7


  • Учителю
  • Программа танцевального кружка (1-5 класс)

Программа танцевального кружка (1-5 класс)

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала





УТВЕРЖДАЮ:

Директор школы

________________

И.Н.Дешевых

«___»________2014г




Рассмотрено: на заседании Педагогического совета ОГКОУ СКОШ №23VIII вида

протокол №_____

от «______»________2014г





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ТАНЦЕВАЛЬНОГО КРУЖКА

ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 1-5 КЛАССОВ



Срок реализации программы 1 год

Объем программы: 68 часов

Разработчик: Туркова К.П., руководитель танцевального кружка

Пояснительная записка.

Данная программа разработана на основании нормативно - правовых документов: Закона «Об образовании РФ», устава школы VIII вида, Письма МО и науки РФ «О специфике деятельности специальных (коррекционных) учреждений I - VIII видов». При составлении программы учитывались возрастные и психофизиологические особенности учащихся, содержание программы отвечает принципам психолого - педагогического процесса и коррекционной направленности обучения и воспитания. Программа танцевального кружка модифицирована и составлена на основе программы по ритмике для специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида, типовой программы «Ритмика и бальные танцы» под редакцией

Е.И. Мошкова, а также с учётом реализации меж предметных связей по разделам:

1. «Музыкальное воспитание», где ребята учатся слышать в музыке разное эмоциональное состояние и передавать его движениями, жестами, мимикой; слушают музыку к очередному танцу, отмечая разнохарактерное её содержание.

2. «Изобразительная деятельность», где дети знакомятся с репродукциями картин, иллюстрациями, близкими по содержанию танца.

3. «Развитие речи», на котором у учащихся развивается чёткая, ясная дикция, ведётся работа над развитием артикуляционного аппарата с использованием скороговорок, потешек.

Уровень программы коррекционно-развивающий.

Данная программа позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся. Программа содействует сохранению единого образовательного пространства, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса с учётом индивидуальных способностей и потребностей учащегося.

Срок реализации программы и распределение нагрузки:

1год обучения - 2 часа в неделю (68 часов в год).

Структура документа:

Данная программа имеет следующие разделы:

- пояснительная записка;

- учебно - тематический план образовательной области танцевального кружка;

- содержание программы танцевального кружка;

- мониторинг образовательной области танцевального кружка;

- учебно - методический комплекс к программе;

- приложение.

Общая характеристика программы:

Художественно - эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса коррекционного образовательного учреждения и является его приоритетным направлением. Для эстетического развития личности ребёнка огромное значение имеет разнообразная художественная деятельность - изобразительная, музыкальная, художественно - речевая и др. Важной задачей эстетического воспитания является формирование у детей эстетических интересов, потребностей, эстетического вкуса, а также творческих способностей. Богатейшее поле для эстетического развития учащихся, а также развитие их творческих способностей представляет танцевальная деятельность.

Танцам отводится особое место в процессе физического воспитания детей младшего школьного возраста, поскольку, являясь выразительным средством обучения, они обеспечивают интенсивную физическую нагрузку, развивают навыки совместных, согласованных действий и творческую активность ребят, а также доставляют им большое удовольствие и радость.

По природе своей живой, физически активный характер танца имеет особую практическую ценность в наши дни, когда неподвижная и малоактивная деятельность стала занимать доминирующее положение в образе жизни детей.

Данная программа посредством учебного плана, содержания, форм и методов работы помогает учащимся раскрепостить внутренние силы, даёт выход спонтанному чувству танцевального движения, обогащает танцевальный опыт ребёнка разнообразием ритмов и пластики. Программа обеспечивает в рамках школьного учреждения удовлетворение потребностей и запросов школьников как в области танцевального образования и воспитания, так и в области досуга и общения, концертно - исполнительской деятельности.

Возрастные особенности.

В процессе учебных занятий у школьников происходит снижение работоспособности, ухудшается внимание, память. В результате длительного поддерживания статической позы нарушается осанка, увеличивается тенденция к наклону головы. Одной из важнейших задач учебно-воспитательного процесса является организация двигательного режима школьников. Увеличение объёма двигательной активности оказывает значительное влияние на повышение умственной активности, развитие физических качеств, функциональное состояние сердечно - сосудистой и нервной систем.

Потребность в музыкально - пластических занятиях ощущается уже с 7 -9 летнего возраста, когда психофизический аппарат ребёнка не только наиболее предрасположен для такого рода занятий, но и нуждается в них. Распространённые у детей искривления фигуры, косолапость успешно исправляются и, как правило, вообще не имеют место при систематических занятиях танцами. Особое значение для детей имеет развитие координации. Очень важно продолжение обучения детей в возрасте 10 - 12 лет и затем в 13 - 16 лет. В этом возрасте переходят непосредственно к улучшению танцевального репертуара.

Возможности дополнительного образования в плане организации внеурочной работы детей чрезвычайно широки. Воспитание и обучение представлено разнообразной художественно - эстетической деятельностью учащихся.

Актуальность данной программы состоит в овладении обучающимися с отклонениями в умственном развитии знаниями, умениями и навыками ряда танцевальных дисциплин, в необходимости всестороннего развития и социализации личности. Программа удовлетворяет запросы детей в области танцевального образования, решает проблемы творческой самореализации личности через танцевальную и концертно-исполнительскую деятельность, удовлетворяет потребности и запросы школьников в области досуга и общения.

Новизна программы состоит в личностно ориентированном обучении. Задача педагога дополнительного образования состоит не в максимальном ускорении развития творческих способностей ребёнка, не в формировании сроков и темпов, а прежде всего в том, чтобы создать каждому ребёнку все условия для наиболее полного раскрытия и реализации способностей. Обучение танцам тесным образом связано с процессом подготовки к концертам, музыкально - сценическим представлениям. В связи с этим, учебный план разработан в соответствии с планом основных школьных мероприятий. Обучение доступно всем детям, желающим заниматься танцевальным творчеством.

Педагогическая целесообразность:

- существование программы обусловлено необходимостью формирования у детей способностей в области коллективной танцевальной творческой деятельности, повышения общего уровня культуры, углубления знаний, умений, навыков в исполнении танцев.

Дополнительность:

- программа дополняет и углубляет знания, умения и навыки, полученные на школьных уроках ритмики.

Цель:

- способствовать формированию танцевально-ритмических умений и навыков, художественно - эстетических способностей учащихся; воспитывать интерес к искусству танца; формировать представления о понятиях общих и специальных в области хореографии.

Задачи:

Образовательные:

-научить выполнять упражнения для развития тела;

- обучить музыкальной грамотности средствами хореографии;

- разучить отдельные элементы танца;

- учить логичности и грамотности построения танцевальных движений;

- формировать специальные знания, умения и навыки, необходимые для успешной танцевальной деятельности;

- приобщить детей к танцевальной культуре, обогатить их танцевальный опыт: знание детей о танце, его истории.

- познакомить детей с различными видами танцев;

-создать условия для развития творческой активности детей, участвующих в танцевальной деятельности, а также поэтапного освоения детьми различных видов творчества.

Развивающие:

-развивать у учеников художественный вкус, музыкальность;

- развивать чувство такта, темпа;

- развивать координацию движений, тренировать суставно - мышечный аппарат;

- развивать силу ног, пластичность рук, гибкость тела, эластичность мышц и подвижность суставов;

- развивать лёгкость в выполнении упражнений;

- развивать технику исполнения движений, актёрскую исполнительность;

-развивать индивидуальные творческие способности учащихся;

- развивать творческое воображение;

- развивать коммуникативные качества личности;

- развивать у детей интерес к танцевально - игровой деятельности.

Воспитательные:

- воспитывать чувство уверенности, чувство ответственности;

- воспитывать сосредоточенность на занятиях;

- формировать у воспитанников навыки индивидуальной и коллективной деятельности;

- воспитывать чувство ответственности за дело, волю, аккуратность, дисциплинированность, инициативность, эмоциональную открытость и отзывчивость;

- воспитывать настойчивость в преодолении трудностей, достижении поставленных задач;

- способствовать социокультурному развитию личности воспитанника в процессе учебных занятий, концертных выступлений, музыкально - театральной и досуговой деятельности;

- формировать культуру общения со сверстниками и взрослыми;

- воспитывать нравственные и духовные качества через соответствующий подбор репертуарных произведений.

Основной принцип программы - постепенность в усвоении материала: «от первых шагов до танца на сцене». В основе подачи материала лежит классическая обучающая методика, так как без неё обучающиеся не могут овладеть необходимыми навыками и умениями искусства танца.

Программа базируется на принципах:

гуманизации:

- занятия предоставляют педагогу возможность использовать индивидуальный подход к каждому ребёнку для оптимально возможного усвоения программного материала;

- при организации образовательного процесса учитываются интересы, желания, способности и возможности учащихся участвовать в тех или иных видах программной деятельности;

- возможность корректирования репертуарного плана программы в зависимости от уровня хореографического и эмоционального развития танцевальной группы;

разноуровневости:

- с учётом уровня хореографических данных формируется учебная группа и осуществляется подбор репертуара;

доступности:

- программа ориентирована на всех детей, желающих заниматься танцевальной деятельностью независимо от их способностей;

- соответствие учебного материала, танцевальных композиций возрасту, интересам и уровню подготовленности учащихся;

систематичности и последовательности:

- курс выстроен по принципу «от простого к сложному»;

- опора на пройденное при изучении нового;

- система проверки знаний, умений, навыков;

- изучаемый материал проходит несколько этапов усвоения: прослушивание музыки - разучивание движений танца - совершенствование - закрепление - исполнение танца

прочности усвоения знаний:

- постоянное возвращение к ранее усвоенным знаниям и умениям, с их дальнейшим развитием и совершенствованием на новом, более сложном материале;

активности и способности к деятельности:

- предполагает активную работу учащихся при руководящей роли педагога. Принцип реализуется в процессе активной учебной, концертной и досуговой деятельности;

принцип развития личности:

- программа предоставляет возможности для творческой самореализации личности учащихся через концертно - исполнительскую, музыкально - театральную, учебно - образовательную деятельность. В процессе обучения при организации принципа развития личности формируются и развиваются как хореографические способности детей, что предоставляет им возможность профессионального самоопределения, так и их личностные качества (эмоциональная открытость, уверенность в себе, раскрепощённость, ответственность за общее дело, коммуникабельность и др.), что создаёт условия для социального, культурного самоопределения и самосознания детей;

принцип учёта реальных возможностей и условий обеспечения программы материальными и кадровыми ресурсами.

Каждый принцип осуществляется в тесной связи друг с другом.

Организация работы кружка.

Общее руководство работы кружка возлагается на руководителя кружка. Для проведения занятий он может привлекать инструкторов из числа лучших учащихся.

При создании кружка руководитель определяет количество и состав занимающихся (учебные группы), дни и часы занятий, оповещает школьников о приёме. Приём в кружок осуществляется в начале учебного года. К занятиям в танцевальном кружке допускаются учащиеся, не имеющие противопоказаний к тренировке танцами.

В объединение принимаются дети с разным уровнем хореографического развития. Виды занятий и формы организации обучения.

Основными видами учебных занятий являются комбинированные, практические занятия, репетиция. Другими ведущими видами - концерты, конкурсы, праздники.

Форма обучения: групповые и индивидуальные занятия.

Основным условием приёма является желание учащихся.

Структура занятий.

Занятия в кружке проводятся в форме урока и в форме самостоятельной тренировки. Занятия в форме урока организуются при постоянном составе учебной группы, по твёрдому расписанию, под руководством руководителя и его помощников; во время самостоятельных тренировок учащиеся работают индивидуально или группами, состав которых может меняться без непосредственного наблюдения руководителя, но по его предварительным указаниям.

Условия реализации программы.

Занятия танцевального коллектива должны проводиться в специально оборудованном, хорошо проветриваемом танцевальном зале. Музыкальное сопровождение занятия предполагает наличие аудио - и видеотехники, фотоаппарат, материалы для изготовления концертных костюмов, аудио - и видеокассеты.

Требования к уровню подготовки учащихся:

В результате освоения программного материала по танцам учащиеся должны освоить понятия:

- « ритм», «такт», «музыкальная фраза»;

знать:

-позиции ног и положения рук в танце;

- манеры исполнения танца;

уметь:

- двигаться в такт музыке;

- технически грамотно исполнять фигуры программных танцев;

иметь:

- навыки актёрской выразительности.

Учащиеся 1 года обучения должны уметь:

- готовиться к занятиям, строиться в колонну по одному, находить своё место в строю, занимать правильное исходное положение;

- ритмично выполнять несложные движения руками и ногами;

- соотносить темп движений с темпом музыкального произведения;

- выполнять задания после показа и по словесной инструкции учителя;

- начинать и заканчивать движения в соответствии со звучанием музыки.

Перспективное и текущее планирование занятий.

Перспективный план подготовки школьников намечает основные этапы их физической, технологической, психологической и теоретической подготовки. На первом этапе занятий имеет важнейшее значение воспитание ловкости и быстроты движений, укрепление основных мышечных групп в сочетании с развитием гибкости: расширяется и обогащается двигательный опыт детей.

На втором этапе увеличивается объём упражнений, направленных на развитие быстроты двигательных реакций, увеличение темпа движений, а также увеличивается объём упражнений, направленных на развитие координационных способностей.

В технологической подготовке целесообразно выделять:

- хореографическую - обучение элементам классического, историко - бытового, народного и современного танцев;

- музыкально - двигательную - обучение элементам музыкальной грамоты, музыкальности и выразительности;

- композиционную - составление танцевальных номеров.

В психологическую подготовку входят:

- базовая - психологическое развитие образования и обучения;

- репетиционная - формирование значимых мотивов и благоприятных отношений к репетициям;

- концертная - формирование состояния боевой готовности, способности к сосредоточению и мобилизации.

Теоретическая подготовка -

формирование у учащихся специальных знаний, необходимых для успешной танцевальной деятельности может осуществляться в ходе практических занятий и самостоятельно.

Ожидаемый результат:

Последовательная, систематическая работа над решением задач музыкального воспитания, и в частности танцевальной деятельности, развивает воображение детей, их творческую активность, учит осознанному отношению к воспринимаемой музыке, к эмоционально - динамическому осмыслению движений. Исполнение и улучшение его качества - это главный результат, к которому всегда следует стремиться и достигать его.

В рамках реализации программы возникает задача выработки у учащихся самостоятельной работы детей в целях оказания помощи друг другу, воспитывает в них чувство коллективизма и трудолюбия.

Во время реализации программы будет развиваться процесс её коррекции и совершенствования. Первые результаты станут видны по итогам выступлений на концертах, участиях в общественно - массовых мероприятиях, которые воспитывают в детях чувство ответственности и пунктуальности. Коллектив должен работать в союзе: дети - педагог - родители. Решение проблем коллектива вместе с родителями делает его более сплочённым и взаимно заинтересованным.



Учебно - тематический план образовательной области танцевального кружка.

2 часа в неделю (68 часов)

Программное содержание


Количество часов

Раздел 1

«Ритм - класс»

40

Тема

«Подготовка к занятиям»

9

1

2

3


4

5


6

Танец в нашей жизни (беседа). Для чего нужен танец. Как научиться танцевать.


Игры-миниатюры (качели, кораблик, шарик). Приставной шаг.


Игры - превращения («деревянные и тряпичные куклы», «цветочек», «Верёвочки», «мельница»). Приставной шаг.


Что надеть. Где и когда танцевать. Дыхание. Как проверить пульс.


Что такое разминка. Зачем она нужна.


Осанка. Упражнения на осанку. Центр движения.


1



1



1




2



2


2

Тема

«Основа танца - залог успеха»

14

1

2


3


4

Положения рук в детских танцах и упражнениях: «руки на пояс», «руки на пояс», «руки в стороны», «руки вперёд», руки «лодочкой», «круглые руки». Упражнения с воображаемыми цветами. « Сладкая грёза» - муз. Чайковского.


Положение рук в народных танцах: «руки на талии», «руки перед грудью», «положение рук в парах»: «свечка», «окошечко», … Положение рук во время движения. « Парный танец» - муз. народная.


Позиции рук.


Позиции ног.




4





4






3


3

Тема

«Ходьба разного характера»

4

1

2


3

4

Марш (шаг энергичный, бодрый, торжественный).


Марш со сменой ведущих(расчёт своего действия на звучание музыкальной фразы, бодрый чёткий шаг, плавные движения рук).


Шаг энергичный, спокойный, осторожный, шаг с высоким поднятием ноги в коленях.


Песня о Родине И. Дунаевского (закрепление изученных шагов).


1




1




1



1

тема

«Движения в соответствии с характером музыки

9

1


2


3

Хороводный шаг: плавный хоровод, змейка с воротцами, движение хороводным шагом со сменой положения рук, не останавливая движений.


Пружинящий шаг.


Бег, галоп, поскоки. «Мячики» -этюд муз. Шитте.

4




2


3


Тема

«Упражнения для рук»

4

1


2


3

Ветерок и ветер. Мельница. «Лендлер»- Бетховен.


«Ленточки», «Волна», «Крылья», «Поющие руки». Импровизации.


«Колокола», « Колокольчики», «Тарелки», «Вертушки».

1



2




1

Раздел 2

Постановочная работа

71

Тема

«Народные танцы»


30

1

2


3


4

Изучение основных построений и рисунков народных танцев с их отличительными элементами.


«Кадриль»- русский танец.


«Казачок» - украинский танец.


Татарский танец.

12

6


6


6

Тема

«Виды танца»

19

1


2

Танец стиля модерн.


Техника современного танца.

5


14

Тема

«Бальные танцы»

20

1


2

Вальс.


Модный рок.


10


10

Раздел 3

Репетиционная работа.

25

1

2

Отработка и детальный разбор номера.

Отработка всего номера.


12

13


Итого

136

Содержание программы.

  1. «Ритм - класс».

  2. Постановочная работа.

  3. Репетиционная работа.

1. В программу введён раздел «Ритм - класс». Для детей этого возраста характерны специфические психологические особенности (рассеянное внимание, утомляемость, быстрая усталость), поэтому ритмика, а это частое чередование одного движения с другим, смена музыкального темпа, настроения, делает занятия не скучными, а насыщенными и интересными.

На занятиях «Ритм - класс» на первых этапах следует выделить движения ног, так как импульсы от ходьбы, бега, прыжков получает всё тело.

Занятия «Ритм - класс» развивают у детей музыкальный слух, память, чувство ритма, формируют художественный вкус.

2. Постановочная работа.

Постановочная работа определяет творческое и исполнительское лицо танцевального коллектива. Выбору постановки танцевального номера придаётся соответственное значение. Исполнительский репертуар подбирается с учётом его воспитывающего и обучающего воздействия на личность участников танцевального коллектива, каждая постановочная работа в процессе её развития и конечном результате должна ориентироваться на формирование художественных взглядов и представлений участников. Важнейшей задачей педагога в процессе постановочной работы является воспитание у учащихся творческой дисциплины и сознательности, без чего невозможно добиться каких - либо успехов.

Основные этапы последовательности подхода к постановочной работе:

а). Дать общую характеристику танца:

-рассказать о быте, обычаях народа (если танец народный);

-рассказать сюжет танца.

б). Слушание музыки и её анализ (характер, темп, рисунки музыкальных фраз).

в). Работа над образом: характер образа, специфика поз (руки, ноги, голова).

г). Разучивание движений танца.

3.Репитиционная работа.

Данный раздел включает в себя общеразвивающие упражнения, детальный разбор номера, отработку сложных движений, изучение рисунка танцевальной композиции, просмотр видеокассет, дисков и работу с отстающими детьми.


1 год обучения.


Раздел 1 «Ритм - класс»

Тема «Подготовка к занятиям»

1.Танец в нашей жизни (беседа). Для чего нужен танец. Как научиться танцевать.

2. Игры-миниатюры (качели, кораблик, шарик). Приставной шаг.

3.Игры - превращения («деревянные и тряпичные куклы», «цветочек», «Верёвочки», «мельница»). Приставной шаг.

4.Что надеть. Где и когда танцевать. Дыхание. Как проверить пульс.

5.Что такое разминка. Зачем она нужна.

6.Осанка. Упражнения на осанку. Центр движения.

Тема «Основа танца - залог успеха»

1.Положения рук в детских танцах и упражнениях: «руки на пояс», «руки на пояс», «руки в стороны», «руки вперёд», руки «лодочкой», «круглые руки». Упражнения с воображаемыми цветами. « Сладкая грёза» - муз. Чайковского.

2.Положение рук в народных танцах: «руки на талии», «руки перед грудью», «положение рук в парах»: «свечка», «окошечко», … Положение рук во время движения. « Парный танец» - муз. народная.

3.Позиции рук.

4.Позиции ног.

Тема «Ходьба разного характера»

1.Марш (шаг энергичный, бодрый, торжественный).

2.Марш со сменой ведущих(расчёт своего действия на звучание музыкальной фразы, бодрый чёткий шаг, плавные движения рук).

3.Шаг энергичный, спокойный, осторожный, шаг с высоким поднятием ноги в коленях.

4.Песня о Родине И. Дунаевского (закрепление изученных шагов).


Тема «Движения в соответствии с характером музыки

1.Хороводный шаг: плавный хоровод, змейка с воротцами, движение хороводным шагом со сменой положения рук, не останавливая движений.

2.Пружинящий шаг.

3.Бег, галоп, поскоки. «Мячики» - этюд муз. Шитте.

Тема «Упражнения для рук»

1.Ветерок и ветер. Мельница. «Лендлер»- Бетховен.

2.«Ленточки», «Волна», «Крылья», «Поющие руки». Импровизации.

3.«Колокола», « Колокольчики», «Тарелки», «Вертушки».

Раздел 2 Постановочная работа

Тема «Народные танцы»

1.Изучение основных построений и рисунков народных танцев с их отличительными элементами.

2.«Кадриль»- русский танец.

3.«Казачок» - украинский танец.

4.Татарский танец.

Тема «Виды танца»

1.Танец стиля модерн.

2.Техника современного танца.

Тема «Бальные танцы»

1.Вальс.

2.Модный рок.

Раздел 3 Репетиционная работа.

1.Отработка и детальный разбор номера.

2.Отработка всего номера.



Мониторинг образовательной области по танцам (1 год обучения).

Ф.И. уч-ся

Критерии оценивания

1

2

3

4

5

н. г.

к. г.

н. г.

к. г.

н. г.

к. г.

н. г.

к. г.

н. г.

к. г.


Условные обозначения:

1 - умение самостоятельно находить свое место в строю;

2 - умение принимать правильное исходное положение;

3 - умение держать интервал;

4 - умение четко выполнять инструкции педагога;

5- умение выполнять несложные движения в соответствии с темпом, ритмом, динамикой музыкального произведения.

н. г. - начало учебного года;

к. г. - конец учебного года.

Критерии:

1 балл - отсутствие сформированных критериев;

2 балла - слабо сформированные критерии;

3 балла - неустойчиво сформированные критерии;

4 балла - сформированные критерии;

5 баллов - самостоятельно использует полученные знания, умения и навыки.

Уровни оценивания:

Высокий - 25 -20 баллов;

Средний - 19 -14 баллов;

Низкий - 13 - 8 баллов;

Несформированный - 8 и ниже.



Учебно-методический комплекс к программе:

  1. Бесова, М. Весёлые игры для дружного отряда / М. Бесова. - Ярославль: Академия холдинг, 2004г.

  2. Браиловская, Л. В. Самоучитель по танцам / Л. В. Браиловская. - Ростов-на-Дону: Феникс,2003г.

  3. Васильева, Т. К. Секрет танца / Т. К. Васильева. - Санкт-Петербург: Диамант,1997г.

  4. Ильенко, Л.П. Интегрированный эстетический курс для начальной школы / Л. П. Ильенко. - М.,2001г.

  5. Минский, Е.М. От игр к занятиям / Е. М. Минский. - М.,1982г.

  6. Назайкинский, Е.В. Звуковой мир музыки / Е. В. Назайкинский. - М.: Музыка,1988г.

  7. Никитин, Б. Развивающие игры / Б. Никитин. - М.,1985г.

  8. Новиков, С.Ю. Любимые праздники / С. Ю. Новиков. - М.:АСТ - ПРЕСС СКД, 2003г.

  9. Пуртова, Т. Учите детей танцевать / Т. Пуртова, А. Беликова. - М., «Владос», 2004г.

  10. Роот, З.Я. Танцы в начальной школе / З. Я. Роот. - М.: Айрис Пресс,2006г.

  11. Смирнов, В.А. Эмоциональный мир музыки / В.А.Смирнов. - М.: Музыка, 1990г.

  12. Смирнова, М.В. Классический танец / М. В. Смирнова. - Выпуск 3. - М.,1988г.

  13. Суртаев, В.Я. Игра как социокультурный феномен / В. Я. Суртаев - Санкт-Петербург, 2003г.

  14. Шишкина, В.А. Движение + движение / В. А. Шишкина. - М.: Просвещение, 1992г.




 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал