7


  • Учителю
  • Проект ' Числа в сказках' Литература 2 класс

Проект ' Числа в сказках' Литература 2 класс

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Оглавление



1 Введение стр 2- 3

2. Основная часть стр 4 - 10

2.1 Народные секреты «магических» чисел

2. 2 Числа в «Сказке о рыбаке и рыбке…»


2.3 Числа в «Сказке о царе Салтане…»

2.4 Числа в «Сказке о мертвой царевне…»


2.5 Числа в казахских сказках « Золотой самородок» и « Толарсак»


3 Заключение стр 11


4 Список используемой литературы. стр 12

Введение

Среди книг самые удивительные - сказки. Они не знают власти времени.

Мне очень нравится читать их. Казахские и русские народные, и авторские, и сказки разных народов, - все они поучительные, несут в себе что-то таинственное, волшебное, загадочное. Читая народные сказки, понимаешь, что в них отражается душа человека, уклад жизни, его вера, суеверия… Если имя героя, то обязательно со смыслом ( Алдар -Косе,Мудрец,Глупец,Иван-дурак, Василиса Премудрая, Елена Прекрасная, Рукодельница, Ленивица и т.д.), если предмет волшебный, то к месту. И пословицы в сказках, и поговорки-поучения - всему место найдется! Числительные не исключение. Часто в русских народных сказках встречается троекратный повтор. Любят русские к делу подходить с третьего раза! Характер такой! Опять же вера: 3 - это божественное совершенство (Отец, Сын, Святой Дух).

Число 7 люди любили, считали счастливым, использовали в значении «много» (из истории счета).

Многие казахи не знают почему у нас именно 7 ата, 7 шелпек и т. д.

Почему у казахов так часть используют число 7?

Есть ли в нем смысл? Разные числа использовал народ в своих произведениях.

Мне тоже стало это интересно и я решила поискать информацию об этом.

Скажу сразу нашла я ответ не сразу- НО я думаю я нашла в чем же смысл цифры 7 (ЖЕТІ) у казахов и значение цифр для русских сказок Пришлось много потратить сил чтобы найти то самое зерно. Конечно, я не ученый и не доктор наук чтобы утверждать - да вот это и есть правда. Но прочитав эту информацию, возможно, вы задумаетесь, и сделаете свои выводы в чем же смысл цифр.

В любом случае я считаю, это прекрасно, что мы смогли сохранить в наших традициях цифру семь .

Каждая отдельная цифра обладает своей собственной реальностью, качеством и своим собственным символом в своей культуре, и эти признаки фиксируются в языке. У разных народов есть свои излюбленные, предпочитаемые для символических целей числа - выражения своеобразия культуры этноса. В различных культурах какие-то числа почитались за священные, а какие-то - за опасные, несчастливые символы. Тем не менее, одно и то же число может сулить несчастья в одной стране, тогда как в другой на это число надеются как на талисман удачи.

В сказках встречаются не случайные, а значимые числа и они придают сказкам дополнительный смысл.

  • Цель: Выявить какие числа встречаются в сказках.

  • Что они означают? Какой дополнительный смысл придают сказке?

  • Задачи:

  • 1 Выявить какие числа встречаются чаще всего в русских народных сказках, в казахских народных сказках.

  • 2 Сравнить каких чисел больше и какое значение придавали числам в

сказках.

Метод нашей работы - это анализ сказок.

Актуальность работы: данную работу можно использовать на уроках литературного чтения.





Кіріспе.

Кітаптардың ішіндегі ең таңданарлығы - ертегілер. Олар заман ағымына, уақыт билігіне бағынбайды.

Ертегі оқығанды мен ұнатамын. Қазақ, орыс халық ертегілері, авторлық, әр түрлі халық ертегілерінің барлығы ақылға үйретеді. Халық ертегілерін оқи келе, өмірге деген құлшынысы, сенімі, ырымшылдығы, адамның ішкі жан дүниесі бейнеленетіні айқын көрінеді. Кейіпкер есімі болса міндетті түрде мағыналы ( Алдар -Көсе,Мудрец,Глупец,Иван-дурак, Василиса Премудрая, Елена Прекрасная, Рукодельница, Ленивица және т.б.), егер сиқырлы зат болса, орынды. Ертегідегі мақал-мәтелдер де жаңылтпашқа да орын табылар. Орыс халық ертегілерінде жиі үш мәрте қайталанып келетін сан есімдер, сөздер кездеседі. Орыс халқы шаруаға үшінші реттен кірісуді ұнатады. Өр мінезі сондай! 3-құдай құдыретіне деген сенімділік (Әке, Бала, Киелі Рух).

7 санын адамдар қадір тұтқан, киелі сан деп санаған, «көп» деген мағынада қолданған (тарихи деректер бойынша).

Қазақтарда неге 7 санын қолданатынын да, неліктен 7 ата, 7 шелпек деп айтатынын да білмейді. Түп мәнісі қандай, мағынасы бар ма? Әртүрлі сандарды халық өз аңызында қолданған. Маған қызықты болғандықтан мен бұл жөнінде мағлұмат іздей бастадым.

Бұл сұраққа мен бірден жауап таптым деп айта алмаймын, алайда 7 санының түпкі мағынасын таптым деп толық айта алатындай көп тер төгуге тура келді. Иә, бұл дұрыс дейтіндей әрине, мен ғалым да ғылым докторы да емеспін. Бірақ бұл мәліметті оқып, қорытынды жасай келе, Сіздер сандардың мағынасы неде екенін түсінетін шығарсыздар. Қандай жағдай болмасын 7 санын дәстүрге айналдырып сақтағанымыз қандай жақсы.

Әр жеке сан өзінің мәдениетінде жеке шынайылығымен, сапасымен, өзінің нышанымен қабілетті.

Әртүрлі халықтың өзіндік мәдени ұлысты, нышанды айқындау үшін ең сүйікті сандары болады. Әртүрлі мәдени ұлыстарда небір сандар киелі, ал кейбіреулері қауіпті, тіпті бақытсыздық нышаны болып саналатын. Алайда, белгілі бір сан бір елде бақытсыздық нышанын білдіретін болса, басқа бір елде сол санға сенетіні соншалықты, тіпті сәттілік бойтұмары деп санайтын.

Ертегілерде жай емес, маңызды сандар кездеседі, олар ертегілерге қосымша мән-мағына береді.

Мақсаты: Ертегілерде қандай сандар кездесетінін анықтау.

  • Олар нені білдіреді? Ертегіге қандай қосымша мағына береді?

  • Міндеті:

  • 1.Қазақ, орыс халық ертегілерінде көбінесе қандай сан кездесітінін анықтау.

  • 2.Қандай сандардан үлкен және ертегілерде сандарға қандай мағына берген.

Жұмыстың әдісі - бұл ертегілерді талдау.

Жұмыс өзектілігі: осы жұмысты әдебиет сабақтарында қолдануға болады.

2. Основная часть

2.1 Народные секреты «магических» чисел

С числами, которые называют магическими, сталкивались все. В сказках, легендах, пословицах и поговорках, в календарях и на циферблатах, в ритуалах и культах мы встречаем Святую Троицу, три желания, семь дней недели, семерых козлят, 12 месяцев.

Число «три» встречается во многих пословицах и поговорках: «в трех соснах», «в три ручья», «с три короба» и так далее.

Так же, как число 3, выделилось и число 4, которое первое время служило для обозначения множества вообще. Например, в египетских иероглифах множество предметов обозначалось тремя и четырьмя палочками

Само наблюдение над природой наводило на мысль об особом значении этого числа. Люди всюду встречали или думали, что встречают, деление на 3. Они видели, что вселенная состоит из неба, земли и воды; перед ними стояли небесные светила - солнце, луна и звезды; в телах они наблюдали три измерения - длину, ширину и высоту; во времени - прошлое, настоящее и будущее. А так как религия древних была связана с явлениями природы, то деление на три они положили в основу своих теоретических систем, и это число получило значение священного. Пифагорейцы считали число 3 совершенным, потому что оно имеет начало, середину и конец, и изображали его в виде треугольника.

Число 3 вошло в христианскую религию, верующие представляют Бога в виде триединства: отец - сын - святой дух. Это число легло в основу композиционного построения ряда художественных произведений.

Любопытно, что число 3 рассматривали не только как счастливое («Бог троицу любит»), но и как несчастливое («треклятый»).

Число 9 находится в непосредственной связи и зависимости от числа 3. Иногда оно мыслится как число 3, только в усиленной форме: 9 = 3x3. Интересно, что если в древнейших преданиях говорится о трех музах, то в более поздних - преимущественно о девяти. Числа 3 и 9 находили особое применение и в бытовых отношениях. Например, на пирах существовало правило - пить 3 чаши или 9, но никогда не 4 или 5. В речи ряда народов символом грозной опасности или наивысшего подъема, могучей силы выступает «девятый вал». Он как бы венчает какой - то процесс и кладет начало переходу к новому качеству.

У мусульман поминки по усопшему отправляются на 3 и 7 день, а у славян на 9-й день после его кончины. По - видимому, это тоже свидетельствует о каком - то процессе обновления, но уже в потустороннем мире.

Число 7 буквально пронизывает всю историю культуры народов Земли.

Зародился культ числа 7 в Древнем Вавилоне. Наблюдая небо, древние астрономы насчитывали 7 планет: Солнце, Луну, Меркурий, Венеру, Марс, Юпитер и Сатурн

2. 2 Числа в «Сказке о рыбаке и рыбке…»


Сразу же в начале сказке Пушкин использует число 33- это предполагает, что старик со старухой много лет прожили вместе:

«Они жили в ветхой землянке

Ровно тридцать лет и три года…».

Кроме того, читая дальше, мы встречаемся с числом 3, что так же, как и в предыдущей сказке, создаёт размеренный ритм повествования.

Три раза старик кидал в море свой невод:

«Раз он в море закинул невод, -

Пришел невод с одной тиной,

Он в другой раз закинул невод, -

Пришел невод с травой морской,

В третий раз закинул он невод, -

Пришел невод с одной рыбкой,

С непростою рыбкой - золотой…» [9]

2.3 Числа в «Сказке о царе Салтане…»


Свою сказку-поэму А.С. Пушкин назвал в лубочном стиле «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди». Она написана почти сразу после женитьбы как своеобразное величание невесты-красавицы.

Уже в первой строчке мы встречаемся с числом 3:

«Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком». [9]

Только желание третьей девицы родить для батюшки-царя богатыря «полюбилось» царю, подслушивавшему речь девиц .

Так же, как и в народных сказках, у Пушкина из 3-х сестриц две оказались злыми, коварными и завистливыми. Обманом, хитростью заставили бросить в океан младшую сестрицу с сыном.

Через 3 дня, как пустили бочку с матерью и с младенцем в океан, царевич и царица стали княжить в городе, подаренном им лебедем. Дальнейшее утроение мотивов позволяет поэту углубить идею сказки.

Входя в город, мать и сын услышали «оглушительный трезвон».

При первой встречи царевича с лебедью, он освободил ее от коршуна-чародея, потеряв свою стрелу в море. Лебедь утешает царевича:

«Ты, царевич, мой спаситель,

Мой могучий избавитель,

Не тужи, что за меня

Есть не будешь ты три дня». [9]

Чтобы царевич смог попасть в царство Салтана, 3 раза лебедь превращает его в насекомое.

Сначала он становится комаром:

«Хочешь в море полететь за кораблем?

Будь же, князь, ты комаром». [9]


Затем мухой:

«В муху князь оборотился, полетел…» [9]


Потом он превращается в шмеля:

«Тут он очень уменьшился,

Шмелем князь оборотился». [9]


В царстве своего отца он узнает сначала о чудесной белке, затем о 33 богатырях и, наконец, о прекрасной царевне. Три раза выручает лебедь царевича, подарив ему эти чудеса. Сначала в городе появилась чудо-белка:

«Белка песенки поет,

Да орешки все грызет,

А орешки не простые,

Все скорлупки золотые,

Ядра чистый изумруд.» [9]

Второе чудо:

«И очутятся на бреге,

В чешуе, как жар горя,

Тридцать три богатыря». [9]

(Число 33 содержит в себе значение множества.)

Третье чудо: «Говорят, царевна есть,

Что не можно глаз отвесть:

Днем свет божий затмевает,

Ночью землю освещает -

Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит…» [9]


Пожелав жениться на царевне, был готов

«За царевною прекрасной

Он пешком идти отсель

Хоть за тридевять земель». [9]

(т.е.очень далеко.)

Превращенный в насекомое, три раза ужалил царевич трех злодеек-обидчиков: «впился комар тётке (поварихе) прямо в правый глаз», «ткачихе сел на левый глаз», а сватью бабу Бабариху ужалил прямо в нос.

Так наказал царевич своих тёток за злые языки.


2.4 Числа в «Сказке о мертвой царевне…»


В «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях» мы встречаемся также с числом «3».

Утроение мотива (поиски невесты) создает размеренный ритм повествования.

* Три раза обращается к своему зеркалу злая царевна:

«Свет мой, зеркальце! Скажи

Да всю правду доложи:

Я ль на свете всех милее,

Всех румяней и белее?» [9]

* Елисей в своих поисках три раза обращается за помощью:

1. к красному солнцу:

«К красну солнцу наконец

Обратился молодец». [9]


2. к месяцу ясному:

«Только месяц показался,

Он за ним с мольбой погнался». [9]


3. к ветру буйному:

«Елисей, не унывая,

К ветру кинулся, взывая…» [9]


И только от ветра он узнает, где царевна.

После смерти царевны богатыри «ждали три дня, но она

не восстала ото сна». [9]


В «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях» мы встречаемся также с числом «7». Люди давно считали, что 7 - число особое: в русских поговорках и пословицах слово «семь» часто выступает в значении «много»: «Семеро одного не ждут», «Семь раз отмерь - один раз отрежь» и т. д.

В сказке А.С. Пушкина число 7 тоже имеет значение «много»: «семь богатырей, семь румяных усачей».

В приданое царевне было дано «семь торговых городов

да сто сорок теремов». [9]


Как уже было сказано выше, в народе число 6 ассоциируется с нечистой силой. А обычай хоронить покойника через три дня связан с христианским вероучением.

После смерти царевны богатыри

« гроб её к шести столбам

на цепях чугунных там

осторожно привинтили

и решёткой оградили».


Сказочное число 3

Вы, должно быть, заметили, как часто в сказках упоминается число 3? «Было у отца три сына», «ехал три дня и три ночи», «три раза плюнуть». "Три раза хлопнуть в ладоши», «три раза повернуться вокруг своей оси», «три раза что-то произнести».

Цифра 3 в русских народных сказках имеет просто-таки решающее значение. Число 3использовалось в русских сказках невероятно точно и уместно. В народном фольклоре число 3 очень часто отражает именно поворотные моменты в жизни человека. Особенно это видно в «трёх дорогах», которые обычно расстилаются перед главными персонажами в момент неизбежного выбора. И не просто «неизбежного», а судьбоносного выбора, который фактически является вопросом жизни и смерти.

Число 7 - это спасение. всегда считалась очень счастливым числом. Вот и в русских народных сказках, спасти ситуацию может именно семилетняя девочка. Вспомните, хотя бы, цветик-семицветик. Девочка загадывала все что хотела, и только последний лепесток оказался правильным. Вернее, даже не так. Девочка только с седьмого раза смогла загадать действительно правильное желание, благодаря которому мальчик получил исцеление. В русских народных сказках, семерка символизирует познание истины, учит такой пословице, как «семь раз отмерь, и только один раз отрежь».

Многие казахи не знают почему у нас именно 7 ата, 7 жарғы, 7 шелпек и т.д. Почему у казахов так часто используется цифра 7?

Есть ли в нем смысл?

1) ЖЕТІ - завершенность

Слово ЖЕТ всегда употреблялось для обозначения финиша, итога.

«Жол мұраты - жету» то есть любое действие, любое движение должно иметь свой итог «ЖЕТ»

ЖЕТІ - абсолют

Цифра 7 часто используемся в разных народах (например 7 чакр, 7 дней недели, 7 чудес света). И для казахов цифра 7 священна (киелі).

Скажу сразу - эта информация взята из книги «Арғықазақ мифологиясы» - просто замечательная и очень хорошо подготовленная книга. Если вам интересно почитать об этом советую эту книгу, там также объясняется сакральное значение и других цифр у казахов.

Интересно то что значение этой цифры очень древнее. Почему в 7 веке в Коране написано что мир был создан за 6 дней, а не за 7 дней. Там написано что цифровое значение «создание мира за 6 дней» сделало много дополнительных схем как модель «1+6″. В итоге с течением времени оно стало называется как просто модель «7». Традиции которые использовали модель «ЖЕТІ» осознавали важность и священность этой цифры, но все же вначале это была «1 основа и 6 ее результатов» (1+6) и это не надо забывать.


Число "семь" играет важную роль в жизни каждого казаха. Она имеет священное, мистическое и фундаментальное значение, не только у казахского народа, но и ряда других. В современном казахском языке существует словосочетание «Семь чудес света», олицетворяющее «весь мир», «целый мир». Здесь отсутствует прямое числовое значение. По данному определению "семь" означает семь основных направлений, т. е. четыре стороны света: восток, запад, север, юг, небо - высший мир, земля - средний мир, и подземный мир - нижний. По отношению к религии существует семь святых: Мекка, Медина, Бухара, Шам, Катым, Египет, Коран.

Даже в приготовлении Наурыз-Коже, олицетворяющего первые солнечные дни нового года, используются "семь" видов продуктов, что также связано со священным числом "семь". Это символ доброты, богатства, плодородия и символ удачи.

По казахской традиции на седьмой день после смерти человека устраивают поминки, в память о покойном собираются люди, раздают пожертвования. На основе этого сформировались следующие словосочетания: «жеті шелпек» (семь лепешек).

У казахов принято знать предков до седьмого колена (семь поколений). «Жеті атасын білмеген жетімдіктің белгісі» → Человека, не знающего свою родословную, называют безродным. В казахском понимании число семь, являясь символом структуры мира, используется как в прямом, так и в переносном значении

Ученый - культуролог С. Кенжеахметулы о значении числа "три" пришел к следующим выводам: «Три родственных: своя родня, родные со стороны матери, родичи со стороны жены. Три неизлечимых: Характер. Старость. Смерть. Три почитаемых: Удача. Счастье. Богатство. Три близких: Душа. Жена. Скотина. Три истины: Правда - бесценна. Ложь - дешево. Старость - неизлечима. Три радости: Принимать благодарность. Когда ищут тебя. Долговечность твоего дела. Три источника: источник воды - родник, источник дороги - путь, источник слова - слушатель»[3].

Эти понятия в обычаях и традициях казахского народа нашли свое отражение в сказках.

В казахской сказке « Золотой самородок» У старика трое детей. Дети подрастают и возникает вопрос как их прокормить и вырастить. Он обращается к богу и здесь проявляется Характер, Старость, Смерть.

Казахской сказке « Толарсак» герой выполняет 3 приказа хана и благодаря мудрости престарелого отца спасает народ от жажды, смерти и достает золотой самородок.

В сказке « Золотой самородок» у старика единственная дочь и в « Толарсак» у родителей единственный сын.

Число "один" в казахском языке имеет значение одного целого, единства и процветания, абсолютного

спокойствия. В казахском языке отображение единства Бога представлено следующим фразеологизмом: «Жалғыздың Аллаға ғана жарасады» (Одинок может быть только Аллах).





















Заключение.

Проанализировав употребление в сказках различных чисел, можем смело утверждать , что выбор чисел в сказках не случаен. Выбор числительных в сказках основан на народном представлении о значении чисел. Числительные играют в художественном тексте немаловажную роль и изучение их функции помогает увидеть, почувствовать глубинные «воды» текста, проникнуть в заложенную творцом мысль.

Мы можем сделать вывод о том, что какое бы не было число, оно играет важную роль не только в мировых культурах, но и в жизни отдельного человека. В разных религиях одно и то же число может иметь совершенно разные значения, а так же практически в каждой мировой культуре есть свои «священные числа», а каждое число символизирует определенное значение.

Таким образом, отношение к числам у казахской, русской наций разное, культура чисел проявляет интернациональность и национальность под влиянием различных факторов, таких как природные условия, обычаи, привычки, религия и других факторов.

Список используемой литературы

1Книга «Арғықазақ мифологиясы» 2http://ria.ru/spravka/20070707/68528028.html#ixzz3H5CV8w1V

3 Энциклопелия «Қазақтың этнографиялық категориялар, ұғымдар мен атаулардың дәстүрлі жүйесі», 2011 год, 735 стр, 2 том

http://www.kazenergy.com/ru/6-50-2011/3678-2012-01-26-

4 Сказки казахского и русского народа



5 Шолохов М. А. Сокровищница народной мудрости. - В кн. Пословицы русского народа. Сборник В. Даля. М.,

6 Багаев Е. Тройка, семерка, чертова дюжина: о некоторых числовых суевериях / Е. Багаев // Сельская новь. - 1999. - № 2. - С. 40.



14




 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал