7


  • Учителю
  • Календарное планирование по предмету 'Музыка' 1 класс

Календарное планирование по предмету 'Музыка' 1 класс

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009 г.). Примерной программы «Музыка», авторской учебной программы «Музыка» УМК «Гармония», автор М.С. Красильникова и обеспечена учебно-методическим комплектом для 1 - 4 кл. под редакцией, автор М.С. Красильникова.

Содержание программы разработано в развитие основных положений музыкально-педагогической концепции Д. Б. Кабалевского и призвано «ввести учащихся в мир большого музыкального искусства, научить их любить и понимать музыку во всём богатстве её форм и жанров, иначе говоря, воспитать в учащихся музыкальную культуру как неотъемлемую часть всей их духовной культуры». Педагогические технологии, реализуемые в программе, способствуют раскрытию творческого потенциала

каждого учащегося, формированию его мировоззренческой, гражданской позиции, ценностных ориентаций, интеграции личности ребёнка в национальную и мировую культуру.

Задачи музыкального образования по данной программе:

1. Формировать эмоционально-ценностное отношение учащихся к музыкальному искусству на основе лучших образцов народного и профессионального музыкального творчества, аккумулирующих духовные ценности человечества.

2. Развивать музыкально-образное мышление школьников адекватно природе музыки - искусства «интонируемого смысла» - в процессе постижения музыкальных произведений разных жанров, форм, стилей.

3. Формировать опыт музыкально-творческой деятельности учащихся как выражение отношения к окружающему миру с позиции триединства композитора - исполнителя - слушателя.

4. Формировать у школьников потребность в музыкально-досуговой деятельности, обогащающей личность ребёнка и способствующей сохранению и развитию традиций отечественной музыкальной культуры.

Общая характеристика учебного предмета

Концепция предметной линии учебников по музыке («К вершинам музыкального искусства») предлагает новый вектор развития музыкальной культуры школьников, направленный на интенсификацию музыкального мышления и творческое проявление

ребёнка во всех формах общения с музыкой в процессе целостного постижения произведений мировой и отечественной классики.

Это выражается:

• в логике тематического построения курса, реализующей путь развития музыкального восприятия школьников от отдельных музыкальных образов к целостной музыкальной драматургии произведений крупных жанров и форм;

• в реализации интонационно-стилевого подхода к отбору музыкального материала, освоению содержания музыкальных произведений, изучению особенностей музыкального языка;

• в разнообразии ракурсов постижения фольклорных образцов, в том числе сквозь призму произведений композиторского творчества, как органичной составляющей жизни музыкальных героев;

• в построении творческого диалога ребёнка с композитором и исполнителем посредством проектирования музыкальных образов и их развития в опоре на собственный жизненный

и музыкальный опыт;

• в методическом подходе к освоению музыкального произведения в процессе создания

его моделей: вербальной, графической, пластической, звуковой.

Процесс введения учащихся в мир высокой музыки строится на основе следующих методических принципов:

• адекватность постижения каждого музыкального произведения природе музыкального искусства, специфике его стиля, жанра, драматургии;

• освоение интонационного языка музыки как «родного», понятного без перевода;

• целостность изучения музыкальных произведений как основа гармонии эмоционального и интеллектуального начал в музыкальном развитии ребёнка;

• взаимодействие визуального, аудиального и кинестетического каналов восприятия как фактор индивидуализации процесса освоения ребёнком музыкальных произведений.

Описание места учебного предмета в учебном плане

В соответствии с федеральным базисным учебным планом на изучение курса «Музыка» в 1 классе отведено 33 ч., по одному часу в неделю, 33 учебные недели.

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Основными ценностными ориентирами содержания предмета являются:

1. Воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке в процессе освоения содержания музыкальных произведений как опыта обобщения и осмысления жизни человека, его чувств и мыслей.

2. Формирование музыкальной картины мира во взаимодействии народного и профессионального творчества, композиторских, национальных и эпохальных стилей, музыкальных произведений разных жанров, форм и типов драматургии.

3. Формирование интонационно-слухового опыта школьников как сферы невербального общения, значимой для воспитания воображения и интуиции, эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию.

4. Развитие гибкого интонационно-образного мышления, позволяющего школьникам адекватно воспринимать произведения разнообразных жанров и форм, глубоко погружаться в наиболее значимые из них, схватывать существенные черты, типичные для ряда произведений.

5. Разнообразие видов исполнительской музыкальной деятельности помогает учащимся войти в мир музыкального искусства, развить музыкальную память, воспитать художественный вкус.

6. Ориентация музыкально-исполнительской деятельности школьников на наиболее интегративные её виды (дирижирование и режиссура) создаёт условия для целостного

охвата музыкального произведения в единстве его содержания и формы.

7. Воспитание потребности школьников в музыкальном творчестве как форме самовыражения на основе импровизации и исполнительской интерпретации музыкальных произведений.

8. Формирование у учащихся умения решать музыкально-творческие задачи не только на уроке, но и во внеурочной деятельности, принимать участие в художественных проектах класса, школы, культурных событиях села, города, района и др.

Содержание обучения ориентировано на целенаправленную организацию и планомерное формирование музыкальной учебной деятельности, способствующей развитию личностных, коммуникативных, познавательных и предметных компетенций младшего школьника.

Содержание учебного предмета

Музыка в жизни человека

Истоки возникновения музыки. Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния. Отражение в музыкальных звуках явлений природы, настроений, чувств и характера человека. Обобщённое представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки. Сходство и различие. Многообразие

музыкальных жанров и стилей. Песня, танец и марш и их разновидности. Песенность, танцевальность, маршевость. Опера, балет, симфония, концерт, сюита, кантата, мюзикл.

Отечественные народные музыкальные традиции. Музыкальный и поэтический фольклор народов России: песни, танцы, действа, обряды, игры-драматизации и др. Историческое прошлое в музыкальных образах. Народная и профессиональная музыка. Духовная музыка в творчестве композиторов.

Основные закономерности музыкального искусства

Интонация как озвученное состояние, выражение чувств

и мыслей человека. Интонации в разговорной и музыкальной речи. Выразительность и изобразительность в музыке. Средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, динамика, тембр, лад, и др.). Интонация и развитие - основа музыки. Принципы развития музыки: повтор и контраст. Этапы развёртывания музыкальной мысли: вступление, изложение, развитие, заключение. Музыкальная речь как способ общения между людьми. Композитор - исполнитель - слушатель. Особенности музыкальной речи в сочинениях композиторов. Графическая запись музыки. Элементы нотной грамоты.

Музыкальный образ и музыкальная драматургия. Музыкальное произведение. Единство содержания и формы в музыке. Формы: простые, сложные, циклические. Бытование музыкальных произведений.

Музыкальная картина мира

Интонационно-образное богатство музыкального мира. Общее представление о музыкальной жизни страны. Детские хоровые, инструментальные коллективы, ансамбли песни и танца. Выдающиеся исполнительские коллективы (хоровые, симфонические). Музыкальные театры. Конкурсы и фестивали музыкантов. Музыка для детей: радио- и телепередачи, видеофильмы, звукозаписи (CD, DVD). Различные виды музыки: вокальная, инструментальная, сольная, хоровая, оркестровая. Певческие голоса: детские, женские, мужские. Хоры: детский, женский, мужской, смешанный. Музыкальные инструменты. Оркестры: симфонический, духовой, народных инструментов. Народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран мира. Многообразие этнокультурных исторически сложившихся традиций. Региональные музыкально-поэтические традиции: содержание, образная сфера и музыкальный язык.

Учебно-тематический план по музыке

1 класс

Количество часов:

Всего 33 ч.; в неделю 1 час

Планирование составлено на основе авторской программы М.С. Красильноковой УМК «Гармония»

Учебник: «Музыка» 1 класс. М.С. Красильникова


Дата (месяц, четверть)

Раздел, тема

Часы

Формы контроля результата

Самостоятельные работы учащихся, проектная, исследовательская деятельность, эксурсии

1 четверть

Сентябрь-октябрь

Образы песенной, танцевальной, маршевой музыки

9

2 четверть

Ноябрь-декабрь

О чём говорит музыка?

7

3 четверть

Январь-февраль-март

Жизнь музыкальных образов в симфонии, опере, балете

10

4 четверть

Апрель-май

Интонационная природа музыкальной речи

7

ИТОГО

33


Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета «Музыка»

Личностные результаты

1. Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и его историю, осознание своей этнической и национальной

принадлежности в процессе освоения вершинных образцов отечественной музыкальной культуры, понимания её значимости в мировом музыкальном процессе.

2. Становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций, формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре разных народов на основе знакомства с их музыкальными традициями, выявления в них общих закономерностей исторического развития, процессов взаимовлияния, общности нравственных, ценностных, эстетических установок.

3. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в процессе познания произведений разных жанров, форм и стилей, разнообразных типов музыкальных образов и их взаимодействия.

4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире путём ориентации в многообразии музыкальной действительности и участия в музыкальной жизни класса, школы, города и др.

5. Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения посредством раскрытия связей и отношений между музыкой и жизнью, освоения способов

отражения жизни в музыке и различных форм воздействия музыки на человека.

6. Формирование представлений о нравственных нормах, развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, сопереживания чувствам других людей на основе вос-

приятия произведений мировой музыкальной классики, их коллективного обсуждения и интерпретации в разных видах музыкальной исполнительской деятельности.

7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе развития музыкально-эстетического сознания, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни

человека и общества.

8. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях при выполнении проектных заданий и проектных работ в процессе индивидуальной, групповой и коллективной музыкальной деятельности.

9. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни посредством развития представления о гармонии в человеке физического и духовного начал, воспитание бережного отношения к материальным и духовным ценностям музыкальной культуры.

10. Формирование мотивации к музыкальному творчеству, целеустремлённости и настойчивости в достижении цели в процессе создания ситуации успешности музыкально-

творческой деятельности учащихся.

Метапредметные результаты

Познавательные

Учащиеся научатся:

• логическим действиям сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям, выдвижения предположений и подтверждающих их доказательств;

• применять методы наблюдения, экспериментирования, моделирования, систематизации учебного материала, выявления известного и неизвестного при решении различных учебных задач;

• обсуждать проблемные вопросы, рефлексировать в ходе творческого сотрудничества, сравнивать результаты своей деятельности с результатами других учащихся; понимать

причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

• понимать различие отражения жизни в научных и художественных текстах; адекватно воспринимать художественные произведения, осознавать многозначность содержания их образов, существование различных интерпретаций одного произведения; выполнять творческие задачи, не имеющие однозначного решения;

• осуществлять синтез музыкального произведения как составление целого из частей, выявлять основания его целостности;

• использовать разные типы моделей при изучении художественного явления (графическая, пластическая, вербальная, знаково-символическая), моделировать различные отношения между объектами, преобразовывать модели в соответствии с содержанием музыкального материала и поставленной учебной целью;

• пользоваться различными способами поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета.

Учащиеся получат возможность:

• научиться реализовывать собственные творческие замыслы, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением;

• удовлетворять потребность в культурно-досуговой деятельности, духовно обогащающей личность, в расширении и углублении знаний о данной предметной области.

Регулятивные

Учащиеся научатся:

• принимать и сохранять учебные цели и задачи, в соответствии с ними планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия;

• договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

• выделять и удерживать предмет обсуждения и критерии его оценки, а также пользоваться на практике этими критериями;

• прогнозировать содержание произведения по его названию и жанру, предвосхищать композиторские решения по созданию музыкальных образов, их развитию и взаимодействию в музыкальном произведении;

• мобилизации сил и волевой саморегуляции в ходе приобретения опыта коллективного публичного выступления и при подготовке к нему.

Учащиеся получат возможность научиться:

• ставить учебные цели, формулировать, исходя из целей, учебные задачи, осуществлять поиск наиболее эффективных способов достижения результата в процессе участия в индивидуальных, групповых проектных работах;

• действовать конструктивно, в том числе в ситуациях неуспеха, за счёт умения осуществлять поиск наиболее эффективных способов реализации целей с учётом имеющихся условий.

Коммуникативные

Учащиеся научатся:

• понимать сходство и различие разговорной и музыкальной речи;

• слушать собеседника и вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении, принимать различные точки зрения на одну и ту же проблему; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;

• понимать композиционные особенности устной (разговорной, музыкальной) речи и учитывать их при построении собственных высказываний в разных жизненных ситуациях;

• использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;

• опосредованно вступать в диалог с автором художественного произведения посредством выявления авторских смыслов и оценок, прогнозирования хода развития событий, сличения полученного результата с оригиналом с целью внесения дополнений и корректив в ход решения учебно-художественной задачи;

• приобрести опыт общения со слушателями в условиях публичного предъявления результата творческой музыкально-исполнительской деятельности.

Учащиеся получат возможность:

• совершенствовать свои коммуникативные умения и навыки, опираясь на знание композиционных функций музыкальной речи;

• создавать музыкальные произведения на поэтические тексты и публично исполнять их сольно или при поддержке одноклассников.

Предметные результаты

У учащихся будут сформированы:

• первоначальные представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии; о ценности музыкальных традиций народа;

• основы музыкальной культуры, художественный вкус, интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;

• представление о национальном своеобразии музыки в неразрывном единстве народного и профессионального музыкального творчества.

Учащиеся научатся:

• активно творчески воспринимать музыку различных жанров, форм, стилей;

• слышать музыкальную речь как выражение чувств и мыслей

человека, узнавать характерные черты стилей разных композиторов;

• ориентироваться в разных жанрах музыкально-поэтического творчества народов России (в том числе родного края);

• наблюдать за процессом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов, их изменения; понимать причинно-следственные связи развития музыкальных образов и их взаимодействия;

• моделировать музыкальные характеристики героев, прогнозировать ход развития событий музыкальной истории;

• использовать графическую запись для ориентации в музыкальном произведении в разных видах музыкальной деятельности;

• воплощать художественно-образное содержание музыки, выражать своё отношение к ней в пении, слове, движении, игре на простейших музыкальных инструментах;

• планировать и участвовать в коллективной деятельности по созданию инсценировок музыкально-сценических произведений, интерпретаций инструментальных произведений

в пластическом интонировании.

Учащиеся получат возможность научиться:

• ориентироваться в нотном письме при исполнении простых мелодий;

• творческой самореализации в процессе осуществления собственных музыкально-исполнительских замыслов в различных видах музыкальной деятельности;

• организовывать культурный досуг, самостоятельную музыкально-творческую деятельность, музицировать и использовать ИКТ в музыкальном творчестве;

• оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно-массовых мероприятий, представлять широкойтпублике результаты собственной музыкально-творческой деятельности, собирать музыкальные коллекции (фонотека,

видеотека).

Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности

УМК по музыке издательства «Ассоциация 21 век»

  1. Красильникова М.С., Яшмолкина О.Н., Нехаева О.И. Музыка. Учебник для 1 класса общеобразовательных организаций. - Смоленск: Ассоциация XXI век. - 2011 и послед.

  2. Красильникова М.С., Яшмолкина О.Н., Нехаева О.И. Музыка. Учебник для 2 класса общеобразовательных организаций. - Смоленск: Ассоциация XXI век. - 2011 и послед.

  3. Красильникова М.С., Яшмолкина О.Н., Нехаева О.И. Музыка. Учебник для 3 класса общеобразовательных организаций. - Смоленск: Ассоциация XXI век. - 2011 и послед.

  4. Красильникова М.С., Яшмолкина О.Н., Нехаева О.И. Музыка. Учебник для 4 класса общеобразовательных организаций. - Смоленск: Ассоциация XXI век. - 2011 и послед.

  5. Красильникова М.С., Яшмолкина О.Н., Нехаева О.И. Музыка. Музыкальный альбом для 1 класса общеобразовательных организаций (в двух частях). - Смоленск: Ассоциация XXI век. - 2011 и послед.

  6. Красильникова М.С. Музыка. Методические рекомендации к учебнику для 1 класса общеобразовательных организаций. - Смоленск: Ассоциация XXI век. - 2015.

  7. Красильникова М.С. Музыка. Методические рекомендации к учебнику для 2 класса общеобразовательных организаций. - Смоленск: Ассоциация XXI век. - 2015.

  8. Красильникова М.С. Музыка. Методические рекомендации к учебнику для 3 класса общеобразовательных организаций. - Смоленск: Ассоциация XXI век. - 2015.

  9. Красильникова М.С. Музыка. Методические рекомендации к учебнику для 4 класса общеобразовательных организаций. - Смоленск: Ассоциация XXI век. - 2015.

  10. Красильникова М.С., Яшмолкина О.Н., Нехаева О.И. Музыка. 1 класс. Фонохрестоматия для учителя общеобразовательных организаций. - Смоленск: Ассоциация XXI век. - 2014 и послед.

  11. Красильникова М.С., Яшмолкина О.Н., Нехаева О.И. Музыка. 2 класс. Фонохрестоматия для учителя общеобразовательных организаций. - Смоленск: Ассоциация XXI век. - 2014 и послед.

  12. Красильникова М.С., Яшмолкина О.Н., Нехаева О.И. Музыка. 3 класс. Фонохрестоматия для учителя общеобразовательных организаций. - Смоленск: Ассоциация XXI век. - 2014 и послед.

  13. Красильникова М.С., Яшмолкина О.Н., Нехаева О.И. Музыка. 4 класс. Фонохрестоматия для учителя общеобразовательных организаций. - Смоленск: Ассоциация XXI век. - 2014 и послед.

  14. Красильникова М.С., Яшмолкина О.Н., Нехаева О.И. Музыка. 1 класс. Видеохрестоматия для учителя общеобразовательных организаций. - Смоленск: Ассоциация XXI век. - 2014 и послед.

  15. Красильникова М.С., Яшмолкина О.Н., Нехаева О.И. Музыка. 2 класс. Видеохрестоматия для учителя общеобразовательных организаций. - Смоленск: Ассоциация XXI век. - 2014 и послед

  16. Красильникова М.С., Яшмолкина О.Н., Нехаева О.И. Музыка. 3 класс. Видеохрестоматия для учителя общеобразовательных организаций. - Смоленск: Ассоциация XXI век. - 2014 и послед

  17. Красильникова М.С., Яшмолкина О.Н., Нехаева О.И. Музыка. 4 класс. Видеохрестоматия для учителя общеобразовательных организаций. - Смоленск: Ассоциация XXI век. - 2014 и послед.






Календарное тематическое планирование с определением основных видов

деятельности обучающихся по музыке

УМК «Гармония» 1 класс

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Основные иды деятельности обучающихся

Виды, формы контроля

Дата проведения

по плану

факт.

1 ЧЕТВЕРТЬ - 9 ч.

Образы песенной, танцевальной, маршевой музыки - 9 ч.

Песня, танец, марш в творчестве композитора, исполнителя, слушателя - 1ч.


Музыка вокруг нас. Три основы музыки.

1

Наблюдают за музыкой в жизни человека. Выявляют основных участников музыкальной коммуникации и неразрывное единство их творчества. «Открывают» три основные жанровые сферы музыки (песня, танец, марш) и определяют их на слух. Знакомятся с различными способами исполнения и записи музыки.

Передают в пении, движении, пластическом интонировании, графической записи особенности песни, танца, марша. Разучивают и исполняют песенные, маршевые и танцевальные мелодии. Различают выраженные в музыке чувства и настроения человека. Рассматривают страницы учебника, знакомятся с условными обозначениями.


Маршевая музыка - 2 ч.


Какие бывают марши? Кто марширует?

1

Определяют жизненную основу маршей. Разучивают и поют маршевые мелодии, передают характер маршевой музыки в движении. Сравнивают марши по характеру. Знакомятся со звучанием симфонического и духового

оркестров. Ищут пути пластического выражения и графической фиксации маршевых мелодий. Подбирают ритмическое сопровождение к маршам на детских музыкальных инструментах. Импровизируют и переинтонируют маршевые мелодии. Подбирают вступление к маршевой теме. Импровизируют интонации, мелодии, ритмическое сопровождение (в пении, движении, игре на детских музыкальных инструментах) в характере основных жанровых сфер музыки. Выявляют основные средства музыкальной выразительности. Передают характер марша в пении, движении, ритмическом сопровождении на детских музыкальных инструментах. Разучивают и поют маршевую мелодию. Ищут пути пластического выражения и графической фиксации маршевой мелодии. Анализируют построение маршевой мелодии (соотносят звуковую и графическую модели) и фиксируют ошибки в графической записи мелодии.

Знакомятся с элементами нотной записи.

Маршевая музыка.

1


Танцевальная музыка - 2 ч.


Какие бывают танцы? Разнообразие вальсов.

1

Разучивают и поют танцевальные мелодии, характеризуют их музыкальные образы, подбирают к ним танцевальные движения. Выявляют особенности ритмоинтонаций, выделяют в танцах характерные ритмические фигуры. Ищут пути пластического выражения и графической фиксации танцевальных мелодий. Разучивают, поют и пластически интонируют мелодии вальсов П. Чайковского и С. Прокофьева. Сравнивают вальсы по интонационно-образному содержанию. Определяют (первые пробы) автора незнакомой музыки в опоре на ранее изученные произведения этого композитора. Разучивают тему народного плясового наигрыша «Камаринская», прогнозируют пути её изменения (варьирования). Слушают, поют и пластически интонируют одноимённую пьесу П. Чайковского, ориентируясь по графической записи. Сочиняют ритмическое сопровождение к пьесе «Камаринская» на детских шумовых музыкальных инструментах. Получают представление о варьировании как типе развития и вариациях как форме в музыке. Разучивают (слушают, поют, пластически интонируют) побочную тему финала Пятой симфонии Бетховена. Передают в исполнении диалогичность построения темы.

П. Чайковский «Камаринская». Танцевальная музыка Бетховена.

1


Песенная музыка - 3 ч.


Какие бывают песни? Слова и музыка в песне.


Разучивают и поют песни (народные и композиторские) и песенные мелодии инструментальных произведений. Наблюдают за выражением в музыке различных чувств и мыслей человека. Выявляют интонации, типичные для разных песенных жанров. Импровизируют мелодии песен на народные слова. Разыгрывают песни и представляют их своим одноклассникам. Разучивают песню

П. Чайковского «Осень», анализируют строение её мелодии. Выявляют соотношение слов и мелодии в песне. Слушают, исполняют и анализируют симфонические песенные мелодии Бетховена, П. Чайковского, С. Прокофьева. Соотносят тембровую окраску симфонических мелодий с их содержанием и передают особенности тембрового звучания тем в пении и пластическом интонировании. Слушают и следят по графической записи пьесы «Сладкая грёза» П. Чайковского и «Раскаяние» С. Прокофьева. Моделируют композиции из пьес П. Чайковского «Болезнь куклы», «Похороны куклы», «Новая кукла» и сравнивают содержание полученных композиций. Подбирают развивающие разделы к темам фортепианных пьес П. Чайковского «Старинная французская песенка», «Немецкая песенка», «Итальянская песенка». Определяют форму фортепианных пьес.

Песенная музыка Бетховена. Пьесы для фортепиано П. Чайковского и С. Прокофьева (два разворота).


Кто написал эти мелодии?

Моделирование музыкального произведения - 1 ч.


Собираем музыкальное произведение Людвига ван Бетховена.

1

Повторить (петь, пластически интонировать, анализировать) четыре симфонические темы Бетховена в опоре на графическую запись. Составлять музыкальную композицию из этих тем, опираясь на представление об общности композиционных функций музыкальной и разговорной речи. Слушать и пластически интонировать экспозицию финала симфонии целиком.


2 ЧЕТВЕРТЬ - 7 ч.

О чём говорит музыка? - 7 ч.

Выразительность и изобразительность в музыке - 1 ч.


О чём рассказывает музыка?


Определяют жизненную основу музыкальных интонаций. Сочиняют мелодии по названиям и иллюстрациям к фортепианным пьесам П. Чайковского

и С. Прокофьева. Слушают фортепианные пьесы, анализируют их содержание и соотношение выразительности и изобразительности. Разучивают «Попутную песню» М. Глинки в опоре на графическую запись. Выявляют и передают в исполнении её выразительные и изобразительные особенности. Анализируют соотношение слов и мелодии, мелодии и аккомпанемента песни, её содержание и построение. Сравнивают разные интерпретации песни.


Портрет в музыке - 2 ч.


Музыкальный портрет. «Выходили красны девицы». Русская народная песня.


Воспринимают внутренний и внешний облик музыкального героя по музыкальной интонации. Размышляют о возможностях отражения в музыке человека и его жизненных обстоятельств. Слушают, поют, пластически интонируют фрагменты изучаемых музыкальных произведений, анализируют воплощённые в них музыкальные образы. Разучивают мелодию русской народной песни «Выходили красны девицы» в опоре на нотную и графическую записи. Создают разные музыкальные портреты путём переинтонирования одной мелодии. Участвуют в инсценировке русской народной песни.

Герои симфонической сказки С. Прокофьева «Петя и волк» (два разворота). Разнообразие движений в музыке.


Слушают, поют, пластически интонируют (в опоре на графическую запись) музыкальные портреты героев симфонической сказки С. Прокофьева «Петя и Волк».

Характеризуют тембровую окраску темы каждого героя. Слушают, поют, пластически интонируют разнообразные музыкальные образы, подчёркивая выразительность их движения. Определяют характер движений, воплощённых в музыке. Выявляют сходство и различие разных типов движения в музыке.


Взаимодействие музыкальных образов в симфоническом произведении - 3 ч.


Бетховен. Пятая симфония. Третья часть (три разворота)


Слушают, поют, следят по графической записи, ищут пластическое выражение основных тем-образов третьей части симфонии. Наблюдают за изменениями

тем-образов в процессе их развития, обсуждают с одноклассниками смысл происходящих изменений. Отмечают этапы сближения двух контрастных музыкальных героев в крайних разделах. Характеризуют выразительность полифонических приёмов развития и передают многоголосие музыки в пластическом интонировании. Размышляют над художественным смыслом построения музыки третьей части. Анализируют средства воплощения музыкальных образов и их развития.

Бетховен. Пятая симфония. Четвёртая часть.


Прогнозируют продолжение развития музыкальной истории в четвёртой части симфонии. Слушают и пластически интонируют третью часть и экспозицию четвёртой части Пятой симфонии Бетховена.

Как связаны части в симфонии Бетховена?


Анализируют интонационное родство тем третьей и четвёртой частей Пятой симфонии Бетховена на основе графической модели этой музыки.


Особенности музыки П.И. Чайковского - 1 ч.


П. Чайковский. Пьесы из «Детского альбома». П. Чайковский «Детский альбом». Что отличает музыку П. Чайковского?


Слушают, поют, пластически интонируют мелодии П. Чайковского. Определяют особенности музыкальной речи П. Чайковского в опоре на графическую запись. Слушают и следят по графической записи две пьесы: «Утренняя молитва», «В церкви» (из цикла «Детский альбом»); выявляют зависимость характера движения мелодии в пьесах от местоположения этих пьес в цикле. Размышляют о последовательности пьес в цикле и группируют их. Составляют звуковое оглавление цикла «Детский альбом» П. Чайковского. Слушают и анализируют разные интерпретации одной-двух пьес (по выбору учащихся).


3 ЧЕТВЕРТЬ - 10 ч.

Жизнь музыкальных образов в симфонии, опере, балете - 10 ч.

Жизнь музыкальных образов в балете - 3 ч.


Как создаётся балет?


Выявляют особенности балетного спектакля и процесса его создания. Слушают и анализируют музыку вступления к балету как обобщённое выражение его содержания. Распознают пластическое выражение музыкальных образов в балете. Создают на основе музыкального портрета героя балета его словесный, графический и пластический образы. Подбирают из знакомых вальсов П. Чайковского подходящий по характеру для звучания на балу. Слушают окончание сцены бала и определяют по музыке последовательность происходящих событий. Анализируют преобразования интонаций темы Карабос. Разыгрывают в классе фрагмент финала первого действия. Знакомятся с видеофрагментом сцены бала и обсуждают его с одноклассниками.

П. Чайковский. Балет «Спящая красавица» (два разворота).


Жизнь музыкальных образов в опере - 3 ч.


Как создаётся опера?


Выявляют специфические особенности оперного спектакля и процесса его создания.

М. Глинка. Опера «Иван Сусанин» (два разворота)


Распознают по музыке состояние героев и содержание сценического действия в опере. Создают на основе музыки оперы сценические образы героев в пении, мимике, жесте, движении. Подбирают музыкальные фразы (из уже знакомых) к словам диалога односельчан и разыгрывают диалог. Характеризуют тембровую окраску мужского, женского и смешанного хоров. Разучивают мужской и женский хоры интродукции, выявляют в них общие интонации. Моделируют мелодию заключительного хора («Беда неминучая») на основе интонаций предшествующих хоров. Составляют план инсценировки фрагмента встречи ополченцев и разыгрывают его, знакомятся с видеозаписью постановки этого фрагмента.

Жизнь музыкальных образов в симфонии - 4 ч.


Как создаётся симфония?


Выявляют особенности процесса создания и исполнения симфонических произведений. Знакомятся с музыкальными героями симфонии: слушают, поют, пластически интонируют, характеризуют основные темы-образы в опоре на графическую запись. Предвосхищают возможные пути развития музыки, озвучивают свои предположения в музыкальной импровизации.

Бетховен. Пятая симфония. Первая часть (пять разворотов).


Распознают содержание первой части симфонии по характеру музыкальных образов, их развитию и взаимодействию. Сравнивают звучание тем одного героя в разных разделах части и выявляют линию развития образа. Проводят эксперимент по выявлению истоков новой маршевой темы в коде. Получают представление о композиционных функциях основных разделов первой части (экспозиция, разработка, реприза, кода). Определяют на слух характер звучания групп инструментов симфонического оркестра и тембры отдельных инструментов. Слушают, пластически интонируют первую часть симфонии целиком в опоре на два типа графической записи - полную и сокращённую (конспект). Знакомятся с видеофрагментом исполнения экспозиции первой части симфонии, обсуждают в классе особенности интерпретации музыки, сравнивают характер общения дирижёра и музыкантов, наблюдают за расположением групп инструментов на сцене.


Где мы встречаемся с балетом, оперой, симфонией?


Выявляют и сравнивают особенности бытования музыкально-сценических и инструментальных жанров музыки в современных условиях. Знакомятся с видеофрагментом балета и обсуждают с одноклассниками особенности его сценического воплощения. Знакомятся с видеофрагментом исполнения симфонии, сравнивают впечатления от восприятия аудио- и видео-записи. Слушают, поют, пластически интонируют, следят по графической записи, инсценируют фрагменты пройденных оперы, балета, симфонии. Анализируют и фиксируют в графической записи динамическое развитие в первой

части Пятой симфонии Людвига ван Бетховена. Рассказывают о самых ярких впечатлениях от встреч с оперой, балетом, симфонией.


4 ЧЕТВЕРТЬ - 7 ч.

Как говорит музыка - 7 ч.

Интонационная природа музыкальной речи - 3 ч.


Речь музыкальная и разговорная. Интонация в речи музыкальной и разговорной.


Выявляют сходство и отличие разговорной и музыкальной речи. Вспоминают изученные музыкальные произведения, находят в них повествовательные, вопросительные, призывные, утвердительные интонации, передают характер интонаций в исполнении (пении, пластическом интонировании). Экспериментируют с интонацией в разговорной и музыкальной речи, выявляют значимость интонации для передачи смысла высказывания. Корректируют собственную музыкальную творческую деятельность. Сравнивают музыкальную речь одного героя в разных ситуациях, выявляют различия в соотношении слов и мелодии в скороговорке и песенной мелодии. Переинтонируют мелодию в соответствии с учебной задачей. Приводят примеры музыкальных произведений, включающих образные и жанровые преобразования одной темы, и выявляют использованные средства музыкальной выразительности.

С. Прокофьев. «Болтунья». Стихи А. Барто.


Сочиняют слова к мелодии С. Прокофьева и мелодию

к словам А. Барто. Сравнивают музыкальную речь одного героя в разных ситуациях, выявляют различия в соотношении слов и музыки в скороговорке и песенной мелодии. Разучивают песню С. Прокофьева «Болтунья». Анализируют проявление характера героя в его музыкальной речи. Объясняют причину различия

музыкальной речи Лиды в рефрене и эпизодах. Определяют особенности формы рондо в музыке.

Музыкальные диалоги. «Солдатушки, браво ребятушки». Русская народная песня.


Находят разнообразные диалоги (согласия, борьбы, ссоры, примирения, сомнения, убеждения и др.) в изученных музыкальных произведениях. Разыгрывают в классе по ролям музыкальные диалоги из пройденных произведений. Читают слова русской народной песни «Солдатушки, бравы ребятушки» и сочиняют к ним мелодию-диалог. Разучивают народную песню, составляют план её исполнения в диалоге, сочиняют к песне ритмический аккомпанемент и разыгрывают песню по ролям. Вспоминают народные песни диалогического характера и исполняют их по ролям (куплет).


Временная природа музыки - 1 ч.


Музыка живёт во времени.


Выявляют временную природу искусства в процессе сравнения живописного и музыкального произведений.

Характеризуют значение основных разделов построения музыкального произведения. Анализируют построение изученных музыкальных произведений. Размышляют о связи формы произведения с его содержанием. Выявляют особенности его исполнения.

Вспоминают (поют, пластически интонируют, анализируют) темы музыкальных героев симфонической сказки. Разбираются в порядке составления схемы-партитуры сказки. Слушают симфоническую сказку целиком и следят по схеме-партитуре, выявляют недостающие элементы и дописывают их. Характеризуют диалоги музыкальных героев сказки. Импровизируют в парах музыкальный пересказ диалогов.


Вторая часть в музыкальной истории симфонии - 1 ч.


Бетховен. Пятая симфония. Вторая часть (три разворота).


Вспоминают музыку первой, третьей и четвёртой частей Пятой симфонии Бетховена. Выявляют изменения в музыке двух героев (характер тем и их соотношение) в окончании первой и начале третьей части симфонии. Проводят эксперимент с целью выявления интонационно-образного содержания второй части симфонии. Сочиняют свои мелодии и сравнивают их с композиторскими. Слушают, поют, пластически интонируют, анализируют две основные темы второй части Пятой симфонии. Наблюдают за изменениями тем от вариации к вариации, ориентируясь по графической записи. Исследуют преобразование двух тем в кульминации части и анализируют коду как обобщение музыкального развития второй части.


Музыкальная история симфонии - 1 ч.


Бетховен. Пятая симфония.


Вспоминают (слушают, поют, пластически интонируют) развёртывание музыкальной истории в Пятой симфонии Бетховена. Характеризуют каждую часть симфонического цикла как этап развития музыкальной истории. Выявляют характерные особенности музыкальной речи Бетховена. Анализируют интонационные связи частей симфонии, сквозное развитие тем-образов. Исполняют одну из частей Пятой симфонии Бетховена (по выбору).


Мир музыкальных образов - 1 ч.


Мир музыкальных образов.


Вспоминают народные песни и произведения М. Глинки, П. Чайковского, С. Прокофьева, Бетховена, напевают их основные темы. Выявляют интонации, характерные для музыки каждого композитора. Анализируют музыку, применяя знания основных средств музыкальной выразительности. Исполняют фрагменты пройденных произведений (по выбору учащихся). Рисуют обложки для нот «Детского альбома» П. Чайковского и симфонической сказки Прокофьева «Петя и Волк». Слушают, анализируют, передают в графической записи особенности разных интерпретаций пьесы П. Чайковского «Болезнь куклы». Придумывают правила конкурса знатоков классической музыки и проводят его в классе. Составляют программу концерта из своих любимых произведений.



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал