7


  • Учителю
  • «Обители земли русской» Вне классное мероприятие по ОРКСЭ

«Обители земли русской» Вне классное мероприятие по ОРКСЭ

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание: «Обители земли русской» Внеклассное мероприятие по модулю «Основы мировых религиозных культур» 4 класс Цель: - познакомить учащихся с миром православных монастырей и личностью святых Сергия Радонежского и Серафима Саровского; - способствовать стремлению и потребнос
предварительный просмотр материала

«Обители земли русской»

Внеклассное мероприятие по модулю

«Основы мировых религиозных культур» 4 класс

Автор: Махова Светлана Германовна - учитель истории, МХК

МБОУ СОШ № 41, г.Улан-Удэ,- 2012 г.

Цель:

- познакомить учащихся с миром православных монастырей и личностью святых Сергия Радонежского и Серафима Саровского;

- способствовать стремлению и потребности совершать добрые поступки и дела;

- содействие формированию духовно - нравственной культуры и патриотизма учащихся.

Вступительное слово

(на фоне видеозаставки «Чудеса России» 2 минуты)

Прекрасны и загадочны русские монастыри: массивные башни, купола церквей, блестящие на солнце кресты, высокие стройные колокольни.

Монастыри на Руси обычно расположены в прекрасных уголках природы, где творения рук человеческих сливаются с ландшафтом, подчеркивая красоту и величие его.

За монастырскими стенами

Что такое «монастырь»? Слово это греческого происхождения и переводится как «уединенное жилище», а «монах» - «одинокий». Монаха ещё называют «инок», что значит «иной, другой, принадлежащий иному миру»

Отцы пустынники и жены непорочны,
Чтоб сердцем возлетать во области заочны,
Чтоб укреплять его средь дольних бурь и битв,
Сложили множество божественных молитв

Эти пушкинские строки легли в основу сюжета картины художника Михаила Васильевича Нестерова. Задушевность, умиротворенность и покаяние - главный её мотив.

Итак, монастырь - это поселение монахов (монахинь), решивших уединится от обыденной жизни и целиком посвятить себя служению Богу. На Руси монастыри часто называли обителью (от обитать, жить). Монастырь как земной образ Царствия Небесного строился по плану Небесного Иерусалима. Его четырехугольник обносили стеной с воротами на все стороны света. В центре «обители всегда ставили храм как «некое око, взирающее на монастырь».

За крепкими монастырскими стенами идет особая, непонятная мирянам жизнь. Здесь свои ценности, свои святыни, свой устав, свой распорядок дня.

Монахи одного монастыря называются братией и живут в маленьких комнатках - кельях. Настоятель монастыря, игумен, живёт в отдельном доме.

Носят монахи рясу - длинную до пят одежду, с широкими рукавами, тёмного цвета, на голове - коблук - колпак или шапочку. Монахи много читают богословских книг и молятся, стараясь избегать каких бы то ни было телесных удовольствий. «Трудись и молись» - вот главное правило их жизни. Стать монахом трудно. Чтобы отличить призвание от случайного каприза, человеку желающему стать монахом, предлагается сначала просто пожить при монастыре - стать послушником. И, если послушник всё - таки после испытания решает остаться в монастыре, то он приносит обеты. Монашеский обет - это обещание жить в послушании, безбрачии и без личных вещей. После чего послушника постригают (состригают несколько прядей волос). Постриг означает, что он сам, свободно отдаёт себя в руки Христу, чтобы никто другой и ничто другое не владело им. Поскольку теперь у человека начинается жизнь, то ему при постриге даётся новое имя. Монашество это не только трудный жизненный путь, и поиск ответа на вопрос «В чём смысл жизни?». У христиан это самый прямой путь к святости.

- Как вы думаете, ребята, какого человека можно назвать Святым ?

(Человек, который: стойко исповедует веру, ведущий праведную жизнь, обладающий даром чудотворства, является посредником между Богом и людьми.)

Посмотрите видеосюжет «Сергей Радонежский»

Место для монастыря выбиралось не сразу и не вдруг. Подвижники долго ходили по лесам и болотам, пока, наконец, не обретали ту «спасительную пустынь», где успокаивалась их душа. Основание монастыря в необжитом и безлюдном месте всегда становилось настоящим подвигом. Красота природы, окружавшей обитель, облегчала монахам их трудный подвиг, служила им отрадой и утешением.

Такое удивительное место на русской земле - Троице - Сергиев монастырь. Расположенный на вершине холма, он был основан в XIV столетии преподобным Сергием Радонежским. Монастырь, возникший вокруг одинокой кельи Сергия, сначала был деревянным. Но та первая обитель была дотла сожжена в 1408 году, уже после смерти преподобного во время нашествия татарских полчищ.

К 1380 году Русь уже без малого полтора столетия стонала под гнётом татарского ига. На этот раз шла беда грозная, неминуемая: Мамай поклялся обратить в пепел земли великого князя Московского, который отказался повиноваться Орде, платить дань. Согласно житию Сергия Радонежского, перед Куликовской битвой князь Дмитрий собрал воедино воинство почти всех русских княжеств. В поисках духовной поддержки отправился он в Троицкий монастырь за благословением. Имя преподобного Сергия, как праведника и чудотворца, уже было прославлено по всей Руси. Благословение такого человека должно было вселить надежды во всех воинов. Сергий осенил великого князя крестом, окропил святой водой и благословил на великую битву: «…Иди против безбожных, и так как Бог помогать тебе будет, победишь, и в здравии в своё отечество с великими похвалами возвратишься ».

Преподобный Сергий не только благословил князя, но и отправил с ним двух иноков княжеского рода, хорошо владеющих оружием. Этими монахами - иноками были Александр Пересвет и Андрей Ослябя.

Перед началом битвы Пересвет участвовал в традиционном «поединке богатырей». «Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле» - одна из наиболее знаменитых картин Михаила Ивановича Авилова. На полотне картины изображен исторический бой русского богатыря Пересвета с татарским воином Челубеем, предшествовавший Куликовской битве. В этом поединке оба воина погибли, однако победа осталась за Пересветом. Конь смог довезти его до русских войск, тогда как Челубей оказался выбитым из седла.

Многие события русской истории связаны с Троице - Сергиевой лаврой.

В течение долгих 16 месяцев 1608-1610 годов под стенами обители стояли польские войска, но монастырь не сдался, а продолжал оказывать материальную и моральную поддержку ополчению во главе с князем Дмитрием Пожарским и нижегородцем Кузьмой Минином. Обитель терпела много бедствий, была разоряема, но каждый раз восстанавливалась вновь. Троице - Сергиева лавра стала символом самоотверженной борьбы с иноземцами, символом несгибаемости народного духа.

«Чтобы понять Россию, надо понять Лавру, … должно внимательным образом всматриваться в основателя её, прозванного святым при жизни, «чуднаго старца, святого Сергия» - эти слова выдающегося философа и богослова Павла Флоренского находят отклик в душе российского человека.

Монашеский подвиг - это сознательно сделанный выбор, состоит в особой строгости, в непрестанной молитве за весь мир: отказавшись от мира, монах отдаёт за него жизнь, подобно Христу. Предлагаю вам посмотреть и послушать ещё одну историю жизни.

(мультфильм Преподобный Серафим Саровский- 7 мин.)

Беседа с классом

- Послушайте стихотворение (Н.Назаренко «Преподобный Серафим в пустыни») и скажите, о каком периоде в жизни Святого в нем говорится?

Ночь. Как безмолвные зрители,
Звездочки смотрят с небес.
Тихо вокруг. От обители
Тянется Саровский лес.
Келлия там одинокая,
В ней Серафим обитал.
Знала пустыня широкая,
Подвиг как он совершал.
Там, при дорожке, под соснами,
Камень тяжелый лежал,
Старец ночами бессонными
Здесь на коленях стоял.
Лето и зиму холодную,
Он, не смыкая очей,
Выстоял с волей свободною
Тысячу целых ночей.
Весь безучастен ко внешнему,
В сердце молитву слагал!
"Боже! Будь милостив к грешному!" -
Часто так старец взывал.

(Это был подвиг столпничества, который заключался в том, что каждую ночь преподобный Серафим Саровский поднимался на огромный камень в лесу и молился с воздетыми руками, взывая: "Боже, милостив буди мне грешному". Днем же он молился в келье, на камне, который принес из леса, сходя с него только для краткого отдыха и подкрепления тела скудной пищей. Так он молился 1000 дней и ночей)

- Какими качествами обладает святой человек?

(Благочестие, добродетель, смирение)

Преподобный Серафим Саровский - один из самых известных и почитаемых святых, слава которого распространилась далеко за пределы России. Жизнь святого Серафима Саровского является для нас примером. Он обладал такими качествами, как смирение, милосердие, доброта, и самое главное, преподобный умел прощать, а это под силу не каждому человеку. Поэтому очень важно научиться прощать, ведь если ты простил своего обидчика или простили тебя, то на сердце становится легче, отступает зло и между людьми восстанавливаются добрые отношения.

Заключение

Возникшие со времени принятия христианства, монастыри на протяжении всей многовековой истории поддерживали духовное наследие народа. Они были важными центрами культуры - монахи составляли летописи, писали иконы. Во время неурожая, стихийных бедствий открывались монастырские житницы: здесь находили приют и еду обездоленные. При обителях существовали больницы, сиротские приюты, школы. А когда было нужно, они превращались в крепости, вставшие на защиту своей Родины.

Обитель - красивое слово, вызывающее чувство умиротворения, желание посетить святое место, прикоснуться к источникам высокой духовности.

- Ребята, у нас, в Забайкалье, тоже есть православные монастыри.

Например, Посольский Спасо - Преображенский мужской монастырь, основанный в 1681 году на побережье озера Байкал.


Творческое задание:

1.Вместе с родителями подготовьте небольшое сообщение об одной из старинных православных обителей России.

2. Если у вашей семьи появится возможность, то посетите монастырь на территории Бурятии и сделайте фото или видео зарисовки.


Литература:
1. Бородина А.В. Основы православной культуры: Православие - культурообразующая религия России: учебное пособие для 4 класса.- М.: Издательство «Экзамен», 2011.

2. Кураев А.В. Основы православной культуры: Основы духовно - нравственной культуры народов России. - 4-5 классы.- М.:Просвещение, 2011

3. Рябцев Ю.С.История русской культуры: X - XVII вв.: 7 кл.: пособие для учащихся.- М.: ВЛАДОС, 2007


Словарь урока:

Братия - монахи одного монастыря

Игумен - настоятель

И́нок - православный монах

Кельи - комнаты монахов

Клобук (колпак, шапка) - принадлежность облачения монаха, надеваемая на голову

Монастырь - это церковное учреждение, в котором проживает и осуществляет свою деятельность община (мужская или женская), состоящая из людей, добровольно избравших монашеский образ жизни для духовного и нравственного совершенствования и совместного исповедания своей веры.

Отшельник - человек, добровольно подвергший себя уединению, отрекшийся от мирской суеты

Послу́шник - в русских православных монастырях лица, готовящееся к принятию монашества.

Просфора - («приношение») богослужебный хлеб, употребляемый в православии для религиозного таинства.

Ряса - верхнее одеяние лиц духовного звания и монахов - длинная до пят одежда, просторная, с широкими рукавами, тёмного цвета.

7



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал