7


  • Учителю
  • ФОРМИРОВАНИЕ ПЕВЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ФОРМИРОВАНИЕ ПЕВЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание: Пение - основной вид музыкальной деятельности ребенка. Песня позволяет человеку не только выразить свои чувства, передать свое внутреннее состояние, но и вызвать у других соответствующий эмоциональный отклик, который созвучен с передаваемым настроением исполнителя. П
предварительный просмотр материала


ФОРМИРОВАНИЕ ПЕВЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА



Пение - основной вид музыкальной деятельности ребенка. Песня позволяет человеку не только выразить свои чувства, передать свое внутреннее состояние, но и вызвать у других соответствующий эмоциональный отклик, который созвучен с передаваемым настроением исполнителя. Песня учит и воспитывает человека. И крылатые слова А.В.Гоголя "Под песню пеленается, женится и хоронится русский человек" тому вечное подтверждение, так как песня сопровождает человека всю жизнь. Недаром психологи утверждают, что сейчас многие дети страдают эмоциональной глухотой, часто бывают жестокими и равнодушными, оглушенными средствами массовой информации, несущими бездуховность и низкую культуру. Именно песне принадлежит роль "душевного катализатора "… в песне есть нечто воспитывающее душу и, в особенности, чувство", - говорил К.Д.Ушинский . [1,стр.137]

В традиционной методике музыкального воспитания детей дошкольного возраста не достаточно уделяется внимания организации пения, не разработаны приемы, направленные на развитие индивидуальных вокальных данных ребенка, нет целостности системы развития певческих способностей детей. Учитывая это, мы выбрали тему нашего исследования - формирование певческих возможностей детей старшего дошкольного возраста, беря за основу старшую группу детского сада. К этому возрасту дети уже обладают определенными вокальными навыками, их певческий диапазон достаточно расширен, дыхание укреплено, они вполне владеют осмысленным и осознанным пением. Все выше сказанное и определило актуальность нашего исследования.

Объект исследования: дети шестилетнего возраста.

Предмет исследования: процесс формирования певческих навыков у детей шестилетнего возраста.

Цель: формирование певческих навыков у детей шести лет.

Гипотезой исследования - стало предположение, что формирование певческого навыка у старших дошкольников будет успешным и эффективным при использовании различных дидактических игр и методик.

Задачи исследования:

1.Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.

2. Дать психологическую характеристику детей 6-и лет.

3. Определить конкретную последовательность формирования певческих навыков в шестилетнем возрасте.

4. Разработать систему музыкально-певческого материала (песен и упражнений), соответствующих вышеназванной задаче.

5. Теоретически обосновать применение на музыкальных занятиях таких педагогических приёмов, которые соответствуют закономерностям формирования первоначальных певческих навыков.

В соответствии с поставленными задачами мы использовали следующие методы:

1. Теоретический анализ литературы с точки зрения изучаемой проблемы и обобщение научно-методической литературы

2. Экспериментальное изучение путей и методов формирования певческих навыков у старших дошкольников.

3. Педагогические наблюдения, педагогическое тестирование, педагогический эксперимент, методы математической статистики, занятия, педагогическое наблюдение.

Музыкальные способности являются специальными, в результате обучения развиваются, дифференцируются, обеспечивая успешность выполнения музыкальной деятельности.

В определении музыкальных способностей мы придерживаемся мнения Картавцевой М.Т., которая считает, что музыкальные способности начинают формироваться в дошкольном возрасте, включают в себя ряд компонентов музыкальный слух (мелодический, тембровый, звуковысотный), музыкальную память (кратковременную и долговременную), чувство метроритма, воображение (воссоздающее и творческое).[2, стр.234]

Пение - один из любимых детьми видов музыкальной деятельности. Благодаря словесному тексту, песня доступнее детям по содержанию, чем любой другой музыкальный жанр. Пение в хоре объединяет детей, создает условия для их музыкального эмоционального общения. Выразительное исполнение песен помогает наиболее ярко и углубленно переживать их содержание, вызывает эстетическое отношение к окружающей действительности. В пении успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма. Кроме того, дети получают различные сведения о музыке. В пении реализуются музыкальные потребности ребенка, т.к. знакомые и любимые песни он может исполнять по своему желанию в любое время.

Ветлугина Н.А. считает, что ''пение относится к числу тех видов музыкальной деятельности, в процессе которой успешно развивается эстетическое отношение к жизни, к музыке, обогащаются переживания ребенка, активно формируются музыкально-сенсорные и, особенно, музыкально-слуховые представления звуковысотных отношений''.[3, стр.117]

Пение тесно связано с общим развитием ребенка и формированием его личностных качеств. В процессе пения активизируются умственные способности детей. Восприятие музыки требует внимания, наблюдательности. Ребенок, слушая музыку, сравнивает звуки ее мелодии, аккомпанимента, постигает их выразительное значение, разбирается в структуре песни, сравнивает музыку с текстом. Пение влияет на общее состояние организма ребенка, вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания.

Правильно поставленное пение организует деятельность голосового аппарата, укрепляет голосовые связки, развивает приятный тембр голоса. Правильная поза влияет на равномерное и более глубокое дыхание. Пение, развивая координацию голоса и слуха, улучшает детскую речь. Метлов Н.А. в своей книге ''Музыка детям'' пишет об основных качествах детского голоса, о том, что ''голосовой аппарат очень хрупкий, нежный, непрерывно растет в соответствии с развитием всего организма ребенка… [4, стр.84]

Проблема постановки певческого голоса ребенка-дошкольника - одна из наиболее сложных и наименее разработанных в музыкальной педагогической теории и практике. В то же время это одна из самых важных проблем практики музыкального воспитания дошкольников.

Ее важность определяется сензитивностью этого возраста в отношении становления певческих навыков, связью со здоровьем ребенка, значением вокализации для развития музыкального слуха, влиянием певческой деятельности на формирование у ребенка системы музыкальности в целом.

Доктор Е.И.Алмазов, изучающий природу детского голоса, в своих исследованиях отмечал, что общее развитие ребенка на шестом году жизни, совершенствование процессов высшей нервной деятельности оказывают положительное влияние на формирование его голосового аппрата и на развитие слуховой активности. [5, стр.96]

Певческий диапазон - это объем звуков, который определяется интервалом от самого высокого до самого низкого звука, в пределах которого хорошо звучит голос.

Таблица диапазонов

возраст

диапазон

5-6 лет

Ре-си(до)

6-7 лет

(до)- ре - до


В процессе пения дети обучаются музыкальному языку, что повышает восприимчивость к музыке. Постепенно они познают жанровую основу песни. У них формируется способность чувствовать тембровые высотные и ритмические изменения в музыке. Ребенок-дошкольник не просто познает язык музыкальной речи, он начинает сознательно активно им пользоваться в своей исполнительской деятельности.

Единая структура музыкальных занятий обуславливала подбор одинаковых групп методов и приемов обучения: побуждения, убеждения средствами музыки, приучения, индивидуального подхода к детям.

Также данная работа требовала внедрения нетрадиционных форм и методов: стимулирования детей к музыкальной деятельности, создания поисковых ситуаций, побуждающих к творческим действиям, приемы, обеспечивающие перенос полученных знаний, умений и навыков в другую деятельность.

В процессе музыкального развития ребенка создавалась ситуация успеха в музыкальной деятельности. Это послужило базой для развития интереса и стремления ребенка к творческому выражению.

При обучении импровизации в разных видах музыкальной деятельности наиболее эффективными были приемы: прямого показа педагога, объяснения, иллюстрирования, анализа продуктов детской деятельности, обсуждения и оценки их детьми. Выразительный показ взрослого занимал ведущее место в системе обучения детей музыкальным способностям. Он формировал правильные представления о музыкальной деятельности, о своих собственных задачах. Сначала допускалась подражательность педагогу, а затем требовалась полная самостоятельность при сочинении.

Применялись все виды музыкальной деятельности (песенная, ритмическая, танцевально-пластическая, игровая и др.) во взаимосвязи и интегрировании.

Использовался доминантный вид занятия музыкального, на котором ведущей формой проведения была игровая.

Программа включает в себя 2 этапа.

1 этап - развивающий (занятия 1-10) был направлен на накопление навыков развития специальных музыкальных способностей: тембрового, звуковысотного слуха, чувства ритма, музыкальной памяти, элементарны певческих навыков.

Занятия проходили в нетрадиционных формах обучения: игр музыкальных, музыкальных загадок и сказок, что формировало интерес к дальнейшей музыкальной деятельности и творчеству.

2 этап- репродуктивно-творческий (занятия 11-14). Погружение детей в полноценную творческую деятельность, самостоятельное использование опыта музыкально-творческой деятельности. Ребенок импровизирует и сочиняет на основе усвоенных ранее знаний, умений и навыков.

На основе данной технологии была составлена программа развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста.

Программа развития певческих способностей дошкольников

Этапы

№ занятия

Цели

Содержание работы

I. Развивающий

1.

Развитие слухового внимания, знакомство с инструментом фортепиано, развитие умения различать звуки по высоте.

Музыкальная сказка "Про Айгерим, кошку и пианино".


2.

1.Умение различать звуки высокого, среднего и низкого регистров;

2.Развитие чувства ритма, знакомство с музыкальными инструментами;

3.Развитие музыкальной памяти, снятие с голоса песенок р.н. "Зайчик", "Сорока".

1.Муз.игра "Угадай,чей голосок?"

2.Муз.игра "Прогулка"

3.Р.н.п. "Мысық",

"Қоян".


3.

1.Развитие звуковысотных представлений, чистота интонирования звука разных ступеней.

2.Развитие чувства ритма;

3.Развитие муз. памяти, снятие с голоса простейшей попевки.

1.Муз.игра "Бубенчики".


2.Муз. игра "Бізге қонаққа келді".

3.Р.Н.П."Күннің көзі".


4.

1.Развитие звуковысотного слуха; слухового внимания; образного восприятия мелодической линии.

2.Развитие чувства ритма; умение соотнести характер музыки с изображением на рисунке; знакомство с жанром колыбельной песни и плясовой русской народной.

3.Развитие певческих навыков.

1.Муз. игра "Кузнечик"

2."Қояндар" муз. игра-загадка ("Колыбельная" р.н.п., "Ах, вы сени" плясовая р.н.)

3."Жаңбыр" н.п.


5.

1.Умение различать постепенное движение вверх и вниз мелодии; умение сопровождать движение мелодии движениями руки; тренировка слухового внимания.

2.Развитие чувства ритма.

3.Работа над певческими навыками.

1.Муз.игра "Лесенка-чудесенка".

2.Муз. игра "Научи матрешек танцевать".

3."Мен сырғанаққа бара жатырмын" н.п.


6.

Развитие чувства ритма, слухового внимания, развитие певческого голоса, чистое интонирование мелодии, соотношение ритма с изображаемой схемой.

Муз. игра

"Тень-тень".


7.

Дать понятие музыкального тембра, тренировка слухового внимания.

"Кошка Мурка и музыкальные игрушки" -игра муз.


8.

1.Развитие тембрового слуха, закрепление развития чувства ритма, знакомство с новыми муз. инструм.

2.Развитие активного внимания.

1."Определи инструмент" муз. игра-загадка. 2."Слушай хлопки" муз.игра.


9.

1.Развитие тембрового слуха, навыка снятия с голоса попевки.

2.Развитие активного внимания, муз. движения, творческого воображения, интереса к творческому заданию.

1.Муз.игра-загад-ка"Кімнің дауысы тауып ал?".

2.Муз. игра-загадка "Чья очередь?"


10.

1.Развитие умения понимать содержание музыки, интереса к народной музыке, закрепить навыки слухового внимания.

2.Снятие с голоса и правильное интонирование народной песни.

1."Петя-пастушок" муз. рассказ.

2. "Пастушок" , "Кукушка", "Сиыржан" -п.

II. Репродуктивно - творческий

11.

1.Знакомство с навыками импровизации.

2.Развитие воображения и творчества в движении, соотношение характера движений и звучаний музыки, формирование поисковых действий при выборе выразительных средств передачи замысла своего движения; умение подбирать различные варианты движ. в передаче конкретного образа.

1.Игровые задания для развития импровизации в песенном творчестве.

2. Муз. игра "Біз кімбіз тауып ал?"


12.

1.Работа над пластической выразительностью, дикцией, мимикой, артистизмом.

2.Овладение навыками сочинения на заданный текст, передача образа и характера сочинения.

3.Развитие воображения, внимание, быстроты реакции.

1.Игра "Радуга появилась".

2."Плясовая "-р.н.

3."Попробуй угадай", "А я по лугу","Как на тоненький ледок"


13.

1.Развитие чувства ритма и творческих способностей с помощью шумовых муз. инструментов.

2. Развитие речевой интонационной выразительности в пении, декламация стихов, фраз; развитие артистизма.

1."Заинька, серенький"- муз.игра.

2. "Ертегі әлемі"-игра.


14.

Развитие творческих способностей, сочинение песни на заданный текст, импровизация ритма и мелодической линии песни.

Сочини песню на текст, используя стишки-попевки - "Весна", "Осень"

Таким образом, все выше перечисленное еще раз доказывает необходимость развития музыкальных способностей в дошкольном возрасте, поскольку именно этот период является наиболее сензитивным и если не руководить развитием ребенка, то эти спонтанные проявления останутся нереализованными.


Список литературы:


  1. К.Д.Ушинский О психологии восприятия музыки. М.: «Музыка», 1923.

  2. М.Т.Картавцевой "О значении музыки в эстетическом воспитании ребенка с первых дней его детства". М. 1996.

  3. Н.А.Ветлугина "Музыкальное развитие ребенка" М. 1967 г.

  4. Н.А.Метлов "Развитие частоты интонации в пении дошкольников". М. 1960 г.

  5. Е.И.Алмазов Воспитание музыкой. М.: 1991 г.

ТЕЗИСЫ


В данной работе освещены цели и задачи, выделены объект, предмет, освещена применяемая технология обучения детей, представлена программа развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста.


Объект исследования: дети шестилетнего возраста.

Предмет исследования: процесс формирования певческих навыков у детей шестилетнего возраста.

Цель: формирование певческих навыков у детей шести лет.

Гипотезой исследования - стало предположение, что формирование певческого навыка у старших дошкольников будет успешным и эффективным при использовании различных дидактических игр и методик.

Задачи исследования:

1.Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.

2. Дать психологическую характеристику детей 6-и лет.

3. Определить конкретную последовательность формирования певческих навыков в шестилетнем возрасте.

4. Разработать систему музыкально-певческого материала (песен и упражнений), соответствующих вышеназванной задаче.

5. Теоретически обосновать применение на музыкальных занятиях таких педагогических приёмов, которые соответствуют закономерностям формирования первоначальных певческих навыков.

В соответствии с поставленными задачами мы использовали следующие методы:

1. Теоретический анализ литературы с точки зрения изучаемой проблемы и обобщение научно-методической литературы

2. Экспериментальное изучение путей и методов формирования певческих навыков у старших дошкольников.

3. Педагогические наблюдения, педагогическое тестирование, педагогический эксперимент, методы математической статистики, занятия, педагогическое наблюдение.



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал