- Учителю
- Подборка подвижных игр 'Русские народные подвижные игры'
Подборка подвижных игр 'Русские народные подвижные игры'
Русские народные подвижные игры
1-4 классы
Автор-составитель:
учитель начальных классов
Мезенцева Оксана Богдановна
2015 г.
Пояснительная записка.
Во все времена дети остаются детьми. Там, где есть игра, нет места скуке. Любая подвижная игра требует от игроков находчивости, смекалки, двигательных усилий, направленных на достижение условной цели. Подвижные игры наиболее полно соответствуют природе детства.
Кто из нас не помнит пряток, жмурок, догонялок, салочек? Кто автор этих весёлых развлечений? Конечно, на этот вопрос ответить непросто. Эти игры, как и песни, сказки, прибаутки, созданы народом. История русских народных игр насчитывает многовековые традиции. Народные игры сохранились и дошли до нас из глубины веков. Передавались из поколения в поколение. Игры прекрасно закаляли тело и душу. Собирались деревенские ребятишки за околицей, бегали без устали, играя в горелки, салочки.
Народные подвижные игры обычно проводятся на свежем воздухе, на открытой площадке. Участники таких игр могут быть дети самого разного возраста. От дошкольников до старшеклассников. Нередко в игровых забавах участвуют и взрослые. Почему? Народные игры привлекательны тем, что незатейливы, правила их просты и понятны каждому.
Народные подвижные игры укрепляют здоровье, развивают двигательные качества: ловкость, быстроту, выносливость, содействуют физической подготовке, прививают интерес и к физическим упражнениям, и к спорту. В них можно играть и на уроках физической культуры, и на прогулке, и на любом внеклассном мероприятии.
Ну, что ж, начнём игру. Какую? Выбирайте сами.
У медведя во бору.
На площадке чертятся две линии, на расстоянии 6-8 метров друг от друга. За одной линией сидит водящий - «медведь», за другой - «дом», в котором живут дети. «Медведь» сидит в стороне и молчит. Дети, делая вид, что собирают ягоды и грибы в лесу, подходят к «медведю», приговаривая:
У медведя во бору
Грибы, ягоды беру!
А медведь постыл,
На пне застыл!
У медведя во бору
Грибы, ягоды беру!
А медведь не спит
И на нас рычит!
«Медведь» начинает ворочаться, потягиваться, на последних словах выскакивает из берлоги и ловит детей. Пойманный игрок становится «медведем».
Жмурки.
Игра проходит на небольшой ограниченной площадке, на которой нет опасных препятствий. Водящему завязывают глаза, он должен осалить кого-нибудь из играющих. Играющие убегают от водящего, но при этом не выходят за пределы площадки и обязательно подают голос - называют водящего по имени или кричат: «Я здесь». Осаленный игрок меняется ролями с водящим.
Гуси.
На площадке, на расстоянии 10-15 метров чертятся две линии - это два «дома». В одном находятся гуси, в другом их хозяин. Между «домами под горой» живёт «волк» - водящий. Хозяин и гуси ведут между собой разговор:
- Гуси, гуси!
- Га-га-га.
- Есть хотите?
- Да-да-да.
- Так летите!
- Нам нельзя. Там волк под горой не пускает нас домой.
После этих слов «гуси» стараются перебежать к «хозяину», а «волк» старается их поймать. Пойманный игрок становится «волком».
Горелки (Огарыши, Парами).
Играющие выстраиваются в колонну парами, взявшись за руки. Водящий стоит перед колонной в нескольких шагах, спиной к играющим. Он громко говорит:
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Глянь на небо -
Птички летят.
Колокольчики звенят.
Раз, два, три - беги.
Последняя пара, беги.
На последнее слово пара, стоящая последней, должна быстро обежать колонну и встать впереди. Водящий тоже должен стремиться занять одно из мест первой пары. Тот, кому не хватило места, становится водящим.
Вместо слов «последняя пара», водящий может выбрать любую пару. В этом случае, всем играющим надо быть внимательными и помнить, какими по счёту они стоят в колонне.
Хромая лиса.
На площадке чертится круг больших размеров - «птичий двор». Во «дворе» живут игроки - «утки». Водящий - «хромая лиса» по сигналу скачет по кругу на одной ноге. Она старается осалить «утку». Когда «лиса» кого-нибудь осалит, тот становится водящим.
Зайцы.
На площадке чертится большой круг (радиусом 8-10 метров), в нём поменьше - «дом» лисы. «Лиса» сидит в своём доме, а зайцы прыгают вокруг её дома. Они могут и запрыгивать в него. «Лиса» старается поймать того, кто запрыгнул в её дом. Пойманные «зайцы» помогают «лисе» ловить остальных «зайцев». Побеждает последний оставшийся «заяц». Он станет водящим «лисой» в следующей игре.
Волки во рву.
На площадке чертится коридор шириной около 1 метра - «ров». Водящие (2-3 человека) - «волки», все остальные игроки - «зайцы». «Волки» прячутся во рву. «Зайцы» должны перепрыгнуть ров и не быть осаленными одним из «волков». Если «зайца» осалили, он выходит из игры. Побеждает последний оставшийся «заяц». Он станет водящим «лисой» в следующей игре.
Зелёная репка.
Все игроки встают в круг, берутся за руки и проговаривают:
Зелёная репка,
Держись крепко,
Кто оборвётся,
Тот не вернётся.
Раз, два, три.
На последнее слово все играющие проворачиваются вокруг себя, не расцепляя рук. Кто из игроков разорвёт руки, входит в круг, остальные повторяют слова. Выигрывают самые «цепкие» игроки (4-5 человек).
Мороз - Красный нос.
На площадке, на расстоянии 10-15 метров чертятся две линии - это два «дома». В одном из них собираются игроки. Водящий - «Мороз - красный нос» стои посреди площадки и говорит:
Я Мороз - Красный нос,
Всех морожу без разбора.
Разберусь со всеми скоро,
Кто сейчас решится
В дальний путь пуститься!
Играющие отвечают:
Не боимся мы угроз
И не страшен нам мороз!
На последнее слово все играющие бегут в противоположный «дом». «Мороз» пытается их догнать и осалить - «заморозить». Кого «Мороз» успеет осалить, замирают на месте. Выигрывает тот игрок, кто останется «не замороженным».
Бабка - Ёжка.
На площадке чертится большой круг - «дом». Водящий - «Бабка-Ёжка» сидит в своём «доме». В руках она держит веточку, прутик - «помело». Вокруг «Бабки-Ёжки» бегают дети и дразнят её:
Бабка-Ежка костяная ножка.
С печки упала, ножку сломала.
А мы у Бабки-Ёжки
Воруем картошки.
«Бабка-Ёжка» выскакивает из круга на одной ноге и старается кого-нибудь коснуться «помелом». До кого дотронется, тот замирает. Побеждает последний оставшийся игрок. Он и буде водящим в следующей игре.
Казаки-разбойники.
Игра проводится на большой, но ограниченной знаками территории.
Игроки делятся на две группы. Одна группа - «казаки», другая - «разбойники». У «казаков» есть свой «дом» - начерченный большой круг, где в течение игры находится «сторож» - один из «казаков». В его обязанности входит охрана пойманных «разбойников».
Игра начинается с того, что «казаки» находятся в своём «доме», «разбойники» в это время стараются надёжно спрятаться (10-15 минут). Пока «разбойники» прячутся, они должны по ходу своего движения оставлять следы-метки: стрелки, знаки, записки и др., где указывается место следующей отметки. Следы могут быть и ложные, чтобы запутать «казаков». Через 10-15 минут «казаки» начинают поиски «разбойников». Игра заканчивается тогда, когда все «разбойники» будут пойманы. Пойманным считается тот «разбойник», которого увидели «казаки».
По окончании игры «казаки» и «разбойники» меняются ролями.