7


  • Учителю
  • Основы духовно-нравственной культуры народов России. Конспект урока-экскурсии на тему 'Храм'

Основы духовно-нравственной культуры народов России. Конспект урока-экскурсии на тему 'Храм'

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание: Цель: Формирование представления о назначении православного храма и его устройстве.Задачи: 1.Обучающая: объяснить о назначении и устройстве православного храма; формировать представление о его ценности как общенародного дома для молитв, святыни для православных людей..
предварительный просмотр материала

Урок - экскурсия по модулю

«Основы православной культуры»



Тема: Храм.


Тип урока: Урок - экскурсия


Цель: Формирование представления о назначении православного храма и его устройстве.


Задачи:


1.Обучающая: объяснить о назначении и устройстве православного храма; формировать представление о его ценности как общенародного дома для молитв, святыни для православных людей.


2.Развивающая: развивать интерес к изучению православной культуры, обогащать, активизировать историко-культурный словарь учащихся.


3.Воспитывающая: научиться правилам поведения в храме; воспитывать ценностное отношение к духовному, историческому и культурному наследию.


Ключевые понятия: храм, икона, иконостас, Царские врата, алтарь, Богоматерь.


Новые слова: священник, кадило, панихидный столик, поминальные записки.


План урока - экскурсии:


I.Организация деятельности учащихся в классе:


1.Приветствие.

2.Сообщение темы урока.


II. Актуализация знаний:

Дети пробуют дать определение слову «храм»; опираясь на иллюстрации, пытаются ответить на вопрос:

- Зачем люди посещают храм?»


III. Изучение нового материала:


1. Беседа с учащимися:

- Какие храмы вы знаете? Какие есть на территории нашего города? В каких храмах были?

- Каким образом храм отличается от всех остальных зданий?


храм в честь Святителя Иоанна Михаил Юревич иерей Серафим и иерей Александр

Златоуста Архиепископа посадил одну из березок участие в Крестном ходе

Константинопольского на главной аллее, ведущей

в г. Карабаше к Храму

Экскурсия в храм

в честь Святителя Иоанна Златоуста Архиепископа Константинопольского

в г. Карабаше.


БЕСЕДА:


Имя святителя Иоанна Златоуста знакомо каждому православному человеку - хотя бы потому, что в храмах служится составленная им литургия. Но если представить себе, как он во плоти вдруг оказался бы на этой литургии, - что бы он сказал с амвона? Отметил бы, как много изменилось в порядке богослужения с IV века? Удивился бы, насколько иначе выглядят сегодня прихожане? Или, напротив, произнес бы пламенную проповедь о том, как мало на самом деле изменили прошедшие века христианской истории человеческие души, как живут в нас те же редкие добродетели и распространенные пороки, что и в его времена?


Он родился около 347 года в Антиохии в семье военачальника по имени Секунд. Место и время рождения во многом определили облик его христианского служения. Весь тот край входил в состав огромной Римской империи, власти которой только недавно обратились в христианство. Антиохия была крупнейшим городом восточного Средиземноморья.


Это здесь еще в апостольские времена впервые прозвучало само название «христиане». В деревнях здесь говорили практически на языке Христа и апостолов - на арамейском (этот его вариант обычно называют «сирийским»), в городах звучали изысканные философские беседы и тщательно выстроенные речи на греческом. Здесь были все возможности получить хорошее и разностороннее образование, как общегуманитарное, так и сугубо христианское, и Иоанн ими в юности воспользовался, благо он происходил из обеспеченной семьи.


Двадцатилетний Иоанн принял крещение. Среди новокрещеных немного было людей столь образованных. Многие и вовсе не понимали, чем поклонение Христу принципиально отличается от поклонения множеству божеств, которых они прежде чтили.


Именно тогда и именно по этим причинам зародилось монашество - движение тех, кто тщательно оберегал чистоту христианства, уходя от шумных толп в малодоступные места. Иоанн тоже принял иночество после смерти своей матери Анфусы: четыре года он провел в уединении, два из них - в полном молчании.


Его красноречию предстояло вызреть, словно плоду во чреве. А многие ли из нас утерпели бы в такой ситуации, чтобы не начать поучать всех вокруг?


И в эти, и в последующие годы Иоанн очень много писал - сегодня собрание его сочинений занимает целую полку.


Еще до отшельничества Иоанн был рукоположен в чтеца - одна из низших ступеней церковной иерархии. Хотели его рукоположить и в пресвитеры, и даже в епископы, но он отказался. Вот как видел он пастырскую ответственность:


«Пастырю надобно иметь много благоразумия и много очей, чтобы со всех сторон наблюдать состояние души. Как многие приходят в ожесточение и предаются отчаянию в своем спасении потому, что не могут переносить жестокого врачевания; так, напротив, есть и такие, которые, не получив наказания, соответственного грехам, предаются беспечности, становятся гораздо хуже и решаются грешить еще больше».


Впрочем, когда он вернулся в Антиохию, то в 381 году был рукоположен во диакона, и только через 5 лет лет - в пресвитера. Ему было поручено произносить проповеди, и он делал это при стечении народа не реже двух раз в неделю, а иногда и ежедневно. В те времена не было средств массовой информации, а книги были очень дороги, и проповедь, по сути, оставалась единственным способом научить чему бы то ни было церковный народ.


В центре его проповеди всегда оставалось Священное Писание. И это неудивительно, ведь он сам считал, что именно «от незнания Писания произошли бесчисленные бедствия: отсюда произросла великая зараза ересей, отсюда - нерадивое житье, бесполезные труды. Подобно тому как лишенные этого света не могут прямо идти, так и не взирающие на луч божественного Писания вынуждаются много и часто грешить, так как поистине ходят в самой глубокой тьме».


За красноречие Иоанна называют Златоустом, но он служит Богу далеко не только устами. Много занимается он и благотворительностью в Антиохии. Его слава не прошла мимо внимания властей Восточной Римской империи: когда в 397 году скончался Констанинопольский архиепископ Нектарий, на первенствующую кафедру пригласили именно Иоанна. Главную роль здесь сыграло желание императора Аркадия видеть в своей столице такого одаренного и активного иерарха.


Но, как это часто бывает, ожидания властей не совпали с подлинным призванием великого христианина. Проповедовать ему удается уже не так часто, как прежде, зато он с головой уходит в организацию практической деятельности Церкви: преодолевает раздоры, требует от остальных прилежания и чистоты жизни. Епископ в его представлении не обласканный властью чиновник, а служитель народа Божьего. Он распродает роскошное убранство архиепископского дворца и передает вырученные средства на содержание больниц и гостиниц для паломников.


С императрицей Евдоксией, Златоуст вступает в конфликт из-за ее неумеренной роскоши и жадности. Он защищает от конфискации имущество вдовы и детей опального вельможи, а в храме, обличая в проповедях щегольские траты, недвусмысленно показывает глазами на саму императрицу…


Такого снести она никак не могла! Ведь еще недавно римские императоры официально считались богами, а «оскорбление величества» было самым страшным уголовным преступлением.


Среди священства и епископата многие тоже были в обиде на святителя: его требования казались чрезмерными, его стиль управления - жестоким. В 403 году Собор епископов отправил Иоанна Златоуста в ссылку. Правда, длилась она недолго: простой народ обожал своего архиепископа, в столице начались волнения, и его пришлось вернуть.


Иоанн просто не мог воспринимать христианство и в особенности священство не всерьез, не мог рядом с собой видеть людей, сочетавших христианскую символику со вполне языческими поступками. Например, установили на городском ипподроме серебряную статую императрицы - что в этом такого? Всегда так поступали в Риме! Но Иоанн откликается на это событие проповедью: «Вновь Иродиада беснуется, вновь возмущается, вновь пляшет, вновь требует главы Иоанна на блюде». Императрицу он сравнивает с распутной женой царя Ирода, император, соответственно, оказывается Иродом… Это уже было слишком.


В 404 году новый Константинопольский собор отправляет Иоанна Златоуста в новую ссылку. Сам он сказал об этом так:


«Братия, вор не приходит туда, где хворост, сено и дрова, но - туда, где лежит золото, или серебро, или жемчуг; так и дьявол не входит туда, где прелюбодей, или богохульник, или хищник, или корыстолюбец, но - туда, где провождающие пустынную жизнь… Так, если изгонят меня, я уподоблюсь Илии; если бросят в грязь - Иеремии; если в море - пророку Ионе; если в ров - Даниилу; если побьют камнями - Стефану; если обезглавят - Иоанну Предтече; если будут бить палками - Павлу; если распилят пилою - Исайе; и о, если бы пилою деревянною, чтобы мне насладится любовью ко кресту!»


Но у Иоанна Златоуста был свой собственный путь, о котором можно сказать его же словами:


«Жизнь праведных блестяща; но как она делается блестящею, если не чрез терпение? Приобрев, возлюби его, брат, как мать мужества».


Он был отправлен в городок Кукуз в Армении, где продолжал активнейшую переписку с друзьями (до нас дошло более двухсот писем). И за это из Кукуза он был отправлен еще дальше, на самый край тогдашней Империи - в Питиунт (нынешняя Пицунда в Абхазии). Места назначения измученный святитель так и не достиг - он умер в местечке под названием Команы 14 сентября 407 года.


Перед смертью он произнес слова, ставшие затем своего рода последним девизом всех пострадавших христиан: «Слава Богу за все!» В этих словах - итог его земной жизни.


Почитание святителя началось практически сразу после его смерти, и мощи его недолго оставались в Команах. Уже в 438 году по инициативе нового патриарха Прокла и нового императора Феодосия они были перенесены в Константинополь. Оттуда они были похищены в 1204 году крестоносцами, которые увезли их в Рим, и лишь в 2004 году Иоанн Павел II возвратил их на прежнее место.


Преставление святого Иоанна Златоуста совпало с праздником Воздвижения Животворящего Креста Господня, и поэтому его память была перенесена на 13/26 ноября. Кроме того, 27 января/9 февраля отмечается память перенесения святых мощей святителя Иоанна Златоуста из Коман в Константинополь, а 30 января/12 февраля - Собор Вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста.


Но мы к тому же поминаем святителя на большинстве наших литургий и встречаем вместе с ним каждую Пасху, слушая в храмах его «Огласительное слово», где цитаты из Писания перемежаются с ликующим голосом самого Иоанна:


«Смерть, где твое жало? Ад, где твоя победа? Воскрес Христос, и ты низвержен! Воскрес Христос, и пали демоны! Воскрес Христос, и радуются ангелы! Воскрес Христос, и торжествует жизнь! Воскрес Христос, и никто не мертв во гробе! Ибо Христос, восстав из гроба, - первенец из умерших. Ему слава и держава во веки веков!»




Устройства храма и как вести себя в православном храме

- Часто ли вы бываете в храме?

- Знаете ли вы, что в храме существуют особые правила поведения,

называющиеся церковный этикет?

- Может быть, кто-то назовёт, из каких частей состоит храм?

Рассказ о внешнем виде и назначении храма:

Церковь - особое место, предназначенное для совершения богослужений, общей молитвы. Нормы поведения в храме проходили очень длительный путь становления. Каждая религия предусматривает свои нормы и правила поведения в доме Бога. Общими нормами поведения во всех храмах являются лишь следующие: не курить, не распивать спиртные напитки, не шуметь и вести себя с уважением к месту присутствия Бога. Все остальные правила очень различны.


Верующие точно знают, как вести себя в храме, но многие церкви открыты для посещения огромного количества туристов, да и просто людей, которые по потребности души или из любопытства решили зайти в храм. Чтобы не совершить оплошность, не задеть чувства верующих и не нарушить покой храма, перед посещением церкви следует знать правила поведения в ней.


Православные храмы имеют три входа: главный (западный, противоположный алтарю), северный и южный. Все церковное здание делится на алтарь, собственно храм и притвор. Алтарь отгорожен от собственно храма иконостасом, доходящим в большинстве случаев до потолка. В алтаре находятся престол и жертвенник. В алтарь ведут Царские врата (центральные), а также северные и южные двери.


Женщинам запрещено входить в алтарь. Мужчины могут заходить в алтарь только по разрешению священников, и то лишь через северные или южные двери. Через Царские врата в алтарь входят только священнослужители.


Непосредственно к иконостасу примыкает солея - возвышенная площадка вдоль всего алтаря. Напротив царских врат находится амвон - центральная часть солеи. Без разрешения священнослужителей на амвон и солею также восходить не разрешается.


С древнейших времен установлено совершать богослужение три раза в день: вечером, утром и днем - литургию. Следует знать, что церковный день начинается не в 0 часов календарного дня, а в 18 часов предыдущего дня.


Вход в храм с улицы устраивается обычно в виде паперти - площадки перед входными дверями, на которую ведут несколько ступеней.


Подходя к храму, нужно совершать крестное знамение и поясной поклон. Поднимаясь на паперть, перед входом в двери, снова нужно осенить себя крестным знамением. Не следует, стоя на улице, молиться долго и напоказ.


Войдя в храм, следует остановиться близ дверей и положить три поклона с молитвами:- «Боже, милостив буди мне, грешному». - Поклон. «Боже, очисти меня, грешного, и помилуй мя». - Поклон. «Создавый мя, Господи, прости мя». - Поклон.


Креститься полагается не спеша, соединив вместе три первых пальца правой руки, а остальные два - сложив и пригнув к ладони. Сложенной таким образом правой рукой следует последовательно коснуться лба, живота, правого и левого плеч.


Приходить в храм следует за 10-15 минут до начала богослужения. За это время можно подать записки, положить пожертвование на канун, купить свечи, поставить их и приложиться к иконам. В случае опоздания нужно вести себя так, чтобы не помешать молитве других. Если нет возможности свободно подойти к иконам и поставить свечи, попросите передать свечи через других людей.


Женщинам не полагается проходить дальше притвора в «критические» дни и в течение сорока дней после рождения ребенка. На сороковой день к ним в притвор выходит священник и произносит над ними очистительную молитву.


Во время богослужения мужчины должны стоять в правой части храма, женщины - в левой, оставляя свободным проход от главных дверей к Царским вратам. В православном храме запрещается сидеть, исключением может быть только нездоровье или сильное утомление прихожанина.


Приходя в храм с детьми, нужно следить за тем, чтобы они вели себя тихо. Если маленький ребенок расплачется в храме, мать должна сразу вывести его. Никогда не нужно позволять детям есть что-либо в храме, кроме благословенного хлеба и просфор (при этом нужно следить за тем, чтобы ребенок не терял крошки этих святынь).


В храме неприлично проявлять любопытство и рассматривать окружающих. Недопустимо осуждать и осмеивать невольные ошибки служащих или присутствующих в храме. Во время богослужения запрещается разговаривать.


Не следует осуждать и одергивать новичка, не знающего церковных правил. Лучше помочь ему вежливым и добрым советом. Замечание можно сделать только тому, кто грубо нарушает благочестие, мешая общей молитве. Свечи следует покупать только в том храме, в который вы пришли помолиться. По возможности не следует покидать храм до окончания богослужения.


Выходя из храма, следует совершить три поясных поклона с крестным знамением.


При посещении храмов полагается одеваться так, чтобы большая часть тела была прикрыта. Нельзя приходить в храм в одежде, украшенной нехристианской символикой. Не принято ходить в храм в шортах и спортивной одежде. По возможности мужчинам и женщинам следует избегать также маек и рубашек с короткими рукавами.


Женщины не должны входить в святой храм в брюках, в коротких юбках, с косметикой на лице. Особенно недопустима помада на губах. Голова женщины должна быть покрыта. Мужчины перед входом в храм обязаны снять головной убор.


Не принято при встречах приветствовать духовных лиц возгласами:- «Здравствуйте, батюшка!» или «Здравствуйте, Владыко!». Следует говорить:- «Батюшка, благословите!» или «Владыко, благословите!».


Принимая благословение, следует складывать ладони крестообразно (правую ладонь поверх левой) и целовать правую, благословляющую руку священнослужителя, креститься перед этим не надо.


Если вы посещаете православный храм в качестве туриста, то соблюдайте тишину, ведите себя скромно, не мешайте верующим и другим посетителям. Знание правил поведения в православном храме избавит вас от неловкости, а окружающих - от неудобств.


Прослушивание фрагментов колокольного звона.

- Как вы думаете, что по своей форме напоминает купол?

- Знает ли кто из вас, что символизирует разное количество куполов?

- Как вы думаете, зачем нужны колокола?

- Какие чувства вызывает у вас звон колоколов?


IV. Закрепление

Вопросы и задания:

- Какие новые слова-понятия для вас? (священник, кадило, канун -панихидный столик, молитва, благословение, паперть, притвор, сам храм (средняя часть), икона, аналой, поминальные записки, иконостас, Царские врата, Богоматерь, алтарь, престол.

Рассмотрите икону.

- Чем она отличается от обычной картины, от портрета человека? (Важно, чтобы дети поняли, что икона - это живописное изображение (обычно на доске) Иисуса Христа, Святой Троицы, Богоматери или святых, а также событий, связанных с их жизнью или деяниями). Важно понять, что икона это не только предмет рассматривания, а образ Святости, к которому можно обращаться в молитве.

- Что такое иконостас? Какие иконы в нем присутствуют всегда?

- Почему в алтарь нет общего доступа?

- Дайте свое определение молитвы. О чем обычно люди молятся? Почему в молитве нельзя просить зла? Может ли православный христианин молиться без иконы?

-Почему так много иконописных изображений Божией Матери? (это свидетельствует о всенародном почитании Божией Матери)


V. Итог урока - экскурсии:

- Скажите, почему православные христиане с такой любовью и заботой относятся к храмам? Для чего люди ходят в храм?

- Как вы думаете, зачем существуют правила поведения в различных общественных местах?

- О чём необходимо помнить мальчику, заходя в храм?

- Как должны выглядеть девочки, приходящие на службу в церковь?

- Как мы заходим в храм?

- Как мы стоим во время богослужения?

- Как оканчивается божественная литургия?


VI. Домашнее задание.

Общее:

- рассказать родителям о том, что узнал нового на уроке.


Индивидуальное:

- нарисовать храм вашей мечты;

- подобрать и выучить стихотворение о храме;

- составить и оформить памятку «Как вести себя в храме».




 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал