7


  • Учителю
  • Конспект урока по ОРКСЭ 'Христианин в труде'

Конспект урока по ОРКСЭ 'Христианин в труде'

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Тема урока: Христианин в труде

(учебник «Основы религиозных культур и светской этики. Основы Православной культуры», А. В. Кураев)

Цель урока: формирование и закрепление знаний учащихся о том, что такое христианский труд, и какой труд является полезным.

Задачи урока (в том числе метапредметные результаты):

образовательные (формирование познавательных универсальных учебных действий):

- проверить знания учащихся по ранее изученному материалу;

- познакомить учащихся с понятием и значением христианского труда;

воспитательные (формирование коммуникативных и личностных универсальных учебных действий):

- способствовать развитию у детей доброжелательности, понимания самостоятельности суждений;

- формировать коммуникативные навыки: строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;

- оценивать поступки в однозначных и неоднозначных ситуациях;

- научить применять полученные знания в личном жизненном опыте.

развивающие (формирование регулятивных универсальных учебных действий):

- определять цель, обнаруживать и формулировать проблему урока с помощью учителя и самостоятельно;

- развивать умение обрабатывать информацию по указанным основаниям;

- производить рефлексию по своей деятельности;

- оценивать степень успешности своей работы на уроке.

Оборудование урока: компьютер, проектор с презентацией, раздаточный материал, учебник и тетрадь.

Тип урока: изучение нового материала.

Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, выборочное чтение, самостоятельная работа с учебником, как источником информации.

Основные понятие урока: труд, пост.










Ход урока

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания.

На дом было задано повторить урок 28 тема «Защита Отчества». Для проверки домашнего задания ученикам предлагается ответить на вопросы небольшой викторины:

1. Как в Древней Руси называли могучих защитников Родины? (Богатыри)

2. Назовите имена богатырей в Древней Руси? (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович)

3. Какой богатырь боролся с Соловьем Разбойником? (Илья Муромец)

4. Как называется устное народное творчество, в котором воспеты подвиги русских богатырей? (Былины)

5. Кто изображен на данной картине? (Александр Невский. Приложение 1.)

6. С кем вступал в сражение Александр Невский? (Со шведами и немцами)

7. Кому принадлежит данное выражение «Кто к нам с мечем придет, тот от меча и погибнет!» ? (Александр Невский)

8. Какой русский князь в 1380 году одержал победу над монгольским войском? (Дмитрий Донской)

9. Как звали святого, который богословил Дмитрия Донского на бой? (Сергий Радонежский)

10. Назовите адмирала, который был причислен к лику святых. Он провел десятки сражений и ни одного не проиграл. Более того, он не потерял ни одного судна и не отдал в плен ни одного матроса? (Федор Ушаков. Приложение 1.)

11. Кому принадлежат высказывания: «Тяжело в ученье - легко в бою», «Сам погибай - товарища выручай», «Пуля - дура, штык - молодец»? (Александр Суворов)

12. Перечислите полководцев, которые командовали русской армией в 1812 году в войне с французами? (Михаил Кутузов, Перт Багратион, Михаил Барклай-де-Толли)

13. Перечислите полководцев, которые командовали русской армией в Великой Отечественной войне? (Георгий Жуков, Константин Рокоссовский, Александр Василевский)

14. Какая война может быть справедливой с христианской точки зрения? (Оборонительная война)

15. Скажите, почему так важно защищать свое отечество?

3. Мотивационно-целевой этап.

Учитель показывает презентацию, в которой представлен ряд из иллюстраций. (Приложение 2.) Ребята, рассмотрев данные картинки, должны попытаться угадать, о чем пойдет разговор на сегодняшнем занятии. (Ученики предлагают свои варианты)

Учитель. Как вы уже догадались, урок будет посвящен христианскому труду. Давайте подумаем, какие вы знаете пословицы о труде? Ученики перечисляют пословицы:

«Терпение и труд все перетрут»;

«Без труда не вытащишь рыбку из пруда»;

«Кто не работает, тот не ест»;

«Дело мастера боится»;

«Кончил дело - гуляй смело»;

«Делу - время, потехе - час».

Учитель. Как вы считаете, почему так много пословиц посвящено труду? (Ученики предлагают свои варианты ответа)

Далее учитель раздает карточки, на которых написаны притчи о труде. Ученики, прочитав текст, должны сформулировать проблему урока.

«На всей земле был один язык и одно наречие. Люди странствовали по свету, и они нашли в земле Сеннаар равнину и поселились там. И сказали друг другу: наделаем кирпичей и обожжем огнем. И стали у них кирпичи вместо камней, а земляная смола вместо извести. И сказали они: построим себе город и башню, высотою до небес, и сделаем себе богами, прежде нежели рассеемся по лицу всей земли. И сошел Господь посмотреть город и башню, которые строили сыны человеческие. И сказал Господь: вот, один народ, и один у всех язык; и вот что начали они делать, и не отстанут они от того, что задумали делать; сойдем же и смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другого. И рассеял их Господь оттуда по всей земле; и они перестали строить город и башню. Посему дано ему имя: Вавилон, ибо там смешал Господь язык всей земли, и оттуда рассеял их Господь по всей земле».

(Библия, Бытие, 11 глава)

Детская сказка притча о труде

У одного человека было три сына. И вот однажды он умер, оставив каждому из них наследство. Старшему сыну достался большой красивый дом, среднему - корова, ну а самому младшему - топор с рукавицами.

Каждый сын занялся своим делом. Старший создал семью и жил вместе с женой и детьми в своем доме. Средний сын решил продавать молоко. А старшему достался самый тяжелый труд - работать топором.

Прошло несколько лет… Пришло время пожинать плоды своего труда. Старший сын жил, за домом не следил, он у него весь покосился и из большого и красивого превратился в убогий и невзрачный. Средний сын оказался ленивым, и очень скоро его корова стала давать все меньше молока. И только младший сын с помощью своего топора смог не только себе на хлеб заработать, но и дом построить, и корову купить.

Позавидовали ему братья. И решили, что топор у брата волшебный, надо его себе забрать и зажить припеваючи. Но не тут-то было. Топор стащили, а ничего не сработало. «Рукавиц не хватает!» - решили они. И присвоили их себе. Снова ничего! А младший брат в это время не горевал. Он купил себе новый топор, лучше прежнего, и продолжал работать. Тогда и поняли братья, что все дело не в топоре, а в трудолюбии и умении. Взяли пример со своего младшего брата, научились трудиться и стали хорошими мастерами.

(www.lohmatik.ru)

Ученики предлагают свои варианты проблемы урока:

- Как в христианской вере понимается труд?

- Какое значение в христианстве имеет труд?

- Какой труд не является хорошим?

Ученики записывают тему урока и проблему в тетради.

4. Работа по теме урока.

Учитель. Сначала Библия говорит о том, как трудился Бог, создавая наш мир, а потом - о том, как Бог призвал к труду человека. Первые люди (Адам и Ева) были поселены в райском саду. Это был уголок земли, где звери слушались людей, и где не было смерти. Заповедь труда была дана среди четырех заповедей: умножение жизни («плодись и размножайся»); возделывание сада; познание мира («нареки имена животных»).

(Работа с текстом учебника)

Ученикам предлагается найти четвертую заповедь в тексте учебника, записать ее в тетрадь и подумать, о каком ограничении для христиан она может говорить?

Четвертая заповедь: «Не вкушай плодов древа познания добра и зла». (Заповедь показана в презентации)

Ученики. Данная заповедь говорит о (том) таком ограничении для христианства, как «пост».

Учитель. Ребята, что такое пост в вашем понимании? (Ученики предлагают свои ответы.)

Учитель показывает определение поста на проекторе. Ученики записывают определение в свой словарик.

«Пост - это религиозно обусловленная традиция временного воздержания от принятия питья и пищи (полностью или частично). В христианстве пост - это наилучшее время и средство для подготовки к высшему соединению с Богом в таинстве святого Причащения».

Учитель предлагает ученикам соотнести понятие пост с понятием труда, используя определение поста, свои знания и четвертую заповедь.

Варианты ответа учеников:

1) Пост - это духовный труд человека, который связан с его внутренними ограничениями, с борьбой самим собой и который в итоге может излечить душу.

2) Пост и труд понятия близкие, так как они приводят человека к равновесию, дают возможность совершенствовать внутренний мир.

Учитель. Ребята, давайте вспомним рассказ о райском саде и о том, как первые люди были изгнаны из него?

Ученики рассказывают, что они знают о райском саду:

«Бог создал первых людей: сначала Адама, а потом из его ребра Еву. Жили они счастливо в райском саду Эдеме. Всеми плодами этого сада могли пользоваться люди, кроме плодов древа познания. Человек должен был вкусить эти плоды, но не сразу. Однако люди не послушали Бога и попробовали плоды этого древа, и Бог изгнал их на землю».

Учитель. Совершенно верно ребята. Но уже первые люди должны были трудиться. Как вы думаете, в чем заключался их труд? (Ученикам предлагается ответить на данный вопрос, используя текст учебника.)

Ученики. Труд первых людей заключался в служении добру и следовании Богу. Человек должен был потрудиться: изменяя мир, он должен был менять и себя. В самом древе познания не было никакого зла. Более того - оно было святыней.

Учитель. Как вы думаете, какими были первые грехи человека?

Ученики. Первыми грехами человека в истории и Библии были лень и гордыня. Ведь вместо того, чтобы пойти путем труда, люди решили без всяких усилий сразу стать богами. Они просто съели плоды дерева познания и тем самым подумали, что станут мудрыми. Однако мудрость никогда не дается без труда.

Учитель. Итак, ребята, что этот рассказ нам говорит о христианском труде?

Ученики. Христианский труд - это труд, который делает верующего человека ближе к Богу через его стремление изменить себя в лучшую сторону, а потом и мир вокруг себя, стать мудрее.

Учитель. После того как люди совершили свой первый грех, Бог их все равно не оставил. Он пообещал им послать Спасителя (Христа). И еще Он ввел в жизнь людей необходимость повседневного труда «в поте лица своего». Однако не всякий труд хорош. Ребята, используя текст учебника и свои знания, ответьте на вопрос, какой труд напрасен с точки зрения христианства?

Ученики:

1) Если человек работает только для своего обогащения, такой труд не приближает человека к Богу;

2) Вредной оказывается и такая работа, которая приводит к горю других людей;

3) Если цель человека дурна, то и труд по достижению такой цели не будет добрым.

Учитель. Совершенно верно, ребята, если человек трудится в первую очередь не для себя, а для других, и если он своим трудом не наносит вред окружающим, тогда такой труд можно назвать христианским. Тем самым он приносит пользу, и тогда его труд радует Бога.

Бог оставил людям послание о труде. Ученикам предлагается прочитать раздел «Это интересно». После они должны ответить на вопрос, о том, как должен быть вознагражден труд любого человека?

«Кто пашет, должен пахать с надеждою… Не обижай наемника… В тот же день отдай плату его, чтоб он не возопил на тебя к Господу, и не было на тебе греха… Горе тому, кто заставляет ближнего своего работать даром и не отдает ему платы его… Вот, плата, удержанная вами у работников, пожавших поля ваши, воспитает, и вопли жнецов дошли до слуха Господа».

(Из Библии)

После изучения нового материала, ученикам предлагается составить схему «что такое для вас христианский труд?».



Христианский труд

- это различные запреты, которые обогащают душу человека.

- это честный труд.

- это труд, который приносит пользу всем людям.

(Схема представлена учителем на проекторе. Ученики могут дополнять данную схему своими ответами).

Учитель. Понятие труд рассматривается и в других мировых религиях. (Учитель раздает карточки, на которых написано о понимании труда в исламе, иудаизме и буддизме. После прочтения карточек ученикам необходимо ответить на вопросы).

1) «Иудаизм учит почитать труд, принимать участие личным физическим или духовным трудом в общественной деятельности. Поэтому нужно бережно относиться к нашим силам и способностям, всячески совершенствовать их. Иудаизм порицает всякое праздное, не основанное на труде удовольствие, праздность в надежде на помощь других».

2) «Согласно учению ислама, человек - лучшее творение Всевышнего. Бог создал его как своего преемника на Земле. Несмотря на то, что всё находится в руках Всевышнего, человек обладает свободой воли и выбора. Это накладывает на него огромную ответственность. Он должен осознать своё предназначение и вести себя в соответствии с ним. Ислам призывает каждого занимать активную жизненную позицию. Бегство от мира в учении ислама не одобряется. Человек должен активно участвовать в жизни общества и полностью выполнить свое предназначение: завести семью, родить детей, трудиться. Такая жизнь понимается как угодная Богу».

3) «Буддизм проповедует отказ от мира, запрещает монахам трудиться: они обязаны жить только подаяниями. Мирянам же положено трудиться, но трудиться надо ровно столько, чтобы обеспечить себе жизненный минимум. Излишний труд, порожденный стремлением к благополучию, может привести к появлению у человека и других страстей, мешающих его лучшему перерождению».

Вопросы к карточкам:

1. Что общего между пониманием труда в мировых религиях?

2. Какая из мировых религий, по вашему мнению, стремится к меньшей трудовой деятельности?

5. Рефлексия.

Учитель. Ребята, сегодня на уроке вы узнали, что такое христианский труд, поговорили о понимании труда в мировых религия. Так, что же такое христианский труд?

Возможные ответы учеников:

1) Христианский труд - это не просто средство пропитания, а это еще и лекарство, которое прописано человеку Богом.

2) Христианский труд - это незаменимый источник опыта, знаний, который закаляет характер человека.

3) Христианский труд - это основной долг каждого христианина, он укрепляет волю человека и облагораживает его.

После изучения нового материала ученики попытаются сделать анализ урока и своей деятельности. Ученики отвечают на следующие вопросы:

1) Что я уже знал о христианском труде?

2) Что нового я узнал о христианском труде?

3) Что я хотел бы еще узнать о христианском труде, а может быть о понимании труда в мировых религиях?

4) Как я поработал на сегодняшнем уроке?

6. Домашнее задание.

Устно ответить на вопросы после урока 29:

1) Какие заповеди получили люди от творца?

2) Что такое пост? Объясните.

3) В чем грех первых людей?

4) Какой труд вреден для человека?

5) Что значит «работать на совесть»?

6) Письменно заполнить таблицу «Понятие труда в мировых религиях»

Вопросы

Христианство

Иудаизм

Ислам

Буддизм

Понятие труда в религиях мира

Что общего в понимание труда в мировых религиях?

Что разного в понимание труда в мировых религиях?


Дополнительно задание. (Приложение 3.)

Список литературы

1. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4-5 классы: учебник для общеобразовательных учреждений/ А.В.Кураев.- М.: Просвещение, 2012

2. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы мировых религиозных культур. 4-5 классы: учебник для общеобразовательных учреждений/ А.В.Кураев.- М.: Просвещение, 2012

3. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы буддийской культуры. 4-5 классы: учебник для общеобразовательных учреждений/ А.В.Кураев.- М.: Просвещение, 2012

4. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы исламской культуры. 4-5 классы: учебник для общеобразовательных учреждений/ А.В.Кураев.- М.: Просвещение, 2012

5. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы иудейской культуры. 4-5 классы: учебник для общеобразовательных учреждений/ А.В.Кураев.- М.: Просвещение, 2012

6. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4-5 классы: учебник для общеобразовательных учреждений/ А.В.Кураев.- М.: Просвещение, 2012

7. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя. 4-5 классы: справочные материалы для общеобразовательных учреждений /под редакцией В.А.Тишкова, Т.Д.Шапошниковой. /.- М.: Просвещение, 20124.

8. Добрые детские сказки-притчи. - 2010 [Электронный ресурс]. Дата обновления: 27.02.2015. - URL: http//www.lohmatik.ru/index.php (дата обращения: 28.02.2015).


Приложение 1.

1) Павел Дмитриевич Корин. «Святой Александр Невский», 1943 год.



2) Петр Николаевич Баженов «Адмирал Фёдор Фёдорович Ушаков», 1912 год.

Приложение 2.

1) М. Нестеров. Труды Сергия радонежского.

2) Илья Ефимович Репин «Бурлаки на Волге», 1872-1873 годы.

3) Миниатюра из «Житие Сергия Радонежского», XV век.

4) Виктор Михайлович Васнецов «Нестор-летописец», 1885-1893 годы.

5) Татьяна Ниловна Яблонская «Хлеб», 1949 год.

Приложение 3.

1) «Каждый труд благослови, удача…»

Каждый труд благослови, удача!

Рыбаку - чтоб с рыбой невода,

Пахарю - чтоб плуг его и кляча

Доставали хлеба на года.

Воду пьют из кружек и стаканов,

Из кувшинок также можно пить -

Там, где омут розовых туманов

Не устанет берег золотить.

Хорошо лежать в траве зелёной

И, впиваясь в призрачную гладь,

Чей-то взгляд, ревнивый и влюблённый,

На себе, уставшем, вспоминать.

Коростели свищут... коростели...

Потому так и светлы всегда

Те, что в жизни сердцем опростели

Под весёлой ношею труда.

Только я забыл, что я крестьянин,

И теперь рассказываю сам,

Соглядатай праздный, я ль не странен

Дорогим мне пашням и лесам.

Словно жаль кому-то и кого-то,

Словно кто-то к родине отвык,

И с того, поднявшись над болотом,

В душу плачут чибис и кулик.

(Сергей Есенин)

Вопросы к стихотворению:

1) Как вы считаете, почему автор восхваляет труд любого существа?

2) Как вы понимаете выражение «веселая ноша труда»?

2) «Не позволяй душе лениться»

Не позволяй душе лениться!

Чтоб в ступе воду не толочь,

Душа обязана трудиться

И день и ночь, и день и ночь!

Гони её от дома к дому,

Тащи с этапа на этап,

По пустырю, по бурелому,

Через сугроб, через ухаб!

Не разрешай ей спать в постели

При свете утренней звезды,

Держи лентяйку в чёрном теле

И не снимай с неё узды!

Коль дать ей вздумаешь поблажку,

Освобождая от работ,

Она последнюю рубашку

С тебя без жалости сорвёт.

А ты хватай её за плечи,

Учи и мучай дотемна,

Чтоб жить с тобой по-человечьи

Училась заново она.

Она рабыня и царица,

Она работница и дочь,

Она обязана трудиться

И день и ночь, и день и ночь!

(Николай Заболоцкий)

Вопросы к стихотворению:

1) Как вы считаете, почему надо всегда прогонять свою лень?

2) Какой рецепт против лени рекомендует автор?

12




 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал