7


  • Учителю
  • Программа по внеурочной деятельности 'История одного экспоната'

Программа по внеурочной деятельности 'История одного экспоната'

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Программа внеурочной деятельности

ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ НАПРАВЛЕНИЮ

«История одного экспоната»

(для детей - 9-11 лет, срок реализации - четверть)

Содержание программы

Пояснительная записка ……………………………………………………………………….

Учебно-тематический план ……………………….……………………………………….....

Содержание программы……………………… …………………………………………….…

Методическое обеспечение программы………………………………………………………

Список литературы ……………………………………………………………………….…....

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность. Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного общества приобрела особое значение. Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности, хранимые в социально-исторических, культурных, семейных традициях многонационального народа России, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях. [1, с.18].

Духовно-нравственное развитие и воспитание гражданина России является ключевым фактором развития страны, обеспечения духовного единства народа и объединяющих его моральных ценностей, политической и экономической стабильности.

В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России определён современный национальный воспитательный идеал. Это «высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации». [5, с.12]

Начальная школа - начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры. Включение историко-краеведческого компонента в содержание начального образования способствует формированию мотивационных основ обучения, познавательно-коммуникативной деятельности школьников, формирует у них наблюдательность, вносит конкретность в учебный процесс.

Педагогическая целесообразность программы «История одного экспоната». Решение современной школой основных задач реализации содержания обязательных предметных областей в условиях введения ФГОС начального и основного общего образования требует обращения к историческому краеведению. Исходя из этого, педагогическая целесообразность предлагаемой программы внеурочной деятельности определяет необходимость включения обучащихся в познавательную деятельность по изучению истории малой родины. Особое место уделяется развитию духовности обучающихся путем непосредственного и эмоционального соприкосновения с реальной жизнью в социальной сфере - памятники и достопримечательности великой истории и культуры России.

Уже в самом раннем возрасте детей начинает интересовать предметный мир. Познание окружающего осуществляется путем накопления чувственных впечатлений от окружающих ребенка предметов. Радость познания и удовольствие от рассматривания - это, по существу, явления сходные и одновременные. Музей же способен обогатить детей впечатлениями от подчас совершенно новых, незнакомых предметов, которые ребенок никогда не встречал, да и не мог встретить в окружающей действительности. Это необычайно расширяет его кругозор, представление о мире.

Существенной особенностью детского восприятия является то, что дети лучше усваивают материал посредством осязания. Необходимым этапом развития интеллекта ребенка является манипулирование предметами, ибо осязание дополняет и обогащает зрительную информацию.

Программа «История одного экспоната» расширяет начальные представления о музее и музейных экспонатах, определяет необходимость включения обучающихся в поисковую деятельность по изучению истории своей малой родины и направлена на формирование у детей универсальных учебных действий.

Содержание программы кружка по духовно-нравственному воспитанию «История одного экспоната » сформировано с учетом следующих дидактических принципов:

Принцип природосообразности предполагает, что процесс художественно - эстетического воспитания основывается на научном понимании взаимосвязи естественных и социальных процессов, согласовывается с общими законами развития природы и человека, воспитывает его сообразно полу и возрасту, а также формирует у него ответственность за развитие самого себя.

Принцип культуросообразности предполагает, что художественно - эстетическое и краеведческое творчество учащихся основывается на общечеловеческих ценностях культуры и строится в соответствии с ценностями и нормами тех или иных национальных культур, специфическими особенностями, присущими традициям тех или иных регионов, не противоречащими общечеловеческим ценностям.

Трактовка принципа коллективности применительно к художественно - эстетическому творчеству предполагает, что художественное воспитание и образование, осуществляясь в детских коллективах, дает обучающемуся опыт жизни в обществе, опыт взаимодействия с окружающими.



Принцип диалогичности предполагает, что духовно - ценностная ориентация детей и их развитие осуществляются в процессе взаимодействия педагога и учащихся в художественно - эстетической деятельности, содержанием которого является обмен эстетическими ценностями (ценностями, выработанными историей культуры общества; ценностями, свойственными субъектам образования как представителям различных поколений и субкультур; индивидуальными ценностями конкретных субъектов образования), а также совместное продуцирование художественных ценностей.

Диалогичность воспитания не предполагает равенства между педагогом и школьником. Это обусловлено возрастными различиями, неодинаковостью жизненного опыта, асимметричностью социальных ролей. Но диалогичность требует не столько равенства, сколько искренности и взаимного понимания, признания и принятия.



Принцип патриотической направленности предусматривает обеспечение субъективной значимости для младшего школьника идентификации себя с Россией, народами России, российской культурой (в том числе художественной). Реализация принципа патриотической направленности в программе внеурочной деятельности предполагает использование эмоционально окрашенных представлений (образы общественно значимых явлений и предметов; стимулирование переживаний, которые выступают регулятором конкретных действий, ориентируют субъекта на действия, приносящие благо Отечеству; собственных действий школьника по отношению к Отечеству).

Принцип проектности предполагает последовательную ориентацию всей деятельности педагога на подготовку и «выведение» младшего школьника в самостоятельное проектное действие, развертываемое в логике замысел - реализация - рефлексия.

Приобретение школьниками опыта самоопределения происходит в совместной со сверстниками и взрослыми практики в проектной деятельности.



Принцип поддержки самоопределения воспитанника. Самоопределение в художественно-эстетическом направлении - процесс формирования личностью собственного осмысленного и ответственного эстетического отношения к действительности. Приобретение младшим школьником опыта самоопределения происходит в ходе взаимного, открытого друг для друга эстетического восприятия, переживания.

В основе замысла программы внеучебной деятельности «История одного экспоната» лежит идея развивающего обучения в процессе интеграции деятельности детей и педагога.

Отличительной особенностью программы внеучебной деятельности «История одного экспоната» является то, что рассматривается именно музей образовательного учреждения МАОУ «СОШ № 100» - самостоятельный, цельный культурно-исторический организм, являющийся призмой, через которую обучающийся получает возможность узнать прошлое своих предков, оценить свое настоящее и приступить к проекции и реализации своего будущего.

Основная идея программы состоит в том, что деятельность учащихся данного кружка нацелена на обеспечение принятия законов существования в социальной среде, осознанное выполнение правил поведения в детском и взрослом коллективах; вызывает чувства сопричастности к жизни, ответственности за государственное наследие, которое перешло к нам от предков; формирует умение рационально организовывать свою жизнь и деятельность; позволяет реализовать актуальные подходы к образованию, компетентностный, личностно-ориентированный и деятельностный.

Новизна программы внеучебной деятельности «История одного экспоната» состоит в том, что современные возможности музея образовательного учреждения создают условия для дальнейшего совершенствования музейно-педагогической деятельности и модернизации массовой педагогической практики в условиях введения ФГОС НОО. Позволяют обеспечить духовно-нравственное и общеинтеллектуальное развитие и воспитание обучающихся, а формы и методы работы в музее расширяют содержание образовательных областей:


  • Филология (литературное чтение)


  • Обществознание и естествознание (окружающий мир)


  • Искусство (изобразительное искусство)


  • Технология


Педагогическая эффективность музейно-краеведческой деятельности младших школьников в условиях введения ФГОС НОО будет выше, если каждый обучающийся будет включаться в эту деятельность посредством выполнения познавательно-музейно-краеведческих заданий.

Цель программы - создание условий для формирования у обучающихся познавательного интереса к миру музея и их творческого самовыражения средствами музейно-краеведческой деятельности.

Задачи программы:

- расширять представления о музее, музейном экспонате, учебных принадлежностях, как источниках информации о прошлом;

- развивать познавательные универсальные учебные действия и умения использования различных способов работы с информацией в соответствии с поставленными задачами и условиями их реализации;

- воспитывать бережное отношение к материальным и духовным ценностям.


Особенности реализации программы внеучебной деятельности
«История одного экспоната».

Программа внеучебной деятельности «История одного экспоната» рассчитана на каждую четверть, составляет 8 часов . Программа предполагает проведение одного музейного занятия в неделю, продолжительностью до 45 минут (сентябрь - май).

В соответствии с Сан ПиН 2.4.4.1251-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей (внешкольным учреждениям)», введенным в действие с 20.06.2003 1910 года Постановлением Главного государственного врача РФ от 03.04.2003 года № 27, оптимальная наполняемость группы данного объединения детей составляет 10 обучающихся, а допустимая наполняемость - 15.

Программа внеучебной деятельности «История одного экспоната» предназначена для учителей общеобразовательных учреждений и педагогов дополнительного образования. Программа может быть реализована в течение более длительного срока, что обеспечивают возможности ее концентрического построения. Материал подобран по принципу усложнения и увеличения самостоятельной работы обучающихся в процессе реализации каждого последующего раздела. Значимая сторона программы - постоянное углубление историко-краеведческого материала. Первый уровень усвоения предполагает приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни, приобретение школьниками опыта межличностного взаимодействия, овладение способами рефлексии; освоение инструментов воздействия, понимание партнера.

Деятельность внеучебной деятельности в рамках реализации данной программы предусматривает игровую, познавательную, досугово-развлекательную, краеведческую деятельность, проблемно-ценностное общение и художественное творчество, позволяющих школьникам приобретать опыт коммуникативного и интерактивного общения. На практике необходимо реализовать принцип свободы, который определяет предоставление обучающимся реальной возможности самостоятельного выбора форм и видов музейно-краеведческой деятельности, уровня усвоения материала, формирование чувства ответственности за результат своего выбора.

Организационной формой работы является факультатив.


Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеучебной деятельности по духовно-нравственному направлению «История одного экспоната»

Планируемые результаты являются одним из важнейших механизмов реализации Требований к результатам освоения основных образовательных программ федерального государственного стандарта. Планируемые результаты необходимы как ориентиры в ожидаемых учебных достижениях выпускников.

Основанием для «планируемых результатов» к уровню подготовки обучающихся выступает основная образовательная программа начального общего образования МАОУ «СОШ № 100».

К концу каждой четверти обучающиеся приобретут знания о музее, музейном экспонате, учебных принадлежностях как источниках информации о прошлом.

Будут уметь: приобретут навыки культурного поведения в музее, работы со словарем, нахождения музейных терминов в тексте, научаться определять профиль музея.

Личностные результаты:

- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки;

- гражданская идентичность, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и его историю;

- уважительное отношение к истории и культуре своего народа.



Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД - обеспечивающие организацию обучающимися своей учебной деятельности:

- целеполагание − постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

- планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

- прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;

- контроль − сличение способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

- коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;

- оценка − выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

- волевая саморегуляция − способность к мобилизации сил и энергии; к волевому усилию, то есть к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.



Коммуникативные УУД:

- планирование учебного сотрудничества с педагогом и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

- постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

- разрешение конфликтов − выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

- управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценка действий партнера;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

- владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами родного языка.



Познавательные:

1. Общеучебные УУД:

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

- поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

- моделирование (преобразование объекта из чувственной формы в графическую или знаковую модель, где выделены существенные характеристики объекта) и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;

- структурирование знания;

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

- смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;

- извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров;

- определение основной и второстепенной информации;

- свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей;

- понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

- постановка и формулирование проблемы;

- самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

2. Логические УУД:

- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

-синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты;

- обобщение, аналогия, сравнение, классификация;

- подведение под понятия, выведение следствий;

- установление причинно-следственных связей;

- построение логической цепи рассуждений,

- доказательство;

- выдвижение гипотез и их обоснование.

3. Постановка и решение проблемы:

- формулирование проблемы;

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Программа внеучебной деятельности «История одного экспоната» представляет систему нравственно-воспитательных занятий для детей в возрасте от 9 до 11 лет.

Объем программы составляет 8 часов на каждую четверть: режим занятий - 1 раз в неделю.


Год обучения.


Кол-во часов.


Теоретические.


Практические.


по четвертям


8


2


6

Формы занятий:


  • по количеству детей, участвующих в занятии: коллективная, групповая;


  • по особенностям коммуникативного взаимодействия: практикум, тренинг, семинар, ролевая и деловая игра;


  • по дидактической цели: вводные занятия, занятия по углублению знаний, практические занятия, комбинированные формы занятий.


Виды деятельности: игровая, познавательная.


Формы учёта знаний, умений

В процессе оценки достижения планируемых результатов будут использованы разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга (тестовые материалы, проекты, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения).



Контролирующие материалы для оценки планируемых результатов освоения программы

1. Участие в игре-викторине «Путешествие в Музейное царство».

2. Анкетирование.

3. Конкурс творческих работ.



Форма подведения итогов реализации программы кружка - портфолио, где предусматривается хранение работ, почетных грамот, благодарственных писем и других достижений обучающихся.

Система оценки достижения планируемых результатов освоения программы

«История одного экспоната».

В процессе оценки достижения планируемых результатов будут использоваться разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга (проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения и др.)



Основные направления и цели оценочной деятельности:

Большое внимание будет уделяться на личностные результаты.

Объектом оценки личностных результатов являются: самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация. При этом личностные результаты выпускников на ступени начального общего образования не подлежат итоговой оценке.

Объект оценки метапредметных результатов: сформированность регулятивных, коммуникативных, познавательных универсальных действий.

К результатам индивидуальных достижений обучающихся относятся: ценностные ориентации обучающегося; индивидуальные личностные характеристики, в том числе патриотизм, толерантность, гуманизм и др.





УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

1 год обучения



Наименование

разделов и тем


Общее количество учебных часов


4 В том числе:




практических

теоретических

теоретических


I раздел. Музей - хранитель наследия




2,5


1,5 0


1.1


Что такое музей. Его предназначение. Игра-путешествие во времени и пространстве. Правила поведения в музее.


1


0,5 0,5


0, 5





1.2


Музей в твоей жизни. Понятие «коллекционирование предметов». Понятие об основных типах и видах музеев. Путешествие в мир музеев.


1


0 1


1




1.3


Музей МАОУ «СОШ № 100» как особый вид музея. Учебная экскурсия в школьный музей.


1


1 0


0


1.4


Практическая работа. Учет и хранение музейных ценностей. Создание инвентарной книги музея.


1


1 0


0


II раздел. Учебные принадлежности как музейный предмет и экспонат.




4


3,5 0,5


2.1


Понятие «музейный предмет». Музейный предмет как источник информации о прошлом и культурная ценность. Игра-викторина «Бабушкин сундук»


1


0,5 0,5


0,5


2.2

Практическая работа. Изготовление куклы-оберега (безликой). Выставка кукол.


1


1 0


0


2.3


Творческая работа. Расскажи историю одной старинной домашней вещи.


1


1 0


0


2.4


Создание и защита проектов «Учебные принадлежности как музейные предметы».

Практическая работа «Изготовление перочистки».


1


1 0

Итого


8

6 2


Содержание программы
I раздел. Музей - хранитель наследия

Тема 1.1 Что такое музей. Его предназначение. Игра-путешествие во времени и пространстве. Понятие «музей». Краткая история возникновения музеев. Правила поведения в музее.

Тема 1.2 Музей в твоей жизни. Понятие «коллекционирование предметов». Понятие об основных типах и видах музеев. Путешествие в мир музеев.

Тема 1.3 Музей МАОУ «СОШ № 100» как особый вид музея. Учебная экскурсия в школьный музей. Знакомство с экспонатами школьного музея.

Тема 1.4 Практическая работа. Учет и хранение музейных ценностей. Создание инвентарной книги собственного детского «домашнего» музея.

II раздел. Учебные принадлежности как музейный предмет и экспонат.

Тема 2.1 Понятие «музейный предмет». Музейный предмет как источник информации о прошлом и культурная ценность. Взаимосвязь характера музейного предмета и вида музея. Игра-викторина «Бабушкин сундук».

Тема 2.2 Практическая работа. Изготовление куклы-оберега (безликой). Выставка кукол.

Тема 2.3 Творческая работа. Расскажи историю одной старинной домашней вещи. Исследовательские - формы, предполагающие выполнение детьми под руководством педагога отдельных исследовательских заданий.

Тема 2.4 Создание и защита проектов «Учебные принадлежности как музейные предметы». Практическая работа «Изготовление перочистки».

Методичечское обеспечение реализации программы
«История одного экспоната» .
Вариантов игры в музее или с музейными предметами много, это целый спектр музейно-образовательных игр, дающих стимул работе воображения и творческой импровизации. Вот, например, игра «О чем говорят вещи». Педагог начинает рассказывать сказку об «оживших» экспонатах, а дети должны продолжить ее, представив себе, что именно старинные вещи могут вспомнить о своем прошлом, своих прежних хозяевах, какие истории поведать друг другу. Здесь же возможно коллективное придумывание и разыгрывание небольшого сказочного действа, исполнители которого - дети, а действующие лица - музейные экспонаты.

Игра «Живая скульптура» направлена на развитие пластического чувства, зрительной памяти и наблюдательности: кто-то из детей принимает позу наиболее запомнившейся скульптуры, а остальные пытаются отгадать это произведение.

Игра «Видящие руки» развивает сенсорную культуру, необходимую для восприятия пластических искусств: дети с закрытыми глазами ощупывают скульптуру, изделия из глины или пластилина, предметы разнообразной конструкции и фактуры, стараясь определить материал и форму.

Игра «Живые силуэты»: с помощью пальцев рук на освещенном экране воспроизводятся различные силуэты (например, животных), которые должны не только быть узнаваемы, но и выражать характер персонажа.

Перечисленные дидактические игры направлены прежде всего на развитие способности к эстетическому переживанию. Однако организация игровой деятельности необходима, когда акцент делается на задаче формирования исторического сознания детей. Так, любая детская экскурсия музейного педагога превращается по существу в историческую игру, правила которой заданы конкретными условиями определенной эпохи, которые нельзя изменять произвольно, привнося в них что-то современное.

Персонажем игры «Путешествия в прошлое» может стать любой экспонат, например, - старинный шлем. Стоит только мысленно надеть его на голову. Не так тяжел, но холодит уши, зимой не наденешь прямо на голову, под шлем нужна шапка, к которой привяжем его ремнями, да и летом шапка сбережет от солнечного и теплового удара»

В экскурсионной работе с детьми весьма эффективен вопросно-ответный метод. Всякая экскурсия представляет собой специфический вид общения. При работе с младшими школьниками экскурсия предполагает постоянный, открытый диалог. Это обусловлено тем, что дети этого возраста особенно расположены к общению. Вопросы, которые им задаются, носят отнюдь не риторический характер - каждый из них обычно предполагает конкретный ответ, который дети дают иногда хором, иногда поодиночке. Ответ можно оспорить, с ним можно согласиться, но главное - он стимулирует дальнейший ход беседы. Предпочтение следует отдавать не вопросам на знание (хотя они тоже необходимы), а тем, которые требуют работы воображения, обращения к собственному жизненному опыту, а главное - побуждают к детальному рассматриванию, наблюдению, к отгадыванию смысла и значения того, что видит ребенок.

Непринужденная беседа, в форме которой протекают занятия с детьми, вносит в экскурсию немалый элемент непредсказуемости. Поэтому музейный педагог должен обладать даром импровизации, быть находчивым, но одновременно и достаточно строгим. Атмосфера свободы и раскованности, которая создается благодаря живому диалогу, никак не может мешать сосредоточенной работе детей. Наиболее эффективно дети воспринимают информацию только первые 15 - 20 минут, после чего следует спад внимания. Поэтому при продолжительности экскурсии 40 - 45 минут ее первую половину рекомендуется сделать информационно более насыщенной, тогда как во вторую - внести элементы игры, творческой работы детей или двигательной разрядки. Последняя может быть связана непосредственно с осмотром экспоната (экскурсовод предлагает детям самим рассмотреть крупногабаритный экспонат - они обходят его, наклоняются, приседают, заглядывают внутрь), но может стать своеобразной паузой в экскурсии. Чрезвычайно важно не забывать (а это забывается сплошь и рядом), что детям очень трудно стоять на одном месте. Время остановки у одной витрины не может быть очень долгим: обычно это 1 - 3 минуты.

Музейная среда, как правило, чрезвычайно насыщена, что вызывает быстрое появление музейной усталости, особенно у маленьких детей. Поэтому количество демонстрируемых предметов следует ограничить 7 - 10 экспонатами, действуя по принципу «лучше меньше, да лучше».

Вообще методика работы с детьми предполагает постоянную организацию аудитории. Решая, казалось бы, чисто организационные вопросы (на что обращать внимание, как размещаться около стенда или витрины, в каком темпе идти, как задавать вопросы), экскурсовод, по существу, преследует весьма важную цель - воспитание музейной культуры маленького посетителя.

Для того чтобы этот посетитель обогатился новыми знаниями и впечатлениями, необходимо постоянное закрепление музейного материала, возвращение к уже увиденному и услышанному. Какими трудными, например, являются для младших школьников слова «экскурсия», «экскурсовод», «экскурсант». Нужно, чтобы дети не только повторили их вслед за экскурсоводом (конечно, если этого требует содержание занятия), но вернулись к ним еще и еще раз. Разумеется, сказанное касается других слов, понятий и сведений, которые, по мнению музейного педагога, должны остаться в памяти детей.
Формы и методы организации внеучебной деятельности младших школьников, с целью развития УУД в рамках программы «История одного экспоната»

Лучшей формой закрепления и осмысления полученных в музее впечатлений и знаний является творческая работа - самый естественный для детей способ освоения информации разрисовать китайскую тарелочку, смастерить «настоящий» шлем римского воина, попробовать рисовать с помощью палочек, приготовить блюдо по старинному рецепту, изготовить безликую куклу-оберег, перочистку и пр. Так возникает ситуация «знание через руки», дающая наибольший образовательный эффект в работе с дошкольниками и младшими школьниками.

Содержание бесед помогает на первом году обучения создать в своем воображении максимально цельную картину окружающего мира, совершить собственные маленькие открытия на пути постижения многовековой культуры человечества, ощутить себя наследником этого богатства. На конкретном материале и доступных предметах детям предоставляется возможность размышлять над следующими проблемами:

- что такое предмет, его свойства;

- какова эстетика вещи, ее особое значение как старинного предмета;

- в чем сущность, преемственность, неразрывность исторического времени;

- чем выражается взаимосвязь между временем, вещью и человеком;

- как объяснить понятие памятник истории, культуры, природы. Многообразие памятников. Памятник - предмет, миф, легенда, сказка, произведение народного искусства, природный объект.

Игровая форма объяснения материала не только делает его доступным, но и вызывает большой интерес у ребенка.

Критерии отбора материала определяются степенью его соответствия рассматриваемым проблемам.

В качестве одного из важнейших критериев при отборе материала для беседы выступает воспитательный аспект. Культурное наследие, доставшееся нам в виде технических достижений, произведений искусства, литературы, устного народного творчества - подлинных эстетических ценностей, должно служить в качестве противоядия распространившимся сегодня псевдоценностям массовой культуры.

Приобщение ребенка к предметному миру культуры требует от педагога не только обширных знаний, но и владение методикой музейной педагогики.

В настоящее время накоплен громадный арсенал научных средств и методов познания окружающей действительности. Необходимо выбрать из него то, что доступно и необходимо детям для развития их познавательной деятельности. Поиск ответа на традиционный дидактический вопрос - как научить детей, чтобы вызвать у них интерес, желание приходить на подобные занятия - вывод на анализ методов обучения детей.

Метод - это связующее звено между запроектированной целью и конечным результатом. Материал дети могут усвоить только в определенных формах познавательной теоретической или практической деятельности. И именно эта форма усвоения содержания материала и является методом обучения.

Методы, используемые в работе с детьми в музее, целесообразно классифицировать в две большие группы: методы по преимущественному источнику получения знаний и методы по характеру мыслительной и познавательной активности.

Методы по преимущественному источнику получения знаний.

Словесные - формы, направленные на получение основной информации в процессе рассуждений и доказательств.

Наглядные - формы усвоения учебного материала, связанные с применяемыми наглядными пособиями и техническими средствами.

Практические - формы овладения материалом на основе упражнений, самостоятельных заданий, практических работ.

Методы по характеру мыслительной и познавательной активности.

Репродуктивные - формы овладения учебным материалом, преимущественно основанные на воспроизводящей функции памяти.

Объяснительно-иллюстративные - формы, направленные на передачу детям знаний «в готовом виде».

Методы по преимущественному источнику получения знаний. Словесные - формы, направленные на получение основной информации в процессе рассуждений и доказательств. Наглядные - формы усвоения учебного материала, связанные с применяемыми наглядными пособиями и техническими средствами. Практические - формы овладения материалом на основе упражнений, самостоятельных заданий, практических работ.

Методы по характеру мыслительной и познавательной активности. Репродуктивные - формы овладения учебным материалом, преимущественно основанные на воспроизводящей функции памяти. Объяснительно-иллюстративные - формы, направленные на передачу детям знаний «в готовом виде»; Проблемно-поисковые - организация обучения путем самостоятельного добывания знаний в процессе решения учебных проблем, развития творческого мышления и познавательной активности детей;



Исследовательские - формы, предполагающие выполнение детьми под руководством педагога отдельных исследовательских заданий.

Конкурсы, олимпиады, викторины, связанные с тематикой музея, как форма культурно-образовательной деятельности, которые являются средством выявления активности аудитории, объединения знатоков и приобщения их к работе музея.

Встречи с интересными людьми - форма, которая в большей степени ориентирована на встречу с замечательной личностью - участником события, знатоком темы, коллекционером.

Музейный урок (занятие) преимущественно используется как форма работы музея с учащимися школ, гимназий, лицеев, колледжей. Кружок при музее - объединение людей по интересам с целью углубления, расширения и приобретения умений, умений, связанных с профилем музея.

Фольклорные праздники, литературный вечер, театрализованное представление.

Фестиваль - действие с широким кругом участников, сопровождающееся показом и смотром различных видов искусства.

Информационное обслуживание (интерактивное) включает в себя самые разнообразные способы представления информации посетителям с помощью компьютеров, начиная от качества указателей, планов и путеводителей как для взрослых, так и для детей, и заканчивая использованием информационных киосков, установленных в холле или залах музея с подключением к Internet. Информационные системы содержат качественные изображения экспонатов с указанием их местоположения, сопроводительную и разъяснительную информацию.

Музейная игра - еще в большей степени, чем праздник, является новой для музея формой, ибо ее появление всецело связано с утверждением коммуникативной модели.

Праздник - он как бы раздвигает границы музея, ибо музейное значение приобретают духовные традиции народа, мастерство, обряды и ритуалы, национальное искусство. Праздник служит их сохранению и возрождению.

«Дни школьника», декады «Музей и дети».

Нарисовать все, что может быть связано с новым термином, составить предложения, учащимся второго класса - написать письмо маме, а третьего - сочинение «Моя семейная реликвия».

Выбрать термины из музейного словарика.

Творческая работа - самый естественный для детей способ освоения информации и одна из лучших форм закрепления и осмысления полученных в музее впечатлений.

История одной вещи. Можно проводить выставки музейных коллекций по отдельным видам экспонируемых предметов и изделий декоративно-прикладного искусства. Например: различных школьно-письменных принадлежностей. При этом у школьников формируется более полное представление о том или ином виде предметной среды человека, что даёт ему возможность лучше постичь историческую, художественную, эстетическую и практическую ценность выставляемых экспонатов.

Большой интерес вызывают выставки, включающие в экспозицию разные по назначению экспонаты, но объединенные одной темой, например: «Рукоделье крестьянки», «Посуда русского застолья», «Убранство русской горницы», «Орудия сельскохозяйственного труда», «Досуг крестьянской семьи» и т.д. Этот вид тематических выставок даёт более полное представление не только о том, какие вещи, предметы, орудия труда окружали человека в прошлом, но и как они влияли на их жизненный уклад, определяя различные виды хозяйственной и семейной деятельности. Такие выставки успешно используются в проведении уроков (занятий) по истории, МХК, ИЗО, литературе, труду и окружающему миру.



Экскурсионная работа Экскурсией называется коллективный осмотр музея, проводимый по намеченной теме и специальному маршруту под руководством специалиста экскурсовода в образовательных и воспитательных целях. Это определение включает в себя две взаимодействующие стороны - группу людей, пришедших для осмотра музея, и экскурсовода, осуществляющего показ музейной экспозиции.

Экскурсия - это вид научно-педагогического труда, который состоит в разработке и осуществлении системы показа экспонатов музея.

В основе экскурсионного метода лежит зрительное восприятие, живое созерцание музейного объекта, непосредственное его наблюдение. Главная задача экскурсовода - научить посетителя «видеть», т.е. рассматривая экспозицию в целом и её отдельные элементы, получить заложенную в них информацию.

Учебные экскурсии проводятся в музее образовательного учреждения в соответствии с учебными программами с целью углубления и систематизации пройденного материала или для проработки нового материала. Такие экскурсии требуют основательного знакомства с программами, учебниками и учебными пособиями.



Список литературы

Название

Кол-во страниц

Размер

1

88,4kb.

3

400,55kb.

1

295,04kb.

2

480,46kb.

17

3455,81kb.

1

62,46kb.

1

43,57kb.

2

494,03kb.

Зеленин А. С. Пермь и Пермский край: занимательное краеведение: Пособие по краеведению для детей младшего и среднего школьного возраста - Пермь: Пермский писатель, 2013.

176

Образовательная программа начального общего образования МАОУ «СОШ № 100», Пермь, 2011.

98


Расскажу о бабушке, расскажу о дедушке: Сборник детских сочинений о бабушках и дедушках./ Сост. Р. Г. Ведерникова. - Пермь: ООО «ПК «АСТЕР», 2013.

76


Димухаметова С. А. Мир вещей русских крестьян. XIX-XXвека: Традиционная народная культура русского старообрядческого населения Верхокамья: Из собрания Пермского краевого музея: каталог/ Димухаметова С. А.; под науч. рук. Г. Н. Чагина. - Пермь: Изд-во «Пушка», 2010.

448

17



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал