоятельной (индивидуальной и коллективной) интерпретации художественного произведения, который развивается в разных направлениях в системах читательской и речевой деятельности (от освоения детьми разных видов и форм пересказа текста до формирования умений анализировать текст, обсуждать его и защищать свою точку зрения; от формирования навыков учебного чтения по цепочке и по ролям до получения опыта творческой деятельности при инсценировании, драматизации и создании собственных текстов и иллюстраций по мотивам художественного произведения).

Круг детского чтения в программе определяется по нескольким основаниям. Первые два связаны с формированием мотива чтения и созданием условий для формирования технического умения чтения. Так, на начальном этапе формирования этого умения обеспечен приоритет стихотворных текстов или прозаических текстов с повторяющимися словами, словосочетаниями, предложениями, абзацами (с целью создать впечатление успешности чтения, что очень важно в период формирования технического умения читать); также обеспечен приоритет текстов шуточного содержания, способных вызвать немедленную эмоцию радости и смеха (поскольку чувство юмора является основной формой проявления эстетического чувства в этом возрасте) для формирования мотива чтения. Тексты каждого года обучения отобраны с учётом их доступности восприятию детей именно этой возрастной группы. Другие основания отбора текстов связаны с необходимостью соблюдения логики развития художественного слова от фольклорных форм к авторской литературе; с необходимостью решать конкретные нравственные и эстетические задачи, главные из которых складываются в определённую нравственную и эстетическую концепцию, развиваемую на протяжении всех четырёх лет обучения; с необходимостью обеспечить жанровое и тематическое разнообразие, создавать баланс фольклорных и авторских произведений, произведений отечественных и зарубежных авторов, произведений классиков детской литературы и современных детских авторов конца 20 - начала 21 века.


ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ


В соответствии с федеральным, региональным базисным учебным планом и учебным планом школы предмет «Литературное чтение» изучается по 4 часа в неделю. Общий объём учебного времени составляет 136 часов.


МАТЕРИАЛЬНО - ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Чуракова, Н. А. Литературное чтение: учебник. 2 класс. - В 2 ч. - М.: Академкнига / Учебник, 2012.

Малаховская, О. В. Литературное чтение. 2 класс: хрестоматия / под ред. Н. А. Чураковой. -М.: Академкнига / Учебник, 2012.

Малаховская, О. В. Литературное чтение. 2 класс: тетрадь для самостоятельной работы № 1, №2. - М.: Академкнига / Учебник, 2013.

Чуракова, Н. А., Малаховская, О. В. Литературное чтение. 2 класс: метод, пособие для учителя. - М.: Академкнига / Учебник, 2012.


ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»


Ценность жизни - признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.

Ценность добра - направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви.

Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе - это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.

Ценность красоты и гармонии - основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.

Ценность истины - это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, само познание как ценность - одна из задач образования, в том числе литературного.

Ценность семьи. Семья - первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.

Ценность труда и творчества. Труд - естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности.

Ценность гражданственности - осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей.

Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ (УУД) И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»


Планируемые результаты освоения учебной программы по курсу «Литературное чтение» к концу 2-го года обучения


Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»

Аудирование, чтение вслух и про себя, работа с разными видами текста, библиографическая культура, работа с текстом художественного произведения, культура речевого общения.


Обучающие научатся:


  • читать целыми словами вслух, постепенно увеличивая скорость чтения в соответствии с индивидуальными возможностями;

  • читать про себя в процессе первичного ознакомительного чтения, выборочного чтения и повторного изучающего чтения по уже выделенным ключевым словам;

  • строить короткое монологическое высказывание: краткий и развёрнутый ответ на вопрос учителя;

  • слушать собеседника (учителя и одноклассников): не повторять уже прозвучавший ответ, дополнять чужой ответ новым содержанием;

  • называть имена 2-3 классиков русской и зарубежной литературы;

  • называть имена 2-3 современных писателей (поэтов); перечислять названия произведений и коротко пересказывать их содержание;

  • перечислять названия произведений любимого автора и коротко пересказывать их содержание;

  • определять тему и выделять главную мысль произведения (с помощью учителя);

  • оценивать и характеризовать героев произведения (их имена, портреты, речь) и их поступки;

  • анализировать смысл названия произведения;

  • пользоваться Толковым словарём для выяснения значений слов.


Обучающиеся в процессе самостоятельной, парной, групповой и коллективной работы получат возможность научиться:


  • развивать навыки аудирования на основе целенаправленного восприятия текста, который читает учитель;

  • писать письма и отвечать на полученные письма в процессе предметной переписки с научным клубом младшего школьника «Ключ и заря»;

  • устно выражать своё отношение к содержанию прочитанного (устное высказывание по поводу героев и обсуждаемых проблем);

  • читать наизусть 6-8 стихотворений разных авторов (по выбору);

  • пересказывать текст небольшого объёма;

  • использовать при выборе книг и детских периодических журналов в школьной библиотеке содержательность обложки, а также страницу «Содержание» или «Оглавление»;

  • привлекать к работе на уроках тексты хрестоматии, а также книг из домашней и школьной библиотек;

  • задавать вопросы по тексту произведения и отвечать на вопросы, используя выдержки из текстов в качестве аргументов.


Раздел «Литературоведческая пропедевтика»

Узнавание особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма), различение жанровых особенностей (народной и авторской сказки), узнавание литературных приёмов (сравнение, олицетворение, контраст).


Обучающие научатся:


  • различать сказку о животных и волшебную сказку;

  • определять особенности волшебной сказки;

  • различать сказку и рассказ;

  • уметь находить в произведении изобразительно-выразительные средства литературного языка (сравнение, олицетворение, гиперболу (преувеличение), звукопись, контраст, повтор).


Обучающиеся получат возможность научиться:


  • обнаруживать в авторской детской поэзии жанровые особенности фольклора: сюжетно-композиционные особенности кумулятивной сказки, считалки, скороговорки, заклички, колыбельной песенки;

  • обнаруживать подвижность границ между жанрами литературы и фольклора;

  • понимать, в чём особенность поэтического восприятия мира (восприятия, помогающего обнаружить красоту и смысл окружающего мира: мира природы и человеческих отношений);

  • обнаруживать, что поэтическое мировосприятие может быть выражено не только в стихотворных текстах, но и в прозе.


Раздел «Элементы творческой деятельности учащихся»

Чтение по ролям, инсценировка, драматизация, устное словесное рисование, работа с репродукциями, создание собственных текстов.


Обучающие научатся:


  • понимать содержание прочитанного; осознанно выбирать интонацию, темп чтения и необходимые паузы в соответствии с особенностями текста;

  • читать художественные произведения по ролям и по цепочке, опираясь на цветовое маркирование;

  • эмоционально и адекватно воспринимать на слух художественные произведения, определённые программой.


Обучающиеся в процессе самостоятельной, парной, групповой и

коллективной работы получат возможность научиться:


  • читать выразительно поэтические и прозаические произведения на основе восприятия и передачи художественных особенностей текста, выражения собственного отношения к тексту и в соответствии с выработанными критериями выразительного чтения;

  • рассматривать иллюстрации в учебнике и репродукции живописных произведений в разделе «Музейный Дом» и сравнивать их с художественными текстами с точки зрения выраженных в них мыслей, чувств, переживаний;

  • устно делиться своими впечатлениями и наблюдениями, возникшими в ходе обсуждения литературных текстов и живописных произведений.


Ожидаемые результаты формирования УУД к концу 2-го года обучения


В области познавательных общих учебных действий


Обучающие научатся:


  • свободно ориентироваться в корпусе учебных словарей и быстро находить нужную словарную статью;

  • ориентироваться в учебной книге: читать язык условных обозначений; находить нужный текст по страницам «Содержание» и «Оглавление»; быстро находить выделенный фрагмент текста, выделенные строчки и слова на странице и развороте; находить в специально выделенных разделах нужную информацию;

  • работать с несколькими источниками информации (учебной книгой и тетрадью для самостоятельной работы и хрестоматией; учебной книгой и учебными словарями; текстом и иллюстрацией к тексту).


В области коммуникативных учебных действий


Обучающие научатся:


В рамках коммуникации как сотрудничества:

  • работать с соседом по парте: распределять работу между собой и соседом, выполнять свою часть работы, осуществлять взаимопроверку выполненной работы;

  • выполнять работу по цепочке.


В рамках коммуникации как взаимодействия:

  • видеть разницу между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями и мотивированно присоединяться к одной из них;

  • находить в тексте подтверждение высказанным героями точкам зрения.


В области контроля и самоконтроля учебных действий


Обучающиеся получат возможность научиться:


  • подтверждать строчками из текста прозвучавшую точку зрения;

  • понимать, что разные точки зрения имеют разные основания

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • определения содержания книги и по ее элементам;

  • самостоятельного чтения книг;

  • работы со словарями.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ


Народное творчество

Сказки о животных. Общее представление. Разница характеров героев-животных и иерархия героев-животных. Определение главного героя в русских народных сказках о животных и в народных сказках других народов.

Волшебные сказки. Противостояние земного и волшебного мира как сюжетный стержень волшебной сказки. Чудеса, волшебный помощник, волшебный предмет и волшебный цвет как характеристики волшебного мира. Некоторые черты древнего восприятия мира, отражающиеся в волшебной сказке (одухотворение сил природы; возможность превращения человека в животное, растение, явление природы).

Особенности построения волшебной сказки (построение событий в виде цепочки, использование повтора как элемента построения, использование повтора речевых конструкций как способ создания определенного ритма и способ запоминания и трансляции текста).

Авторская литература

Волшебная сказка в стихах (А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке») и ее связь с сюжетными и композиционными особенностями народной волшебной сказки. Использование в авторской сказке сюжетных особенностей народной волшебной сказки (противостояние двух миров: земного и волшебного, чудеса, волшебный помощник, волшебный цвет). Использование в авторской сказке композиционных особенностей народной волшебной сказки (построение событий в виде цепочки, использование повтора как элемента композиционного построения целого, повтор речевых конструкций и слов как средство создания определенного ритма и основание для устной трансляции текста). Неповторимая красота авторского языка.

Жанр рассказа (Л. Толстой, А. Гайдар, Н. Носов, В. Драгунский).

Жанровые особенности: жизненность изображаемых событий; достоверность и актуальность рассматриваемых нравственных проблем; возможность вымысла. Нравственная проблема, определяющая смысл рассказа. Роль названия рассказа в выражении его смысла. Герои рассказов, их портреты и характеры, выраженные через поступки и речь; мир ценностей героев. Авторская позиция в

рассказе: способы выражения отношения к героям.

Поэзия. Представление о поэтическом восприятии мира как восприятии, помогающим обнаружить красоту и смысл окружающего мира: мира природы и человеческих отношений. Способность поэзии выражать самые важные переживания: о красоте окружающего мира, о дружбе, о любви. Представление о том, что для Поэта природа - живая: обнаружение в стихотворении олицетворений. Представление о важности в создании художественного образа таких поэтических приемов, как сравнение, звукопись, контраст. Использование авторской поэзией жанровых и композиционных особенностей народной поэзии: считалки (Ю. Тувим), небылицы (И. Пивоварова), докучной сказки (И. Пивоварова), сказки-цепочки (Д. Хармс, А. Усачев). Практическое освоение простейших художественных приемов: сравнения, гиперболы (называем преувеличением), контраста, олицетворения. Представление о том, что поэтическое мировосприятие может быть выражено не только в стихотворных текстах, но и в прозе

(сказки С. Козлова, японские сказки: «Барсук - любитель стихов», «Луна на ветке», в переводе В. Марковой).

Формирование библиографической культуры

условий для выхода младших школьников за рамки учебника: привлечение текстов хрестоматии, а также книг из домашней и школьной библиотеки к работе на уроках. Знакомство с детскими журналами и другими периодическими изданиями, словарями и справочниками. Работа с элементами книги: содержательность обложки книги и детского журнала, рубрики журнала, страница «Содержание», иллюстрации. Работа с Толковым словарем.

Формирование умений и навыков чтения, слушания и говорения

Развитие умений выразительного чтения (чтения вслух) на основе восприятия и передачи художественных особенностей текста, выражения собственного отношения к тексту и в соответствии с выработанными критериями выразительного чтения.

Коллективное определение критериев выразительного чтения на материале поэтических текстов:

а) выразительное чтение (выбор интонации, соответствующей эмоциональному тону, выраженному в тексте) помогает слушателям «увидеть», «представить» изображенную автором картину целого;

б) выразительное чтение передает отношение чтеца к изображенной автором картине целого.

Формирование умения критически оценивать собственное чтение вслух в соответствии с принятыми в коллективе критериями выразительного чтения.

Формирование умения чтения «про себя»:

а) в ожидании своей очереди в ходе чтения по цепочке;

б) на основе перечитывания текста в ходе его анализа.

Дальнейшее развитие навыков слушания на основе целенаправленного восприятия элементов формы и содержания литературного произведения.

Дальнейшее формирование умений свободного высказывания в устной и письменной форме.


КРУГ ЧТЕНИЯ

Русские и зарубежные народные и авторские сказки

«Волшебное кольцо», «Лисичка-сестричка и волк»*; «Петушок - золотой гребешок»; «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». «Барсук - любитель стихов», «Как Собака с Кошкой враждовать

стали», «Луна на ветке».

А. Пушкин: «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»*;

Дж. Родари: «Приезжает дядюшка Белый Медведь»;

Дж. Харрис: «Братец Лис и Братец Кролик»; «Почему у Братца Опоссума голый хвост».

Классики русской литературы

Поэзия

Д. Кедрин: «Скинуло кафтан…»;

М. Лермонтов: «Осень», «Утес»;

А. Пушкин: «У лукоморья…», «Уж небо осенью дышало…»;

Ф. Тютчев: «Зима недаром злится».

Проза

М. Пришвин: «Разговор деревьев», «Золотой луг»;

Л. Толстой: «Прыжок», «Акула»;

И. Тургенев: «Воробей».

Современные русские и зарубежные писатели и поэты

Поэзия

Я. Аким: «Яблоко»*;

А. Ахундова: «Окно»;

Т. Белозеров: «Хомяк», «Самое доброе слово»*;

В. Берестов: «Картинки в лужах»;

М. Бородицкая: «Ракушки», «Уехал младший брат», «Котенок», «Лесное болотце», «Вот такой воробей», «Булочная песенка», «Улов»*;

А. Гиваргизов: «Что ты, Сережа…», «Мой бедный Шарик…»;

А. Екимцев: «Осень»;

Е. Есеновский: «У мальчика Юры ужаснейший насморк…»;

Б. Заходер: «Собачкины огорчения»;

С. Козлов: «Желудь»;

Ю. Коринец: «Тишина»;

А. Кушнер: «Что я узнал!»;

Г. Лагздынь: «Утренняя кричалка»;

В. Лунин: «Кукла», «Что я вижу»;

Н. Матвеева: «Было тихо…»*;

С. Махотин: «Воскресенье», «Груша», «Фотограф», «Местный кот»;

С. Михалков: «А что у вас?»;

Ю. Мориц: «Хвостики», «Букет…»;

Э. Мошковская: «А травинка не знает…», «Ноги и уроки», «Язык и уши», «Кому хорошо», «Если такой закат…», «Вазочка и бабушка»*, «Дедушка Дерево»*, «Здравствуй, Лес!»*, «Мама, я, кузнечик и птица»*;

И. Пивоварова: «Картина», «Жила-была собака», «Мост и сом»;

Г. Сапгир: «У прохожих на виду…»;

Р. Сеф: «Добрый человек», «Я сделал крылья и летал», «Лучше всех»;

П. Синявский: «Федина конфетина», «Такса едет на такси», «Ириски и редиски», «Хрюпельсин и хрюмидор»;

М. Тахистова: «Редкий тип»;

А. Усачев: «Бинокль», «Эх!», «Жучок»*, «Жужжащие стихи»;

Д. Хармс: «Врун»*;

Е. Чеповецкий: «В тихой речке у причала»;

С. Черный: «Что кому нравится»*;

К. Чуковский: «Федотка»;

Г. Юдин: «В снегу бананы зацвели», «Скучный Женя», «Вытри лапы и входи»;

М. Яснов: «Самое доброе слово», «Ути-ути»;

Л. Яхнин: «Моя ловушка», «Музыка леса», «Пустяки», «Зеркальце», «Листья»*, «Крокодилово семейство»*.

Басе, Бусон, Исса, Иссе, Кикаку*, Оницура, Сико*, Тие, Хиросиге: японские трехстишия (хокку);

О. Дриз: «Игра», «Стеклышки», «Кончилось лето», «Синий дом», «Кто я?», «Теленок», «Доктор», «Обида», «Сто веселых лягушат»*, «Всегда верно»*, «На что похож павлиний хвост»*, «Как я плаваю»;

М. Карем: «Ослик», «Повезло!»;

Л. Квитко: «Лемеле хозяйничает», «Способный мальчик»;

П. Коран: «По дорожке босиком»;

Во Куанг: «Заходите»;

Т. Кубяк: «О гноме-рыбаке»*;

Л. Станчев:«Осенняя гамма».

Проза

В. Берестов: «Как найти дорожку»*;

В. Вересаев: «Братишка»;

С. Воронин: «Лесик-разноголосик»*;

В. Драгунский: «Что я люблю», «Что любит Мишка», «Друг детства», «Шляпа гроссмейстера»*, «Сверху вниз, наискосок!», «Гусиное горло»*;

Ю. Коваль: «Три сойки»;

С. Козлов: «Ежик в тумане», «Красота», «Когда ты прячешь солнце, мне грустно», «Теплым тихим утром посреди зимы»*, «Заяц и Медвежонок»*;

О. Кургузов: «Сухопутный или морской?»;

Н. Носов: «Фантазеры»;

Б. Окуджава: «Прелестные приключения»;

С. Седов: «Сказки про Змея Горыныча»;

А. Усачев: «Обои»; «Тигр в клеточку»*;

Г. Цыферов: «Жил на свете слоненок»;

Е. Чарушин: «Томка испугался», «Томкины сны».

Д. Биссет: «Хочешь. Хочешь, хочешь…», «Ух!»;

А. Линдгрен: «Малыш и Карлсон»*;

Дж. Родари: «Бриф! Бруф! Браф!».







УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


Дата

№ уроков

Темы уроков

Конт

роль

Виды деятельности

Планируемые результаты

Учебник

Хресто-матия

Тетрадь

предметные

Метапредметные (УУД)

личностные




В гостях у Ученого Кота (17 часов)


1

Знакомство с библиотекой Учёного Кота (знакомство с учебником)

Чтение вслух, беседа

Ориентироваться в названиях литературных произведений. Исследовать народные и авторские сказки.

Научиться работать с дополнительной литературой.

Работать с информацией, находить и представлять данные.

Осознавать необходимость в изучении произведений художественной литературы с целью формирования чистоты и грамотности речи.

Часть 1

с. 5-8


Тетрадь

№ 1


2

Вступление к поэме А. С. Пушкина «Руслан и Людмила»

Чтение наизусть, беседа

Понимать содержание произведений А.С. Пушкина. Соотносить содержание с иллюстрациями. Определять особенности сказочного жанра. Работать в малых группах.

Научиться ориентироваться по содержанию учебника; представление о вступлении как первой части в большом стихотворении (поэме).

Моделировать разнообразные приёмы работы с информацией.

Описывать события и явления с применением дополнительных источников.

Понимать необходимость изучения литературы с целью осознания важности восприятия окружающей действительности.

с. 8-11


с. 3-4


3-5

Специфика сказочного жанра в поэтической сказке А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке». Хр.

А. С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»

Чтение наизусть, бесед

Сопоставлять особенности народных и авторских сказок. Определять части текста. Наблюдать смысловые оттенки произведения. Самостоятельная работа и самооценивание.

Научиться находить концовку в произведении; объяснять авторские
обороты; читать текст художественного произведения
про себя.

Находить и использовать дополнительную информацию с целью формирования представлений о разнообразии жанров литературы.

Использовать свои наблюдения с целью выражения собственного мнения и отношения к изучаемым объектам.

с. 12-23

с. 29-48

с. 5-6


6-7

Русские народные сказки о животных. «Петушок -золотой гребешок», Хр.«Лисичка-сестричка и волк»

Чтение вслух, беседа

Моделировать разные приемы работы с текстом, использовать эти приемы при сравнительном анализе объектов чтения.

Научиться анализировать по
строение русской народной сказки; соотносить данную сказку со сказкой-
цепочкой; читать вслух и про
себя; различать сказки авторские и народные.

Описывать события и явления с применением дополнительных источников.

Воспринимать свою речь и речь собеседника как часть культуры своего народа.

с. 23-30

с. 5-14


с. 7-8


8-9

Зарубежные сказки о животных. Дж. Харрис «Братец Лис и братец Кролик», «Почему у братца опоссума голый хвост»

Чтение вслух, беседа

Анализировать смыслоразличительную роль изучаемых объектов. Осмысливать приемы художественной выразительности.

Научиться: различать сказки на
родные и авторские; давать характеристику
главным героям по названию произведения.

Понимать значимость и роль дополнительных источников получения информации.

Использовать свои наблюдения с целью выражения собственного мнения и отношения к изучаемым объектам.

с. 31-40


с. 8-11


10-12

Китайская волшебная сказка «Как собака с кошкой враждовать стали»

Чтение вслух, беседа

Анализировать, сопоставлять, сравнивать объекты чтения. Уметь произвольно и выразительно строить свою речь с учетом работы в парах.

Научиться находить в произведении приметы волшебной
сказки: волшебные помощники, чудеса, волшебные предметы; выражать своё отношение.

Осуществлять приемы сотрудничества. Работать с информацией.

Формировать потребность в систематическом общении. Высказывать свое мнение и уважать мнение собеседника.

с. 41-49


с. 11-12


13-15

Русская волшебная сказка «Волшебное кольцо». Хр.

Чтение вслух, беседа

Исследовать особенности изучаемых объектов с целью выявления сходства и различия.

Научиться выделять общие сюжеты в русской и китайской сказках, своеобразие этого момента в каждой сказке.

Описывать события и явления с применением дополнительных источников.

Воспринимать свою речь и речь собеседника как часть культуры своего народа.

с. 50-60

с. 22-28

с. 11-12


16-17

Устное народное творчество и современная поэзия.

И. Пивоварова «Жила-была собака», «Мост и сом», Г. Лагздынь «Утренняя кричалка». Хр.

Поход в «Музейный дом» .Иллюстрации к сказке «Репка».

Чтение вслух, беседа

Ответы на вопросы

Использовать разные приемы при чтении. Понимать и осмысливать изучаемые объекты чтения.

Научиться определять жанр литературного произведения; подтверждать свое мнение строчками

Понимать значимость и роль дополнительных источников получения информации.

Формировать потребность в систематическом общении.

с. 60-64

с. 15-21

с. 13-16

В гостях у Незнайки (10 часов)


18-20

Фантазия и неправда в литературе и жизни. Н.Носов «Фантазеры»

Чтение вслух, беседа

Наблюдать, понимать, осмысливать прочитанное с

целью пересказа.

Осознавать, анализировать

изучаемое.

Осмысливать и излагать

прочитанное

Научиться пересказывать текст; различать жанры

(сказки, рассказы);

- приводить примеры

литературных произведений

различных авторов на одну тему.

Находить и использовать дополнительную информацию с целью формирования представлений о разнообразии жанров литературы

Определять роль художественного произведения в формировании взглядов и собственного мнения на происходящие события.

с. 65-74


с. 17-18


21

Дж.Родари «Бриф! Бруф! Браф!»

Чтение вслух, беседа

Характеризовать, сравнивать отдельные признаки объектов, анализировать явления и события. Использовать разнообразные приемы выразительного чтения с целью передачи характера героя. Иметь представление о детских играх в небылицы, о «фантастическом» языке.

Научиться передавать характер героя при чтении с помощью интонации, высоты голоса.

Понимать значимость и роль дополнительных источников получения информации.

Использовать свои наблюдения с целью выражения собственного мнения и отношения к изучаемым объектам.

с. 75-77




22-23

Фантазия и враньё. Стихи Э. Мошковской. Хр.

Чтение вслух, беседа

Анализировать, сопоставлять, сравнивать объекты чтения.

Научиться анализировать поступки главного героя; подтверждать свое
мнение строчками из текста; читать стихотворения
наизусть.

Осуществлять приёмы сотрудничества, работать с информацией.

Воспринимать свою речь и речь собеседника как часть культуры своего народа.

с. 78-81

с. 55-61

с. 18-20


24-26

Современная авторская сказка Б.Окуджава «Прелестные приключения», Хр. С.Воронин «Лесик-разноголосик»

Чтение вслух, беседа

Выражать чувства, эмоции, понимать чувства других в сопоставлении с героями изучаемых произведений, наблюдать, анализировать, воспроизводить и составлять пересказы в соответствии с текстом и иллюстрациями


Научиться пользоваться толковым словарем для объяснения значения слов; проводить сравни
тельный анализ по
строения современной
авторской сказки и построения русской народной сказки; соотносить иллюстрации к прочитанному
тексту.

Находить и использовать дополнительную информацию с целью формирования представлений о разнообразии жанров литературы.

Использовать свои наблюдения с целью выражения собственного мнения и отношения к изучаемым объектам.

с. 81-90

с. 49-54

с. 18-21


27

Фантазия в литературе и жизни. Д.Биссет «Хочешь, хочешь, хочешь»

Чтение вслух, беседа

Использовать разнообразные приемы выразительного чтения с целью передачи характера героя.

Научиться: составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст.

Описывать события и явления с применением дополнительных источников.

Использовать свои наблюдения с целью выражения собственного мнения и отношения к изучаемым объектам.

с. 90-92


с. 22-24

В гостях у Барсука (20 час)


28

Секреты чайного домика. Хокку поэта Исса

Чтение вслух, беседа

Наблюдать, понимать, осмысливать объекты окружающей действительности.

Научиться представлять картины природы. Иметь представление о «секрете любования».

Понимать значимость и роль дополнительных источников получения информации.

Формировать потребность в систематическом общении.

с.93-97


29-30

С.Козлов «Ежик в тумане».

Поход в «Музейный дом». Т. Маврина «Полумесяц»


Чтение вслух, беседа

Осознавать, понимать объекты чтения в соответствии с иллюстрациями, осмысливать идею иллюстрации.

Научиться соотносить иллюстрацию с художественным
произведением; определять идею
иллюстрации.

Понимать значимость и роль дополнительных источников получения информации.

Использовать свои наблюдения с целью выражения собственного мнения и отношения к изучаемым объектам.

с. 97-99


с. 24-25


31-32

Японская народная сказка «Барсук - любитель стихов»

Чтение вслух, беседа

Моделировать разнообразные приемы чтения.

Научиться определять мотивы
поведения героев; высказывать свое отношение к главному герою сказки.

Понимать значимость и роль дополнительных источников получения информации.

Высказывать своё мнение и уважать мнение собеседника.

с. 99-103


с. 26


33-34

Японская народная сказка «Луна на ветке»

Чтение вслух, беседа

Наблюдать, анализировать, воспроизводить и составлять пересказы в соответствии с текстом и иллюстрациями.

Научиться сравнивать характеры
героев различных произведений; работать с иллюстрацией в книге и определять ее роль в раскрытии содержания произведения.

Работать с информацией. Понимать значимость и важность её в формировании личности читателя.

Формировать потребность в систематическом общении.

с. 103-107


с. 27-28


35

Секреты японского свитка.

Поход в «Музейный дом».» Тростник под снегом и дикая утка»

Описание картины

Осознавать, понимать объекты чтения в соответствии с иллюстрациями, осмысливать идею иллюстрации.

Научиться работать с иллюстрациями, анализировать фрагмент свитка с помощью лупы.

Понимать значимость и роль дополнительных источников получения информации.

Высказывать свое мнение и уважать мнение собеседника.

с. 108-111


36.

С. Козлов «Красота». Хр.

Поход в «Музейный дом» А.Дюрер «Травы»


Чтение вслух, беседа

Наблюдать, анализировать, воспроизводить и пересказывать в соответствии с иллюстрациями

Научиться видеть красивое в обычном, узнавать изобразительно - выразительные средства языка

Уметь ориентироваться в средствах и условиях общения

Развивать способность оценки деятель ности и само оценки

с. 111-115

с.69-73

с. 28-29


37-40

Секреты японских стихов. Хокку. Хр.

Поход в «Музейный дом»: А.Венецианов «Жнецы», В.Ван.Гог «Комната в Арле»

Ответы на вопросы

Моделировать разные приемы работы с текстом.

Научиться выражать свое отношение к содержанию прочитанного.

Находить и использовать дополнительную информацию с целью формирования представлений о разнообразии жанров литературы.

Воспринимать свою речь как часть культуры своего народа.

с. 115-122

с. 66-68

с. 30-31


41-43

В.Драгунский «Что я люблю», «Что любит Мишка», С. Махотин «Воскресенье». Хр.В. Драгунский «Гусиное горло»

Чтение вслух, чтение наизусть

Моделировать разные приемы работы с текстом, использовать эти приемы при сравнительном анализе объектов чтения.


Научиться соотносить поведение героя произведения с поведением своих друзей; сравнивать героев Драгунского и C Матохина; читать стихотворения
наизусть.

Находить и использовать дополнительную информацию с целью формирования представлений о разнообразии жанров литературы. Понимать значимость и роль дополнительных источников получения информации.

Развивать способности самооценки и оценки деятельности партнёров.

Формировать потребность в систематическом общении.

с. 122-132

с. 62-65

с. 32-34


44-45

С.Махотин «Груша», М.Бородицкая «Ракушки» ,«Уехал младший брат». Хр.

Вырази

тельное чтение

наизусть

Моделировать разные приемы работы с текстом, использовать эти приемы при сравнительном анализе объектов чтения.

Научиться: выполнять анализ постепенной смены настроения героя стихотворения «Уехал младший брат»; ориентироваться в тексте; читать стихотворения
наизусть.

Работать с информацией.

Понимать значимость и важность ее в формировании личности читателя.

Развивать способности самооценки и оценки деятельности партнёров.

с. 132-138

с.74-76

с. 35-36


46-47

Дж.Родари «Приезжает дядюшка Белый Медведь». Хр. А. Линдгрен «Малыш и Карлсон»

Чтение вслух, беседа

Выражать чувства, эмоции, понимать чувства других в сопоставлении с героями изучаемых произведений.

Научиться: пользоваться толковым словарем для выяснения значения слов; определять тему и выделять главную мысль
произведения.

Описывать события и явления с применением дополнительных источников.

Формировать потребность в систематическом общении.

с. 138-144

с.77-108

с. 11-12

В гостях у Ёжика и Медвежонка (12 часов)


48-49

И.Тургенев «Воробей», М.Корем «Ослик», М.Бородицкая «Котенок», Э. Мошковская « Кому хорошо». Хр.

Чтение вслух, беседа

Наблюдать, анализировать изучаемые объекты чтения в соответствии с алгоритмом.

Научиться: анализировать название произведения; различать позиции автора и героя стихотворения; пользоваться толковым словарем для выяснения значения.

Уметь ориентироваться в средствах и условиях общения.

Воспринимать свою речь и речь собеседника как часть культуры своего народа.

с. 145-152

с.108-113

с. 37-39

с. 41-44


50

В.Драгунский «Друг детства». Хр.

Вырази

тельное

чтение

Анализировать, сопоставлять, сравнивать объекты чтения.

Научиться устанавливать связь
между названием и
содержанием произведения; определять, от какого лица идет повествование.

Работать с информацией. Понимать значимость и важность ее в формировании личности читателя.

Использовать свои наблюдения с целью выражения собственного мнения и отношения к изучаемым объектам.

с. 153-156

с.114-116


51.

О ценности дружбы. В.Лунин «Кукла», Р.Сеф «Я сделал крылья и летал»

Вырази

тельное

чтение

Наблюдать, анализировать изучаемые объекты чтения в соответствии с алгоритмом.

Научиться: подтверждать свое мнение строчками из текста; узнавать прием олицетворения; проводить грань между
выдумкой и обманом.

Уметь ориентироваться в средствах и условиях общения.

Формировать потребность в систематическом общении.

с. 156-160


с. 44-45


52-54

Сказка и рассказ. Л.Н.Толстой «Прыжок». Хр.

Чтение вслух, пересказ

Исследовать разные литературные понятия. Моделировать разные приемы работы с текстом, использовать эти приемы при сравнительном анализе объектов чтения.

Научиться: выделять главного героя; осмысливать мотивы и
последствия поступков,
чувства и переживания
героев литературного
произведения; делить текст на смысловые части.

Понимать значимость информации и её важность в формировании личности читателя.

Развивать способности самооценки и оценки деятельности партнёров.

с. 161-167

с.117-119

с. 45-46


55-57

Кульминация. Л.Толстой «Акула»

Чтение вслух, пересказ

Работать с информацией.


Научиться выполнять структурно-

содержательное деление текста; осмысливать мотивы и последствия поступков, чувства и переживания героев.

Уметь ориентироваться в средствах и

условиях общения.

Использовать свои наблюдения с целью выражения

собственного мнения и отношения к изучаемым объектам.

с. 167-172

с.117-119

с. 47-48


58-59

Поэт и художник.

Э Мошковская «Если такой закат…». Картина П. Брейгеля « Охотники на снегу». Задания для членов клуба «Ключ и заря»

Чтение вслух, пересказ

Осознавать роль иллюстрации в понимании произведений.

Научиться: определять тему
литературного произведения; работать с иллюстрациями; получить представление о способах видеть мир по-новому.

Работать с информацией. Понимать значимость и важность её в формировании личности читателя.

Воспринимать свою речь и речь собеседника как часть культуры своего народа.

с. 172-175

Точка зрения (28 часов)


60

Жанры живописи.

А. Кушнер «Что я узнал». Хр.

Чтение вслух, беседа

Анализировать, сопоставлять, сравнивать объекты чтения.

Научиться: пользоваться толковым словарем для выяснения значения слов; работать с иллюстрациями.

Уметь ориентироваться в средствах и условиях общения. Работать с информацией.

Использовать свои наблюдения с целью выражения собственного мнения и отношения к изучаемым объектам.

Часть 2

с. 8-10

с.129-130

Тетрадь № 2

с. 3


61

С. Махотин «Фотограф», И.Пивоварова «Картина». Хр.

Поход в «Музейный дом».В.Ван Гог «Церковь в Овере»

Чтение вслух, беседа

Описание картины

Моделировать разные приемы работы с текстом, использовать эти приемы при сравнительном анализе объектов чтения.

Научиться определять тему
литературного произведения; работать с иллюстрациями. Иметь представление о способах видеть мир по-новому.

Работать с информацией.

Понимать значимость и важность её в формировании личности читателя.

Воспринимать свою речь и речь собеседника как часть культуры своего народа.

с. 10-13

с.131-134

с. 24-26


62-63

О.Дриз «Игра», С.Козлов «Когда ты прячешь солнце, мне грустно»

Чтение вслух, беседа

Анализировать, сопоставлять, сравнивать объекты чтения.

Научиться читать стихотворение
по цепочке; анализировать состояния главного героя.

Осуществлять приёмы сотрудничества. Работать с информацией.

Определять роль художественного произведения в формировании взглядов и собственного мнения на происходящие события.

с. 14-19



64-65

О.Дриз «Стёклышки», М.Бородицкая «Лесное болотце», В. Берестов «Картинки в лужах», А. Ахундова «Окно»

Чтение наизусть

Моделировать разные приемы работы с текстом, использовать эти приемы при сравнительном анализе объектов чтения.

Анализировать, сопоставлять, сравнивать объекты чтения.

Научиться: пользоваться толковым словарем для выяснения значения слов; понимать, что видеть мир по-новому можно благодаря силе воображения; анализировать название и содержание стихотворения; проводить грань между
выдумкой и обманом.

Уметь ориентироваться в средствах и условиях общения.

Описывать события и явления с применением дополнительных источников.

Использовать свои наблюдения с целью выражения собственного мнения и отношения к изучаемым объектам.

Воспринимать свою речь и речь собеседника как часть культуры своего народа.

с. 20-24


с. 4-5


66

А. Усачев «Бинокль». Хр.

Чтение наизусть

Наблюдать, анализировать, воспроизводить прочитанное наизусть. Определять роль и значение воображения.

Анализировать, сопоставлять, сравнивать объекты чтения.

Научиться читать стихотворение наизусть; понимать, что видеть мир по-новому можно благодаря силе воображения; пользоваться толковым словарем для выяснения значения слов; делить текст на части.

Осуществлять приемы сотрудничества. Работать с информацией.

Уметь ориентироваться в средствах и условиях общения. Работать с информацией.

Высказывать свое мнение и уважать мнение собеседника.

Формировать потребность в систематическом общении.

с. 24-27

с.135-138

с. 6


67-68

Т.Белозеров «Хомяк», М.Яснов «Хомячок», Г.Цыферов «Жил на свете слонёнок»


Чтение вслух, беседа

Наблюдать, понимать, осмысливать объекты окружающей действительности.

Научиться пользоваться толковым словарем для выяснения значения слов; анализировать характер героя; подтверждать свое мнение строчками из текста; определять, от какого
лица идет повествование.

Работать с информацией. Понимать значимость и важность её в формировании личности читателя.

Развивать способности самооценки и оценки деятельности партнёров.

с. 28-32


с. 7-8


69-70

Е.Череповецкий «В тихой речке..», А.Гиваргизов «Что ты, Серёжа…», М.Бородицкая «Вот такой воробей», С. Махотин «Местный кот». Хр.

Чтение вслух, беседа

Анализировать, сопоставлять, сравнивать объекты чтения.

Научиться анализировать настроение героев и называть причину этого настроения; определять, кому принадлежат слова.

Понимать значимость и роль дополнительных источников получения информации.

Формировать потребность в систематическом общении.

с. 32-35

с.139-148

с. 9-11


71

М.Бородицкая «Булочная песенка», П.Синявский «Федина конфетина»


Наблюдать, последовать и соотносить свойства объектов чтения, выделять их существенные признаки.

Научиться определять точку зрения разных героев стихотворения.

Уметь ориентироваться в средствах и условиях общения. Работать с информацией.

Высказывать оаое мнение и уважать мнение собеседника.

с. 35-37


с. 11-12


72-74

А.Усачев «Эх!», Г.Сапгир «У прохожих на виду», О.Кургузов «Сухопутный или морской?».

Поход в «Музейный дом»:Н. Крылов «Зимний пейзаж»

Чтение вслух, беседа

Понимать, различать литературные понятия. Определять тему, выделять главную мысль, высказывать свою точку зрения на происходящие события.

Научиться определять тему стихотворения, главную мысль; анализировать «точку зрения» героев стихотворения; читать стихотворение
наизусть.

Понимать значимость и роль дополнительных источников.

Воспринимать свою речь и речь собеседника как часть культуры.

с. 38-43


с. 12-16


75-76

О.Дриз «Кончилось лето», «Синий дом».

Поход в «Музейный дом». М. Добужинский «Кукла».

М. Шагал«Синий дом».


Чтение вслух, беседа

Моделировать разные приемы работы с текстом, использовать эти приемы при сравнительном анализе объектов чтения.

Научиться выделять общее у всех зашифрованных живых и неживых предметов - героев произведения; работать с иллюстрациями; сравнивать тему и переживания героев стихотворения и иллюстрации.

Уметь ориентироваться в средствах и условиях общения. Работать с информацией.

Высказывать свое мнение и уважать мнение собеседника.

с. 43-50


с. 17


77-79

Интонация. А.Пушкин «Уж небо осенью дышало». Особенности поэтических Ответа на вопросы произведений. М.Лермонтов «Осень»


Моделировать разные приемы работы с текстом. Определять тему, выделять главную мысль, высказывать свою точку зрения на происходящие события.

Анализировать, сопоставлять, сравнивать объекты чтения.

Научиться делить текст на смысловые части; ориентироваться в
тексте; анализировать
переживания автора в каждой части стихотворения; анализировать и выделять общее в стихотворениях А. Пушкина и М. Лермонтова об
осени; читать стихотворение
наизусть.

Описывать события и явления с применением дополнительных источников.

Осуществлять приемы сотрудничества. Работать с информацией.

Воспринимать свою речь и речь собеседника как часть культуры.

Развивать способности самооценки и оценки деятельности партнеров.

с. 50-55




80-81

О.Дриз «Кто я?», А.Гиваргизов «Мой бедный Шарик..», М.Корем «Повезло!», Р, Сеф «Лучше всех»

Чтение наизусть

Моделировать разные приемы работы с текстом. Определять тему, выделять главную мысль, высказывать свою точку зрения на происходящие события.

Научиться ориентироваться в тексте; находить повторяющиеся строчки; анализировать характер героя.

Описывать события и явления с применением дополнительных источников.

Высказывать свое мнение и уважать мнение собеседника.

с. 55-61


с. 18-19


82-84

Воображение в поэзии. Л.Яхнин «Моя ловушка», Г.Юдин «В снегу бананв зацвели», «Скучный Женя», О.Дриз «Теленок»

Чтение вслух, беседа

Анализировать, сопоставлять, сравнивать объекты чтения.


Научиться: анализировать выдумки героя; определять отношения
героев в стихотворении.

Понимать значимость и роль дополнительных источников.

Формировать потребность в систематическом общении.

с. 62-69


с. 20-21


85-87

А.Усачев «Обои», В.Лунин «Что я вижу», Ю.Мориц «Хвостики», «Букет…»

Чтение вслух, беседа

Анализировать, сопоставлять, сравнивать объекты чтения.


Научиться: анализировать выдумки героя; определять отношения героев в стихотворении.

Понимать значимость и роль дополнительных источников.

Формировать потребность в систематическом общении.

с. 69-77


с. 22-24

Детские журналы (6 часов)



88-89

Новости и периодика.

С.Михалков «А что у вас?»

Ответы на вопросы

Исследовать и соотносить свойства объектов чтения, выделять их существенные признаки.

Научиться пользоваться толковым словарем для выяснения значения слов; анализировать новости, рассказанные ребятами - героями стихотворения.

Уметь ориентироваться в средствах и условиях общения, работать с информацией.

Воспринимать свою речь и речь собеседника как часть культур.

с. 78-83




90-91

Детская периодика. Детские журналы. Структура детского журнала

Выразительное чтение

Наблюдать, исследовать и соотносить свойства объектов чтения, выделять их существенные признаки.

Научиться определять дату выпуска журнала и газеты.

Уметь ориентироваться в средствах и условиях общения, работать с информацией.

Воспринимать свою речь и речь собеседника как часть культуры.

с. 84-91




92-93

Разнообразие детских журналов

Выразительное чтение

Исследовать и соотносить свойства объектов чтения, выделять их существенные признаки.

Научиться ориентироваться по страницам журнала с помощью «Содержания».

Уметь ориентироваться в средствах и условиях общения. Работать с информацией.

Воспринимать свою речь и речь собеседника как часть культур.

с. 92-103

Природа для поэта - любимая и живая (21 час)


94- 96

Л.Яхнин «Музыка леса», Ю.Коваль «Три сойки».

Поход в «Музейный дом». А. Дюрер «Заяц»


Чтение вслух, беседа

Исследовать и соотносить свойства объектов чтения, выделять их существенные признаки.

Научиться выполнять сравнительный анализ темы и названия стихотворения; ориентироваться в тексте.

Уметь ориентироваться в средствах и условиях общения, работать с информацией.

Воспринимать свою речь и речь собеседника как часть культур.

с. 104-109


с. 25-27


97-98

Р.Сеф «Добрый человек», Л.Яхнин «Пустяки»

Чтение вслух, беседа

Использовать разные приемы при чтении.

Научиться анализировать характер и мотив поведения героев.

Понимать значимость и роль дополнительных источников получения информации.

Формировать потребность в систематическом общении. Высказывать свое мнение и уважать мнение собеседника.

с. 110-112


с. 27


99- 101

Деление текста на части.

Е.Чарушин «Томка испугался»,

«Томкины сны»,

Г.Юдин «Вытри лапы и входи»

Чтение вслух, беседа

Выражать чувства, эмоции, понимать чувства других в сопоставлении с героями изучаемых произведений.

Научиться: делить текст на части
по смыслу; сравнивать между собой два мнения на одну проблему; находить строки, в которых автор высказывает свое мнение; анализировать и подтверждать (строчками
из текста) точку зрения
каждого героя.

Описывать события и явления с применением дополнительных источников.

Формировать потребность в систематическом общении.

с. 112-117


с. 28-29


102-104

М.Пришвин «Разговор деревьев», Олицетворение.

Ф.Тютчев «Зима недаром злиться»,

Д. Кедрин «Скинуло кафтан зелёный лето».

Проверка техники чтения

Чтение вслух, беседа

Анализировать, описывать свойства изучаемых объектов с целью формирования эмоционально-ценностного восприятия изучаемого объекта.

Научиться определять, что выражает название рассказа: его тему и основную мысль; узнавать средства художественной выразительности; пересказывать близко к тексту.

Понимать значимость и роль дополнительных источников получения информации.

Формировать потребность в систематическом общении. Высказывать свое мнение и уважать мнение собеседника.

с. 118-122


с. 30-32


105-106

Художественный образ в литературе.

М.Пришвин «Золотой луг».

Поход в «Музейный дом». В. Гог

«Подсолнухи»


Чтение вслух, беседа

Наблюдать, исследовать и соотносить свойства объектов чтения, выделять их существенные признаки.

Научиться пользоваться толковым словарем для объяснения значения слов; определять характер и
настроение героя произведения; работать с иллюстрацией.

Уметь ориентироваться в средствах и условиях общения. Работать с информацией.

Воспринимать свою речь и речь собеседника как часть культур.

с. 123-125

с.

с. 33


107-108

Художественные средства выразительности. Олицетворение

С.Козлов «Желудь», М.Лермонтов «Утес».

Поход в «Музейный дом». Н. Рерих «Стражи ночи».

Чтение вслух, беседа

Анализировать, описывать свойства изучаемых объектов с целью формирования эмоционально-ценностного восприятия изучаемого объекта.

Научиться: внимательно перечитывать поэтический
текст и находить в нем нужные строчки; работать с иллюстрациями; сравнивать переживания поэта и художника.

Понимать значимость и роль дополнительных источников получения информации.

.Формировать потребность в систематическом общении. Высказывать свое мнение и уважать мнение собеседника.

с. 126-128


с. 34-35


109-111

Олицетворение. Звукопись.

М.Есеновский «У мальчика Юры…»,

Д.Биссет «Ух!»

Чтение наизусть

Использовать разные приемы работы с текстом. Участвовать в диалоге.

Научиться читать по ролям; узнавать средства художественной выразительности (сравнение); устно выражать свое отношение к прочитанному произведению.

Описывать события и явления с применением дополнительных источников.

Формировать потребность в систематическом общении.

с. 128-134


с. 126-128


112

Секреты стихотворной речи.

А.Екимцев «Осень», Ю.Коринец «Тишина»

Чтение вслух, беседа

Использовать разные приемы работы с текстом. Участвовать в диалоге.

Научиться выполнять сравни
тельный анализ стихотворения и песни; определять настроение повторяющихся
строк текста; узнавать средства художественной выразительности.

Уметь ориентироваться в средствах и условиях общения. Работать с информацией.

Воспринимать свою речь и речь собеседника как часть культуры.

с. 135-137


с. 36-37


113-114

Образ природы в поэзии. Хр.

Л. Станчев «Осенняя гамма»,

Э. Мошковская «Дедушка Дерево»,

«Здравствуй, Лес!», Л. Яхнин «Листья».


Моделировать разные приемы работы с текстом, использовать эти приемы при сравнительном анализе объектов чтения.

Научиться пользоваться толковым словарем для объяснения значения слов.

Уметь ориентироваться в средствах и условиях общения.

Воспринимать свою речь и речь собеседника как часть культуры.


с. 120-128


Почему нам бывает смешно (19 часов)


115-116

Юмор в стихотворных произведениях.

К.Чуковский «Федотка», О.Дриз «Доктор», «Обида»

Чтение вслух, беседа

Наблюдать, анализировать, воспроизводить и составлять пересказы в соответствии с текстом и иллюстрациями.

Определять роль иллюстрации.

Научиться обнаруживать в тексте разные точки зрения
героев на одну проблему; анализировать секреты «смешного»; устно высказывать
свое мнение,

Уметь ориентироваться в средствах и условиях общения.

Развивать способности самооценки и оценки деятельности партнёров.

с. 138-140


с. 38


117-120

Юмор и контраст.

В.Драгунский «Сверху вниз, наискосок!» Хр. В. Драгунский «Шляпа гроссмейстера»

Чтение вслух, беседа

Исследовать, описывать свойства изучаемых объектов с целью оценочных суждений прочитанного. Анализировать, описывать свойства изучаемого произведения с целью формирования эмоционально-ценностного восприятия данного объекта чтения.

Научиться обнаруживать в тексте разные точки зрения
героев на одну проблему; анализировать секреты «смешного»; устно высказывать
свое мнение,

Осуществлять приемы сотрудничества, работать с информацией.

Использовать свои наблюдения с целью выражения собственного мнения и отношения к изучаемым объектам.

с. 141-149

с. 149-158

с. 37


121-122

Юмор в поэзии. М. Тахистова «Редкий тип», Л. Квитко «Лемеле хозяйничает», «Способный мальчик», С, Махотин «Вот так встреча!»

Чтение вслух, беседа

Использовать разные приемы работы с текстом.

Научиться устно выражать свое
отношение к содержанию прочитанного; читать целыми словами вслух и про себя.

Уметь ориентироваться в средствах и условиях общения. Работать с информацией.

Воспринимать свою речь и речь собеседника как часть культуры.

с. 149-153


с. 39-41


123-126

С.Седов «Сказки про Змея Горыныча»

Чтение вслух, беседа

Исследовать, описывать свойства изучаемых объектов с целью оценочных суждений прочитанного, понимать, что же хотел сказать автор.

Научиться пользоваться толковым словарем для объяснения значения слов; сравнивать разные
точки зрения на одну проблему.

Осуществлять приемы сотрудничества, работать с информацией.

Использовать свои наблюдения с целью выражения собственного мнения и отношения к изучаемым объектам.

с. 154-166


с. 42-43


127-128

Секреты смешного.

П.Синявский «Такса едет на такси», П.Коран «По дорожке босиком»,Л. Яхнин «Зеркальце»


Чтение вслух, беседа

Использовать разные приемы работы с текстом. Участвовать в диалоге, выражать свое отношение к прочитанному.

Научиться: находить в тексте повторы; анализировать и объяснять роль повторов в
стихотворении; определять приемы смешного в тексте.

Уметь ориентироваться в средствах и условиях общения, работать с информацией.

Воспринимать свою речь и речь собеседника как часть культуры.

с. 166-171


с. 44-47


129-130

Художественные средства выразительности в юмористических произведениях.

А.Усачев «Жужжащие стихи», П.Синявский «Ириски и редиски», «Хрюпельсин и хрюмидор»

Чтение вслух, беседа

Моделировать разные приемы работы с текстом, использовать эти приемы при сравнительном анализе объектов чтения.

Научиться читать по цепочке; объяснять название стихотворения; проводить сравнительный анализ построения стихотворения с построением народной сказки.

Уметь ориентироваться в средствах и условиях общения, работать с информацией.

Воспринимать свою речь и речь собеседника как часть культуры.

с. 172-175


с. 41, 48


131

Хр. Н. Матвеева «Было тихо…», А. Усачёв «Жучок»


Моделировать разные приемы работы с текстом, использовать эти приемы при сравнительном анализе объектов чтения.

Научиться читать по цепочке; объяснять название стихотворения; проводить сравнительный анализ построения стихотворения с построением народной сказки.

Уметь ориентироваться в средствах и условиях общения, работать с информацией.

Воспринимать свою речь и речь собеседника как часть культуры.


с. 158-160



132-133

Проверочная работа. Задания для членов клуба «Ключ и Заря»

Вырази

тельное чтение, ответы на вопросы

Наблюдать, исследовать и соотносить свойства объектов чтения, выделять их существенные признаки. Сравнивать, анализировать построение стихов и сказок.

Научиться устно выражать свое отношение к содержанию прочитанного.

Осуществлять приемы сотрудничества. Работать с информацией.

Использовать свои наблюдения с целью выражения собственного мнения и отношения к изучаемым объектам.

с. 175-176




134-136

Резервные уроки





Контрольно-измерительные материалы

К. Ушинский.

Утренние лучи.

Выплыло на небо красное солнышко и стало рассылать повсюду свои золотые лучи - будить землю.

ПЕРВЫЙ луч полетел и попал на жаворонка. Встрепенулся жаворонок, выпорхнул из гнёздышка, поднялся высоко-высоко и запел свою серебряную песенку: «Ах, как хорошо в свежем утреннем воздухе! Как хорошо! Как привольно!»

ВТОРОЙ луч попал на зайчика. Передёрнул ушами зайчик и весело запрыгал по росистому лугу: побежал он добывать себе сочной травки на завтрак.

ТРЕТИЙ луч попал в курятник. Петух захлопал крыльями и запел: «Ку-ку-реку!» Куры слетели с нашестей, закудахтали, стали разгребать сор и червяков искать.

ЧЕТВЁРТЫЙ луч попал в улей. Выползла пчёлка из восковой кельи, села на окошечко, расправила крылья и - зум-зум-зум - полетела собирать медок с душистых цветов.

ПЯТЫЙ луч попал в детскую, на постельку к маленькому лентяю, режет ему прямо в глаза, а он повернулся на другой бок и опять заснул.

136 слов

1. Куда разослало солнышко свои лучи?


2. Кто не обрадовался солнечному лучику?

И. Соколов-Микитов.

Черёмуха.

Под самым окном нашего дома распустилась и цветёт черёмуха.

Черёмуха - очень весёлое деревцо. Она всегда улыбается, а весною, когда душистые белые цветы сплошь её покрывают, - даже смеётся. Любуясь цветущей черёмухой, сам невольно начинаешь улыбаться.

Ранней весною мы приглядываемся к черёмухе. Если на ней раскрылись зелёные почки, - значит, окончательно проснулась и потеплела земля, а весна вошла в полную силу.

57 слов


1. Когда черёмуха улыбается, а когда она смеётся? Почему?

  1. Как сказать по-другому: «весна вошла в полную силу»?

  2. По какому признаку можно определить, что «весна вошла в полную силу»?


Братья Гримм.


Горшок каши.

Сказка.

Жила-была одна девочка.

Пошла девочка в лес за ягодами и встретила там старушку.

- Здравствуй, девочка, - сказала ей старушка, - дай мне ягод, пожалуйста.

- На, бабушка, - говорит девочка.

Поела старушка ягод и сказала:

- Ты мне ягод дала, а я тебе тоже что-то подарю. Вот тебе горшочек. Стоит только тебе сказать: - Раз, два, три, горшочек, вари! - и он начнёт варить вкусную, сладкую кашу. А скажешь ему: - Раз, два, три, больше не вари! - и он перестанет варить.

73 слова

1. Кого встретила девочка в лесу?

2. Как старушка отблагодарила её за ягоды?


Н. Носов.

Карасий.

Мама подарила Виталику аквариум с рыбкой. Очень хорошая была рыбка, красивая! Серебристый карасик - вот как она называлась. Виталик был рад. Первое время он кормил её, менял воду, а потом привык к ней и даже забывал её покормить.

А ещё у Виталика был котёнок Мурзик. Он был серый, пушистый. Мурзик очень любил смотреть на рыбку.

  • Ты смотри за Мурзиком, - говорит Виталику мама. - Как бы он не съел твоего карася.

  • Не съест, - отвечал Виталик. - Я буду смотреть.

75 слов


1. Какой подарок получил Виталик от мамы?

  1. Кто любил смотреть на рыбку? Почему?

  2. Чем может закончиться этот рассказ?








 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал