7


ОПК

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание: Урок разработан по учебному модулю "Основы православной культуры" в соответствии с требованиями ФГОС.На уроке дети знакомятся с Успенским собором в Кремле.Главная цель: дать представление о соборе как о символе единой Руси.На уроке раскрываются духовно-нравственные цен
предварительный просмотр материала

Тема «Успенский собор в Кремле - символ единой Руси»

Цель:

Сформировать у детей представление об Успенском соборе как о символе единой Руси.


Задачи:

1) Активизация познавательной деятельности учащихся;

2) Познакомить с духовно- нравственными ценностями российской культуры.

3)Воспитание высокого ценностного отношения к духовному, историческому и культурному наследию народа России, воспитание уважения к предкам, историческому прошлому.


Оборудование: ТСО: мультимедийный проектор, компьютерная презентация, фотографии Успенского собора, краткий текст «Жития святого отца нашего Петра, митрополита Киевского и всея России», материалы Воскресенской и Никоновской летописи. Под 6987 (1479) годом, отрывок из книги Ольги Ласковой «Святой митрополит Петр» М. : ГП «МОК-ЦЕНТР» ; СПб.


Тип занятия: урок- путешествие


Ход занятия.

1.Организационный момент.

2. Актуализация знаний.

- Что является центром кремлевского ансамбля?(Соборная площадь)

-Какой собор расположен на северной стороне Соборной площади? (Успенский собор).

СЛАЙД 2

3.Изучение нового.

-На доске записано изречение известного просветителя Иосифа Волоцкого. Прочитайте. (Успенский собор - земное небо, сияющий, как великое солнце посреди Русской земли.)

-Для того, чтобы понять смысл этих слов, мы перемещаемся на много веков назад.

3.1.Станция «Историческая»

СЛАЙД 3


-Впервые храм был заложен в августе 1326 года во имя Успения Пресвятой Богородицы, на месте старой деревянной церкви. Закладку храма освятил митрополит Московский Петр.

СЛАЙД 4

Успенский собор в Кремле 1326-1327 годов был первым каменным храмом Москвы. Археологические исследования показали, что это был четырёхстолпный, трёхапсидный, трёхпритворный, одноглавый храм, построенный по образцу Георгиевского собора в Юрьеве-Польском. Успенский собор в Москве был построен в характерной для этого времени технике: кладка из грубо обработанных квадров белого камня сочеталась с гладкотёсаными элементами архитектурного декора. Храм был увенчан кокошниками.

При Иване Великом храм перестал соответствовать статусу кафедрального собора крепнувшего централизованного Московского государства. Вероятно, предназначенный к сносу храм перестали ремонтировать, и он сильно обветшал, что и нашло отражение в летописях. Летом 1471 года «митрополит Филипп стал усердно помышлять о постройке нового каменного соборного храма в Москве, ибо старый, построенный Калитою, от древности и от многих пожаров грозил уже разрушением, своды его уже были подкреплены, подпёрты древами толстыми».

Ныне существующий Успенский собор возведен в 1475-1479 годах на месте прежнего. Московскому послу Семену Толбузину было поручено подыскать итальянских мастеров для строительства храма. В 1475 году в Москву прибыл Аристотель Фиораванти с сыном Андреем. Он и построил грандиозный собор, который господствовал в то время над всей древней Москвой.В летописи можно прочитать такие слова : «…быть же та церковь чюдна велми величеством, и высотою, и светлостию, и звоностию, и пространством, такова же прежде того не бывало на Руси, опроче Владимирскиа церкви, а мастер Аристотель».

СЛАЙД 5

Когда итальянский зодчий приступил к строительству, Иван III в качестве образца указал на Успенский собор во Владимире. Повторяя формы оригинала, зодчий украсил фасады аркатурным пояском, а завершил их характерными для русского зодчества полукружиями закомар. Над ними величаво и торжественно поднялись на световых барабанах пять шлемовидных куполов.

Смещение пятиглавия на восток придало собору характерную для русского зодчества асимметрию. Итальянский зодчий внес в архитектуру много нового: геометрическое членение объемов и фасадов, равные размеры закомар, пять, а не три алтарные апсиды, лишь незначительно выступавшие из глади стены.

Строительным материалом для собора послужил местный белый камень, а своды и барабаны были выложены из кирпича.

Грандиозный и величественный Успенский собор в Кремле открыл новую страницу в истории русской архитектуры. Он затмил собой все ранее существовавшие на Руси постройки и до самого конца XVII века служил русским зодчим образцом для подражания, положив тем самым начало целой архитектурной эпохе.

Три придела собора напоминают о древних церквях, существовавших в Кремле до постройки собора. В одном из них, во имя Святого Дмитрия Солунского, погребен князь Юрий Московский, брат Ивана Калиты. Второй придел посвящен верховным апостолам Петру и Павлу, третий, во имя Похвалы Богоматери, устроен святым Ионой, митрополитом Московским, ради избавления Москвы от нашествия татар.

Система росписей Успенского собора выражает идею торжества Вселенской Церкви. Этой идее подчинено расположение икон в иконостасе, росписей на стенах и сводах храма. В этом создатели собора следовали старинному приему - обучению закону Божию через образы, так как далеко не все знали грамоту, и очень немногие могли читать духовную литературу в силу того, что книг, которые тогда еще переписывались от руки, было мало, и они стоили очень дорого.

После освящения собор еще два года стоял нерасписанным, пока в 1481 году к работе над восточной, алтарной, частью собора не приступил великий русский иконописец XV века Дионисий с учениками - Тимофеем, Ярцем и Коней. Росписи Дионисия в алтаре Успенского собора частично сохранились и дошли до наших дней. Его кисти принадлежат также несколько икон Успенского собора: храмовая икона «Успение Богоматери», иконы «О тебе радуется», «Петр митрополит с житием», «Алексий митрополит с житием». Однако в целом росписи записаны новыми в 1642-1644 годах. Пятиярусный иконостас выполнен мастерами Троице- Сергиевой Лавры в 1653 году.

СЛАЙД 6

СЛАЙД 7

СЛАЙД 8

СЛАЙД 9


В Успенском соборе, ставшем символом единой Руси, поклонялись таким святыням, как мощам девяти угодников Божьих, от митрополита Петра до патриарха Ермогена. В иконостасе храма помещались иконы из древних русских княжеств: Владимирская икона Богоматери, образ святого Георгия из Новгорода, Устюжское Благовещение. Из присоединившихся к Москве земель привозили вечевые, набатные и соборные колокола и поднимали на колокольню Ивана Великого. В общем звоне колоколов града Московского сливались голоса Новгорода, Пскова, Владимира, Твери, Смоленска.

С 1918 года служба в Успенском соборе была прекращена, он был превращен в музей. Ныне богослужения совершаются в дни великих праздников, в Дни памяти святых Московских и по благословению патриарха.


- Расскажите, как выглядел Успенский собор в1326-1327?

-Назови имена итальянских зодчих, которые возвели собор?

-Что символизируют три придела собора?

-Кто расписывал собор?

-Почему Успенский собор считается символом единой России?

3.2.Станция «Святыни Успенского собора».

Величайшие святыни, которые веками собирал народ православный, до сих пор находят поклонение, почитание в обновленной России.

СЛАЙД 10

  • В соборе сохраняется Гвоздь Господень и посох святителя Петра, митрополита Киевского и всея Руси.

СЛАЙД 11

  • С 1395 года в соборе находилась Владимирская икона Божией Матери (с 1930 года в Третьяковской галерее, в храме святителя Николая в Толмачах).

  • Успенский собор был местом погребения большинства московских святителей до учреждения Святейшего Синода.

СЛАЙД 12

  • икона «Спас Ярое око»

СЛАЙД 14

  • икона «Троица»

СЛАЙД 15



  • икона « Успение Пресвятой Богородицы»

4.Закрепление изученных знаний.

1)На карточке записаны названия святынь Успенского собора, вам надо правильно соединить название святыни с фотографией.



Посох святителя Петра, митрополита Киевского и всея Руси


Владимирская икона Божией Матери

икона «Спас Ярое око »


Гвоздь Господень


2) Прочитай отрывок из «Жития». Вставь пропущенное имя митрополита, с именем которого связана история Успенского собора.

Митрополит …..прибыл во Владимир. Ему предстояло множество дел: уже три года на Руси не было первосвятителя, после татарских нашествий пребывали в запустении храмы, да и вера у людей начала оскудевать. Кругом нищета - сироты, вдовы, бездомные... Святитель ….стал объезжать свою паству и излагать учение христианское, собирая приходы, поставляя священство, восстанавливая церкви, отечески помогая всем нуждающимся. Направился и в Орду, где смог добиться отмены дани и пошлин для Русской Церкви. В те годы не только притеснения от татар мучили Русь. Опять вспыхнула кровавая междоусобица между князьями. Митрополит …прилагал все усилия, чтобы остановить схватки князей. Он не давал своего благословения князьям на походы против друг друга, и постепенно междоусобицы стали утихать. Через небольшое время в центре Кремля была заложена первая в Москве каменная церковь, посвященная, как и главные храмы Киева и Владимира, Успению Божией Матери. Митрополит …. заложил нишу в стене собора для своего гроба. Вскоре он почувствовал свою близкую кончину. Митрополит …. отслужил свою последнюю литургию, помянув всех благоверных князей русских, и о всем мире помолился. Окончив службу, раздал имение свое и дал средства на построение собора и других церквей и на поминовение своей души. Вечером святой ….начал читать молитвенное правило. И вскоре, среди молитвы, мирно отошел ко Господу. Митрополита провожали в последний путь всем миром. Крепко любили и почитали его люди московские и вся Русь. И когда шли с молитвами к Успенскому собору, было одному человеку видение: сидит святой ….. в своем гробе и благословляет народ на обе стороны. Гроб установили в заранее приготовленную нишу. И сразу начались чудеса. По молитве к святому ….. многие получили исцеление.

Вскоре был достроен каменный собор во имя Успения Божией Матери, и князь Иоанн стал великим князем Московским и всея Руси, как предсказал святой….. И с этого времени и стол великих князей, и кафедра митрополитов всея Руси перешли из Владимира в Москву, а митрополита ….причислили к лику святых. И ныне почивают мощи святителя ….в кремлевском Успенском соборе, там же похоронены и следующие за ним митрополиты и патриархи Московские. И верится: святой митрополит …..всегда благословляет свой любимый город Москву и всю Россию. Память святителя …отмечается также 6 сентября, в этот же день праздник и Петровской иконы Божией Матери.

5.Итог урока.

-Наше путешествие завершено.

1)Где мы сегодня побывали?

2)Что означает изречение известного просветителя Иосифа Волоцкого «Успенский собор - земное небо, сияющий, как великое солнце посреди Русской земли?»

3) Что вы узнали о святом митрополите Петре?



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал