7


Выступление

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание: Реализация курса ОРКСЭ как основа духовно-нравственного воспитания обучающихся. Представлен опыт работы. Данный предмет носит патриотический, нравственный, эстетический, культурологический оттенки. Это мощная прививка от безнравственности, которая поглотила школьный
предварительный просмотр материала

Реализация курса ОРКСЭ как основа духовно-нравственного воспитания обучающихся

«Воспитание из всех святых дел - самое святое»
Святитель Феофан затворник

В Федеральном государственном стандарте начального общего образования в качестве важнейших качеств, которым должен обладать современный выпускник, названы духовность, нравственность, самостоятельность, инициативность, предприимчивость, толерантность, мобильность. Показательно, что на первое место поставлены те черты, которые в российском сознании всегда почитались как главные.

Но развитие средств массовой информации, коммуникаций расширили и преобразили информационное поле, выступающее сильным фактором влияния на мировоззрение личности. В условиях высокой доступности информации, на детей обрушивается поток продукции, пропагандирующей праздный образ жизни, насилие, преступность, что ведет к возрастанию негативных социально-педагогических последствий в детской среде и ослабляет воспитательную деятельность.

Именно школа является основным звеном духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. Образовавшийся духовный вакуум заставляет педагогов искать пути совершенствования образовательного процесса. Учителю требуется не только знание предметов и методика их преподавания, но и умение направить свою деятельность на духовно-нравственное воспитание ребенка. Введение курса «Основы религиозных культур и светской этики» - это принципиальный шаг воссоединения обучения и воспитания. Учителю требуется не только знание предметов и методика их преподавания, но и умение направить свою деятельность на духовно-нравственное воспитание ребенка.

Поэтому актуальность духовно-нравственного воспитания школьников связана, по крайней мере, с четырьмя положениями:

Во-первых, наше общество нуждается в подготовке образованных, высоко нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.

Во-вторых, в современном мире ребенок живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности.

В-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня духовно-нравственной воспитанности, ибо воспитанность - это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку.

В-четвертых, вооружение духовно-нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют младшего школьника о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.

Таким образом, приоритетность обеспечения условий для духовно-нравственного воспитания детей очевидна. Все вышеназванные проблемы в области духовно-нравственного воспитания требуют целенаправленного разрешения.

Введение курса «Основы религиозных культур и светской этики» - это принципиальный шаг воссоединения обучения и воспитания. При этом светская и религиозная этика не противопоставляются, а рассматриваются в контексте взаимодополнения, что естественно, поскольку в светском и религиозном подходах к воспитанию много точек взаимодействия, основанных на идеях добра, совести, справедливости, патриотизма, достоинства, уважения к человеку.

Курс ОРКСЭ успешно реализует личностные результаты основной общеобразовательной программы, в том числе и в сфере духовно-нравственного развития, начиная с первой темы курса, единой для всех модулей - «Россия наша Родина».

Или обратимся к темам уроков: «Мoраль и культура», «Добродетели и пороки», «Справедливость», «Дружба», «Альтруизм и эгоизм». Сами темы говорят о высоком воспитательном значении.

Уроки по ОРКСЭ строятся на концепции диалогового обучения, в основе которой лежит представление о многоликости мира, естественное желание узнать, каким видит мир другой человек. Таким образом, составляется более целостная картина мира. Главное, чтобы дети не сопоставляли свои мнения: мое - это правильно, а его - нет, моя религия - это хорошо, а его - плохо. Они должны прислушиваться друг к другу, учиться друг у друга, искать не противостояния, а общее. Ведь все религии в основе своей имеют одни и те же понятия.

Уход в воспитании от традиций православия одна из причин нравственного опустошения личности. Поэтому на уроках ОРКСЭ в первую очередь обращаются к нравственным ценностям православия. Ведь во все времена ядром русской культуры были православные устои и традиции народной жизни.



Поэтому считаю, что очень важно для выполнения основных задач курса ОРКСЭ сделать родителей и членов семей соучастниками педагогического процесса. Без взаимодействия с семьей, без эмоциональной и этической поддержки взрослых, изучение предмета «Основы религиозных культур и светской этики» будет неполноценным и недостаточно эффективным. Воспитание ученика в школе и воспитание в семье - это единый неразрывный процесс. Включение родителей в школьную жизнь становится для ребенка подтверждением значимости его учебной деятельности, что позитивно отражается на желании ребенка учиться, преодолевать трудности и стремиться к успеху.

Очень важно на уроках ОРКСЭ использовать игровые технологии. На одном из уроков «Основы светской этики» ребятам была предложена игра «Спасибо». Участники в конце занятия встают в круг. По цепочке от одного к другому они продолжают одну фразу: «Спасибо тебе за…» Таким образом, подчеркивается важность сотрудничества, умение позитивно относиться к происходящему, толерантное отношение к другим мнениям и позициям. Через игровые задания пополняется словарный запас наших учеников, развивается речь и, конечно же, положительная мотивация.
Часть тем проекта предлагают нам авторы программы такие как: «С чего начинается Родина», «Герои России», «Мой друг», «Мой дедушка - защитник Родины» и т.д. Но многие ребята, исходя из материала, пройденного на уроке, а также своих возможностей предлагают темы близкие и интересные именно им с их точки зрения. В результате беседы ребятами были предложены такие темы: «Добро и зло в современном мире», «Моя маленькая Родина», « Мой дружный класс», «Традиции моей семьи», «Добрые дела в моей жизни» и др.

И каждая тема решает определённые воспитательные задачи:
 укрепление веры в Россию, формирование чувства гордости за свою Родину;
 формирование образа мира как единого и целостного, развитие доверия и уважения к истории и культуре всех народов;

 развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах;

 развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
 развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях;

 наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Содержание учебного предмета на уроке - мощный инструмент воздействия на структуру личности ребёнка. Внести позитивные изменения в эту структуру возможно, когда сам освоил этот предмет и понимаешь его воспитательные возможности. Поэтому огромная роль в нравственном становлении личности младшего школьника принадлежит учителю, его методическому мастерству. Кроме того, бездуховный учитель, владеющий самыми современными методиками, не может заложить духовно-нравственное начало у своих воспитанников. Только пример воспитывающего (наставника) может дать результаты.

Очень хорошо, что данный курс преподается в выпускном классе начальной школы. Все нравственные и культурные понятия в этом возрасте хорошо осознаются.

Таким образом: духовно-нравственные качества человека будущего общества должны закладываться уже сегодня, именно на уроках ОРКСЭ, основанных на идеях добра, совести, справедливости, патриотизма, достоинства, уважения к человеку. Но мы должны понимать и то, что решение проблемы духовно-нравственного воспитания заключается не только в отдельно отведенных часах, а в создании духовной атмосферы в семье, в школе, в обществе, которая бы способствовала духовному становлению ребенка, пробуждала в нем желание делать добро.

Когда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину:

- В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность. Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил:

- А какой волк в конце побеждает? Старик улыбнулся и ответил:

- Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

Данный предмет носит патриотический, нравственный, эстетический, культурологический оттенки. Это мощная прививка от безнравственности, которая поглотила школьный мир. ОРКСЭ - это противоядие от бескультурья. Этот предмет даст ученику ответ на насущный вопрос: как существовать в агрессивном мире?

Высказывая своё отношение к предмету, ребята писали: «Эти уроки учат делать моральный выбор - выбор между добром и злом; помогают осознавать своё поведение и объясняют поступки других людей, а значит, учат тому, как сделать лучше свою жизнь и жизнь окружающих людей». «Как, оказывается, важно уметь правильно слушать и понимать, тогда все по-другому»; «У каждого человека есть духовный мир!»; «Как трудно быть справедливым, но людям это нужно»; «Уроки меня учат, что надо выбирать свой путь в жизни»; «Я понял, кто такой эгоист и постараюсь им не быть».





 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал