7


Проект «Игра» для 4 класса

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание: "Описание материала:Проект подготовлен учамися 4 класса под руководством Голубевой С. П. Целью моей работы стало узнать об играх прошлых лет, их историю и развитие. Для выполнения цели были поставлены задачи: проведение анкетирования; изучение правил игр;обучение ребят и
предварительный просмотр материала

муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя образовательная школа № 22



научно - исследовательская работа

Игры нашего двора.

Выполнила: ученики

4 «А» класса.

Руководитель: учитель

начальных классов Голубева

Светлана Петровна.

г.о. Орехово-Зуево

2012г.

Содержание.



Введение

Основная часть

1. «Игра сменяется игрою» _________________________________________ стр.2-3

2. Классификация подвижных игр____________________________________ стр.3

3. «Игра принимает всех»___________________________________________ стр.3-4

4.Законы чести_____________________________________________________стр.4-5

5.Результаты анкетирования_________________________________________ стр.5

6. «Кто не спрятался я не виноват»____________________________________стр.5-10

7.Игровой алфавит_________________________________________________ стр.11

Заключение___________________________________________________________стр.12

Литература___________________________________________________________ стр.12

Приложение__________________________________________________________ стр.13-14




















Введение.

Как-то во дворе ребята задумались: во чтобы, поиграть? Футбол? Пионербол? И все? Есть ли еще какие-нибудь подвижные игры? Мне стало интересно, и я обратилась к маме: «Мама, а когда ты была маленькая, во что вы играли?» Ее ответ меня поразил. Оказывается, существует множество интересных игр, о которых современные дети не знают.

Я решила составить список игр и их правил, научить своих сверстников этим играм, организовать выставку рисунков по этой теме. А также предложила классному руководителю устроить соревнования между классами на Дне Здоровья.

Целью моей работы стало - узнать об играх прошлых лет, их историю и развитие.

Для выполнения цели были поставлены задачи:

  • проведение анкетирования;

  • изучение правил игр;

  • обучение ребят играм;

  • организация и проведение выставки рисунков и соревнований.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы:

  • изучение научно популярной литературы;

  • изучение материалов в Интернет-ресурсах;

  • социологическое исследование (беседа, анкетирование).

1 «Игра сменяется игрою».

Вы любите играть? Я и не сомневаюсь! Во все века, у всех народов дети и молодёжь играли в игры. Все мы играем во дворе - разными компаниями, в разных городах, с разными названиями для одних и тех же игр - играем много, до темноты, до хрипоты мамы, которая зовёт с балкона домой спать или на обед, до сбитых коленок и клятв в вечной дружбе или ненависти. Компьютерные игры, телевизор и фильмы о человеке-Пауке заменили радость такого живого общения. Даже в детском саду и в школе дети больше не интересуются дворовыми играми - сидят стайками и изучают компьютерные игры и сотовые телефоны. Дворовые игры - не просто развлечение. Исчезли из жизни современных ребят, те самые игры, которые учили детей находить общий язык, помогали решать споры и конфликты, Они дают возможность узнать самого себя, испробовать свои возможности, учили соблюдать определенные правила и просто доставляли огромную радость. Дворовые игры - еще и обучение ловкости, смелости, общению, умению быстро принять решение да ещё достойно проиграть. И всегда надо помнить о границах игры: «Играй, играй, да не заигрывайся»,- говорили наши предки. Потому злоба и гнев не должны были присутствовать в игре, а доброжелательность и гостеприимство - пожалуйста. «Игра принимает всех», - и так говорили в старину. Играли и зимой, и летом, и в помещении, и на улице. Сколько было веселья и азарта! Сколько радости от побед и сколько огорчения при неудачах! А сколько ловкости и умения надо было проявить, чтобы хоть иногда побеждать в таких играх, как чижик или лапта! И я уверена, что та беззаветная отвага и способность преодолевать огромные трудности и опасности, которые проявили бывшие мальчишки в боях Великой Отечественной войны, во многом от крепкой физической и душевной закалки, полученной в детстве. (см. Приложение 2 фото2)

Открываю толковый словарь, нахожу значение слава «игра»:

- игрывать чем, во что, с кем, на чем, по чем, что; шутить, тешиться, веселиться, забавляться, потехой, заниматься, чем для забавы, от скуки, безделья;

- занятие для развлечения, отдыха, укрепления здоровья и т.п.;

-какой-либо вид, способ такого занятия, основанный на определенных условиях, подчиненный определенным правилам.

Исследуя литературные источники, я узнала, что в большинство русских народных игр играют на свежем воздухе. Игры эти очень разнообразны, с предметом, группами, одиночные.

2 Классификация подвижных игр.

Игры можно разделить на следующие виды:

  • военные игры;

  • игры на находчивость и быстроту;

  • игры, отражающие отношения человека и Природы;

  • игры, отражающие повседневные занятия и быт наших предков;

  • игры по религиозно-культовым мотивам;

  • игры на силу и ловкость.

3 «Игра принимает всех».

Чтобы собрать ребят играть, нужно громко прокричать «зазывалочку». Например, такую:

Кто будет играть в интересную игру?
А в какую - не скажу!
А потом не примем, за уши поднимем.
Уши будут красные, до того прекрасные.

Или вот такую:

Тай-тай, налетай, в интересную игру.

Всех принимаем и не обижаем,
А кто опоздает - в небо улетает.

С чего начинается игра? Любая игра начинается со считалок. Всяких считалок на Руси было великое множество! Кое-какие из них живут среди ребят до сих пор, но большинство уже наверняка забылись. Всем известно, что считалки нужны для того, чтобы по справедливости и без споров выбрать того, кто будет водить в игре. А в некоторых играх при помощи считалок можно определить порядок, в котором каждый должен вступать в игру.

Мы собрались поиграть Чай пили, чашки били,

Ну, кому же начинать? По три денежки платили!
Раз, два, три, Кто не хочет платить
Начинаешь ты. Тот и будет выходить!

Котик шёл по лавочке, Раз, два, три, четыре!
Раздавал булавочки. Гномик золото искал!
Сядет на скамеечку - И колпак свой потерял!
Раздаёт копеечки: Сел, заплакал -как же быть!?
Кому десять, кому пять, Выходи! Тебе водить!
Выходи, тебе искать! Чёрный кот не спит, а бродит.

Черепаха хвост поджала Он по крыше ночью бродит,

И за зайцем побежала. Ищет мышку - не находит.

Оказалась впереди, Кто попался, тот и водит!

кто не верит - выходи!

Жребий - это высшая справедливость. Его решению при распределении игровых ролей все обязаны подчиняться беспрекословно. Обычно жеребьевка предназначена для тех игр, в которых предусмотрено две команды. Из числа самых ловких игроков выбираются две матки (капитана), затем ребята, примерно равные по силам и возрасту, отходят парами в сторону, сговариваются и, договорившись, подходят к маткам:

Мати, мати,
Что вам дати?

и спрашивают, кто из них кого выбирает:

Какого коня ? сивого
Или златогривого?

4 Законы чести.

Самый первый, самый главный закон - честность. В старину понятие чести даже заставляло вызывать обманщика и подлеца на дуэль. Потому что честь была дороже всего!

Второй закон лучше и короче не выразишь, чем старинной русской пословицей: «Один за всех, и все за одного!».

Третье, о чём нельзя забывать в любой игре, это - справедливость и великодушие. И конечно, нужно беречь друг друга во время игры.

5 Результаты анкетирования.

Среди ребят 4-3 классов я провела анкетирование, где задала вопросы:

1.В какие игры играли ваши родители во дворах?

2.В какие игры играете вы в своём дворе?

Результаты я отразила в диаграмме (см. Приложение №1)

Популярность у наших родителей пользовались игры: «Казаки-разбойники»-50%. «12палочек»-20%. «Лапта»20%. «Прятки»10%

Мои сверстники предпочитают играть: «Прятки»45% «Салки»25% «Вышибалы»15% «Футбол»15%

6 «Кто не спрятался я не виноват».

Ну, а теперь я приступаю к самому главному - к рассказу о самих играх.

«Казаки́- разбойники» - детская военная игра, популярная в XX веке. Играющие делятся на две команды (чем больше участников, тем игра интереснее). У каждой команды свои отличительные знаки (нарукавные повязки, ленточки или значки). По сигналу «разбойники» разбегаются прятаться. «Казаки» в это время выбирают место для «темницы», куда будут приводить пойманных «разбойников». «Темница» должна быть не очень большой, чтобы её было удобно охранять. Её границы чётко обозначаются (мелом, камешками). Через оговоренный промежуток времени «казаки» идут искать «разбойников», спрятавшихся на оговоренной территории. Тех, кого увидели, они должны догнать и «запятнать» (коснуться рукой). «Запятнанный» разбойник считается пойманным, он должен покорно идти с «казаком», пока тот его держит. Но если «казак» случайно разжал руки, «разбойник» может убежать. Пойманных «разбойников» уводят в «темницу». «Разбойники» могут выручать попавшихся товарищей. Для этого необходимо незаметно подбежать к «казаку», ведущему «разбойника», и «запятнать» его. Тогда «казак» обязан «разбойника» отпустить, и оба «разбойника» убегают прятаться снова. Но если «казак» оказывается проворнее и успевает «запятнать» второго «разбойника» раньше, он берёт в плен обоих. «Разбойники» могут освобождать своих товарищей из «темницы». Для этого необходимо дотронуться до пленного раньше, чем охраняющий «темницу» «казак» дотронется до освобождающего. Цель игры: переловить всех «разбойников».




Второй по популярности является игра «Двенадцать палочек» - усложнённый вариант игры в . Эта игра на находчивость и быстроту. Для этой игры нужна дощечка и 12 палочек. Дощечку кладут на небольшое бревнышко, чтобы получилось подобие качелей. Все играющие собираются около этих качелей. На нижний конец кладут 12 палочек, а по верхнему один из играющих ударяет так, чтобы все палочки разлетелись.
Водящий собирает палочки, а играющие в это время убегают и прячутся. Когда палочки собраны и уложены на дощечку, водящий отправляется искать спрятавшихся.
Любой из спрятавшихся игроков может незаметно для водящего подкрасться к качелям и вновь разбить палочки. Найденный игрок выбывает. При этом, ударяя по дощечке, он должен выкрикнуть имя водящего. Водящий вновь собирает палочки, а все играющие снова прячутся. Игра заканчивается, когда все спрятавшиеся игроки найдены и при этом водящий сумел сохранить свои палочки. Последний найденный игрок становится водящим. Водящий подбирает и укладывает палочки обратно на качели строго по одной.

Следующей по популярности является «Лапта». Эта русская народная игра формирует жизненно важные двигательные навыки бега и метания, а также развитие скорости реакции, точности движений, быстроты и координации. Понадобится небольшой резиновый мяч и лапта - круглая палка. На площадке проводят две линии на расстоянии 20 м друг от друга. С одной стороны площадки находится «город», с другой - «кон». В лапту играют две команды, каждая из которых состоит из пяти человек. По жребию игроки одной команды идут в «город», а другая команда водит. Команда «города» начинает игру. Метальщик лаптой бьет по мячу, бежит за линию «кона» и снова возвращается в «город». Водящие ловят мяч и стараются мячом осалить бегущего. Они могут перебрасывать мяч друг другу, чтобы попасть в бегущего на более близком расстоянии. Если игрокам поля удается запятнать ведущего, они переходят в «город». В ином случае игроки поля остаются на местах. Игра продолжается, мяч забивает второй игрок. По очереди все играющие бьющей команды выступают в роли метальщиков. Но не всегда игрокам удается сразу вернуться в «город». В этом случае они ждут, что их выручат. Выручить может только тот, кто далеко отобьет мяч. В игре может создаться ситуация, когда все игроки бьющей команды, кроме одного, находятся за линией «кона», тогда игроку, который еще не бил, разрешается ударить трижды. Если он промахнется, то игроки «города» уступают свое место водящей команде. Подавальщики не должны переступать черту «города». Команда «города» переходит в поле и становится водящей, если все игроки пробили мяч, но никто не перебежал за линию «кона». Одна команда находится в поле, она является защищающейся, вторая - на линии города, она атакующая. Задача игроков атакующей команды, после выполненного удара битой по мячу, постараться перебежать через поле. Задача защищающейся команды - подобрать или поймать мяч и попасть им (осалить) игроков атаки, находящихся в поле. Игрок атаки, совершивший перебежку через все поле и вернувшийся назад, приносит своей команде 2 очка. Игрок защиты, поймавший мяч с лета, приносит своей команде 1 очко. Игра длится четыре тайма по 15 минут. Победителем является та команда, которая наберет больше очков.

У следующей игры разные названия: «Салочки», «Догонялки», «Пятнашки». У этой игры бесчисленное множество вариантов. «Классические» салки - основной.

Играющие выбирают водящего - «салку» и мгновенно разбегаются от него кто куда. «Салка» должен догнать и «осалить» любого игрока (т. е. коснуться его рукой), после чего тот станет «водить» и получит право в ту же секунду вернуть бывшему «салке» его роль. Для того главное - вовремя убежать. Если пространство для игры слишком большое, его можно, по договоренности, ограничить, чтобы бедному «салке» не пришлось «наматывать километры», а всем играющим было бы удобно следить за ходом игры. Ведь если кто-то не заметил, как роль «салки» перешла к новому игроку, он рискует быть «осаленным», не ожидая подвоха. Смена ролей в «салочках» происходит стремительно и внезапно. Тем они и привлекательны! Между прочим, такую игру очень любят детёныши всяких животных: котята, щенки, волчата, львята и т.д. Каждый из вас наверняка видел, как они поочерёдно гоняются друг за другом. Значит, и человеческим детёнышам она известна с доисторических времён...

А вот «Жмурки» это самый суровый вариант салочек. Я с удовольствием играла летом на площадке с друзьями. Было весело и азартно. Давным-давно эту игру называли ещё «Хоронушки», «Прятанки» или «Ухоронки». Игра «Прятки» простая и многим знакомая. Водящий закрывает глаза в условленном месте (обычно у дерева или у глухой стены, если во дворе) и громко считает, например, до тридцати. В это время остальные игроки разбегаются и прячутся кто куда. Закончив счет, водящий громко кричит: «Пора не пора, я иду со двора! Кто не спрятался - я не виноват!» И отправляется на поиски. Как только кого-нибудь обнаруживает, - оба кидаются к «выручальному» месту (где водящий считал). Кто первый добежит, стучит по дереву и кричит»: «Туки-туки - за себя» (если это игрок), а если водящий: «Туки-туки - Паша!» (если найден Паша). После этого водящий снова отправляется на поиски, но он всегда должен быть начеку, потому что иногда прятальщики выбегают сами из своих укрытий и мчатся к «выручальному» месту. На следующий кон водой становится тот, кто был застукан последним.

Жизнь человека в старину была очень намного более тесно связана с природой, чем в наши дни. Леса были полны зверей. Полевые работы, охота, промыслы были подчинены и погодным условиям. Во многом именно от природы зависело, будет ли община сыта, и жить в достатке или людям придется голодать.
Эта связь нашла свое отражение в , обычаях, традициях и праздниках у славянских народов. Дети, в своем стремлении подражать взрослым в их делах, проделывали то же самое в игровой форме. Так возник игры, в которых отражается отношение человека к природе. Во многих из них лесные хищники медведь, волк, лисица - главные действующие лица.

«Волки во рву» - игра, отражающая отношение человека и природы. На земле чертиться коридор, шириной около метра обозначающий ров. Его можно было делать различным по ширине и зигзагообразным. Во рву располагаются водящие, волки. Их немного, два или три и они не имеют права покидать ров. Остальные играющие зайцы. Зайцы стараются перепрыгнуть через ров и не оказаться осаленными волками. Из этой серии игра «Хромая лиса». Один игрок выбирается на роль хромой лисы. Остальные игроки становятся утками. На месте, выбранном для игры, очерчивают круг довольно больших размеров птичий двор, в который входят все, кроме хромой лисы. По сигналу утки бросаются бегом по кругу, а хромая лиса в это время скачет на одной ноге и старается запятнать кого-нибудь из разбегающихся уток, т. е. прикоснуться к ней рукой. Когда лисе это удается - она и присоединяется к уткам, а пойманная утка становится новой лисой. Утки не имеют права покидать птичий двор. Лиса ловит их, обязательно прыгая на одной ноге.

Люди верили в нечистую силу, и это отразилось в народных забавах. Водяные, русалки, домовые, чародеи, нечистая сила фигурируют не только в и обрядах, но и появляются в сюжетах игр.

«Водяной» - игра по религиозно-культовым мотивам. (водящий) сидит в кругу с закрытыми глазами. Играющие водят вокруг него, хоровод со словами:

Дедушка водяной,
Что сидишь ты под водой?
Выгляни на чуточку,
На одну минуточку.

Круг останавливается и водяной встает и, не открывая глаз, подходит к одному из играющих. Задача водяного - определить, кто перед ним. Если водяной угадал, он меняется ролью и теперь тот, чьё имя было названо, становится водящим.
Водяной может трогать стоящего перед ним игрока, но глаза открывать нельзя.

Охота, рыбалка, промыслы, бытовые сценки и многое другое, составляющее повседневные занятия людей в старину дошло до наших дней в многочисленных играх-отражениях. Глядя на которые совсем нетрудно себе представить, чем и как жили наши предки. Диалоги - в играх могли быть довольно длинными и забавными. Причем менять по ходу игры фразы в них не возбранялось. Наоборот, это добавляло игре интереса и живости. Вот пример подобной игры: «Бояре». Игра проходит на ровной площадке.

Играющие делятся на две команды, которые выстраиваются друг против друга в цепи.
Первая команда идет вперед со словами:

- Бояре, а мы к вам пришли!

И возвращается на прежнее место:

-Дорогие, а мы к вам пришли!

Другая повторяет этот маневр со словами:

-Бояре, а зачем пришли? Дорогие, а зачем пришли?

Начинается диалог:

-Бояре, нам невеста нужна. Дорогие, нам невеста нужна. - Бояре, а какая, вам мила? Дорогие, а какая вам мила?

Первая команда совещается и выбирает кого-то:

-Бояре, нам вот эта мила (показывают на выбранного). Дорогие нам вот эта мила.

Выбранный игрок поворачивается кругом и теперь ходит и стоит в цепи, глядя в другую сторону.
Диалог продолжается:

- Бояре, она дурочка у нас. Дорогие, она дурочка у нас.
- Бояре, а мы плеточкой ее. Дорогие, а мы плеточкой ее.
- Бояре, она плеточки боится. Дорогие, она плеточки боится.
- Бояре, а мы пряничка дадим. Дорогие, а мы пряничка дадим.
- Бояре, у ней зубки болят. Дорогие, у ней зубки болят.
-Бояре, а мы к доктору сведем. Дорогие, а мы к доктору сведем.
-Бояре, она доктора укусит. Дорогие, она доктора укусит.
Первая команда завершает:

- Бояре, не валяйте дурака, отдавайте нам невесту навсегда!

Тот, кого выбрали невестой, должен разбежаться и прорвать цепь первой команды. Если ему это удается, то он возвращается в свою команду, взяв с собой любого игрока первой. Если цепь не прорвана, то невеста остается в первой команде, то есть выходит замуж. В любом случае второй кон начинает проигравшая команда. Задача команд: оставить у себя больше игроков. Можно изменить слова диалога, придумывая их на ходу. Нельзя подныривать под руки при разбеге.

С наступлением весны, как только сходит с асфальта снег, у нас во дворе появляются «Классики». На асфальте мелом расчерчиваем прямоугольник. Участники игры определяют очередность по договору или жребием. Первый играющий становится перед классиками и бросает в первый прямоугольник (1 класс) плоскую круглую биту (бита может быть выточена из бруска железа, можно использовать обычную жестяную коробочку из-под леденцов и т. д.). Затем прыгает на одной ноге в класс и ударом ноги выбивает биту в следующий класс. Таким образом, можно пройти все классы. Можно добавить к прямоугольникам полукруг или другую фигуру (дом, рай, огонь), в которой по условию можно будет встать на обе ноги (например, дом или рай), или напротив перепрыгнуть ее, не оставляя в ней биту (огонь).

(см. приложение 2, рис.1) Обязательные условия:

- если бита не попала в нужный квадрат то, переход хода;
- с битой в одном классе двумя ногами не стоять (исключение - пятый класс, который полностью надо прыгать на 2х ногах);
- если попал в «котел», сгорает целый класс - переход

- не топтаться, не передвигать биту, и на черточки не наступать!

Играя в классики, можно добавлять и придумывать новые правила, способы прыжков, очертания самих классиков.

А ещё мы играем в «Вышибалы». Игровое поле (очерчено с двух сторон линиями, за которыми стоят вышибалы (водящие), их задача - выбить мячом игроков с поля, мяч подается поочередно от одного вышибалы к другому), вышибалой становится «выбитый» или вновь прибывший игрок. Играющие делятся на команды и выбитые игроки уходят с поля пока не будут выбиты все игроки команды, при этом из рук вышибалы может быть поймана «свечка», что означает либо возможность остаться в круге, либо возврат одного из выбитых игроков на поле.

В нашем классе очень любят играть в «Ручеёк». (см. Приложение2 фото3) Я рассказала ребятам, что раньше у этой игры были другие правила.

Ребята обхватывают друг друга за пояс и становятся гуськом вдоль весеннего ручья. Все поют:

Разливался родник ключевой, Царь едет жениться.
Белый, снеговой: Царевна велит воротиться.
По чистым полям, Сама к тебе буду,
По синим морям, Летом - в карете,
По мхам, по болотам, Зимою - в возочке.
По зелёным колодам. Весной - в челночке!

Затем боком стараются перепрыгнуть ручей, не коснувшись воды. Но при этом каждый мешает своему соседу. Тот, кто коснулся воды, из игры выбывает.

Работая над этим материалом, я поняла, что названия игр можно представить в виде «Игрового алфавита»

Алёнушка и Иванушка

Баба Яга

Вышибала

Горячая картошка

Дочки-матери

Ералаш

Жмурки

Змейка

Испорченный телефон

Классики

Лапта

Море волнуется…

Нарды,

Одиннадцать

Прятки

Резиночки

Садовник

Третий лишний

У медведя на бору …

Футбол

Хромая лиса

Цветы и садовник

Чехарда

Штандер

Щелбан

Эстафеты

Юла

Я знаю 5 имен.


Заключение.

Оказывается, что многие игры наших мам и пап претерпели изменения. Изменились названия, упростились правила, появились новые игры.

К сожалению, многие родители не рассказывают своим детям о, том, как они жили, когда были детьми, во что играли, чем занимались, выходя на улицу.

Моя работа способствовала укреплению установлению связи поколений. Ребят заинтересовали рассказы родственников о своем детстве. Были проведены классные часы по теме: «Игры на свежем воздухе». Состоялась выставка рисунков (см. Приложение 2 Рисунки1,2,3,4).Мы решили продолжить «Игровой алфавит» расширить его.

Мне хотелось бы, чтобы об этих играх узнали многие, поэтому в нашем классе состоялась выставка рисунков «Игры моих родителей». Я научила своих одноклассников игре «Золотые врата», которая очень понравилась. (см. Приложение 2 фото4) На школьном сайте мы решили разместить фото игр нашего класса и данную исследовательскую работу.


Мне хочется, чтоб это не пропало.

Пускай народная игра в веках живёт.

В ней сила предков, мудрость вековая

И отражает она - связь времен.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Е.В.Борисов, А.В.Княгинин «Игра сменяется игрою...», 2006

2. В.Володченко, В. Юмашев «Выходи играть во двор». - М.: Молодая гвардия,

3. . Детский игровой сайт.

4. . Методическое пособие по играм.
5. А.А. Тарана Журнал «Физическая Культура» .
6. Е.И.Филиппова «Кто не спрятался, я не виноват!», 2010
7. - Детские народные игры и сказки.

8. С.К.Якуб «Вспомним забытые игры», 1988


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Результаты анкетирования родителей


Результаты анкетирования детей



ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Фото 1 Фото 2 Рисунок 1


Фото 3 Фото 4


Рисунки 1,2,3,4


19





 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал