7


  • Учителю
  • Программа внеурочной деятельности СТРАНА ФАНТАЗИЯ Направление: общеинтеллектуальное 1 класс (1–4 классы)

Программа внеурочной деятельности СТРАНА ФАНТАЗИЯ Направление: общеинтеллектуальное 1 класс (1–4 классы)

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

ГБОУ Школа №2109

ЮЗОУО ДО г.Москвы



























Программа внеурочной деятельности



Страна Фантазия



Направление: общеинтеллектуальное



1 класс (1-4 классы)

























Составитель: учитель начальных классов

Корнеева Е.А.

</ 2014 - 2015

Пояснительная записка

Программа разработана на основе:

 федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;

 Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования;

 авторской программы курса информатики Тур С. Н., Бокучавы Т. П. для учащихся 1-4 классов (СПб.: БХВ-Петербург, 2009).

Для реализации программы использован учебник-тетрадь «Первые шаги в мире информатики» для 1, 2, 3, 4 классов Тур С. Н., Бокучавы Т. П. (СПб.: БХВ-Петербург, 2010).

Актуальность и практическая значимость для обучающихся.

Современные профессии, предлагаемые выпускникам учебных заведений, становятся все более интеллектоемкими. Иными словами, информационные технологии предъявляют все более высокие требования к интеллекту работников. Если навыки работы с конкретной техникой или оборудованием можно приобрести непосредственно на рабочем месте, то мышление, не развитое в определенные природой сроки, таковым и останется. Психологи утверждают, что основные логические структуры мышления формируются в возрасте 5-11 лет и что запоздалое формирование этих структур протекает с большими трудностями, часто остается незавершенным. Следовательно, обучать детей в этом направлении целесообразно с начальной школы.

Для подготовки детей к жизни в современном информационном обществе в первую очередь необходимо развивать логическое мышление, способность к анализу (вычленению структуры объекта, выявлению взаимосвязей и принципов организации) и синтезу (созданию новых моделей). Умение для любой предметной области выделить систему понятий, представить их в виде совокупности значимых признаков, описать алгоритмы типичных действий улучшает ориентацию человека в этой предметной области и свидетельствует о его развитом логическом мышлении.

Курс информатики в начальной школе вносит значимый вклад в формирование информационного компонента общеучебных умений и навыков, выработка которых является одним из приоритетов общего образования. Более того, информатика как учебный предмет, на котором целенаправленно формируются умения и навыки работы с информацией, может быть одним из ведущих предметов, служащих приобретению учащимися информационного компонента общеучебных умений и навыков.

Цели изучения основ информатики в начальной школе:

1. Освоение знаний, составляющих начала представлений об информационной картине мира и информационных процессах, способствующих восприятию основных теоретических понятий в базовом курсе информатики и формированию алгоритмического и логического мышления.

2. Овладение умением использовать компьютерную технику как практический инструмент для работы с информацией в учебной деятельности и повседневной жизни.

3. Развитие первоначальных способностей ориентироваться в информационных потоках окружающего мира и применять точную и понятную инструкцию при решении учебных задач и в повседневной жизни.

4. Воспитание интереса к информационной и коммуникативной деятельности, этическим нормам работы с информацией; воспитание бережного отношения к техническим устройствам.

Задачи обучения информатике в начальной школе:

1. Формирование общеучебных умений: логического и алгоритмического мышления, развитие внимания и памяти, привитие навыков самообучения, коммуникативных умений и элементов информационной культуры, умений работать с информацией (осуществлять передачу, хранение, преобразование и поиск).

2. Формирование умения представлять информацию различными способами (в виде чисел, текста, рисунка, таблицы, схемы), упорядочивать информацию по алфавиту и числовым значениям (возрастанию и убыванию), строить простейшие логические выражения с использованием связок «и», «или», «не», «найдется», «для всех».

3. Формирование понятий «команда», «исполнитель», «алгоритм» и умений составлять алгоритмы для учебных исполнителей.

4. Привитие ученикам необходимых навыков использования современных компьютерных и информационных технологий для решения учебных и практических задач.

Организация учебного процесса.

Для проведения занятий планируется свободный набор в группы в начале учебного года. Состав группы - постоянный. Количество детей в группе 8-10 человек. Изучение курса в 1 классе составляет 33 часа, 1 ч в неделю; во 2-4 классах - по 34 ч в год, 1 ч в неделю.

Ценностные ориентиры курса связаны:

 с развитием логического, алгоритмического и системного мышления, созданием предпосылок формирования компетентности в областях, связанных с информатикой, ориентацией учащихся на формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к окружающим;

 нравственно-этическим поведением и оцениванием, предполагающими, что обучающийся знает и применяет правила поведения в компьютерном классе и этические нормы работы с информацией коллективного пользования и личной информацией, выделяет нравственный аспект поведения при работе с информацией;

 возможностью понимания ценности, значимости информации в современном мире и ее целесообразного использования, роли информационно-коммуникативных технологий в развитии личности и общества.

Формы обучения.

Основной формой обучения по данной программе является учебно-практическая деятельность обучающихся. Приоритетными методами её организации служат практические, поисково-творческие работы. Все виды практической деятельности в программе направлены на освоение различных технологий работы с информацией и компьютером как инструментом обработки информации.

На каждом этапе обучения курса выбирается такой объект (или тема работы) для обучающихся, который позволяет обеспечивать охват всей совокупности рекомендуемых в программе практических умений и навыков. При этом учитывается посильность выполнения работы для обучающихся соответствующего возраста, общественная и личностная ценность работы, возможность выполнения работы при имеющейся материально-технической базе обучения.

Большое внимание обращается на обеспечение безопасности труда обучающихся при выполнении различных работ, в том числе по соблюдению правил электробезопасности.

Личностно ориентированный характер обеспечивается посредством предоставления учащимся в процессе освоения программы возможности выбора личностно или общественно значимых объектов труда. При этом обучение осуществляется на объектах различной сложности и трудоёмкости с согласованием их с возрастными особенностями обучающихся и уровнем их общего образования, возможностями выполнения правил безопасного труда и требований охраны здоровья детей.

Формы работы.

Программа предусматривает использование следующих форм работы:

 фронтальной - подача учебного материала всему коллективу учеников;

 индивидуальной - самостоятельная работа обучающихся с оказанием учителем помощи учащимся при возникновении затруднения, не уменьшая активности учеников и содействуя выработке навыков самостоятельной работы;

 групповой - учащимся предоставляется возможность самостоятельно построить свою деятельность на основе принципа взаимозаменяемости, ощутить помощь со стороны друг друга, учесть возможности каждого на конкретном этапе деятельности. Всё это способствует более быстрому и качественному выполнению задания. Особым приёмом при организации групповой формы работы является ориентирование учеников на создание так называемых мини-групп или подгрупп с учётом их возраста и опыта работы.

Содержание курса.

Построено на следующих дидактических принципах:

 отбор и адаптация к начальной школе материала для формирования предварительных знаний, способствующих восприятию основных теоретических понятий в базовом курсе информатики и информационных технологий в соответствии с возрастными особенностями школьников, уровнем их знаний в соответствующем классе и междисциплинарной интеграцией;

 формирование логического мышления в оптимальном возрасте, развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка;

 индивидуально-личностный подход к обучению школьников;

 овладение поисковыми, проблемными, исследовательскими и репродуктивными типами деятельности во время индивидуальной и коллективной работы на уроке, дополнительная мотивация через игру;

 соответствие санитарно-гигиеническим нормам работы за компьютером.

1 класс (33 ч).

Правила поведения и техника безопасности в компьютерном классе. Что умеет делать компьютер? (1 час.)

Знакомство с кабинетом, правилами поведения в кабинете (по картинкам). Сказка «Компьютерная школа». Знакомство с компьютером. Демонстрация возможностей персональных компьютеров.

Развитие внимания. Понятия «вверх», «вниз», «вправо», «влево». Курсор. (15 часов.)

Развитие внимания. Понятия «вверх», «вниз», «вправо», «влево». Курсор.

Введение в логику. (17 часов.)

Решение задач на развитие внимания. Понятие множества. Вложенность множеств. Общий признак для группы предметов. Поиск «лишнего» предмета в группе предметов. Выделение существенного признака предмета. Выделение существенного признака группы предметов. Выявление закономерностей в расположении предметов. Решение логических задач. Логика и конструирование.

2 класс (34 ч).

Повторение изученного материала. (1 час.)

Правила поведения и техника безопасности в компьютерном классе. Устройства компьютера. Возможности персональных компьютеров. Решение задач на развитие внимания. Решение логических задач.

Введение в логику. (33 часа.)

Логика и русский язык. Подготовка к введению понятия «симметрия». Игра «Путешествие в Зазеркалье». Симметрия. Паркеты. Логические концовки. Пропедевтика отрицания. Введение понятия отрицания. Логика и математика. Понятие «массив». Работа с массивами. Введение понятия присваивания.

3 класс (34 ч).

Повторение изученного материала. (3 часа.)

Техника безопасности. Краткая история развития вычислительной техники. Назначение основных устройств компьютера. Сферы применения компьютеров в жизни человека. Повторение темы «Введение в логику».

Понятие информации. Виды работы с информацией. Логика и информация. (31 час.)

Что такое информация? Виды информации. Способы передачи информации. Способы получения информации. Свойства информации. Передача информации. Хранение информации. Организация хранения информации. Базы знаний. Кодирование и декодирование информации: с помощью алфавита, пронумерованного по порядку; с помощью алфавита, пронумерованного в обратном порядке; с помощью слоговой таблицы; с помощью криптограмм. Решение задач с неполной информацией. Ведение в формальную логику.

4 класс (34 ч).

Повторение изученного материала. (2 часа.)

Техника безопасности. Понятие «информация», свойства информации. Базы знаний. Кодирование и декодирование информации.

Алгоритмы и исполнители. (32 часа.)

Понятие алгоритма, исполнителя. Примеры алгоритмов. Линейные алгоритмы. Алгоритмы в математике. Алгоритмы и русский язык. Способы записи алгоритмов. Счет по блок-схемам. Игра «Фокусы с числами». Алгоритмический язык стрелок. Линейные алгоритмы. Пропедевтика понятия цикла, пропедевтика вложенных циклов. Исполнитель «Колобок» на линейке. Понятие о координатной плоскости. Игра-диктант «Расположи предмет». Алгоритмы работы на координатной плоскости.

Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения курса выпускником начальной школы.

Личностные результаты.

У учащихся будут сформированы:

 внутренняя позиции школьника на основе положительного отношения к школе;

 установка на образ «хороший ученик»;

 положительная мотивация и познавательный интерес к изучению курса «Первые шаги в мире информатики»;

 способность к самооценке;

 начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях.

У учащихся могут быть сформированы:

 стремление к саморазвитию, желание открывать новое знание, новые способы действия, готовность преодолевать учебные затруднения и адекватно оценивать свои успехи и неудачи, умение сотрудничать.

Метапредметные результаты.

Познавательные:

учащиеся научатся:

 собирать информацию;

 обрабатывать информацию (с помощью ИКТ);

 анализировать информацию;

 передавать информацию (устным, письменным, цифровым способами);

 самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

 использовать общие приёмы решения задач;

 контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;

 моделировать, то есть выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов с целью решения конкретных задач;

учащиеся получат возможность научиться:

 подвводить под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков;

 классифицировать по заданным критериям;

 строить рассуждения.

Регулятивные:

учащиеся научатся:

 формулировать и удерживать учебную задачу;

 преобразовывать практическую задачу в познавательную;

 ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем;

 выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

 использовать речь для регуляции своего действия;

учащиеся получат возможность научиться:

 сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

 выделять и формулировать то, что уже усвоено, и то, что еще нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения.

Коммуникативные:

учащиеся научатся:

 работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;

 ставить вопросы;

 обращаться за помощью;

 формулировать свои затруднения;

 договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

 слушать собеседника;

 формулировать собственное мнение и позицию;

 осуществлять взаимный контроль;

 адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

учащиеся получат возможность научиться:

 проявлять инициативу в поиске и сборе информации для выполнения коллективной работы, желая помочь взрослым и сверстникам;

 уважать позицию партнёра, предотвращать конфликтные ситуации при сотрудничестве, стараясь найти варианты их разрешения ради общего дела.

Предметные результаты.

В результате изучения курса «Компьютерная грамотность» выпускник начальной школы научится:

 называть вид информации в зависимости от органа чувств, воспринимающего информацию (зрительная, звуковая и т. д.);

 называть вид информации в зависимости от способа представления информации на материальном носителе (числовая, текстовая, графическая, табличная);

 приводить примеры количественной и качественной информации;

 определять в конкретном множестве количество объектов, определять порядковый номер указанного объекта;

 ориентироваться в справочниках и словарях, в которых информация хранится в алфавитном порядке;

 соблюдать правила поведения в компьютерном классе;

 осуществлять элементарные действия с компьютером (включать, выключать, сохранять информацию на диске, выводить информацию на печать);

 называть составные части компьютера (монитор, клавиатура, мышь, системный блок и пр.);

 представлять текстовую, числовую и графическую информацию на экране компьютера с помощью клавиатуры и мыши: печатать заданный простой текст (в текстовом редакторе), изображать заданные геометрические фигуры в цвете (в графическом редакторе);

учащиеся получат возможность научиться:

 самостоятельно использовать в учебной деятельности информационные источники, в том числе ресурсы школьной библиотеки и медиатеки;

 применять знания о способах представления, хранения и передачи информации (текст, числа, знаки, флажковая азбука и азбука Морзе, закодированное письмо и пр.) в учебной и игровой деятельности.

Планируемые результаты изучения учебного курса.

1 класс.

В результате обучения учащиеся должны:

- знать правила поведения в компьютерном классе;

- знать основные сферы применения компьютеров;

- уметь ориентироваться на клетчатом поле в направлениях «вверх», «вниз», «вправо», «влево»;

- уметь точно выполнять действия под диктовку учителя;

- уметь проводить анализ при решении логических задач;

- иметь понятие о множестве;

- уметь приводить примеры множества предметов и располагать их в порядке расширения или в порядке сужения объема понятий;

- уметь находить общий признак для группы предметов;

- знать понятие существенного признака предмета;

- уметь выделять существенный признак предмета и группы предметов;

- уметь выявлять закономерности в расположении предметов и продолжать последовательности с учетом выявленных закономерностей;

- уметь предлагать несколько вариантов «лишнего» предмета в группе однородных предметов;

- уметь конструировать фигуру из ее частей по представлению;

- уметь разделять фигуру на заданные части по представлению;

- уметь использовать повороты при решении логических задач и при работе с прикладными программами;

- иметь представление о различных формах курсора;

- знать назначение клавиш Enter, BackSpace, пробел;

- использовать клавиатуру и мышь при работе с прикладными программами из ППП «Страна Фантазия» - 1-й год обучения;

- уметь управлять объектами на экране монитора.

2 класс.

- знать и уметь рассказывать правила поведения в компьютерном классе;

- знать основные сферы применения компьютеров;

- знать основные устройства компьютера;

- уметь решать задачи, связанные с анализом исходных данных;

- уметь выделять признак, по которому произведена классификация предметов;

- уметь находить закономерности в ряде предметов и продолжать этот ряд с учетом выявленной закономерности;

- уметь давать полные ответы и аргументировать свои выводы;

- иметь представление о понятии симметрии и видах осей симметрии;

- уметь строить симметричные изображения простых геометрических фигур относительно горизонтальной и вертикальной осей симметрии;

- уметь получать вариативные решения;

- уметь строить несложные паркеты;

- уметь делать правильные умозаключения и аргументировать свои выводы;

- уметь выявлять причинно-следственные связи;

- уметь решать задачи с неопределенным ответом;

- знать понятие отрицания и уметь использовать математическую запись отрицания;

- знать понятие «массив», уметь приводить примеры массивов;

- знать операцию присваивания;

- уметь заполнять массивы с использованием операции присваивания;

- уметь работать с несколькими массивами;

- уметь делать выбор в режиме «меню» и управлять объектами на экране монитора;

- уметь использовать клавиатуру и мышь при работе с прикладными программами из ППП «Страна Фантазия» - 2-й год обучения.

3 класс.

- знать правила поведения в компьютерном классе;

- знать назначение основных устройств компьютера и основные сферы применения компьютеров;

- знать понятие «информация»;

- знать виды информации, способы передачи и получения информации, свойства информации;

- уметь приводить примеры, отражающие свойства информации;

- знать способы хранения информации и организацию хранения информации;

- знать понятие «информационный носитель»;

- знать назначение баз знаний, уметь заполнять и вносить изменения в базы знаний;

- уметь кодировать и декодировать информацию: с помощью алфавита, пронумерованного по порядку; с помощью алфавита, пронумерованного в обратном порядке; с помощью слоговой таблицы; с помощью криптограмм;

- иметь представление о способах решения задач с неполной информацией;

- уметь выделять истинные и ложные высказывания;

- уметь делать выводы из пары посылок; выделять элементарные и сложные высказывания;

- использовать слова-связки для построения сложных высказываний;

- уметь использовать повороты при работе с прикладными программами;

- уметь вводить информацию с клавиатуры при работе с ППП «Страна Фантазия» - 3-й год обучения.

4 класс.

- знать правила поведения в компьютерном классе;

- знать понятия: «алгоритм», «исполнитель», «блок-схема»;

- уметь производить вычисления по блок-схеме алгоритма;

- знать систему команд алгоритмического языка стрелок;

- уметь получать различные варианты решения для одной и той же задачи;

- уметь выполнять и составлять линейные алгоритмы, алгоритмы с повторяющимися действиями для исполнителя «Колобок»;

- уметь выполнять и составлять алгоритмы для исполнителя «Колобок» на линейке;

- иметь представление о координате точки и координатной плоскости;

- уметь работать на координатной плоскости с положительными и отрицательными числами;

- уметь использовать клавиатуру и мышь при работе с ППП «Страна Фантазия» - 4-й год обучения.

Материально-техническое обеспечение курса.

Литература:

1. Тур, С. Н. Программы курса информатики для учащихся 1-4 классов общеобразовательных учреждений / С. Н. Тур, Т. П. Бокучава. - СПб. : БХВ-Петербург, 2009.

2. Тур, С. Н. Первые шаги в мире информатики : методическое пособие для учителей 1-4 классов / С. Н. Тур, Т. П. Бокучава. - СПб. : БХВ-Петербург, 2010.



Технические средства обучения:

- Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц.

- Магнитная доска.

- Персональный компьютер.

- Мультимедийный проектор.

- Принтер.













































































Учебно-тематический план

1 класс







 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал