7


  • Учителю
  • Конспект по русской литературе для 4 класса «Из книжной сокровищницы о Древней Руси»

Конспект по русской литературе для 4 класса «Из книжной сокровищницы о Древней Руси»

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание: "Описание материала:Итоговый урок «"Из книжной сокровищницы о Древней Руси» подводит итог путешествию по русской старине . Проводится в четвёртом классе по окончании реализации курса «Мир русской культуры» в форме литературного марафона между двумя камандами. Обучающи
предварительный просмотр материала

Итоговый урок по реализации курса «Мир русской культуры».

Провела И.А.Гончарова.

Класс 4-а.


I.Сообщение темы урока.

1.Вводное слово учителя. Мы живём в 21 веке, веке технического прогресса и бурного развития экономики. Не полетел бы человек в космос, не научился бы управлять энергией солнца и ветра, если бы не знал своего прошлого. Без прошлого нет настоящего и будущего.

- Из каких источников человек узнаёт своё прошлое? (Вещественные источники: мелкие вещи, предметы быта; археологические памятники: пещеры, храмы, курганы, поселения; письменные источники: летописи, хроники, грамоты, дневники, воспоминания.)

- Всё из перечисленного несёт в себе определённый объём информации. Как вы считаете, из чего более точно и полно современный человек может почерпнуть информацию?

- Обратимся к строкам из стихотворения Ивана Бунина. Как вы их понимаете?

Молчат гробницы, мумии и кости,-

Лишь слову жизнь дана:

Из древней тьмы, на мировом погосте,

Звучат лишь письмена.

На протяжении этого года на уроках русской культуры именно книги открывали перед нами, словно волшебный ключик, тайны прошлого. И тема нашего урока: «Из книжной сокровищницы о Древней Руси».

Это занятие будет итогом всей работы текущего года. Проведём его мы в форме литературного марафона между двумя командами и должны разгадать тайну схемы. Что заключено под знаком вопроса.

Дома вы должны были придумать название команде и выбрать капитана.

II.Работа по теме урока.

1.Разминка. Сейчас мы вспомним, как возникла письменность и книгопечатание на Руси. У каждой команды тексты. Ваша задача прочитать их и составить вопросы для соперников по содержанию.(6 вопросов) У 1к. - текст о материале, который использовали на Руси до появления книгопечатания. У 2к. - текст о том, когда на Руси стали печатать книги. (Приложение 1.)

(Подведение итогов.)


2.По легендам Танаиса. На занятиях нам часто приходилось останавливать ход времени, возвращаться на много лет назад, узнавать о жизни наших предков, населяющих территорию Ростовской области. История древнего города Танаиса - важнейшая страница в биографии Донской Земли. Город в равной степени легенда и реальность.

О жизни местного населения, об уникальности Танаиса, так гармонично соединившем в себе черты греческого искусства с культурой других племён и народов, населяющих наш Донской край, мы узнавали из сборника уроженки города Ростова Любови Феоктистовны Волошиновой «Легенды Танаиса и Меотиды».

Член Союза российских писателей, член Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Л.Волошинова так писала о Танаисе:

Танаис, Танаис, Танаис,

Как тогда звучало это слово?

Сух колодец на пороге дома

Травы молодые поднялись.

Отошли морские берега,

Лишь камыш склоняется в печали,

Там, где ростры кораблей встречали

Гладь залива, звонкая река

Лишь порой ветра из дали той

Возвращают плеск забытых вёсел,

Шум былых обрядов и ремёсел,

Стихнувших над гулкою водой.

У вас было домашнее задание - подготовить краткое сообщение о городе. Мы сейчас послушаем группу ребят, которые напомнят нам историю города.

(Выступление детей сопровождается презентацией.)

Ученик 1. Перенесёмся в другое тысячелетие, в те времена, когда Дон называли Танаисом, Азовское море - Меотидой, лукоморье - Великой скифской степью. Город был основан в III веке до новой эры и просуществовал 8 веков, по пятый век новой эры. Основали его греки - выходцы из Боспорского царства как новый торговый центр и назвали по имени реки, на берегу которой он стоял, Танаисом. Население состояло из греков «эллинов» и «танаитов» - представителей местных племён сарматов и меотов.

Ученик 2. Город располагался в удобном месте, в устье реки. Через него проходили торговые пути, поэтому он быстро рос и стал важным торговым центром. Здесь греческие купцы обменивали или продавали оливковое масло, вино, керамику, изделия из стекла, оружие, разные украшения, которые привозили из Греции и городов Боспорского царства. В обмен получали рабов, хлеб, рыбу, скот, шкуры, мёд, воск и везли их на своих судах в Грецию и Рим.

Ученик 3. Танаис был плотно застроен. Улицы походили на лабиринт. Все дома были из камня, стены выходили на улицу и не имели ни окон, ни дверей. Полы и стены были из глины, крыши покрывали тростником. Под домом обязательно был погреб, где в амфорах хранили оливковое масло, вино, зерно.

Ученик 4. Танаис был не только торговым городом, но и крупной крепостью и военной базой Боспора. На рубеже нашей эры боспорский царь Полемон напал на Танаис и разрушил его за неповиновение и желание обрести самостоятельность. В 237 году нашей эры город был разрушен кочевниками - готами. Жизнь в городе возобновилась через 100 лет сарматами. Постепенно город превратился в центр земледелия и ремесла. К концу V века жители окончательно покинули город. Это было связано с грандиозным пожаром, который устроили гунны. Огонь бушевал с такой силой, что плавились металлические вещи и стеклянная посуда.

Ученик 5. В Танаисе есть холм, с которого можно увидеть всю голубую дельту Дона, который прежде чем именоваться Танаисом, назывался Амазонской рекой. В приазовских степях жило воинственное племя амазонок - женщин воительниц. Мужественные и гордые, они сами землю пахали, хлеб сеяли, скот пасли, на зверей диких охотились. По осени весёлые праздники у огромных костров устраивали. Если же им враг угрожал, меняли они соху на лук и копьё и умели постоять за себя. В ту пору юноша Танаис сын вавилонского жреца Бероса и амазонки Лизиппы - вздумал будто бы посмеяться над военным талантом женщин и был жестоко наказан. Богиня Венера внушила Танаису любовь к собственной матери, и юноша с отчаяния бросился в реку. С тех пор реку так и стали называть - Танаис, а высокий холм, с которого он бросился, по преданию существует и поныне.


Блиц - опрос по «Легендам Танаиса и Меотиды» Л.Волошиновой.

По отрывкам надо назвать, о какой легенде идёт речь.

1.«…Лишь утром сторожа, выйдя к причалам, увидели на одних кораблях сломанные мачты, на других - обломки вёсел, на третьих - сбитые ростры и кили. На месте галеры Менодора плавали оборванные якорные канаты…»

(Песни Асселины.)


2. «…Сегодня я понял, что можно совершить, если понять своё предназначение. Я хочу, как вы, найти своё ремесло и стать мастером, чтобы научиться одерживать свои победы и совершать чудеса».

(«Дары мастеров».)


3. «Жадно припали к воде измождённые зноем люди, страшно гремели цепи, сковывающие запястья и щиколотки; тяжело уходили они, влача по мостовой ненавистные путы… Притих он после этой встречи. Замутилась его прежняя голубизна. Не мог принять он такого злодеяния, причиняемого человеком человеку…»

(«Источник».)


4. «По дороге встретился им нищий старик-странник.

-Подайте, что можете, - попросил он вдову, - три дня я не ел ничего!

Вздохнула Анея, разделила лепёшку между нищим и дочкой. А та подала старику кувшин напиться.

-Вы поделились со мной последним, -сказал старик, - пускай же за великодушие Луна и Солнце отплатят вам милостью…»

(«Милость Солнца и Луны».)


5. «Были в роду Зенона все рыбаки… Учили мальчика с детства управлять лодкой, плести сети, ловить рыбу. Рассказывали про морские бывалины и приметы… Не упускали случая напомнить, что должны хранить и беречь рыбаки ивы плакучие, камыши остролистые, птиц и зверей береговых…»

(«Серебряница.)


6. «…Бросив осколки в угол он подошел к вдове. Взял слабую руку женщины, заглянув в затуманенныеглаза, зашептал:

-Мирина! Есть надежда на спасение. Доживи только до рассвета. Я вернусь спасу тебя!...»

(«Степная сестрица».)


Давайте сделаем вывод - какими были простые жители Танаиса? (Ответы детей.)

Вот и помогли нам легенды вспомнить те времена, когда «люди носили простые одежды, знали вкус грубой пищи, внимали голосу свирели, чтили воинскую доблесть превыше богатства, верили в покровительство богов и самые нерушимые клятвы приносили огню».


(Подведение итогов.)

3.Былины.

Жизнь русского народа, его быт на протяжении столетий так или иначе были связаны с войной. В борьбе за свою независимость во время монголо-татарского ига Русь несла колоссальные потери. Миллионы русских людей были угнаны в плен, проданы на невольничьих рынках. А сколько погибало в сечах, во время пожаров. И потому воплощением идеала мужественного, честного, преданного Родине, народу человека становится защитник - богатырь. Его не страшит даже сама смерть! Чтобы подчеркнуть силу героя, величие подвига, сказители изображают его сражающимся в одиночку против вражьих сил, которых «черным-черно, как воронов».

Русский богатырь - главный персонаж былин, которые остаются сегодня сокровищницами духа нации тех времён. Былинные богатыри вышли из разных русских городов и в рассказах об их борьбе с захватчиками отразилась надежда древних сказителей на объединение русских земель.

- Давайте вспомним, кто впервые ввёл термин «былина»? (Иван Сахаров в сборнике «Песни русского народа» в 1839 году.)

- Как гласит народное название этих произведений? («Старина», «старинушка», «старица».)

- Давайте вспомним имена самых почитаемых богатырей - героев русских былин.

1 команда должна разгадать кроссворд «Богатырское имя». Каждой цифре соответствует буква алфавита.

2 команда должна собрать лото «Богатыри земли русской». У вас иллюстрация с изображением богатыря и отрывки из текстов. Надо соотнести текст с иллюстрацией.

Проверка. Первая команда называет имя богатыря, вторая команда иллюстрацию с изображением этого богатыря и зачитывает соответствующий текст. Вторая команда проверяет правильность.

(Приложение 2 - Кроссворд. Приложение 3 - лото.)

(Подведение итогов.)


Выполнение минипроекта «Богатырские доспехи».


В распоряжении каждой команды есть иллюстрации с изображением доспехов богатырей. Я буду читать слова по мотивам «Богатырской сказки» Николая Михайловича Карамзина. Ваша задача - «надеть» доспехи, т.е.положить их по мере прочтения по порядку.

Кто на статном вороном коне,

чёрный щит держа в руке,

да копьё и палицу булатную,

едет по лугу, как грозный царь?

На главе его островерхий шлем

на теле - кольчуга железная;

на бедре его тяжёлый меч;

латы, солнцем освещённые,

сыплют искры и огнём горят.


А в одной из былин сказано:


И садился тут Илья на добра коня,

Брал с собой доспехи крепки богатырские,

…Ещё брал шалыгу подорожную,

И поехал он из города из Киева.


(Проверка - поднятием иллюстраций.)

(Подведение итогов.)


Дополнительные задания:

-Рассмотрите иллюстрацию (Приложение 4.), о каком оружие не упомянули?

В русском языке есть фразеологизм, связанный с одним из уже названных предметов богатырского одеяния. Кто назовёт его? Что он означает? (На шлеме остроконечное навершие - шишак - не позволяло нанести прямой удар; можно было только ударить сбоку, и сила удара уменьшалась; человек получал контузию, что называлось «ошеломить» - нанести неожиданный удар»).

Подведём итог. Подберите эпитеты к слову богатырь.

(Богатырь - человек рослый, смелый, сильный, удачливый, дородный, видный, храбрый, мужественный, дружелюбный, преданный, любящий родную землю, всегда готовый придти на помощь своему народу, спасая его от порабощения и унижения.)


Физпауза.

Дружно встали - раз, два, три -

Мы теперь богатыри.

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим,

Поворачиваясь вправо,

Оглядимся величаво.

И налево надо тоже

Поглядеть из-под ладошек.

И направо, и ещё

Через левое плечо.

Буквой Л расставим ноги,

Точно в танце - руки в боки,

Наклонились влево. Вправо

Получается на славу!


4.По «Сказкам Тихого Дона».

Издавна наш край славился поэтическими преданиями, песнями, сказками. «Уж много лет лежит, говорят, на Донском дне заветная шкатулка с дивным кладом. Обросла тиной густой, песком жёлтым, занесло её илом зелёным, ключи студёные её сторожат, и не так-то просто шкатулку сыскать. А клад в ней непростой - все камни изумрудны, цены им нет. Вот тот, кому в руки эти изумруды попадутся, проживёт светло и радостно и в жизни никогда не заблудится. Камни ему верную дорогу укажут. Многие смельчаки хотели разыскать шкатулку, да не даётся клад.

Ещё и другое говорят. Удалось одному храброму человеку отыскать её, а в ней не самоцветы вовсе, а иное диво волшебное: сказки да предания заветные… Не стал их добрый человек от людей прятать, и пошли они бродить по хуторам и станицам». (В.Моложавенко.)

Кажется, будто «подслушал» эти сказки донской прозаик Пётр Васильевич Лебеденко, и поведал нам в своей книге «Сказки Тихого Дона», которая стала первой книгой писателя.

О книгах П.Лебеденко говорят, что в них «бьётся вечный пульс судьбы народной», типичные черты характера жителей донского края.

Давайте назовём, какие сказки вошли в сборник. («Петрусь - мальчонка русский»,

«Сказка о Чуде-чудище Заморском, девице-красавице и серой волчице», «Игнатка», «Доброе сердце дороже красоты», «Сказка о Песне Легкокрылой и казаке Макаре Бесслёзном».)

Герои сказок, конечно, в схватке со злом выходили победителем, но надеются в первую очередь не на волшебную силу, а на свою смелость, ловкость и находчивость.

Из какой сказки строки «Не уронил казачьей чести, освободил Тихий Дон от хищной птицы»? («Петрусь - мальчонка русский».)

Наравне с мужчинами защищали свой дом и родную землю женщины-казачки. Не только как хранительницу домашнего очага воспитывали девочек-казачек, но и как боевую подругу. До 13 лет девочки даже играли в одни игры с мальчиками, постигали некоторые военные премудрости, ездили верхом на лошади. В какой сказке об этом говорится? («Сказка о Чуде-чудище Заморском, девице-красавице и серой волчице».)

Я не зря обратила ваше внимание на эти сказки. Каждая команда должна выполнить задание: проинсценировать эпизод из этих сказок.

1 команда инсценирует отрывок из сказки «Петрусь - мальчонка русский» (…Вот прошло ещё пять лет….Прилетит орёл - лежи, не дыши»…)

2 команда инсценирует отрывок из сказки «О Чуде-чудище Заморском, девице-красавице и серой волчице». (…Пошла Светланка по муравьиной тропке и пришла к зелёному озеру….Идёт, думу думает,,..и волюшку вернуть…»)

Выводы: Петрусь в сказке представлен добрым, отзывчивым, находчивым, умеющим помочь слабому, любящим свой Донской край, совершающим подвиги ради людей. Не раздумывая согласилась Светланка на условие стерлядки ради того, чтобы избавить донской край от горя.

(Подведение итогов.)


III. Итог урока.

Мы живём с вами на донской земле, учимся в школе, которая называется «Школа русской культуры - школа возрожения», участвуем в возрождении народных традиций, русской культуры. И за вами будущее. От вас зависит, каким оно будет.А сейчас вернёмся к тайной схеме. Догадались, что под знаком вопроса? Это - Я. Какими чертами вы бы хотели обладать, что бы вы взяли для себя у героев тех произведений, о которых мы сегодня упоминали?

Я

Добрый

Честный

……

В конце урока мне бы хотелось прочитать строки одного стихотворения:

Каждый выбирает для себя:

Женщину, религию, дорогу.

Дьяволу служить или пророку -

Каждый выбирает для себя.

И я надеюсь, что каждый сделает правильный выбор в жизни и найдёт правильную дорогу. А помогут вам в этом, несомненно, правильные книги.


Награждение команд.









Приложение 1.

1команда.

Основным материалом для письма до 15 века был пергамент. Своё название он получил от города Пергама, расположенного в Малой Азии. Он представлял собой особым способом обработанную кожу молодых животных: коз, телят, овец. На Русь пергамент попал через Византию. Сначала его называли «кожа», «телятина». А слово «пергамент» вошло в употребление через польский язык. На пергаменте писали с двух сторон. Это был очень дорогой материал, поэтому на нём писали чётко и красиво. Одни и те же листы пергамента могли использовать два, три и более раз, предварительно соскабливая, смывая ранее написанный текст. Рукописи, написанные несколько раз на одном и том же материале называются палимпсесты (от греческого слова «снова стираю»).

Рукописи писали различными красками и чернилами, которые приготавливали из сажи и отвара ольховой или дубовой коры. Орудием письма служило перо - гусиное или лебединое.

В качестве материала для письма Древняя Русь использовала также бересту. Это верхний, светлый слой берёзовой коры, заготавливаемый в мае - июне во время сокодвижения. Внутренняя поверхность коры ошкуривалась и становилась лицевой стороной.

Береста менее прочный, но более дешёвый материал. Но она лучше пергамента сохраняется в земле. Буквы на бересте процарапывали, точнее выдавливали костяными, металлическими или деревянными палочками - писалом. Их подвешивали к поясу и хранили в специальных кожаных чехлах.

Впервые берестяные грамоты обнаружили в великом Новгороде в 1956 году. Теперь 26 июля в городе отмечается ежегодный праздник «День берестяной грамоты».


Приложение 1.


2команда

Книгопечатание связано с появлением бумаги.

В 16 веке во времена Ивана Грозного появляется первая печатная книга в России. В Москве на первом Печатном дворе 1 марта 1564 года печатник Иван Фёдоров со своим помощником Петром Мстиславцевым напечатал первую печатную книгу «Апостол».

Затем появились на Руси и первые печатные книги учебного содержания. В 1574 году во Львове Иван Фёдоров издает книгу под названием «Букварь». В настоящее время известен только один экземпляр этого издания. Это небольшая книжечка на 80 страниц.

В 1634 году в Московском печатном дворе, был издан первый русский букварь. Это была вообще одна из первых печатных книг не церковного, а гражданского содержания. Составил первый букварь - пособие для обучения грамоте - патриарший дьяк Василий Бурцов. Полное название книги было такое: «Букварь языка словенского, сиречь начало учения детям». Букварь Бурцова был снабжён многочисленными иллюстрациями - гравюрами и вышел в 17 веке несколькими изданиями.

По велению царя Александра II в Москве в 1862 году открывается первая российская библиотека, куда по его велению отдавали экземпляр каждой книги, издаваемой в России.

В память о появлении письменность на Руси, с 1991 года 24 мая в нашей стране отмечается праздник «День славянской письменности».































Приложение 2.





«Богатырское имя»


Подставьте буквы вместо цифр, чтобы узнать имена богатырей-героев русских былин.


1.13.7.26.1 17.16.17.16.3.10.25


5.16.2.18.29.15.33 15.10.12.10.20.10.25


10.13.30.33 14.21.18.16.14.6.24


14.10.12.21.13.1 19.6.13.33.15.10.15.16.3.10.25


19.3.33.20.16.4.16.18

Приложение 3.





Приложение 4.





 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал