7


  • Учителю
  • Исследовательская работа по этнографии' Небесный воин' (4 класс)

Исследовательская работа по этнографии' Небесный воин' (4 класс)

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:         В ходе работы автор исследует образ Святого Георгия. Небесный воин-святой Георгий-Уастырджи и святой Георгий Победоносец-это образы разных святых. Но святому Георгию поклоняются во многих странах и везде это храбрый воин, который всегда защищает путников в доро
предварительный просмотр материала

Исследовательская работа

по этнографии

«Небесный воин»

ученика 4 класса

МБОУ СОШ № 26

Волохова Максима



Научный руководитель

Энукидзе Людмила Мухтаровна,

учитель начальных классов

I квалификационной категории

Введение.

Земля отцов, Отчизна осетин,

С тобою в песне сердца и души,

Великий покровитель всех мужчин

Святой Георгий-гордый Уастырджи.

И. Резник

Сколько неразгаданных тайн хранит планета Земля? Бесценные сокровища её истории всё ещё закрыты от нас.Но я надеюсь, что настанет время, когда мир узнает правду о наследии прошлой цивилизации, узнаем правду и мы- осетины,маленький народ Осетии, в самом центре Кавказа, который не просто уверен, но и знает о своём происхождении от легендарных народов древности скифов, сарматов и аланов. В своей исследовательской работе я хочу приоткрыть одну из тайн осетинского народа. Древняя история Осетии, святилища, меня заинтересовали после того, как я начал исследовать старинные башни Осетии. Во время моих путешествий по Осетии я заметил как много у нас святых мест, посвящённых Небесному воину-Уастырджи. Есть имена святых, жизнь которых особенно много говорит человеческому сердцу, их подвиги и страдания затрагивают самые глубокие струны наших душ. Одно из таких имен - имя Святого Великомученика Георгия, названного Победоносцем. С этим именем отправляются в далекий путь, с этим именем обещают быть верными и преданными, им благословляют родители своих детей. Это имя прославлено во всем мире.

И я поставил перед собой цель узнать:

Почему в Северной Осетии так почитают Святого Георгия- Уастырджи.

Задачи:

▪кем был Святой Георгий

▪что общего у Святого Георгия Победоносца со Святым Георгием-Уастырджи

▪роль святилищ в наше время

▪праздники, посвящённые Святому Георгию

Гипотеза: в наши дни сохранилась древняя идеология: почитание Святого Георгия-Уастырджии и поклонение ему в святых местах.

Чтобы ответить на поставленные вопросы и подтвердить гипотезу, я стал читать книги, энциклопедии, интересовался у учителей истории, искал информацию в Интернете, проводил свои наблюдения и многое узнал.


1.Святой Георгий в осетинской религиозной традиции.

Святого Георгия считают своим покровителем жители многих стран и городов мира: Каталония, Арагон, Грузия, Литва, Португалия, Германия, Греция, Москва, Стамбул, Генуя и Венеция.Святой Георгий - один из самых почитаемых святых в Северной Осетии. (См. пр.)В каждом населенном пункте есть храмы или часовни, построенные в честь отважного воина, пострадавшего за христианскую веру. Считается, что святой помогает всем: больным, нищим, даже животным.В основном, в народе бытует два взаимоисключающих мнения. Одни, исходя из синонимичности имен, утверждают полную идентичность святых небожителей, другие, указывая на несоответствия образов, доказывают их абсолютную несхожесть, вынужденно изменяя при этом этимологию. Так кто же такой Уастырджи и как он связан с образом Георгия Победоносца? Несколько сложнее обстоят дела при сопоставлении двух образов. (См. пр.) Святой Георгий реальное историческое лицо (кон.III - нач.IV века). Согласно литературе являлся уроженцем Каппадокии. Родился в богатой и знатной христианской семье, причем, отец принял мученическую смерть за свою веру. По достижении двадцатилетнего возраста святой Георгий отправился на военную службу. Благодаря своей силе и отваге он быстро прославился и стал высокопоставленным офицером римской армии. Узнав о новой волне организуемых императором Диоклетианом (284 - 305гг.) гонений на христиан, святой Георгий раздал бедным все свое имущество, отпустил на свободу принадлежавших ему рабов и отправился во дворец. Здесь, на происходившем в это время государственном совете, в присутствии Диоклетиана, он во всеуслышание заявил о своем исповедовании христианства. Святого схватили, в течение нескольких месяцев мучили и, не добившись отречения, в конце концов обезглавили (6 мая 303г.).За несгибаемую веру в Христа, Церковь прославила святого великомученика и в средневековый период он стал широко почитаем в Европе. Причем, произошел совершенно закономерный процесс - образ святого Георгия наложился на образы некоторых мифо-эпических персонажей, в том числе, героев-змееборцев. (См. пр.) Подобная практика характерна для христианского народного сознания, она позволяет сделать образ для своих нужд. Имеется в виду небесное покровительство в определенных сферах общественной жизни, молитвенные обращения к определенному святому для сохранения урожая, сохранности дома, рождения детей, избавления от болезней и т.д. Аланы не стали исключением. В дохристианский период аланской истории существовал определенный образ небожителя созвучный святому Георгию. И это созвучие позволило наложить его образ на хорошо известный и понятный. Народное сознание приняло нового святого, включив в него любимые качества прежнего небожителя. Создатели собственной, блестящей воинской культуры увидели в святом Георгии образ идеального воина. Отсюда и проистекает своего рода специализированное почитание Уастырджи: его покровительства искали аланские воины, образом жизни которых был балц (поход). Схожая ситуация наблюдалась в рыцарской среде средневековой Европы.Несмотря на идентичность имен,Уастырджи ничего общего со святым Георгием не имеет. В Уастырджи описывается как небожитель, изображается в виде грозного воина на белом трёхногом коне, в белой . Считается, что Уастырджи постоянно носит с собой . Спускаясь на землю, он проверяет людей, чтобы узнать помогают ли они друг другу в нужде и горе. В результате Святой Георгий оказывается седобородым старцем, а не 30-летним воином. Великомученик Георгий Победоносец погиб за веру Христову, как раз отвергая язычество. (См. пр.)Уастырджи считается одним из главных покровителей, которому посвящены древние языческие святилища."По имени и по известным наружным обычаям и обрядам осетины отчасти магометане, в преобладающем числе христиане. Но в действительности, как в их правах, так и в религиозных проявлениях продолжают господствовать древние языческие обряды, указывающие на прежний культ", - писал в конце ХIХ века немецкий ученый Ганс Мерцбахер. Другими словами, Уастырджи (святой Георгий) воплотил в себе культурно-исторические особенности аланского восприятия. По авторитетному мнению видного осетинского этнолога Вилена Уарзиати, почитание святого Георгия - Уастырджи / Уасгерги (дигорский диалект) восходит к временам проповеди равноапостольной Нины (IV в.). Проповедуя учение Христа среди иберов и алан, святая Нина упоминала и своего родственника - великомученика Георгия и ввела обычай отмечать дни памяти колесования святого в 20-х числах ноября. В Грузии праздник Горгоба (груз.) отмечается с IV века. Позже этот праздник получил распростарнение и среди ближайших соседей - иберов, алан - под названием Джеоргоба / Георгоба. В данном случае имеет место чисто кавказский христианский праздник. В Греческой и Русской Церквах отмечается не день колесования, а день усекновения главы святого Георгия - 23 апреля по старому стилю. Всенародное почитание святого Георгия усилилось в период массового обращения алан в Православие в начале Х века, когда аланские цари провозгласили христианство государственной религией. В это время была создана Аланская митрополия в составе Константинопольского патриархата и крупные религиозные центры, о значительности которых говорят древние аланские храмы в Нижнем Архызе (нынешняя территория Карачаево-Черкессии). Согласно этимологии В.И.Абаева, общепризнанной в науке, 'Уастырджи' есть ни что иное, как иронская форма передачи имени 'Святой Георгий': уас - святой, стыр - великий, джи - Джио, Георгий. Дословно - святой великий Георгий. Дигорский диалект сохранил более древнюю форму - 'УасГерги'. Дословно: Уас - святой, Герги - Георгий. Существовала еще одна иронская форма: Уасджиорджи. Идентичность имен налицо и не вызывает возражений. Гибель Аланского государства под натиском татаро-монгол в XIII веке, истребление большей части населения, разорение городских центров вынудило алан отступить в горные ущелья. В течение последующих четырех веков остатки алан были вынуждены выживать в тяжелейших условиях изоляции, по мере сил сохраняя наследие предков. В то время в народеукореняются религиозные верования, представляющие собой сплав христианских догматов и традиций, древних и новых народных обрядов. Естественно, в ходе этого процесса менялись образы многих христианских святых традиции и представления. Возможно тогда стал искажаться и образ святого Георгия. Именно Уастырджи - святой Георгий стал почитаться в образе седобородого старца (олицетворение мудрости и многоопытности, без которых трудно выжить в условиях горных ущелий). Но благодаря глубокому восприятию образа святого Победоносца в эпоху аланской государственности, в народном сознании он сохранился настолько, что с возвращением христианской проповеди в скором времени и без особого труда был вновь признан «своим» и отождествлен с Уастырджи. За сто следующих лет в верованиях осетин мало что изменилось.

2. Святилища Уастырджи.

Святое место (святилище) - это определенный, конкретный объект для почитания. В существует множество мест, посвященных святому Георгию, Уастырджи. Их можно условно разделить на дзуары (места незримого присутствия святого покровителя) и кувандоны - места моления святому (обычно располагаются вблизи дорог и на перевалах).

В Осетии множество святилищ, посвящённых Уастырджи - это Реком, Ныхас, Коб, Хурхор, Дзывгис, Роща Хетага, святилище ДигорскогоУастырджи и святилище Джер. В осетинском фольклоре есть много легенд, рассказывающих происхождении того или иного святилища. Согласно легенде, святой Георгий , пролетая над ущельем, обронил 3 слезы, и на месте их падения восемь веков назад возникли 3 святилища-девичье, женское и мужское .(См. пр.) Они стали местами поклонения здешних жителей.Святилище Мыкалгабырта - одно из древнейших святилищ. Это святилище расположено в Кассарском ущелье. Согласно легенде называется оно СидæныМыкалгабыртæ (по названию ущелья, в котором оно появилось). Высшими силами было доверено в нём быть жрецом (дзуарылæгом) одному человеку. Жил он вместе со своей семьёй высоко в горах, недалеко от дзуара, принимал паломников и молился за них. При дзуаре был медный котёл для варки пива, а пиво в нём никогда не кончалось. Этим пивом и возносились молитвы Мыкалгабыртан.Человек, совершивший неправедный поступок, шел замаливать свой грех в святилище Мыкалгабырта. Одною из трех слез Бога был сотворен легендарный древний осетинский храм Реком. (См. пр.) Изучение святых мест для меня открывают тайну за тайной. Первым ключом раскрытия тайны изучение мужского святилища Реком. А началось это, когда сгорело это древнее святилище. Тогда потрясённое общество как будто проснулось от страшного векового сна. Народ стал осознавать величие памятника и масштабности потери. Как выяснилось, древнее святилище горело неоднократно, а в осетинских преданиях сохранилось поверье, что когда в храмовом месте терялась чистота помыслов, тогда возгорались святыни. Первоначально цейскийРеком являлся церковью, посвященной Святой Троице. С потерей литургического значения храм постепенно становится местом почитания Уастырджи. В 1680 году был преподнесен в цейский Реком колокол. Хотя в этот период грузинские монархи, находясь под властью Ирана, вынуждены были принимать ислам как необходимое условие для своего царствования, втайне они продолжали исповедовать христианскую веру. Поэтому, жертвуя колокола, цари руководствовались не только политическими соображениями. Они прибегали к благодатной помощи великих православных святынь Осетии.Реком - чисто мужское святилище. Оно уникально тем, что построено не из традиционного для горной Осетии камня, а из дерева. Во времена глубокой древности вся территория Цейского ущелья считалась заповедной зоной. Там находился сложный культовый комплекс, объединявший более десятка святилищ и мест молений. К центральному храму шла тропа паломников, начинавшаяся у селения Бурон. Вступавшие на священную территорию проходили специальный обряд очищения, а присутствие в святилище сопровождалось сложной системой запретов - «табу». Сегодня попасть внутрь святилища можно только по большим осетинским мужским праздникам. Например, в День всех рожденных за год мужчин, отмечаемый в июне. Или в мартовский праздник - Хорыбон.

Существует легенда: однажды в день праздника женщина с ребенком на руках по ошибке направилась другой тропой, и когда вместо женского святилища стала приближаться к Рекому, вдруг подул сильный ветер, превративший ее и ребенка в каменные изваяния.

Известно, что осетинские воины перед сражением совершали здесь обет братания - ломали две стрелы и оставляли их в святилище, после чего становились братьями по крови. Обряд сохранился и по сей день. Молодые люди перед уходом в армию приходят к Рекому и оставляют что-нибудь из личных вещей. Но недалеко от Рекома существуют несколько чисто женских святилищ. Например, святилище Мады Майрам, куда, в свою очередь, не должна ступать нога мужчины.

Святилище Таранджелоз, согласно осетинскому нартскому эпосу, возникло на месте, где упала одна из трёх слёз Бога, пролитая по поводу гибели нарта . У святилища Таранджелоз в мае собирались жители сёл , которого считался Таранджелоз, и приносили в честь этого божества нескольких белых ягнят. К божеству Таранджелоз обращались с просьбой о ниспослании хорошего урожая, сохранении от падежа скота и благополучии людей.

Почитание святого Георгия Победоносца, идеального воина, зародилось на 15 столетий назад. Но и в дохристианскую эпоху эта земля, арена многих кровопролитных войн, нуждалась в могучем небесном покровителе. Культовый комплекс Уастырджидзуар в Дзивгисе - наглядный пример слияния древних языческих верований и истовой христианской веры.

В Дзивгисе сохранились святилища Уацилла и ДзывгъисыУастырджийыкувандон, но более прочих знаменит и почитаем культовый комплекс ДзывгъисыУастырджидзуар, состоящий из христианского храма святого Георгия (Уастырджи) XIV-XVI веков и более древнего святилища. (См. пр.)

На первый взгляд, храм святого Георгия не производит сильного впечатления ни своими размерами, ни особым изяществом, а время постройки приблизительно датируется XIV веком. В отличие от остальных исторических памятников Дзивгиса, только Дзывгъисы Уастырджи дзуар поддерживается в неплохом состоянии. Этот культовый комплекс, особенно храм святого Георгия, издавна почитался как великая святыня не только жителями Куртатинского ущелья, но и далеко за пределами этой местности. Особое внимание ученых и туристов привлекают два старинных церковных колокола с надписями на грузинском языке. Это царские дары маленькому храму. (См. пр.)

Их история такова: в 1613 году грузинский царь Георгий пожертвовал Дзивгисской церкви колокол с надписью: «Мы, государь Картли, царь царей, патрон Георгий, пожертвовали сей колокол тебе, святому Георгию Дзивгисскому, ради наших побед.». Спустя 70 лет, в 1683 году, второй колокол был прислан от имени другого грузинского царя, Арчила. Надпись на колоколе гласит: «Я, царь Арчил, преподнес этот колокол Дзивгисскому крестохранилищу: дай Бог, чтоб на глас его приходили осетины прославлять Троицу».

Дзуар связан с Дзивгисской. (См. пр.) Согласно преданиям, записанным в конце XVIII века, здесь был пещерный монастырь, и еще долгое время в храме сохранялись церковные облачения, книги и утварь. При храме находится средневековое церковное кладбище. В результате археологических раскопок было обнаружено два погребения, одно из которых датируется XIV веком.Еще сравнительно недавно, меньше столетия назад, к Дзывгъисы Уастырджидзуар в дни церковных праздников стекались тысячи паломников.

С именем Святого Георгия связана в Осетии и священная роща Хетага, где по преданию,Уастырджи явился принявшему христианство аланскому княжичу. (См. пр.)

На день святого Хетага (второй после Джиоргуыба народный праздник с государственным статусом) во второе воскресенье июля к роще стекаются тысячи паломников.Древний обычай запрещает громко разговаривать, а тем более браниться, ссориться в роще.

Дагомызаронд Уастырджи (с. Дагом, Алагирское ущелье) - средневековый христианский храм, выполненный в характерном архитектурном стиле, объединяющем большое количество церковных памятников Осетии. Находится на окраине с. Дагом, непосредственно над святым местом Мадизæн, являвшимся одновременно общеосетинским верховным судом, где разбирались наиболее сложные дела, в том числе примирение кровников. Решения, принятые на Мадизæн у дзуара Уастырджи, считались окончательными и обязательными для исполнения. Авторитет дагомского суда был настолько высок, что в поисках правды сюда обращались люди не только со всей Осетии, но и из-за ее пределов.

3.Мои наблюдения.

Мне было интересно проверить информацию о схожести святого Георгия -Уастырджи и святого Георгия Победоносца. Раньше, когда я с бабушкой ходил в церковь, даже и не думал, что это два разных небесных образа. А я уверен, что многие в Осетии не знают об этом. Почитаемый Уастырджи - это Небожитель великий святой Георгий. Я не думал раньше, что у осетин так тесно переплетаются язычество и христианство.Для Осетии характерны окруженные всеобщим благоговением священные рощи. Даже проезжая мимо в машине, осетин обязательно снимет шапку и поклонится. Священные рощи, известные более семи тысяч лет, - пример связи дохристианских культовых традиций с христианскими. Осетины вовсе не поклоняются деревьям, а чтут место, в котором когда-то появился ангел Божий с предупреждением или благословением.

В нашей республике много святилищ, посвящённых святому Георгию Уастырджи. Я побывал во многих из них. Особенно меня заинтересовали древние святилища.Я узнал, что в наши дни люди стараются сохранить эти памятники архитектуры, и не потерять духовную связь с высшими силами, свято верят в помощь святого Георгия-Уастырджи. Поэтому в этих местах всегда много людей, а в дни праздников особенно.

Сегодня уже мы не должны ограничиваться восстановлением только одного основного сооружения храма-хранилища. Необходимо привести в первозданный вид весь комплекс храма «Реком». Я узнал, что многое уже сделано - это прежде всего святилище Майрам, молитвенный навес (все это без гвоздей), а также в ряде мест расширена паломническая тропа и выложены каменные ступеньки. Многое еще предстоит сделать - это прежде всего очистить от селевых наносов танцевальные площадки «симды фаз».Далее предстоит соорудить один общий молитвенный дом, «стыркуванхадзар», оформить главный молитвенник женщин «кувандур» -молитвенный камень (находящийся над «уаллагМайрамом»), улучшить паломническую тропу, на противоположном берегу реки Цейдон соорудить смотровую площадку, а также оформить с обеих сторон входы на паломническую тропу входными арками.

4.Праздники, посвящённые святому Георгию.


С появлением в Осетии христианства многие национальные праздники подверглись изменениям - священнослужители пытались «накладывать» одну веру на другую. Всё это делалось нарочно, что бы Осетины приняли христианство. Есть в Грузии такой праздник Георгоба - в честь Святого Георгия. Празднуется он два раза в год: 6 мая и 23 ноября. Второй совпадает по дате с нашим праздником Уастырджи (Уастырджийыбæрæгбон). Но только у Грузин он празднуется один день, а у нас неделю.

Праздник, известный как Джиоргуыба, длится в Северной Осетии всю третью неделю ноября и представляет собой смесь древнего и современного, языческого и христианского. Празднества посвящены Святому Георгию - осетины, как и грузины, отмечают не день смерти почитаемого святого, а день его колесования. Празднование в честь Уастырджи начинается в конце августа и достигает своего апогея на Джеоргуыба - многодневный праздник, приуроченный ко дню колесования святого Георгия (10/23 ноября) и являющийся заговеньем на Рождественский пост. В эти дни происходит массовое паломничество к святыне, причем не только осетин, но и представителей других национальностей. Джерыдзуар имеет особую благодать, и потому издавна сюда приводили для излечения. Интересно, что, согласно преданию, в Джерской церкви сохранялась глава святого Георгия.

В имени Святого Георгия лингвист, составитель историко-этимологического словаря осетинского языка Василий Абаев находит общий корень с "Уастырджи" - именем языческого божества осетин. Никто не отрицает тот факт, что за христианским названием праздника Джиоргуыба, который известен здесь уже около тысячи лет, с тех пор как аланы - предки осетин, в конце IХ века приняли христианство, стоит древний языческий ритуал. В каждом осетинском доме к 23 ноября готовят три пирога с сыром - традиционное блюдо, символизирующее триединство неба, солнца и земли. В старину специально к празднику варили пиво.


Заключение.

В ходе работы я узнал, что в Северной Осетии - Алании проживают люди, исповедующие различные религии: христианство, ислам, язычество. Причем основные - православие и ислам - тесно переплетены с языческими обрядами. Именно поэтому в республике много святых мест, которые в равной степени чтут люди самых разных вероисповеданий. А небесный воин-святой Георгий-Уастарджи и святой Георгий Победоносец-это образы разных святых. Но святому Георгию поклоняются во многих странах и везде это храбрый воин, который всегда защищает путников в дороге, является защитником бедных и обездоленных, служит посредником между и людьми. Святой Георгий Устырджи-это не молодой юноша, а старец с белой бородой, который олицетворяет величие, мудрость и справедливость.

Я узнал, что особую группу фольклорных текстов о святилищах состав­ляют сказания о чудесах, виденных около святи­лищ. В некоторых фольклорных текстах о святилищах рассказывается о том, как святилищем клялись, бра­тались у святилища, искали покровительства, уходя на войну. Очень много текстов повествуют о том, как надо бережно обращаться со святилищем: ни словом, ни действием не допускать их оскор­бления. Обычно рассказывается, что герой повествования вынес что-нибудь из святилища, сжег и т.д. Как правило, с виновником случится что-то нехорошее, он заболевает, и его лечат опять же обращением к верхним силам, либо виновнику снится сон о том, что он неправильно поступил, и он исправляет ошибку и т.д. В настоящее время свя­тилище в основном бывает задействовано как место традиционного праздника. Практически любой праздник всегда ритуально связан с Богом, святилищем и по­кровителем святилища (фамилии, села, ущелья). Особо следует отметить, что части святилища, будь то камень, ветка и т.д., ни в коем случае не должны быть оторваны (даже случайно) от места святилища.

Моя гипотеза подтвердилась: в наши дни сохранилась древняя идеология: почитание Святого Георгия-Уастырджии и поклонение ему в святых местах. Но мне кажется, что осетины должны осмысленно возвратиться к религии, исполнять ритуалы втом виде, которые нам завещали предки, так как они посвящены бесконечным тайнам мироздания. Ритуалы содействуют взаимному пониманию и духу единения, солидарности общества, возрождению нравственности. Мы, наследники аланов, должны использовать всю информацию о святых местах, изучать нартский эпос, в котором хранятся тайные знания предков и существующая сила священных мест, духовное наследие вселенной.

«Неизвестно нам, что произойдёт в будущем, но пусть задумаютсяо нас потомки, кто будет помнить о нас. Тому наша слава и достанется,»- написано в Нартском эпосе.

Я считаю, что всем нам поможет в жизни Уастырджи, когда будут чисты наши помыслы, а дела наши будут направлены на справедливость и помощь ближнему.

Я свою работу назвал «Небесный воин» и считаю, что святой Георгий-божественный образ, который смотрит на нас с небес, всегда охраняет и воюет с нашими плохими помыслами, незримо направляя нас на дорожку добра, терпимости, справедливости.

Мою работу можно использовать на уроках истории и окружающего мира.

В дальнейшем я планирую больше узнать об осетинских праздниках.











Литература.




1.

2.Алексий Гатуев, протоиерей. Христианство в Осетии. Исторический очерк / Составл., ред.: А.А. Горобец. - Владикавказ: Олимп, 2008

3.

4. http://www.kp.ru/daily/25688.4/891864/

5.

6.mailto:toma@osetia.ru

7.›

8.Тменов В.Х, Бесолова Е.Б., Гонобоблев Е.Н.

Религиозные воззрения осетин (история религии - в истории народа), Владикавказ, 2010г.
































13




 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал