- Учителю
- Урок литературного чтения 'С. А. Есенин. Воробышки'
Урок литературного чтения 'С. А. Есенин. Воробышки'
Тема: С.А. Есенин. «Воробышки». (Проблемно-диалоговая технология).
Цели:
-
ввести учащихся в мир поэзии С.А.Есенина;
-
показать значение литературных приёмов в лирике поэта;
-
развивать у учащихся поэтический вкус и образное мышление в процессе работы над стихотворением;
-
способствовать эстетическому развитию учащихся.
Оборудование: портрет С.А. Есенина; картины зимней природы, созданные детьми; карточки со словами; фонограмма музыкальных фрагментов П.И. Чайковского «Времена года», Г. Свиридова «Метель», фильм «Лес зимой», учебник «Живое слово», Автор З.И. Романовская, 2 класс. Раздел «Картины родной природы. Зима». Издательство «Астрель», 2009.
Проблемно-диалоговая технология.
Цель: обучить самостоятельному решению проблем.
Средство: открытие новых знаний вместе с детьми.
Планируемые результаты:
Личностные УУД- ориентация на моральные нормы и их выполнение.
Регулятивные УУД- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.
Познавательные УУД - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебника.
Коммуникативные УУД - строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Ход урока.
-
Организация класса. (Установка на здоровый образ жизни).
У. - Здравствуйте, друзья! Сегодня утром вы шли в школу… Войдя в класс, какими словами вы приветствовали друг друга и учителя?
Д. - Здравствуйте, доброе утро!
Д. - Придумано кем-то
Просто и мудро
При встрече здороваться:
- Доброе утро!
- Доброе утро солнцу и птицам,
- Доброе утро улыбчивым лицам.
И каждый становится
Добрым, доверчивым…
Доброе утро длится до вечера.
2. Введение в тему урока. (Ориентация на личностные структуры по отношению к ребёнку со стороны взрослого - в центре личность ребёнка, обеспечение комфортных условий развития)
У. - А вспомните, какое оно, сегодняшнее утро?
- С каким настроением вы пришли на урок?
Д. - Утро пасмурное, серое, хмурое.
- Ветреное, морозное, сердитое.
- Но настроение радостное от встречи с учителем, одноклассниками, от встречи с новым произведением.
У. - Дорогие дети! Мне тоже сегодня радостно! Радостно от встречи с вами. Я радуюсь и волнуюсь потому, что сегодня нам предстоит встреча с удивительным миром - миром поэзии, где вы обязательно откроете для себя новую интересную страничку…
- А сейчас закройте глаза и послушайте, что там за окном.
Д.- Каркают вороны, завывает ветер, скрипит снег под ногами прохожих.
У. - Сегодня утром шёл снег. Как он шёл? Расскажите.
Д. - Снег шёл медленно, неторопливо. Всё, что попадалось ему на пути, снег красил в свой любимый белый цвет.
У. - А кто заметил, чем пахнет снег?
Д. - Снег пахнет сыростью, свежестью, холодом, зимой.
3. Работа с художественным рядом. (Развитие критического мышления - осмысление, переработка, применение знаний).
У. - А сейчас вновь закроем глаза и шёпотом произнесём: з-и-м-а…
- Какое чувство у вас возникло?
Д. - Мне стало немножко холодно и даже грустно…
- А мне радостно, я люблю зиму…
У. - А какие ассоциации у вас связаны со словом зима?
Д. - Катание на санках, лыжах, игра в снежки, узоры на окнах домов, лес, укутанный снегом…
У. - Зима уже давно стала полноправной хозяйкой в природе. Многое изменила она, побывав в лесу. Не хотите ли увидеть?
Д. - Хотим.
У. - Предлагаю отправиться на прогулку в зимний лес.
4. Просмотр фильма «Лес зимой» (отрывок любительского фильма, снятого родителями)
5. Актуализация знаний.
У. - Какой лес вы увидели?
Д. - Неподвижный, сонный, заснеженный.
- Загадочный, таинственный, одетый в кружево.
У. - А кто сделал лес таким? Кто хозяйничает в нём?
Д. - Зима!
У. - А как бы мы её назвали? Подберите красивые слова.
Д. - Зима - кудесница, волшебница, невеста.
6. Работа с музыкальным рядом. (Творческая деятельность).
У. - А что вам послышалось в зимнем лесу?
Д. - Я услышал стук одинокого дятла.
- А я услышал как деревья трещат-разговаривают.
- Я услышал шум ветра. Он как будто поёт тихую колыбельную песню.
- Да, мне тоже показалось, что ветер шумит, завывает и как бы убаюкивает.
7. Работа над стихотворением.
У. - Зимняя природа побуждает людей творить. На доске вы видите рисунки учеников нашего класса, их родителей, посвящённые зиме. Композиторы пишут музыку и тоже посвящают её зиме.
- Изображать зимнюю природу можно по-разному. Художник это делает с помощью красок, композитор - с помощью звуков, а писатель, поэт «рисует» картины словами…
8. Мелодикламация. (На фоне музыки из балета П.И. Чайковского «Щелкунчик» учитель читает стихотворение С. А. Есенина «Воробышки»)
У. - А сейчас мы послушаем, как соединили свои впечатления композитор и поэт.
9. Первичный анализ стихотворения. (Осознанно определять главную мысль и героев произведения. Демонстрировать понимание прослушанного текста).
У. - Какими впечатлениями вам хочется поделиться? Что вы почувствовали?
Д. - Я почувствовал, как сурова зима.
- Очень жаль воробышков, они замёрзли.
10. Физминутка ( под музыку Г. Свиридова «Метель»)
11. Создание проблемной ситуации учителем и формирование проблемы учениками..
У. - Таких слов не нашёл бы человек, равнодушный к воробьям.
- Давайте вместе понаблюдаем, как Есенин добивается того, чтобы и мы почувствовали то, что чувствовал он сам. (Читает ученик).
12. Поиск решения проблемы.. (Уметь отвечать на вопросы по содержанию произведения, определять последовательность событий. Определять с опорой на текст интонацию и воспроизводить её при чтении).
У. - Сколько строф в этом стихотворении? (4)
- Сколько предложений в каждой строфе? (2)
- 4 строфы в стихотворении - это 4 картины. И в каждой свои герои.
- Кто главный герой в 1-й строфе? (Зима)
- Кто главный герой во 2-й строфе? (Метелица)
- О ком говорится в 3-й и 4-й строфе? (О Воробышках)
Т. о. в каждой строфе свои герои, и все они вызывают разные чувства у поэта. Мы будем говорить об этих чувствах, рассматривая каждую строфу отдельно. (Языковой анализ)
1 строфа.
- Что делает зима с природой? (Убаюкивает)
- Прочитайте рифмующиеся слова так, чтобы мы услышали ауканье зимы:
Аукает - баюкает,
Глубокою - далёкую
- Произнесём хором так, чтобы был слышен звон стволов промёрзших сосен, слова: СтоЗвоном, СоСняка.
- Чувствуете, как с помощью определённых звуков и звукосочетаний создаётся впечатление озноба, звенящего на морозе дерева.
- Плавное движение облаков подчёркивают благозвучные сочетания ЛУ-ЛЫ-ЛЕ-ЛА в строчках:
Кругом с тоской гЛУбокою
ПЛЫвут в страну даЛЁкую
Седые обЛАка.
- Видите, строка звучит красиво, потому, что поэт использует звукопись - это сочетание звуков в стихе, передающее не звуки, которые издаёт описываемый предмет, а настроение автора, его отношение к предмету.
-
ЗВ ЗВУКОПИСЬ
- А какой приём использует С. Есенин, создавая образ зимы?
-
ОЛ ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ
- Почему вы так решили?
Д. - Зима и облака наделены чувствами как живые существа.
У. - Какие же ключевые слова в первой строфе?
-
ГЛ ГЛУБОКАЯ ТОСКА
У. - А теперь попробуем выразительно прочитать первую строфу так, чтобы передать и ауканье зимы, и звон стволов промёрзших сосен, и глубокую тоску облаков (чтение).
2 строфа
У. - Красива ли метелица? Красив ли снег? На что он похож?
Д.- На шёлковый ковёр.
У. - Какой приём здесь использует Есенин?
-
СР СРАВНЕНИЕ
У. - Есть в этой строфе ещё сравнение? Найдите его.
Д. - Воробышки сравниваются с сиротливыми детками.
У. - Почему именно такой приём подобрал поэт?
Д. - Он хотел, чтобы мы пожалели воробышков, потому что тревожится за них.
У. - Какое же главное чувство выражено в этой строфе?
-
ТР ТРЕВОГА
У. - Прочитайте 2-ю строфу так, чтобы мы почувствовали тревогу.
3 строфа
У. - Какое чувство сильно выражено в 3-й строфе?
-
ЖА ЖАЛОСТЬ
У. - Почему так жалко воробышков поэту?
Д. - Им холодно, голодно, они маленькие, им страшно.
У. - Почему им может быть страшно?
Д. - Потому что вьюга злится, бешено ревёт.
У. - Какой приём использует поэт, когда говорит, что вьюга злится?
ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ
У. - Какие звуки передают злость вьюги в двух последних строчках?
С - З
У. - А какие звуки передают дрожь воробышка с начала строфы?
З - Ш - Ж
У. - Прочитайте 3-ю строфу, передавая дрожь и страх воробышков и бешенство вьюги.
4 строфа.
У. - Прочитайте про себя 4-ю строфу и скажите, какое чувство преобладает в нём?
Д. - Вера, ожидание,
-
НАДЕЖДА
У. - Последняя строфа - самая светлая, в ней ожидание счастливых весенних дней. Стихотворение о зиме заканчивается словом весна. И поэт не жалеет для неё добрых слов. Как он описывает весну?
Д. - Она прекрасная, в улыбках солнце, ясная красавица.
У. - Прочитайте последнюю строфу так, чтобы мы поверили, что весна придёт, что надо надеяться и ждать.
У. - В стихотворении автор использует образ зимы и образ весны. Как бы вы назвали эти образы?
Д. - Противоположными.
У. - Такой литературный приём называется
-
КО КОНТРАСТ
У. - Для чего автор использует контраст?
Д. - Чтобы лучше, полнее и ярче показать их различие.
13.Обобщение. ( Уметь обобщать, оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста. Соотносить позицию автора с собственной точкой зрения).
У. - Итак, С. Есенин проводит нас по «лестнице чувств», позволяя разделить с ним тоску и тревогу, жалость и надежду.
Не вечна зима, придёт время, и воробышков, и людей согреет красавица весна. Надо терпеть и ждать.
4. Надежда
-
3. Жалость
2. Тревога
-
Тоска
-
У. - какими приёмами воспользовался автор, чтобы мы могли лучше представить зимние картины и разделить его чувства?
Д. - Олицетворение, звукопись, сравнение, контраст.
У. - А теперь выразительно прочитайте всё стихотворение, стараясь передать главное чувство в каждой строфе.
14. Рефлексия. (Применять и представлять информацию: высказывать оценочные суждения, использовать полученный читательский опыт для обогащения чувственного опыта )
- Какое удивительное стихотворение! Сколько образов, настроений рисует поэт…
- Оставьте и вы своё настроение на лестнице чувств.
15. Домашнее задание. (Уметь представлять полученную информацию разными способами)
У. - Какое домашнее задание вы хотели бы получить:
-
выразительное чтение;
-
выучить наизусть;
-
нарисовать рисунки.
Спасибо за урок.