- Учителю
- Рабочая программа по музыке 2 класс УМК 'Начальная школа 21 века'
Рабочая программа по музыке 2 класс УМК 'Начальная школа 21 века'
МУЗЫКА
34 учебные недели по 1 часу всего 34 часа
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ
-
Музыка: программа: 1-4 классы / [ В.О. Усачёва, Л.В.Школяр, В.А.Школяр]. - М.Вентана-Граф, 2011
-
Музыка: 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ В.О. Усачёва, Л.В.Школяр, В.А.Школяр. 2-е изд., перераб, и доп. - М.Вентана-Граф, 2011
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Предлагаемая программа отражает один из возможных вариантов раскрытия федерального государственного стандарта начального общего образования по предметным областям «Искусство. Музыка».
Основой отбора содержания данного учебного курса является идея самоценности музыкального искусства как человеческого творения, помогающего ребёнку познавать мир и самого себя в этом мире.
Содержание музыкального образования в начальной школе - это запёчатлённый в музыке духовный опыт человечества, в котором отражены вопросы смысла жизни, существования человека на Земле с эстетических и нравственных позиций.
Целью уроков музыки в начальной школе является воспитание у учащихся музыкальной культуры как части всей их духовной культуры (Д.Б. Кабалевский), где возвышенное содержание музыкального искусства разворачивается перед детьми во всём богатстве его форм и жанров, художественных стилей и направлений.
Основные задачи уроков музыки
-
Раскрытие природы музыкального искусства как результата творческой деятельности человека-творца.
-
Формирование у учащихся эмоционально-ценностного отношения к музыке.
-
Воспитание устойчивого интереса к деятельности музыканта - человека, сочиняющего, исполняющего и слушающего музыку.
-
Развитие музыкального восприятия как творческого процесса - основы приобщения к искусству.
-
Овладение интонационно-образным языком музыки на основе складывающегося опыта творческой деятельности и взаимосвязей между различными видами искусства.
-
Воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, своему народу, Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира.
-
Освоение музыкальных произведений и знаний о музыке.
-
Овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности: пении, слушании музыки, игре на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации.
Достижение целей общего музыкального образования происходит через систему ключевых задач личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития. Это позволяет реализовать содержание обучения во взаимосвязи с теми способами действий, формами общения с музыкой, которые должны быть сформированы в учебном процессе.
Предмет «Музыка» изучается в начальной школе 135 часов, из расчёта 1 час в неделю в каждом классе, а именно: в 1 классе - 33 часа, во 2-4 классах - по 34 часа в каждом.
Специфика музыкальных занятий в начальной школе заключается в овладении общими способами постижения музыкального искусства, позволяющими как можно раньше представить в сознании учащихся целостный образ музыки, приобщить к музыкальной культуре, осуществить выход в проблемное поле музыки.
Изучение музыки позволяет достичь личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.
Личностные результаты
-
Формирование основ гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, осознание своей этнической и национальной принадлежности.
-
Формирование основ национальных ценностей российского общества.
-
Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
-
Формирование уважительного отношения к историии культуре других народов.
-
Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
-
Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
-
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов.
-
Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
-
Наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Предметные результаты
-
Сформированность первоначальных представлений о роли музыки в жизни человека, его духовно-нравственном развитии.
-
Сформированность основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности.
-
Умение воспринимать музыку и выражать своё отношение к музыкальному произведению.
-
Использование музыкальных образов при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизации.
Метапредметные результаты
-
Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
-
Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
-
Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы решения.
-
Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать в ситуациях неуспеха.
-
Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
-
Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.
-
Активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач.
-
Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Музыка»; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме и анализировать изображения, звуки, измеряемые величины, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета.
-
Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами.
-
Осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
-
Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
-
Готовность слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
-
Определение общей цели и путей её достижения; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
-
Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством компромисса и сотрудничества.
-
Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Музыка».
-
Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
-
Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями).
Основу программы составляет русское и зарубежное классическое музыкальное наследие, отражающее «вечные» проблемы жизни; народная музыка, музыкальный и поэтический фольклор; духовная (церковная) и современная музыка. При отборе музыкального материала учитывался принцип «незаменимости» той или иной музыки для данного возраста. Поэтому в репертуар программы вошли произведения, играющие исключительно важную роль в развитии музыкальной культуры школьников в данный возрастной период, -та музыка, которая может вызвать ответное чувство в душе ребёнка именно в возрасте 6-10 лет.
В качестве методологического основания концепции учебного курса «Музыка» выступает идея преподавания искусства сообразно природе ребёнка, природе искусства и природе художественного творчества.
С учётом этого программа опирается на следующие принципы:
-
преподавание музыки в школе как живого образного искусства;
-
возвышение ребёнка до философско-эстетической сущности искусства (проблематизация содержания музыкального образования);
-
деятельностное освоение искусства;
-
проникновение в природу искусства и его закономерностей;
-
моделирование художественно-творческого процесса.
В данной программе вокально-хоровое исполнительство детей, игра на музыкальных инструментах, исполнение музыки в движении, слушание музыки рассматриваются не как виды музыкальной деятельности, а в качестве форм приобщения к музыке, являющихся лишь частным случаем по отношению к исполнительству как категории более общего порядка. В качестве же видов музыкальной деятельности в неразрывном единстве представлена деятельность композитора, исполнителя, слушателя. Объединённые восприятием музыки, эти виды деятельности отражают три необходимых условия существования музыки, развёртывания музыкально-художественной деятельности
как целостного явления в единстве процесса и результата.
Детское творчество в программе - это не отдельный вид деятельности учащихся, связанный прежде всего с «досочинением» детьми элементарных ритмических и мелодических формул, интонационных схем, в результате чего музыкальное развитие ребёнка сводится к поиску «мелодических штампов». Под детским творчеством понимается прежде всего готовность к творчеству, когда ученик хочет и готов постичь смысл своей деятельности, когда у него появляется ощущение необходимости сравнивать, соотносить, выбирать и находить то, что лучшим образом может выразить его слышание и видение того или иного явления, события, факта, его собственное художественное отношение в целом. Именно эта внутренняя работа ученика, процесс мысленного и реального экспериментирования с выразительными средствами, становится важнее законченного результата, особенно на начальных этапах вхождения в музыку.
Одной из задач учителя является создание школьной музыкальной среды, когда музыка не на словах, а на деле пронизывает всю жизнь ребёнка, становясь необходимым и естественным условием его существования, ведущим фактором духовного становления личности.
Содержание программы
Идея первого года обучения - дать обобщённый образ музыки, который раскрывается в трёх содержательных линиях.
Первая связана с происхождением музыки как философского обобщения жизни, как явления, объективно существующего в мире независимо от нашего к нему отношения. Размышления об этом должны подвести детей к осознанию (пока ещё интуитивному) роли музыкального искусства в жизни вообще и в жизни каждого человека в частности. С самого начала музыкальное искусство не принижается «до возможностей ребёнка», а наоборот - ребёнок возвышается до содержательного уровня музыки как «хранилища всего самого лучшего, что передумало и пережило человечество» (В.В. Медушевский).
Вторая содержательная линия связана с раскрытием перед школьниками истоков музыкального искусства, широкого разнообразия форм его бытования. Для этой линии характерно, во-первых, вхождение в музыку как целостное явление через первое представление об атрибутах искусства: содержание, форма, язык музыки. Во-вторых, осознание природы музыки путём погружения в музыкальные образы как определённым образом организованную «звуковую материю» путём прослеживания процесса перерождения звука из явления физического в музыкальное, несущее образно-смысловое содержание, и посредством выведения музыкальных интонаций из их речевой праосновы как особенных эмоциональных характеристик.
Третья содержательная линия - методическая или творческо-поисковая, когда школьники вводятся в музыкально-художественную деятельность с позиций композитора, исполнителя, слушателя. Эти различные, но в то же время такие единые обобщённые виды музыкально-художественной деятельности складываются в фигуру музыканта, творца, без которого музыка вообще не может появиться и существовать.
Таким образом, содержание обучения в 1 классе позволяет продолжить естественное для детей этого возраста «существование» в музыке. А это значит, что большое место занимают опыты детского творчества: «омузыкаливание» загадок и пословиц, свободное музицирование на детских музыкальных инструментах, разыгрывание песен, народные музыкальные игры и т. д.
В основе технологии работы с первоклассниками лежит перевод элементарных игровых действий в сферу художественной игры. Вместе с тем такой путь облегчает вхождение детей в проблематику искусства, что становится новым уровнем в систематическом освоении мировой музыкальной культуры. В программе число произведений для каждого класса специально даётся в несколько большем объёме, чтобы предоставить учителю возможность вариативного отношения к репертуару, т. е. в рамках указанной проблематики выбрать музыку согласно его предпочтениям и уровню музыкального развития детей конкретного класса.
Идея второго года обучения выражается в формулировке «как живёт музыка». Здесь можно выделить две содержательные линии.
Первая включает содержание, раскрывающее идею - музыка есть живой организм: она рождается, видоизменяется, вступает во взаимоотношения с жизнью и другими видами искусства. И все эти свойства живого присутствуют в любом произведении. Не увлекаясь прямым отождествлением законов музыки и жизни, учитель подводит детей к пониманию того, что музыка рождается из интонации как своей родовой основы и живёт только в развитии и определённых формах.
Вторая содержательная линия продолжает проблематику 1 класса, но на новом содержательном уровне - рассматривается взаимосвязь явлений музыки и жизни, их диалектичность и сложность.
Основная идея содержания третьего года обучения - отражение истории и души народа в музыке России. Учитель в каждом регионе страны начнёт занятия с музыки, бытующей в данной местности, с национальной музыки, постепенно охватывая ближнее и дальнее зарубежье и показывая, как музыка исторически становилась универсальным средством общения, передачи духовных ценностей.
Раскрытие этой идеи начинается с уроков-монографий, благодаря которым школьники вводятся в интонационную атмосферу русской классической музыки, в многообразие её форм и жанров. Знакомство с ней подводит детей к ответу на вопрос: «Как и почему мы чувствуем родственность отечественной музыки?» Ответ на него требует специального содержания обучения, которое объединяется в две содержательные линии.
Первая погружает школьников в истоки происхождения народного творчества, в сущность национального музыкального искусства через изучение фольклора, при этом делается акцент на выявлении «механизма» преломления в музыке национальных черт характера.
Вторая содержательная линия раскрывает соотношение народной и композиторской музыки как двух этапов становления национальной музыкальной культуры. Через их преемственность (в частности, на основе обработок народной музыки) утверждается мысль, что «музыку создаёт народ, а мы, композиторы, её только аранжируем» (М.И. Глинка).
Кульминацией проблематики года становится рассмотрение места и значения русской классической музыки в музыкальной культуре мира.
Основная идея содержания четвёртого года обучения - развернуть перед выпускниками начальной школы музыкальную партитуру мира, услышать в ней голос России и свой собственный голос. В рамках этой идеи исследуется взаимодействие русской музыки и музыки ближнего зарубежья с мировой музыкальной культурой. Здесь две стороны проблемы: чему и как русская музыка «училась» у музыки других стран; чему и как она «учила» зарубежную музыку.
Процесс взаимодействия прослеживается не только исторически и не только на уровне совпадений жанров и форм музыкальных культур России и мира (европейской музыки в первую очередь). Акцент делается на интонационном своеобразии национальных культур зарубежных стран. Постепенно школьники подводятся к пониманию того, что все люди связаны между собой и обращение одного народа к музыке другого народа обогащает её особыми чертами.
4 класс - итог начальной школы. На этом году обучения обобщается вся проблематика начальной школы - от родовых истоков музыкального искусства до познания основ музыкальной драматургии; реализуется (проверяется как важнейший навык слушательской культуры) способность к содержательному анализу музыкального произведения.
Проблематизация содержания музыкального образования
2 класс (34 ч)
.Всеобщее в жизни и в музыке (8 ч)
От исследования происхождения всеобщих для музыки языковых сфер (жанров) песенности, танцевальности, маршевости как состояний природы, человека, искусства, через отношения сходного и различного, их взаимодействие в жизни и в музыке к пониманию того, как в музыке обыденное становится художественным. Изучения самих себя для воплощения в музыке сложности, богатства внутреннего мира.
Музыка - искусство интонируемого смысла (10 ч)
Интонация как феномен человеческой речи и музыки, как их смысловая единица. Интонация - «звукокомплекс», выступающий как единство содержания и формы. Исполнительская интонация (прочтение и воплощение авторского интонационного замысла).
«Тема» и «развитие» - жизнь художественного образа (10 ч)
Одно из основных понятий музыки - «тема» - единство жизненного содержания и его интонационного воплощения. Диалектичность понятия «музыкальная тема».«Развитие» как отражение сложности жизни, богатства человеческих чувств, как процесс взаимодействия музыкальных образов (тем), образных сфер (частей) на основе тождества и контраста (Б.В. Астафьев), сходства и различия (Д.Б. Кабалевский).
Развитие как становление художественной формы (6 ч)
Форма (построение музыки) как процесс закономерной организации всего комплекса музыкальных средств для выражения содержания. Исторически сложившиеся музыкальные формы - двухчастная, трёхчастная, рондо, вариации.
Уровень подготовки учащихся
К концу обучения во 2 классе учащиеся способны:
-
проявлять устойчивый интерес к музыке;
-
проявлять готовность «исследовать» композиторский замысел в процессе восприятия интонационного богатства музыкального произведения;
-
приобретать навыки слушательской культуры;
решать учебные и практические задачи:
-
определять жанровые признаки;
-
характеризовать интонации по эмоционально-образному строю - лирические, драматические, трагические, комические, возвышенные, героические и др.;
-
называть запомнившиеся формы музыки;
-
определять автора и название музыкального произведения по характерным интонациям (например, Бетховен - Пятая симфония, Григ - «Пер Гюнт», Чайковский - Четвёртая симфония) и напеть;
-
продирижировать главные мотивы, мелодии;
-
делиться своими впечатлениями о музыке и выражать их в рисунках, игре на инструментах, пением, танце вальным движением;
-
проявлять готовность к самостоятельным творческим пробам (поиск своей музыкальной интонации к поэтическому тексту, образной ситуации, к характеристике персонажа, создание элементарного аккомпанемента и пр.).
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
№
ДАТА
ТЕМА УРОКА
ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
I ЧЕТВЕРТЬ
Всеобщее в жизни и музыке (8 ч)
1
5.09
Всеобщие для музыки языковые сферы (жанры)- песенность как состояние человека, природы, искусства. В инструментальной музыке. М.Мусоргский. Рассвет на Москве- реке Н. Соловьёва, Г.Струве. Моя Россия.
Размышлять о взаимосвязи музыкальных и жизненных явлений.
Исследовать выразительные и изобразительные возможности музыки - возможна ли «чистая» изобразительность в искусстве?
Различать в произведениях искусства песенность, танцевальность, маршевость и выделять эти свойства в жизни природы и человека.
Воспринимать и раскрывать музыкальное содержание как выражение мыслей, чувств, характера человека, его душевного состояния.
Использовать графическую запись при импровизации голосом, игре на детских музыкальных инструментах.
Исполнять песни, собственные попевки, музыкальные фразы, подбирать к ним ритмический аккомпанемент
2
12.09
Всеобщие для музыки языковые сферы (жанры)- песенность как состояние человека, природы, искусства. В вокальной музыке. М.Глинка. Патриотическая песня. К. Ибряев, Ю. Чичков. Здравствуй, Родина моя!
3
19.09
Всеобщие для музыки языковые сферы (жанры)- танцевальность как состояние человека, природы, искусства.
В инструментальной музыке. «Добрая сказка» А. Пахмутова
4
26.09
Всеобщие для музыки языковые сферы (жанры)- танцевальность как состояние человека, природы, искусства. В вокальной музыке.«Клены» З. Левина
5
3.10
Всеобщие для музыки языковые сферы (жанры)- Маршевость как состояние человека, природы, искусства.
6
10.10
Всеобщие для музыки языковые сферы (жанры)- Маршевость как состояние человека, природы, искусства.
7
17.10
Взаимодействие явлений в жизни и в музыке, переход от обыденного к художественному.
8
24.10
Раскрытие в музыке внутреннего мира человека.
II ЧЕТВЕРТЬ
Музыка - искусство интонируемого смысла (10 ч)
9
7.11.
Интонация как феномен человеческой речи и музыки.. Детские пьесы для фортепиано: танцевальность.
П.Чайковский. «Детский альбом». Камаринская. Вальс. Полька.
С.Прокофьев. «Детская музыка». Вальс. Тарантелла.
Ю. Яковлев, Е. Крылатов. Колыбельная медведицы.
Размышлять о музыкальной интонации как художественном воспроизведении человеческой речи.
Находить истоки разговорной и музыкальной интонации, определять их выразительное значение.
Исследовать средства перевода звуков природы, человеческой речи в музыкальную интонацию.
Различать на слух и исполнять интонации, характерные для музыкально-художественных образов произведений разных форм и жанров.
Сочинять главные интонации героев сказок, литературных сюжетов.
Исполнять вокально-хоровые произведения, воплощая интонационно-выразительный замысел авторов текста и музыки
10
14.11
Интонация как Смысловая единица. Природа и музыка. Прогулка.
М.Мусоргский. Из сюиты «Картинки с выставки». Прогулка.
11
21.11
Интонация - «Звукокомплекс»
К. Ушинский, А. Тома. Вечерняя песня.
12
28.11
Колыбельные. П.Чайковский. «Детский альбом». Мама. И. Ласманис, Р. Паулс. Сонная песенка. Латышская народная песня. Ай-я, жу-жу. И. Ласманис, Р. Паулс. Сонная песенка. Ю. Яковлев, Е. Крылатов. Колыбельная медведицы.
13
5.12
Интонация. Единство содержания и формы. С. Порокофьев «Болтунья»
14
12.12
Исполнительская интонация. Выразительные интонации.
«Кто дежурный?» Д.Кабавлевский
15
19.12
Исполнительская интонация. Изобразительные интонации.
Три подружки Л.Бетховен
16
26.12
Исполнительская интонация. Выразительные интонации.
«Котенок и щенок» Попатенко
III ЧЕТВЕРТЬ
17
16/01
Исполнительская интонация. Изобразительные интонации.
Полет шмеля Н.Римский-Корсаков
18
23.01
Исполнительская интонация. Зерно-интонация.
«Тема» и «развитие» - жизнь художественного образа (10 ч)
19
30.01
Исполнительское развитие музыки.
Размышлять о всеобщности развития в жизни и музыке: «всё течет, всё изменяется».
Воспринимать музыкальную тему произведения в единстве жизненного содержания и интонационной линии развития.
Наблюдать, как с появлением нового художественного образа (темы) музыка изменяет движение во времени и пространстве.
Различать на слух взаимодействие музыкальных тем на основе тождества и контраста, сходства и различия.
Вырабатывать исполнительский план вокально-хорового произведения, исходя из отражения в нём законов развития музыки и жизни.
Воплощать исполнительский замысел в разных видах музицирования: пении, игре на музыкальных инструментах, пластическом интонировании
20
6.02
Развитие музыки в симфонической сказке. Петя и волк. С. Прокофьев.Выразительные интонации. Петя, дедушка, охотники.
21
13.02
Развитие музыки в симфонической сказке. Петя и волк. С. Прокофьев. Изобразительные интонации. Птичка, кошка, волк, утка.
22
20.02
Развитие музыки в симфонической сказке. Петя и волк. С. Прокофьев. Сопоставление и столкновение различных тембров.
23
27.02
Виды музыкального развития. Тембровое, повторение. Книппер. «Почему медведь зимой спит».
24
6.03
Ладовое и динамическое развитие музыки. С.Богуславский «песня о пограничнике»
25
13.03
Мелодическое, ритмическое развитие музыки. Фрагмент «Царь Горох» Р.Щедрин.
26
20.03
Развитие музыки в русском фольклоре. «Во поле береза стояла»
IV ЧЕТВЕРТЬ
27
3/04
Имитация- прием развития музыки. «Со вьюном я хожу»
28
10.04
Развитие музыки в произведениях Ф Шуберта, Э. Грига. «Вальс», «Марш», «Пьеса» Ф Шуберт. «Утро», «Пер Гюнт», «Шествие гномов» Э.Григ.
Развитие как становление художественной формы (6 ч)
29
17.04
Построение(Формы) музыки. Куплетная форма. Марш П.Чайковский
«Пастушья песня»
Размышлять над зависимостью формы от содержания в каждом конкретном произведении.
Выявлять роль формы для восприятия логического развития музыкальной мысли.
Определять на слух простые формы звучащей музыки - двухчастные, трёхчастные, рондо, вариации.
Воплощать собственный художественный замысел в той или иной форме с позиций композитора, исполнителя, слушателя.
Запоминать имена великих композиторов-классиков, определять на слух интонации, главные темы, характерные для их творческой индивидуальности
30
24.04
Двухчастная форма музыки. Неаполитанская песенка П.Чайковский
31
8.05
Трехчастная форма музыки Ария Сусанина М.Глинка
32
15.05
Построение музыки. Форма Рондо. Рондо в турецком стиле В.Моцарт
33
22.05
Построение музыки. Форма Вариации. Камаринская.
34
29.05
Обобщение тем года.
9