7


  • Учителю
  • Рабочая программа по музыке УМК «Школа России» 1 – 4 классы

Рабочая программа по музыке УМК «Школа России» 1 – 4 классы

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание: Рабочая программа по музыке составлена на основе Федерального  государственного образовательного стандарта начального общего образования(приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009г.),  примерной программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч.- 5-е изд. перераб.-М: П
предварительный просмотр материала


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО МУЗЫКЕ


УМК «ШКОЛА РОССИИ»



1 - 4 КЛАССЫ
























2. Пояснительная записка

Рабочая программа по музыке составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования(приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009г.), примерной программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч.- 5-е изд. перераб.-М: Просвещение, 2011г., авторской программы «Музыка» авторы Е.Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагин УМК «Школа России» Москва, «Просвещение», 2011 год и обеспечивает соответствие требованиям к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования; программе формирования универсальных учебных действий; федеральному перечню учебников; учебному плану МКОУ «ООШ №25».


Рабочая программа составлена на ступень (1-4 кл.) и обеспечена учебником «Музыка» для учащихся 1-4 класса Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.,М.: Просвещение, 2011 и рабочей тетрадью Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. «Музыка»: Рабочая тетрадь для учащихся 1-4 класса начальной школы - М.: Просвещение, 2011.

Изучение музыки в начальной школе направлено на достижение целей, отражающих интересы современного общества в развитии духовного потенциала подрастающего поколения и формировании музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников:

  • формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное, активное восприятие музыки;

  • воспитание эмоционально - ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира;

  • развитие интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, учебно - творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;

  • освоение музыкальных произведений и знаний о музыке;

  • овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности: пении, слушании музыки, игре на элементарных музыкальных инструментах, музыкально - пластическом движении и импровизации.


Введение детей в многообразный мир музыки через знакомство с музыкальными произведениями, доступными их восприятию, а так же, формирование универсальных учебных действий, осуществляется через систему ключевых задач, позволяющих реализовать содержание обучения во взаимосвязи с теми способами действий, формами общения с музыкой, которые предоставляются младшему школьнику:

1.Личностное развитие обучающихся:

-реализация творческого потенциала, готовности выражать своё отношение к искусству;

-формирование ценностно-смысловых ориентаций духовно нравственных оснований;

-становление самосознания, позитивной самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма.


2.Познавательное и социальное развитие обучающихся:

-формирование целостной художественной картины мира;

-воспитание патриотических чувств, толерантных взаимоотношений в поликультурном обществе;

-активизация творческого мышления, продуктивного воображения, рефлексии.


3.Коммуникативное развитие обучающихся:

-формирование умения слушать, способности встать на позицию другого человека, ведения диалога, участия в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства.


Реализация задач осуществляется через разнообразные виды музыкальной деятельности:

- хоровое и ансамблевое пение;

- слушание музыки и размышление о ней;

- игра на детских музыкальных инструментах;

- музыкально-ритмические движения;

- пластическое интонирование;

- импровизация;

- инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов сказок, музыкальных пьес программного характера;

-освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи.

Помимо этого, дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической); в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, составлении программы итогового концерта.

Предпочтительными формами организации учебного процесса на уроке являются групповая, коллективная работа с учащимися.

Так как сами авторы рекомендуемой программы не регламентируют жесткого разделения музыкального материала на учебные темы и уроки, предоставив возможность учителям музыки творчески подойти к данной проблеме, то при составлении данной рабочей программы внесена корректировка на изучение разделов и тем. А так же, допущены органичные дополнения и вариативные изменения в использовании музыкального материала, не нарушающие содержательной концепции курса программы. Рабочая программа дополнена неурочными формами учебной деятельности по следующим темам: раздел: «О России петь - что стремиться в храм» тема урока «Молитва. Жанр молитвы, хорала. Музыка в православном храме. Слушание: «Утренняя молитва. В церкви». П. И. Чайковский. Посещение храма; раздел: «Гор, гори ясно, чтобы не погасло» тема урока «Проводы зимы. Встреча весны. Проект «Обряды и праздники русского народа: проводы зимы (Масленица)». Народные песенки, заклички, потешки»; раздел: «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье» тема урока «Обобщающий урок IV четверти (заключительный). Урок-концерт».

  1. 2 класс В рабочую программу внесены материалы спортивной и олимпийской тематики, реализующие программу олимпийского движения. Раздел: «День, полный событий» тема урока «Эти разные марши. Слушание: «Марш» С. Прокофьев, «Встречный марш» С. Чернецкий, «Футбольный марш» М. Блантер. «Футбол - один из видов спорта Олимпийских игр»; раздел: «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье» тема урока «Всё в движении. Тройка. Композитор-исполнитель-слушатель. Музыкальные произведения о спорте. Слушание: трек «Темп», «Герои спорта» А. Пахмутова, Увертюра к к/ф «Вратарь» И. Дунаевский».

Данные дополнения не нарушают структуру программы по музыке, а лишь являются углублением идей многообразных взаимодействий музыки с жизнью, природой, психологией музыкального восприятия и другими видами художественной деятельности.



3. Общая характеристика учебного курса.



Содержание программы учебного курса по музыке, музыкальный материал составлены в соответствии с основными положениями художественно-педагогической концепции Д. Б. Кабалевского и базируются на художественно-эстетическом постижении младшими школьниками основных пластов мирового музыкального искусства: фольклора, духовной музыки, произведений композиторов - классиков (золотой фонд), сочинений современных композиторов.

Программа направлена на достижение закономерностей возникновения и развития музыкального искусства в его связях с жизнью, разнообразия форм его проявления и бытования в окружающем мире, специфике воздействия на духовный человека на основе проникновения в интонационно- временную природу музыки, её жанрово-стилистические особенности.

Исходя из этого, методическими принципами данной программы являются:

- духовность;

- образность;

- интерес и увлечённость;

- связь с жизнью;

- наблюдение за музыкой, а не изучение её;

- целостность мира, искусства, мышления, произведения;

- триединство деятельности композитора - исполнителя - слушателя;

- креативность;

- «тождество и контраст», эмоциональное насыщение»;

- вариативность и свобода выбора;

- интонационность;

- опора на отечественную музыкальную культуру;

- «синтез искусств».

Урок музыки в данной рабочей программе трактуется как урок искусства, в художественно - педагогической идеи которого раскрываются наиболее значимые для формирования личностных качеств ребёнка «вечные темы» искусства: добро и зло, любовь и ненависть, жизнь и смерть, материнство, защита Отечества и другие, запечатлённые в художественных образах, что позволяет учителю и ребёнку осмыслить музыку сквозь призму общечеловеческих ценностей, вести постоянный поиск ответа на вопрос: что есть истина, добро и красота в окружающем мире?

Цель, задачи и содержание данной программы отражают следующие методы музыкального образования младших школьников:

- художественного, нравственно-эстетического познания музыки;

- интонационно-стилевого постижения музыки;

- эмоциональной драматургии;

- концентричности организации музыкального материала;

- забегания вперёд и возвращения к пройденному (перспективы и ретроспективы в обучении);

- создания «композиций» (в форме диалога, музыкальных ансамблей и др.);

- игры;

- художественного контекста (выход за пределы музыки).



Структуру программы составляют разделы, в которых обозначены основные содержательные линии, указаны музыкальные произведения. Названия разделов являются выражением художественно-педагогической идеи блока уроков, четверти, года. В программе II-IV классов семь разделов: «Россия - Родина моя», «День, полный событий», «О России петь - что стремиться в храм», «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!», «В музыкальном театре», «В концертном зале» и «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...».

Отличительная особенность программы и всего УМК в целом - охват широкого культурологического пространства, которое подразумевает постоянные выходы за рамки музыкального искусства и включение в контекст уроков музыки сведений из истории, произведений литературы (поэтических и прозаических) и изобразительного искусства, что выполняет функцию эмоционально-эстетического фона, усиливающего понимание детьми содержания музыкального произведения, способствует развитию живой и выразительной речи детей.

Система вопросов и творческих заданий направляет внимание учащихся на сравнение музыкальных произведений, анализ их интонационно-образного строя, определения жанров, элементов музыкального языка, стилевого своеобразия музыки, особенностей формы и композиции музыкальных сочинений.

Элементарные понятия из области музыкальной грамоты усваиваются детьми в процессе разнообразных видов деятельности: восприятия музыки и размышления о ней, пении, пластическом интонировании и музыкально-ритмических движениях, инструментальном музицировании, разного рода импровизации (речевых, вокальных, ритмических, пластических, художественных), «разыгрывания» и драматизации произведений программного характера, выполнения творческих заданий в рабочей тетради.

Таким образом, в разделах даются основные понятия, музыкальные термины, которыми учащиеся по мере накопления музыкально-слухового опыта начинают постепенно овладевать и использовать их в своей музыкальной деятельности.

Акцент на уроках музыки в системе массового музыкального воспитания поставлен, не столько на приобретение теоретических знаний, сколько на расширение интонационно-образного багажа ребёнка, развитие его эмоционального отклика на музыку, формирование устойчивого интереса к музыкальному искусству как части окружающей его жизни. Главным являются не столько знания о музыке, сколько погружение детей в саму музыку, знание самой музыки.

Образовательные, развивающие и воспитательные задачи при обучении музыки решаются целостно.

В программе предусмотрены нетрадиционные формы проведения уроков: уроки-путешествия, уроки-игры, урок-экскурсия, уроки-концерты.

Контроль знаний, умений и навыков (текущий, тематический, итоговый) на уроках музыки осуществляется в форме устного опроса, творческих работ, игр, тестирования, уроков-концертов.


4. Место учебного курса в учебном плане.


Учебный курс «Музыка» относится к образовательной области «Искусство». На изучение курса «Музыка» в каждом классе на­чальной школы отводится 1ч в неделю. Программа рассчита­на на 135 ч. Но в связи с тем, что адаптационный период в 1 классе проходит в сентябре - октябре, то в соответствии с требованиями СанПиНа 2.4 2 2821 - 10, приемлемым является уплотнение содержания программы: количество часов в адаптационный период уменьшено на 7: 1 класс -26 ч (33 учебные недели), 2, 3 и 4 клас­сы - по 34 часа (34 учебные недели).

5. Ценностные ориентиры содержания учебного курса.


1. Воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке в процессе освоения содержания музыкальных произведений как опыта обобщения и осмысления жизни человека, его чувств и мыслей.

2. Формирование музыкальной картины мира во взаимодействии народного и профессионального творчества, композиторских, национальных и эпохальных стилей, музыкальных произведений разных жанров, форм и типов драматургии.

3. Формирование интонационно-слухового опыта школьников, как сферы невербального общения, значимой для воспитания воображения и интуиции, эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию.

4. Развитие гибкого интонационно-образного мышления, позволяющего школьникам адекватно воспринимать произведения разнообразных жанров и форм, глубоко погружаться в наиболее значимые из них, схватывать существенные черты, типичные для ряда произведений.

5. Разнообразие видов исполнительской музыкальной деятельности помогает учащимся войти в мир музыкального искусства, развить музыкальную память, воспитать художественный вкус.

6. Ориентация музыкально-исполнительской деятельности школьников на наиболее интегративные ее виды (дирижирование и режиссура) создает условия для целостного охвата музыкального произведения в единстве его содержания и формы.

7. Воспитание потребности школьников в музыкальном творчестве как форме самовыражения на основе импровизации и исполнительской интерпретации музыкальных произведений.

8. Формирование у учащихся умения решать музыкально-творческие задачи не только на уроке, но и во внеурочной деятельности, принимать участие в художественных проектах класса, школы, культурных событиях города, района и др.

Содержание обучения ориентировано на целенаправленную организацию и планомерное формирование музыкальной учебной деятельности, способствующей развитию личностных, коммуникативных, познавательных и предметных компетенций младшего школьника.


6. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса.

Обучение музыкальному искусству в начальной школе должно обеспечить учащимся возможность:

Знать/ понимать:

- роль музыки в жизни человека; особенности простых (песня, танец, марш) и сложных (опера, балет, симфония) жанров музыки;

Уметь:

- эмоционально откликаться на музыкальное произведение;

-выявлять жанровое начало (песня, танец марш);

- различать характер музыки;

-узнавать интонации знакомых музыкальных произведений;

- различать звучание знакомых музыкальных произведений;

- передавать свои музыкальные впечатления в устной форме, в различных видах творческой деятельности;

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности для:

-участия в коллективной исполнительской деятельности (пении, пластическом интонировании, импровизации, музицировании);

- участия в музыкально-эстетической деятельности класса (школы).

Данные требования задают ориентиры оценки личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования:


Личностные результаты:

  • формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности в процессе освоения вершинных образцов отечественной музыкальной культуры, понимания ее значимости в мировом музыкальном процессе;

  • становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций, формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре разных народов на основе знакомства с их музыкальными традициями, выявления в них общих закономерностей исторического развития, процессов взаимовлияния, общности нравственных, ценностных, эстетических установок;

  • формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в процессе познания произведений разных жанров, форм и стилей, разнообразных типов музыкальных образов и их взаимодействия;

  • овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире путем ориентации в многообразии музыкальной действительности и участия в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;

  • развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения посредством раскрытия связей и отношений между музыкой и жизнью, освоения способов отражения жизни в музыке и различных форм воздействия музыки на человека;

  • формирование представлений о нравственных нормах, развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, сопереживания чувствам других людей на основе восприятия произведений мировой музыкальной классики, их коллективного обсуждения и интерпретации в разных видах музыкальной исполнительской деятельности;

  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе развития музыкально-эстетического сознания, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества;

  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях в процессе освоения разных типов индивидуальной, групповой и коллективной музыкальной деятельности, при выполнении проектных заданий и проектных работ;

  • формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни через развитие представления о гармонии в человеке физического и духовного начал, воспитание бережного отношения к материальным и духовным ценностям музыкальной культуры;

  • формирование мотивации к музыкальному творчеству, целеустремленности и настойчивости в достижении цели в процессе создания ситуации успешности музыкально-творческой деятельности учащихся.

Метапредметные результаты:

Познавательные:

Учащиеся научатся:

  • логическим действиям сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям, выдвижения предположений и подтверждающих их доказательств;

  • применять методы наблюдения, экспериментирования, моделирования, систематизации учебного материала, выявления известного и неизвестного при решении различных учебных задач;

  • обсуждать проблемные вопросы, рефлексировать в ходе творческого сотрудничества, сравнивать результаты своей деятельности с результатами других учащихся; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

  • понимать различие отражения жизни в научных и художественных текстах; адекватно воспринимать художественные произведения, осознавать многозначность содержания их образов, существование различных интерпретаций одного произведения; выполнять творческие задачи, не имеющие однозначного решения;

  • осуществлять поиск оснований целостности художественного явления (музыкального произведения), синтеза как составления целого из частей;

  • использовать разные типы моделей при изучении художественного явления (графическая, пластическая, вербальная, знаково-символическая), моделировать различные отношения между объектами, преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью;

  • пользоваться различными способами поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета.


Учащиеся получат возможность:

  • научиться реализовывать собственные творческие замыслы, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением;

  • удовлетворять потребность в культурно-досуговой деятельности, духовно обогащающей личность, в расширении и углублении знаний о данной предметной области.


Регулятивные:

Учащиеся научатся:

  • принимать и сохранять учебные цели и задачи, в соответствии с ними планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия;

  • договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

  • выделять и удерживать предмет обсуждения и критерии его оценки, а также пользоваться на практике этими критериями.

  • прогнозировать содержание произведения по его названию и жанру, предвосхищать композиторские решения по созданию музыкальных образов, их развитию и взаимодействию в музыкальном произведении;

  • мобилизации сил и волевой саморегуляции в ходе приобретения опыта коллективного публичного выступления и при подготовке к нему.



Учащиеся получат возможность научиться:

  • ставить учебные цели, формулировать исходя из целей учебные задачи, осуществлять поиск наиболее эффективных способов достижения результата в процессе участия в индивидуальных, групповых проектных работах;

  • действовать конструктивно, в том числе в ситуациях неуспеха за счет умения осуществлять поиск наиболее эффективных способов реализации целей с учетом имеющихся условий.


Коммуникативные:

Учащиеся научатся:

  • понимать сходство и различие разговорной и музыкальной речи;

  • слушать собеседника и вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении, принимать различные точки зрения на одну и ту же проблему; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения;

  • понимать композиционные особенности устной (разговорной, музыкальной) речи и учитывать их при построении собственных высказываний в разных жизненных ситуациях;

  • использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;

  • опосредованно вступать в диалог с автором художественного произведения посредством выявления авторских смыслов и оценок, прогнозирования хода развития событий, сличения полученного результата с оригиналом с целью внесения дополнений и корректив в ход решения учебно-художественной задачи;

  • приобрести опыт общения с публикой в условиях концертного предъявления результата творческой музыкально-исполнительской деятельности.


Учащиеся получат возможность:

  • совершенствовать свои коммуникативные умения и навыки, опираясь на знание композиционных функций музыкальной речи;

  • создавать музыкальные произведения на поэтические тексты и публично исполнять их сольно или при поддержке одноклассников.

Предметные результаты:

У учащихся будут сформированы:

  • первоначальные представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии; о ценности музыкальных традиций народа;

  • основы музыкальной культуры, художественный вкус, интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;

  • представление о национальном своеобразии музыки в неразрывном единстве народного и профессионального музыкального творчества.

Учащиеся научатся:

  • активно творчески воспринимать музыку различных жанров, форм, стилей;

  • слышать музыкальную речь как выражение чувств и мыслей человека, различать в ней выразительные и изобразительные интонации, узнавать характерные черты музыкальной речи разных композиторов;

  • ориентироваться в разных жанрах музыкально-поэтического фольклора народов России (в том числе родного края);

  • наблюдать за процессом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов, их изменения; понимать причинно-следственные связи развития музыкальных образов и их взаимодействия;

  • моделировать музыкальные характеристики героев, прогнозировать ход развития событий «музыкальной истории»;

  • использовать графическую запись для ориентации в музыкальном произведении в разных видах музыкальной деятельности;

  • воплощать художественно-образное содержание, интонационно-мелодические особенности народной и профессиональной музыки (в пении, слове, движении, игре на простейших музыкальных инструментах) выражать свое отношение к музыке в различных видах музыкально-творческой деятельности;

  • планировать и участвовать в коллективной деятельности по созданию инсценировок музыкально-сценических произведений, интерпретаций инструментальных произведений в пластическом интонировании;

Учащиеся получат возможность научиться:

  • ориентироваться в нотном письме при исполнении простых мелодий;

  • творческой самореализации в процессе осуществления собственных музыкально-исполнительских замыслов в различных видах музыкальной деятельности;

  • организовывать культурный досуг, самостоятельную музыкально-творческую деятельность, музицировать и использовать ИКТ в музыкальном творчестве;

  • оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно-массовых мероприятий, представлять широкой публике результаты собственной музыкально-творческой деятельности, собирать музыкальные коллекции (фонотека, видеотека).



7. Учебно-тематический план 1класс.



№ п/п

Тема

Количество

часов

В том числе

Лабораторные, практические работы

Контрольные работы

Музыка вокруг нас

16



Музыка и ты

17




Итого

33



Учебно-тематический план 2класс.



№ п/п

Тема

Количество

часов

В том числе

Лабораторные, практические работы

Контрольные работы


Россия - Родина моя

3



День, полный событий

6



О России петь - что стремиться в храм

5



Гори, гори ясно, чтобы не погасло!

4



В музыкальном театре

5



В концертном зале

5



Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье

6


Итого

34



Учебно-тематический план 3класс.




№ п/п

Тема

Количество часов

I.

Россия - Родина моя.

5

II.

День, полный событий.

4

III.

«О России петь - что стремиться в храм».

4

IV.

Гори, гори ясно, чтобы не погасло!

4

V.

В музыкальном театре.

6

VI.

В концертном зале.

6

VII.

Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…

5


Итого:

34




Учебно-тематический план 4 класс.

№ п/п

Тема

Количество часов

I.

Россия - Родина моя.

3

II.

«О России петь - что стремиться в храм».

4

III.

День, полный событий.

6

IV.

Гори, гори ясно, чтобы не погасло!

3

V.

В концертном зале.

5

VI.

В музыкальном театре.

6

VII.

Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…

7


Итого:

34


8. Содержание учебного курса (135 часов).


Основное содержание курса представлено следующими содержательными линиями: «Музыка в жизни человека», «Основные закономерности музыкального искусства», «Музыкальная картина мира».

Музыка в жизни человека. Истоки возникновения музыки. Рождение музыки как естественное проявление человеческих чувств. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека.

Обобщённое представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров и стилей. Песня, танец, марш и их разновидности. Песенность, танцевальность, маршевость. Опера, балет, симфония, концерт, сюита, кантата, мюзикл.

Отечественные народные музыкальные традиции. Народное творчество России. Музыкальный и поэтический фольклор: песни, танцы, действа, обряды, скороговорки, загадки, игры-драматизации. Историческое прошлое в музыкальных образах. Народная и профессиональная музыка. Сочинения отечественных композиторов о Родине. Духовная музыка в творчестве композиторов.

Основные закономерности музыкального искусства. Интонационно-образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как озвученное состояние, выражение эмоций и мыслей.

Интонации музыкальные и речевые. Сходства и различие. Интонация - источник музыкальной речи. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, динамика, тембр, лад и др.).

Музыкальная речь как способ общения между людьми, её эмоциональное воздействие. Композитор - исполнитель - слушатель. Особенности музыкальной речи в сочинениях композиторов, её выразительный смысл. Нотная запись как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты.

Развитие музыки - сопоставление и столкновение чувств и мыслей человека, музыкальных интонаций, тем, художественных образов. Основные приёмы музыкального развития (повтор и контраст).

Формы построения музыки как обобщённое выражение художественно-образного содержания произведений. Формы одночастные, двух- и трёхчастные, вариации, рондо и др..

Музыкальная картина мира. Интонационное богатство музыкального мира. Общие представления о музыкальной жизни страны. Детские хоровые и инструментальные коллективы, ансамбли песни и танца. Выдающиеся исполнительские коллективы (хоровые, симфонические). Музыкальные театры. Конкурсы и фестивали музыкантов. Музыка для детей: радио- и телепередачи, видеофильмы, звукозаписи.

Различные виды музыки: вокальная, иструментальная, сольная, хоровая, оркестровая. Певческие голоса: детские, женские, мужские. Хоры: детский, женский, мужской, смешанный. Музыкальные инструменты. Оркестры: симфонический, духовой, народных инструментов.

Народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран мира. Многообразие этнокультурных, исторически сложившихся традиций. Региональные музыкально-поэтические традиции: содержание, образная сфера и музыкальный язык.

Основное содержание программы 1 класс (33 ч)

Музыка вокруг нас (16 ч)



И муза вечная со мной! Хоровод муз. Повсюду музыка слышна.

Душа музыки - мелодия. Музыка осени. Сочини мелодию. Азбука, азбука каждому нужна… Музыкальная азбука. Музыкальные инструменты.

Раскрываются следующие содержательные линии. Музыка и ее роль в повседневной жизни человека. Композитор - исполнитель - слушатель. Песни, танцы и марши - основа многообразных жизненно-музыкальных впечатлений детей. Образы осенней природы в музыке. Нотная запись как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты.

Обобщающий урок I четверти.

«Садко» (из русского былинного сказа). Музыкальные инструменты. Звучащие картины. Разыграй песню. Пришло Рождество, начинается торжество. Родной обычай старины. Добрый праздник среди зимы.

Раскрываются следующие содержательные линии. Интонация как озвученное состояние, выражение эмоций и мыслей. Музыка в праздновании Рождества Христова. Музыкальный театр: балет.

Обобщающий урок II четверти.

Примерный музыкальный материал

Щелкунчик. Балет (фрагменты). П. Чайковский.

Детский альбом. П. Чайковский.

Октябрь (Осенняя песня). Из цикла «Времена года». П. Чайковский.

Колыбельная Волховы, песня Садко «Заиграй!

те, мои гусельки». Из оперы «Садко». Н. Римский-Корсаков.

Третья песня Леля из оперы «Снегурочка». Н. Римский-Корсаков.

Гусляр Садко. В. Кикта.

Фрески Софии Киевской. Концертная симфония для арфы с оркестром (1-я часть «Орнамент»).В. Кикта.

Звезда покатилась. В. Кикта, слова В. Татаринова.

Мелодия. Из оперы «Орфей и Эвридика». К.-В. Глюк.

Шутка. Из сюиты № 2 для оркестра. И.-С. Бах.

Осень. Из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель». Г. Свиридов.

Пастушеская песенка. На тему из 5-й части Симфонии № 6 («Пасторальной»). Л. Бетховен, слова К. Алемасовой; Капельки. В. Павленко, слова Э. Богдановой; Скворушка прощается. Т. Попатенко, слова М. Ивенсен; Осень, русская народная песня, и др.

Азбука. А. Островский, слова З. Петровой; Алфавит. Р. Паулс, слова И. Резника; Домисолька.

О. Юдахина, слова В. Ключникова; Семь подружек. В. Дроцевич, слова В. Сергеева; Песня о школе. Д. Кабалевский, слова В. Викторова, и др. Дудочка, русская народная песня; Дудочка, белорусская народная песня; Пастушья, французская народная песня; Дударики!дудари, белорусская народная песня, русский текст С. Лешкевича; Веселый пастушок, финская народная песня, русский текст В. Гурьяна. Почему медведь зимой спит. Л. Книппер, слова А. Коваленкова. Зимняя сказка. Музыка и слова С. Крылова. Рождественские колядки и рождественские песни народов мира.



Музыка и ты (17 ч)

Край, в котором ты живёшь. Поэт, художник, композитор. Музыка утра. Музыка вечера. Музыкальные портреты. Разыграй сказку (Баба Яга. Русская сказка). У каждого свой музыкальный инструмент. Музы не молчали. Музыкальные инструменты. Мамин праздник. Музыкальные инструменты. Чудесная лютня (по алжирской сказке). Звучащие картины.

Раскрываются следующие содержательные линии: Музыка в жизни ребенка. Образы родного края. Роль поэта, художника, композитора в изображении картин природы (слова - краски - звуки). Образы защитников Отечества в музыке. Музыкальные поздравления. Музыкальные инструменты: лютня, клавесин, фортепиано, гитара. Былины и сказки о воздействующей силе музыки.

Обобщающий урок III четверти.



Музыка в цирке. Дом, который звучит. Опера-сказка. Ничего на свете лучше нету… Афиша. Программа. Твой музыкальный словарик.

Раскрываются следующие содержательные линии. Музыка в цирке. Музыкальный театр: опера.

Музыка в кино. Афиша музыкального спектакля, программа концерта для родителей.

Обобщающий урок IV четверти. - заключительный урок-концерт.



Примерный музыкальный материал

Детский альбом. Пьесы. П. Чайковский.

Утро. Из сюиты «Пер Гюнт». Э. Григ.

Добрый день. Я. Дубравин, слова В. Суслова; Утро. А. Парцхаладзе, слова Ю. Полухина; Солнце, грузинская народная песня, обраб. Д. Аракишвили.

Пастораль. Из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель». Г. Свиридов; Наигрыш.А. Шнитке; Утро в лесу. В. Салманов; Доброе утро. Из кантаты «Песни утра, весны и мира». Д. Кабалевский, слова Ц. Солодаря.

Вечерняя. Из Симфонии-действа «Перезвоны» (по прочтении В. Шукшина). В. Гаврилин; Вечер. Из «Детской музыки». С. Прокофьев; Вечер. В. Салманов; Вечерняя сказка. А. Хачатурян.

Менуэт. Л.-А. Моцарт.

Болтунья. С. Прокофьев, слова А. Барто.

Баба Яга. Детская народная игра.

У каждого свой музыкальный инструмент, эстонская народная песня. Обраб. Х. Кырвите, пер. М. Ивенсен.

Симфония № 2 («Богатырская»). 1-я часть (фрагмент). А. Бородин.

Солдатушки, бравы ребятушки, русская народная песня; Песня о маленьком трубаче. С. Никитин, слова С. Крылова; Учил Суворов. А. Новиков, слова М. Левашова.

Волынка. И.-С. Бах.

Колыбельная. М. Кажлаев; Колыбельная. Ген. Гладков.

Золотые рыбки. Из балета «Конек-Горбунок». Р. Щедрин.

Кукушка. К. Дакен.

Спасибо. И. Арсеев, слова З. Петровой; Праздник

бабушек и мам. М. Славкин, слова Е. Каргановой.

Выходной марш; Колыбельная (слова В. Лебедева-Кумача). Из музыки к кинофильму «Цирк». И. Дунаевский; Клоуны. Д. Кабалевский.

Семеро козлят. Заключительный хор из оперы «Волк и семеро козлят». М. Коваль, слова Е. Манучаровой.

Заключительный хор. Из оперы «Муха-цокотуха». М. Красев, слова К. Чуковского.

Добрые слоны. А. Журбин, слова В. Шленского; Мы катаемся на пони. Г. Крылов, слова М. Садовского; Слон и скрипочка. В. Кикта, слова В. Татаринова; Бубенчики, американская народная песня, русский текст Ю. Хазанова; Ты откуда, музыка?Я. Дубравин, слова В. Суслова.

Бременские музыканты. Из Музыкальной фантазии на тему сказок братьев Гримм. Ген. Гладков, слова Ю. Энтина

Основное содержание программы

II КЛАСС (34 ч)

Раздел 1. «Россия - Родина моя»

Музыкальные образы родного края. Песенность как отличительная черта русской музыки. Песня. Мелодия. Аккомпанемент.

Музыкальный материал

«Рассвет на Москве-реке», вступление к опере «Хованщина». М. Мусоргский.
«Гимн России». А. Александров, слова С. Михалкова.
«Здравствуй, Родина моя». Ю. Чичков, слова К. Ибряева.
«Моя Россия». Г. Струве, слова Н. Соловьевой.

Раздел 2. «День, полный событий»

Мир ребенка в музыкальных интонациях, образах. Детские пьесы П. Чайковского и С. Прокофьева. Музыкальный материал - фортепиано.

Музыкальный материал

Пьесы из «Детского альбома». П. Чайковский.
Пьесы из «Детской музыки». С. Прокофьев.
«Прогулка» из сюиты «Картинки с выставки». М. Мусоргский.
«Начинаем перепляс». С. Соснин, слова П. Синявского.
«Сонная песенка». Р. Паулс, слова И. Ласманиса.
«Спят усталые игрушки». А. Островский, слова З. Петровой.
«Ай-я, жу-жу», латышская народная песня.
«Колыбельная медведицы». Е. Крылатов, слова Ю. Яковлева.

Раздел 3. «О России петь - что стремиться в храм»

Колокольные звоны России. Святые земли Русской. Праздники Православной церкви. Рождество Христово. Молитва. Хорал.

Музыкальный материал

«Великий колокольный звон» из оперы «Борис Годунов». М. Мусоргский.
Кантата «Александр Невский», фрагменты: «Песня об Александре Невском», «Вставайте, люди русские». С. Прокофьев.
Народные песнопения о Сергии Радонежском.
«Утренняя молитва», «В церкви». П. Чайковский.
«Вечерняя песня». А. Тома, слова К. Ушинского.
Народные славянские песнопения: «Добрый тебе вечер», «Рождественское чудо», «Рождественская песенка». Слова и музыка П. Синявского.

Раздел 4. «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»

Мотив, напев, наигрыш. Оркестр русских народных инструментов. Вариации в русской народной музыке. Музыка в народном стиле. Обряды и праздники русского народа: проводы зимы, встреча весны. Опыты сочинения мелодий на тексты народных песенок, закличек, потешек.

Музыкальный материал

Плясовые наигрыши: «Светит месяц», «Камаринская».
«Наигрыш». А. Шнитке.
Русские народные песни: «Выходили красны девицы», «Бояре, а мы к вам пришли».
«Ходит месяц над лугами». С. Прокофьев.
«Камаринская». П. Чайковский.
Прибаутки. В. Комраков, слова народные.
Масленичные песенки.
Песенки-заклички, игры, хороводы.

Раздел 5. «В музыкальном театре»

Опера и балет. Песенность, танцевальность, маршевость в опере и балете. Симфонический оркестр. Роль дирижера, режиссера, художника в создании музыкального спектакля. Темы-характеристики действующих лиц. Детский музыкальный театр.

Музыкальный материал

«Волк и семеро козлят», фрагменты из детской оперы-сказки. М. Коваль.
«Золушка», фрагменты из балета. С. Прокофьев.
«Марш» из оперы «Любовь к трем апельсинам». С. Прокофьев.
«Марш» из балета «Щелкунчик». П. Чайковский.
«Руслан и Людмила», фрагменты из оперы. М. Глинка.
«Песня-спор». Г. Гладков, слова В. Лугового.

Раздел 6. «В концертном зале»

Музыкальные портреты и образы в симфонической и фортепианной музыке. Развитие музыки. Взаимодействие тем. Контраст. Тембры инструментов и групп инструментов симфонического оркестра. Партитура.

Музыкальный материал

Симфоническая сказка «Петя и волк». С. Прокофьев.
«Картинки с выставки». Пьесы из фортепианной сюиты. М. Мусоргский.
Симфония № 40, экспозиция 1-й части. В.-А. Моцарт.
Увертюра к опере «Свадьба Фигаро». В.-А. Моцарт.
Увертюра к опере «Руслан и Людмила». М. Глинка.
«Песня о картинах». Г. Гладков, слова Ю. Энтина.

Раздел 7. «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...»

Композитор - исполнитель - слушатель. Музыкальная речь и музыкальный язык. Выразительность и изобразительность музыки. Жанры музыки. Международные конкурсы.

Музыкальный материал

«Волынка»; «Менуэт» из «Нотной тетради Анны Магдалены Бах»; менуэт из Сюиты № 2; «За рекою старый дом», русский текст Д. Тонского; токката (ре минор) для органа; хорал; ария из Сюиты № 3. И.-С. Бах.
«Весенняя». В.-А. Моцарт, слова Овербек, пер. Т. Сикорской.
«Колыбельная». Б. Флис - В.-А. Моцарт, русский текст С. Свириденко.
«Попутная», «Жаворонок». М. Глинка, слова Н. Кукольника.
«Песня жаворонка». П. Чайковский.
Концерт для фортепиано с оркестром № 1, фрагменты 1-й части. П. Чайковский.
«Тройка», «Весна. Осень» из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель». Г. Свиридов.
«Кавалерийская», «Клоуны», «Карусель». Д. Кабалевский.
«Музыкант». Е. Зарицкая, слова В. Орлова.
«Пусть всегда будет солнце». А. Островский, слова Л. Ошанина.
«Большой хоровод». Б. Савельев, слова Лены Жигалкиной и А. Хайта.





Содержание учебного предмета 3 класс.

Россия - Родина моя ( 5 ч).

Мелодия - душа музыки. Природа и музыка. Звучащие картины. Виват, Россия! Наша слава- русская держава. Кантата « Александр Невский». Опера « Иван Сусанин». Родина моя! Русская земля… Да будет во веки веков сильна. Образы родной природы в романсах русских композиторов. Лирические образы вокальной музыки. Образы Родины, защитников Отечества в различных жанрах музыки: кант, народная песня, кантата, опера.

Примерный музыкальный материал:

Главная мелодия 2-й части ( Из Симфонии №4. П. Чайковский.) « Жаворонок» М. Глинка, сл. Н. Кукольника. « Благословляю вас, леса» П. Чайковский, сл. А Толстого. «Звонче жаворонка пенье» Н. Римский- Корсаков, сл. А. Толстого. Романс ( Из музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина « Метель». Г. Свиридов). « Радуйся, Росско земле; Орле Российский» ( Виватные канты) . « Славны были наши деды», «Вспомним , братцы, Русь и славу!» ( русские народные песни). « Александр Невский» Кантата. С. Прокофьев. « Иван Сусанин» Опера. М. Глинка.

День, полный событий ( 4 ч).

Утро. Портрет в музыке. В каждой интонации спрятан человек. В детской. Игры и игрушки. На прогулке. Вечер. Образы природы, портрет в вокальной и инструментальной музыке. Выразительность и изобразительность музыки разных жанров и стилей композиторов.

Примерный музыкальный материал.

« Утро» ( из сюиты « Пер Гюнт» Э. Григ). « Заход солнца» Э. Григ, сл. А. Мунка, пер. С Свириденко. « Вечерняя песня» М. Мусоргский, сл. А. Плещеева. « Колыбельная» П. Чайковский, сл. А. Майкова. « « Болтунья» С. Прокофьев сл. А. Барто. « Золушка» (Балет) С. Прокофьев. « Джульетта- девочка» ( из балета « Ромео и Джульетта» С Прокофьев). «Детский альбом» ( Пьесы. П. Чайковский)

О России петь - что стремиться в храм ( 4 ч).

Радуйся, Мария! Богородице Дево, радуйся. Древнейшая песнь материнства. Тихая моя, нежная моя, добрая моя, мама! Вербное воскресенье. Святые земли Русской. Образы Богородицы, Девы Марии, матери в музыке, поэзии, изобразительном искусстве. Праздники Русской православной церкви. Святые земли Русской: равноапостольные княгиня Ольга и князь Владимир. Песнопения и молитвы в церковном богослужении.

Примерный музыкальный материал:

« Богородице Дево, радуйся» №6 ( из « Всенощного бдения» С. Рахманинов). « Аве, Мария» Ф Шуберт, сл. В. Скотта. « Прелюдия №1 до мажор» ( из 1 тома « Хорошо темперированного клавира» И.- С. Бах) « Мама» В. Гаврилин, сл. В. Шульгиной. « Осанна» Э.- Л. Уэббер. « Вербочки» А. Гречанинов, стихи А. Блока. « Баллада о князе Владимире» сл. А. Толстого.

Гори, гори ясно, чтобы не погасло ( 4 ч).

Настрою гусли на старинный лад. Певцы русской старины. Былина о Садко и Морском царе. Лель, мой Лель. Звучащие картины. Прощание с Масленицей. Образы былинных сказителей. Народные традиции и обряды в музыке русских композиторов. Мелодии в народном стиле.

Примерный музыкальный материал:

« Былина о Добрыне Никитиче» Обр. Н. Римского- Корсакова. « Садко и Морской царь» ( Русская былина). « Песни Баяна» ( из оперы « Руслан и Людмила» М. Глинка). « Песни Садко». « Третья песня Леля; Проводы Масленицы, хор» ( из пролога оперы « Снегурочка») . « Веснянки» русские, украинские народные песни.

В музыкальном театре ( 6 ч).

Опера « Руслан и Людмила»: Я славил лирою преданья. Увертюра. Опера « Орфей и Эвридика». Опера « Снегурочка». Волшебное дитя природы. Полна чудес могучая природа. В заповедном лесу. Океан - море синее. Балет « Спящая красавица». Мюзикл- жанр лёгкой музыки.

Примерный музыкальный материал:

« Руслан и Людмила». Опера. М. Глинка. « Орфей и Эвридика» . Опера. К.-В. Глюк. « Снегурочка» Опера. Н. Римский- Корсаков. « Океан - море синее». Вступление к опере «Садко» Н. Римский- Корсаков. « Спящая красавица». Балет. П. Чайковский. « Волк и семеро козлят на новый лад» А. Рыбников.

В концертном зале( 6 ч).

Музыкальное состояние. Музыкальные инструменты. Звучащие картины. Музыкальные инструменты. Сюита « Пер Гюнт». Севера песня родная. Призыв к мужеству. Жанр инструментального концерта. Выдающиеся скрипичные мастера и исполнители.

Примерный музыкальный материал:

Концерт № 1 для фортепиано с оркестром. П. Чайковский. « Шутка» ( из сюиты №2 для оркестра). И.- С. Бах. « Мелодия» ( из оперы « Орфей и Эвридика») К.- В. Глюк. «Мелодия» П. Чайковский. « Каприс № 24» Н. Паганини. « Симфония №3» Л. Бетховен. «Соната № 14» Л. Бетховен. « Сурок» Л. Бетховен, русский текст Н . Райского. «Волшебный смычок» ( норвежская народная песня).

Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье ( 5 ч).

Чудо- музыка. Острый ритм- джаза звуки. Люблю я грусть твоих просторов. Мир С. Прокофьева. Певцы родной природы. Прославим радость на земле. Образы природы в музыке Г. Свиридова.

Примерный музыкальный материал:

« Мелодия» П. Чайковский. « Утро» Э. Григ. « Шествие солнца» С. Прокофьев. «Весна. Осень. Тройка» ( из музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина « Метель») Г. Свиридов. « Слава солнцу, слава миру».В.- А. Моцарт. « Симфония № 9» Л. Бетховен. «Чудо - музыка» Д. Кабалевский, сл. З. Александровой. « Всюду музыка живёт».Я. Дубравин, сл. В. Суслова. « Музыканты» ( немецкая народная песня).

Содержание учебного предмета 4 класс.

Раздел 1. «Россия - Родина моя».( 3 ч)

Общность интонаций народной музыки и музыки русских композиторов. Жанры

народных песен, их интонационно-образные особенности. Лирическая и патриотическая

темы в русской классике.


Раздел 2. «О России петь - что стремиться в храм»(4 ч)

Святые земли Русской. Праздники Русской православной церкви. Пасха. Церковные

песнопения: стихира, тропарь, молитва, величание.


Раздел 3. «День, полный событий»( 6 ч)

«В краю великих вдохновений...». Один день с А. Пушкиным. Музыкально-поэтические

образы. Зимнее утро. Зимний вечер.


Раздел 4. «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»(3 ч)

Народная песня - летопись жизни народа и источник вдохновения композиторов.

Интонационная выразительность народных песен. Мифы, легенды, предания, сказки о

музыке и музыкантах. Музыкальные инструменты России. Оркестр русских народных

инструментов. Вариации в народной и композиторской музыке. Праздники русского

народа. Троицын день.


Раздел 5. «В концертном зале» (5 ч).

Различные жанры вокальной, фортепианной и симфонической музыки. Интонации

народных танцев. Музыкальная драматургия сонаты. Музыкальные инструменты

симфонического оркестра.



Раздел 6. «В музыкальном театре»( 6 ч)

Линии драматургического развития в опере. Основные темы - музыкальная

характеристика действующих лиц. Вариационность. Орнаментальная мелодика.

Восточные мотивы в творчестве русских композиторов. Жанры легкой музыки. Оперетта.

Мюзикл.


Раздел 7. «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...»( 7 ч).

Произведения композиторов-классиков и мастерство известных исполнителей. Сходство и различие музыкального языка разных эпох, композиторов, народов.

Музыкальные образы и их развитие в разных жанрах. Интонационная выразительность музыкальной речи: гитара. Образы былин и сказок в произведениях Н. Римского- Корсакова. Образ Родины в музыке М. Мусоргского.


Содержание музыкального материала:

Концерт № 3 для фортепиано с оркестром, главная мелодия

1-й части. С. Рахманинов. «Вокализ». С. Рахманинов.

«Ты, река ль, моя реченька», русская народная песня. «Песня о России». В. Локтев, слова

О. Высотской. Русские народные песни: «Колыбельная» в обраб. А. Лядова,

«У зори-то, у зореньки», «Солдатушки, бравы ребятушки», «Милый

мой хоровод», «А мы просо сеяли» в обраб. М. Балакирева, Н. Римского-Корсакова.

«Александр Невский», фрагменты из кантаты. С. Прокофьев. «Иван Сусанин», фрагменты

из оперы. М. Глинка. «Родные места». Ю. Антонов, слова М. Пляцковского.

«В деревне». М. Мусоргский.

«Осенняя песнь» (Октябрь) из цикла «Времена года». П. Чайковский.

«Пастораль» из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель». Г.

Свиридов.

«Зимнее утро» из «Детского альбома». П. Чайковский.

«У камелька» (Январь) из цикла «Времена года». П. Чайковский.

Русские народные песни: «Сквозь волнистые туманы», «Зимний вечер»; «Зимняя дорога».

В. Шебалин, стихи А. Пушкина; «Зимняя дорога». Ц. Кюи, стихи А. Пушкина; «Зимний

вечер». М. Яковлев, стихи А. Пушкина.

«Три чуда», вступление ко II действию оперы «Сказка о царе Салтане». Н. Римский-

Корсаков.

«Девицы, красавицы», «Уж как по мосту, мосточку», хоры из оперы «Евгений Онегин». П.

Чайковский.

Вступление и «Великий колокольный звон» из оперы «Борис Годунов». М. Мусоргский.

«Венецианская ночь». М. Глинка, слова И. Козлова.

«Земле Русская», стихира. «Былина об Илье Муромце», былинный напев сказителей

Рябининых.

Симфония № 2 («Богатырская»), фрагмент 1-й части. А. Бородин.

«Богатырские ворота» из сюиты «Картинки с выставки».

М. Мусоргский.

Величание святым Кириллу и Мефодию, обиходный распев. Гимн Кириллу и Мефодию.

П. Пипков, слова С. Михайловски.

Величание князю Владимиру и княгине Ольге.

«Баллада о князе Владимире», слова А. Толстого.

Тропарь праздника Пасхи.

«Ангел вопияше», молитва. П. Чесноков.

«Богородице Дево, радуйся» № 6 из «Всенощной». С. Рахманинов.

«Не шум шумит», русская народная песня.

«Светлый праздник», фрагмент финала Сюиты-фантазии для двух фортепиано. С.

Рахманинов.

Народные песни: «Он ты, речка, реченька», «Бульба», белорусские;

«Солнце, в дом войди», «Светлячок», грузинские; «Аисты», узбекская;

«Солнышко вставало», литовская; «Сияв мужик просо», украинская;

«Колыбельная», английская; «Колыбельная», неаполитанская;

«Санта Лючия», итальянская; «Вишня», японская и др.

Концерт № 1 для фортепиано с оркестром, фрагмент 3-й части. П. Чайковский.

«Камаринская», «Мужик на гармонике играет». П. Чайковский.

«Ты воспой, жавороночек» из кантаты «Курские песни». Г. Свиридов.

«Светит месяц», русская народная песня-пляска.

«Пляска скоморохов» из оперы «Снегурочка». Н. Римский-Корсаков.

Троицкие песни.

«Музыкант-чародей», белорусская сказка.

«Иван Сусанин», фрагменты из оперы: интродукция; танцы из II действия; сцена и хор из

III действия; сцена из IV действия. М.Глинка.

Песня Марфы («Исходила младешенъка») из оперы «Хованщина». М. Мусоргский.

«Пляска персидок» из оперы «Хованщина». М. Мусоргский.

«Персидский хор» из оперы «Руслан и Людмила». М. Глинка. «Колыбельная» и «Танец с

саблями» из балета «Гаянэ». А. Хачатурян.

Первая картина из балета «Петрушка». И. Стравинский.

«Вальс» из оперетты «Летучая мышь». И. Штраус.

Сцена из мюзикла «Моя прекрасная леди». Ф. Лоу.

«Звездная река». Слова и музыка В. Семенова.

«Джаз». Я. Дубравин, слова В. Суслова.

«Острый ритм». Дж. Гершвин, слова А. Гершвина.

«Ноктюрн» из Квартета № 2. А. Бородин.

«Вариации на тему рококо» для виолончели с оркестром, фрагменты. П. Чайковский.

«Сирень». С. Рахманинов, слова Е. Бекетовой.

«Старый замок» из сюиты «Картинки с выставки». М. Мусоргский.

«Песня франкского рыцаря», ред. С. Василенко.

«Полонез»(пя мажор); Мазурки № 47 (ля минор), № 48 (фа мажор), № 1 (си-бемоль

мажор). Ф. Шопен.

«Желание». Ф. Шопен, слова С. Витвицкого, пер. Вс. Рождественского.

Соната № 8 («Патетическая»), фрагменты. Л. Бетховен.

«Венецианская ночь». М. Глинка, слова И. Козлова.

«Арагонская хота».М. Глинка.

«Баркарола» (Июнь) из цикла «Времена года». П. Чайковский.

Прелюдия (до-диез минор). С. Рахманинов.

Прелюдии № 7и № 20. Ф. Шопен.

Этюд № 12 («Революционный»). Ф. Шопен.

Соната Ns 8 («Патетическая»). Л.Бетховен.

«Песня Сольвейг» и «Танец Анитры» из сюиты «Пер Гюнт» Э.Григ.

Народные песни: «Исходила младешенъка», «Тонкая рябина», русские; «Пастушка»,

французская, в обраб. Ж. Векерлена и др.

«Пожелания друзьями, «Музыкант». Слова и музыка Б. Окуджавы.

«Песня о друге». Слова и музыка В. Высоцкого.

«Резиновый ежик», «Сказка по лесу идет». С. Никитин, слова Ю. Мориц.

«Шехеразада», фрагменты 1-й части симфонической сюиты. Н. Римский-Корсаков,

«Рассвет на Москве-реке». Вступление к опере «Хованщина». М. Мусоргский

9. Материально - техническое обеспечение образовательного процесса.


  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. - М.: «Просвещение»,2011.


  1. Примерная программа начального общего образования по музыке. - М.: «Просвещение» 2009.


3. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. «Музыка»: Учебник для учащихся 1-4 класса начальной школы - М.: Просвещение, 2011.

4. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. «Музыка»: Рабочая тетрадь для учащихся 1-4 класса начальной школы - М.: Просвещение, 2011.

5. Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка»: 1-4 кл.: Пособие для учителя /Сост. Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина.- М.: Просвещение, 2004.


6. Фонохрестоматии музыкального материала к учебнику «Музыка. 1-4 класс» /Сост. Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С .Шмагина/ - 1 СD, mp3, кассета.

7. Методика работы с учебниками «Музыка».1- 4 классы. Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2010.

8. Алеев В.В., Науменко Т.И., Кичак Т.Н. «Музыка». 1 - 4 классы. - М., Дрофа, 2010.

9. Надолинская Т. В., Лушкина А. В., Любомищенко Н. А. «Музыка. 1 - 4 классы. - Таганрог: АЙКЭН, 2009.

10. Средства ИКТ: компьютер со звуковой картой, компьютерные программы, обеспечивающие работу на уроках музыки, колонки, мультимедийный проектор, принтер, музыкальный центр.

11. Сборники песен, компакт-диски с аудио и видеозаписями опер, балетов, мюзиклов, концертных исполнений симфонических и камерных произведений, музыкального фольклора разных народов России.

12. Портреты русских и зарубежных композиторов.

13. Таблицы по музыке.

14. Атлас музыкальных инструментов.

15. Плакаты с нотным и поэтическим текстом Гимна России, текстами исполняемых по программе песен и оперных фрагментов.

16. Видеофильмы о народных музыкальных инструментах.

17. Видеофильмы о жизни и творчестве отечественных и зарубежных композиторов.





 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал