- Учителю
- Рабочие программы по предметам
Рабочие программы по предметам
Пояснительная записка
Рабочая учебная программа к учебному курсу по изобразительному искусству для 4 класса составлена на основе примерной (типовой) учебной программы начального общего образования по изобразительному искусству (базовый уровень) и соответствует Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта начального общего образования 2004 г.
Рабочая учебная программа предназначена для учащихся 4 класса общеобразовательного учреждения и учитывает специфику адресата и условия обучения.
Целью реализации основной образовательной программы начального общего образования является формирование внутренней позиции школьников, адекватной мотивации учебной деятельности, овладения ими основами теоретического мышления, простейшими навыками самооценки, культуры поведения и здорового образа жизни. Рабочая учебная программа способствует реализации модели выпускника начальной школы: любящего свой народ, свой край и свою Родину; уважающего и принимающего ценности семьи и общества; любознательного, активно и заинтересованно познающего мир; владеющего основами умения учиться, способного к организации собственной деятельности; готового самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом.
Общая характеристика учебного предмета.
Данный курс изобразительного искусства направлен на приобщение учащихся к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка.
Содержание программы предусматривает как эстетическое восприятие предметов действительности и произведений изобразительного искусства, так и непосредственно художественную деятельность. Посредством образного отражения предметов и явлений действительности рисунок, живопись, декоративно-прикладное искусство, скульптура помогают детям познавать окружающий мир, видеть в нем красоту, развивать свои художественные способности. В течение учебного года учащиеся ознакомятся с основными видами и жанрами изобразительного искусства и усвоят:
● начальные сведения о средствах выразительности и эмоционального воздействия рисунка (линия, композиция, контраст света и тени, сочетание контрастных и родственных оттенков цвета, колорит и т. п.);
● термины «эмблема», «символ», «декоративный силуэт»;
● начальные сведения о народной художественной резьбе по дереву и об украшении домов и предметов быта;
● начальные сведения о видах современного декоративно-прикладного искусства;
● основные средства композиции: высота горизонта, точка зрения, контрасты света и тени, цветовые отношения, выделение главного центра;
● простейшие сведения о наглядной перспективе, линии горизонта, точке схода и т. д.;
● начальные сведения о светотени (свет, тень, полутень, блик, рефлекс, падающая тень), о зависимости освещения предмета от силы и удаленности источника освещения;
● деление цветового круга на группу теплых цветов (желтый, оранжевый, красный) и группу холодных цветов (синий, зеленый, фиолетовый);
● изменение цвета в зависимости от расположения предмета в пространстве (для отдельных предметов - смягчение очертаний, ослабление яркости и светлоты цвета
Место предмета в учебном плане
В соответствии с базисным учебным планом, реализация программы рассчитана на 34 часа, 1 час в неделю.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
1. Духовное возвышение ребенка. Необходимость воспитания учителем духовных потребностей и интересов учащихся, детских переживаний и нравственных помыслов как высшей задачи урока. Духовная устремленность помогает развивать в ребенке возвышенные чувства, связанные с искусством и творческими достижениями художественной культуры, умение любить и ценить культурное наследие родной страны и народов мира, помогает личности откликаться на возвышенные стимулы жизни.
2. Действие, радость, увлечение школьника работой. Изобразительное творчество должно порождать в ребенке чувство радости и желания участвовать в коллективном творческом проекте, что выступает непременной предпосылкой воспитательного и развивающего влияния художественных знаний.
3. Живое общение с искусством. Необходимо активно внедрять в учебный процесс общение ребенка с живым словом, музыкой, красками, формами, ритмом, движением. Дети должны быть свидетелями и участниками живого формообразования в художественном событии, которыми являются уроки искусства. Творческий продукт, по возможности, должен рождаться на глазах у детей в живом явлении и их собственными силами - их руками, глазами, словами.
4. Освоение разнообразных сторон жизни окружающего мира. Дальний мир и близкое детям окружение в ходе занятий необходимо развернуть в сознании учащихся разными сторонами своего проявления, обозначить взаимосвязь с духовными и материальными потребностями людей. Природное окружение, растения, животные, архитектура, творения искусства, люди с их разнообразными характерами и обликам, жизненными устремлениями, ближний и дальний Космос, Солнце и звезды, разные страны и континенты должны быть представлены в разнообразном и взаимосвязанном приложении к жизненным ситуациям и нравственному смыслу.
5. Опора на региональный компонент в обучении. Региональный компонент определяется как совокупность географических, климатических, национальных, культурно-исторических основ местности, которые педагогу важно учитывать и использовать, выстраивая учебно-информативный материал урока и планируя учебные творческие задания. Возникает возможность отражать феномен живой художественной культуры региона в педагогике искусства.
6. Реализация полихудожественного, интегрированного подхода. Полихудожественный подход и интегрированные формы организации занятий, в сравнении с монохудожественным, обладают большим педагогическим и воспитательным эффектом. Они развивают интерес к искусству, обогащают эмоциональный опыт, формируют «копилку художественных образов». Родство видов искусств помогает учащемуся почувствовать художественное явление в разном сенсорном облике, развивает умение переносить художественный образ одного искусства на язык другого. Именно поэтому, педагогу следует сознательно планировать в работе с детьми по искусству взаимодействие разных видов художественной деятельности детей.
7. Сенсорное насыщение представлений и действий детей, обогащение чувств и ощущений. Детские представления нередко односторонни и разрознены, основываются на механическом запоминании, страдают словесно-логическим формализмом. Дети могут сказать и назвать, но не всегда умеют почувствовать и сделать. Глаз и ухо необходимо учить видеть и слышать, а тело двигаться. Структура занятия, учебный материал, практическая творческая деятельность ребенка должны давать ему возможность раскрытия разнообразных чувств и сенсорных впечатлений, полноты жизни за счет активного развития других каналов восприятия: тактильных ощущений, обоняния, осязания, моторной памяти.
8. Раскрытие разных сторон жизни искусства. Педагогический процесс, по возможности, должен обеспечивать освоение и порождение детьми полифонической, полифункциональной палитры возможностей каждой художественной деятельности, поскольку в реальной художественной практике существует три стороны:
1) исполнительская, техническая, механическая стороны искусства, основанные на многократном повторении, тренинге, научении, расчете;
2) творческая, образная, неожиданная, требующая выразительности и индивидуальности, одухотворения и фантазии, изобразительности, живого внимания и тонкой наблюдательности;
3) самостоятельная жизнь произведения искусства, которая в историческом и культурном наследии определяет сферу «экологии культуры».
9. Активное творчество самих детей. В начальной школе ученик в первую очередь созерцатель, восприемник любого рода информации, зритель, наблюдатель, деятель.
Личностные, метапредметные и предметные результаты
У четвероклассника продолжится:
Личностные результаты:
-
формирование понятия и представления о национальной культуре, о вкладе своего народа в культурное и художественное наследие мира;
-
формирование интереса и уважительного отношения к культурам разных народов, иному мнению, истории и культуре других народов;
-
развитие творческого потенциала ребенка, активизация воображения и фантазии;
-
развитие этических чувств и эстетических потребностей, эмоционально-чувственного восприятия окружающего мира природы и произведений искусства; пробуждение и обогащение чувств ребенка, сенсорных способностей детей;
-
воспитание интереса детей к самостоятельной творческой деятельности; развитие желания привносить в окружающую действительность красоту; развитие навыков сотрудничества в художественной деятельности.
Метапредметные результаты:
-
освоение способов решения проблем поискового характера; развитие продуктивного проектного мышления, творческого потенциала личности, способности оригинально мыслить и самостоятельно решать творческие задачи;
-
развитие визуально-образного мышления, способности откликаться на происходящее в мире, в ближайшем окружении, формирование представлений о цикличности и ритме в жизни и в природе;
-
развитие сознательного подхода к восприятию эстетического в действительности и искусстве, а также к собственной творческой деятельности;
-
активное использование речевых, музыкальных, знаково-символических средств, информационных и коммуникационных технологий в решении творческих коммуникативных и познавательных задач, саморазвитие и самовыражение; накапливать знания и представления о разных видах искусства и их взаимосвязи;
-
формирование способности сравнивать, анализировать, обобщать и переносить информацию с одного вида художественной деятельности на другой (с одного искусства на другое); формировать умение накапливать знания и развивать представления об искусстве и его истории; воспитание умения и готовности слушать собеседника и вести;
-
развитие пространственного восприятия мира; формирование понятия о природном пространстве и среде разных народов;
-
развитие интереса к искусству разных стран и народов;
-
понимание связи народного искусства с окружающей природой, климатом, ландшафтом, традициями и особенностями региона; представлений об освоении человеком пространства Земли;
-
освоение выразительных особенностей языка разных искусств; развитие интереса к различным видам искусства;
-
формирование у детей целостного, гармоничного восприятия мира, воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного искусства;
-
воспитание нравственных и эстетических чувств; любви к народной природе, своему народу, к многонациональной культуре;
-
формирование первых представлений о пространстве как о среде (все существует, живет и развивается в определенной среде), о связи каждого предмета (слова, звука) с тем окружением, в котором он находится.
Предметные результаты:
-
формирование устойчивого интереса к изобразительному творчеству; способность воспринимать, понимать, переживать и ценить произведения изобразительного и других видов искусства;
-
индивидуальное чувство формы и цвета в изобразительном искусстве, сознательное использование цвета и формы в творческих работах;
-
развитость коммуникативного и художественно-образного мышления детей в условиях полихудожественного воспитания;
-
проявление эмоциональной отзывчивости, развитие фантазии и воображения детей;
-
использование в собственных творческих работах цветовых фантазий, форм, объемов, ритмов, композиционных решений и образов;
-
сформированность представлений о видах пластических искусств, об их специфике; овладение выразительными особенностями языка пластических искусств (живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна);
-
умение воспринимать изобразительное искусство и выражать свое отношение к художественному произведению; использование изобразительных, поэтических и музыкальных образов при создании театрализованных композиций, художественных событий, импровизации по мотивам разных видов искусства.
-
нравственные, эстетические, этические, общечеловеческие, культурологические, духовные аспекты воспитания на уроках изобразительного искусства.
Содержание учебного предмета
I. Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму (17 часов)
1. Освоение человеком природного пространства (среды). Знакомство с разнообразием, красотой и своеобразием природы.
2. Форма, ритм, цвет, композиция, динамика, пространство. Величие природы языком изобразительного искусства. Природа в разных жанрах изобразительного искусства.
3. Разнообразие природных объектов в творчестве художника: воздушное пространство; водное пространство; земная поверхность; подземный мир (горы, долины, русла рек, озера, моря, поля, леса, создают в природе свой особый рисунок).
4. Ритм и орнамент в природной среде и в искусстве и др. Каждый предмет имеет свое строение (конструкцию). Рассмотри деревья. Рисунок земной поверхности показан на карте или глобусе (суша, возвышенности, моря, реки, океаны и другие).
5. Композиционное размещение предметов на листе при рисовании с натуры, сознательный выбор формата листа.
6. Перспектива как способ передачи пространства на картине с помощью планов. Воздушная перспектива.
7. Образы, построенные на контрасте формы, цвета, размера. Глухие и звонкие цвета. Главные и дополнительные цвета.
8. Изображение с натуры предметов конструктивной формы. Натюрморт тематический.
9. Передача движения. Работа с натуры и по наблюдению: краткие зарисовки (наброски и портрет по наблюдению).
10. Передача объёма в живописи и графике.
11. Понятие стилизации. Использование приёма стилизации в создании предметов объемной формы: на примере насекомого, выделяя характерные особенности создать летающий объект.
12. Контраст и нюанс в скульптуре (формы, размера, динамики, настроения, характера, фактуры, материала).
13. Передача динамики в объемном изображении - лепка по памяти фигуры человека в движении.
14. Лепка объемно-пространственной композиции из одноцветного пластилина или глины с помощью каркаса из проволоки и палочек.
15. Создание эскизов архитектурных сооружений с использованием материалов природных форм в технике рельефа.
16. Равновесие в изображении и выразительность формы в декоративном искусстве обобщенность, силуэт.
17. Выявление декоративной формы: растительные мотивы искусства. Кораллы - одно из чудес подводного мира: бурые, зелёные, жёлтые, малиновые, голубые.
18. Рождение художественной формы по мотивам природных наблюдений. «Одежда жителей цветочного города» «Лесные феи».
II. Развитие фантазии и воображения (11 часов)
1. Раскрытие взаимосвязи элементов в композиции (музыкальной, предметной, декоративной. Цветовое богатство оттенков в живописи. Отображение природы в музыке и поэзии.
2. Порождение замысла на основе предложенной темы. Поиск индивидуальной манеры изображения. Смысловая зависимость между форматом и материалом.
3. Самостоятельно решать поставленную творческую задачу в разных формах и видах изобразительного искусства (на плоскости, в объеме). Разнообразие художественно-выразительного языка различных искусств. Заполнение пространства листа.
4. Взаимосвязь содержания художественного произведения и иллюстрации. Связь урока с внеклассным чтением.
5. Взаимосвязь содержание литературного произведения с иллюстрацией и шрифтом. Роль и значение буквицы в сказочных и былинных произведениях.
6. Художник в театре. Заочная экскурсия в театр. Знакомство с организацией и решением необходимых атрибутов сцены, костюмов героев, цветовое и световое оформление спектакля.
7. Изменение пространственной среды в зависимости от ситуации (содержание, звуковое оформление). Создание необычного сказочного игрового пространства (эскиза): решения уголка в классе, на сцене для проведения художественного события. Освоение разнообразия форм в архитектуре (путешествие «исторические походы» в прошлое и будущее, например: в среду, в которой жил писатель-сказочник (время архитектура, страна, декоративное искусство, одежда).
8. Передача настроения в форме. Украшение формы декоративными элементами.
9. Знакомство с народными художественными промыслами России в области игрушки, их связью с природой и особенностями растительного и животного мира. Отображение природных мотивов в орнаменте и элементах декоративного украшения игрушек.
10. Освоение разнообразия форм в архитектуре. Понимание влияния исторического времени и условий жизни художника (архитектора, дизайнера) на его произведения. Цвет и форма в знаковом изображении. Осваивание особенностей работы на небольших форматах.
11. Разнообразие художественно-выразительного языка в декоративно- прикладном искусстве. Декоративные украшения, как важный элемент народного и современного костюма: украшения, броши, бусы, подвески.
III. Восприятие искусства (музейная педагогика) (6 часов)
1. Выразительные средства изобразительного искусства (живописи, графики, скульптуры, архитектуры, декоративно-прикладного искусства): форма, объём, цвет, ритм, композиция, мелодика, конструкция.
2. Применение музыкального и литературного материала для углубления и развития образно-эстетических представлений учащихся во время практической деятельности и восприятия произведений искусства.
3. Художественная форма произведения изобразительного искусства (общая конструкция произведения: формат, композиция, ритм, динамика, колорит, сюжет). Выражение художником своего отношения к изображаемому. Художники: Э. Мане, О.Ренуар, Э. Дега, К. Моне, А. Сислей, Чарушин.
4. Жанры изобразительного искусства: пейзаж, портрет, анималистический, исторический, бытовой, натюрморт, мифологический. Русский музей, Эрмитаж (Санкт-Петербург), Музей изобразительного искусства им. А.С. Пушкина (Москва), музей, находящиеся в регионе.
5. Красота и своеобразие произведений народного декоративно- прикладного искусства. Символика в народном прикладном искусстве. Юмор в народном искусстве. Функциональность произведений народного искусства.
6. Красота архитектурных сооружений. Уникальность памятников архитектуры. Связь архитектуры с природой. История возникновения и развития архитектурных ансамблей и жизнь его обитателей.
Тематическое планирование
Тема урока
Характеристика деятельности
учащегося
1 триместр (12часов)
1. Рисование по воображению (3ч)
Разработка композиции, определение формата рисунка. Установление соотношения величин изображаемых объектов и расположения архитектурного сооружения. Построение первого и второго плана.
2. Природные формы (2ч)
Выполнение эскиза на листе цветной бумаги светлых тонов. Прорисовка деталей гелевой ручкой.
3. Рисование по представлению (5ч)
Выполнение работы в смешанной технике (акварель и фломастеры). Разработка природной формы. Соблюдение соразмерности силуэтов животных и человека. Организация всех объектов в единую композицию.
4. Рисование по воображению (1ч)
Выполнение эскиза подарочного подноса.
5. Цвета и оттенки (1ч)
Определение формы подноса. Выполнение аппликации из симметрично сложенного листа цветной бумаги. Находить образы природных объектов в элементах украшения.
2 триместр (11 часов)
9. Цвета и оттенки (3ч)
Проведение исследовательских работ: выявление существовавших ранее промыслов и ремёсел в близлежащих областях и населённых пунктах. Составление тематического натюрморта из бытовых предметов. Выполнение набросков и зарисовок с предметов разной формы.
10. Рисование по представлению (1ч)
Особенности и своеобразие формы народной архитектуры, её зависимость от природных условий региона.
11. Жанровая композиция (2ч)
Расположение листа в соответствии с замыслом рисунка. Выбор и конкретизация формы шляпы. Украшение полей шляпы декоративным узором.
12. Художники-анималисты (2ч)
Передача ощущения неба и моря с помощью использования многочисленных оттенков и направлений штрихов. Передавать средствами изобразительного искусства музыку своей родной природы.
13. Трёхмерность пространства (3ч)
Определение сюжета, содержания, графических материалов, выразительных средств художников. Освоение и создание выразительных образов природы, человека, животного средствами компьютерной графики.
3 триместр (11 часов)
16. Трёхмерность пространства (1ч)
Наблюдение за своеобразием формы, пластики, динамики, характера и манеры изображения у каждого художника. Знакомство с разными видами изобразительног8о искусства, в которых изображение человека - один из главных элементов композиции.
17. Стилизация (4ч)
Наблюдение за движениями человека, передача их в набросках и зарисовках. Придумывание сюжета. Определение композиционного центра.
18. Художники-иллюстраторы (6ч)
Передача динамики при работе в нестандартном формате (вытянутый по горизонтали или по вертикали активный формат). Расположение всех частей композиции по диагонали.
Материально - техническое обеспечение
-
Савенкова Л.Г., Ермолинская Е.А. Изобразительное искусство: 4 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. - М.: Вентана-Граф, 2013.
-
Ермолинская Е.А.Изобразительное искусство: 4 класс: органайзер для учителя: методические разработки. - М.: Вентана-Граф.