7


  • Учителю
  • Исследовательская работа 'История села Сыркыды' (4 класс)

Исследовательская работа 'История села Сыркыды' (4 класс)

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание: Отрадно, что дети начальных классов с удовольствием включаются в исследовательскую деятельность. Они работают под руководством учителя, родителей, знакомых и близких.Хочется заметить, что наблюдательности у них не занимать.Часто они видят то, что не замечают даже взрос
предварительный просмотр материала

Учебно- исследовательская конференция «Мордовия глазами детей»

История села Сыркыды.



Выполнил: Эртуганов Марат, 4 класс

Руководитель: Данилина Л.И.

учитель начальных классов

Торбеевский район, с. Сургодь, МБОУ «Сургодьская ООШ»

2014г.

Тема: «История села Сыркыды»

Цель исследования:

-узнать о прошлом села,

-раскрыть связь поколений,

-показать интернациональность села,

-привить любовь к родному краю.

Для достижения названной цели поставлены следующие задачи:

- из рассказов сельчан воссоздать образ прошлого села,

-из архивных документов музея установить этапы развития села ,

-расширить представление о ценности и красоте родного края,

-создать эмоционально-эстетическое восприятие родного края как частицы малой родины.

Объект исследования: малая родина

Предмет исследования: прошлое села

Актуальность темы:

Судьба каждого человека неотделима от судьбы края. Долг каждого из нас чтить память предков, знать их культурно- историческое наследие, традиции,

жизнь и деятельность.

Методы исследования: анализ, опрос, наблюдение, сбор информации из разных источников.

Источниками для написания работы служат статьи газет, ресурсы Интернет, Энциклопедия, сборник стихов татарских поэтов.

Оглавление:

1.Введение.

2.Из истории села Сыркыды:

-географическое положение

-из истории возникновения села

-из прошлого села

-село сегодня

-гордость села

3.Практическая часть.

4.Выводы и рекомендации.

5.Приложение.

Введение.

Земля моя родная…

Как я тебя от сердца отлучу?

Ведёт к тебе тропиночка лесная,

К твоим садам, к студёному ключу.

И.Д.Пиняев

Я часто задумываюсь, что значит для меня понятие «Родина.Родной край?»

Будто ничего особенного в селе, где я живу, нет. Но где бы я ни был, меня всегда тянет домой, в родное село. Как рыбы и птицы всегда стараются возвратиться в то место, где вывелись. К примеру, деревенская ласточка, что ежегодно возвращается к гнезду под карнизом нашего дома.

Думаю, что объяснение этому есть. Когда говоришь о родном крае, всегда вспоминается родной дом, родители, родственники, друзья, и даже тропинка, по которой иду в школу. И всё так знакомо, близко и родное.

Моя малая родина- село Сыркыды. Здесь я родился, сделал первые шаги, посадил вместе с папой первое дерево в саду- яблоню, которая каждый год осыпает нас вкусными плодами. Наша семья пустила корни на этой благодатной почве.

Основная часть.

Я, Эртуганов Марат Фяридович, родился в селе Сургодь Торбеевского района и живу здесь по сей день.

Я горжусь тем, что земля моих предков- родина прославленного татарского поэта Хади Такташа.

Мне хотелось узнать о прошлом моего родного края. Из рассказов родственников, родителей я узнал много интересного и хочу немного рассказать вам.

Наше село расположено на берегу реки Парца, в 12 километров от районного центра рядом с автотрассой Москва-Саранск. Оно возникло на рубеже 17 века.

Село расположено в низменности, окружено с двух сторон невысокими холмами, с северной стороны примыкает роща.

Раньше, из рассказов сельчан, село располагалось за рекой, на холме. Его называют Заячьей горой, потому что там водилось много зайцев. Но с изменением климата люди с холма стали переселяться на равнину. Здесь протекает река. Земля более щедра и плодородна.

До прихода татар на нынешней территории села жили русские люди. Был у них барин, поп, церковь, кладбище.

С приходом татар они переселились в село Аксёновка. Жители этого села занимались земледелием .Многие арендовали землю и обрабатывали её силами батраков. С учительницей родного языка Светланой Рустямовной мы выяснили происхождение названия села. На родном языке оно звучит Сыркыды. Это слово произошло от татарского слова «серелгэн» и мордовского « суры куд».В те далёкие времена на этом месте батраки получали высокие урожаи проса. Мордва шла сюда на работу. На вопрос : « Куда идёшь?»-отвечали: «Суры-куд», где татары, там и просо.

Раньше в нашем селе было 615 хозяйств. В 60 из них жили кулаки. Старостами села были Брагин Зайнетдин и Агишев Изатулла. Они жили богато, любили охоту. На месте музея раньше стоял дом кулака.

В 1918 году в селе была установлена Советская власть. Агитатору Мусееву удалось создать комитет бедноты. Председателем его был Нюркай. Он собирал налоги с кулаков, отбирал лишний хлеб и отдавал бедным людям.

Организация колхоза началась в 1929 году и завершилась в 1931 году. Он носил имя Сталина. Организатором был Мухаев.

Новый председатель колхоза Такташев стал подлинным строителем новой жизни на селе. За 8 лет его кропотливой работы была создана крупная молочно- товарная ферма, построены бригадные дворы, большой клуб с электрическим светом от паровой мельницы.

После Такташева председателем стал Коновалов, рабочий московского завода «Красный штамповщик». Затем колхозу было присвоено имя Хади Такташа. С полей собирали небывалые урожаи зерна. Мой папа тогда работал на току. От зари до зари грузовики везли зерно. В то время была построена новая школа, правление колхоза, открыт детский сад, новый магазин, музей, мечеть. В дома пришли вода, газ.

К сожалению, на территории села сейчас расположено только животноводческое отделение от МАПО Торбеево.

Из рассказов сельчан я узнал также о том, что бедные люди жили в домах, построенных из глины и камня. Крыши домов были покрыты соломой. Затем жилища стали строить из брёвен. Главное место в доме занимала печь. На ней спали, в ней пекли вкусный хлеб и пироги. Около стен стояли широкие деревянные скамейки для гостей. Женщины пряли на специальных станках и вышивали. Мужчины охотились в лесах, в реке ловили рыбу, пасли на лугах скот. В каждом доме было своё хозяйство: лошади, гуси, овцы и другая живность.

Много воды утекло с тех пор. Вместе с папой, он работает главой сельского поселения, мы провели небольшое исследование по этнографии села. Вот что у нас получилось:

Всего жителей-398. Основу села составляют люди от 14 до 50 лет.

Молодёжь-71 человек. Людей преклонного возраста-86.

Национальный состав села :

Мордва-173 чел., 44,4 %

Татары-155 чел., 39, 7 %

Русские-56 чел., 14, 4 %

Другой нации-6 чел., 1,5 %

Вывод: наше село интернациональное. Оно имеет интересную историю.

В заключении я хочу сказать, что понятие родного края неотделимо от его истории, от понятия « родной язык.» Это язык бабушкиной сказки, маминой песни, отцовского рассказа. Это народ, это сельчане, это добрые соседи. А живут они дружно и весело. И праздники у них общие. Не проезжайте мимо нашего села. Милости просим на наши щедрые земли.

Я учусь в 4 классе. Мой дедушка любил разводить коней, бабушка вязала и вышивала, мама любит печь национальные пироги, папа строит для нашей семьи дом, а я люблю моделировать. На прогулке с папой по родному краю он рассказывал не раз о мельнице , которая была очень давно и от неё остались лишь камни. Мне захотелось её восстановить и я сделал модель.





 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал