7


  • Учителю
  • Программа по внеурочной деятельности 'Подвижные игры'

Программа по внеурочной деятельности 'Подвижные игры'

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Пояснительная записка

Программа разработана на основе Примерных программ по внеурочной деятельности Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и используется для обучающихся в МБОУ «Излучинская ОНШ » по программе четырехлетней начальной школы.

В системе начального обучения игровая деятельность является одним из важнейших факторов развития ребенка: нравственного, умственного, эстетического. Именно в начальных классах закладываются основы социально активной личности, проявляющей интерес к игровой деятельности, самостоятельности, уважения и другие ценные качества, способствующие усвоению требований к жизни утверждению в ней.

Нормативно-правовой и документальной базой программы внеурочной деятельности по формированию культуры здоровья обучающихся на ступени начального общего образования являются:

  • Закон Российской Федерации «Об образовании»;

  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;

  • Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10

«Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (Регистрационный N 19993);

  • Постановление Правительства Российской Федерации от 23.03.2001 №224 «О проведении эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования» в части сохранения и укрепления здоровья школьников.

  • О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе (Письмо МО РФ № 220/11-13 от 20.02.1999);

  • Гигиенические требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования (2009 г.).

Актуальность программы:

- создание условий для хорошего физического развития обучающихся, для достижения оптимального уровня двигательных способностей;

- формирование гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство;

- положительное влияние игры на жизненное самоопределение школьников, на становление коммуникативной неповторимости личности, эмоциональной стабильности, способности включаться в повышенный ролевой динамизм современного общества.

Участники программы: программа разработана для обучающихся 1 класса (6-7 лет).

Время существования программы: краткосрочная, рассчитана на 1 год обучения.

Программа рассчитана на 33 часа с проведением занятий 1 раз в неделю (продолжительность занятий 35 минут).

Цель программы - воспитание двигательной активности младших школьников, нравственное и физическое развитие.

Основная идея программы:

- освоение учащимися основных социальных норм, необходимых для полноценного существования в современном обществе- в первую очередь- это нормы ведения ЗОЖ, нормы сохранения и поддержания физического, психического и социального здоровья.

Основные задачи программы:

- познакомить детей с разнообразием игр и возможностью использовать их при организации досуга;

- сформировать элементарные знания о личной гигиене, режиме дня, влиянии подвижных игр на состояние здоровья, работоспособность и развитие двигательных способностей;

- развивать координационные (точность воспроизведения и дифференцирования пространственных, временных и силовых параметров движений, равновесие, ритм, быстрота и точность реагирования на сигналы, согласование движений, ориентирование в пространстве) и кондиционные (скоростные, скоростно-силовые, выносливость и гибкость) способности;

- оптимизировать двигательную активность младших школьников во внеурочное время;

- приобщить к самостоятельным занятиям подвижными играми, использовать их в свободное время;

- воспитывать дисциплинированность, культуру игрового общения, честность, отзывчивость, смелость, содействие развитию психических процессов (представления, памяти, мышления и др.) в ходе проведения подвижных игр, ценностного отношения к играм как наследию и к проявлению здорового образа жизни.

Основные направления содержания деятельности:

- здоровьесберегающие технологии;

- духовно-нравственное развитие;

- технология развивающего обучения.

Подвижная игра - естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой.

Подвижные игры являются традиционным средством педагогики. В них ярко отражается образ жизни людей, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой, красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе.

Подвижные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.

Обучающиеся должны осознать необходимость и целесообразность игр. Следует обращать внимание на развитие игровых способностей детей, их активности и самостоятельности. Игра детей должна быть разнообразна, как по характеру, так и по объему и посильной для данной возрастной группы.

В работе используются следующие формы:

- эстафеты;

- спортивные соревнования;

- спортивные праздники.

Условия реализации программы:

- кабинет;

- спортивный зал;

- спортивная площадка;

- спортивный инвентарь.

Ожидаемые результаты:

- приобретение школьниками знаний о правилах ведения ЗОЖ; об основных нормах гигиены;

- знание правил техники безопасности во время игр;

- знание правил конструктивной групповой игры;

- знание основ организации коллективной творческой деятельности;

- знание способов проведения досуга людей.

Диагностика.

4 раза в год.

- Участие в «Весёлых стартах» (между параллельными классами) - октябрь.

- Участие в празднике «Рождественская лыжня» - январь.

- Кольцовка подвижных игр по классам - март.

- Участие в спортивном празднике - май.


Список литературы:

1. Журнал «Начальная школа» № 10, № 12 - 2003 г.

2. Учебно-воспитательные занятия в группе продленного дня 1 - 4 классы.

3. Школа докторов природы или 135 уроков здоровья.

4. Журнал «Учимся, считаем, играем» № 10 , 2005 г.

Учебно-тематическое планирование внеурочной деятельности «Подвижные игры»


№ п/п

Тема урока

Цели урока

Описание игры

Дата

1.


Знакомство с содержанием работы внеурочной деятельности «Подвижные игры».

Беседа о видах игр.

Познакомить обучающихся с планом работы внеурочной деятельности «Подвижные игры».

Познакомить с видами игр.

2.

Подвижная игра «Горелочки».

Научить подвижной игре «Горелочки».

Разучить слова игры.

«Горелочки».

Становятся парами

Впереди «горельщик»

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

Глянь на небо:

Птички летят,

Колокольчики звенят.

После этих слов все обучающиеся убегают, кого «горельщик» поймает с тем становится парой впереди.


3.

Подвижная игра «Капканы».

Научить подвижной игре «Капканы».

Воспитывать нравственные качества, дружеское отношение к коллективу.

«Капканы».

Выбирают 2 игроков посильнее

Становятся они капканами (воротами). Идущие через ворота не поют, зато игроки, изображающие ворота, говорят:

Золотые ворота

Пропускают не всегда

Первый раз прощается

Второй- запрещается.

А на третий раз

Не пропустим вас!

Ворота закрываются при последнем слове и кто-то попадается в капканы.


4.

Подвижная игра «Гуси-гуси».

Познакомить с игрой «Гуси-гуси».

«Гуси-гуси».

Из играющих выбирают «пастуха» и «волка»

Остальные «гуси» и «лебеди» Слова говорят. Когда бегут к маме, волк их ловит.


5.

Подвижная игра «Третий лишний».

Познакомить с игрой «Третий лишний».

«Третий лишний».

Играющие становятся по кругу парами, лицом к его центру так, что один из пары находится впереди, а другой - сзади него. Двое водящих занимают место за кругом. Один из них убегает, а другой его ловит. Спасаясь от погони может встать впереди любой пары. Стоящий сзади оказывается «третьим лишним»


6.

Старинная подвижная игра «У медведя во бору».

Познакомить со старинной игрой «У медведя во бору».

Воспитывать уважение к старшему поколению и традициям.

«У медведя на бору».

Выбирается один водящий-«медведь», который становится в углу площадки. Остальные играющие - дети. Они располагаются на другой стороне площадки в свое «доме». Пространство между «берлогой» «медведя» и детьми - «бор» (лес).

Дети идут в «бор» за « грибами», «ягодами», постепенно приближаясь к «медведю». Во время сбора «грибов» и «ягод» дети припевают:

У медведя во бору

Грибы, ягоды беру,

Медведь простыл,

На печи застыл!

Последние две строки теперь часто заменяют на другие:

А медведь сидит

И на нас рычит!


7.

Весёлые старты.

Развивать координационные способности.

Воспитывать чувство коллективизма и взаимопомощи

Эстафеты


8.

Весёлые старты.

Развивать координационные способности.

Воспитывать чувство коллективизма и взаимопомощи

Эстафеты


9.

Старинная подвижная игра «Уголки» («Кот и мышки»)


Познакомить детей со старинной игрой «Уголки».

Научить выполнять все указания, точно и верно.

«Уголки».

Играющие становятся по углам комнаты, водящий - в середине. Если играющих 5 человек, то для них чертятся кружки- «домики» («норы»).Все находящиеся по углам-«мышки»- находятся в середине комнаты. Он подходит к кому- нибудь из стоящих в углу и говорит:

«Мышка, мышка, продай свой уголок!»Та отказывается. Тогда водящий идет к другой «мышке» Если водящий скажет: «Кошка идет»-тогда все должны поменяться местами, а водящий стремится занять чей-либо «уголок».


10.

Старинная подвижная игра «Терем»

Познакомить со старинной игрой «Терем».

Воспитывать чувство коллективизма и взаимопомощи.

«Терем»

На площадке отмечается два «дома» на расстоянии 10-20 м от другого. Обучающиеся становятся посередине площадки. Остальные участники находятся на одной площадке за линией «дома». Водящий громко произносит: « Раз, два, три!» и все говорят хором соответствующую названию присказку или дразнилку. После все дети перебегают на противоположную сторону за линию другого « дома».Водящий ловит перебегающих.


11.

Подвижная игра «С кочки на кочку»

Познакомить с подвижной игрой «С кочки на кочку».

Способствовать развитию ловкости, быстроты реакции, совершенствованию техники прыжка.

«С кочки на кочку».

Обучающиеся делятся на две группы и становятся на противоположных сторонах площадки. Между ними по всей площадке чертятся кружки (кочки) (расстояние между «кочками» разное: 10 - 40 см). Воспитатель вызывает по несколько детей с обеих сторон площадки. Перепрыгивая с «кочки» на «кочку», они перебираются на другую сторону. Все следят, правильно ли выполнено задание. Затем прыгают следующие игроки. В конце игры выявляется, чья команда прыгает лучше и быстрее.


12.

Подвижная игра «Подсечка»

Познакомить с подвижной игрой «Подсечка».

Способствовать развитию ловкости, быстроты реакции, совершенствованию техники прыжка.

«Подсечка»

Играющие образуют круг и рассчитываются на первый-второй. В центре круга становится руководитель, со скакалкой в руках. Он вращает скакалку, держа её за один конец, другой конец описывает круг над полом. Играющие должны своевременно подпрыгивать, чтобы не задеть скакалку. Задевший скакалку получает штрафное очко. Игра проводится 3-4 мин. Выигрывает команда, игроки которой получат меньше штрафных очков. Чтобы скакалка проходила под ногами играющих, обозначают круг, из которого выходить нельзя. Скакалку надо вращать равномерно, постепенно поднимая её вверх. Игру можно проводить и на выбывание, игрок, задевший скакалку выбывает. В этом случае побеждает та команда, у которой по истечении времени остаётся больше игроков.


13.

Подвижная игра «Передал-садись»

Научить подвижной игре «Передал-садись».

Способствовать развитию скорости реакции, гибкости и подвижности.

«Передал-садись»

Играющие делятся на несколько команд по 7-8 человек в каждой, и строятся за общей линией старта в колонну по одному. Впереди каждой команды лицом к ней на расстоянии 5-6 метров становятся капитаны. Капитаны получают по волейбольному мячу. По сигналу каждый капитан передаёт мяч первому игроку своей команды. Поймав мяч, этот игрок возвращает его капитану и приседает. Капитан бросает мяч второму, третьему и последующим игрокам. Каждый игрок, после броска капитану садится (приседает). Получив мяч от последнего игрока своей команды, капитан поднимает его вверх, а все игроки его команды вскакивают. Если игрок уронит мяч, он должен поднять его, встать на своё место и бросить капитану.


14.

Подвижная игра «Зоопарк»

Научить подвижной игре «Зоопарк»

Способствовать развитию слуха, координации движений и голосовых связок

«Зоопарк»

Участники становятся в круг на расстоянии вытянутой руки друг от друга и закрывают глаза. Руководитель подходит к каждому участнику по отдельности и на ухо шепчет название какого-либо животного. Животных должно быть не более шести, в зависимости от количества участников. Лучше выбрать таких, которые знакомы участникам - дети хорошо знают их «разговор» и могут его воспроизвести. Например, мяуканье кошки или мычание коровы. Важно, чтобы соседи по игре не слышали, какое животное вы называете игроку. Также важно называть животных вразброс, чтобы представители одной команды находились в разных местах круга. После того, как руководитель назвал животных всем участникам игры, играющие должны начать громко кричать на языке того животного, которое им назвали. Для кошки, например, это будет «мяу». Кричать самому и прислушиваться к тому, что кричат другие. Осторожно двигаясь с закрытыми глазами, дети должны найти участников своей команды и сбиться в «стаи».


15.

Подвижная игра «Тише едешь - дальше будешь»

Научить подвижной игре « Тише едешь - дальше будешь»

Способствовать развитию ловкости, быстроты реакции, внимания.

«Тише едешь - дальше будешь»

В игре может участвовать любое количество игроков. Сначала выбирается водящий. Он становится лицом к стенке или просто спиной к остальным игрокам, которые располагаются в 10-15 шагах за ним. «Водила» произносит фразу «Тише едешь - дальше будешь» и быстро оборачивается, внимательно оглядывая игроков. Игроки могут двигаться, только пока водящий произносит фразу. Когда он поворачивается, все должны быть полностью неподвижными. Если игрок хоть немного пошевелится или даже просто улыбнется, то он выбывает из игры. Побеждает тот, кто сможет вплотную приблизиться к водящему и коснется его рукой, когда он отвернется.


16.

Подвижная игра «Охотники».

Научить подвижной игре «Охотники».

Способствовать развитию меткости и гибкости.

«Охотники»

Дети бегают по игровой площадке. В разных местах площадки стоят, предварительно назначенные Охотниками, трое ребят с мячами в руках (если детей очень много, то Охотников может быть больше, если мало, то меньше). По сигналу водящего: «Стой!» - все участники останавливаются. Задача Охотников - с места попасть в кого-либо из участников мячиком. «Пораженная добыча» сменяет Охотника. Участники имеют право уклоняться от мяча, но они не должны сходить со своего места. Если участник сошел с места после команды «Стой!», то он обязан сам стать Охотником.


17.

«Рождественская лыжня».

Способствовать развитию ловкости, быстроты реакции, внимания.

Воспитывать чувство коллективизма и взаимопомощи

Эстафеты


18.

«Рождественская лыжня».

Способствовать развитию ловкости, быстроты реакции, внимания.

Воспитывать чувство коллективизма и взаимопомощи

Эстафеты


19.

Подвижная игра «Колобок».

Научить подвижной игре

«Колобок».

Способствовать развитию скорости реакции, гибкости и подвижности.

«Колобок»

Участники игры садятся на корточки, организовав круг. В центр круга выходит водящий-«лиса» - его задачей будет поимка мяча-«колобка». Участники стараются так перекатить мячик друг к другу, чтобы лиса не смогла его поймать. Лисой становится тот участник, который не смог уберечь мяч от водящего.


20.


Подвижная игра «Берегись, Буратино!».

Научить подвижной игре

«Берегись, Буратино!».

Способствовать развитию гибкости, скорости и быстроты реакции.

«Берегись, Буратино!».

У одного из участников на голове «колпак» Буратино. Цель водящего - догнать и запятнать участника с «колпаком». Но сделать это не так легко, так как участники игры на бегу передают этот «колпак» друг другу. Тот, кого запятнает водящий, сам становится водящим.


21.

Подвижная игра «Зайцы в огороде»


Научить подвижной игре

«Зайцы в огороде»

Способствовать развитию ловкости, быстроты реакции, внимания.

«Зайцы в огороде»

В игре принимают участие не менее 3-х человек. Для игры требуется площадка, на которой чертятся два круга, один в другом. Диаметр внешнего круга может быть 3-4 м, а внутреннего - 1-2 м. Водящий - «сторож» находится во внутреннем круге (огороде), остальные игроки - «зайцы» во внешнем. Зайцы прыгают на двух ногах - то в огород, то обратно. По сигналу ведущего, сторож ловит зайцев, которые оказались в огороде, догоняя их в пределах внешнего круга. Те, кого сторож осалил, выбывают из игры. Когда все зайцы будут пойманы, выбирается новый сторож и игра начинается снова.


22.



Подвижная игра «Совушка»


Научить подвижной игре

«Совушка».

Способствовать развитию скорости реакции, гибкости и подвижности.

Воспитывать культуру игрового общения.


«Совушка»

Выделяется водящий - «совушка». Играющие - на площадке, а «совушка» - в гнезде (отведенное для этого место). По сигналу «День наступает» дети, подражая полету бабочек, стрекоз, птиц, жуков и «превращаясь» в других животных, резвятся, стараются наиболее точно показать, кого они изображают.

По команде «Ночь наступает» все играющие обязаны «замереть» в той позе, в которой она их застала. «Совушка» выходит «на охоту», шевелящихся уводит в гнездо. По сигналу «День наступает» «совушка» уходит в гнездо, играющие опять «оживают». «Совушка» меняется через 2-3 игры.


23.

Подвижная игра «Волк во рву»


Научить подвижной игре «Волк во рву»

Способствовать развитию ловкости, быстроты реакции, внимания.

Воспитывать дисциплинированность, смелость.

«Волк во рву»

Посередине площадки проводятся две параллельные линии шириной около метра. «Ров» можно выложить скакалками. Выбираются один или два «волка». Они становятся во рву. Все остальные играющие - «козы» - размещаются на одной стороне площадки, на «пастбище».

По сигналу «козы» перебегают на другую сторону, перепрыгивая через ров. «Волки», не выходя из рва, стараются осалить возможно большее количество «коз».

Подсчитываются осаленные «козы», и игра продолжается. «Волки» меняются после 2-3 перебежек.


24.

Подвижная игра «Палочка-выручалочка»


Научить подвижной игре «Палочка-выручалочка»

Способствовать развитию скорости реакции, гибкости и подвижности.

Воспитывать культуру игрового общения.


«Палочка-выручалочка»

Дети выбирают водящего считалочкой:

- Я куплю себе дуду

И на улицу пойду!

Громче, дудочка, дуди,

Мы играем, ты води!

Водящий закрывает глаза и встает лицом к стене. У стены рядом с ним помещают палочку-выручалочку, сделанную из дерева (длиной 50 - 60 см, диаметром 2 -3 см) и ярко окрашенную, чтобы ее хорошо было видно в зеленой траве. Водящий берет палочку, стучит ею по стене и говорит: «Палочка, пришла, никого не нашла. Кого первым найдет, тот за палочкой пойдет». После этих слов он идет искать. Заметив кого-то из играющих, водящий громко называет его по имени и бежит к палочке, стучит по стене, кричит: «Палочка-выручалочка нашла … (имя игрока)». Так водящий находит всех детей. Игра повторяется.

Первый найденный при повторении игры должен водить. Но игрок, которого нашли, может добежать до палочки-выручалочки раньше водящего со словами: «Палочка-выручалочка, выручи меня - и постучать по стене. Затем бросить ее как можно дальше от стены и, пока палочку ищет водящий, спрятаться». Водящий опять быстро бежит за палочкой и повторяет действия, описанные выше.

Нельзя подсматривать, когда дети прячутся. Водящий должен говорить слова медленно, чтобы все дети успели спрятаться. Искать детей водящему следует по всей площадке, а не стоять возле палочки-выручалочки. Дети могут перебежать с одного места укрытия в другое, пока водящий ищет палочку-выручалочку и ставит ее на место.


25.

Кольцовка подвижных игр.

Закрепить знания и умения подвижных игр, изученных ранее.

Любимые игры обучающихся


26.

Кольцовка подвижных игр.

Закрепить знания и умения подвижных игр, изученных ранее.

Любимые игры обучающихся


27.

Подвижная игра «Цепи-кованые»

Научить подвижной игре «Цепи-кованые»

Воспитывать культуру игрового общения.


«Цепи-кованые»

Дети делятся на две команды. Встают в шеренги друг против друга на расстоянии примерно 7-8 метров. При этом все игроки в команде держатся за руки, образуя «цепь». Затем одна из команд начинает обращаться к другой: «Цепи!», вторая отвечает: «Кованые». Первая продолжает: «Раскуйте нас», те, что напротив, спрашивают: «Кем?». Соответственно первая команда называет игрока (по имени), задача которого побежать по направлению к противоположной команде и «разорвать» один из узлов (т.е. постараться разъединить руки держащихся игроков первой команды). Если это удается, то игрок-победитель уводит в свою команду одного игрока из тех, чьи руки он «разбивал». Дальше игра продолжается, но начинает другая группа. Побеждают те, кто наберет больше человек в свою «цепь».


28.

Подвижная игра «Ручеек»

Научить подвижной игре «Ручеек»

Воспитывать чувство коллективизма и взаимопомощи

«Ручеек»

Дети становятся парами друг за другом (в очередь). При этом они держатся руками (каждый одной рукой: правой или левой), поднятыми вверх, т.е. образуют проход в виде домика. У кого-то одного нет пары и он начинает ее себе выбирать: бежит по образованному из рук коридору и берет кого-то за руку. В итоге они встают в конце за всеми, также подняв руки домиком. Освободившийся игрок бежит к началу «ручейка» и начинает все снова.


29.

Подвижная игра «Водяной»

Научить подвижной игре «Водяной»

Способствовать развитию внимания.

Воспитывать культуру игрового общения.


«Водяной»

Дети выбирают водилу и становятся в круг. Выбранный присаживается в центр, глаза ему завязывают шарфиком. Дети, взявшись за руки, начинают ходить вокруг него со словами:

«Водяной, Водяной!

Что ты скрылся под водой

Выйди к нам на чуточку,

На одну минуточку,

Выйди хоть на целый час

Может быть, узнаешь нас!»

После слов «водяной» встает и подходит к кому-нибудь из детей. Его задача определить наощупь - кто перед ним: назвать имя ребенка. Если угадал, то его место занимает угаданный. Если не угадал - водит дальше. Игра продолжается.


30.

Подвижная игра «Лавата»

Научить подвижной игре «Лавата», выучить слова.

Способствовать развитию гибкости и подвижности.

Воспитывать культуру игрового общения.

«Лавата»

(слова игры нужно пропеть, все двигаются по кругу)

Дружно танцуем мы

Тра-та-та, тра-та-та

Танец веселый наш - это лавата!

У меня руки хороши, а у друга - лучше (взяв друг друга за руки - продолжаем движение по кругу)


Дружно танцуем мы

Тра-та-та, тра-та-та

Танец веселый наш - это лавата!

Мои волосы хороши, а у друга лучше (легонько взяв друг друга за волосы - продолжаем), далее можно задействовать локти, коленки и т.д.


31.

Подвижная игра «Вот поезд наш едет»

Научить подвижной игре «Вот поезд наш едет». Разучить слова игры.

Способствовать развитию внимания, гибкости и подвижности.

Воспитывать культуру игрового общения.

«Вот поезд наш едет»

(ведущий предлагает проехать по станциям. Дети, встают паровозиком друг за другом. Ведущий нараспев говорит слова:

Вот по-оезд наш е-едет,

Коле-еса стуча-ат

А в по-оезде на-ашем

Ребя-ята сидя-ят

Но во-от останоо-вка

Кто хо-очет игра-ать?

Встава-айте ребя-ята

Пойде-емте гуля-ять!

(Далее ведущий предлагает пособирать «ягоды» на поляне. Пособирали ягоды - поехали дальше. Повторяем слова. На следующей остановке можно попрыгать и т.д. ) В конце можно сказать так:

Вот по-оезд наш е-едет,

Коле-еса стуча-ат

А в по-оезде на-ашем

Ребя-ята сидя-ят

Но во-от остано-овка

Домой нам пора!

Закончилась наша

Ребята игра!


32.

Спортивный праздник.


Эстафеты


33.

Спортивный праздник.


Эстафеты

3




 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал