- Учителю
- Календарно-тематическое планирование по литературе 6 класс Коровина
Календарно-тематическое планирование по литературе 6 класс Коровина
Календарно-тематическое планирование по литературе в 6 классе
№
Дата проведения
Тема урока
Основное содержание
Формы и виды контроля
Результаты обучения
Примечания
план
факт
1
Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герои. Выражение авторской позиции. Выявление уровня литературного развития учащихся
Ответить на вопросы: почему автор статьи В. Шкловский называет книгу «дорогой»? Подготовить развернутый ответ, включив в него лексику из статьи критика: «точное знание», «углубление знаний», «умение читать», «справочный аппарат», «книга - предмет для мысли»
Знать: о роли книги в жизни человека;
уметь: подтверждать высказывания писателей собственными примерами из прочитанных книг
2
Проверка техники чтения
3
Устное народное творчество. Обрядовый фольклор. Обрядовые песни
Ответить на вопрос: почему Масленица то «любота моя», то «обманяка»? Выразительное чтение одной из обрядовых песен
Знать: определение понятий «фольклор», «обрядовый фольклор», виды обрядовых песен; понимать: их эстетическую и художественную ценность, как различаются песни по содержанию, характеру исполнения, ритму, мелодии; уметь: соотносить календарно-обрядовые песни с событиями народного календаря, анализировать их тематику
4
Устное народное творчество. Пословицы и поговорки как малый жанр фольклора. Их народная мудрость. Загадки как малый жанр фольклора.
Афористичность загадок
Подобрать синонимы к следующим поговоркам: «Ума палата», «Его не проведешь», «Ни нашим, ни вашим», «Прошел сквозь огонь и воду», «Этому палец в рот не клади» и ДР- Определить сравнение и антитезу в пословицах: «Голод -не тетка», «Ржа ест железо, а печаль - сердце», «Ученье - свет, а неученье -тьма», «Наговорился - как меду напился» и др.
Знать: определение понятий «малые жанры фольклора», «пословица», «поговорка»; их отличительные особенности, «законы», по которым они строятся, средства художественной выразительности; понимать образный язык народной мудрости: прямой и переносный смысл пословиц и поговорок, афористичность, меткость и выразительность слога; уметь: объяснять смысл и толковать значение пословиц и поговорок, уместно употреблять их в собственной речи
5
Урок-«посиделки». Русский фольклор. Подготовка к домашнему сочинению по пословице
Исполнение обрядовых песен. Защита иллюстраций.
Конкурс устных рассказов с использованием поговорок и пословиц.
Ответить на вопрос: в чем красота и мудрость русского фольклора?
Уметь в собственном высказывании использовать богатые возможности русской народной речи, передавать интонационно манеру исполнения обрядовых песен, соблюдать ритм, мелодию, характер чувств, переживаний, выраженных в них, уместно включать в собственное речевое высказывание малые жанры фольклора, создавать иллюстрации по содержанию пословиц и связно рассказывать о них
6
Русские летописи. «Повесть временных лет». «Сказание о белгородском киселе». Исторические события и вымысел. Отражение народных идеалов в летописях
Подготовить выразительное чтение фрагмента сказания, передавая интонационно величественную простоту речи летописца и чувства, переживаемые участниками событий. Письменно ответить на вопросы(по выбору): в чем заключается мудрый совет старца; какой двойной смысл заложен во фразе: «Ибо мы имеем пищу от земли». Какие наставления (уроки) содержит сказание?
Знать: определение понятий «древнерусская литература», «летопись»,«летописание»,«летописец», «сказание», исторические сведения о принятии на Руси христианства, характерные черты литературы Древней Руси, содержание статьи учебника; понимать значение летописи в формированиивсей русской литературы, насколько интересны летописи современному читателю; уметь отличать летописные сказания от произведений устного народного творчества
7
Русские басни. И. И.Дмитриев. Слово о баснописце. «Муха». Осуждение безделья, лени, хвастовства. Аллегория и мораль в басне. Особенности языка XVIII столетия
Выразительное чтение, сообщения учащихся по теме
Знать понятие басня, структуру басни; художественные приёмы, используемые в баснях.
Уметь анализировать басню, определять проблематику произведения.
8
И. А. Крылов. Слово о баснописце. «Листы и корни». Роль власти и народа в достижении общественного блага. «Ларчик». Критика мнимого «механики мудреца» и неумелого хвастуна
Выразительное чтение
Знать понятие басня, структуру басни; художественные приёмы, используемые в баснях.
Уметь анализировать басню, определять проблематику произведения
9
И. А. Крылов. «Осел и Соловей». Комическое, изображение «знатока», не понимающего истинного искусства. Развитие понятия об аллегории.
Конкурс инсценированной басни.
Выразительное чтение, чтение наизусть
знать понятие басня, структуру басни; художественные приёмы, используемые в баснях.
Уметь анализировать басню, определять проблематику произведения.
10
А. С. Пушкин. Слово о поэте. Стихотворение «Узник» как выражение вольнолюбивых устремлений поэта. Обучение выразительному чтению
Какие художественные средства помогают создать особый эмоциональный колорит стихотворения. Подготовить выразительное чтение стихотворения.
Знать: факты биографии и творческой деятельности поэта, определение понятий «композиция», «интонация стихотворения»; понимать чувства и переживания лирического героя, вольнолюбивый характер стихотворения; уметь использовать «слово-образ», «контраст», «мотив неволи» при анализе стихотворения, определять
11
А. С. Пушкин. «Зимнее утро». Тема и поэтическая идея стихотворения. Роль композиции в понимании смысла стихотворения.
Сопоставить два стихотворения Пушкина, ответив на вопросы: каковы общие и своеобразные черты каждого из них? Каким настроением они проникнуты?
Знать: какие художественные средства использует поэт, передавая приметы зимнего пейзажа
12
А. С. Пушкин. Тема дружбы в стихотворении «И. И. Пущину». «Чувства добрые» в лирике А. С. Пушкина. Жанр стихотворного послания. «Зимняя дорога». Изображение действительности и внутреннего мира человека. Тема жизненного пути. Эпитет, метафора как средства создания художественных образов в лирике А. С. Пушкина
Ответить на вопрос: какие средства художественной изобразительности использует поэт, чтобы передать чувства лирического героя стихотворения? подготовьте выразительное чтение стихотворения.
Знать: факты биографии А.С. Пушкина и периоды его творчества, историю создания стихотворения, посвященного лицейскому другу, художественные особенности жанра стихотворного послания, определение понятия «эпитет»; понимать, что светлое чувство дружбы - помощь в суровых жизненных испытаниях; уметь определять средства художественной выразительности и их роль, находить в стихотворении признаки жанра послания, прослеживать эволюцию чувств лирического героя
13
А. С. Пушкин. Цикл «Повести Белкина». «Барышня-крестьянка». Сюжет и герои повести. Роль антитезы в композиции повести. Пародия на романтические темы и мотивы в повести «Барышня-крестьянка». «Лицо и маска» героев повести. Роль случая в композиции произведения
Ответить на вопросы: каково авторское отношение к героям? Что в поступках Дубровского вызывает уважение автора, а что -осуждение? Продолжить фразу: «Молодость - это время...» (проказ, забав, легкомыслия, ветрености, надежд, веселья и т.д.)
Знать: сюжет и героев повести Пушкина, понимать позицию Пушкина-гуманиста: простые и естественные качества - самый короткий и самый прямой путь от человека к человеку, залог дружбы и любви; уметь: анализировать роль эпиграфа («Во всех ты, душенька, нарядах хороша»), антитезы и случая в композиции повести, инсценировать эпизоды повести, передавая характер, чувства героев
14
А. С. Пушкин. «Дубровский». Картины жизни русского барства. Конфликт Андрея Дубровского и Кирилы Троекурова
Работа с вопросами к 1-4 гл.
Знать историю создания романа; понимать зависимость поведения человека от социальной среды; уметь составлять план в соответствии с рассказом; сравнивать образы главных героев, правильно оценивать поведение героев.
15
Протест Владимира Дубровского против несправедливых порядков, произвола и деспотизма. Анализ эпизода «Пожар в Кистеневке». Роль эпизода в повести
Описать душевное состояние Владимира Дубровского, прощающегося с родным домом. Ответить на вопросы.
Знать: содержание анализируемых глав; уметь: анализировать эпизод как часть целого, объяснять его роль в романе.
16
Романтическая история любви Владимира Дубровского и Маши Троекуровой. Авторское отношение к героям.
Устно описать героиню романа. Пересказать близко к тексту эпизод с кольцом. Ответить на вопросы.
Знать: содержание анализируемых глав; понимать причины отказа Владимира от мести Троекурову, отношение автора к своим героям; уметь: составлять устное описание портрета героя, включая в него цитаты из романа.
17
Сюжет и композиция романа «Дубровский»
Комментированное чтение и обсуждение.
Знать: определение понятий «композиция», «сюжет»; последовательность событий, изображенных в романе;
уметь составлять простой план, выделять завязку, кульминацию, развязку действия, прослеживать их связь с развитием конфликта; определять, в чем заключаются особенности сюжета романа, выделять основные событийные линии (дружба двух помещиков -ссора - месть Троекурова - смерть Дубровского и т.д.); делать вывод об организации сюжета в романе
18
Подготовка к домашнему сочинению «Защита человеческой личности в повести А. С. Пушкина "Дубровский"»
Индивидуальная проверка
Знать: содержание романа, последовательность раскрытия темы; уметь находить в тексте описания помещиков, отбирать материал для сочинения (возраст, сословие, воспитание, семья, поместье, образ жизни, поступки, отношение к другим людям, черты характера); делать вывод: чего больше между двумя помещиками: сходства или различий; определять цель сравнения и основание для сравнения; анализировать варианты вступления и заключения сочинения
19
М. Ю. Лермонтов. Слово о поэте. «Тучи». Основное настроение и композиция стихотворения. Особенности поэтических интонаций
Ответить на вопросы: как меняется характер отношения лирического героя к тучам; как передает интонационно динамику чувств автора актер, читающий стихотворение? В чем Лермонтов находит сходство своей участи с «судьбой» тучек?
Знать: автора, факты его биографии и творческой деятельности указанного периода, историю появления стихотворения «Тучи», определение понятий «эпитет», «художественное сравнение», «антитеза», «инверсия», «лексический повтор»; понимать: в чем поэт находит сходство своей участи с «судьбой» тучек; как меняется характер отношения лирического героя к тучам; каковы особенности композиции стихотворения, настроение и композицию стихотворения;уметь связно рассказывать о поэте, выразительно читать, определять художественные средства языка, указывая их роль в поэтическом тексте, отмечать особенности поэтической интонации стихотворения
20
Антитеза как основной композиционный прием в стихотворениях М. Ю. Лермонтова «Листок», «Утес», «На севере диком...». Особенности выражения темы одиночества. Обучение анализу одного стихотворения
Ответить на вопрос: почему мастер художественного слова, читающий стихотворение, делает долгую паузу перед словами «Одиноко / Он стоит, задумался глубоко...»? Выразительно прочитать стихотворение. Выразительно прочитать диалог Листка и Чинары по ролям
Знать: определение понятий «композиция», «поэтический образ», «образ-символ», «эпитет», «олицетворение», «антитеза», «аллегория», «художественное сравнение», «инверсия»; понимать настроение стихотворений, уметь определять средства художественной выразительности в тексте, объяснять их роль в композиции стихотворения, сопоставлять черновые варианты стихо творения с его окончательной редакцией и стихотворением другого поэта, выявляя в них общие и своеобразные черты
21
М. Ю. Лермонтов. «Три пальмы». Разрушение красоты и гармонии человека с миром. Двусложные и трехсложные размеры стиха. Поэтическая интонация. Подготовка к сочинению по анализу одного стихотворения М. Ю. Лермонтова
Ответить на вопросы: какое впечатление произвело на вас чтение актером стихотворения? Групповые задания: проследить, как меняется интонационный строй речи, эмоциональная окраска голоса актера, когда он читает: описание оазиса в аравийской пустыне (1 строфа); роптание пальм (2 строфа); описание движущегося каравана (3 строфа); гарцевание арабского всадника (5 строфа), встречу гостей в оазисе (6 строфа); жестокую сцену гибели пальм (7 строфа); безжизненную картину, возникшую там, где еще недавно красовались пальмы и журчал ручей (9 строфа)
Знать: определение понятий «лиро-эпическое произведение» (начальные представления), «сюжет», «тема», «композиция», «инверсия», «эпитет», «олицетворение», «аллитерация», «поэтическая интонация»; понимать сюжет, соединивший эпическое изображение событий с лирическим переживанием, основную мысль стихотворения, проникнутую глубоким философским смыслом: разрушение красоты и гармонии человека с миром природы;
уметь определять в поэтическом тексте художественные средства языка, их роль, особенности поэтических интонаций стихотворения, выразительно читать, соблюдая интонационный строй речи, эмоциональное своеобразие, личное отношение к событиям каждого эпизода стихотворения
22
Н. В. Гоголь. «Старосветские помещики»
23
И. С. Ту pre не в. Слово о писателе. Цикл рассказов «Записки охотника» и их гуманистический пафос. «Бежин луг». Духовный мир крестьянских детей. Народные верования и предания. Юмор автора
Ответить на вопросы: какими вы представили себе мальчиков, прослушав чтение актера? Как можно назвать рассказы мальчиков: россказнями, преданиями, поверьями?
Сопоставить рассказы мальчиков: какие из них особенно интересны? Как они характеризуют самих героев? Как относится автор к своим героям?
Знать: факты биографии и творчества писателя, своеобразие цикла «Записки охотника», исторически реальные детали, изображенные в рассказе, содержание рассказа «Бежин луг»; понимать авторское отношение к героям;
уметь связно рассказывать о героях, характерах, описывать их по иллюстрациям и воображению, выборочно пересказывать эпизоды, комментировать их
24
Роль картин природы в рассказе «Бежин луг». Портреты героев как средство изображения их характеров. И. С. Тургенев - мастер портрета и пейзажа
Сопоставительный анализ ночного и утреннего пейзажа.
Знать: содержание рассказа Тургенева, определение понятий «пейзаж», «пейзажная зарисовка»; понимать: почему описаниям природы в рассказе уделено особое внимание; уметь: сопоставлять словесное и художественное повествование, выразительно читать текст.
25
26
. Ф. И. Тютчев. Слово о поэте. Особенности изображения природы в лирике Ф. И. Тютчева. «Неохотно и несмело...». «С поляны коршун поднялся...». Судьба человека и судьба коршуна. Роль антитезы в стихотворении
Ф. И. Тютчев. «Листья». Обучение анализу одного стихотворения
Ответы на вопросы, выразительное чтение стихотворений.
Знать: автора и факты его биографии, литературной деятельности; определение понятий «лирика», «лирический герой», «лирический образ», «эпитет», «метафора», «олицетворение», «строфа» и др.; понимать мысль поэта о безыскусственности лирики, стремление Фета остановить мгновение и запечатлеть его в слове, понимать, какие чувства испытывает лирический герой стихотворения при восприятии картин природы; уметь: объяснять роль восклицания, слышать музыкальный ритм поэтической речи Фета, определять средства художественной выразительности и объяснять их роль в стихотворении
27
28
. А. А. Фет. Слово о поэте. «Ель рукавом мне тропинку завесила...». Природа как воплощение прекрасного. Эстетизация конкретной детали
А. А. Фет. «Еще майская ночь». Переплетение и взаимодействие тем природы и любви. «Учись у них - у дуба, у березы...». Природа как мир истины и красоты, как мерило человеческой нравственности
Какие художественные приемы помогают поэту передать эмоциональное состояние одинокого путника в лесу («Ель рукавом мне тропинку завесила...»)? Чему призывает учиться поэт «у дуба, у березы»? Групповые задания: определить средства художественной выразительности в стихотворениях, объяснить их роль.
Подготовить выразительное чтение стихотворений, раскрыв сложную гамму переживаний лирического героя, музыкальность и плавность стиха
Знать: автора и факты его биографии, литературной деятельности; определение понятий «лирика», «лирический герой», «лирический образ», «эпитет», «метафора», «олицетворение», «строфа» и др.; понимать мысль поэта о безыскусственности лирики, стремление Фета остановить мгновение и запечатлеть его в слове, понимать, какие чувства испытывает лирический герой стихотворения при восприятии картин природы; уметь: объяснять роль восклицания, слышать музыкальный ритм поэтической речи Фета, определять средства художественной выразительности и объяснять их роль в стихотворении
29
30
Психологизм, гармоничность и музыкальность поэтической речи Ф. И. Тютчева и А. А. Фета. Краски и звуки в пейзажной лирике. Классное сочинение по лирике Ф. И. Тютчева и А.А.Фета
31
Н.А. Некрасов. Слово о поэте. «Железная дорога». Картины подневольного труда. Величие народа-созидателя
Сделать письменный вывод на основании сообщения учащегося о Н.А. Некрасове: какие жизненные впечатления детства и юности поэта нашли отражение в его творчестве? Почему поэт начинает рассказ о строительстве железной дороги
описанием прекрасной осенней природы? Как вы понимаете строки: «Многие -в страшной борьбе,/ К жизни воззвав эти дебри бесплодные, / Гроб обрели здесь себе»? Что изображает толпа мертвецов? Почему Некрасов называет голод «царем»? В чем смысл такого финала?
Знать: автора и факты его биографии, литературной деятельности; определение понятий «сюжет», «фабула» и др.; понимать мысль писателя о тяжелейшем каторжном труде рабочих, сочувствии им автора; уметь связно рассказывать о поэте, отбирать материал в соответствии с поставленными вопросами
32
Своеобразие композиции стихотворения Н. А. Некрасова «Железная дорога»: эпиграф, диалог-спор, сочетание реальности и фантастики, роль пейзажа, особенности поэтических интонаций
Выписать из стихотворения строфы, в которых сосредоточена основная мысль поэта. Определить элементы фабулы. Ответить на вопросы: какое значение имеет в стихотворении эпиграф «Разговор в вагоне»? В чем суть спора генерала и автора? Почему стихотворение посвящается детям?
Знать: определение понятий «эпиграф», «фантастика», «пейзаж», «поэтическая интонация», «риторический вопрос», «диалог-спор», «олицетворение», «лексический повтор», «прямая речь», «фабула», «элементы фабулы» (экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог);
уметь определять средства художественной выразительности, элементы фабулы.
33
Н. А. Некрасов. Историческая поэма «Дедушка». Декабристская тема в творчестве Н. А. Некрасова
Ответы на вопросы.
Знать: содержание поэмы, события, положенные в основу поэмы, прототип главного героя; понимать: почему Некрасова волновала декабристская тема; уметь: выразительно читать лирическое повествование
34
Н.С.Лесков. Слово о писателе. «Левша». Понятие о сказе. Трудолюбие, талант, патриотизм русского человека из народа. Изображение представителей царской власти в сказе Н. С. Лескова «Левша» Бесправие народа. Авторское отношение к героям повести
Рассказать о характере Левши, используя цитатный план в учебнике.
Ответить на вопрос: почему косой левша в сказе не имеет имени и даже прозвище его пишется с маленькой буквы?
Знать: автора и факты его биографии, литературной деятельности; определение понятий «сказ»(начальное представление), «эпическое повествование», содержание рассказа «Левша»; понимать, как сочетается эпическое повествование (автор) с народной простотой (Платов), заковыристыми намеками (Левша) и доверительной таинственностью;
уметь связно рассказывать о писателе, воссоздавать портрет главного героя
35
Особенности языка повести Н. С. Лескова «Левша».
Ответить на вопросы: как Левша держит себя при разговоре с царем; почему Левша и его товарищи взялись поддерживать Платова и с ним всю Россию? Сравнить императора Александра с императором Николаем; казачьего генерала Платова и императора Александра: каково авторское отношение к героям?
Знать содержание рассказа; понимать, какое отражение в сказе нашла проблема взаимоотношения народа и власти, уметь объяснять, каково авторское отношение к героям, роль образа повествователя в сказе
36
А. П. Ч е х о в. Слово о писателе. «Пересолил», «Лошадиная фамилия» и другие рассказы Антоши Чехонте
Ответы на вопросы.
Знать: содержание рассказа, определение понятий «юмор», «сатира»; понимать: смысл названия рассказа; уметь: сопоставлять рассказы.
37
А. П. Чехов. «Толстый и тонкий». Разоблачение лицемерия в рассказе. Речь героев и художественная деталь как источник юмора
Ответы на вопросы учебника.
Знать: факты биографии писателя, содержание рассказа, определение понятий «юмор», «художественная деталь», «антоним»; понимать: смысл названия рассказа; уметь: делать наблюдения над речью героев, внешним обликом, поведением, выделяя художественные детали описания.
38
Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века. Я. П. Полонский. «По горам две хмурых тучи...», «Посмотри - какая мгла...». Художественные средства, передающие состояния природы и человека в пейзажной лирике. Е. А. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист...», «Чудный град...». А. К. Тол стой. «Где гнутся над омутом лозы...». Развитие понятия о лирике
39
А. П. Платонов. Слово о писателе. «Неизвестный цветок». Прекрасное - вокруг нас. «Ни на кого не похожие» герои А. П. Платонова
Ответить на вопросы: чем сказка
Платонова отличается от народных сказок, сказок Пушкина, Ершова, Погорельского и чем напоминает «Attalea princes» Гаршина? Почему писатель, размышляя о непрерывности жизни, необходимости постоянного труда для ее продолжения, создает сказку, героями которой являются цветок и девочка? Составить таблицу «Сказочное и реальное в произведении»
Знать автора, факты его жизни и творческой деятельности, историю создания сказки-были; понимать: почему автор назвал свое произведение сказкой-былью, чем сказка Платонова отличается от народных сказок, сказок Пушкина, Ершова, Погорельского и чем напоминает «Attalea princes» Гаршина; размышления автора о непрерывности жизни, необходимости постоянного труда для ее продолжения; авторское отношение к героям повествования; уметь отмечать сказочные и реальные моменты повествования, сравнивать сказку-быль А.Платонова с народными литературными сказками, определять их общее и отличное
40
А. С. Г р и н. Рассказ о писателе. «Алые паруса». Победа романтической мечты над реальностью жизни. Душевная чистота главных героев книги А. С. Грина «Алые паруса». Авторская позиция в произведении
Составить тезисный план прочитанной статьи учебника. Каким вы увидели Эгля в исполнении актера? Почему Ассоль и Лонгрен назвали собирателя сказок Эгля волшебником, а жители Каперны - колдуном?
Почему жители Каперны не поют песен и не рассказывают сказок? Как их это характеризует? Почему нищий и жители Каперны говорят не «алые» паруса, а «красные»? Почему свое повествование А. Грин назвал феерией?
Знать: автора, факты его биографии, творческой деятельности; объяснять смысл понятия «феерия»; уметь составлять тезисный план прочитанной статьи, находить в романе яркие, необычные события, элементы фантастики, образы-символы; анализировать авторский стиль, отмечая его ритмичность, музыкальность, обилие эпитетов, метафор, сравнений и т.д.
41
М.М.Пришвин. Слово о писателе. «Кладовая солнца». Нравственная суть взаимоотношений Митраши и Насти
Отметить художественные образы, отдельные эпизоды сказки-были, которые
можно назвать сказочными: какую роль играют они в произведении? Что в сказке является былью? Как вы понимаете слова Антипыча о правде и его совет?
В чем мудрость старого Антипыча
Знать автора, содержание сказки-были; понимать смысл понятий «сказка-быль», «философская притча», отношение рассказчика к леснику Антипычу; смысл слов Антипыча; уметь выделять сказочные и реалистические моменты повествования, анализировать предложенные эпизоды произведения, выборочно выразительно читать их и пересказывать
42
Образ природы в сказке-были М. М. Пришвина «Кладовая солнца». Анализ эпизода «Рассказ о ели и сосне, растущих вместе»
Ответить на вопросы: почему Настя забыла о Митраше? Что осуждает в ее поведении автор? Чему учит нас автор, изображая в повествовании путь Насти?
Знать скрытый смысл прозвища Насти - «золотая курочка», авторское отношение к главной героине; понимать: что жадность, раздражение, озлобление губят душу человека, заставляя забыть о любви и добре; искупить вину перед людьми можно только добротой, любовью и щедростью; уметь находить в указанных эпизодах детали описания, анализировать их
43
Особенности композиции и смысл названия сказки-были М. М. Пришвина «Кладовая солнца».
Русский язык: найти в описании Митраши слова, которые помогают понять авторское отношение к мальчику
Понимать смысл выражения «мужичок в мешочке», авторское отношение к герою; уметь подробно пересказывать заданные эпизоды, отмечая в них детали описания; уметь прийти к выводу: все тропы человеческие сливаются в одну большую общую дорогу - дорогу жизни; пройдя испытания, герои поняли, как дороги друг другу
44
Классное сочинение «Человек и природа в сказке-были М. М. Пришвина "Кладовая солнца"»
Сочинение - сравнительная характеристика Насти и Митраши
Знать: содержание сказки-были, последовательность раскрытия темы;
уметь находить в тексте описания Насти и Митраши, отбирать эпизоды для сочинения (какНастя и Митраша собирались в лес; Настя идет по неизвестной тропе, как ходила мать; Митраша ищет свой путь, как делал отец); делать вывод: в чем ошибки Насти и Митраши; определять цель сравнения и основание для сравнения; анализировать варианты вступления (нелегкая судьба маленьких героев М.М.Пришвина) и заключения сочинения (главное в человеке - любовь к миру и доброта)
45
Р.Р. Стихотворения о Великой Отечественной войне.
Ответить на вопросы: почему актер, читающий стихотворение К.Симонова, с особой эмоциональной силой выделяет повтор «Мы вас подождем...»? Почему, говоря о беде, обрушившейся на родную землю, поэт вспоминает о женщинах и стариках (по стихотворению «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...»)? Прослушайте внимательно первое и последнее четверостишия. Различаются ли они по звучанию, настроению, интонации? О ком: о себе или о целом поколении говорит поэт Д.Самойлов в стихотворении «Сороковые»?
Знать: авторов стихотворений, факты их биографии, творческой деятельности; понимать, о каких событиях рассказывают стихотворения, какими чувствами проникнуты произведения поэтов-фронтовиков; уметь выразительно читать, передавая при помощи интонации сложную гамму чувств -от скорбного воспоминания до гордости за милую Родину
46
Вн.чт А. А. Л и х а н о в. «Последние холода». Дети и война
Ответить на вопросы: как характеризует героев рассказа возникший между ними конфликт? Почему через год их дружба возобновилась?
«Если мерить мою жизнь последним поступком Павлика, разве могу я считать, что ни в чем не виноват?»: о какой вине говорит писатель? Как вы понимаете смысл этих слов?
Знать: автора, факты его биографии и творческой деятельности, содержание рассказа; понимать, что истинная дружба одно из самых ценных явлений жизни
человека;
уметь составлять словесный портрет о герое, анализировать характеры и поступки персонажей, соотносить изображенное на иллюстрации с содержанием рассказа
47
В.П.Астафьев. Слово о писателе. «Конь с розовой гривой». Картины жизни и бы сибирской деревни в послевоенные годы. Самобытность героев рассказа. Нравственные проблемы рассказа
Ответить на вопросы: почему детей дяди Левонтия писатель называет «орлы», «братья», «орда», «народ»? Что можно сказать об авторском отношении к ним?
Знать: автора, факты его жизни и творческой деятельности, содержание рассказа;
определение понятий «эпизод», «фабула»; понимать, каково авторское отношение к героям рассказа.
48
В. П. Астафьев. «Конь с розовой гривой». Юмор в рассказе. Особенности использования народной речи в художественном произведении.
Какие жизненные уроки извлек герой из этой истории? Почему он не может забыть «бабушкиного пряника... дивного коня с розовой гривой»?
Уметь: выборочно рассказывать о детстве героев, анализировать эпизоды, прослеживать развитие действия, отбирать наиболее яркие эпизоды, отвечать на проблемные вопросы
49
В. Г. Распутин. Слово о писателе. «Уроки французского». Герой рассказа и его сверстники. Отражение в повести трудностей военного времени
Какие жестокие уроки преподносит герою жизнь? Почему мальчик начинает играть
на деньги? Почему это осуждают взрослые? Сравнить два описания полянки, на которой ребята играют на деньги («Федька повел меня за огороды...» до «Мы подошли.»; «За мной кинулся было Птаха...» до «...человека несчастнее меня»). Что изменил автор? Почему? Оказало ли влияние на формирование характера героя то время, в котором он жил?
Знать: автора, содержание рассказа; понятия: «герой-повествователь»,
«рассказ», «посвящение», «предисловие», «приемы характеристики героя»;
понимать, в каких трудных послевоенных обстоятельствах развиваются события рассказа, какие испытания выпадают на долю главного героя; уметь анализировать и сопоставлять эпизоды, делать выводы, как пейзажная зарисовка помогает понять характер героя
50
Нравственные проблемы рассказа В. Г. Распутина «Уроки французского». Роль учительницы Лидии Михайловны в жизни мальчика. Подготовка к сочинению
Ответить на вопросы: почему Лидия Михайловна решилась на игру в «замеряшки» со своим учеником? Как вы расцениваете этот поступок? Кто прав в споре «о педагогических принципах»: учительница или директор школы? Почему рассказ называется «Уроки французского»?
В чем смысл посвящения и предисловия?
Понимать скрытый смысл названия рассказа, мотивы поведения Лидии Михайловны, решившей помочь мальчику; смысл посвящения и предисловия; уметь сопоставлять рассказы В.Распутина и В.Астафьева, находить черты сходства
51-52
Классное сочинение «Нравственный выбор моего ровесника в произведениях В. П. Астафьева и В. Г. Распутина»
Сочинение
Знать трехчастную композицию сочинения (вступление, основная часть, заключение), уметь создавать собственное высказывание на заданную тему в соответствии с темой и основной мыслью
53
Н. М. Рубцов. Слово о поэте. «Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице». Тема Родины в поэзии Рубцова. Человек и природа в его «тихой» лирике
Ответить на вопросы: как говорит о своих мыслях и чувствах поэт? Почему лирику Н.Рубцова принято называть «тихой»
Знать: сведения об авторе, основные мотивы его творчества (родина, природа, русская душа), постоянные образы (свет, звезда, огонек); понимать, что тихо произнесенные, сокровенные, выразительные чувства поэта сильны искренней любовью к родине; какие чувства испытывает лирический герой Н.Рубцова; уметь интонационно передавать песенные напевы лирики: задушевность, мелодичность; устно описывать образы, возникающие при чтении стихотворений; соотносить названия стихотворений с их содержанием; определять особенности композиции, художественные приемы, помогающие передавать эмоции лирического героя
54
Ф.Искандер. Слово о писателе. «Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера. Юмор и его роль в рассказе Ф. Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла»
Ответить на вопросы: что общего у героя произведения с рассказчиком из «Тринадцатого подвига Геракла»?
Можно ли утверждать, что рассказ Ф. Искандера - произведение юмористическое?
Как вы понимаете фразу писателя:
«Конечно, слишком бояться выглядеть смешным не очень умно, но куда хуже совсем не бояться этого»?
Знать автора, факты его биографии, сюжет рассказа; понимать смысл названия рассказа, нравственный и философский смысл шутки учителя: как смешно и жалко может смотреться человек, не понимающий различия между тем, что он думает сам о себе и каковым является на самом деле;
уметь выражать впечатления от прочитанного, анализировать юмористические эпизоды повествования, психологический поединок двух персонажей, языковые средства иронии
55
Родная природа в русской поэзии XX века. А. А. Блок. Слово о поэте. «Летний вечер», «О, как безумно за окном...». Поэтизация родной природы. Средства создания поэтических образов. С. А. Есенин. Слово о поэте. «Мелколесье. Степь и дали...», «Пороша». Чувство любви к родной природе и Родине. Способы выражения чувств в лирике С. А. Есенина. Обучение выразительному чтению
Ответить на вопросы: почему поэт, говоря о дорогой его сердцу природе,
не находит высоких, возвышенных слов, а говорит: «неприглядная дорога»,
«чахленькая местность»? Чем объясняет поэт свою кровную связь с неяркой русской природой? Какие качества характера лирического героя раскрыл в своем чтении актер?
Ответить на вопрос: какие художественные средства использует А. Блок, чтобы передать состояние тревоги, волнения, сострадания к людям, лишенным крова?
Почему в пейзажном стихотворении «Летний вечер» в заключительной строфе появляется образ человека?
Знать: автора стихотворении, определение понятии «образ», «фольклорный образ», «сравнение», «олицетворение»,«аллитерация»; понимать и чувствовать незатейливость изображаемого пейзажа, чуждого ярких красок,
близость стихотворений С.Есенина к произведениям устного народного творчества; уметь по ключевым словам стихотворений определять, какие фразы показывают любовь поэта к «чахленькой местности», находить фольклорные образы, средства художественной изобразительности, определять их роль; выразительно читать стихотворения, интонационно передавая мотив грусти, определять особенности лирики С.Есенина (лиризм, напевность, мелодичность)
.
Знать: автора, определение понятий «лирический герой», «эпитет», «художественный образ», «антитеза»; понимать, как лирика А. Блока передает трагическое мироощущение человека начала 20 века;
уметь находить в стихотворениях поэта художественные средства языка, передавать состояние души лирического героя, определять ключевые слова, характеризующие миро ощущение героя (печаль, сожаление, забота и проч.), выразительно читать стихотворения, интонационно передавая настроение и чувства лирического героя
56
А. А. А х м а т о в а. Слово о поэте. «Перед весной бывают дни такие...». Обучение анализу одного стихотворения.
Ответить на вопросы: как, по мнению поэта, весна преображает чувства, ощущения, физическое состояние человека? Прислушайтесь к интонациям актрисы, к тому, как она сдержанно и в то же время трепетно передает чувства поэта. Прочитайте стихотворение выразительно, стараясь интонационно передать торжественную сдержанность и тонкую лиричность поэзии А.А. Ахматовой
Знать автора; понимать, как в
одном развернутом сложном предложении А.Ахматова передает ощущение весеннего пробуждения природы; мир ее образов (видимых, слышимых, осязаемых, обоняемых), особенность лирики поэтессы - ассоциативность (не говорить о чувствах прямо, а только намекать на них) и доверительность; уметь выражать впечатления от прочитанного, устанавливать ассоциативные связи, выразительно читать, передавая интонационно чувства лирического героя
57
В.М.Шукшин. Слово о писателе. Рассказ «Срезал». Особенности героев Шукшина. Рассказ «Критики». Образ «странного» героя в творчестве Шукшина
Ответить на вопросы: действительно ли Глеб Капустин «срезал» кандидата? Против кого направлен смех В. Шукшина?
Знать: содержание рассказа; понимать смысл его названия, уметь анализировать характер Глеба Капустина, подтверждать свой ответ цитатами из текста, читать по ролям заданный эпизод, интонационно передавая чувства героев рассказа
58
Вн.чт К. Кулиев. Слово о поэте. «Когда на меня навалилась беда...», «Каким бы ни был малым мой народ...». Тема Родины и народа. Язык, поэзия, обычаи как основа бессмертия нации. Г. Т у к а й. Слово о поэте. «Родная деревня», «Книга». Любовь к малой родине, верность традициям народа. Великая роль книги в жизни человек
59
Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла: «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид».Понятие о мифе
Ответить на вопросы: почему для понимания многих произведений культуры и искусства необходимо знать мифы и мифологию?
Названия каких планет солнечной системы, звезд и созвездий, известных вам, взяты из античной мифологии?
Какие качества человека прославляют мифы о двенадцати подвигах Геракла?
Знать: определение понятий «миф», «мифология», «герой в древнегреческой мифологии», «кифара», «певцы-рапсоды»; время появления мифов; о фразеологизмах древнегреческого происхождения; авторов Н.А.Куна и Р.Грейвса, английского поэта и мифолога; понимать смысл мифов, образ идеального героя: мужественного, выносливого, изобретательного, уважающего волю богов; мировосприятие древнего человека, его понимание добра и зла; отличие мифа от сказки; уметь давать характеристику герою, анализировать его поступки
60
Геродот. Слово о писателе и историке. «Легенда об Арионе». Отличие мифа от сказки
Ответить на проблемный вопрос: почему поэты, музыканты, певцы почитались древними греками наравне с героями, совершающими многочисленные подвиги, избавляющими мир от чудовищ?
Знать: определение понятий «Легенда», «миф», «реальность»; понимать, в чем отличие мифа от легенды; уметь находить в легенде черты реальности (путешествие в Италию, попытка убийства с целью ограбления, спасение и др.) и черты мифа (сын Посейдона, вознесение на небо в виде созвездия и др.); уметь составлять художественный рассказ о герое
61
Вн.чт Гомер. Слово о Гомере. «Илиада» и «Одиссея» как героические эпические поэмы. Хитроумный Одиссей: характер и поступки. Понятие о героическом эпосе
Ответить на вопросы: почему на щите героя Гефест изображает сцены сельского труда и праздничного танца юношей и девушек?
Гомер назвал Одиссея «хитроумным», «многострадальным», «богоравным». Как Одиссей оправдывает эти характеристики в эпизоде с циклопом Полифемом? В чем схожи и чем отличаются герои Ахилл и Одиссей? Что общего у Одиссея с Гераклом и чем эти герои отличаются друг от друга? Рассказ о приключениях Одиссея: миф или легенда?
Знать: понятие «героического эпоса» (начальные представления), признаки и отличительные особенности героического эпоса, определение понятий «гипербола», «постоянный эпитет», «гекзаметр», «античная мифология»;
понимать, как сочетается в эпосе Гомера восхваление богов, поклонение им - с юмором, смехом, комизмом; значение поэм Гомера; уметь определять в тексте средства художественной выразительности, особенности стихо творной речи, определять их роль, давать характеристику героям, анализировать их поступки; выразительно читать, интонационно передавая торжественность, плавность звучания стиха
62
Вн.чт . М.Сервантес Сааведра. Слово о писателе. «Дон Кихот». Проблема истинных и ложных идеалов. Герой, живущий в воображаемом мире. «Дон Кихот» как пародия на рыцарские романы. Народное понимание правды жизни как нравственная ценность. Образ Санчо Пансы
Ответить на вопросы: почему перед смертью Сервантеса о нем говорили, что умирает последний рыцарь и совесть Испании? Сравните Дон Кихота и Санчо Пансу: в чем проявляется их противоположность и глубокое внутреннее сходство?
Знать: автора, факты его биографии и творческой деятельности; понимать смысл понятий «пародия», «рыцарский роман»;
уметь сравнивать героев, выявляя их глубокое внутреннее сходство и непохожесть; соотносить содержание прочитанных глав романа со стихотворением Д.С.Мережковского «Дон Кихот» и иллюстрацией Е.Моисеенко «Ламанч»; выражать авторское отношение к героям и свое собственное
63
Ф. Шиллер. Слово о писателе. Баллада «Перчатка». Проблемы благородства, достоинства и чести
Ответить на вопросы: почему рыцарь Делорж, герой баллады, отказался от награды за свой подвиг?
Зачем в балладе, которая называется «Перчатка», так подробно описываются звери? Как история с перчаткой раскрыла характеры персонажей и их взаимоотношения?
Сравнить два перевода, сделанные В.А. Жуковским и М.Ю. Лермонтовым: какой из переводов легче читается? В каком ярче выражена мысль об игре жизнью человека и более резко и выразительно прозвучал ответ рыцаря? Жанр «Перчатки» определяют по-разному: баллада, повесть, рассказ. К какому жанру вы склонны отнести это произведение?
Знать: автора, сведения о его биографии и творческой деятельности; определение понятия «баллада как литературный жанр», ее отличие от былины и песни; понимать проблемы, поставленные поэтом в балладе (благородство, достоинство, честь), поступок героя; уметь соотносить жанровые особенности повести, рассказа и баллады и определять жанр произведения; соотносить содержание баллады с иллюстрацией художника, сравнивать переводы баллады и выявлять своеобразие каждого
64
П. М е р и м е. Новелла «Маттео Фальконе». Конфликт естественной жизни и цивилизованного общества. Романтизм и реализм в произведении
Рецептивная:
чтение статьи учебника «Сравним прозаический и стихотворный тексты»; репродуктивная: сообщение о писателе, ответы на вопросы, пересказ отдельных эпизодов; поисковая: самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос; установление ассоциативных связей с произведениями живописи; исследовательская: анализ текста (сравнение прозаического текста новеллы и стихотворного)
Ответить на вопросы: как сочетаются романтика, окружающая Маттео Фальконе, с уродливостью сознания, порожденного окружающей дикостью? Свой ответ подтвердить цитатами. В чем смысл названия новеллы? Сравнить прозаический и стихотворный тексты: какова разница в чтении двух отрывков?
65
Вн.чт М. Твен. «Приключения Гекльберри Финна». Дружба Тома и Гека. Их поведение в критических ситуациях. Том и Гек: общность и различие. Средства создания комического. Юмор в произведении
Рассказать от лица Тома историю освобождения Джима. Ответить на вопросы; как характеризует Тома и Гека их поступок: это баловство, серьезная и благородная затея и или что-то еще? В чем смысл сравнения Тома Сойера и Дон Кихота, Гекльберри Финна и Санчо Пансы? Как вы понимаете слова
Э.Хемингуэя: «Вся американская литература вышла из одной книги М.Твена»?
Знать: автора, факты его биографии и творческой деятельности; определение понятий «комическое», «юмористическое»; понимать смысл высказывания Э.Хемингуэя; уметь сравнивать поведение Тома и Гека с точки зрения сходства и различия
66
А. де Сент-Экзюпери. Слово о писателе. «Маленький принц» как философская сказка-притча. Маленький принц, его друзья и враги. Мечта о естественных отношениях между людьми. Вечные истины в сказке. Понятие о притче
Ответить на вопросы: кому принадлежат эти слова
Знать: автора, факты его биографии и творческой деятельности; определение понятий «философская сказка», «притча», «символ» (начальные представления);
понимать философский смысл сказки; что бывает, когда дети открывают мир взрослым, когда взрослые умеют слышать детей; уметь определять сказочные и реальные элементы сказки
67
Проверка техники чтения
68-69
Урок-праздник «Путешествие по стране Литературии 6 класса».
Вопросы и задания литературной викторины
Уметь: определять по фрагментам произведений автора, персонажа, название произведения, связно отвечать на вопрос проблемного характера, оформлять собственное высказывание в форме сочинения-рассуждения
70
Задания для летнего чтения