7


  • Учителю
  • Организация работы над выразительностью чтения произведений разных жанров на уроках литературного чтения в начальной школе.

Организация работы над выразительностью чтения произведений разных жанров на уроках литературного чтения в начальной школе.

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Организация работы над выразительностью чтения произведений разных жанров на уроках литературного чтения в начальной школе.


Уроки литературного чтения в начальной школе являются одними из самых сложных, так как очень часто отличаются своей монотонностью.

К сожалению, с каждым годом интерес к чтению у детей падает. Читают учащиеся только программный материал, да и то не всегда. Говорить же о выразительном чтении все труднее. Ряд причин: все чаще встречающиеся дефекты речи, тихий природный голос, стеснительность не позволяют детям раскрыться при чтении различных произведений, донести до слушателя их красоту. Поэтому, именно проблема специфики работы над выразительностью чтения произведений работы становится очень важной для учителя начальных классов.

На первом этапе работы с текстом решается одна или несколько из следующих задач:

- оживить представления, связанные с прочитанным;

- объяснить значение тех непонятных слов, которые наиболее важны для понимания читаемого;

- организовать техническую подготовку посредством выполнения специальных упражнений, составленных на материале слов и выражений, взятых из текста, который предстоит читать;

- вызвать у детей соответствующий содержанию эмоциональный настрой.

Второй этап - первичное знакомство с произведением.

Выбор способа знакомства с текстом зависит от читательских умений учащихся. Желательно, чтобы во всех случаях, когда это посильно для детей (это определяет лишь учитель), они самостоятельно знакомились с произведением.

Безусловно, когда первичное с текстом происходят опосредованно - через педагога, - необходимо самостоятельное перечитывание учащимися произведения. При организации первичного восприятия не следует опасаться чтения текстов по частям с обсуждением каждой очередной прочитанной части. Это не нарушит целостности восприятия современного школьника, воспитанного на мультсериалах, и будет готовить его к чтению крупнообъемных произведений. Важно при этом, чтобы читаемые отрывки были относительно закончены по содержанию. Не нужно бояться давать учащимся задание дочитать текст дома, если работа над ним не завершена. Активными помощниками в этом могут стать и родители.

Тесты по своему объему различны, поэтому первичное чтение может быть от одного до двух уроков. После этого обязателен литературный разбор, так как это общение с произведением и его автором. А ученик также является собеседником. Хорошо, если выявляется личное отношение читателя к описанному (к содержанию), и к тому, как это сделано (к форме).

Вот некоторые рекомендации, которые помогут учителю успешно организовать на уроке «размышление вслух» о прочитанном:

- удачное начало беседы делает весь анализ произведения целенаправленным и внутренне необходимым для учащихся;

- вопросы, составляющие беседу, должны быть целесообразны, то есть нужно знать, зачем, для чего, с какой целью задан тот или иной вопрос;

- нужно стремиться к тому, чтобы вопросов и заданий к тексту было немного. Их назначение в том, чтобы направить на такую особенность художественной детали произведения, которая может остаться незамеченной, возбудить мысль и чувства школьников, чтобы способствовать обогащению их духовного мира, вызвать живой обмен мнениями;

- побуждая учащихся к свободному обмену мнению, не следует забывать о вопросах, выявляющих отношение к прочитанному;

- следует обучать детей обмену мнениями: они не должны перебивать друг друга, а учиться развивать мысль, высказанную товарищами, отстаивать свою позицию;

- беседа не должна состоять из одних вопросов, она должна сопровождаться интересными репликами и высказываниями учителя;

- нужно учить детей правильной постановке вопроса и как можно чаще использовать этот вид работы на уроке;

- у детей младшего школьного возраста в силу недостаточно сформированного абстрактного мышления снижена потребность в анализе прочитанного, поэтому нужно особенно стремиться к постоянному использованию разных видов синтетического характера, особенно игровых, которые опираются на конкретно-образное мышление детей.

Большое значение для полноценного восприятия детьми текста имеет выразительность чтения и рассказывания произведения учителем. Для того чтобы чтение было выразительным, нужно знать особенности исполнения литературных произведений разных жанров.

  1. Сказка читается (а лучше «сказывается») в естественной, разговорной (сказительной) манере. Педагог как бы обращается к детям, сообщая о том, свидетелем чего он является. Ведь не случайны в сказках выражения: «И я там был…». Чтение сказок предполагает тесный контакт со слушателями, ведь сказки - это жанр устного народного творчества.

Для создания колоритного сказочного языка образные слова и выражения при чтении нужно выделять замедлением темпа речи, напевностью, усилением голоса. Контрастные места особенно ярко надо выделять, чтобы усилить впечатление от сказки и помочь детям лучше понять ее смысл.

Если сказка имеет присказку, то читать ее нужно в среднем темпе, ритмично, интонационно, выделяя образные слова и словосочетания. Последняя фраза выделяется замедленным, загадочным голосом, чтобы дети почувствовали, что сказка вот-вот начнется.

Многие сказки начинаются зачином: «Жили-были», «Давным-давно». Зачин читается замедленно, немного напевно, таинственно, чтобы вовлечь детей в атмосферу чудесного повествования.

Сказкам присущ прием трехкратного повторения эпизодов. При этом каждое повторение предполагает постепенное нарастание напряжения, которое в третьем случае достигает кульминации, после чего наступает перелом в действии. Учитывая это, при чтении сказки нужно стремиться к передаче нарастания эмоциональной напряженности, выделяя слова, усиливающие напряженность. Повторы придают сказочному стилю ритмичность и предполагают неторопливость изложения.

Концовку сказки следует читать в разговорной манере, чтобы разрядить внимание слушателей, помогая им «перейти» из сказочного мира в реальный. Последняя фраза читается медленно, с интонацией завершения повествования. Так как обычно сказки имеют счастливый конец, то при чтении концовки нужно передать удовлетворение, чтобы помочь детям пережить радость от счастливой развязки.

  1. О значении выразительного чтения басен для школьников писала М.А.Рыбникова: «Чтение басен приучает к более живым и бытовым фразировкам, к более свободной расстановке пауз, к беглой перекличке голосов в диалоге, к введению многочисленных вопросных и восклицательных интонаций».

Исполнение басни предполагает естественный, близкий к разговорной речи тон. Чтец непосредственно обращается к слушателям и сообщает о событиях, которые как будто бы действительно имели место.

По словам Е.В.Язовицкого, «исполнитель басен - не оратор, не актер, а человек, образно и эмоционально рассказывающий своим друзьям интересный и поучительный случай, из которого они должны извлечь тот или иной урок практической морали».

Если у исполнителя при чтении не получается яркого, четкого образа, то «изюминка» басни исчезает. Поэтому при изучении басен следует уделять особое внимание передаче образов, характеров персонажей. Безусловно, речь героев читается с учетом особенностей их характеров, поступков, внешнего облика. Однако нужно с особым вниманием подходить к их изображению. Следует лишь пересказать, процитировать речь басенного персонажа, но не стремиться «сыграть» его роль, перевоплотившись в образ.

Другое дело, когда басня читается по ролям. В этом случае исполнитель каждой роли перевоплощается в свой образ, обращается не к слушателям, а к партнерам, воздействуя на них. При чтении по ролям непосредственное воздействие осуществляет только тот, кто читает за автора - рассказчика. При ролевом чтении басен следует соблюдать меру, так как в практике имеют место случаи, когда исполнитель, изображая персонаж, в буквальном смысле щелкает зубами, становится на четвереньки и начинает хрюкать. Не следует переигрывать и утрировать.

Работа над басней не так проста, как кажется на первый взгляд, поэтому в этой работе следует использовать лишь те средства выразительности, которые не отвлекают от смысла басни, а помогают раскрыть его.

3.«Обучая читать стихи и мерно останавливаться, чувствовать объем строки, мы воспитываем в детях чувство ритма. Это одна из задач выразительного чтения», - писала М.А.Рыбникова.

Выразительное чтение стихотворения педагогом - одно из основных условий полноценного восприятия детьми поэтического текста. Оно помогает учащимся погрузиться в эмоциональный мир стихотворения, углубиться в его содержание, выявить отношение автора к описываемым явлениям.

Лирические произведения, тонкие по форме, небольшие по объему, концентрированные по мысли и чувству читать не просто. Форма стихотворения создает дополнительные трудности для выразительного чтения. Для начинающих чтецов (каковыми являются дети) характерны скандирование или, напротив, произнесение стихов как прозы. Потому каждому педагогу следует усвоить основные правила произнесения стиха.

  1. Чтец, исполняющий лирику, не может оставаться сторонним и равнодушным к читаемым им стихам.

  2. Поняв и усвоив все авторские пожелания, чтец через свое творческое отношение - и в результате взволновавшего его чувства - исполняет стихи как бы «своими словами».

  3. В момент исполнения слушатель «заражается» переживаниями автора через чтеца. Таким образом, чтец берет на себя всю ответственность за передачу верного образа и правильной мысли.

  4. Читать нужно искренне, оберегая каждое слово, каждый поэтический образ.

  5. Необходимо сохранить все нюансы стихотворной мелодии, ее ритмические оттенки, подчеркивающие сущность и значение слов.

Поэзия - это вдохновенное проявление мысли. Звук слова всегда направлен к раскрытию значения слова. Изучив все особенности поэтического произведения, чтец должен проникновенно и трепетно передавая каждую мысль, каждый образ, каждое слово, раскрыть его содержание посредством вдохновенной поэтической речи.

4. Пьесы предназначены для постановки на сцене. Однако в школе читаются произведения драматического жанра (чаще - отрывки из них).

В чем же отличие чтения драматургии от исполнения прозы? Задача читающего текст пьесы - преподнести события как бы происходящими на воображаемой сцене. При чтении «в лицах» используются актерские средства (элементы перевоплощения), но сохраняется оценочное начало. Основная разница между актером и рассказчиком заключается в том, что играя персонаж, актер должен перевоплощаться в него, а рассказчику необходимо показать этого героя. Например, герой объясняется в любви. Актер театра делает это в качестве самого персонажа, а рассказчик, словно «подглядывая» за ним, показывает, как герой объясняется в любви: смешно, трогательно, наивно или глупо (это зависит от отношения к нему рассказчика).

Актер, играя толстого человека, должен быть толст, а чтец, рассказывая о нем, может быть худым. Играя хохочущего человека, актер должен действительно хохотать, а рассказчик может сказать: «он страшно хохотал» (без хохота) и сделать это так, что будет смешно.

Помимо данных приемов работы, следует использовать ряд упражнений для развития выразительности и параллельно скорочтения.

Начинаются эти упражнения с чтения скороговорок.

  1. Для того, чтобы научиться говорить быстро и четко, люди придумали много скороговорок. Читай их так: первый раз медленно, но не по слогам, четко проговаривая звуки, второй раз - с обычной скоростью, третий раз - как можно быстрее.

  2. Управление своим дыханием. Произнесение скороговорки на максимальном выдохе. Следует сделать глубокий вдох и на спокойном выдохе произносить скороговорку до тех пор, пока хватит воздуха.

Например: Как на горке, на пригорке

Стоят тридцать три Егорки:

Раз Егорка,

Два Егорка,

Три Егорка…

(и так до тридцати трех Егорок).

  1. Работать над мелодикой голоса помогают следующие упражнения:

игра «Маляр». Представь, что красишь забор. Вместе с рукой «поднимай и опускай» голос, говоря «и вверх, и вниз». Старайся с каждым разом поднимать голос все выше и опускать все ниже.

Представь, что шагаешь по этажам. Помогая рукой, постепенно повышай голос, а затем понижая.

И первый этаж,

И второй этаж,

И третий этаж,

И четвертый этаж…

(затем вниз).

«Катание с горки»

С горки - ууухх! (понижай голос, как будто съезжаешь с горы).

На горку - ууухх! (повышай голос, как будто поднимаешься на гору).

Педагоги должны помнить, что все рекомендации и упражнения нужно выполнять систематически. Только так можно помочь постигнуть душу произведения и найти средства, помогающие раскрыть ее детям. Результатом этого станет выразительность чтения произведений разных жанров обучающимися.



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал