7


  • Учителю
  • Статья по теме 'ОПК как связующее звено духовно-нравственного воспитания в начальной школе'

Статья по теме 'ОПК как связующее звено духовно-нравственного воспитания в начальной школе'

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Черемисина Светлана Ивановна

учитель начальных классов

МБОУ «Сободинская средняя общеобразовательная школа»

Золотухинского района Курской области



ОПК КАК СВЯЗУЮЩЕЕ ЗВЕНО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

«Настоящий человек начинается там,

где есть святыни души…"

(В.А.Сухомлинский)

В.А.Сухомлинский отмечал: «Особая сфера воспитательной работы - ограждение детей, подростков, юношества от одной из самых больших бед- бездуховности. Настоящий человек начинается там, где есть святыни души».

Во все века люди высоко ценили духовно-нравственную воспитанность.

Духовно-нравственное воспитание - это создание условий для воспитания человека, который старается жить в согласии со своей совестью. Нравственность зависит от духовности. Что такое духовность? Вот что я прочитала в «Толковом словаре русского языка» С.И. Ожегова: «Духовность» - это свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных, интеллектуальных интересов над материальными». [7]

Протоиерей Евгений Шестун в своём труде "Православная педагогика" под духовно-нравственным воспитанием предлагает понимать процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формирование у него:

.- нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма);

- нравственного облика (терпения, милосердия);

-нравственной позиции (способности различению добра от зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний);

- нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли). [8]

Формирование нравственных и духовных ценностей обучающихся в системе общего образования сегодня является значимой социально-педагогической задачей.

Ключевая роль в духовно-нравственном сплочении общества отводится образованию.

Современная модель образования предлагает: познакомить детей с культурой Православия; развить в детях духовно-нравственные качества для обеспечения социального, гражданского и духовного единства общества; возродить истинные духовные ценности российского народа; укрепить единство и дружбу народов Российской Федерации; способствовать всестороннему развитию личности.

Образовательное учреждение - единственный социальный институт, через который проходят все граждане России. Поэтому перед образовательным учреждением ставится цель: заложить основы духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией, способность к совершенству и гармоничному взаимодействию с другими людьми.



Что следует сделать, чему учить и как воспитать ребёнка любить Отечество, свою национальную культуру, видеть самобытность и признавать традиции своего народа?


В связи с изменением в духовной, нравственной жизни современного общества, потерей ценностных ориентиров необходимо разносторонне развивать новое подрастающее поколение, устанавливая связи школы с внешкольными, общественными организациями.

Я живу и работаю в одном из удивительных уголков Курского края.

Местечко Свобода - это историческое место, известное далеко за пределами Курской области. Оно связано с историей обретения чудотворной иконы Божией Матери Курская Коренная «Знамение».

Наша школа является социокультурным центром, цель которого - помочь детям и подросткам освоить культурные, духовные, ратные и трудовые традиции своего народа через обычаи, реликвии, память своей семьи, историю своего поселка, стимулировать познавательную и творческую деятельность детей, способствовать воспитанию истинного патриота и гражданина России, умеющего отстаивать свою активную жизненную позицию.

Тесные связи установила школа с православным храмом Иоакима и Анны, монастырем «Коренная пустынь».

Два года подряд опыт нашей в школы по данному направлению признан лучшим в районе. Именно поэтому школа неоднократно участвовала в областной выставке по духовно- нравственному воспитанию.

Окружающая школу среда имеет большой культурный потенциал для воспитания и образования детей.

В рамках комплексного решения проблемы духовно-нравственного воспитания детей в школе разработана Воспитательная программа «Возрождение» в соответствии с требованиями Закона «Об образовании в Российской Федерации», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основании Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся направлена на воспитание в каждом ученике гражданина и патриота, на раскрытие способностей и талантов учащихся, подготовку их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.

Цель воспитательной программы «Возрождение» - приобщение обучающихся к духовно - нравственным ценностям.


Ребенок школьного возраста, особенно в начальной школе, наиболее восприимчив к духовно-нравственному развитию и воспитанию. Еще В.А.Сухомлинский говорил о том, что необходимо заниматься нравственным воспитанием ребенка, учить «умению чувствовать человека» [9, 120].

Василий Александрович говорил: «Никто не учит маленького человека: будь равнодушным к людям, ломай деревья, попирай красоту, выше всего ставь свое личное. Все дело в одной, в очень важной закономерности нравственного воспитания. Если человека учат добру- учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро. Учат злу (очень редко, но бывает и так), в результате будет зло. Не учат ни добру, ни злу - все равно будет зло, потому что и человеком его надо сделать». [9, 170].

Незыблемая основа нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны пониманию ребенка лишь при условии яркой наглядности, очевидности морального смысла того, что он видит, делает, наблюдает

Поэтому актуальность проблемы воспитания младших школьников связана, по крайней мере, с четырьмя положениями:

Во-первых, наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.

Во-вторых, в современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые (источники) ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности.

В-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня духовно-нравственной воспитанности, ибо воспитанность - это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку.

В-четвертых, вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют младшего школьника о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.

Из опыта своей работы учителем начальных классов знаю, что младший школьный возраст характеризуется повышенной верой в истинность всего, непосредственностью в поведении. Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью. Именно в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного духовно-нравственного воспитания детей. Формирование нравственности происходит в школе на всех уроках.

Нельзя переоценить роль литературного чтения в нравственном воспитании, становлении личности, обогащении души ребёнка через чтение, размышление над христианским смыслом русского фольклора, произведений русских писателей.

На уроках русского языка закладывается бережное отношение к русскому слову как средству выражения целой палитры человеческих чувств и отношений, переживаний и действий.

Уроки окружающего мира дают представление об истории человечества, накопившего, хранящего и передающего знания, традиции, базовые национальные ценности.

На мой взгляд, формирование культурной и нравственной личности школьника как гражданина современной и будущей России наиболее успешно проходит через курс «Основы православной культуры», который даёт огромные возможности для деятельности учителя.

Это подтверждают и слова Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, на XVIII Международных Рождественских образовательных чтениях: «Курс «Основы православной культуры», наряду с другими историческими и культурными дисциплинами школьного учебного плана, призван объяснить молодым гражданам нашей страны, в чем ценность прошлого, как мы стали тем, чем мы стали, почему наша культура ценится во всем мире и почему напитавшая ее наша вера именуется православной… Это курс о базисе нашей культуры и национальной идентичности…»

На протяжении многих лет курс «Основы православной культуры» был частью регионального компонента в учебном плане многих образовательных учреждениях Курской области.

С 2012-2013 учебного года наряду с «Основами православной культуры»в школьную программу начальной школы ввели новый предмет «Основы религиозных культур и светской этики» целью которого является : Формирование у обучающегося (младшего подростка) мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений

В МБОУ «Свободинская средняя общеобразовательная школа» учащимися 4 класса совместно с родителями был выбран модуль «Основы православной культуры». Модуль курса «Основы православной культуры» является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.

Задачи учебного курса:

  • знакомство обучающихся с основами православной культуры;

  • развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;

  • обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе;

  • формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;

  • развитие способностей младших школьников к общению на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

Курс «Основы религиозных культур и светской этики»- интегральный курс, т.е. он является единой комплексной учебно-воспитательной системой, с едиными требованиями, понятиями, целью и задачами. Содержание курса взаимосвязано с другими предметами начальной школы (в первую очередь «Литературное чтение», «Окружающий мир», «Изобразительное искусство»), с внеклассной работой, проводимой в школе, с воспитанием детей в семье.

Основы православной культуры я преподаю 10 лет

Мой опыт работы по «Основам православной культуры» показывает, что эти занятия способствуют установлению духовной, творческой атмосферы в классах, собственному духовному совершенствованию учителя, учащихся и их родителей, развитию совести и высоконравственной гражданской позиции детей, воспитанию у них благоразумных стремлений к добродетелям.

За многие годы профессиональной деятельности у меня выработались основные принципы в преподавании данного курса:

1) в центре обсуждения должна быть понятная проблемная ситуация;

2) высказаться может каждый;

3) нет неправильных мнений;

4) надо доказать свою точку зрения;

5) в ходе обсуждения ребёнок имеет право поменять свою точку зрения.


Диалог с детьми я стараюсь строить через реализацию их активности, инициативы, самостоятельности. Ребёнок должен чувствовать, что его опыт (в семье, на улице, в школе) важен, интересен. И не имеет значения положительный это опыт или отрицательный.

В процессе таких дискуссий каждый высказывает ценностные суждения, выдвигает собственное обоснование норм действия, делится своими представлениями о добре и зле, о правильном и неправильном. Я заметила, что даже самые робкие, неуспешные в учёбе дети раскрывались, так как речь шла об обычных ситуациях, которые случались в их жизни или свидетелями которых они были.

Результатом проведённых уроков по данному курсу стало обогащение детей прежде всего в личностном, а также метапредметном и предметном планах.

У детей проявляются личностные качества как доброжелательность, эмоционально-нравственная отзывчивость, внимание к другим людям, контроль собственного поведения в разных жизненных ситуациях.

Развивается умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий, осмысление текстов, осознанное построение речевых высказываний, готовность слушать собеседника, вести диалог, умение решения учебных задач, взаимодействия в команде, понимание детьми основных нравственных ценностей.


Когда я готовилась к выступлению, я провела опрос учащихся на тему «Как влияет курс «Основы православной культуры» на духовно-нравственное становление их личности»? Учащиеся ответили на вопрос «Чему вы учитесь на уроках «Основы религиозных культур и светской этики ?». Подавляющее большинство четвероклассников в своих ответах говорят о приобретении навыков нравственного поведения:

- «учусь добру»

- «учусь различать добро и зло»

- «учусь прощению»

- «учусь быть культурным»

- «учусь уважать других»

- «учусь дружить»

- «помогать людям», «быть внимательным и милосердным»

- «уважать родителей и старших»

- «стараться не совершать плохих поступков»,

- «учусь любви и терпению»

- «уроки помогают открыть себя, узнать, какой я в душе»

- «учусь справедливости, культуре»

- «учусь соблюдать заповеди»


Такие ответы детей говорят о том, что я правильно веду уроки, т.к. моя цель и цель курса «Основы православной культуры» - духовно-нравственное воспитание школьников в многонациональном обществе.

Мне хотелось бы закончить словами известного писателя Д. Сэлинджера

И моё дело - ловить ребятишек, чтобы они не сорвались в пропасть. Понимаешь, они играют и не видят, куда бегут, а тут я подбегаю и ловлю их, чтобы они не сорвались. Вот и вся моя работа…»

«Над пропастью во ржи»)





Библиографический список

  1. Артюхова И. С. Ценности и воспитание/ Педагогика, 1999 №4

  2. Данилюк А.Я. Основы религиозных культур и светской этики. Программы общеобразовательных учреждений. - Просвещение. 2010. http://www.orkce.org/node/458

  3. Данилюк А.Я. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для родителей. - Просвещение. 2010.

http://www.smolensk-seminaria.ru/OPK/kniga_dlja_roditelej.pdf

  1. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России // Эл. ресурс.:

  2. Левитский А.В. Методологические особенности преподавания комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»: учебно-методическое пособие. - Екатеринбург, 2011. - 73 с. http://window.edu.ru/resource/002/77002

  3. Нравственное развитие младшего школьника в процессе воспитания/ Под ред. И.А. Каирова, О.С. Богдановой - М.: Педагогика, 1979 - 461с.

  4. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю.Толковый словарь русского языка, - М: Просвещение, 1992.- 478с. http://ozhegov.info/slovar/

  5. Протоиерей Евгений Шестун "Православная педагогика". - М., 2001 http://www.booksshare.net/index.php?id1=4&category=pedagog&author=shestunevgeniy&book=2001

  6. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения -М: 1980, т.2.

  7. .Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования // Эл. ресурс. Режим доступа:




 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал