- Учителю
- Сборник методических материалов по использованию приемов драматизации произведений устного народного творчества на уроках литературного чтения, способствующих формированию базовых ценностей учащихся 3 класса
Сборник методических материалов по использованию приемов драматизации произведений устного народного творчества на уроках литературного чтения, способствующих формированию базовых ценностей учащихся 3 класса
МБОУ З СОШ № 8 Свердловская область
Сборник методических материалов по использованию приемов драматизации произведений устного народного творчества на уроках литературного чтения, способствующих формированию базовых ценностей учащихся 3 класса
Исполнитель:
Курмачева Е.В.,
Учитель начальных классов
с.Знаменское, 2013
Методические материалы по использованию приемов драматизации устного народного творчества на уроках литературного чтения, направленные на формирование базовых ценностей учащихся 3 класса
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, состоит не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности.
Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.
Формирование основ моральных качеств начинается ещё в начальной школе. От того, насколько успешно осуществляется этот процесс, во многом зависит духовно - нравственное развития ребенка. Данные ценности прописаны в Федеральном государственном образовательном стандарте и «Программе духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России».
Исходя из выше всего сказанного, можно судить о проблеме духовности и духовных ценностей, которые всегда волновала умы ученых-теоретиков прошлого и настоящего, поскольку она является наиболее сложным и противоречивым вопросом науки, окончательно не разрешенным и постоянно привлекающим внимание передовых мыслителей своего времени.
Средством формирования данных ценностей личности могут выступать произведения русского устного народного творчества: потешки, прибаутки, скороговорки, загадки и, конечно, сказки. Эти произведения концентрируют народную мудрость, представляют свод правил жизни, являются кладезем богатства языка, которые пришли к нам из глубины веков. И как важно с ранних лет научить детей постигать культуру своего народа, показать им дорогу в этот сказочный и добрый мир, возродить в детских душах прекрасное и вечное. [15; 31]
Знакомство с народным творчеством можно начать с потешек и колыбельных песенок, которые вводят учащихся в мир, учат жить в нем.
С помощью потешки мы учим учащихся не только движению, но и пониманию того, что такое хорошо, а что такое плохо.
Пословицы и поговорки оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства человека: поучения, заключенные в них, легко воспринимаются и запоминаются.
Считалки - это история, придуманная для детей, способ осуществления объектной справедливости. Ребенок в игре должен быть находчивым, сообразительным, памятливым, ловким, добрым и даже благородным.
С помощью сказок у детей формируется умение быть дружными, трудолюбивыми, слушаться родителей, быть смелыми и бесстрашными, трудолюбивыми.
От того, насколько наши дети будут доброжелательны, трудолюбивы, как будут сформированы в них привычки нравственного поведения, во многом зависит успешность ребенка, становление его как личности. [16; 32]
Ярким приёмом работы на уроке литературного чтения может являться драматизация. С помощью драматизации учитель может решать задачи нравственного, эстетического развития детей, обучая их умению осуществлять характеристику героев через анализ поступков героев, их речи. В драме персонажи самостоятельно действует на сцене, и зритель сам делает выводы, вытекающие из его поступков [3; 43]. В этом и состоит назначение драмы - научить чувствовать индивидуальные характеристики персонажа, его внутренний мир, руководствуясь его внешними проявлениями.
Вот некоторые виды драматизации, которые могут использоваться в классе без специальных театрализованных средств.
Чтение произведения по ролям. Его удобно применять при работе с текстами, насыщенными диалогами, а также при чтении таких жанров, как сказка. Чтобы осуществить этот вид деятельности на уроке, детей надо к нему подготовить: выбрать эпизод, который может быть прочитан по ролям; затем вместе с детьми назвать действующих лиц, определить, сколько нужно учеников, чтобы прочитать сценку по ролям. Только после этого можно предложить детям найти слова каждого персонажа, обсудить интонацию реплик и подготовиться к чтению.
Чтение наизусть с применением соответствующих жестов, телодвижений, интонаций, расположение в группах.
Чтение произведения в классе с описанием тех положений, действий, выражений лица, поз, интонации, костюмов, обстановки и прочих средств и предметов, которые необходимы для живого действия.
Разыгрывание сценария с некоторыми декорациями, условными костюмами, упрощенным гримом.
Специализированные упражнения, содержащие элементы инсценирования:«Зеркало», «Окно», «Войди в образ», «Фраза по кругу»,«Животные», «Животные в цирке», «Картина», «Испорченный телефон», «Артисты пантомимы».
Теа́тр кукол - одна из разновидностей пространственно-временнóго искусства, который также может найти место в уроке литературного чтения и внеурочной деятельности.
Данные виды учебной деятельности описаны Горбушиной Л.А., Петровой Т.И., Колчеевым Ю.В. Они развивают читательские умения и творческие способности учеников и, вместе с тем, являются упражнениями театрализованной деятельности - инсценированием. Они обучают способности улавливать настроение персонажей, аргументировать свое мнение; формируют умения распознавать жанры литературы, в том числе и драму; умения сочувствовать на фоне личных переживаний.
Далее будут представлены методические материалы для уроков литературного чтения в 3 классе с использованием приемов драматизации, посредством которых может быть осуществлено формирование базовых ценностей.
Фрагмент 1
Тема: русская народная былина «Алеша Попович и Тугарин Змей».
Прием драматизации: анализ иллюстраций, постановка «живых картин».
Этап урока: повторное чтение и анализ произведения.
Цель: формирование у учащихся умений осуществлять нравственный выбор.
Ход работы
- Откройте учебник на с.15 и найдите иллюстрацию к былине. Кто изображен на картине?
- Что делает Владимир-князь?
- Какая обстановка вокруг него?
- Какое у Алеши Поповича выражение лица, а какое - у князя-Владимира, чем отличается?
- В каких случаях у людей бывает такое настроение?
- Давайте попробуем изобразить такое же выражение лица, как у героев картины.
К доске выходят 4 человека (распределение ролей), постановка картины (дети не шевелятся, замирают в той же позе, как и герои на картине).
- Молодцы (похвалить тех, кто гораздо правдоподобнее показал мимику лица, позу и т.д.).
- Что вы чувствовали при постанове данной картины?
- Кто находится на переднем плане, а кто в картине на второстепенных ролях?
- Для чего, с какой целью художник изображает героев на заднем плане? Как они себя ведут?
- Что показывает, как они относятся к Алеше Поповичу и князю-Владимиру?
- Кто из героев нравится вам?
- Могли ли вы понять, как относятся к своим героям те ученики, которые изображали их? По каким признакам вы это узнали?
Фрагмент 2
Тема: русская народная сказка «Самое дорогое».
Прием драматизации: чтение по ролям.
Этап урока: анализ прочитанного.
Цель: формирование ценности трудолюбия и уважения к людям труда.
Ход работы
- Скажите, чем «кормились» старик и старуха?
- Почему старики никак не могли придумать, о чем попросить Лесного Деда?
- Прочитайте, что предлагал старик, как ему возражала старуха. Что мы узнаем о старике и старухе из этого эпизода? Подтвердите словами из текста сказки.
- Какие чувства вызывает старуха? А какие - старик?
- Что было самым дорогим для старика и старухи?
- Как вы относитесь к старику, как к старухе?
- Кто из героев вам понравился, какую бы роль хотели вы читать?
- Каким тоном нужно читать предложения старика и отказы старухи?
- Прочитайте выразительно диалог старика и старухи.
- Как вы относитесь к своим героям, за которых вы читали?
- По каким признакам вы это узнали, какие чувства вас охватили?
Фрагмент 3
Тема: русская сказка «Царевич Нехитер-Немудер».
Прием драматизации: произнесение отдельной реплики.
Этап урока: чтение и анализ прочитанного.
Цель: формирование ценностного отношения к поступкам героев.
Ход работы
- Сегодня мы с вами прочитали сказку «Царевич Нехитер-Немудер». Что случилось с героями сказки и почему?
- Что изменило их жизнь?
- О чем мечтал Нехитер-Немудер?
- Какой характер был у него?
- Кто в этой сказке выступает как положительный герой, а кто - как отрицательный?
- Найдите тот отрывок, когда Нехитер-Немудер бежал на гору, что он говорил при этом?
- Как вы думаете, как он ведет себя при этом?
- В связи с чем он побежал на гору? Чего он добился при этом?
- Кто бы хотел произнести данную реплику? При этом учитывайте все, что мы сказали раньше.
(Пробуют несколько детей, похвалить тех, у которых лучше это получилось).
Фрагмент 4
Тема: русская сказка с загадкой «Дочь-семилетка».
Прием драматизации: драматизация развернутой формы.
Произведение УНТ: сказка.
Этап урока: анализ прочитанного.
Цель: формирование ценности знания и смекалки.
Оборудование: костюмы, декорация.
Ход работы
- Какой спор произошел между братьями?
- Серьезным ли был этот спор?
- Правильно ли отгадала кума четыре загадки царя?
- Какие отгадки предложила дочь-семилетка?
- Какой была девочка?
- Что в этой сказке необычного?
- Какие загадки есть в сказке? Прочитай.
- Сейчас мы с вами будем разыгрывать эту сказку. Как вы думаете, в какой обстановке происходили события сказки?
- Какие герои принимают участие в сказке?
- Какие костюмы должны быть у героев сказки?
- Что нужно передать, разыгрывая сказку?
- Как ведёт себя каждый из братьев?
- Какие герои положительные, а какие отрицательные в этой сказке. Почему вы так решили?
- Как относятся братья друг к другу?
- Почему они так относятся друг к другу?
- Какую роль сыграла в сказке дочь-семилетка?
- Как проучил братьев Царь?
- Какое решение принял Царь, почему он так решил?
- Кто из героев вам понравился, почему?
Оформление «сцены», представление «артистов», показ спектакля и его анализ.
- Какие чувства у вас были когда вы играли своих героев? Почему? Теперь вопрос тем ребятам, которые наблюдали за спектаклем:
- Как относятся к своим героям те дети, которые инсценировали? Почему вы так думаете?
- Кому из исполнителей точнее всего удалось передать характер героя?
Фрагмент 5
Тема: сказка с загадками «Дочь-семилетка».
Прием драматизации: инсценировка диалогов.
Этап урока: закрепление прочитанного.
Цель: формирование ценности знания, смекалки.
Оборудование: костюм для Кумы и богатого брата.
Ход урока
- Сегодня на уроке мы с вами проинсценируем один из диалогов сказки «Дочь-семилетка», которую только что читали. Вспомните тот отрывок сказки, когда Кума посадила за стол богатого брата и стала его расспрашивать.
- Давайте вспомним, каким был богатый брат?
- Каким был бедный брат?
- Какие качества характера их различают?
- Для чего богатый брат пошел к Куме? Что он выяснил у нее?
- Кто из братьев вам больше нравится, почему?
- Кого бы вы хотели сыграть?
- Какими качествами обладает тот герой, которого вы бы хотели сыграть?
- Как вы относитесь к нему?
- Как вы думаете, какой костюм может быть надет на том герое, которого вы бы хотели сыграть? (разбирают костюмы).
- Перед тем как инсценировать диалог между Кумой и богатым братом, вспомните их характер и представьте, каким голосом вы будете озвучивать героев.
Показ с костюмами.
Фрагмент 6
Тема: былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник».
Прием драматизации: «зеркало».
Произведение УНТ: прибаутка.
Этап урока: подготовка к восприятию былины.
Цель: формирование ценностей научного знания.
Ход работы
- Сегодня на уроке мы будем читать произведение устного народного творчества - былину «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Перед тем как читать былину, мы поиграем в игру с прибаутками.
- Что такое прибаутка?
- Сейчас мы будем участниками и зрителями игры «Зеркало». Послушайте, как мы будем играть: два ученика встают парами, лицом друг к другу. Один из участников - «артист», другой - «зеркало». «Зеркало» внимательно следит за действиями артиста и повторяет их зеркально. Важно предугадать каждый жест. «Артисту» дается задание показать прибаутку (Сова-совинька, сова-большая голова на колу сидела, в стороны глядела, головой вертела) без звуков, а только лишь мимикой и жестами. Задача остальных - понять смысл прибаутки.
- Смогли ли вы догадаться, кто герой прибаутки?
- Какие действия выполнял герой? (Озвучивается текст прибаутки).
- Как вы думаете, сова - это положительный герой?
- Какие слова прибаутки помогли вам это понять?
- А почему русские люди с уважением относились к этой птице? (хранитель знаний, мудрости).
- Сравните сову с героем былины и ответьте на вопросы: почему именно с этим героем вы сравниваете сову? Чем они похожи, а чем отличеются? Какими качествами они обладают?
Фрагмент 7
Тема: русские пословицы (23 февраля).
Прием драматизации: «окно».
Этап урока: чтение и анализ произведений.
Цель: формирование любови к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству, доверие к людям.
Ход работы
- Мы только что читали и разбирали смысл пословиц, сложенных русскими людьми. А сейчас нам предстоит выполнить, используя пословицу, интересное упражнение. Оно называется «окно». Послушайте, как его надо выполнять: к доске выходят два ученика. Они должны представить, будто между ними окно из толстого стекла, через которое не проходят звуки. Вы хотите что-то сказать товарищу. Для этого вы можете артикулировать (двигать) губами, писать воображаемые буквы на стекле (т.е. в воздухе), объяснять на пальцах. Партнер должен понять и ответить. Через «окно» мы будем произносить пословицу «Жить - Родине служить», «Береги землю родимую, как мать любимую», «Родина-мать, умей за нее постоять».
- Как вы понимаете смысл пословицы?
- Когда так можно сказать?
Фрагмент 8
Тема: русские потешки и поговорки.
Прием драматизации: «фраза по кругу».
Этап урока: физминутка.
Цель: формирование ценности дружба, и дружелюбное отношение друг к другу.
Ход работы
- Отдыхать от работы мы сейчас будем в игре. Все встаем в круг. Я задаю простую фразу. Это потешка или поговорка. Ваша задача, произнести эту фразу с разной интонацией: 1) удивления, 2) безразличия, 3) радости, 4) восторга, 5) жалости, 6) сожаления, 7) вопросительно
Для работы предлагается поговорка «Старый друг лучше новых двух».
- Как вы понимаете её смысл?
- Какие чувства вы испытывали, когда произносили данную поговорку в разной интонации?
- Почему вас настигли такие чувства?
Фрагмент 9
Тема: русская былина «Добрыня и Змей».
Прием драматизации: «войди в образ».
Этап урока: анализ произведения.
Цель: формирование патриотизма, готовности защищать свою Родину.
Ход работы
- Мы только что прочитали былину «Добрыня и Змей». Сейчас вы побудете в роли одного из героев этой былины. Каждый по очереди проходит к стулу и садится на него, а затем, уже встав со стула, перевоплощается в образ того или иного героя (Добрыни Никитича, Змея, Забавы Путятичны) в разный момент былины (при бое, при похищении или в какой-то другой момент) и проходит в этом образе до конца класса. Все остальные должны понять, какой герой и в какой момент изображен. А тот, кто изображал, отвечает, почему именно этого героя он изобразил? Почему именно в этот момент былины? Какими качествами обладает тот герой, которого ты изображал?
Фрагмент 10
Тема: былина «Добрыня и Змей».
Произведение УНТ: былина.
Прием драматизации: инсценировка фрагмента былины.
Этап урока: все этапы.
Цель: формирование ценности патриотизма, чувства долга и ответственности перед своей Родиной.
Ход работы
- Прочитав былину «Добрыня и Змей», сегодня мы с вами будем инсценировать фрагмент этой былины.
- Для начала давайте вспомним былину. Какие герои есть в данной былине?
- Какие герои положительные, а какие отрицательные?
- Какие события происходят в былине?
- Кто из героев вам больше всего понравился?
- Какими качествами он обладает?
- Как в былине к нему относятся другие герои, почему они так относятся?
- Давайте проинсценируем тот отрывак, когда «… Добрыня домой пошел. Приходит домой, а Киев-град печален стоит…». Кто действующие лица в данном фрагменте? ( Добрыня, люди, богатыри, конь, Змей, Забава).
- Вспомним, что происходит в данном отрывке?
- Какие чувства вас постигают?
- Кого бы вы хотели сыграть? Почему?
- Какими качествами он обладает?
- Подумайте, вспомните характер вашего героя, чтобы правильно показать интонацию. Разберите костюмы, подходящие для вашего героя.
Инсценировка фрагмента.
После инсценировки:
- Какие чувства у вас сейчас? Почему?
- Как это связано с тем героем, которого вы играли?
Фрагмент 11
Тема: какие бывают загадки.
Прием драматизации: «животные».
Этап урока: физминутка.
Цель: формирование ценностного отношения к природе и окружающей среде.
Ход работы
- А сейчас мы с вами отдохнем и отправимся в зоопарк.Я вам раздам карточки с загадками, отгадкой является животное (Не ездок, а со шпорами, не сторож, а всех будит; кто на себе дом носит; комочек пуха, длинное ухо, прыгает ловко, любит морковку; сер, да не волк, длинноух, да не заяц,с копытами, да не лошадь; шубу дважды в год снимает, кто под шубою гуляет; она на белых камушках сидит, не подходите близко - закричит. Возле бочки катаются клубочки.). Ваша задача отгадать загадку и изобразить животное при помощи жестов и мимики. Вы должны показать, что ваш герой-животное не страшен человеку, а является его другом.
Фрагмент 12
Тема: русская сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».
Произведение УНТ: сказка.
Прием драматизации: инсценировка сказки.
Этап урока: на всех этапах.
Цель: формирование чувства справедливости и уважения к достоинствам человека.
Оборудование: декорация, маски, костюмы, музыка к декорации.
Ход работы
- Дома вам было задано прочитать русскую сказку «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Сколько действующих лиц в этой сказке? - Какие герои положительные, а какие отрицательные?
- Какие отношения между Аленушкой и Иванушкой?
- Как вы думаете, почему Иванушка поступил именно так?
- Почему Аленушка помогает Иванушке?
- От кого спасает Аленушка Иванушку?
- Кто из героев вам нравится, почему?
- Кого бы вы хотели сыграть?
- должны быть у каждого героя и почему? Выбирайте костюмы, подходящие к вашим героям. Не забывайте характер каждого героя, чтобы выбрать нужные интонации.
Действующие лица: Аленушка, Иванушка (Козленок), Царь, Боярин, Ведьма, Рассказчик, (корова, лошадь, свинья).
Фрагмент 13
Тема: басни о животных.
Произведение УНТ: прибаутка.
Прием драматизации: «животные в цирке».
Этап урока: физминутка с использованием прибаутки.
Цель: формирование ценностного отношения к окружающей среде и братьям нашим младшим.
Ход работы
- А сейчас игра, в которой каждый из вас перевоплотится в животное. Я читаю вам прибаутку, а вы определяете, в кого из данной прибаутки вы желаете превратиться. Вспомните, что это животное может делать, каково его поведение и повадки, а затем с максимальной убедительностью изобразите выбранное животное. Изобразить животное вы должны так, как оно ведет себя в цирке. Послушайте прибаутку: гуси в гусли, утки в дудки, вороны в коробы, тараканы в барабаны, коза в сером сарафане, корова в рогоже всех дороже.
- Почему вы выбрали именно это животное?
- Какими качествами оно обладает в сказках и в реальном мире?
- Хотели бы вы быть похожими на этого животного теми же качествами, каторыми обладает и он, почему (да или нет)?
Фрагмент 14
Тема: русская сказка «Про Ленивую и Радивую».
Прием драматизации: «картина».
Этап урока: обобщение по прочитанному.
Цель: формирование уважения к труду и людям труда.
Ход работы
- А сейчас вы покажете, как запомнили и поняли содержание сказки. Работа выполняется по группам (для простоты - по рядам). Каждой группе я раздам карточки. Ваша задача - прочитать карточку и нарисовать «картину» на заданную тему (отрывка из сказки), «картину» вы должны нарисовать при помощи мимики и жестов, но так, чтобы без звуков. А остальные должны будут угадать, что это за отрывок из сказки.
- Удалось ли в «картинах» передать характеры героев сказки?
Фрагмент 15
Тема: при любой теме.
Произведение УНТ: скороговорки.
Прием драматизации: «испорченный телефон».
Этап урока: организационный (скороговорка используется для «разогрева» класса и настроя на учебную работу).
Цель: формирование позитивного отношения к жизни, эмоционального здоровья.
Ход работы
- Занятие начнем с игры на внимание. Она называется «испорченный телефон». Сейчас я каждому ряду раздам по карточке со скороговоркой.
- Для чего русские люди сочиняли скороговорки?
- Как следует произносить скороговорки? По сигналу первый человек каждого ряда передает тихонько на ушко соседу данную скороговорку, но так, чтобы никто не слышал. Повторять два раза скороговорку нельзя. И так игра продолжается, пока скороговорка не дойдет до конца ряда. Когда последнему ученику передадут скороговорку, он произносит скороговорку, как её понял, вслух, задорно и весело.
Примеры скороговорок: 33 корабля лавировали, лавировали, лавировали, лавировали, да не вылавировали; ехал Грека через реку, видит Грека в реке арк, сунул Грека руку в реку, рак за руку Грека цап; от топота копыт пыль по полю летит; на дворе трава, на траве дрова, не руби дрова на траве двора, и т.д.
Фрагмент 16
Тема: небылицы.
Произведение УНТ: небылицы.
Прием драматизации: артисты пантомимы.
Этап урока: обобщение по прочитанному.
Цель: формирование ценностного отношения к прекрасному.
Ход работы
- Прочитайте небылицу на карточке. В данной вам небылице 8 строк, к доске выходят 8 человек, каждый будет пантомимам той строки, которая ему попадется. А остальные должны понять суть данной небылицы, объяснить её смысл. Не забывайте, что артисты-пантомимы не разговаривают, а лишь показывают жестами и мимикой.
По реке плывет кирпич, (изображает один человек)
Деревянный, как стекло. (изображает другой человек)
Ну и пусть себе плывет,
Нам не нужен пластилин.
Это сказка про ежа,
Он летит себе в гнездо.
А муха тоже самолет,
Только очень маленький.
Вопросы тем, кто был артистами-пантомимами:
- Как вы понимаете свою строчку?
- Почему вы именно так это показали?
- Какие чувства вы при этом испытывали, почему?
- Что необычного в вашей строчке?
Вопоросы тем, кто наблюдал:
- Удалось ли вам понять смысл каждой строчки?
- Правильно ли артисты пантомимы показали свои строчки?
- Как бы вы показали данную строчку? Почему?
- Что необычного в данной небылице?
Список литературы
-
Астахов, А.И. Воспитание творчеством. - М.: Просвещение, 1986. - 154 с. 2.
-
Ефросинина, Л.А., Оморокова, М.И. Литературное чтение/ Л.А. Ефросинина , 3 класс, 1 часть М.:2000
-
Запорожец, А.В. Психология и педагогика игры младшего школьника./А.В.Запорожец.- М.: Просвещение, 2003.
-
Бунеев, Р.Н. Данилов Д.Д. Программа духовно-нравственного развития и воспитания создана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта и Концепции духовно-нравственного воспитания и развития ОС «Школа 2100», /Р.Н. Бунеев, Д.Д. Данилов, О.В. Чиндилова, Т.Д. Шапошникова
-
Приложения к ФГОС Организация духовно-нравственного развития и воспитания учащихся
-
Школьные технологии, №6. - М.: Народное образование, 2000.-35 с.