- Учителю
- Календарно-тематическое планирование по музыке для 4 класса по ФГОС
Календарно-тематическое планирование по музыке для 4 класса по ФГОС
4 класс
| |||||||||||||||||||
№
| Тема урока и тип урока | Кол-во часов | Элемент содержания | Характеристика деятельности учащихся | Планируемые результаты по ФГОС | Дата
| |||||||||||||
Предметные | Личностные | Метапредметные |
План/ примечания |
факт | |||||||||||||||
Музыка в жизни человека (11 ч.) | |||||||||||||||||||
Россия - Родина моя (5 ч.) | |||||||||||||||||||
1. |
Мелодия «Ты запой мне ту песню…»
Вводный |
1 | Общность сюжетов, тем, интонаций народной музыки и музыки русских композиторов С.В.Рахманинова, М.П.Мусоргского, П.И.Чайковского С. Рахманинов Концерт №3 для ф-но с оркестром. 1-я часть. П.Аедоницкий «Красно солнышко» | Обсуждение: как народная музыка используется в творчестве русских композиторов Слушание произведений: жанрово - стилевой разбор: определение характера и настроения музыкальных произведений с ярко выраженным жизненным содержанием; Выразительное, осмысленное исполнение с хором песенного репертуара Пение мелодии с ориентацией на нотную запись: интонация русской природы, любовь к родной природе, гордость за ее красоту. | Знать основные понятия и музыкальные термины: песня, мелодия, аккомпанемент. Уметь: определять характер и настроение музыкальных произведений. | Личностные: понимание социальных функций в жизни людей, общества, в своей жизни;
| Познавательные: наличие устойчивых представлений о музыкальном языке произведений различных жанров, стилей народной и профессиональной музыки; Регулятивные: понимание и оценка воздействия музыки разных жанров и стилей на собственное отношение к ней, собственной музыкально-творческой деятельности. Коммуникативные: совершенствование представлений учащихся о музыкальной культуре своей Родины. |
|
| ||||||||||
2. |
Как сложили песню. Звучащие картины.
Расширение и углубление знаний |
1 | Тема народной песни в рассказе М.Горького «Как сложили песню». Многоголосие картины К.С.Петрова-Водкина «Полдень» А мы просо сеяли, рус. нар. песни, обработка М. Балакирева,
| Слушание музыки. интонационно-слуховой анализ музыкальных интонаций, выявления особенностей музыки русских композиторов и схожесть некоторых черт (песенность) с народной музыкой. Пение мелодии с ориентацией на нотную запись: интонация русской природы. любовь к родной природе, гордость за ее красоту Исполнение песен с воплощением художественного образа русского народа, гордость за ее красоту. | Знать понятия: народная и композиторская музыка, мелодия, аккомпанемент. Уметь: определять характер и настроение музыкальных произведений. | Личностные: понимание социальных функций в жизни людей, общества, в своей жизни;
| Познавательные: владение словарем музыкальных терминов и понятий в процессе восприятия, размышлений о музыке, музицирования; Регулятивные: понимание и оценка воздействия музыки разных жанров и стилей на собственное отношение к ней. Коммуникативные: совершенствование представлений учащихся о музыкальной культуре своей Родины, толерантности к культуре других стран и народов |
|
| ||||||||||
3. | Ты откуда русская, зародилась, музыка? Расширение и углубление знаний | 1 | Как складываются народные песни. Жанры народных песен, их особенности. Обсуждение: как складывается народная песня, какие жанры народных песен знают дети? | Слушание музыки. интонационно-слуховой анализ музыкальных интонаций, выявления особенностей музыки русских композиторов и схожесть некоторых черт (песенность) с народной музыкой. Пластические импровизации в форме дирижерских жестов, с подчеркиванием контрастной линии Исполнение песен с воплощением художественного образа русского народа, гордость за ее красоту.
| Знать жанры народных песен, их интонационно-образные особенности. Уметь: эмоционально откликаться на музыку разных жанров. | Личностные: понимание социальных функций в жизни людей, общества, в своей жизни;
| Познавательные: наличие устойчивых представлений о музыкальном языке произведений различных жанров, стилей народной и профессиональной музыки; Регулятивные: понимание и оценка воздействия музыки разных жанров и стилей на собственное отношение к ней, собственной музыкально-творческой деятельности. Коммуникативные: совершенствование представлений учащихся о музыкальной культуре своей Родины, толерантности к культуре других стран и народов
|
|
| ||||||||||
|
4-5 | «Я пойду по полю белому... На великий праздник собралася Русь». Тестирование. Расширение и углубление знаний
| 2 | Фольклор, и творчество композиторов, прославляющих защитников Родины, народных героев. Народные песни. С.С. Прокофьев «Александр Невский»; М. Глинка «Иван Сусанин» Ю. Антонов, сл.М. Пляцковский «Родные места»; | Слушание музыки. интонационно-слуховой анализ музыкальных интонаций, выявления особенностей музыки русских композиторов и схожесть некоторых черт (песенность) с народной музыкой. Пластические импровизации в форме дирижерских жестов, с подчеркиванием контрастной линии Выразительное, осмысленное исполнение с хором песенного репертуара. Выполнение тестовых заданий. | Знать жанры народных песен, их интонационно-образные особенности. Уметь: эмоционально откликаться на музыку разных жанров. | Личностные: понимание социальных функций в жизни людей, общества, в своей жизни;
| Познавательные: владение словарем музыкальных терминов и понятий в процессе восприятия, размышлений о музыке, музицирования; Регулятивные: понимание и оценка воздействия музыки разных жанров и стилей на собственное отношение к ней, собственной музыкально-творческой деятельности. Коммуникативные: совершенствование представлений учащихся о музыкальной культуре своей Родины, толерантности к культуре других стран и народов |
|
| |||||||||
| «День, полный событий» (6 ч.)
| ||||||||||||||||||
|
6. |
«Приют спокойствия, трудов и вдохновенья…»
Сообщение и усвоение новых знаний |
1 | Образ осени в поэзии А.С.Пушкина и музыке русских композиторов. Лирика в поэзии и музыке. Черты, присущие музыке русских. композиторовП.Чайковский. Осенняя песнь; Г. Свиридов. Пастораль. М. Мусоргский В деревне. | Средства музыкальной выразительности. Общее и особенное в музыкальной и речевой интонациях. Черты, присущие музыке русских. Композиторов П.Чайковский. Осенняя песнь; Г. Свиридов. Пастораль. М. Мусоргский В деревне.
Пение мелодии с ориентацией на нотную запись: соблюдение чистых интонаций, демонстрирование нотной грамотности. Выразительное, осмысленное исполнение с хором песенного репертуара
| Знать: черты, присущие музыке русских композиторов; понятия: лад (мажор, минор) Уметь: сравнивать музыку разных композиторов, коллективно исполнять песни | Личностные: усвоение единства деятельности композитора, исполнителя, слушателя в процессе включения в различные виды музыкального творчества | Познавательные: Умение сравнивать музыку; Слышать настроение звучащей музыки Регулятивные: понимание и оценка воздействия музыки разных жанров и стилей на собственное отношение к ней Коммуникативные: участвовать в коллективном обсуждении, принимать различные точки зрения на одну и ту же проблему;
|
|
| |||||||||
|
7. |
Зимнее утро, зимний вечер
Расширение и углубление знаний. |
1 | Образ зимнего утра и зимнего вечера в поэзии А.С.Пушкина и музыке русских композиторов. П. Чайковский. Зимнее утро; У камелька. Зимний вечер. М. Яковлев, ст.А. Пушкина. Зимняя дорога. Ц. Кюи, ст.А. Пушкина. | Средства музыкальной выразительности. Общее и особенное в музыкальной и речевой интонациях. Черты, присущие музыке русских композиторов. П.Чайковский. Зимнее утро; У камелька; Поэтические образы А.С.Пушкина в музыке русских композиторов Исполнение песенного репертуара Выражать художественно-образное содержание произведений | Знать: Общее и особенное в музыкальной и речевой интонациях. Уметь: определять жанровую принадлежность, прозвучавших произведений; коллективно исполнять песни | Личностные: Эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выражать свое впечатление в пении, игре или пластике | Познавательные: владение умениями и навыками самостоятельного интонационно-образного и жанрово-стилевого анализа музыкальных сочинений на основе понимания интонационной природы музыки и использования различных видов музыкально-практической деятельности; Регулятивные: осуществлять поиск наиболее эффективных способов реализации целей с учетом имеющихся условий. Коммуникативные: опосредованно вступать в диалог с автором художественного произведения посредством выявления авторских смыслов и оценок
|
|
| |||||||||
|
8. |
«Что за прелесть эти сказки!». Три чуда. Сообщение и усвоение новых знаний |
1 | Образы Пушкинских сказок в музыке русских композиторов. А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане…» Н. Римский-Корсаков Три чуда. Вступление ко II д. оперы «Сказка о царе Салтане». | Слушание музыки эмоционально откликаться на музыкальное произведение и делиться своими впечатлениями о музыке Исполнение песенного репертуара Выражать художественно-образное содержание произведений. | Знать: особенности музыки русского народа, русских композиторов. Уметь: дать характеристику прозвучавшей музыке; коллективно исполнять песни | Личностные: Эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выражать свое впечатление в пении, игре или пластике | Познавательные: Определять на слух основные жанры музыки, выделять характерные особенности танца Регулятивные: осуществлять поиск наиболее эффективных способов достижения результата в процессе участия в индивидуальных, групповых работах. Коммуникативные: совершенствование умений планирования учебного сотрудничества с учителем и сверстниками в процессе музыкальной деятельности;
|
|
| |||||||||
|
9. |
Ярмарочное гулянье. Святогорский монастырь.
Сообщение и усвоение новых знаний |
1 | Музыка ярмарочных гуляний: народные песни, наигрыши, обработка народной музыки. П.Чайковский Девицы, красавицы Уж как по мосту, мосточку, хоры из оперы «Евгений Онегин». М. Мусоргский «Борис Годунов». Вступление; Великий колокольный звон.
| Высказывание собственное мнение в отношении музыкальных явлений, выдвижение идеи и отстаивание собственной точки зрения. Слушание музыки эмоционально откликаться на музыкальное произведение и делиться своими впечатлениями о музыке. Исполнение песенного репертуара. Выражать художественно-образное содержание произведений.
| Знать: разновидности колокольных звонов; жанры духовной музыки. Уметь: проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки | Личностные: усвоение единства деятельности композитора, исполнителя, слушателя в процессе включения в различные виды музыкального творчества | Познавательные: владение умениями и навыками самостоятельного интонационно-образного и жанрово-стилевого анализа музыкальных сочинений. Регулятивные: осуществлять поиск наиболее эффективных способов достижения результата в процессе участия в индивидуальных, групповых работах Коммуникативные: совершенствование умений планирования учебного сотрудничества с учителем и сверстниками в процессе музыкальной деятельности
| . |
| |||||||||
|
10 |
«Приют, сияньем муз одетый…»
Обобщающий урок
|
1 | Выразительность и изобразительность в музыке. общее и особенное в музыкальной и речевой интонациях, их эмоционально-образном строе. Музыкально-поэтические образы. Романс («Венецианская ночь» М.Глинка).Обобщение музыкальных впечатлений четверти | Слушание музыки эмоционально откликаться на музыкальное произведение и делиться своими впечатлениями о музыке Исполнение песенного репертуара Выражать художественно-образное содержание произведений
| Знать понятия: романс, дуэт, ансамбль. Уметь: проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки | Личностные: Участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов
| Познавательные: владение умениями и навыками самостоятельного интонационно-образного и жанрово-стилевого анализа музыкальных сочинений. Регулятивные: осуществлять поиск наиболее эффективных способов достижения результата в процессе участия в индивидуальных, групповых работах Коммуникативные: совершенствование умений планирования учебного сотрудничества с учителем и сверстниками в процессе музыкальной деятельности
|
| ||||||||||
| 11 | «Приют, сияньем муз одетый…» (Обобщающий урок). Тестироание.
| 1 | Слушание музыки эмоционально откликаться на музыкальное произведение и делиться своими впечатлениями о музыке Исполнение песенного репертуара Выражать художественно-образное содержание произведений Выполнение тестовых заданий. |
|
| |||||||||||||
| Музыкальная картина мира (3 ч.) | ||||||||||||||||||
| « В музыкальном театре» (3 ч.) | ||||||||||||||||||
|
12 |
Опера М.И.Глинки «Иван Сусанин».
Расширение и углубление знаний. |
1 | Знакомство с линией драматургического развития и основными темами оперы « И Сусанин». Интродукция, танцы II д., | Элементы нотной грамоты: пение по нотам мелодических отрывков, попевок. «Придумывание и отгадывание» слов с использованием названия нот; Слушание произведений: определение характера и настроения музыкальных отрывков. Сравнительный анализ музыкальных тем-характеристик действующих лиц, сценических ситуаций, драматургии в операх и балетах. Хоровое исполнение. работа над вокальной исполнительской культурой, правильным дыханием во время пения. Творческие задания: создание эскизов костюмов главных героев опер и балетов. | Знать: линии драматургического развития в опере. Содержание оперы. Уметь: проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки | Личностные: усвоение единства деятельности композитора, исполнителя, слушателя в процессе включения в различные виды музыкального творчества
| Познавательные: закрепление понимания знаково-символических элементов музыки как средства выявления общности между музыкой и другими видами искусства. Регулятивные: планирование собственных действий в процессе восприятия, исполнения «сочинения» (импровизаций) музыки Коммуникативные: совершенствование умений планирования учебного сотрудничества с учителем и сверстниками в процессе музыкальной деятельности;
|
|
| |||||||||
|
13 |
Опера М.П. Мусоргского «Хованщина» Исходила младешенька. Тестирование. Расширение и углубление знаний.
|
1 | Характеристика главной героини оперы М.П.Мусоргского «Хованщина». Сравнительный анализ песни «Исходила младешенька…» со вступлением. Песня Марфы («Исходила младешенька»); | Элементы нотной грамоты: пение по нотам мелодических отрывков, попевок «Ритмическое эхо» - игра. Слушание произведений: определение характера и настроения музыкальных отрывков. Сравнительный анализ музыкальных тем-характеристик действующих лиц, сценических ситуаций, драматургии в операх и балетах. Хоровое исполнение. работа над вокальной исполнительской культурой, правильным дыханием во время пения. Творческие задания: Создание афиши к музыкальному спектаклю, (можно использовать материал из Интернета). Выполнение тестовых заданий. | Знать: процесс воплощения художественного замысла в музыке. Уметь: проводить интонационно-образный анализ музыки | Личностные: владение первичными навыками работы с информационно-компьютерными средствами (компьютер, плеер, музыкальный центр, интерактивная доска, айфоны, айпены, Интернет).
| Познавательные: закрепление понимания знаково-символических элементов музыки как средства выявления общности между музыкой и другими видами искусства. Регулятивные: планирование собственных действий в процессе восприятия, исполнения «сочинения» (импровизаций) музыки Коммуникативные: совершенствование умений планирования учебного сотрудничества с учителем и сверстниками в процессе музыкальной деятельности; |
|
| |||||||||
|
14 |
Русский Восток. Восточные мотивы. Тестирование.
Сообщение и усвоение новых знаний. |
1 | Поэтизация востока русскими композиторами; отражение восточных мотивов в творчестве русских композиторов. Пляска персидок М. Мусоргского. Персидский хор. Из оперы «Руслан и Людмила». М. Глинка. Танец с саблями. А. Хачатурян. | Элементы нотной грамоты: пение по нотам мелодических отрывков, попевок; «Придумывание и отгадывание» слов с использованием названия нот; Слушание произведений: определение характера и настроения музыкальных отрывков. Определение в музыке: песенности, танцевальности, маршевости. Хоровое исполнение. Записываем исполнение, затем прослушиваем, даем оценку собственного исполнения; работа над вокальной исполнительской культурой, правильным дыханием во время пения. Творческие задания: создание эскизов декораций к отдельным сценам театральных произведений. Выполнение заданий тестирования. | Знать: интонационно-образное развитие в звучавшей музыке. Контраст Уметь: эмоционально откликаться на музыку; владеть певческими умениями и навыками | Личностные: усвоение единства деятельности композитора, исполнителя, слушателя в процессе включения в различные виды музыкального творчества
| Познавательные: закрепление понимания знаково-символических элементов музыки как средства выявления общности между музыкой и другими видами искусства. Регулятивные: планирование собственных действий в процессе восприятия, исполнения «сочинения» (импровизаций) музыки Коммуникативные: развитие навыков постановки проблемных вопросов в процессе поиска и сбора информации о музыке, музыкантах в процессе восприятия и музицирования;
|
|
| |||||||||
| Музыка в жизни человека (3 ч.) | ||||||||||||||||||
| «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (3 ч.)
| ||||||||||||||||||
|
15 |
Композитор - имя ему народ. Музыкальные инструменты России.
Расширение и углубление знаний. |
1 | Народная песня - летопись жизни народа, ее интонационная выразительность. У каждого народа есть свои песни. Сходные и различные черты. Бульба, бел.нар. песни. Солнце, в дом войди груз. нар.песни. Аисты, узб.нар.песня. Вишня, япон.нар.песня. Ой ты, речка, реченька р.н.песня | Оркестр русских народных инструментов: история их возникновения. Исполнение произведения с помощью нотной записи, осмысленно, выразительно. Погружение в мир образов народных песен Слушание произведений: жанрово - стилевой разбор: определение характера и настроения музыкальных произведений с ярко выраженным жизненным содержанием; интонационно - образный анализ. Творческие импровизации: разыгрывание инсценировка народных песен. Музицирование - на ложках воспроизведение ритмического рисунка
| Знать понятия: народная музыка. Музыка в народном стиле. Уметь: сравнивать, находить сходство и отличие музыки разных народов; выразительно исполнять песни. | Личностные: понимание жизненного содержания народной, классической и современной музыки на основе эмоционального и осознанного отношения к разнообразным явлениям музыкальной культуры своего региона, России.
| Познавательные: умение проводить сравнения, классификацию музыкальных произведений различных жанров, эпох, направлений музыкального искусства; Регулятивные: проявление способности к саморегуляции (формирование волевых усилий, способности к мобилизации сил) в процессе работы над исполнением музыкальных сочинений на уроке Коммуникативные: формирование навыков развернутого речевого высказывания в процессе анализа музыки
|
|
| |||||||||
|
16 |
Оркестр русских народных инструментов.
Расширение и углубление знаний. |
1 | Многообразие русских народных инструментов. История возникновения первых музыкальных инструментов. Состав оркестра русских народных инструментов. Светит месяц, рус.нар. песня.Пляска скоморохов. Из оперы «Снегурочка». Н. Римский-Корсаков. | Оркестр русских народных инструментов. Обсуждение характера звучание, внешнего сходства и различия народных музыкальных инструментов. Исполнение произведения с помощью нотной записи, осмысленно, выразительно. Погружение в мир образов народных песен Слушание произведений: жанрово - стилевой разбор: определение характера и настроения музыкальных произведений с ярко выраженным жизненным содержанием; интонационно - образный анализ. Творческие импровизации: разыгрывание инсценировка народных песен. Музицирование - на ложках воспроизведение ритмического рисунка | Знать: название, внешний вид, тембровый окрас русских народных инструментов. Уметь: определять жанровую принадлежность прозвучавших пр-й и уметь их охарактеризовать; уметь коллективно исполнять песни | Личностные: понимание жизненного содержания народной, классической и современной музыки на основе эмоционального и осознанного отношения к разнообразным явлениям музыкальной культуры своего региона, России.
| Познавательные: владение навыками осознанного и выразительного речевого высказывания в процессе размышлений о музыке. Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей Коммуникативные: совершенствование действий контроля, коррекции, оценки действий партнера в коллективной и групповой музыкальной деятельности; задавать вопросы; строить понятные для партнера высказывания |
|
| |||||||||
|
17 |
«Музыкант-чародей». О музыке и музыкантах. Тестирование.
Обобщение и закрепление знаний |
1 | Мифы, легенды. Предания и сказки о музыке и музыкантах. Музыкальный фольклор народов России и мира, народные музыкальные традиции родного края. П.Аедоницкий «Разговор с елкой»
| Элементы нотной грамоты: пение по нотам мелодических отрывков, попевок; Слушание произведений: жанрово - стилевой разбор: определение характера и настроения музыкальных произведений с ярко выраженным жизненным содержанием; Хоровое и сольное исполнение. песенного репертуара; работа над выразительностью исполнения, вокальной исполнительской культурой, певческим дыханием. Выполнение заданий теста. | Знать понятия: народная музыка. Музыка в народном стиле. Уметь приводить примеры литературного фольклора о музыке и музыкантах | Личностные: понимание жизненного содержания народной, классической и современной музыки на основе эмоционального и осознанного отношения к разнообразным явлениям музыкальной культуры своего региона, России.
| Познавательные: умение проводить сравнения, классификацию музыкальных произведений различных жанров, эпох, направлений музыкального искусства; Регулятивные: проявление способности к саморегуляции (формирование волевых усилий, способности к мобилизации сил) в процессе работы над исполнением музыкальных сочинений на уроке Коммуникативные: формирование навыков развернутого речевого высказывания в процессе анализа музыки
|
|
| |||||||||
| Музыкальная картина мира ( | ||||||||||||||||||
| « В концертном зале» (4 ч.) | ||||||||||||||||||
|
18 |
Музыкальные инструменты Вариации на тему рококо (скрипка, виолончель). Сообщение и усвоение новых знаний. |
1 | Музыкальные инструменты: скрипка, виолончель. Струнных квартет. Музыкальный жанр - ноктюрн. Музыкальная форма- вариации. А. Бородин. Ноктюрн 3-я ч. из квартета №2. П. Чайковский. Вариации на тему рококо для виолончели с оркестром | Музыкальные инструменты симфонического оркестра Слушание музыки, интонационно-образный анализ: делимся на группы, формируем вопросы: образ, стиль, развитие музыки. Описание звучания струнных смычковых инструментов, сравнение с тембрами певческих голосов. Выразительное, осмысленное исполнение хором песенного репертуара; деление на группы: слушателей и исполнителей; взаимная оценка качества исполнения. Творческие задания: рисунки инструментов симфонического оркестра.
| Знать понятия: ноктюрн, квартет, вариации. Уметь: на слух различать тембры скрипки и виолончели | Личностные: усвоение единства деятельности композитора, исполнителя, слушателя в процессе включения в различные виды музыкального творчества
| Познавательные: владение формами рефлексии при индивидуальной оценке восприятия и исполнения музыкальных произведений разных жанров, стилей, эпох; Регулятивные: понимание и оценка воздействия музыки разных жанров и стилей на собственное отношение к ней. Коммуникативные: совершенствование умений планирования учебного сотрудничества с учителем и сверстниками в процессе музыкальной деятельности
|
|
| |||||||||
|
19 |
Старый замок. Расширение и углубление знаний | 1 | Различные виды музыки: инструментальная . Фортепианная сюита. М.П.Мусоргского «Картинки с выставки» - «Старый замок» | Музыкальные инструменты симфонического оркестра Слушание музыки, интонационно-образный анализ: делимся на группы, формируем вопросы: образ, стиль, развитие музыки. Описание звучания струнных смычковых инструментов, сравнение с тембрами певческих голосов. Исполнение песен с воплощением художественного образа. Пластические импровизации: придумывание движений к исполняемым на уроке песням. Творческие задания: рисунки инструментов симфонического оркестра. | Знать понятия: сюита; инструментальная музыка Уметь: на слух различать тембры скрипки и виолончели | Личностные: усвоение единства деятельности композитора, исполнителя, слушателя в процессе включения в различные виды музыкального творчества
| Познавательные: владение формами рефлексии при индивидуальной оценке восприятия и исполнения музыкальных произведений разных жанров, стилей, эпох; Регулятивные: понимание и оценка воздействия музыки разных жанров и стилей на собственное отношение к ней, собственной музыкально-творческой деятельности и деятельности одноклассников в разных формах взаимодействия; Коммуникативные: поиск способов в разрешении конфликтных ситуаций в процессе восприятия музыки, размышлений о ней, ее исполнения |
|
| |||||||||
|
20 | «Счастье в сирени живет…».
Расширение и углубление знаний
| 1 | Романс. Образы родной природы. С. Рахманинов Сирень. В.Пьянков Снежный праздник; | Слушание музыки, интонационно-образный анализ: «Угадай-ка!» - в игровой форме музыкальная викторина, угадывание названия прозвучавших произведений, авторов музыки. Исполнение песен с воплощением художественного образа. Пластические импровизации: придумывание движений к исполняемым на уроке песням.
| Знать понятия: сюита, романс Уметь: проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки | Личностные: усвоение единства деятельности композитора, исполнителя, слушателя в процессе включения в различные виды музыкального творчества
| Познавательные: владение формами рефлексии при индивидуальной оценке восприятия и исполнения музыкальных произведений разных жанров, стилей, эпох; Регулятивные: оценка собственной музыкально-творческой деятельности и деятельности одноклассников; Коммуникативные: поиск способов в разрешении конфликтных ситуаций в процессе восприятия музыки, размышлений о ней, ее исполнения; |
|
| |||||||||
|
21 |
Не молкнет сердце чуткое Шопена… Патетическая соната Л. ван Бетховена. Годы странствий. Сообщение и усвоение новых знаний. | 1 | Судьба и творчество Ф.Шопена. Музыкальные жанры: полонез, мазурка, вальс, песня. Форма музыка: трехчастная. Ф. Шопен. Полонез Ля мажор; Мазурки №47 ля минор, №48 Фа мажор; №1 Си-бемоль мажор. Жанры камерной музыки: соната, романс, баркарола, симфоническая увертюра. Л. Бетховен. Соната №8 (Патетическая) | Слушание произведений: жанрово - стилевой разбор: определение характера и настроения музыкальных произведений Пластические импровизации в форме дирижерских жестов, с подчеркиванием контрастной линии передать образы танцевальной музыки Шопена. Определить общие черты танцевальной музыки и найти различия между разными танцами: вальсом, мазуркой, полонезом. Выразительное, осмысленное исполнение хором песенного репертуара; деление на группы: слушателей и исполнителей; взаимная оценка качества исполнения. Творческие задания: отгадывание кроссворда по теме «Музыкальные инструменты»
| Знать: интонации и особенности различных танцев (полонез, мазурка) Уметь: определять характер музыкальных произведений и настроение. | Личностные: усвоение единства деятельности композитора, исполнителя, слушателя в процессе включения в различные виды музыкального творчества
| Познавательные: владение словарем музыкальных терминов и понятий в процессе восприятия, размышлений о музыке, музицирования; Регулятивные: оценка собственной музыкально-творческой деятельности и деятельности одноклассников Коммуникативные: совершенствование умений планирования учебного сотрудничества с учителем и сверстниками в процессе музыкальной деятельности; поиск способов в разрешении конфликтных ситуаций в процессе восприятия музыки, размышлений о ней, ее исполнения
|
|
| |||||||||
| « В музыкальном театре»( 3 ч.) | ||||||||||||||||||
| 22 | Балет Стравинского «Петрушка» Сообщение и усвоение новых знаний | 1 | Персонаж народного кукольного театра - Петрушка. Музыка в народном стиле. Оркестровые тембры. И. Стравинский первая картина из балета «Петрушка». | Элементы нотной грамоты: пение по нотам мелодических отрывков, попевок; Слушание произведений: определение характера и настроения музыкальных отрывков. Сравнительный анализ музыкальных тем-характеристик действующих лиц, сценических ситуаций, драматургии в операх и балетах. Хоровое исполнение. работа над вокальной исполнительской культурой, правильным дыханием во время пения. Творческие задания: создание эскизов костюмов главных героев опер и балетов. | Знать: процесс воплощения художественного замысла в музыке. Уметь: определять оркестровые тембры. | Личностные: усвоение единства деятельности композитора, исполнителя, слушателя в процессе включения в различные виды музыкального творчества
| Познавательные: закрепление понимания знаково-символических элементов музыки как средства выявления общности между музыкой и другими видами искусства. Регулятивные: планирование собственных действий в процессе восприятия, исполнения «сочинения» (импровизаций) музыки Коммуникативные: совершенствование умений планирования учебного сотрудничества с учителем и сверстниками в процессе музыкальной деятельности;
|
|
| |||||||||
| 23 | Царит гармония оркестра.
Расширение и углубление знаний | 1 | Музыкальные инструменты, входящие в состав симфонического оркестра: смычковые, духовые, ударные. Дирижер. М. Глинка Арагонская хота | Слушание произведений: определение характера и настроения музыкальных отрывков Хоровое исполнение. работа над вокальной исполнительской культурой, правильным дыханием во время пения. Пластические импровизации в форме дирижерских жестов, с подчеркиванием контрастной линии передать образ музыкального произведения.
| Знать: музыкальные инструменты симфонического оркестра Уметь: определять характер музыкальных произведений и настроение. | Личностные: усвоение единства деятельности композитора, исполнителя, слушателя в процессе включения в различные виды музыкального творчества
| Познавательные: владение словарем музыкальных терминов и понятий в процессе восприятия, размышлений о музыке, музицирования; Регулятивные: понимание и оценка воздействия музыки разных жанров и стилей на собственное отношение к ней, собственной музыкально-творческой деятельности и деятельности одноклассников в разных формах взаимодействия; Коммуникативные: поиск способов в разрешении конфликтных ситуаций в процессе восприятия музыки, размышлений о ней, ее исполнения; |
|
| |||||||||
| 24 | Театр музыкальной комедии. Тестирование.
Расширение и углубление знаний
| 1 | Жанры легкой музыки. Оперетта. Мюзикл. Понятие об этих жанрах и история их развития. Музыкальный театр Ростова-на-Дону. Вальс из оперетты «Летучая мышь». И. Штраус сцена из мюзикла «Моя прекрасная леди». Ф. Лоу. | Элементы нотной грамоты: пение по нотам мелодических отрывков, попевок; «Придумывание и отгадывание» слов с использованием названия нот; Слушание произведений: определение характера и настроения музыкальных отрывков. Сравнительный анализ музыкальных тем-характеристик действующих лиц, сценических ситуаций, драматургии в операх и балетах. Хоровое исполнение. работа над вокальной исполнительской культурой, правильным дыханием во время пения. Выполнение заданий тестирования. | Знать, что такое оперетта и мюзикл, их особенности Уметь: Эмоционально и осознанно относиться к музыке различных жанров и направлений. | Личностные: усвоение единства деятельности композитора, исполнителя, слушателя в процессе включения в различные виды музыкального творчества
| Познавательные: закрепление понимания знаково-символических элементов музыки как средства выявления общности между музыкой и другими видами искусства. Регулятивные: планирование собственных действий в процессе восприятия, исполнения «сочинения» (импровизаций) музыки Коммуникативные: развитие навыков постановки проблемных вопросов в процессе поиска и сбора информации о музыке, музыкантах в процессе восприятия и музицирования; |
|
| |||||||||
| Музыка в жизни человека (5 ч.) | ||||||||||||||||||
| « О России петь - что стремиться в храм». (4 ч.)
| ||||||||||||||||||
|
25 |
Святые земли русской. Илья Муромец.
Расширение и углубление знаний
|
1 | Святые земли Русской. Народная и профессиональная музыка. Стихира русским святым. Величание. Былина. Земле Русская, стихира. Былина об Илье Муромце, былинный напев сказителей Рябининых | Знакомство и рассуждение об образах святых земли Русской в музыке, поэзии, изобразительном искусстве. Слушание произведений: осмысленное прослушивание музыкальных произведений, определение образного строя музыки с помощью «словаря эмоций». Исполнение песен с воплощением художественного образа героического русского народа, гордость за ее красоту.
| Знать: о возникновении героического образа Ильи Муромца; понятия: стихира, величание, гимн. Уметь: определять характер музыкальных произведении; .коллективно исполнять песни | Личностные: усвоение единства деятельности композитора, исполнителя, слушателя в процессе включения в различные виды музыкального творчества
| Познавательные: Умение сравнивать музыку; Слышать настроение звучащей музыки Регулятивные: планирование собственных действий в процессе восприятия, исполнения музыки; Коммуникативные: участвовать в коллективном обсуждении, принимать различные точки зрения на одну и ту же проблему
|
|
|