7


  • Учителю
  • Учебная игра как творческая форма обучения

Учебная игра как творческая форма обучения

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Учебная игра как творческая форма обучения

Одна из целей организации учебного процесса на уроках состоит в создании комфортных условий обучения, при которых обучаемый чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения. Устойчивый познавательный интерес формируется и через занимательность. Элементы занимательности вызывают у детей чувство удивления, живой интерес к процессу познания, помогают им освоить любой учебный материал.

Для этого на уроках используются компьютерные презентации, в которых зрительный ряд преподносится таким образом, чтобы у учащихся возникало четкая уверенность в том, что им под силу данное задание, появлялось острое желание его сделать и главное узнать о данной теме больше.

Под интерактивными методами понимается система правил взаимодействия учителя и учащихся в форме учебных игр и ситуаций, обеспечивающая педагогически эффективное познавательное общение.

Интерактивного взаимодействия учителя и учащихся в образовательном процессе в условиях школы является программный учебный материал

Целью интерактивного обучения рассматривается общее развитие школьников, предоставление каждому из них оптимальных возможностей в личностном становлении и самореализации.

Результатом такого общения является создание дидактических условий для переживания учащимися ситуации успеха в процессе учебной деятельности и взаимообогащения их мотивационной, интеллектуальной и других сфер.

К интерактивным методам относятся

· Учебные деловые игры,

· Мозговой штурм,

· Обыгрывание ролей,

· Игровое проектирование,

· Анализ конкретных проблемных (или других) ситуаций и др.

Критерии отбора методов обучения

1. Соответствие целям и задачам обучения и развития школьников;

2. Соответствие дидактическим целям урока;

3. Соответствие возрастным, интеллектуальным возможностям школьников и уровню их обученности и воспитанности, особенностям класса в целом;

4. Соответствие временным рамкам обучения;

5. Соответствие профессионализму и опыту конкретного учителя;

6. Соответствие способу руководства учебной деятельностью;

7. Соответствие логике учебного процесса.

Стиль проведения интерактивных занятий

Основой деятельности учителя в условиях интерактивного обучения является личностно-ориентированный подход. Основные требования его соблюдения:

· гуманная педагогическая позиция;

· ценностное отношение к учащемуся, его творчеству;

· создание на уроке культурно-информационной и предметно-развивающей среды;

· владение методикой и основами образовательной технологии;

· целенаправленное развитие индивидуальности учащегося.

1. Учебная деловая игра.

Воссоздает определенную форму предметного и социального содержания какой-либо деятельности;

Позволяет моделировать систему отношений, характерных для данной деятельности, ситуации;

Способствует овладению предметной и социальной компетенциями;

Создает возможность для исполнения школьником социальных ролей.

Цель учебной деловой игры

Осмысленное, оперативное владение учебным содержанием и использование его в незнакомых ситуациях с учетом взаимодействия с одноклассниками (учитывая их знания, интересы и особенности характера).

Виды учебной деловой игры:

Имитационная

Операционная

Исполнение ролей

Инсценировка

Правила для участников учебной деловой игры

Принимать активное участие в отборе учебного материала для игры, изучить его;

Строго следовать цели игры;

Уважать право одноклассников на собственное мнение, даже если оно резко противоположно твоему;

Быть терпимым и целенаправленно строить диалог, искать компромисс в процессе общения с другими участниками для осуществления учебной игры;

В ходе обсуждения игры, спора сосредоточится на выявлении сильных и слабых сторон в позиции своего оппонента;

Продумывать ход своих действий и прогнозировать действия своего партнера;

Осуществлять рефлексию в процессе игры.

2. Игровое проектирование

Основой проектирования является развитие интеллектуальных умений и навыков, реализующих учебную и познавательную деятельность учащихся при условии обеспечения познавательной и социальной мотивации.

Проект предполагает самостоятельную деятельность, выполненную индивидуально, парно, группой на определенный период времени.

Проектная деятельность всегда направлена на решение конкретной проблемы, использование для этого различных методов и средств, интегрирование знаний и умений учащихся из разных предметных областей.

Виды проектов

Исследовательские, основанные на исследовательском методе, предполагающем четкость структуры, прозрачность целей, актуальность и социальную значимость, экспериментальную часть;

Творческие - основываются на методах, способствующих реализации творческих способностей учащихся (рисунок, плакат, передача по радио, видеофильм и т.п.);

Игровые - участники берут на себя конкретные роли в соответствии с идеей и планом проекта;

Информационный проект основывается на методе сбора информации о каком-либо объекте, анализе и обобщение фактов, явлений и процессов с целью донесения ее до аудитории через рисунки, плакаты и др.

3. Технологии мультимедиа-

(многокомпонентная среда) которая позволяет использовать тест, графику, видео и мультипликацию в интерактивном режиме и тем самым расширяет области применения компьютера в учебном процессе.

Создают широкий спектр возможностей для учителя и учащихся:

осуществлять отбор необходимой информации в соответствии с дидактическими целями, свойствами данного СD-продукта и интересами;

прогнозировать мотивацию, понимание, усвоение и характер творческого мышления учащихся в процессе работы;

выбирать способы сочетания и интеграции средств данной мультимедийной книги с традиционными средствами обучения;

создавать оптимальные дидактические условия развивающего обучения: учащиеся самостоятельно ищут ответы на поставленные вопросы индивидуально и в группах;

удовлетворить познавательный интерес к школьному предмету.

Работа учащихся с материалами мультимедийного учебника будет способствовать:

формированию у учащихся элементарного творческого анализа и последующей логической оценки;

развивитию интереса к изобразительному искусству в новом качестве;

позволяет активно развивать творческие и познавательные способности каждого ученика;

создаёт эмоциональный настрой, это в свою очередь, положительно сказывается на развитии художественного творчества.

Систематическое применение интерактивных технологий на уроках изобразительного искусства развивает такие качества личности, как: пространственное мышление, острое ощущение цвета, зоркость глаза, формирует качества интеллекта человека, важные, в конечном счете, не только для работы по созданию рисунка, эскиза или модели предмета, но и для любой специальности, которую в дальнейшем выберет себе учащийся. К этим качествам относятся, прежде всего, образное представление и логическое мышление, именно они являются условием для творчества в любой деятельности человека. Эти качества проявляются уже у детей младшего школьного возраста в их занятиях изобразительным искусством, которые становятся потребностью развивающейся личности. В большей мере эти занятия способствуют проявлению индивидуальности школьника, что и создаёт особенно благоприятные условия для развития творческих способностей.





 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал