7


  • Учителю
  • Планирование по литературному чтению (4 класс)

Планирование по литературному чтению (4 класс)

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание: Рабочая программа разработана на основе Федерального государственно образовательного стандарта начального общего образования  и авторской программы УМК «Перспективная начальная школа».«Литературное чтение 4 класс»Авторы: Н.А. Чуракова,  О.В.Малаховская,  Москва, Ака
предварительный просмотр материала

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение -

средняя общеобразовательная школа № 2

«Возрождение»






СОГЛАСОВАНО «УТВЕРЖДАЮ»

Зам. директора по УВР Директор МБОУСОШ № 2

«Возрождение»

___________ Е. А.Падкина ___________ В. М. Аврутин

«___»_________20___г. «___»__________20___г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по литературному чтению

на 2014-2015 учебный год

для 4 - х классов

Учитель: Евстигнеева Т. П.





Рассмотрено на заседании

методического объединения

учителей начальных классов

Протокол № 1 от 28.08.2014 года

Руководитель МО: Евстигнеева Т. П.


Рабочая программа разработана на основе Федерального государственно образовательного стандарта начального общего образования и авторской программы УМК «Перспективная начальная школа».

«Литературное чтение 4 класс»

Авторы: Н.А. Чуракова, О.В.Малаховская, Москва, Академкнига, 2012г.


Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младшего школьника умения учиться.

Изучение литературного чтения в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

  • обладание осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников, формирование читательского кругозора и приобретения самостоятельной читательской деятельности, совершенствование всех видов речевой деятельности;

  • развитие художественно - творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений;

  • обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественного текста, формирование представлений о добре и зле;

  • приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование грамотного читателя, который с течением времени сможет самостоятельно выбирать книги и пользоваться библиотекой, и, ориентируясь на собственные предпочтения, и в зависимости от поставленной учебной задачи, а также сможет использовать свою читательскую деятельность как средство самообразования.

В силу особенностей, присущих данной предметной области, в её рамках решаются также весьма разноплановые предметные задачи:

  • духовно-нравственная - от развития умения понимать нравственный смысл целого до развития умения различать нравственные позиции на основе художественных произведений;

  • духовно-эстетическая - от формирования видеть красоту целого до воспитания чуткости к отдельной детали;

  • литературоведческая - от формирования умения различать разные способы построения картин мира в художественных произведениях (роды, виды и жанры литературы) до развития понимания, с помощью каких именно средств выразительности достигается желаемый эмоциональный эффект (художественные приёмы);

  • библиографическая - от формирования умений ориентироваться в книге по её элементам и пользоваться её справочным аппаратом до формирования умений работать сразу с несколькими источниками информации и осознанно отбирать список литературы для решения конкретной учебной задачи.

«Литературное чтение» является базовым гуманитарным предметом в начальной школе, с помощью которого можно решать не только узкопредметные задачи, но и общие для всех предметов задачи гуманитарного развития младшего школьника, содержащиеся в примерной программе по литературному чтению в рамках Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения. Это, прежде всего формирование позитивного целостного мировосприятия младших школьников, воспитание нравственного, ответственного сознания. А также формирование функциональной грамотности младшего школьника и достижения результативности обучения в целом.

Описание места курса «Литературное чтение» в учебном плане

В соответствии с Федеральным базисным учебным планом и примерной программой по литературному чтению предмет «Литературное чтение» изучается 3 часа в неделю, 102 часа в год.

Содержание курса «Литературное чтение»

Программа 4 класса, сохраняя единые принципы и задачи изучения литературы как искус­ства и явления художественной культуры, поднимает учеников на новую ступень общего и эсте­тического развития. Она впервые знакомит школьников с понятием «миф», а сложная природа мифа, объединяющего обрядовую практику и собственно текст, участвующий в проведении об­ряда, вводит в фольклор более широкий контекст явлений культуры. Особенностью работы в 4 классе является формирование общего представления о связи мифа с такими жанрами фольк­лора, как сказка о животных и волшебная сказка, и с такими малыми жанрами фольклора, как загадка, считалка, дразнилка, закличка. На материале фольклорных текстов (волшебной сказки и былины) школьникам показывается проникновение в устное народное творчество фабульных элементов истории (то есть географических и исторических названий, примет и особенностей быта людей письменной эпохи). Вместе с тем школьники убеждаются в том, что при этом жан­ровые особенности фольклорных произведений сохраняются. Выявление конкретно-исторических черт времени необходимо для формирования полноценных представлений о коренных отличиях народной литературы от авторской: время в народной литературе понимается как природа, как природный цикл, сезонный круг; время в авторской литературе - это история, историческое движение событий и развитие характеров. Главной ценностью в народной литературе является сохранение или восстановление природного и социального порядка; главной ценностью автор­ской литературы является конкретный человек с присущим ему миром переживаний. Программа 4 класса продолжает знакомить младших школьников с шедеврами отечественной и зарубежной живописи. Живописные произведения «Музейного Дома» каждый раз позволяют обратиться к обсуждаемым эстетическим и этическим проблемам на материале другого вида искусства. Это делает все обсуждаемые проблемы общими проблемами художественной культуры.

Программа продолжает углублять представления младших школьников о содержательной выразительности поэтической формы. На разнообразном поэтическом материале школьникам демонстрируется простота и фольклорная укорененность парной рифмы, ритмичность перекре­стной и изысканная сложность охватной; энергичность мужских окончаний, спокойная уверен­ность женских окончаний и песенная протяжность дактилических окончаний. Школьники убеж­даются в содержательности выбора поэтами длины строки; знакомятся с богатством возможно­стей онегинской строфы.

Развивается представление учащихся о разных типах повествования: школьники продол­жают знакомство с прозаическими и поэтическими текстами и впервые знакомятся с драматиче­ским произведением. Это является своеобразной пропедевтикой грядущего (в основной школе) знакомства с родовым делением литературы на эпос, лирику и драму.

Программа 4 класса предусматривает анализ объемных произведений, сложных по компо­зиции и художественному содержанию, передающих целую гамму разнообразных чувств, до­ступных детям. Выявление авторской точки зрения на изображаемые события завершает форми­рование представлений об особенностях авторской литературы.

Решение проблемы «автора» и «точки зрения» программа предусматривает как ре­шение:

  • проблемы выражения чувств в лирике;

  • проблемы несовпадения мировосприятия рассказчика и героя (программа предусматрива­ет только случаи самоочевидного несовпадения авторской точки зрения и точки зрения героя, когда мир воспринят глазами собачки, волчицы или трехлетнего ребенка);

  • проблемы перевода (детям предлагаются для сравнительного анализа разные переводы одного и того же стихотворения: сначала с именами переводчиков, потом - без имен, чтобы дети попытались сами установить имена переводчиков).

Особенность четвертого года изучения литературы состоит в том, что этот год заверша­ет формирование того элементарного инструментария, который будет необходим читателю ос­новной школы для анализа и оценки произведений разных жанров фольклора и разных родов и жанров авторской литературы.

Итогом четвертого года обучения должны стать: начальные умения анализа литературно­го произведения, умения устного и письменного высказывания в рамках разных жанров (сочине­ние на свободную тему; сравнительный анализ двух произведений в заданном аспекте, отзыв о произведении); первичное интуитивное ориентирование в мире доступной детскому восприятию художественной литературы; эстетическое переживание ценности художественных произведений.

Содержание программы

Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»

Совершенствование умения чтения про себя в процессе ознакомительного, просмотрового чтения, выборочного и изучающего чтения.

Совершенствование умений и навыков выразительного и осмысленного чтения: учёт тех требований к выразительности чтения, которые продиктованы жанровой принадлежностью текста. Дальнейшее развитие навыков свободного владения устной и письменной речью.

Дальнейшее формирование культуры предметного общения:

  • умения целенаправленного доказательного высказывания с привлечением текста произведения;

  • способности критично относиться к результатам собственного творчества;

  • способности тактично оценивать результаты творчества одноклассников.

Дальнейшее формирование культуры предметной переписки с научным клубом младшего школьника «Ключ и заря».

Умение определять тему и главную мысль произведения; делить текст на смысловые части, составлять план текста и использовать его для пересказа; пересказывать текст кратко и подробно.

Умение составлять общее представление о содержании основных литературных произведений, изученных в классе, указывать их авторов и названия; характеризовать героев произведений; сравнивать характеры героев одного и разных произведений; выявлять авторское отношение к герою.

Формирование библиографической культуры

Дальнейшее формирование умений ориентироваться в книге по её элементам («Содержание» и «Оглавление» книги, титульный лист, аннотация, сведения о художниках - иллюстраторах книги). Формирование умений составлять аннотацию на отдельное произведение и сборник произведений.

Использование толкового, фразеологического и этимологического учебных словарей для уточнения значений и происхождения слов и выражений, встречающихся на страницах литературных произведений.

Формирование умения выбирать книги в библиотеке на основе рекомендованного списка.

Биография автора художественного произведения. Начальные представления о творческой биографии писателя (поэта, художника):

  • роль конкретных жизненных впечатлений и наблюдений в создании художественного произведения;

  • участие воображения и фантазии в создании произведений;

  • диалоги с современным московским детским писателем и современными художниками (авторами иллюстраций к учебнику); детские вопросы к авторам и ответы на них.

Представление о библиографическом словаре (без использования термина). Использование биографических сведений об авторе для составления небольшого сообщения о творчестве писателя или поэта.

Раздел «Литературоведческая пропедевтика»

Устное народное творчество

Формирование общего представления о «мифе» как способе жизни человека в древности, помогающем установить отношения че­ловека с миром природы. Представления о Мировом дереве как о связи между миром человека и волшебными мирами; представления о тотемных животных и тотемных растениях как о прародителях че­ловека.

Волшебная сказка.

Отражение древних (мифологических) пред­ставлений о мире. Герой волшебной сказки. Представление о вол­шебном мире, волшебном помощнике и волшебных предметах, вол­шебных числах и словах.

Особенности сюжета (нарушение социаль­ного (природного) порядка как причина выхода героя из дома; доро­га к цели, пролегающая через волшебный мир; испытания, помощь волшебного помощника, победа над волшебным миром как восста­новление социального (природного) порядка и справедливости).

Отслеживание особенностей мифологического восприятия мира в сказках народов мира, в старославянских легендах и русских на­родных сказках.

Былина как эпический жанр (историческое повествова­ние).

Характеристика эпического (исторического) героя (победи­тель в борьбе с природными силами; защитник границ княжества и отечества; человек, прославляющий своими деяниями - торгов­лей или ратными подвигами - свое отечество).

Проникновение фабульных элементов истории (в виде примет кон­кретно-исторического времени, исторических и географических на­званий) в жанры устного народного творчества: волшебной сказки («Морской царь и Василиса Премудрая») и былины («Садко»).

Народная и авторская сказка.

Сохранение структурных (жанровых и сюжет­ных) связей с народной сказкой и обретение нового смысла. Развитие сказочной «этики»: от победы с помощью магической силы - к торже­ству ума, смекалки (в народной сказке); к осознанию ценности нрав­ственного совершенства и силы любви (в авторской сказке).

Жизнь жанров фольклора во времени

Взаимоотношения обрядов и праздников.

Жизнь древнего жанра гимна во времени (античный гимн «Приро­де» и «Гимн России»): жанровое и лексическое сходство.

Народная и авторская сказка.

Сказочная повесть. С. Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями».

Жанровые особенности, роднящие сказочную повесть с жанром рас­сказа: наличие нескольких сюжетных линий, многообразие событий, протяженность действия во времени, реальность переживаний героя.

Жанровые особенности, роднящие сказочную повесть с жанром сказки: сосуществование реального и волшебного мира, превраще­ния, подвиги героя и выполнение им трудных заданий, волшебные числа и волшебные слова.

Герой сказочной повести: проявление характера в поступках и ре­чи, развитие характера во времени. Перенесение победы над вол­шебным миром в область нравственного смысла: не знание волшеб­ного заклинания, а преодоление собственных недостатков, воспита­ние в себе нравственных принципов помогают Нильсу вернуть себе человеческий облик.

Особенности поэзии.

Выражение внутреннего мира автора посредством изображения окружающего мира. Разница картин ми­ра, создаваемых поэтами. Общее представление об образе поэта через его творчество.

Формирование представления о разнообразии выразительных средств авторской поэзии: использование приемов олицетворения, сравнения, антитезы (контраста); лексического и композиционного повтора.

Общее представление о связи смысла стихотворения с избранной поэтом стихотворной формой (на примере классической и современ­ной поэзии, знакомство с онегинской строфой).

Рассказ.

Дальнейшие наблюдения за особенностями жанра рас­сказа:

  • событие в рассказе - яркий случай, раскрывающий характер героя;

  • сложность характера героя и развитие его во времени;

  • драматизм рассказа (А. Чехов «Ванька», Л. Андреев «Петька на даче», Л. Улицкая «Бумажная победа»);

  • формирование первичных представлений о художественной правде как о правде мира чувств, которая может существовать в кон­тексте вымысла и

  • воображения;

  • выразительность художественного языка.

Раздел «Элементы творческой деятельности учащихся»

Умение читать выразительно стихотворный и прозаический текст, основываясь на восприятие и передачу художественных особенностей текста, выражение собственного отношения к тексту и в соответствии с выработанными критериями выразительного чтения.

Дальнейшее формирование умений обсуждать с одноклассниками иллюстрации в учебнике и репродукции живописных произведений из раздела «Музейный Дом», слушать и обсуждать музыкальные произведения и сравнивать их с художественными текстами и живописными произведениями с точки зрения выраженных в них мыслей, чувств, переживаний.

Дальнейшее формирование умений устно и письменно (в виде высказываний и коротких сочинений) делиться своими личными наблюдениями и впечатлениями, возникшими в ходе обсуждения литературных текстов, живописных и музыкальных произведений.

Формирование умений выполнять объёмные творческие задания в рамках подготовки к литературной олимпиаде (по материалам, представленным в учебнике).

Круг чтения

Устное народное творчество

Мифологические сюжеты Древней Греции, древних славян.

Русские народные волшебные сказки

«Крошечка-Хаврошечка», «Морозко»*, «Морской царь и Василиса Премудрая», «Иван-царевич и серый волк»*, «Финист - ясный сокол»*.

Зарубежная волшебная сказка

«Алтын-сака - золотая бабка».

Былины:

Киевского цикла: «Илья Муромец и Святогор»*, «Илья Муромец и Соловей-разбойник»;

Новгородского цикла: «Садко».

Классики русской литературы 18 - первой половины 20 веков

В. Жуковский «Славянка» (отрывок), «Весеннее чувство» (отрывок); А.С. Пушкин «Везувий зев открыл…», отрывки из «Евгения Онегина», «Гонимы вешними лучами…», «Сквозь волнистые туманы…»; М. Лермонтов «Парус»; Ф. Тютчев «как весел грохот летних бурь…»; А. Фет «Это утро, радость эта…»; И. Бунин «Нет солнца, но светлы пруды…», «Детство»; Н. Заболоцкий «Сентябрь», «Оттепель»; В. Хлебников «Кузнечик»; В. Маяковский «Хорошее отношение к лошадям»; Б. Пастернак «Опять весна»; А. Чехов «Ванька», «Мальчики»; Л. Андреев «Петька на даче»; М. Волошин «Зелёный вал отпрянул…»; В. Набоков «Грибы», «Мой друг, я искренно жалею…», «Обида»; А. Погорельский «Чёрная курица, или подземные жители» (в сокращении)*.

Классики русской литературы второй половины 20 века

А. Ахматова «Тайны ремесла», «Перед весной бывают дни…», «Памяти друга»; С. Михалков. Государственный гимн Российской Федерации; Н. Рыленков «К Родине»; Н. Рубцов «Доволен я буквально всем»; Д. Самойлов «Красная осень»; А. Кушнер «Сирень»; В. Соколов «О умножении листвы…», «Все чернила вышли…»; Д. Кедрин «Всё мне мерещиться поле с гречихою…»; К. Паустовский «Тёплый хлеб»*; Ю. Коваль «Лес, Лес! Возьми мою грусть!»; И. Пивоварова «Как провожают пароходы», «Мы пошли в театр»*; В. Драгунский «Красный шарик в синем небе»*; Л. Улицкая «Бумажная победа»; М. Вайсман «Шмыгимышь»; С. Козлов «Не улетай, пой, птица!», «Давно бы так, заяц», «Лисичка»*; Б. Сергуненков «Конь Мотылёк»; С. Маршак «как поработала зима»!..»; А. Пантелеев «Главный инженер».

Зарубежная литература

Древнегреческий «Гимн Природе»; древнегреческое сказание «Персей»; Плиний Младший «Письмо Тациту».

Авторские волшебные сказки:

Г. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик»*, «Снежная королева»* (в отрывках), «Русалочка» (в сокращении); С. Лагерлёф «Путешествие Нильса с дикими гусями» (в отрывках); А. Сент-Экзюпери «Маленький принц»* (в отрывках); Д. Даррелл «Землянично-розовый дом»* (отрывок из повести «Моя семья и другие животные»).

Примечание. Произведения, помеченные звездочкой, входят не в учебник, а в хрестоматию.


Планируемые результаты освоения учебной программы

по курсу «Литературное чтение» к концу 4-го года обучения

Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»

Аудирование, чтение вслух и про себя, работа с разными видами текста, библиографическая культура, работа с текстом художественного произведения, культура речевого общения.

Выпускник научится:

  • читать про себя в процессе первичного ознакомительного чтения, выборочного чтения и повторного изучающего чтения;

  • грамотно писать письма и отвечать на полученные письма в процессе предметной переписки с научным клубом младшего школьника «Ключ и заря»;

  • определять главную тему и мысль произведения; делить тест на смысловые части, составлять план текста и использовать его для пересказа; пересказывать текст кратко и подробно;

  • представлять содержание основных литературных произведений, изученных в классе, указывать их авторов и названия;

  • перечислять названия 2-3 детских журналов и пересказывать их основное содержание (на уровне рубрик);

  • характеризовать героев произведений; сравнивать характеры одного и разных произведений; выявлять авторское отношение к герою;

  • обосновывать своё высказывание о литературном произведении или герое, подтверждать его фрагментами или отдельными строчками из произведения;

  • читать наизусть (по выбору) стихотворные произведения или отрывки из них, спокойно воспринимать замечания и критику одноклассников по поводу своей манеры чтения;

  • ориентироваться в книге по её элементам (автор, название, титульный лист, страница «Содержание» или «Оглавление», аннотация, иллюстрации);

  • составлять тематический, жанровый и монографический сборники произведений; составлять аннотацию на отдельное произведение и на сборники произведений;

  • делать самостоятельный выбор книг в библиотеке с целью решения разных задач (чтение согласно рекомендованному списку; подготовка устного сообщения на определённую тему);

  • высказывать оценочные суждения о героях прочитанных произведений и тактично воспринимать мнения одноклассников;

  • самостоятельно работать с разными источниками информации (включая словари и справочники разного направления).

Раздел «Литературоведческая пропедевтика»

Различение типов рифм, различение жанровых особенностей произведений народного творчества и авторской литературы, узнавание в текстах литературных приёмов (сравнение, олицетворение, звукопись, гипербола, контраст) и понимание причин их использования.

Выпускник научится:

  • представлять основной вектор движения художественной культуры: от народного творчества к авторским формам;

  • отличать народные произведения от авторских;

  • находить и различать средства художественной выразительности в авторской литературе (приёмы: сравнение, олицетворение, гипербола (преувеличение), звукопись, контраст, повтор, разные типы рифмы).

Выпускник в процессе самостоятельной, парной, групповой и коллективной работы получит возможность научиться:

  • отслеживать особенности мифологического восприятия мира в сказках народов мира, в старославянских легендах и русских народных сказках;

  • отслеживать проникновение фабульных элементов истории (в виде примет конкретно-исторического времени, исторических и географических названий) в жанры устного народного творчества - волшебной сказки и былины;

  • представлять жизнь жанров фольклора во времени (эволюция жанра волшебной сказки; сохранение жанровых особенностей гимна);

  • обнаруживать связь смысла стихотворения с избранной поэтом стихотворной формой (на примере классической и современной поэзии);

  • понимать роль творческой биографии писателя (поэта, художника) в создании художественного произведения;

  • понимать, что произведения, принадлежащие к разным видам искусства могут сравниваться не только на основе их тематического сходства, но и на основе сходства или различия мировосприятия их авторов (выраженных в произведении мыслей и переживаний).

Раздел «Элементы творческой деятельности учащихся»

Чтение по ролям, устное словесное рисование, работа с репродукциями, создание собственных текстов.

Выпускник в процессе самостоятельной, парной, групповой и

коллективной работы получат возможность научиться:

  • читать вслух стихотворный и прозаический тексты на основе восприятия и передачи их художественных особенностей, выражения собственного отношения и в соответствии с выработанными критериями выразительного чтения;

  • обсуждать с одноклассниками литературные, живописные и музыкальные произведения с точки зрения выраженных в них мыслей, чувств и переживаний;

  • устно и письменно (в форме высказываний или коротких сочинений) делиться своими личными впечатлениями и наблюдениями, возникшими в ходе обсуждения литературных текстов, музыкальных и живописных произведений.

Ожидаемые результаты формирования УУД

к концу 4-го года обучения

В области предметных общих учебных действий

Выпускник научится:

  • ориентироваться в книге по названию, оглавлению, отличать сборник произведений от авторской книги;

  • самостоятельно и целенаправленно осуществлять выбор книги в библиотеке по заданной тематике, по собственному желанию;

  • составлять краткую аннотацию (автор, название, тема книги, рекомендации к чтению) на литературное произведение по заданному образцу;

  • пользоваться алфавитным каталогом, самостоятельно пользоваться соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.

  • сравнивать, сопоставлять художественные произведения разных жанров, выделяя два три существенных признака (отличать прозаический текст от стихотворного; распознавать особенности построения фольклорных форм: сказки, загадки, пословицы).

  • читать по ролям литературное произведение;

  • создавать текст на основе интерпретации художественного произведения, репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта;

  • реконструировать текст, используя различные способы работы с «деформированным» текстом: восстанавливать последовательность событий, причинно-следственные связи.

Выпускник в процессе самостоятельной, парной, групповой и

коллективной работы получит возможность научиться:

  • ориентироваться в мире детской литературы на основе знакомства с выдающимися произведениями классической и современной отечественной и зарубежной литературы;

  • определять предпочтительный круг чтения, исходя из собственных интересов и познавательных потребностей;

  • писать отзыв о прочитанной книге;

  • работать с тематическим каталогом;

  • работать с детской периодикой.

  • сравнивать, сопоставлять различные виды текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора, эпитет);

  • создавать прозаический или поэтический текст по аналогии на основе авторского текста, используя средства художественной выразительности (в том числе из текста).

  • творчески пересказывать текст (от лица героя, от автора), дополнять текст;

  • создавать иллюстрации по содержанию произведения;

  • работать в группе, создавая инсценировки по произведению, сценарии, проекты;

  • создавать собственный текст (повествование-по аналогии, рассуждение - развёрнутый ответ на вопрос; описание - характеристика героя).

В области познавательных общих учебных действий

Выпускник научится:

  • свободно работать с текстом: уметь выделять информацию, заданную аспектом рассмотрения, и удерживать заявленный аспект; уметь быстро менять аспект рассмотрения;

  • свободно ориентироваться в текущей учебной книге и в других книгах комплекта; в корпусе учебных словарей, в периодических изданиях, в фонде школьной библиотеки: уметь находить нужную информацию и использовать её в разных учебных целях; свободно работать с разными источниками информации (представленными в текстовой форме, в виде произведений изобразительного и музыкального искусства).

В области коммуникативных учебных действий

Выпускник научится:

В рамках коммуникации как сотрудничества:

  • разным формам учебной кооперации (работа вдвоём, в малой группе, в большой группе) и разным социальным ролям (ведущего и исполнителя).

В рамках коммуникации как взаимодействия:

  • понимать основание разницы между заявленными точками зрения, позициями и уметь мотивированно и корректно присоединяться к одной из них или аргументировано высказывать свою собственную точку зрения;

  • уметь корректно критиковать альтернативную позицию.

В области регулятивных учебных действий

Выпускник научится:

  • осуществлять самоконтроль и контроль за ходом выполнения работы и полученного результата.

В области личностных учебных действий

Выпускник получит возможность научится:

  • осознавать значение литературного чтения в формировании собственной культуры и мировосприятия;

  • профилировать свою нравственно-этическую ориентацию (накопив в ходе анализа произведений и общения по их поводу опыт моральных оценок и нравственного выбора).

Материально- техническое обеспечение учебного предмета «Литературное чтение»

Для характеристики количественных показателей используются следующие обозначения:

  • Д - демонстрационный экземпляр (не менее одного на класс)

  • К - полный комплект (на каждого ученика класса)

  • Ф - комплект для фронтальной работы (не менее одного на двух учеников)

  • П - комплект для работы в группах (один на 5-6 учащихся)

Наименование объектов и средств
материально-технического обеспечения

Количество

Примечание

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)


Учебно-методические комплекты по литературному чтению УМК «Перспективная начальная школа» для 3 класса (программа, учебники, рабочие тетради на печатной основе)

Примерная программа начального общего образования по литературному чтению

К





Д

Библиотечный фонд сформирован с учётом типа школы с русским языком обучения на основе федерального перечня учебников, допущенных Минобрнауки РФ.

Печатные пособия


Наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой, определённой в программе по литературному чтению (в том числе и в цифровой форме)

Словари по русскому языку: толковый, фразеологический, орфоэпический, этимологический и словообразовательный

Репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работы, указанных в программе и методических пособиях

Детские книги разного типа из круга детского чтения.

Портреты поэтов и писателей

Д




Ф



Д/К



Д/К/П


Д


Компьютерные и информационно-коммуникативные средства


Электронные справочники, электронные пособия

П

В наличии

Технические средства обучения


Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц.

Магнитная доска.

Персональный компьютер

Мультимедийный проектор.

Сканер, принтер, цифровая фотокамера.

Д


Д

Д

Д

Д/П



Экранно-звуковые пособия


Видеофрагменты и другие информационные объекты, отражающие темы курса литературное чтение

Аудиозаписи художественного исполнения изучаемых произведений.

Видеофильмы соответствующего содержания

Слайды соответствующего содержания

Мультимедийные образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения

Д



Д


Д


Д

Д





Оборудование класса


Ученические столы двухместные с комплектом стульев

Стол учительский тумбой

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий.

Настенные доски

Подставки для книг, держатели схем и таблиц

Полки для «Уголка книг»

К


Д

Д


Д

К


Д


Игры и игрушки


Настольные развивающие игры, литературное лото, викторины

Ф





Программное и учебно-методическое оснащение учебного плана

Класс

Количество

часов в неделю согласно

учебному плану

школы






Реквизиты

программы

УМК

обучающегося


УМК

учителя

Федеральный

компонент

Региональный

компонент

Школьный

компонент

4А-4Б




УМК «Перспективная начальная школа».

Рабочая программа на основе государственной

«Литературное чтение 4 класс»

Авторы:

Н.А. Чуракова, О.В.Малаховская,

Москва, Академкнига,

2012г.


«Литературное чтение» 4класс,

Автор: Н.А. Чуракова,

Москва,

Академкнига,

2012г.

«Литературное чтение»

Хрестоматия

4 класс

автор:

О.В.Малаховская,

Академкнига,

2012г.

Тетрадь для самостоятельной работы по литературному чтению в 2-х частях, 4 класс

автор: О.В.Малаховская;

методическое пособие

авторы:

Н.А.Чуракова,

О.В.Малаховская,

О.В.Борисенкова.



Чуракова Н.А., Малаховская О.В. Литературное чтение. 4 класс: Методическое пособие.-М.: Академкнига/Учебник.

Учебно-тематический план.


Кол-во

часов

Кол-во

контрольных

работ

Постигаем законы волшебной сказки: отыскиваем в ней отражение древних представлений о мире


17ч


Проверка техники чтения 3 раза в год (начало учебного года, 1-е полугодие, 2-е полугодие).

Знакомимся с повествованиями, основанными на фольклоре


16ч



Учимся у поэтов и художников видеть красоту природы и красоту человека

17ч



Приближаемся к разгадке тайны особого зрения

13ч



Обнаруживаем, что у искусства есть своя особенная правда

17ч



Убеждаемся, что без прошлого у людей нет будущего. Задумываемся над тем, что такое Отечество

22ч



Тематическое распределение часов

№ п/п

Дата

Тема урока

Характеристика деятельности

учащихся

1


Постигаем законы волшебной сказки: отыскиваем в ней отражение древних представлений о мире. Древние представления о Мировом дереве. Обрядовые деревья.

Присутствие двух миров - земного и волшебного в волшебных сказках. Рассматриваем древние книжные миниатюры.

2


Земной и волшебный мир в волшебных сказках. Персей. Древнегреческое сказание.

Рассматриваем фрагмент картины Пьеро ди Козимо «Персей и Андромеда» и древнерусские иконы с изображением Георгия Победоносца.

3


Персей. Древнегреческое сказание.

4


Отражение древних представлений о красоте и порядке в земном мире в трёхчастной композиции.

Рассматриваем примеры таких композиций: древнеегипетский папирус, фрагменты вышивок на русской праздничной одежде 19 века, древнерусская икона «Христос спускается в ад».

5


Древние представления о животных - прародителях, знакомство с понятием «тотем».

Рассматриваем изображения древних богов в виде животных и в виде людей с головами животных.

6


Волшебные сказки. Особенности героя волшебных сказок.

Работа с хрестоматией Восприятие на слух звучащей речи, адекватное понимание содержания звучащего текста, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения.


7


Русская сказка «Сивка-Бурка». Смысл названия сказки. Герой и его волшебный помощник.

8


Русская сказка «Сивка-Бурка». Иванушка - дурачок как настоящий герой волшебной сказки. Проверка техники чтения.

9


Русская сказка «Крошечка - Хаврошечка». Отличительные особенности героини волшебной сказки.

10


Русская сказка «Морской царь и Василиса Премудрая». Композиция и сюжет сказки.

11


Русская народная сказка «Морозко», «Гуси-лебеди». Волшебный мир сказки. Выразительное чтение и рассказывание.

12


Русская народная сказка «Финист Ясный Сокол». Композиция, события и их последовательность. Героиня волшебной сказки.

Работа со школьной библиотекой. Определение последовательности развития сюжетного действия (основных сюжетных линий), особенностей поведения героев и описания их автором; определение жанра художественных произведений. Работа над приёмами "сравнение" и "контраст".


13


Литература в контексте художественной культуры. Русская народная сказка «Финист Ясный Сокол», музыкальная пьеса «Баба Яга» А. Лядова. Волшебный мир сказки и пьесы.


14


Русская народная сказка «Иван - царевич и серый волк». Иван - царевич как настоящий герой волшебной сказки. Тотемные животные в сказке.

15


Башкирская народная сказка «Алтын - сака - золотая баба». Сходство в мотивах сказок и преданиях разных народов.

16


Вн. ч. Урок - инсценировка по прочитанным сказкам.

17


Былина как эпический жанр устного народного творчества. Былины и былинные персонажи. Особенности былинных персонажей.

Обнаруживаем в былине интерес к истории, а в авторской сказке - интерес к миру чувств. Анализ былин. Слушание поэтических произведений: эмоциональное
состояние слушателя. Воспринимать на слух фольклорные произведения, поэтические и прозаические, художественные произведения (в исполнении учителя, учащихся, мастеров художественного слова); отвечать на вопросы по содержанию текста, отражать главную мысль, оценивать свои эмоциональные реакции
Иллюстрация к этой былине художника Ивана Билибина, картина Михаила Врубеля «Богатырь». Работа над средствами выразительности.

18


Былина «Илья - Муромец и Соловей - Разбойник». Средства художественной выразительности в произведении.

19


Былина «Илья - Муромец и Соловей - Разбойник». Особенности былины отличия от народных сказок.

20


Былина «Илья - Муромец и Соловей - Разбойник». Былинный герой. Сравнительный анализ сказочных и былинных героев.

21


Былина «Илья - Муромец и Святогор». Аргументация жанровой принадлежности произведения.

22


Былина «Илья - Муромец и Святогор». Иллюстрации в былине как одно из средств понимания идеи произведения.

23


Былина «Илья - Муромец и Святогор». Сравнительный анализ героев былины.

24


Литература в контексте художественной культуры. Сочинение по картине В. Васнецова «Богатыри».

Участие в диалоге при обсуждении. Картина М. Врубеля «Богатырь», репродукция картины В. Васнецова «Богатыри».

25


Приметы исторического времени в Новгородской былине «Садко» (отрывок). Аргументация жанровой принадлежности произведения, средства художественной выразительности.

Поход в Музейный Дом

Отражение древних представлений о красоте и мире в трёхчастной композиции: икона посвящённая поединку Георгия со змеем; икона «Христос спускается в ад»

Переписка с клубом

Работа со школьной библиотекой

«Книга былин» общие черты и различия героя былины и сказочного героя

26


Литература в контексте художественной культуры. Былина «Садко», картина Н. Рериха «Заморские гости». Былина как эпический жанр.

27


Вн. ч. Р. К. И. Панькин «Легенды о мастере Тычке». Герой произведения и его поступки. А. Логунов «Крупеничка» - сказочная история. Тема и сюжет произведения.

Воспринимать учебный текст: определять цель, конструировать (моделировать) алгоритм выполнения учебного задания (выстраивать последовательность учебных действий), оценивать ход и результат выполнения задания.

Использование богатого мира народного творчества в авторской литературе. Сравнение двух миров. Испытания героини сказки. Работа со школьной библиотекой

Чтение сказок Андерсена по выбору

Сведения о писателях

Биография Андерсена Формулирование личной оценки, аргументация своего вывода с привлечением текста произведения.

28


Литературная сказка зарубежных авторов. Г. Х. Андерсен «Русалочка». Сравнительный анализ эпизодов произведений устного народного творчества и авторской сказки. Русалочка как настоящая героиня сказки.

29


Г. Х. Андерсен «Русалочка». Главная героиня и мир людей. Р.К. «Русалочка» в постановке ТЮЗа.

30


Авторские сказки. Г.-Х. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик». Реальное и фантастическое в сказке «Снежная королева».

31


В. Жуковский «Славянка». Средства художественной выразительности в стихотворении. Природа, увиденная глазами поэта и художника. Р.К. В. Жуковский и Тульский край.

Характеризовать особенности прослушанного художественного произведения: определять жанр, раскрывать последовательность развития сюжета, описывать героев. Сравнивать свои ответы с ответами одноклассников и оценивать своё и чужое высказывание по поводу художественного произведения.

32


Связь литературы и искусства. В. Жуковский «Славянка», И. Левитан «Тихая обитель». Впечатления художника и поэта. Р.К. Удивительная природа моего края.

33


Связи литературы и искусства. В. Жуковский «Весеннее чувство», Д. Самойлов «Красная осень», И. Левитан «Тропинка в лиственном лесу. Папоротники». Средства выразительности в поэзии и живописи.

Поход в Музейный Дом

Характеризовать особенности прослушанного художественного произведения: определять жанр, раскрывать последовательность развития сюжета, описывать героев.

34


Связь литературы и искусства. Н. Заболодский «Сентябрь», М. Врубель «Жемчужина». Проявление сказочной логики в авторской поэзии и живописи.

Заседание клуба

«Выражение любви к природе»

Читать выразительно литературные произведения, используя интонацию, паузы, темп в соответствии с особенностями художественного произведения (его фрагменты) по ролям.

Поход в Музейный Дом

Приём сравнения, контраста; главное переживание поэта.


35


Пейзажная лирика. Н. Заболодский «Оттепель». Анализ стихотворения. Средства художественной выразительности в стихотворении: звукопись, сравнение.

36


Поэзия как особое переживание мира. И. Бунин «Нет солнца, но светлы пруды», «Детство». Анализ стихотворения. Средства художественной выразительности в стихотворении: сравнение, контраст. Р.К. Тульские поэты о красоте природы родного края.

37


Вн. ч. Поэтический образ и средства его создания. Композиция произведения. Автор и его герой. К. Бальмонт «Бусинка», Тиё. Р.К. Игры наших предков.

38


Выражение внутреннего мира автора посредством изображения окружающего мира. Н. Матвеева «В лощинах снег…», В. Набоков «Дождь пролетел», картина Э. Шанкс «Наём гувернантки».

39


Своеобразие лирического повествования в прозе писателя. В.Набоков «Обида», «Мой друг, я искренне жалею». Р.К. Дары наших лесов.

40


Поэтическое восприятие мира. В.Набоков «Грибы», Ю. Коваль «Лес! Лес! Возьми мою глоть». Картины С. Лучишника «Шар улетел», В. Ватенина «Голуби в небе».

41


Сравнительный анализ языка разных видов искусств: литературы и живописи. В. Драгунский «Красный шарик в синем небе». Г. Захаров «Зимние разговоры», «Пейзаж с карасями». Д. Даррел «Землянично - розовый дом».

Работа с хрестоматией

Сведения о писателях

Биография В. Драгунского

Приём контраста.


42


Взаимоотношения человека и природы. Б. Сергуненков «Конь Мотылёк» (сказка - рассказ) особенности жанра.

Сравнительный анализ произведения.

43


Два мира в рассказе Л. Андреева «Петька на даче». Характер и поведение героя. Проверка техники чтения.

Анализ поведения героя.

Приём сравнения и контраста в произведении. Описание внешности героя.

Работа с репродукциями

Н. Богданов-Бельский «Ученицы» и «У дверей школы».

44


Главный герой рассказа Л. Андреева «Петька на даче». Средства художественной выразительности в произведении. Возрождение и возвращение.

45


Трудное детство ровесников, отраженное в литературе и живописи. Картины Н. Богданова - Бельского «Ученицы», «У дверей школы». Р.К. Яснополянская школа.

46


Творчество А. П. Чехова. А. Чехов «Ванька». Два мира Ваньки Жукова. Характер и поведение главного героя.

47


Вн. ч. А. Чехов «Ванька», Л. Андреев «Петька на даче». Сравнительный анализ. Такие похожие разные судьбы.

Характеристика героя по предложенному плану. Оценивание

поступка героя с опорой на личный опыт. Подробный пересказ текста (определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или

ключевых слов, озаглавливание,

подробный пересказ эпизода; деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста).

Поход в Музейный Дом

Н. Богданов-Бельский «Визитёры», «Дети за пианино»

48


Литература в контексте художественной культуры. А. Чехов «Ванька», картины Н. Богданова - Бельского «Визитёры», «Дети за пианино».

49


А. Чехов «Мальчики». Внутренний мир и особенности поведения героя. Взаимоотношения героев. Р.К. Традиции в моей семье.

50


А. Чехов «Мальчики». Идейный смысл произведения.

Определение темы текста. Обсуждение главной мысли

произведения (коллективно, в парах, в группах). Наблюдение за героями. Связанный рассказ о персонажах произведения по плану.


51


Авторская сказка. А. Погорельский «Черная курица, или подземные жители»

52


Нравственные уроки сказки А. Погорельского «Черная курица, или подземные жители». Человек в мире культуры, его прошлое, настоящее и будущее.

Освоение различных позиции в тексте: постановка живых картин, чтение по ролям, инсценирование, драматизация; создание различных форм интерпритации текста.

53


И.Пивоварова «Как провожают пароходы». Жанр произведения, главные герои.

Сведения о писателях

Биография И. Пивоваровой

54


И. Пивоварова «Мы пошли в театр».Р.К. Тульский Драматический театр.

55


Л. Улицкая «Бумажная победа».

Слушание Ф. Шуберт «Музыкальный фрагмент № 3, фа минор».

Анализ произведения.

Поход в Музейный Дом

З. Серебрякова «Катя с натюрмортом»

56


Л. Улицкая «Бумажная победа».

57


Вн. ч. Литература в контексте художественной культуры. Картина З. Серебряковой «Катя с натюрмортом», П. Пикассо «Девочка на шаре». В. Драгунский «Девочка на шаре»

Анализировать особенности авторских выразительных средств, соотносить их с жанром произведения. Сравнивать произведения разных жанров.

Анализировать соответствие темы пословице (предложенной учителем

или подобранной самостоятельно); выбирать пословицу, отражающую главную мысль произведения.


58


С. Козлов «Не улетай, пой, птица», «Лисичка», «Давно бы так, заяц»

Работа с хрестоматией


59


В. Соколов «О умножение листвы…», Б. Пастернак «Опять весна». С. Козлов «Как Ёжик с Медвежонком протирали звезды». Средства художественной выразительности в произведении. Р.К.Зима на тульской земле.

Наблюдать: находить в тексте сравнения, олицетворения, метафоры, гиперболы.

60


В. Соколов «Все чернила вышли, вся бумага…», И. Пивоварова «Как Коля Лыков стал звеньевым». Средства художественной выразительности в произведении.

61


С. Лагерлёф «Чудесное приключение Нильса с дикими гусями».

Работа со школьной библиотекой

Анализ всего произведения

Размышление: что значит быть человеком? Читаем про себя: осознаём прочитанный текст, выделяем в тексте основные логические части; отвечаем на вопросы, используя текст.

62


С. Лагерлёф «Чудесное приключение Нильса с дикими гусями».

63


С. Лагерлёф «Чудесное приключение Нильса с дикими гусями».

64


С. Лагерлёф приключение Нильса с дикими гусями». Обобщение по прочитанному произведению. Тестовая работа по произведению.

65


А. Экзюпери «Маленький принц».

Приёмы олицетворения, сравнения и повтора. Познание истин, помогающих изменить жизнь.

66


Антуан де Сент - Экзюпери «Маленький принц». А. С, Пушкин «Зимний вечер»

67


Вн. ч. Р.К. И. Панькин «Легенды о матерях».

Выбирать книгу в библиотеке (по рекомендованному списку); объяснять назначение каталожной карточки; составлять краткий отзыв о прочитанной книге. Готовить презентацию прочитанной книги.


68


К. Паустовский «Тёплый хлеб».

Работа с хрестоматией:

историческое время событий рассказа. Главная мысль произведения.

69


Литература в контексте художественной культуры. К. Паустовский «Тёплый хлеб». Портретные зарисовки В. Серова, И. С. Бах пьеса «Шутка».

70


Литература в контексте художественной культуры. Картина Л. Да - Винчи «Мона Лиза».

Поход в Музейный Дом

Леонардо да Винчи «Мона Лиза (Джоконда)» сложность человеческой натуры

Автопортрет

71


Знакомство с настоящим писателем М. Вайсман.

Анализировать особенности авторских выразительных средств, соотносить их с жанром произведения. Сравнивать произведения разных жанров.

Анализировать соответствие темы пословице (предложенной учителем

или подобранной самостоятельно); выбирать пословицу, отражающую главную мысль произведения.


72


М. Вайсман «Шмыгимышь».

73


М. Вайсман «Шмыгимышь».

74


Особый язык художников и поэтов. П. Пикассо «Плачущая женщина», М. Шагал «День рождения», Ф. Марк «Птицы», Э. Мунк «Крик»

Поход в Музейный Дом


75


Особый язык художников и поэтов. В. Хлебников «Кузнечик».

Заседание клуба: Поведение в музее

Поход в Музейный Дом


76


Литература в контексте художественной культуры. А. Ахматова «Тайны ремесла», «Перед весной». Картина А. Альтман «Портрет Анны Ахматовой».

Поход в Музейный Дом

Н. Альтман «Портрет Анны Ахматовой»

77


Вн. ч. Литература в контексте художественной культуры. А. Кушнер «Сирень». Картина П. Кончаловского «Сирень».

Работа с репродукцией


78


В. Маяковский «Хорошее отношение к лошадям». Р.К. Конный завод в Прилепах.

Наблюдать: находить в тексте сравнения, олицетворения, метафоры, гиперболы. Самостоятельное воспроизведение сюжета с использованием художественно- выразительных

средств языка.

79


Тайны поэзии. А. Фет «Это утро, радость эта…». Средства художественной выразительности в стихотворении.

80


Особенности рифмовки в стихотворении Ф. Тютчева «Как весел грохот».

81


Литература в контексте художественной культуры. М. Лермонтов «Парус».

82


Реальное и фантастическое в поэзии. М. Волошин «Зелёный вал…». Картина И. Айвазовского «Девятый вал».

Работа с репродукцией

И. Айвазовский «Девятый вал»

83


Особенности рифмовки в стихотворении С. Маршака «Как поработала зима…».

Ориентироваться в

литературоведческих понятиях и терминах (в рамках изученного). Средства художественной выразительности в стихотворении: парные, перекрёстные, охватные рифмы.

84


А. Пушкин «Евгений Онегин» (Отрывки: «В тот год осенняя погода…», «Зима! Крестьянин торжествуя…»)

85


А. Пушкин «Евгений Онегин» (Отрывки: «В тот год осенняя погода…», «Зима! Крестьянин торжествуя…»).

86


Л. Пантелеев «Главный инженер». Проверка техники чтения.

Ознакомительное чтение

Анализ произведения: изменения в жизни с приходом войны,

переживания героя

87


Вн. ч. Л. Пантелеев «Главный инженер».

88


Л. Пантелеев «Главный инженер».

89


Литература в контексте художественной культуры. Л. Пантелеев «Главный инженер», картина А. Дейнеки «Окраина Москвы. Ноябрь 1941г.». Р.К. Тула героическая.

90


Литература в контексте художественной культуры. А. Ахматова «Памяти друга», картина П. Пикассо «Герника».

Участвовать в диалоге: понимать вопросы собеседника и отвечать на

них в соответствии с правилами речевого этикета.


91


Н. Рыленков «К Родине». Средства художественной выразительности в стихотворении.

92


Литература в контексте художественной культуры. Н. Рубцов «Доволен я буквально всем», С. Рахманинов «Концерт №2, сочинение 18».

Слушание

С. Рахманинов «Концерт 2, Сочинение 18»

93


Литература в контексте художественной культуры. Д. Кедрин «Все мне мерещится…», картина В. Попова «Моя бабушка и её ковёр».

Работа с репродукцией

В. Пупков «Моя бабушка и её ковёр»

Поход в Музейный Дом

Б. Кустодиев «Вербный торг у Спасских ворот»

94


Гимны природе. Государственный гимн Российской Федерации.

Анализировать особенности авторских выразительных средств, соотносить их с жанром

произведения.


95


Литература в контексте художественной культуры. Гимны природе. Государственный гимн РФ. Картина Б. Кустодиева «Вербный торг у Спасских ворот».

96


Литература в контексте художественной культуры. К. Брюллов «Последний день Помпеи», «Письмо Тациту»

Поход в Музейный Дом

К. Брюллов «Последний день Помпеи»

97


Вн. ч. Р.К. Тульские поэты о любви к Родине.

Самостоятельная работа по заданиям Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения.


98


А Пушкин «Везувий зев открыл».

Сведения о писателях

Статья о Пушкине

99


Литература в контексте художественной культуры. В мастерской художника И. Комогорцевой Р.К. Тульский музей изобразительных искусств.

Определение темы и главной мысли
своего высказывания. Отбор выразительных средств языка. Продумывание структуры своего высказывания. Презентация своего высказывания окружающим.

100


Урок - представление. Мой любимый писатель и его творчество.

Отвечать на вопросы по содержанию текста, отражать главную мысль, оценивать свои эмоциональные реакции.

101


Человек в мире культуры, его прошлое, настоящее и будущее.

Клубная переписка

Письмо в клуб с выполненными заданиями

102


Конкурс знатоков литературы.





 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал