- Учителю
- Конспект урока по ИЗО 1 класс
Конспект урока по ИЗО 1 класс
Тема урока: «Дизайнер».
Тип урока: комбинированный
Цель:
Разработка дизайнерских решений веера.
Задачи:
• Дать понятие «дизайн», познакомить с видами дизайна.
• Учить правильно, последовательно разрабатывать веера, творчески используя цвет.
• Способствовать развитию познавательной активности с помощью проблемных ситуаций и практической деятельности.
• Создать условия для развития коммуникативно-творческой способности, креативного мышления, моторики рук. Развитие творческих способностей и навыков в работе.
• Содействовать эстетическому воспитанию.
Формируемые УУД:
Личностные: бережное и осторожное отношение к красивым и удобным вещам; освоение новых видов деятельности;
умение организовать рабочее место; совершенствование
имеющихся знаний.
Регулятивные: выбор приемлемого для себя варианта выполнения задания; самооценка полученного результата.
Познавательные: обработка и использование информации;
осознание познавательной задачи.
Коммуникативные: вступать в учебный диалог с учителем;
участвовать в общей беседе; слушать и отвечать на вопросы. Оборудование для занятия:
• Бумага, краски (гуашь, акварель), цветные карандаши (по выбору учащихся), баночки с водой, кисти, бумажные салфетки, палитра
• Компьютерная презентация по теме урока.
Ход урока:
1) Организационный момент.
- Сегодня урок посвящен профессии художника дизайнера.
Дизайн (англ. design - замысел, план, намерение, цель
и от лат. designare - отмерять, намечать) - творческая деятельность, целью которой является определение формальных качеств промышленных изделий.
Для России профессия дизайнера очень молодая и по-настоящему начинает развиваться только последнее время.
В институтах и колледжах появились факультеты дизайна,
где учат красоте и функциональности разрабатываемых вещей и одежды.
-
- Откроем учебник на с. 74 «Впечатление» и рассмотрим
иллюстрации к теме урока.
- Как вы думаете какая тема нашего урока? Какие цели мы поставим?
- Да, речь пойдет о веерах, которые, можно смело сказать, являются прообразами современных кондиционеров.
3) - А сейчас послушаем домашнее задание. У нас ребята приготовили сообщения.
О существовании веера доподлинно известно с древнейших
времен - изображения вееров встречаются в памятниках изобразительного искусства, об их использовании упоминается
в старинных текстах. Первые веера - это опахала с ручкой
и с экраном в виде листа, флажка, круга.
1 Сообщение. Китайские поэты относили возникновение опахала к эпохе императора Увана (второе тысячелетие до н.э.); позже появились круглые бумажные веера на ручке, которые в I в. н.э.
у Китая заимствовала Япония.
Веер в Китае имеет давнюю историю. Согласно археологическим данным, веера появились не раньше периода неолита.
Однако самые древние из найденных вееров относятся к гораздо более позднему периоду. Это вырезанные на бронзовых изделиях изображения вееров с длинными ручками, а также
обнаруженные при раскопках фрагменты вееров из перьев
с деревянной ручкой.
Так, в силу того, что веера пользовались популярностью
в императорском дворце, а также благодаря искусству литераторов и художников они стали превращаться в изящные художественные изделия. В качестве материала для костяков вееров начали использовать золото, нефрит, слоновую кость, оправы из черепашьего панциря, рога зверей, сандал и бамбук.
Литераторам очень полюбились веера с резными бамбуковыми
костяками. Знаменитые мастера занимались резьбой именно
на костяках вееров. Изображались горы, реки, цветы, птицы
и звери, а также портреты.
2. Сообщение. В Древнем Египте опахало служило атрибутом величия фараона, признаком высокого достоинства, эмблемой счастья
и небесного покоя; их часто носили лица царской фамилии,
которые имели специальный титул - «носитель веера с левой
стороны». Подобные функции имел веер в Индии и Персии.
В Древней Греции, Риме, на Крите использовались восточные опахала из листьев и перьев, в частности - павлиньих на
деревянной или костяной основе. В росписях античных ваз
часто встречаются изображения вееров различных форм.
3. Сообщение. В Византии использовали опахала на ручке, которые нашли себе применение в церковном обиходе во время торжественных богослужений. Из Византии веер перешел в Европу. В Европе женщины стали пользоваться складными веерами во время карнавалов. На многочисленных исторических иллюстрациях можно увидеть изображения нарядных вееров из слоновой кости, черепахи, серебряной филиграни, застывшего сока лакового дерева, украшенных пухом, перьями, шелком. Некоторые из этих вееров происходят из коллекций российских императриц.
4 Сообщение. Предпочтение отдавалось круглым веерам, но позднее появились новые - складные веера, тот самый вид, который пользуется популярностью по сей день. Искусство вееров непрерывно развивается: появились изящные веера с золотой фольгой. В XVI веке в Европу приходит складной веер в форме полукруга, открывая совершенно новую блестящую эпоху жизни
веера. XVII век - расцвет складного веера в Европе.
В истории России веера известны с XVII века и главным образом в обиходе царской семьи и придворных кругов. Для
Московской Руси в это время характерно еще опахало круглой
формы с экраном из страусовых перьев, закрепленным на ручке из дерева, кости, серебра или золота с финифтью, драгоценными камнями. Опахала привозили из Турции, они часто
появлялись в России как дипломатические подарки. В Москве,
как свидетельствуют документы того времени, мастера Оружейной палаты тоже умели делать опахала.
5 Сообщение. Складные веера в России XVII века появлялись лишь как иноземная диковина. Редкие экземпляры складных вееров, которые попадали в Россию из Европы, хранились в царской казне наряду с дипломатическими подарками и различными редкими вещами. Спрос на веера расширил их производство в самой России. В изготовлении вееров принимали участие мастера самых различных специальностей: живописцы, граверы, ювелиры, резчики по дереву и кости и другие мастера. Веера русского производства в XVIII веке по своим художественным достоинствам не уступали западноевропейским изделиям. Кроме своего прямого назначения на многолюдных балах веер использовали для языка знаков, как предполагает Соам Дженинс в «Искусстве танца» (1730)
Еще одна важная особенность профессии дизайнера - это
работа с творческим источником.
Творческий источник - им может стать любое явление
природы, настроение, стихия… Это то, что подсказывает путь,
вдохновляет и направляет - ведет к конечному результату.
-
Среди иллюстраций в учебнике есть фотографии творческих источников. Разделитесь на группы. Каждая группа представит один творческий источник. Подсказка - что в природе напоминает веер?
- Сколько видов вееров можно видеть на иллюстрациях?
-
Переходим на с. 75 «Выражение». В круге показаны необходимые для работы материалы: бумага цветная двухсторонняя; графитный и цветные карандаши; фломастеры; штрих-корректор; деревянные шпажки; ножницы; клей и скотч.
Презентация на которой представлены виды вееров.
Рис. 1-2. «Венецианский веер». Нужна плотная черная
бумага или белый ватман, окрашенный тушью с обеих сторон; цветной карандаш белого цвета и штрих-корректор на
водной основе с кисточкой.
На расправленном листе формата А 4 черной бумаги белым карандашом делается произвольный рисунок из плавных линий. Линии могут пересекаться, быть длиннее и короче, толще и тоньше и напоминать стебли вьющегося растения, например, вьюнка. Рисунок надо сделать с обеих сторон.
Затем взять штрих-корректор на водной основе с кисточкой и простыми движениями (прикладывая и отрывая кис_
точку от поверхности) создать отпечатки листиков. Кисточка
штрих-корректора прикладывается на линии белого карандаша. Если несколько отпечатков кисточки положить рядом, то
уже получится цветочек. Если этой же кисточкой касаться
бумаги только кончиком в вертикальном положении, то на
бумаге останутся маленькие белые точки.
Таким образом, окончательный рисунок будет состоять из
четырех элементов: 1) тонкие плавные линии, слегка приглушенные; 2) яркие листики; 3) цветочки; 4) точки. В совокупности они дают ажурный узор, напоминающий кружева.
У ребят можно поинтересоваться, что необходимо сделать
для того, чтобы этот лист бумаги превратился в веер. Главное - не забыть загнуть конец гармошки, немного отступив от края - получится ручка, которая соберет «гармошку» у основания и позволит противоположному краю максимально раскрыться. Место сгиба можно украсить лентой, бантиком.
Рис. 3-4. «Складной веер». Для этого понадобятся: лист
цветной бумаги формата А 4; ножницы; тонкий скотч; клей-карандаш; деревянные шпажки; фломастеры или шариковая
ручка.
Лист цветной бумаги можно предварительно украсить на
свое усмотрение фломастерами или шариковой ручкой, графитным карандашом или просто раскрасить белый лист
цветными карандашами, как на картине Огюста Ренуара
«Девушка с веером» (с. 74 репродукция 4).
Графитным или цветным карандашом нужно провести на листе горизонтальную линию так, чтобы уменьшить ширину
листа и отрезать полоску. Получатся два прямоугольника -
широкий и узкий. Из широкого мы сделаем веер на уроке,
а из узкого тоже можно сделать даже два маленьких дома или в классе, если успеете.
Широкую часть листа надо сложить «гармошкой». С помощью скотча или небольших кусочков воскового пластилина в лунки прикрепить деревянные шпажки, внешние концы которых собираются вместе и скрепляются скотчем. Место соединения можно украсить на свое усмотрение. Для маленьких вееров вместо шпажек подойдут зубочистки. А оставшуюся узкую полосу бумаги надо будет разрезать пополам по высоте прямоугольника.
- Есть ли среди иллюстраций в учебнике на соседней
странице изображение веера, похожего на тот, который вы
делали?
Рис. 5-7. «Японский веер». Японцы первые придумали
складной веер, но, несмотря на это, мы будем делать японский веер плоский, но с узором цветущей сакуры (японская вишня). Для этого нам понадобятся: плотный лист красной
бумаги или картона, лучше двухстороннего; деревянные
шпажки, скотч; штрих-корректор или белая гуашь с кисточкой; фломастеры или коричневая (черная) гуашь.
Рис. 5. На красном листе картона или плотной бумаги на_
рисуйте форму будущего веера, подсмотреть его варианты
можно на с. 74 «Впечатление» на картине Клода Моне
«Японка». На стене комнаты, в которой позирует девушка
в кимоно, развешаны плоские веера различной формы. Можно выбрать из них, а можно нарисовать ту форму, что на
рис. 5 с. 75 «Выражение» - «дугообразный прямоугольник»
напоминает широкую радугу.
Внутри выбранной формы надо расположить ветку дерева,
которая начинается в левом нижнем углу и тянется вправо.
Обратите внимание на то, что вначале толщина ветки боль_
ше, а далее она утончается. От ветки отходят более тонкие
веточки, но немного.
Теперь с помощью ватной палочки и белой гуаши надо
расставить на этой ветви бутоны: ватную палочку опустить
в гуашь, немного покружиться, вынуть и прижаться к веточке в вертикальном положении, затем просто оторвать палочку от листа - получится ровный белый кружочек, а если
этой же палочкой с гуашью немного покружиться, то кружочек будет большего размера. Если пять кружочков собрать
вместе по форме цветка - получится цветок сакуры. Цветы
и бутоны, так же, как и ветви, располагаются от частого в левой стороне рисунка к редкому количеству - уже справа на ветках. Рисунок выполняется только с одной стороны.
Рис. 6. После того как краска высохнет, надо вырезать
форму веера; перевернуть ее на обратную сторону и прикрепить
3 шпажки с помощью скотча, равномерно распределив
их: 2 по краям и 1 посередине.
Рис. 7. Концы шпажек скрепляются скотчем.
-
Практическая работа. У ребят можно поинтересоваться, что необходимо сделать для того, чтобы лист бумаги превратился в веер. Главное - не забыть загнуть конец гармошки, немного отступив от края - получится ручка, которая соберет «гармошку» у основания и позволит противоположному краю максимально раскрыться. Место сгиба можно украсить лентой, бантиком. После описания выполняют по выбору один из вееров. Важно помнить, что каждый вариант имеет свой творческий источник.
7) Подведение итогов.
- Чему новому вы научились на уроке?
8) Домашнее задание.
- Придумать из каких материалов можно сделать веер?