7


  • Учителю
  • Педагогические условия достижения новых образовательных результатов (на примере занятий по ОРКСЭ)

Педагогические условия достижения новых образовательных результатов (на примере занятий по ОРКСЭ)

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Педагогические условия достижения новых образовательных результатов (на примере реализации ОРКСЭ)

Добрый день, уважаемые коллеги. 1.Реализация комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» вызывает большое количество вопросов, споров и определенных проблем.

2.Социальные и моральные вызовы, на которые призвано ответить образованию

  • Нарушение преемственности поколений

  • Недостаток гражданского, патриотического самосознания

  • Рост национализма

  • Снижение ценности производительного труда, творчества и образования

  • Усиление миграционных процессов

  • Снижение ценностей семейной жизни

  • Ослабление физического, социального и психического здоровья населения

  • Низкий уровень доверия и социальной солидарности

Вывод: создание условий для духовно-нравственного развития, воспитания и успешной социализации граждан России - один из важнейших факторов современной России

3. Характер современного воспитания Причина перехода - особенности современной цивилизации

Традиционное воспитание формирование личности согласно нормам, принятым

в обществе, процесс передачи ценностей от старших младшим

Современное воспитание взаимная поддержка людей (Я - Значимый другой) в процессе решения личностно и общественно значимых проблем, сопровождаемая развитием каждого из них

4. Это вызвано несколькими объективными причинами:

1. Курс новый, и хотя мы получили на руки учебники и методические рекомендации. Жизнь показывает, что между теорией и практикой достаточно большая дистанция.

Каждый из нас занят самостоятельными поисками ответов на возникающие вопросы и проблемы, при этом мы во многом обречены на «варку в собственном котле»

3. Этот курс имеет не только образовательную специфику, но и такой важнейший компонент как - духовно-нравственное воспитание. И реализовать эти компоненты можно только в тесном единстве.

4. Новый курс имеет такую практическую направленность как - связь с жизнью. И в этом направлении у каждого из нас возможны свои поиски и свои достижения.

5.Можно выделить и такие субъективные причины:

1. Предмет является новым для каждого из нас. При этом, никто из нас сам подобного курса не изучал ни в школе, ни в вузе. Мы сразу же оказываемся в положении учителей работающих по принципу: «Вечером выучил, утром пересказал».

2. Никто из нас не является одинаково компетентным в православной культуре

3. Каждому человеку присущи некоторые сомнения в правильности своих действий, особенно если дело выполняется впервые.

Занимаясь непосредственно преподаванием данного курса в муниципальном образовательном учреждении, хочу проанализировать первые результаты, отметить положительные моменты и некоторые проблемы, с которыми пришлось столкнуться мне и моим ученикам на практике.

В рамках подготовки к внедрению комплексного учебного курса ОРКСЭ были организованы родительские собрания по выбору модулей курса. В результате данной работы модуль «Основы православной культуры» выбрали в моем классе 24 человека. Отмечу, что курс «Основы религиозных культур и светской этики» даёт возможность стать той самой основой, на которой будет строиться жизнеспособная система духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения в рамках ФГОС.

6. Курс должен помочь учащимся стать образованными людьми, развивать их творческие способности. Содержание курса призвано, также укреплять связи родителей со школой, влиять на взаимоотношение детей и родителей в семье посредством совместного выполнения заданий, предусмотренных программой.

7. Каждый урок планировался мною с использованием компьютерной техники, что позволяло мне наиболее полно включать иллюстративный материал, интерактивные модели в учебное занятие. На занятиях применялись современные образовательные технологии (анализ проблемных ситуаций, тренинги практических навыков, деловые, ролевые игры, коллективно-групповая, проектная деятельность, составление словаря терминов, галереи образов).

А также такие приемы и методы как: исследовательская работа с текстом, групповая работа, дискуссия, демонстрация творческих работ учащихся, совместные работы детей и родителей.

Мы рады тому, что этот урок с нетерпением ждут дети, что их глаза светятся добром и теплотой. Безоценочная система не сковывает детей. Они много рассуждают, доказывают, не боятся ошибиться. На уроках часто просто направляю беседу. Дети сами задают вопросы, самостоятельно ищут на них ответ. Ребята очень любят работать с книгой. Они с увлечением рассматривают иллюстрации, читают тексты. Пытаются анализировать то, что узнали. Очень часто дети самостоятельно готовят сообщения к урокам, делятся своими знаниями. Иногда у меня создавалось впечатление, что они знают больше меня. Это очень подстегивает, заставляет самосовершенствоваться. Хочу отметить, что для меня многие факты из этого курса были открытием. Ведь содержание учебного предмета по православной культуре имеет многочисленные межпредметные связи с содержанием основных школьных дисциплин: русского языка, литературы, истории России. Чтобы владеть информацией, приходится обращаться к дополнительным справочникам.

8. Так на первом занятии по теме «Россия - наша Родина», можно опираться на знания детей об истории России, на личный опыт каждого ученика.

Задания, которые я предлагаю выполнить детям, направлены на то, чтобы они осознали значимость каждого человека для всей страны, и на то, что страна - это каждый из нас.

Весь материал второго урока по теме «Культура и религия» направлен на то, чтобы раскрыть основные понятия «Культура» и «Религия», на то, как переплетаются в жизни каждого человека эти понятия. Но не навязывания религии идет знакомство с культурой, главным достоянием которой является человек. Дети с интересом работают над каждым заданием, исправляют друг друга, спорят, составляют сами такие же задания.

Но при работе с учебным пособием по модуля «Основы религиозных культур и светской этики» под редакции диакона А.Кураева очевиден недостаток -отсутствие рабочих тетрадей для учащихся. Рабочие тетради могли служить дополнительным источником информации по содержанию материала, оказывать помощь в организации творческой, самостоятельной деятельности учащихся, а также при выполнении домашних заданий и поэтому мы завели свои тетради.

9.В процессе работы по внедрению комплексного курса я изучала лучшие педагогические практики для дальнейшего внедрения в свою педагогическую деятельность, среди них можно выделить следующие:

-конкурсы на лучшие учебно-методические разработки по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»;

детские конкурсы в рамках изучения курса;

научно-практические конференции актуальных для апробации курса тематик;

обучающие, тематические, проблемные семинары;

разработка и издание методических материалов, дидактических пособий по курсу в помощь учителю; виртуальные экскурсии.

10. Я хочу привести примеры анкетирования родителей по данному вопросу.

-Я как родитель школьника 4 класса очень довольна, что наши дети будут изучать культуру народов, основы религиозных культур. Это расширит их кругозор, они будут знать больше, да и читать будут больше. Такое развитие детям необходимо.

- Это поможет нашим детям определить свою позицию по отношению к людям разных национальностей.

-Высказали сожаление, что их старшие дети не изучали такого курса. Изучение этого предмета очень важно в том плане, что у детей будет воспитываться ответственность за себя, свои поступки, за близких людей».

В целом нужно отметить, что курс нравится учащимся. Ребята заинтересованно относятся к преподаваемому предмету, серьезно воспринимают материал. Дети обсуждают услышанное на уроках с родителями.

11.Вывод: духовно-нравственное воспитание обучающихся возможно в условиях педагогически организованного взаимодействия школы, семьи, государства, общественных и традиционных религиозных организаций, других институтов социализации

12.Преподавание знаний об основах религиозных культур и светской этики призвано сыграть важную роль не только в расширении образовательного кругозора учащегося, но и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и законы Российской Федерации, уважающего ее культурные традиции, готового к межкультурному диалогу во имя социального сплочения.

Трудностей очень много, но мы видим и ощущаем то положительное, что несет данный курс.

У нас есть надежда, что мы заложим в них определенный жизненный стержень, без которого человек не может состояться как личность. Ведь не зря говорят, что строить будущее без нравственных основ, все равно, что строить дом без фундамента.

Спасибо всем, кто помогает, кто делится мыслями, информацией, наработками.





 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал