- Учителю
- Календарно - тематическое планирование по ИЗО 4 класс УМК 'Перспектива'.
Календарно - тематическое планирование по ИЗО 4 класс УМК 'Перспектива'.
Календарно-тематическое планирование уроков изобразительного искусства в 4 - г классе с определением основных видов учебной деятельности обучающихся (УМК «Перспектива»)
№п/п
Даты
Тема урока, контрольных работ
Кол-во
часов
Характеристика
деятельности обучающихся
Примечание
I раздел Восхитись вечно живым миром красоты (11 ч)
1
Целый мир от красоты.
Пейзаж: пространство, композиционный центр, цветовая гамма, линия, пятно
1
Рассматривать произведения мастеров декоративно-
прикладного и народного искусства, пейзажи живописцев и графиков, в которых отразилась красота окружающего мира и образ пространства.
Различать средства художественной выразительности в орнаментальных композициях народных предметов быта и в произведениях живописцев и графиков. Высказывать своё мнение о том, что обозначали в узорах
на старинных изделиях быта горизонтальные и вертикальные волнистые линии, кресты и перекрещивающиеся линии. Сопоставлять изображение мира в орнаментальном узоре прялки с живописным и графическим, находить общее и различное.
Изображать пейзажную композицию по летним впечатлениям. Применять выразительные живописные и графические средства в работе. Выражать в творческой работе своё видение мира и отношение к нему. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности
2
Древо жизни - символ мироздания.
Наброски и зарисовки: линия, штрих, пят-
но, светотень
1
Наблюдать деревья разнообразных пород в природе своего родного края. Рассказывать о своих наблюдениях деревьев. Рассматривать произведения живописцев, графиков и мастеров декоративно-прикладного и народного искусства, в которых главным персонажем является образ дерева как древнейший символ-образ в искусстве, в устном народном творчестве. Определять, какими изобразительными средствами выражают художники своё отношение к дереву как наиболее почитаемому человеком явлению природы в своих произведениях, относящихся к разным видам искусства.
Объяснять значение понятия набросок в художественной деятельности. Участвовать в обсуждении цвета как основного выразительного средства живописи, его возможности в передаче своеобразия природы России разных географических широт, роли линии в различных видах изобразительного искусства, отражения в рисунке характерных особенностей формы. Работать по художественно-дидактической таблице. Сверять с изображениями на ней собственные наброски. Выполнять зарисовки и наброски деревьев с натуры, по памяти, по представлению, передавая характерные признаки пород деревьев, особенности их конфигурации. Выражать в творческой работе своё отношение к природе.
Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности
3
Мой край родной.
Моя земля.
Пейзаж:
пространство, планы, цвет, свет
1
Рассматривать пейзажи русских мастеров живописи и графики XIX-XX вв. Рассказывать об особенностях русского национального пейзажа. Приводить примеры. Называть главные средства выразительности в картинах художников-пейзажистов. Высказывать своё мнение об отличии понятия мотив в пейзаже от понятия мотив в декоративно-прикладном искусстве, свет, линия, штрихи, тон).
Объяснять значения слов национальный пейзаж. Участвовать в обсуждении особенностей воссоздания родной природы в пейзажах живописцев и графиков, средств художественной выразительности, своеобразия композиции. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности
4
Цветущее дерево - символ жизни.
Декоративная композиция: мотив дерева в народной росписи
1
Рассматривать изделия мастеров Городца, отображающих народное восприятие мира, связь человека с природой, родной землёй. Сопоставлять декоративные мотивы в изделиях городецких мастеров, выделять из них наиболее распространённые мотивы. Рассказывать о центрах народных промыслов, в которых цветы, цветущие ветки, букеты являются главными мотивами. Работать по художественно-дидактической таблице. Различать приёмы городецкой росписи - «подмалёвка», «разживка чёрным цветом», «разживка белилами». Повторяя за народным мастером приёмы чёрной и белой «разживок», рисуя кистью. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности
5
Птица - символ света, счастья и добра.
Декоративная композиция: равновесие красочных пятен, узорные декоративные разживки, симметрия, ритм, единство
колорита
1
Рассматривать декоративную композицию с птицами «у древа». Сопоставлять образы птиц в разных видах народного творчества. Рассказывать, что означает в народном искусстве образ птицы-света. Высказывать суждение о заполнении пространства в декоративной трёхчастной композиции в городецкой росписи прялочного донца..
Повторять за народным мастером ритм и форму «разживок белилами».
Выполнить кистью свой вариант росписи птиц у цветущей ветки с использованием приёмов городецкой росписи. Выражать в творческой работе своё отношение к природе, к образу птицы-света. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности
6
Конь - символ солнца, плодородия и добра.
Декоративная композиция: линия, силуэт с вариациями городецких разживок
1
Различать, как образ-символ коня представлен в разных видах устного народного творчества в декоративно-прикладном и народном искусстве.
Рассказывать, почему в народном искусстве мастера постоянно обращаются к образу коня, приводить примеры из разных видов народного творчества. Овладевать живописными приёмами изображения коня.
Осваивать приёмы белильных разживок для коня. Выполнять кистью свой вариант росписи коня с использованием приёмов городецкой росписи и декоративного обобщения фигуры коня без карандашного рисунка. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности
7
Связь поколений в традициях Городца.
Декоративная композиция с вариациями городецких мотивов: ритм, симметрия, динамика, статика
1
Рассматривать произведения народного искусства, выражать своё отношение к развитию традиций городецкой росписи в творчестве современных мастеров. Называть традиционные мотивы городецкой росписи в современных изделиях. Участвовать в обсуждении художественно-эстетической ценности изделий с городецкой росписью, преемственности живописных традиций в творчестве мастеров современного художественного промысла «Городецкая роспись».
Выполнять декоративную композицию по мотивам городецкой росписи для украшения изделий разнообразных по форме и назначению (декоративной тарелки, панно, разделочной доски, подставки для специй). Выражать в творческой работе своё отношение к искусству городецкой росписи. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности
8
Знатна Русская земля мастерами и талантами. Портрет: пропорции лица человека
1
Рассматривать портреты, выполненные живописцами и графиками. Рассказывать, по каким признакам можно определить, что на портрете изображён художник или народный мастер. Участвовать в обсуждении образов художников и народных мастеров в произведениях живописи и графики, особенностей передачи внешнего облика в лице, костюме, в предметном окружении; выбирать положение головы и передавать её поворот, движения фигуры. Читать пропорции лица человека во фронтальном положении и вполоборота. Выполнять портрет народного мастера или художника в момент создания им художественного произведения. Выражать в творческой работе своё отношение к изображаемому герою.
9
9. Вольный ветер - дыхание земли.
Пейзаж: линии, штрихи, точки, пятно, свет
1
Рассматривать живописные и графические пейзажи художников, в которых отражаются древние представления человека о природных стихиях. Высказывать, какие чувства вызывают поэтические строки о ветре и разнообразные образы воздушного пространства, созданные художниками. Сравнивать образы природных стихий в искусстве с собственными впечатлениями от наблюдений природы. Участвовать в обсуждении выразительных средств передачи состояния природы в пейзаже (чередование резких цветовых пятен, мазков, плавные и тонкие переходы цвета, разбивка пространства неба неравномерно расположенными формами облаков в живописных работах).
Различать графические выразительные средства для передачи планов в пейзажах. Исследовать возможности графики при передаче ветреного состояния природы. Выполнять по памяти или по представлению изображение неба с несущимися облаками в пейзаже и деревьев, гнущихся под ветром. Выражать в творческой работе своё отношение к разным состояниям в природе.
10
Движение - жизни течение. Наброски с натуры, по памяти и представлению: подвижность красочных пятен, линий
1
Наблюдать подвижность жизни природы и человека и отображение её в разных видах искусства. Рассматривать произведения разных видов искусства, отображающих явления окружающего мира. Рассказывать,
какие произведения передают спокойное, малоподвижное состояние, а какие изображают энергичное течение жизни и пронизаны ощущением постоянной изменчивости природы, различных ритмов, движения.
Сопоставлять художественные приёмы, позволяющие выразительно передавать состояние спокойствия в природе или её ритмов и изменений.
Участвовать в обсуждении художественных приёмов, позволяющих передавать состояние статики и динамики. Прослеживать, как передана подвижность цветовых пятен в набросках людей, деревьев. Выполнить композиционные схемы к понравившимся произведениям, подчеркнув направление движения главных элементов в их композициях.
Выполнять наброски с натуры деревьев, транспортных средств, заводных игрушек и детей в движении. Выражать в творческой работе своё отношение к разным состояниям в природе.
Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности
11
Осенние метаморфозы.
Пейзаж: колорит, композиции
1
Наблюдать изменчивые состояния осенней природы. Называть особые приметы осенней природы в разные периоды, приводить примеры. Рассматривать произведения изобразительного искусства, в которых живописцы и графики отразили изменчивость природы, её различные состояния в осеннюю пору. Сопоставлять, как по-разному художники и поэты отражают жизнь природы и человека осенью. Называть приёмы, которые используют художники для передачи в картине движения, яркости и мажорности пейзажей. Участвовать в обсуждении колорита, динамики пейзажной картины, расположения и характера элементов
композиции, гармоничного чередования цветовых пятен, многообразных графических и цветовых подвижных элементов. Прослеживать колористические приёмы передачи изменчивых состояний осенней природы. Осуществлять поиск нужных цветовых оттенков для выполнения мотива осеннего пейзажа. Изображать один и тот же уголок природы в пору золотой и поздней осени. Дополнить композицию изображениями домов, людей, техники. Выражать в творческой работе своё отношение к разным состояниям в осенней природе. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности
Любуйся ритмами в жизни природы и человека (14 ч)
12
Родословное дерево - древо жизни, историческая память, связь поколений.
Групповой портрет: пропорции лица человека, композиция
1
Рассматривать живописные групповые портреты разных семей. Высказывать своё мнение об этих произведениях и об отношении к средствам художественной выразительности, выбранным авторами.
Объяснять смысл понятий индивидуальный портрет и групповой портрет. Представлять родословное древо своей семьи и гордиться своими близкими. Выполнять групповой портрет своих близких с передачей своего отношения к создаваемому портрету на тему «Я горжусь своей родословной». Выражать в творческой работе отношение к своей семье. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам
13
Двенадцать братьев друг за другом бродят...
Декоративно-сюжетная композиция: приём уподобления, силуэт
Участвовать в чтении по ролям фрагмента сказки и обсуждении приёма уподобления при описании образов братьев-месяцев в сказке С. Маршака.
Рассматривать поэтические произведения живописи и книжной графики как яркие образы, выбирать разные сюжеты для иллюстрации. Представлять зрительно каждый из природных циклов (зима, весна, лето,
осень) в образе человека, одетого в традиционную русскую одежду. Сопоставлять свои представления об образах героев сказки с изображениями в иллюстрациях художников-иллюстраторов.
Объяснять значение понятий книжная графика, иллюстрация, эскиз.
Участвовать в обсуждении роли художника-иллюстратора, развивающего и углубляющего мысль писателя, вносящего в иллюстрацию свою творческую мысль..
Знакомиться с традиционной русской одеждой (кафтаном, платьем,шубой, ферезью и ферезеей), прослеживать гармоничное сочетание цветов и подбирать их на палитре. Выполнять поисковые эскизы композиции иллюстрации к сказке С. Маршака «Двенадцать месяцев». Выражать в творческой работе своё отношение к содержанию и персонажам сказки.
Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности
14
Год не неделя - двенадцать месяцев
впереди.
Иллюстрация к сказке: композиция, цвет
1
Рассматривать лаковые миниатюры и иллюстрации к сказке С. Маршака «Двенадцать месяцев». Вспомнить цветовой круг. Называть основные и составные цвета. Объяснять роль воздействия цвета в произведениях изобразительного искусства.
Участвовать в обсуждении средств художественной выразительности - роли цвета в передаче настроения и признаков времён года, цветовой гармонии в произведениях на темы сказок.
Значение цветового круга в определении гармонического сочетания цветов: родственные и контрастные цвета .Работать по художественно-творческой таблице. Рассматривать примеры гармонического сочетания цветов и определять по цветовому кругу родственные и контрастные цвета. Исследовать возможности живописи, подбирать цвета и оттенки, передающие цветовую гамму разного состояния природы в январе, феврале, марте, апреле. Выполнить иллюстрацию к сказке С. Маршака «Двенадцать месяцев» на основе эскизов предыдущего урока с учётом особенностей состояния природы в костюме конкретного месяца года с помощью цвета и декора. Выражать в творческой работе своё отношение к содержанию, выбранным персонажам сказки
15
Новогоднее настроение.
Колорит: гармоническое сочетание родственных цветов
1
Рассматривать произведения изобразительного искусства, воссоздающие новогоднее настроение. Называть, какими средствами и художественными приёмами передано праздничное настроение в картинах. Высказывать своё мнение, какую роль играет цвет в работах
художников для передачи настроения новогоднего праздника Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств различных жанров изобразительного искусства, отображающих новогодний праздник.
Значение цветового круга в определении гармонического сочетания цветов: родственные и контрастные цвета.
Вспомнить художественные приёмы, с которыми знакомились во 2-3 классах. Осуществлять поиск праздничного цвета. Выполнять художественный приём «по- сырому» и художественный приём «
мазок по восковому рисунку», применять разное гармоническое сочета-
ние цветов - родственных и родственно-контрастных в соответствии со своим настроением. Выполнять творческое задание согласно условиям.
Выражать в творческой работе своё эмоционально-ценностное отношение к празднику. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности
16
Твои новогодние поздравления. Проектирование открытки: цвет, форма, ритм, симметрия
1
Рассматривать поздравительную открытку как произведение графического искусства малых форм. Рассказывать об основных элементах и атрибутах поздравительной открытки к Новому году, объяснять их значение. Приводить примеры современных конструкций
новогодних открыток. Называть наиболее часто встречающуюся в новогодних поздравлениях цветовую гамму. Участвовать в обсуждении привлекательности новогодней открытки, приёмов, которыми пользуются художники для создания праздничного, весёлого настроения. Рассматривать конструкции современных новогодних открыток и приёмы их выполнения.
Изготовить проект открытки-сюрприза с использованием элементов симметричного вырезывания, выполнения рисунка-отпечатка и разноцветного фона. Выражать в творческой работе своё отношение к новогоднему празднику. Выбирать художественные материалы, соответствующие замыслу творческой работы.
Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности. Оформить выставку и пригласить на неё родителей
17
Зимние фантазии.
Наброски и зарисовки: цвет, пятно, силуэт, линия
1
Рассматривать произведения изобразительного искусства, посвящённые зиме. Рассказывать о том, что художники, перед тем как написать картину, подолгу наблюдают природу, выполняют много зарисовок, эски-
зов будущей картины. Объяснять символическое значение зимы в природе, жизни и искусстве. Участвовать в обсуждении средств художественной выразительности, которыми художники передают при-
меты зимы в разные периоды в разных видах искусства, называть их.
Описывать устно свои зимние впечатления и наблюдения и использовать их в зарисовках в дальнейшей работе. Подбирать цветовые оттенки для изображения зимнего неба, снега, передавать состояние зимней при-
роды. Использовать в набросках собственные впечатления и наблюдения зимней природы. Выполнить быстрые наброски заснеженных деревьев, людей, домов по наблюдению и по памяти. Выражать в творческой
работе своё отношение к красоте зимней природы. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности
18
Зимние картины. Сюжетная композиция: линия горизонта, композиционный центр, пространственные планы, ритм,
динамика
1
Рассматривать тематические произведения современных художников. Рассказывать о своих впечатлениях и наблюдениях от зимней природы, полученных во время зимних каникул, о том, как переживают зиму люди,
животные, растения.
Сопоставлять поэтические описания зимы с произведениями живописи и графики, сравнивать приёмы, которыми пользуются художники и поэты. Объяснять роль цветовой гаммы в создании определённого состояния природы, настроения в картине. Называть цветовые оттенки снега, зимнего неба, подмеченные в натуре, и находить их в произведениях художников. Участвовать в обсуждении композиции картин, вы-
бора художником уровня горизонта и размещения ком-
позиционно-сюжетного центра. Рисовать картину зимней природы, включать в композицию улицы, дома людей, использовать в изображении их действий таблицу «Схемы фигуры человека в разнообразных движениях». Выполнять творческое задание согласно условиям.
Выражать в творческой работе своё отношение к красоте зимней природы.
Участвовать в творческой работы и оформлении работ для зимнего вернисажа
19
Ожившие вещи.
Натюрморт: форма, объём предметов, их конструктивные особенности, композиция
1
Рассматривать предметы старины и современные бытовые вещи как предметный ми века. Группировать предметы своего дома по их назначению, исторической и художественной ценности, месту их в повседневной жизни. Описывать их историю.
Рассказывать о предметах декоративно-прикладного и народного искусства как вещах-реликвиях, имеющих историческую ценность.
Участвовать в обсуждении выразительных средств создания художественного образа вещи в произведениях живописи и графики.
Вспомнить последовательность изображения симметричных округлых предметов на основе работы по художественно-дидактической таблице и рисовать их. Выполнять упражнения на передачу пропорций, конструктивных особенностей формы и объёма отдельных предметов с натуры. Выполнять натюрморт, в котором предметы объединены одной темой (по выбору), - «Вещи из старого дома», «Старинные предметы из нашего школьного музея» или придумывать свой натюрморт. Выражать
в творческой работе своё отношение к задуманному натюрморту.
Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности
20
Выразительность формы предметов.
Декоративный натюрморт: условность формы и цвета, чёрная линия, штрихи в обобщении формы предмета
Рассматривать натюрморты художников. Сопоставлять и сравнивать реалистическое и декоративное решение натюрморта. Вспомнить приёмы создания декоративного натюрморта, изученные в 1-3 классах, и на-
зывать их. Объяснять смысл понятия декоративность и то, какую роль играет цвет в декоративной композиции, насколько он может соответствовать цвету реального предмета или отличаться от него. Узнавать и называть приёмы декоративного решения натюрморта: условность формы и цвета предмета, усиление цветового контраста.
Читать композиционные схемы декоративных натюрмортов и находить соответствие каждой из них натюрморту художника. Выполнять декоративный натюрморт, составленный из предметов современного быта (посуда), с использованием локальных цветов тёплой или холодной гаммы. Выражать в творческой работе своё отношение к натюрморту.
Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности
21
Русское поле. Бородино. Портрет.
Батальный жанр
1
Рассматривать произведения портретного и батального жанра в искусстве как отражение героических событий Отечественной войны 1812 г.
Рассказывать, что известно о Бородинском сражении, и высказывать своё мнение об образах конкретных героев сражения.
Объяснять смысл понятия батальный жанр. Участвовать в обсуждении героических страниц Отечественной войны 1812 г., нашедших отражение в батальном жанре искусства и в стихотворении М. Лермонтова «Бородино», выразительных средств и композиционных приёмов, которые используют художники для передачи «славы чудесного похода» в портретах участников войны 1812 г., и называть их. Работа по художественно-дидактической таблице «Схематические фигуры воинов
в движении». Выполнять по представлению зарисовки русских и
французских воинов периода Отечественной войны 1812 г. Выражать в творческой работе своё отношение к воинской доблести и героизму русских солдат. Обсуждать творческие работы одноклассников и да-
вать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности
22
«Недаром помнит вся Россия про
день Бородина...»
Сюжетная композиция: композиционный центр, колорит
Рассматривать произведения живописи, в которых художники отразили мужество и героизм всего русского народа. Рассказывать, какие строки из стихотворения М. Лермонтова передают героику и трагизм происходящих военных событий, отображённых на фрагменте панорамы «Бородинская битва» Ф. Рубо. Называть главных героев батальных композиций, их действия, де тали воинского снаряжения, боевую ситуацию. Высказывать своё мнение о том, какое отношение к участникам войны передал в картинах художник В. Верещагин. Объяснять смысл понятий художник-баталист, круговая панорама. Участвовать в обсуждении средств выразительности языка живописи в представленных живописных произведениях, отображающих моменты Отечественной войны 1812 г.
Выполнять иллюстрацию к фрагменту стихотворения М. Лермонтова «Бородино», используя предварительные зарисовки, выполненные на прошлом уроке. Выражать в творческой работе своё отношение к героизму русского народа известными художественными приёмами и средствами.
Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности
23
Образ мира в народном костюме и внешнем убранстве крестьянского дома.
Образы-символы. Орнамент: ритм, симметрия, символика
1
Рассматривать произведения народного декоративно-прикладного искусства, в которых нашло отражение многообразие картины мира, красота и разнообразие орнаментальных украшений. Рассказывать об орнаментальном оформлении народного жилища и костюма, предметов быта и игрушек. Раскрывать символический
смысл конструкции и декора избы и костюма. Сравнивать орнаментальные элементы в резном декоре изб, домашней утвари, костюме. Высказывать своё мнение об их значении и местонахождении, находить в них общее и различия. Участвовать в обсуждении сходства орнаментальных композиций и их места в украшении крестьянского дома и народного костюма. Выполнять композицию «На деревенской улице праздник», работая в одной из творческих групп по изготовлению праздничного женского головного убора, основной части народного женского костюма, силуэтов фасада крестьянских домов, оконных наличников или
кукол в народных костюмах. Выражать в творческой работе свои художественно-эстетические знания и художественные умения и навыки в рисунке, аппликации, бумагопластике, лоскутной технике. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности
24
Народная расписная картинка-лубок.
Декоративная композиция: цвет, линия, штрих
1
Рассматривать, анализировать народные лубочные картинки для получения представления о разнообразии сюжетов, тем, образов, отражающих самые разные стороны жизни людей, и объяснять их.
Объяснять смысл понятия лубок. Объяснять, чем лубочная картинка отличается от известных графических произведений, что её роднит с другими видами народного искусства.
Выполнять поисковый эскиз композиции лубка, выбрав для сюжета декоративной композиции пословицу, поговорку или слова народной песни. Выражать в творческой работе своё отношение к сюжету средствами художественного образного языка народного декоративно-прикладного искусства. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности
25
Народная расписная картинка-лубок.
Декоративная композиция: цвет, линия, штрих
Рассматривать народную картинку как иносказательный, часто насмешливый рассказ о людских пороках, когда народные мастера «прятали» своих героев в образы животных, шутов, былинно-сказочных или песенных героев. Высказывать своё мнение о понравившемся сюжете и отношении к нему, подбирать текст к сюжету. Объяснять смысл понятий лубок, лубочная картина, народная картина. Выполнять композицию лубка карандашом, раскрашивая акварелью и нанося обводку чёрным фломастером, тонкой кистью. Выражать в творческой работе своё отношение к выбранному сюжету, выбирая соответству-
ющие средства художественной выразительности. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности
Восхитись созидательными силами природы и человека (9 ч)
26
Вода - живительная стихия. Проект
экологического плаката: композиция, линия, пятно
1
Рассматривать произведения живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, в которых отображена живительная сила природной стихии - воды. Рассказывать о своих наблюдениях за водой в родных местах, о необходимости бережного отношения к воде.
Сравнивать произведения художников-пейзажистов и плакатистов, находить общее и различное в изображении природной стихии, в передаче цвета, света формы, объёма предметов. Называть художественные средства выразительности в плакате. Участвовать в обсуждении особенностей искусства плаката, его видов и языка, находить подтверждение этому в произведениях искусства. Подготовить материалы (вырезки из журналов, связанные с темой изображения, цветную бумагу, слова заготовки) для выполнения на следующем уроке плаката в технике коллажа. Выполнять кистью, гуашью поисковые эскизы плаката на тему «Вода - жизнь», намечая яркими пятнами места размещения текста и общие очертания изобразительных элементов.
Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности
27
Повернись к мирозданию.
Проект экологического плаката в технике коллажа
Рассматривать разные варианты композиций плакатов, размещение, содержание призывов, величину текста и анализировать их. Высказывать свои впечатления, чувства, которые вызвали произведения художни-ков-плакатистов. Объяснять смысл понятий экологический плакат,коллаж. Участвовать в обсуждении поисковых эскизов для выполнения их в технике коллажа, того, как можно использовать технику коллажа для создания проекта плаката. Создать проект плаката на тему «Вода - жизнь» в технике коллажа на основе предварительных эскизов, выполненных на прошлом уроке. Выражать в творческой работе своё отношение к природе средствами художественного образного языка плаката. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности
28-29
Русский мотив.
Пейзаж: композиция, колорит, цветовая гамма, пространство
2
Рассматривать произведения изобразительного искусства, в которых созданы образы русской весенней природы России разных географических широт. Рассказывать о своих наблюдениях и впечатлениях от восприятия произведений искусства и красоты весенней природы в родных местах, об их цветовой гамме. Называть оттенки цвета, которые используют живописцы в изображении лесных далей, и объяснять, как можно добиться нежных оттенков цвета в работе акварелью, гуашью.
Участвовать в обсуждении того, какие моменты весенней природы заинтересовали художников, чем они любуются и восхищаются, находить общее и различное в передаче радостного обновления всего живого, природы, человека, сравнивать средства художественной выразительности в передаче особых примет весенней природы в разные периоды. Обращать внимание на приёмы заполнения пространства и передачи воздушной среды, находить различия в построении композиционных схем, определять, что меняется в изображении неба, моря при изменении
уровня горизонта. Определять, на каких палитрах представлена цветовая гамма произведений вернисажа. Экспериментировать с художественными материалами в передаче определённого весеннего состояния.
Выполнять по памяти или по наблюдению эскиз композиции весеннего пейзажа. Выполнять композицию «Русский мотив», выбрав художественные материалы для создания максимальной выразительности замысла. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результата
30
Всенародный праздник - День Победы.
Патриотическая тема в искусстве:
образы защитников Отечества
Рассматривать произведения живописцев, скульпторов, соотносить их с произведениями литературы о героях Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. и о Дне Победы. Называть произведения искусства, посвящённые защите Отечества, из курса 1-3 классов. Высказывать своё мнение о средствах выразительности, которыми художники и скульпторы раскрывают в произведениях эстафету поколений и историческую перспективу подвига народа и памяти о нём. Объяснять смысл понятия монументальное искусство.
Выполнить эскиз памятной плакетки «Слава воину -победителю». Выполнять эскиз памятника, посвящённого Победе в Великой Отечественной войне. Выражать в творческой работе своё отношение к всенародному празднику, ощущение радости и торжества. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности
31
«Медаль за бой, за труд из одного
металла льют».
Медальерное искусство:
образы-символы
1
Рассматривать ордена и медали, которыми отмечены подвиги народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Рассказывать, как каждое изображение связано со значением медали.
Объяснять смысл понятий медаль, орден, медальерное искусство Участвовать в обсуждении того, что изображено на медалях городов-героев «За оборону Ленинграда», «За оборону Москвы», «За оборону Севастополя», «За оборону Сталинграда».
Выполнять памятную плакетку «Слава воину-победителю» согласно эскизу. Выражать в творческой работе своё отношение к наградам за защиту Отечества известными художественными приёмами и средствами выразительности.
Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности
32-34
Орнаментальный образ в веках.
Орнамент народов мира: региональное разнообразие и национальные особенности
3
Рассматривать произведения мастеров народного и декоративно-прикладного искусства разных регионов России, стран Запада и Востока. Различать орнаменты известных регионов России. Рассказывать о значении знаков-символов в декоративном убранстве одежды и
жилища русского человека.
Находить отличия в орнаментах России, Италии, Франции, Турции и др. Участвовать в обсуждении художественных закономерностей орнаментального образа в использовании различных выразительных средств разными народами мира и соответствия орнамента форме,
материалу и назначению изделий. Готовить презентацию орнаментальных композиций на предметах, созданных в традициях народного искусства в разных странах мира. Выражать в творческой работе своё отношение к красоте орнамента.
Оценивать результаты творческой работы в соответствии с поставленной задачей