7


  • Учителю
  • Педагогический проект по теме 'Рабочая программа по 'Основам светской этики

Педагогический проект по теме 'Рабочая программа по 'Основам светской этики

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Областное государственное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного профессионального образования



Ульяновский институт повышения квалификации и переподготовки

работников образования



Кафедра начального образования

Педагогический проект



«Рабочая программа курса «Основ светской этики младших школьников 4 класса в условиях реализации ФГОС второго поколения»



Слушателя курсов учителя начальных классов

группы Н - учителя МБОУ СОШ №5 имени С.М.Кирова

города Ульяновска

Давиденко Анны Валерьевны







Ульяновск

2014 год

Содержание:

1.Введение. 3



2.Пояснительная записка. 4 - 5



3.Цели, задачи программы, формы, методы и средства формиро-

вания саморазвития и самореализации. 5 - 9



4.Содержание программы. 9 - 14



5. Планируемые результаты. 14 - 15



6.Календарно - тематическое планирование 4 класса. 16 - 24



7.Контрольная часть. 25 - 37



8.Заключение. 37 - 38



9.Литература. 39 - 40

Введение.



Сегодня любая школа находится в условиях модернизации образования, поэтому каждому учителю необходимо отмечать те преобразования в обществе, которые диктуют необходимость формирования творчески активной личности, способной эффективно и нестандартно решать жизненные проблемы. В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать новую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Об этом идет речь и в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, где обозначены личностные характеристики выпускника начальной школы.

В соответствии со стандартом на ступени начального общего образования осуществляется формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности - умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе. Учитывая всё это, нужно отметить, что уроки курса «Основы светской этики», как и любые другие, необходимо модернизировать, вводя новые формы проведения, используя инновационные педагогические технологии.

Миссия преподавателя этого курса в школе особая. Учитель должен быть не просто грамотным специалистом, а человеком, несущим детям духовность, нравственность, красоту, возбуждающим желание быть добрым, щедрым душой, уверенным в себе, умеющим наслаждаться окружающим миром и менять мир вокруг себя.

Пояснительная записка.

Противоречия

Интерес к обозначенной теме продиктован в результате возникновения противоречий:
- между требованиями к освоению образовательной программы начального общего образования в ходе внедрения и реализации федеральных государственных образовательных стандартов и недостаточной мотивацией детей к обучению, отсутствием стремления к творческой самореализации, проблем в общении и сотрудничестве детей между собой;
- между имеющимся у детей низким уровнем коммуникативной компетенции и необходимостью воспитания человека, способного свободно выражать свои мысли и чувства, соблюдать этические нормы общения, использовать речь как средство самореализации и вхождения в социум;
- между репродуктивным характером обучения и стремлением личности к творческому самовыражению.
Поэтому система обучения должна выстраиваться таким образом, чтобы предоставлялась возможность для развития самореализации и саморазвития личности каждого учащегося.



Проблема

Несмотря на то, что в процессе обучения постоянно ведется работа по развитию основных компетенций учащихся, диагностика показывает недостаточный уровень сформированности коммуникативной компетентности, самостоятельности, низкой любознательности и инициативы значительной части учащихся.



Гипотеза

Если целенаправленно и систематически создавать условия для самостоятельной деятельности учащихся, используя системно-деятельностный подход к обучению, дети научатся самостоятельно ставить цели, анализировать жизненные ситуации, делать выводы, адекватно, корректно выстраивать отношения со сверстниками и взрослыми, выражать свои чувства и представления о мире различными способами, свободно фантазировать и направлять творческие возможности на решение различных задач.

Цель: формирование целостной, совершенной личности в её гуманистическом аспекте.


Задачи:


1.Изучение духовно-нравственной культуры, ознакомление учеников с основными нормами нравственности, первичное представление о морали.

2.Нравственное развитие младших школьников, воспитание культуры поведения с опорой на представления о положительных поступках людей.

3.Дать детям новые нравственные ориентиры и упорядочить уже имеющие у них.

4.Воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, формирование первоначальных представлений о светской этике.

Формы, методы и средства формирования саморазвития и самореализации

Формы контроля:

- написание сообщений;

-создание проекта и его защита;

-устный развернутый ответ.


Формы обучения:

-урок изучения нового материала;

-урок беседа;

-повторительно-обобщающий урок;

-урок-исследование;

-урок закрепления знаний, умений и навыков.


Методы и приемы обучения:

-обобщающая беседа по изученному материалу;

-фронтальный опрос;

-виды работ, связанные с анализом текста;

-различные виды пересказа (подробный, выборочный, краткий)

-взаимопроверка;

-самоконтроль (по словарям, справочным пособиям).

Основной подход, используемый при обучении: системно-деятельностный.
Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности. Обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие.

Системно-деятельностный подход предполагает:

- воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества;


- переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;


- ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования;


- признание решающей роли содержания образования и способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся;


- учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения.



Данный подход направлен на развитие каждого ученика, на формирование его индивидуальных способностей, а также позволяет значительно повысить качество знаний и увеличить темп изучения материала без перегрузки обучающихся. При этом создаются благоприятные условия для их разноуровневой подготовки, реализации принципа моделирования.



Технология деятельностного метода обучения не разрушает «традиционную» систему деятельности, а преобразовывает ее, сохраняя все необходимое для реализации новых образовательных целей. Одновременно она является саморегулирующимся механизмом разноуровневого обучения, обеспечивая возможность выбора каждым ребенком индивидуальной образовательной траектории; при условии гарантированного достижения им социально безопасного минимума. Данная технология - это разработанная последовательность деятельностных шагов.


Собственная учебная деятельность школьников, важная составляющая системно-деятельностного подхода, реализуется как личностно-деятельностный подход в обучении. Его можно выразить формулой «деятельность - личность», т. е. «какова деятельность, такова и личность» и «вне деятельности нет личности». Учебная деятельность становится источником внутреннего развития школьника, формирования его творческих способностей и личностных качеств.

Средства: Федеральный государственный общеобразовательный стандарт начального общего образования, учебно-методические материалы, материалы библиотек, медиатеки, интернет-ресурсы.

Учебники и учебные пособия:

1.М.Т.Студеникин «Календарно-тематическое планирование». 4 класс: М., 2012г.

2.Учебник М.Т.Студеникин «Основы светской этики», 4 класс, М. «Русское слово», 2012г.


34 часа в год, 1 час в неделю

Содержание программы:


Модуль выступает в качестве связующего звена всего учебно-воспитательного процесса, обобщая знания об этике и этикете, по­лученные в начальной школе. Он призван обеспечить общественно значимую мотивацию поведения детей, их поступков. Школьникам следует научиться адекватно оценивать собственное поведение и поведение других учеников.На уроках этики учащиеся выясняют, что такое дружба и поря­дочность, правда, истина и ложь, добро и зло и др. При изучении основных критериев светской этики ученики убеждаются в ценнос­ти самого дорогого, что есть у человека, - его жизни.


Интерес учащихся к курсу повышается интересным дополнительным материалом - сказки и былины, фрагменты из де­тской литературы. Обсуждение произведений художественной лите­ратуры, сказок, их инсценировка - все это нацелено на воспитание первоначальных этических представлений обучаемых, развитие их эмоционального восприятия. Как правило, ученики способны са­мостоятельно проанализировать те или иные ситуации этих произ­ведений на предмет добра и зла, сделать простейшие выводы.


Изучая основы светской этики, следует воспользоваться благо­приятными возможностями для знакомства детей с основами этике-

знакомятся с обрядами, узнают подробности о религиозных празд­никах и традициях верующих.


При изучении основ светской этики следует выполнять общеди­дактические требования, применяемые ко всем урокам в начальной школе. В процессе обучения ребенка поощряют словом, не сковы­вают его инициативу, помогают найти такое занятие, такую форму работы, которые ему по нраву и по силам. Не надо бояться детских ошибок как ученику, так и учителю. Ведь ошибка одного учени­ка может породить полезные мысли у других учеников. До много­го ребенок может додуматься сам, в этом случае не нужно мешать ему думать, не надо объяснять материал, доступный для понимания. Полезнее, если ученик сначала выполнит какое-либо предметное действие, а потом уже сделает обобщение или вывод.


Основной способ организации познавательной деятельности младших школьников - это работа с текстом учебника. В процес­се чтения осуществляется восприятие нового для учеников матери­ала; при интерпретации во время беседы происходит выбор мнения, принятие решения; в ходе диалога ученики обсуждают полученные знания, делают простейшие выводы. К монологическим формам ра­боты можно отнести пересказ прочитанного, составление рассказа с введением в него новых фактов, подготовку небольших докладов - выступлений детей. Или же ученикам можно дать задание показать пантомиму, используя пластику, мимику, жесты. Иногда ученику приходится поставить себя в ту или иную ситуацию, определить свое поведение или свою позицию, обосновать поступок, разрабо­тать собственные правила поведения, ответить на вопросы анкеты и проанализировать их.


У учеников вырабатываются коммуникативные умения: фор­мулировать вопросы и отвечать на них, структурировать учебный материал по предложенному плану, работать с разнообразными ис­точниками информации, планировать и контролировать учебные действия, оформлять и представлять результаты труда, оценивать свою деятельность.


Ученики получают право выбора содержания и форм учебной де­ятельности, вариативности, последовательности действий. Так по­степенно происходит формирование личностного смысла учения, получения новых знаний.


В ходе изучения светской этики и этикета у учеников вырабаты­ваются социально-коммуникативные умения: говорить и слушать, участвовать в беседе, дискутировать, аргументированно обосновы­вать свою точку зрения.

Они узнают много полезного о правилах поведения за столом и общении с гостями, о поведении в общественном транспорте и на улице, о культуре внешнего вида и многом другом. Этикет не обре­меняет основной курс, а делает его более интересным и полезным для учащихся, особенно если сложится стиль взаимоотношения учителя с учениками, основанный на нормах этики и этикета.


Ученикам интересно будет познакомиться с историей возникно­вения и развития этикета, его особенностями в разные эпохи у раз­ных народов, узнать о происхождении тех или иных правил поведе­ния, уяснить смысл, казалось бы, хорошо знакомых всем терминов и понятий. Тем самым курс готовит младших школьников к воспри­ятию отечественной истории и культуры в основной школе.

Следует иметь в виду, что изучение норм нравственности и куль­туры поведения особенно ценно в детском возрасте, когда происхо­дит активная социализация ребенка. Учащиеся получают знания о социальных нормах поведения, о социально одобряемых и неодоб-ряемых формах поведения в обществе. Содержание курса дает детям возможность на «физиологическом уровне» легко и прочно усвоить ценные знания поведенческого характера, которые могут и должны стать стержнем их позитивного поведения в последующей жизни. У учеников формируется положительное, доброжелательное от­ношение к окружающим людям и обществу в целом, к духовным и культурным ценностям. У них возникает потребность выполнять в повседневной жизни социальные нормы и правила поведения.


В связи с этим важен деятельностиый подход в обучении, про­явление активности и самостоятельности учащихся в получении новых знаний. Необходимо соблюсти баланс между теоретическим материалом и материалом для эмпирического и творческого осво­ения содержания курса. Реализовать эту задачу помогут вопросы и задания, разработанные на трех уровнях сложности - воспроизво­дящем, преобразующем и творческо-поисковом. Выполняя эти за­дания, ученики пользуются словарями и справочниками, с разреше­ния родителей прибегают к ресурсам Интернета.


На уроках светской этики учитель устанавливает и реализу­ет межпредметные связи с русским языком, литературой, истори­ей, изобразительным искусством, предметом «Окружающий мир». Межпредметные связи присутствуют как в основных и дополни­тельных текстах, так в вопросах и заданиях к ним.


Курс этики считается светским, однако он небезразличен к рели­гиозным ценностям верующих людей. В ознакомительном порядке учащиеся узнают об основных религиях россиян, о религии. Они

знакомятся с обрядами, узнают подробности о религиозных празд­никах и традициях верующих.


При изучении основ светской этики следует выполнять общеди­дактические требования, применяемые ко всем урокам в начальной школе. В процессе обучения ребенка поощряют словом, не сковы­вают его инициативу, помогают найти такое занятие, такую форму работы, которые ему по нраву и по силам. Не надо бояться детских ошибок как ученику, так и учителю. Ведь ошибка одного учени­ка может породить полезные мысли у других учеников. До много­го ребенок может додуматься сам, в этом случае не нужно мешать ему думать, не надо объяснять материал, доступный для понимания. Полезнее, если ученик сначала выполнит какое-либо предметное действие, а потом уже сделает обобщение или вывод.


Основной способ организации познавательной деятельности младших школьников - это работа с текстом учебника. В процес­се чтения осуществляется восприятие нового для учеников матери­ала; при интерпретации во время беседы происходит выбор мнения, принятие решения; в ходе диалога ученики обсуждают полученные знания, делают простейшие выводы. К монологическим формам ра­боты можно отнести пересказ прочитанного, составление рассказа с введением в него новых фактов, подготовку небольших докладов - выступлений детей. Или же ученикам можно дать задание показать пантомиму, используя пластику, мимику, жесты. Иногда ученику приходится поставить себя в ту или иную ситуацию, определить свое поведение или свою позицию, обосновать поступок, разрабо­тать собственные правила поведения, ответить на вопросы анкеты и проанализировать их.


У учеников вырабатываются коммуникативные умения: фор­мулировать вопросы и отвечать на них, структурировать учебный материал по предложенному плану, работать с разнообразными ис­точниками информации, планировать и контролировать учебные действия, оформлять и представлять результаты труда, оценивать свою деятельность.


Ученики получают право выбора содержания и форм учебной де­ятельности, вариативности, последовательности действий. Так по­степенно происходит формирование личностного смысла учения, получения новых знаний.


В ходе изучения светской этики и этикета у учеников вырабаты­ваются социально-коммуникативные умения: говорить и слушать, участвовать в беседе, дискутировать, аргументированно обосновы­вать свою точку зрения.

Планируемые результаты освоения курса .

Личностные результаты

  • Формирование основ российской гражданской идентичнос­ти, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;

  • формирование семейных ценностей;

  • становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;

  • формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоци­онально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.


Метапредметные результаты

  • Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

  • готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения на оценку событий;

  • овладение начальными сведениями о сущности и особеннос­тях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных) в соответствии с содержанием конкретно­го учебного предмета.



Предметные результаты

  • Готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;

  • понимание значения нравственности в жизни человека и об­щества;

  • формирование первоначальных представлений о народных традициях, их роли в культуре истории и современности России;

  • первоначальные представления об исторической роли этики в российской культуре;

  • становление внутренней установки личности поступать со­гласно своей совести, воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;

  • осознание ценности человеческой жизни.

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема урока

Кол-во

часов

Дата факт.

Дата коррек.

Содержание

Дидактические единицы стандарта.

Требования к уровню подготовки учащихся

1.

Введение в предмет.

1



Народы России, их духовно - нравственная культура Учебник по предмету и его структура. Истоки вежливых слов. Значение вежливости.

Этика и ее значение в жизни человека. Культура и мораль. Этикет.

Иметь представление о понятиях: этика, этикет, светский.

Уметь: проявлять дружелюбие, культуру своего поведения.

2-3.

Россия - Родина моя.

2

Понятие Родины. Древняя Русь. Наша Родина - Россия, ее географическое положение, природа, население. Россия - многонациональное государство.

Россия - наша Родина. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального народа России. Этикет.

Иметь представление о понятиях: Родина, Россия, патриотизм, национальность, раса.

Уметь: показывать границы РФ на карте, пересказывать прочитанное.

4-5.

Этика и этикет.

2

Назначение этики, ее категории. Нормы этикета, их развития и совершенствование. Современные правила поведения.

Этика и ее значение в жизни человека. Этикет. Нормы морали.

Иметь представление о понятиях: этика, этикет, манеры, мораль.

Уметь: следовать правилам хорошего тона.

6-7.

Вежливость.

2



Понятия вежливость, уважение. Происхождение слов Здравствуйте, спасибо, пожалуйста, их значения. Обычай рукопожатия, обычай снимать головной убор. Этикет приветствия в школе и дома, на улице. Обида словом, извинение.

Нормы морали, этикет.

Иметь представление о понятиях: вежливость, уважение, тактичность, скромность.

Уметь: осознанно использовать слова вежливости в разных жизненных ситуациях.

8-9.

Добро и зло.

2



Понятия добро и зло. Тема добра и зла в русских народных сказках, былинах. Правила разговорной речи. Язык жестов. Значение слов.

Что значит быть нравственным? Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали. Образцы нравственности в культуре Отечества. Этикет.

Иметь представление о понятиях: добро, доброта, забота, щедрость, жадность, зло, тактичность.

Уметь: выявлять элементы общечеловеческих ценностей; объяснять смысл пословиц и поговорок.

10-11.

Дружба и порядочность.

2



Понятие и проявление дружбы. Роль доверия в укреплении дружбы. Качества настоящего друга и их проявление. Правила дружбы. Отношения в классном коллективе.

Что значит быть нравственным в наше время? Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали Образцы нравственности в культуре Отечества. Этикет.

Иметь представление о понятиях: дружба, бескорыстие, порядочность, доверие, честность.

Уметь: выявлять элементы общечеловеческих ценностей; соблюдать правила дружбы.

12-13.

Честность и искренность.

2



Понятие честность и искренность. Из истории традиций по выявлению честности и лжи. Что значит быть честным самим с собой, с окружающими. Честность по выполнению правил поведения в школе и дома, соблюдению законов.

Что значит быть нравственным в наше время? Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали Образцы нравственности в культуре Отечества. Этикет.

Иметь представление о понятиях: честность, искренность, правдивость, тактичность, репутация, закон.

Уметь: сравнивать и сопоставлять; критически осмысливать свои поступки.

14-15.

Гордость и гордыня.

2



.Понятия гордость и гордыня. Чувство собственного достоинства человека, самоуважения. Порядочность и скромность. Воспитание положительных качеств личности, тренинги. Гордость за хорошие дела и поступки героев России.

Что такое обычай и обряд. Из истории обряда бракосочетания на Руси. Решение вопросов женитьбы и замужества. Сваты. Помолвка. Венчание. Обычай встречи молодых хлебом-солью. Этикет царского обеда. Особенности бракосочетания в современной Росси.

Нормы морали. Любовь и уважение к Отечеству. Государство и мораль гражданина. Этикет.

Иметь представление о понятиях: гордость, гордыня, самоуважение, человечность, скромность, тщеславие.

Уметь: проявлять порядочность и скромность, гордость за поступки героев России.

16-17.

Обычаи и обряды русского народа.

2



Образцы нравственности в культуре Отечества. Этикет.

Иметь представление о понятиях: обычай, обряд, помолвка, венчание, бракосочетание.

Уметь: подобрать нужные пословицы и поговорки.

18-19.

Терпение и труд.

2



Значение слова терпение. Что такое труд. Трудовые дела в школе и дома, их последовательность и систематичность. Постоянные домашние поручения и их выполнение. Значение труда в жизни человека и общества.

Трудовая мораль. Методы нравственного самосовершенствования. Этикет.

Иметь представление о понятиях: терпение, труд, прилежание, старание, профессия, отдых, лень.

Уметь: заниматься самообслуживающим трудом.

20-21.

Семья.

2



Семья - объединение людей разного возраста, основанное на кровнородственных связях. Из истории семьи. Семья на Руси. Имя и фамилия. Происхождение фамилии. Роль родителей в современной семье. Родословная семьи.

Высшие нравственные ценности. Образцы нравственности в культурах разных народов. Этикет

Иметь представление о понятиях: род, родословие, семья, фамилия, христианство, христиане.

Уметь: проявлять взаимопомощь, стремление совершать добрые дела.

22-23.

Семейные традиции.

2



Традиция - передача из поколения в поколение правил поведения в семье, семейных обычаев и обрядов. Разнообразие традиций, собственные традиции семьи, их создание.

Праздники как одна из форм исторической памяти. Этикет.

Иметь представление о понятиях: традиция, семья, семейная этика, любовь, забота.

Уметь: поддерживать дружеское взаимоотношение в семье.

24-25.

Сердце матери.

2



Роль матери в семье. День матери в России. Традиция празднования Дня матери у народов мира. Материнская любовь. Мать - творец человека. Ответственность мамы за своих детей. Помощь детей своим родителям. Бережное отношение детей к своим родителям, родным и близким.

Что значит быть нравственным в наше время? Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали Образцы нравственности в культуре Отечества. Этикет.

Иметь представление о понятиях: семья, любовь, счастье, забота, терпение.

Уметь проявлять внимательное и уважительное отношение к своим близким.

26-27

Правила твоей жизни.

2



Сознательная дисциплина учащихся в школе. Правила приема пищи в школе. Этикет школьного праздника. Поддержание порядка и чистоты в школе и дома, во дворе дома и на улице. Распорядок дня ученика. Культура общения сверстников. Особенности общения детей между собой и с посторонними взрослыми людьми.

Образование как нравственная норма. Методы нравственного самосовершенствования. Этикет.

Иметь представление о понятиях: правила, дисциплина, честность, равнодушие, сочувствие, вежливость.

Уметь: выполнять требования дисциплины; заниматься самообслуживанием; поддерживать чистоту в школе и дома.

28-29.

Праздники народов России.

2



Праздники: государственные, светские, религиозные, школьные, семейные. Происхождение Масленицы. Семь дней Масленицы. Великий пост. Христианские праздники, мусульманские праздники, буддийские праздники.

Праздники как одна из форм исторической памяти. Этикет.

Иметь представление о понятиях: праздник, религия, христианство, мусульманство, буддизм, крещение.

Уметь: выполнять правила поведения на праздниках; проявлять чувство уважительного, терпимого отношения к людям.

30-31.

Защитники Отечества.

2



23 февраля - День Защитника Отечества. Состав Вооруженных сил РФ. Страницы боевой славы Родины с 13 до 20 века. Защита Родины - долг каждого гражданина РФ. Подарочный этикет.

Государство и мораль гражданина. Патриотизм многонационального народа России. Что значит быть нравственным? Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали. Образцы нравственности в культуре Отечества. Этикет.

Иметь представление о понятиях: Отечество, защитник, патриот, воин.

Уметь уважительно относиться к защитникам Отечества, ветеранам ВОВ.

32-34.

Итоговое повторение.

3



Основные знания по этике и этикету.

Этика и ее значение в жизни человека. Праздники

Как одна из форм исторической памяти. Образцы нравственности в культурах разных народов. Государство и мораль гражданина.

Иметь представление о: основном содержании учебника, важнейших понятиях.

Уметь: ответить на вопросы, соотнеся определения с понятиями, пословицы с изученными темами; выполнить тестовые задания.

Контрольная часть.


Нравственное формирование личности - сложный и многогранный процесс, осуществляемый под воздействием различных факторов и условий. Подрастающее поколение развивается под влиянием внешних и внутренних воздействий. Все, с чем соприкасаются дети, - люди, вещи, явления окружающей жизни - накладывает отпечаток на их поведение, на их моральный облик.

Нравственное воспитание в школе должно быть ориентировано на требования нашей жизни не только в настоящем, но и в будущем. Важным разделом является воспитание морально-волевых черт характера: честности и правдивости, нравственной чистоты, простоты и скромности в общественной и личной жизни, уважение к старшим.

Уже с детства следует воспитывать нетерпимое отношение к несправедливости, нечестности, к отрицательным качествам и поступкам, которые мешают строить новое общество.

Педагогу важно разобраться в том, как нравственное воспитание влияет на развитие воспитанника, как ученик изменяется, поднимается на новую ступеньку нравственного совершенства. Это можно понять, если расчленить целостный процесс нравственного воспитания на отдельные звенья и рассмотреть каждое из них.

Нравственному развитию младшего школьника присуще возрастные изменения. На этом возрастном этапе дети еще не способны к выработке собственных нравственных убеждений. Усваивая моральные требования, младший школьник продолжает полагаться на авторитет родителей, учителя, более старших учащихся. Относительная несамостоятельность морального мышления и большая внушаемость младшего школьника обуславливают его легкую восприимчивость, как к положительному, так и к отрицательному влиянию.



Деятельность учителя по нравственному воспитанию учащихся:

Для повышения нравственной грамотности родителей были проведены следующие родительские собрания:

  • "Ведем детей по ступенькам нравственности";

  • "Роль отцов в воспитании детей";

  • "Семья + школа";

  • "Все мы родом из детства";

  • "Нравственность как основа воспитания";

  • "Роль родителей и семейного воспитания для становления нравственно-полового поведения".


Родителей волнуют вопросы нравственного воспитания. Они стараются привить детям интерес к проблемам нравственности, стараются обсудить их, так как все это происходит на глазах у детей, они с этим сталкиваются.

Уровень воспитанности детей во многом зависит от нравственной атмосферы в семье, от педагогической культуры родителей, от правильного понимания и выполнения ими своих обязанностей. Семья - это ближайшая сфера социального окружения. Она формирует человека непрерывно. В ранние детские годы, до того, как появляются товарищи, семья играет решающую роль в формировании и становлении личности.

Для повышения нравственной культуры младших школьников мы проводили различные мероприятия. Так, для формирования нравственности личности ребенка, различных форм сопереживания в вербальном или словесном плане, мы использовали ситуации морального выбора (см.Приложение N2).

Здесь продолжается работа по формированию у детей таких нравственных чувств, как сопереживание, сочувствие. Особое значение приобретает воспитание активных форм содействия другому не только во время свободного общения, но и в процессе учебных занятий.

Так же я провела классные часы на темы:

  • "Давайте жить дружно";

  • "Воспитание самого себя";

  • "Основы общения";

  • "Расскажи мне о себе";

  • "Путь к успеху";

  • "Умение жить среди людей";

  • "Быть уверенным - это здорово" и др.



Диагностические методики:

Методики проводятся в начале и в конце 4 класса в форме анкетирования.

Методика "Что такое хорошо, что такое плохо"

Учащихся просят привести примеры: принципиального поступка; зла, которое сделали им другие; доброго дела, свидетелем которого они стали; справедливого поступка, который совершил знакомый человек; безвольного поступка; проявления безответственности и др.

Степень сформированности понятий о нравственных качествах оценивается по 3-бальной шкале:

  • 1 балл - у ученика сформировано неправильное представление о данном нравственном понятии;

  • 2. балла - представление о нравственном понятии правильное, но недостаточно четкое и полное;

  • 3 балла - сформировано полное и четкое представление.



Методика "Диагностика нравственной самооценки"

Инструкция:

Вам предлагается десять высказываний. Внимательно прослушайте каждое их них. Подумайте, насколько Вы с ним согласны. Если Вы полностью согласны с высказыванием, оцените ответ в 4 балла; если больше согласны, чем не согласны - оцените ответ в 2 балла; если совсем не согласны - оцените ответ в 1 балл.

Список высказываний:

  • Я часто бываю добрым со сверстниками и взрослыми.

  • Мне важно помочь однокласснику, когда он попал в беду.

  • Я считаю, что можно быть не сдержанным с некоторыми взрослыми.

  • Наверное, нет ничего страшного в том, чтобы нагрубить неприятному мне человеку.

  • Я считаю, что вежливость помогает мне хорошо чувствовать себя среди людей.

  • Я думаю, что можно позволить себе выругаться в ответ на несправедливое замечание в мой адрес.

  • Если кого-то в классе дразнят, то я его тоже дразню.

  • Мне приятно делать людям радость.

  • Мне кажется, что нужно уметь прощать людям их отрицательные поступки.

Я думаю, что нужно уметь прощать людям их отрицательные поступки.

Обработка результатов:

Номера 3,4,6,7. (отрицательные вопросы) обрабатываются следующим образом: ответу, оцененному в 4 балла, приписывается 1 единица; в 3 балла - 2 единицы, в 2 балла - 3 единицы; в 1 балл - 4 единицы. В остальных ответах количество единиц устанавливается в соответствии с баллом. Например, 4 балла - это 4 единицы и т.д.

Интерпретация:

  • От 34 до 40 единиц - высокий уровень нравственной самооценки.

  • От 24 до 33 единиц - средний уровень нравственной самооценки.

  • От 16 до 23 единиц - уровень нравственной самооценки ниже среднего.

  • От 10 до 15 единиц - низкий уровень нравственной самооценки.



Методика "Диагностика этики поведения"

Инструкция:

Вам предлагается пять незаконченных предложений. Вы должны подумать и каждое из этих предложений дописать сами.

Список предложений:

  • Когда я вижу кого-то из ребят в нелепой ситуации, то я :

  • Если кто-то надо мной смеется, то я:

  • Если я хочу, чтобы меня приняли в игру, то я :

  • Когда меня постоянно перебивают, то я:

  • Когда мне не хочется общаться с одноклассниками, я:

Интерпретация:

  • вопрос. Отрицательный результат проявляется, если в ответе присутствуют: равнодушие, агрессия, легкомысленное отношение. Положительный результат: помощь, сочувствие.

  • вопрос. Отрицательный результат: агрессия, разные способы психологического давления. Положительный результат: отсутствие реакции, уход от ситуации, высказывание своих чувств, мнения без грубости и агрессии.

  • вопрос. Отрицательный результат: давление, агрессия, хитрость. Положительный результат: самоутверждающее поведение, построенное на равноправных отношениях, открытая позиция.

  • вопрос. Отрицательный результат: отсутствие всякой реакции, агрессия, раздражение, угроза, давление. Положительный результат: высказывание своего пожелания, мнения, чувств, отношения без агрессии и грубости.

  • вопрос. Отрицательный результат: грубость, агрессия, нетактичность. Положительный результат: тактичное, мягкое, понятное высказывание своего пожелания.



Методика "Диагностика нравственной мотивации"

Инструкция:

По каждому предложенному вам вопросу есть несколько вариантов ответов. Выберите тот, который в наибольшей степени характерен для вашего поведения.

Суждения:

Если кто-то плачет, то я :.

А. пытаюсь ему помочь;

Б. думаю о том, что могло произойти;

В. не обращаю внимания.

Я с другом играю с теннис, к нам подходит мальчик 6-7 лет и говорит, что у него нет такой игры.

А. я скажу ему, чтобы не приставал;

Б. отвечу, что не могу ему помочь;

В. скажу, чтобы он попросил родителей купить ему такую игру;

Г. пообещаю, что он может придти с другом и поиграть.

Если кто-то в компании расстроился из-за того, что проиграл в игру:

А. я не обращу внимания;

Б. скажу, что он размазня;

В. объясню, что нет ничего страшного;

Г. скажу, что надо лучше научиться этой игре.

Если мой одноклассник на меня обиделся, то я:

А. подумаю о его чувствах и о том, что я могу сделать в этой ситуации;

Б. обижусь в ответ;

В. докажу, что он не прав.

Интерпретация:

Положительные ответы: 1а, 2г, 3в, 4а.

Подсчитывается сумма положительных ответов:

  • 4 балла - высокий уровень;

  • 2-3 балла - средний уровень;

  • 0-1 балл - низкий уровень.



Методика "Выбор"

Эта методика позволяет выявить отношение школьников к нравственным нормам и соответствующим нравственным качествам (ответственности, коллективистской направленности, самокритичности, совестливости, принципиальности, чуткости, справедливости). Учащимся предлагается выполнить следующие задания:

Во время каникул, когда ты собрался поехать отдохнуть, классный руководитель неожиданно попросил тебя помочь привести в порядок учебный кабинет. Как ты поступишь?

А) Скажешь, что согласен помочь и отложишь свой отъезд;

Б) Соберешь ребят и вместе с ними сделаешь работу за один день;

В) Пообещаешь выполнить работу после возвращений.

Г) Посоветуешь привлечь на помощь того, кто останется в поселке.

2. Тебе поручили дело, которое не совсем по душе, но его выполнение срочно необходимо коллективу. Как ты поступишь?

А) Добросовестно выполнишь поручение;

Б) Привлечешь к выполнению поручения товарищей, чтобы не делать работу самому;

В) Попросишь дать тебе другую, более интересную для тебя работу;

Г) найдешь отговорку для отказа.

3. Ты случайно услышал, что группа твоих одноклассников высказала справедливое, но неприятное замечание в твой адрес. Как ты поступишь?

А) Постараешься объяснить ребятам, чем были вызваны просчеты в твоем поведении;

Б) Переведешь разговор в шутку, но постараешься поскорее исправить недостатки, о которых шла речь;

В) Сделаешь вид, что ничего не слышал;

Г) Укажешь ребятам, что они сами не лучше тебя, особенно потому, что говорят о тебе в твое отсутствие.

4. В трудовом лагере во время прополки овощей у тебя на руках образовались болезненные мозоли. Как ты поступишь?

А) Будешь, превозмогая боль, выполнять норму, как все;

Б) Обратишься к друзьям с просьбой помочь тебе выполнить норму;

В) попросишь освободить тебя от работы и перевести на другую;

Г) Оставишь работу незаконченной и пойдешь отдыхать.

5. Ты стал свидетелей того, как один человек незаслуженно обидел другого на твоих глазах. Как ты поступишь?

А) Потребуешь от обидчика извинения в адрес пострадавшего;

Б) Разберешься в причинах конфликта и добьешься его устранения;

В) Выразишь соболезнование тому, кого обидели;

Г) Сделаешь вид, что тебя это не касается.

6. Ты случайно, не желая того, нанес небольшой ущерб или причинил зло другому человек. Как ты поступишь?

А) Сделаешь все невозможное для устранения зла, ущерба;

Б) Извинишься, объяснишь, пострадавшему, что не хотел этого;

В) Постараешься, чтобы никто не заметил нанесенного тобой ущерба, сделаешь вид, что ты не виноват;

Г) Свалишь вину на того, кто пострадал: пусть не лезет, сам виноват.

Обработка полученных данных:

Выбор ответа "а" свидетельствует об активном, устойчивом положительном отношении к соответствующим нравственным нормам и оценивается в 5 баллов. Ответ "б" показывает, что это отношение, хотя и активное, но недостаточно устойчивое (возможны компромиссы) и оценивается в 3 балла. Если учащийся выбрал в данной ситуации ответ "в", то его отношение - пассивное и недостаточно устойчивое и оценивается в 2 балла. Наконец, выбор последнего ответа - свидетельство отрицательного, неустойчивого отношения ребенка к нравственным нормам, и оценивается в 1 балл.

  • Высокий уровень - 24-30 баллов;

  • Достаточно высокий уровень - 18-23;

  • Средний уровень - 14-17 баллов;

  • Ниже среднего - 6-13 баллов.

Высокий уровень нравственной воспитанности:

Хорошо усвоены нравственные нормы, и сложилось устойчивое отношение к ним. В поведении достаточно полно проявляются такие ценные качества, как ответственность, совестливость, чуткость, принципиальность, справедливость. В часы досуга осваивается социально ценный опыт, преобладают полезные для духовного развития школьника и нужные окружающим виды деятельности.

Достаточно высокий уровень нравственной воспитанности:

В целом сформировались нравственные нормы и определилось положительное отношение к ним. В поведении ребенка могут проявляться ответственность, чуткость, принципиальность, справедливость. Свободное время проводит разумно, занимаясь трудовой, художественной, спортивной деятельностью, много читает, помогает родителям.

Средний уровень нравственной воспитанности:

Имеются знания о нравственных нормах, но отношение к ним недостаточно устойчивое. Основные нравственные качества: ответственность, чуткость, справедливость, принципиальность, критичность, совместимость и др. - проявляются в зависимости от ситуации. В свободное время, наряду с оптимальными и содержательными занятиями, случаются пассивно-созерцательные и малоценные формы досуга.

Ниже среднего уровень воспитанности:

Знания о нравственных нормах довольно приблизительные, а отношение к ним пассивно-неустойчивое. Не сложились в полной мере основные нравственные качества, в первую очередь-ответственность, критичность, совестливость, справедливость, чуткость, а если и проявляются, то только ситуативно.

Свободное время заполнено стихийно, и малоценными занятиями, в том числе и ничегонеделаньем.

Таблица 1. «Формирование нравственного развития» (сентябрь 2012 г.)

Ф.И.


Сформированность

понятий о нравственных качествах

Нравственная самооценка

Этика поведения

Нравственная мотивация

Отношение к нравственным нормам

Всего баллов

Уровень воспитанности

1.

Астраханский И.

1

1

2

0

13

17

Н

2.

Борисова А.

3

4

4

4

25

40

В

3.

Борисова К.

3

2

5

4

26

40

В

4.

Давыдова А.

2

1

3

2

18

26

С

5.

Евдокимова В.

2

2

2

3

20

29

С

6.

Евлантьева А.

1

2

3

2

16

24

С

7.

Ефремова В.

2

2

2

3

18

27

С

8.

Жаббарова Д.

3

4

5

4

24

40

В

9.

Качкина Л.

3

4

4

4

26

41

В

10.

Киселёв В.

2

2

3

2

17

26

С

11.

Ладыгаев М.

2

2

2

3

16

25

С

12.

Медков Н.

2

2

3

2

20

29

С

13.

Мелешко В.

2

2

2

3

21

30

С

14.

Наумова А.

3

4

5

4

27

43

В

15.

Павлова С.

3

4

4

4

25

40

В

16.

Панов К.

3

4

4

4

23

38

В

17.

Петров Я.

3

4

5

4

28

44

В

18.

Проворова А.

2

1

3

2

21

29

С

19.

Скитяев А.

2

2

2

3

18

27

С

20.

Супонина Я.

3

4

5

4

26

42

В

21.

Хандурдиев Д.

2

2

3

2

19

27

С

22.

Чекунова Е.

1

1

2

1

12

17

Н

23.

Шанин В.

3

4

5

4

24

40

В

24.

Шишков Д.

2

2

3

2

22

31

С

25.

Юрасова Е.

2

2

3

2

21

30

С



Из таблицы видно, что из общего количества детей (25) c высоким уровнем воспитанности -10, со средним - 13, с низким - 2. Это является результатом работы и помощи родителей в организации данного процесса, активностью самих детей.



Таблица 2. «Формирование нравственного развития» (май 2013 г.)

Ф.И.


Сформированность

понятий о нравственных качествах

Нравственная самооценка

Этика поведения

Нравственная мотивация

Отношение к нравственным нормам

Всего баллов

Уровень воспитанности

1.

Астраханский

2

2

2

2

17

25

С

2.

Борисова А.

3

4

5

4

25

41

В

3.

Борисова К.

3

3

5

4

26

41

В

4.

Давыдова А.

2

1

3

2

18

26

С

5.

Евдокимова В.

2

2

2

3

20

29

С

6.

Евлантьева А.

3

4

4

3

23

37

В

7.

Ефремова В.

3

4

4

4

25

40

В

8.

Жаббарова Д.

3

4

5

4

26

42

В

9.

Качкина Л.

3

4

5

4

27

43

В

10.

Киселёв В.

3

4

4

4

23

38

В

11.

Ладыгаев М.

2

2

2

3

16

25

С

12.

Медков Н.

2

2

3

2

20

29

С

13.

Мелешко В.

3

4

3

4

26

40

В

14.

Наумова А.

3

4

5

4

27

43

В

15.

Павлова С.

3

4

4

4

25

40

В

16.

Панов К.

3

4

4

4

25

40

В

17.

Петров Я.

3

4

5

4

28

44

В

18.

Проворова А.

3

3

5

4

24

39

В

19.

Скитяев А.

2

2

2

3

18

27

С

20.

Супонина Я.

3

4

5

4

26

42

В

21.

Хандурдиев Д.

2

2

3

2

19

27

С

22.

Чекунова Е.

2

2

2

2

18

26

С

23.

Шанин В.

3

4

5

4

26

42

В

24.

Шишков Д.

2

2

3

2

22

31

С

25.

Юрасова Е.

3

4

3

4

25

39

В


Из этой таблицы видно, что из общего количества детей (25) с высоким уровнем воспитанности - 16, со средним - 9, с низким - 0. Это явилось результатом совместной работы учителя, родителей и детей.




Заключение

Нравственное воспитание - одна из важнейших сторон многогранного процесса становления личности, освоение индивидом моральных ценностей, выработка им нравственных качеств, способности ориентироваться на идеал, жить согласно принципам, нормам и правилам морали, когда убеждения и представления о должном воплощаются в реальных поступках и поведении.

Воспитание растущего человека как формирование развитой личности составляет одну из главных задач современного общества. Целью нравственного воспитания является формирование целостной, совершенной личности в ее гуманистическом аспекте.

Последнее предполагает:

1.выработку понимания жизненной важности морали;

2.установку на выработку нравственного самосознания (совесть);

3.выработку стимулов дальнейшего нравственного развития;

4.выработку моральной стойкости, желание и умения сопротивляться злу, искушению и соблазну самооправдания при нарушении моральных требований;

5.милосердие и любовь к людям.

Опытно-экспериментальная работа доказала, что выработанная нами гипотеза полностью решена и предполагаемые в ней педагогические условия:

  1. учитывать индивидуальные и возрастные особенности детей,

  2. активное участие родителей в организации учебного процесса,

  3. организация трудовой и практической деятельности,

оказались эффективными в организации работы по формированию нравственной сферы младших школьников.

Успех в решении целей нравственного образования во многом зависит от первого этапа обучения - начальной школы, где закладываются основы формирования личности человека, что будет содействовать созданию единой непрерывной системы становления и развития у него нравственной культуры.


Список литературы:


Аверина Н. Г. О духовно-нравственном воспитании младших школьников / Н. Г. Аверина // Нач. школа. - 2005, № 11 - С. 68 - 71

Артюхова И. С. Ценности и воспитание/ И.С. Артюхова // Педагогика. - 1999, № 4. - С.78 - 80.

Бабаян А. В. О нравственности и нравственном воспитании / А.В. Бабаян // Педагогика. - 2005, № 2. - С. 67- 68.

Безруких М. М. Все цвета, кроме черного. - Москва: Вентана - граф, 2002.

Журнал "Народное образование" №2 / 2002 год.

Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии. - Москва: Вако, 2004.

Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя. - Москва: Вако, 2008.

Воспитание (1 - 3 кл.). Модель «Ориентир». Под редакцией профессора Осиповой М.П. - Минск: ИнтерпреСервис, 2003.

Васильева-ГангнусЛ. Азбука вежливости. - Москва: Педагогика, 2008.

Родительские собрания (1- 4 класс). - Москва: Вако, 2008.

Грибов П.Д. Как человек исследует, изучает, использует природу. - Волгорад: Учитель, 2002.

Иванова Т.С. Экологическое образование и воспитание в начальной школе. -

Москва: ЦГЛ, 2003.

Примерная программа духовно - нравственного развития, ФГОС, 2010.

Модели основной образовательной программы образовательного учреждения: опыт регионов. - М: Просвещение, 2011.


Духовно-нравственное воспитание младших школьников


Интернет-ссылки:

(статья «Духовно-нравственное воспитание младших школьников» с приложениями)

(ряд статей под общим названием «Духовно-нравственное воспитание школьников как ключевое требование ФГОС»)

(Программа духовно-нравственного воспитания младших школьников: «Я - Гражданин своей Республики, своей страны»)

(Выступление (статья + презентация) по теме "Нравственное воспитание младшего школьника")

(Методическая разработка по теме: «Программа работы классного руководителя по духовно-нравственному воспитанию младших школьников»)

( )

(материалы: «», « », «», « « «»).

15




 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал